Каких духов боялись, а с какими дружили наши предки

Злыдень — злобный дух

Злобный дух, который может обитать в человеческих домах и в чаще леса — это Злыдень. Наши предки были уверены, что это нечисть, которая способна увести из дома все богатство и притянуть в него бедность. Считается, что где поселится этот дух, там будет царить нищета.

В былинах Злыдня идентично белому ходаку из сериала Игра Престолов

Нечисть абсолютно невидима, но вы можете услышать его. Люди верили, что он общался с теми, в чьем доме он поселился. Главный враг Злыдня — Домовой. Добрый дедушка не пускает нищету в дом. Но если ей удастся пробраться, то вытравить ее будет очень тяжело.

Иногда духи селятся по несколько особей. Бывает такое, что в одном доме обитает целых 12 существ. Чаще всего прячется Злыдень в теплых печах, в сундуках либо шкафах. Неудачи, посылаемые Злыднем, будут ходить за человеком по пятам ровно до тех пор, пока он не избавится от духа.

То, что в доме поселился Злыдень, говорит о том, что беда приключилась с Домовым. Возможно, он слишком ослаблен либо вовсе исчез из этого жилища.

Несмотря на то что Злыдни сами по себе слабые, победить их весьма непросто. Легче не дать им проникнуть в дом. Для этого наносились на дверях солнечные знаки. Считалось, что чем больше подобных символов в помещении, тем больше вероятность того, что нищета не проникнет дом.

Пантеон славянских богов

В древней Руси люди верили разным Богам и поклонялись им, приносили дары, обращались за помощью. В разных частях необъятной страны были свои кумиры, свой состав небожителей в которых верили и почитали особо. Даже списки богов принадлежащих к темному и светлому миру не были едины. В одном городе особо почитаем был Перун, в другом — Велес, в третьем большую славу воспевали Макошь или Ладе, тем не менее везде был свой состав, пантеон в котором устанавливались определенные кумиры.

Если посмотреть восточных и западных славян, можно встретить различие в именах богов и их составе. Попробуем сделать обобщенный список почитаемых божеств с описанием их сферы влияния на жизнь язычников. Были ли за каждым образом реально живущие люди — это еще один вопрос и откуда люди изначально получили те знания. Возможно спустя какое то время человечеству станет известно намного больше, чем открыто ныне. Однако на данный момент мы изучаем вопрос в доступном для нас ключе.

Славянские боги

Боги – фундамент мифологии славян

Это высшие существа, которые управляли всем и занимали очень важное место в жизни любого человека. Боги могли быть разными: злыми, хорошими, добрыми, честными, уважаемыми, ненавидимыми, но все они были справедливыми

Хотя, их справедливость не всегда нравилась людям, они не всегда понимали, за что они заслужили зло со стороны богов.

У каждого славянского бога есть яркий образ, который выделяет его на фоне других. Он мог быть как отрицательным, так и положительным, но любой бог имел свой характер, образ мыслей и совершенно по-разному относился к людям. Не обо всех славянских богах сохранились подробные и точные сведения, это нужно признать. Зачастую образ приходится восстанавливать из огромного количества обрывков противоречивых данных, что может исказить черты их характера, но не исказит суть.

АгидельБаба ЯгаБелобогВелесВийВолхДаждьбогДеванаДивДидЖиваЗимунИндраКарачунКарнаКащейКвасураКостромаКрышеньКупала (Купало)ЛадаЛель и ПолельЛеляМакошьМараМать Сыра ЗемляМорокПерунРадогостРамхатРодРожанаРуевитСварогСвятогорСемарглСтрибогТараУдрзецХовалаХорсЧернобогЧислобогЯрило

Образ Кикиморы

Кикиморa

Мало кому не знакома Кикимора. Ее изображали как страшную старуху с длинным носом, очень худой, одетой в порванные старые лохмотья. Она настолько маленькая и тощая, что даже не выходит на улицу, потому что боится что ветер унесет ее.

Поверья о кикиморе распространены далеко не у всех славян. Чаще всего упоминания встречаются у русских, меньше — у белорусов. Считается, что данный образ сложился под влиянием обряда почитания богини Макоши.

Есть мнение, что в Кикимору может превратиться ребенок в том случае, если он был проклят своими матерью и отцом. В некоторых источником указывается, что Кикиморой может стать ребенок, которого мать убила сама либо который умер некрещенным.

Селится такая нечисть в тех домах, где человек покончил жизнь самоубийством либо где похоронено тело ребенка. Существовало поверье, что появиться этот дух также может в том случае, если его кто-то наслал.

Обычно это делали плотники, которые хотели отомстить нерадивым работодателям. Для этого необходимо было из щепочки и лоскутков сделать фигурку и положить их между бревен дома. Считается, что призванная Кикимора самая опасная и может даже убить человека.

Избавиться от такой нечисти очень сложно. Для этого необходимо хорошенько убрать квартиру, собрать весь мусор, окурить помещение ладаном при этом сказав особенное заклинание. Однако даже после такого обряда нечисть может вернуться. Есть еще одно действенное средство — напустить на нечисть медведя. Согласно поверьям, именно этого животного она боится более всего.

Славянские демоны — Анчутка

У наших пращуров славян были различны и демоны, духи, нечисть, которая защищали, ужасали, помогали, пугали людей. Список славянской нечисти очень длинен. Однако есть особенные сверхъестественные существа, о которых нужно знать.

Анчутка

Некоторые с раннего детства известные людям. Это такие мифические персонажи, как Баба Яга, Банник, Кощей Бессмертный. С другими же демонами, вероятно, вы познакомитесь впервые. Например, с Анчуткой.

Это небольшой злобный дух. Рост его составляет всего несколько сантиметров. Его маленькое тело полностью покрыто темной густой шерстью, а вот на голове у него плешь. Одна из особенностей данной нечисти — это отсутствие пяток.

Люди верили, что если произнести вслух имя этой нечисти, то она тут же появится перед вами. Обитают такие существа в водоемах и на полях. Главные их враги — это дикие звери.

Самые мирные Анчутки — полевые, они практически не появляются перед людьми до тех пор, пока их не позовут. Другие же любят проказничать. Однако их шутки очень злые и опасные. Поэтому лезть на рожон не стоит. Особенно злой дух может даже убить человека.

Основная способность данного вида нечисти — искусство становиться невидимым. Кроме этого, существо может превратиться в любого зверя либо человека. В некоторых источниках указывается, что дух может перемещаться куда угодно в пространстве.

Для того, чтобы выбраться из цепких лап Анчутки, достаточно бросить в него немного соли или дотронуться железом. Однако, если дух облюбовал какой-то дом, то выгнать его туда можно только если полностью сжечь строение.

Корни славянской мифологии

Мифические тексты славян не дошли до нас, поскольку во времена создания былин не существовало письменности. Из археологических источников и произведений древнерусской литературы языковеды определили общие черты языческих мифов. Славяне представляли, что где-то посреди бескрайнего океана находится небольшой остров (Буян), который считается центром мира. На острове растет дуб или лежит священный камень, обладающий целительными свойствами. На ветвях сидит птица, а у корней дерева или подножия камня лежит змея.

Создание мира славяне связывали с главным богом, который отделил мир внешний, где живут обычные люди, от невидимого, населенного божествами, духами и необычными существами.

Славянская мифология подразделяет категории «существа» и «боги» на группы:

  • культы древних славян, наделенные властью и могуществом в определенной области;
  • главные богини, прародительницы женщин, любви и красоты;
  • добрые и злые духи, живущие в определенном пространстве, – в доме, в лесу, в поле, в воде;
  • необычные существа;
  • важные символы и знаки.

Древние люди верили, что все они сопровождают человека от самого рождения до смерти, вмешиваются в его жизнь, помогают и наказывают.

Существует ли водяной?

Хозяин вод, водяной дедушка — еще один популярный персонаж славянской мифологии. Он является воплощением стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Bодяной

Чаще всего представляли себе люди его в виде обнаженного и весьма тучного старичка с большими выпученными глазами и хвостом, покрытой рыбьей чешуей. Зачастую водяной покрыт тиной, водорослями. У него длинная борода и усы.

Считалось, что этот дух мог превратиться в любую рыбу, птицу, бревно, утопленника. В некоторых источниках указывается, что домовой также мог превращаться в детей и лошадей. Обитает этот дух в болотах, реках, водоворотах, на заброшенных водяных мельницах. Каждый народ имеет свои особенные легенды, связанные с водяным.

Например, на Украине верили, что до Крещения водяной сидел в воде, а после этого переходил в лозу. Потом он выходил на сушу и сидел в прибрежной траве аж до Спаса.

Белорусы же считали, что перед Крещением этот дух ходит по селу и требует у людей сани для того, чтобы вывезти своих детей из водоема перед его освящением. Именно поэтому перед Крещением необходимо было перевернуть вверх ногами все сани для того, чтобы нечисть не могла ими воспользоваться.

Пасечники считали, что данный дух является покровителем пчел. В ночь на Яблочный спас все пчеловоды в обязательном порядке приносили дары водяному духу. Чаще всего это были мед и воск, который необходимо было бросить в пруд. Сопровождать Водяного могут Болотник и Водяницы.

Образ Кикиморы

Мало кому не знакома Кикимора. Ее изображали как страшную старуху с длинным носом, очень худой, одетой в порванные старые лохмотья. Она настолько маленькая и тощая, что даже не выходит на улицу, потому что боится что ветер унесет ее.

Кикиморa

Поверья о кикиморе распространены далеко не у всех славян. Чаще всего упоминания встречаются у русских, меньше — у белорусов. Считается, что данный образ сложился под влиянием обряда почитания богини Макоши.

Есть мнение, что в Кикимору может превратиться ребенок в том случае, если он был проклят своими матерью и отцом. В некоторых источником указывается, что Кикиморой может стать ребенок, которого мать убила сама либо который умер некрещенным.

Селится такая нечисть в тех домах, где человек покончил жизнь самоубийством либо где похоронено тело ребенка. Существовало поверье, что появиться этот дух также может в том случае, если его кто-то наслал.

Обычно это делали плотники, которые хотели отомстить нерадивым работодателям. Для этого необходимо было из щепочки и лоскутков сделать фигурку и положить их между бревен дома. Считается, что призванная Кикимора самая опасная и может даже убить человека.

Избавиться от такой нечисти очень сложно. Для этого необходимо хорошенько убрать квартиру, собрать весь мусор, окурить помещение ладаном при этом сказав особенное заклинание. Однако даже после такого обряда нечисть может вернуться. Есть еще одно действенное средство — напустить на нечисть медведя. Согласно поверьям, именно этого животного она боится более всего.

Другая нежить

Мифологами считается, что нежить — синоним нечисти (нечистой силы).
Так называли всякую черную, тустороннюю силу, вредоносную человеку:
домовых, русалок, водяных, чертей, а в языческую пору — и всех недобрых духов и божеств.

Однако, здесь будем делать некоторое различие, чтобы отсортировать эту чертовщину по разным кучам:
нежитью будем называть умерших людей, которые все равно могут являться в мир живых, в том числе, превратившись в каких-то уродцев.
Также это могут быть их бестелесные, но видимые духи.
В отличие от этих, перешедших на сторону зла покойников, другие злые духи, возможно, существовали изначально,
т.е., были сотворены Верховным Богом просто как ангелы (джинны) со свободной волей, но потом переставшие подчиняться Всевышнему.
Возможно, с точки зрения демонологии, и те и другие — просто злые души (а все души — с начала времен).

Если логически смотреть дальше, то как духи могут влиять на материальный мир?
Только через души живых людей, вкладывая в их сознания свои мысли…
А как их могут видеть люди? Тоже только с позволения этих духов, которые создают в мозгах живых свои образы.

Навьи

Древнейшее название мертвецов.
Происходит оно от индоевропейского слова, которое означало вид погребального обряда или реку, по которой плывут в царство мертвых.
До сих пор в народе бытует странное выражение, от которого мурашки по коже бегут:
«В нави зрети» — то есть ожидать смерти, а Радуница, день поминовения усопших, называется «навий день» и «навьи проводы».
В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывалась мертвецам,
которые скачут по улицам на незримых конях и поражают всех живых: «Навьи бьют полочан».

Мертвецы, навьи всегда враждебны живым.
Даже слишком большая печаль по умершим осуждалась мудрецами, ибо навий можно накликать,
как бы призвать к себе своей тоскою, а значит, отдать им себя во власть.
Мертвым — мертвое царство, живым — живое, поэтому от общения с потусторонним миром люди должны всячески остерегаться.
Скажем, нельзя париться в бане после полуночи: в эту пору приходят на свой шабаш навьи.
Но уже коли забрел в баньку запоздалый купальщик, надобно быть настороже: как услышишь за спиною тихий шепот,
как увидишь куриные следы, вдруг возникшие на золе у печки, — быстренько осеняй себя крестом и беги в чем есть,
хоть бы и вовсе нагишом, не то настигнут навьи, отнимут душу.
Ну а чтобы задобрить их, надобно непременно оставить после себя в бане хоть обмылочек,
хоть немножко воды на дне шайки — пусть придут покойнички, пусть потешатся в баньке, как при жизни тешились!

В славянской философии «навь» — олицетворение прошлого, ушедшего, минувшего.

Мавки

Мавки — злые духи, в них превращаются умершие до крещения дети. Они спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет,
поэтому можно видеть все их внутренности.

По-видимому, мавки — это мавьи, видоизмененные в речи навьи.

Упыри и упырицы (вурдалаки)

Очень древнее понятие о зле, о враждебном потустороннем мире, который может воздействовать на человека.
Древние славяне «клали требы», то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну.
Считалось, что они высасывают кровь, как вампиры, злобные покойники, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух.
Считалось, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов);
умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; «заложный» покойник (самоубийца) или колдун.

Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей.

Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца,
а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп.
При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца,
не то, если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы.
Ну а когда разгорится костер, по ползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить,
чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться — и вновь вершить свои ужасные дела.

Главная

Сказки, мифы и эпос славян:

Славянский пантеон
(боги войны,

и др.) |
Обряды славян |
Языческая география |

Сказки славянских народов |
Исторические предания славян (былины) |

Ресурсы о славянской религии |
Литература по славянской мифологии

Родственное:
Язычество балтов
(и Балтский орнамент) |

Славянский календарь |
Народные приметы |

Мифы индоевропейских народов |
Мифология праиндоевропейцев |
Евразийские мифы

Страница обновлена 09.02.2017

Водяной — властелин рек

Водяной (водовик, водяник) — злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.
Чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове)
или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами.
Водяные женятся на русалках, водяницах.

В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет.
Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы:
он бережет пловца — или топит его, дает рыбаку счастливый улов — или рвет его сети.

Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами.
С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь:
с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны.
В эту пору рассерженного властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей —
любимую птицу водяного, могущественного, пугающего — ив тоже время озорного и веселого.

Водяные соотносятся с чёрным цветом: им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха,
существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному.
По поверьям, у водяного были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде — в сказках урочище Черная Вода служит местом встречи с водяным.
С левой полы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего),
где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться — ис волос струится водица.

Над теми людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть, от которой никак нельзя оторваться,
поэтому некоторые суеверные люди не решаются оказать помощь тонущему: от судьбы не уйти!

Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся.
Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко.
В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца,
требует у схваченного царя или купца сына в залог и т. п.

Радегаст

В конце XVIII — начале XIX века активно обсуждается происхождение славян, существование славянских рун и мифического города Ретра. В центре обсуждения — прильвицкие кумиры, бронзовые статуэтки, замеченные в 1768 году доктором в доме своей пациентки в деревне Прильвиц в немецком Мекленбурге. Сын пациентки рассказал, что славянских богов, испещренных руническим письмом, его дед откопал в саду, пытаясь посадить грушу. Среди статуэток было изображение Радегаста — божества, известного по свидетельствам средневековых хронистов: его грудь покрывает подобие щита с бычьей головой, на шлеме — изображение птицы. Находки были описаны, по их мотивам выполнены гравюры. Радегаст попал не только в мифологические словари, но и, например, в оперу-балет Николая Римского-Корсакова «Млада».

1 / 2

Радегаст — прильвицкий идол. Иллюстрация из книги Андреса Готтлиба Маша и Даниеля Воге «Древние богослужебные предметы ободритов из храма в Ретре на озере Толленцер». Берлин, 1771 год Wikimedia Commons

2 / 2

Радегаст — прильвицкий идол. Иллюстрация из книги Андреса Готтлиба Маша и Даниеля Воге «Древние богослужебные предметы ободритов из храма в Ретре на озере Толленцер». Берлин, 1771 год Wikimedia Commons

Статуэтки, конечно, довольно быстро были признаны подделкой. Кроме того, современная наука сомневается, что Радегаст когда-либо существовал: есть версия, что источник мифа о нем — текст немецкого хрониста XI века Титмара, в котором говорится о городе Радогоще в земле славянского племени редарей, где поклоняются божеству Сварожичу. Постфикс -гост/-гощ действительно характерен для славянских топонимов, а Сварожич — подтвержденное многими источниками божество (Сварог в Повести временных лет). В сочинениях поздних историков этот отрывок был искажен настолько, что Сварожич пропал, название города превратилось в имя бога, а племени — в мифический город Ретра. 

Злобное божество Переруг

Мелкий злобный божок Переруг очень похож на Злыдня. Однако за собой он приносит не нищету, а ссоры, склоки и агрессию. Это маленькая сущность, появившись в доме, начинает всячески пакостить и старается рассорить родственников.

Переруг

Переруг невидим, услышать его также невозможно. У таких маленьких божков были даже свои капища и святилища. Славяне всячески старались задобрить этих существ для того, чтобы избежать неприятностей.

Согласно легенде, жрецы не хотели оставаться в святилищах этих божков. Всё из-за того, что они начинали без перерыва ссориться между собой. В конце концов, у одного из святилищ остался только один старец. Однако он постоянно бранился со всеми, кто приходил сюда.

Когда же никого рядом не было, он ругался с самим божеством и специально щипал себя для того, чтобы разозлиться как можно сильнее и еще больше с ним поссориться.

Славянская мифология — это кладезь удивительных легенд и сказаний. Изучая славянсих духов и другую нечисть, можно столкнуться с самыми удивительными персонажами, которые были очень важными в жизни наших предков.

Кикимора — зловредный домашний и лесной дух

Кикимора (другие имена: Шишимора, Мара) — нечисть славянской мифологии, обитающая в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках. Как правило, демон принимает облик маленькой худенькой старушки с длинным носом, одетой в лохмотья. Днем Кикимора сидит за печкой, под полом или на чердаке. Активничает дух по ночам: пугает различными стуками и шорохами, гремит посудой, мешает спать, наваливается на грудь человека и душит во сне, выщипывает перья у кур, выстригает шерсть у овец, пугает коров и лошадей. Также домашний демон любит играть с веретеном и прялкою хозяев: запутывает нитки и рвет пряжу. В общем, если какая Шишимора завелась в доме, в нем уже не жить.

Считается, что эти славянские демоны поселяются в строениях, сооруженных в местах захоронения неотпетых покойников либо в доме, где умерло некрещеное дитя. Причиной появления духов может стать и порча, насланная плотниками и печниками, обиженными на хозяев за несправедливую оплату труда. Для этого тряпичная фигурка Кикиморы прячется между бревен здания. Чтобы прекратить бесчинства насланного демона, нужно найти подкинутую куклу и сжечь за пределами усадьбы.

Можно попытаться выжить Кикимору в день Герасима Грачевника (17 марта), когда силы демона слабеют. Для этого необходимо хорошенько прибраться в доме и окурить его ладаном. Также справиться со зловредным славянским духом поможет можжевельник. Достаточно обвязать веточками растения солонку. Демон не сможет брать из нее соль, не выдержит и уйдет.

В фольклоре также встречаются упоминания и о Кикиморе лесной или болотной. Этот славянский демон также любит пакостить: вытаптывает тропинки в никуда, скрывает правильные проходы, сдвигая ветки кустарников. Порой болотная Кикимора часами кружит прохожего по болоту, заманивая его в трясину. Грибникам злой дух подсовывает поганки и мухоморы.

Леший — дух-хранитель

Сильный, мощный и грозный хранитель леса Леший частенько был отрицательным героем народных сказок. Люди представляют его в виде высокого крепкого старика с длинной бородой. У него зеленые волосы, в которых длинные ветки и растения.

Леший

Среди множества различных духов именно Леший максимально похож на человека. Однако его выдают тёмно-серая кожа и цвет волос. Ночью глаза у Лешего светятся. Существо может становиться очень высоким либо очень маленьким, менять свой облик.

Обитает дух только в лесах. На самом деле это очень заботливый, любящий и добрый хозяин леса. Однако он не жалует людей, ведь они уничтожают то, что так ему дорого. Если сильно разозлить этого духа, то он появится в образе огромного медведя и сам убьет обидчика. Основные враги Лешего — это Домовой и Водяной.

Считается, что Леший способен ускорять или замедлять рост растений, умеет лечить раны. Убить данного духа невозможно, но можно спугнуть. В большинстве своем такие духи не опасны, ведь они не любят контактировать с людьми и практически никогда не нападают. А вот запутать и запугать нерадивого путника они могут с легкостью.

Леший — славянский дух-хозяин леса

Леший или Лесовик — славянский демон, которого нельзя однозначно признать враждебной человеку силой. В первую очередь это справедливый хозяин леса, который всего лишь наказывает непрошеных гостей за неподлежащее поведение в своих владениях. Шутить с лесным демоном опасно: он способен вселиться в медведя и разорвать обидчика на части.

Славянский Леший многолик: может обернуться и животным, и растением, и человеком. Порой демон выбирает остаться невидимкой, и его присутствие выдаст лишь поднявшийся ветер. Леший есть в каждом лесу, но любимым местом обитания лесного духа являются ельники. Ростом Лесовик способен сравняться с самым высоким деревом, но при этом при желании может укрыться и под любым ягодным листочком. Людские селения Леший не посещает, чтобы не видится с Домовыми — своими давними врагами. По той же причине избегает встреч с Водовиком. Зато в лесу Леший — полноправный хозяин, которому повинуются все птицы и звери.

Славянскому лесному духу не по душе, когда на подвластных ему землях бранятся, шумят, поют, а тем более свистят — это его прерогатива. Прикинувшись знакомым человеком, демон может блуждать на расстоянии, не давая себя догнать, и заманить в непроходимое место. Чтобы избавиться от чар Лешего, следует прочесть молитву и переодеть свою одежду наоборот. С другой стороны, если лесного демона вежливо попросить, он может помочь найти грибы или ягоды в лесу, указать правильную дорогу, позаботиться о заблудившемся ребенке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий