Парвати

Бог богов

Как вы уже убедились, у личности, о которой мы говорим в данной статье, много имен. Среди них есть бог богов, Махадев, Шива. Первые два в декабре 2011 года были выбраны как название для телевизионного сериала. Его серии снимаются в Индии по сегодняшний день.

Сюжет эпизодов базируется на мифах, легендах и отрывках из упанишад. Главные события взяты из Пуран. Кроме этого, при написании сценария были использованы работы Девдатт Паттанаик, известного индийского мифолога и религиоведа.

Сериал был переведен на ряд южных языков Индии. Сегодня сняты уже более ста пятидесяти эпизодов. Музыку к ним написали братья Бавра.

«Devon ke Dev…Mahadev» известен и в России. Поклонники индийской культуры могут наслаждаться сериалом с субтитрами.

Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с одним из древнейших божеств в истории. Узнали атрибуты, имена и прочие интересные детали о Шиве.

Удачи вам, друзья! Путешествуйте чаще!

О чём принято просить в храмах Дурги?

Дургу почитают как богиню любви, деторождения и семейной жизни. Желающие родить в ближайшее время приходят к дереву, находящемуся во дворе ночью, обходят его и вешают мешочек с кокосом. Другое дерево помогает найти жениха и выйти замуж. Считается, что в таких храмах, Дэви даёт энергию только женщинам, поэтому ассоциируется с женским началом.

В местах поклонения принято просить об избавления от болезней, страданий, препятствий. Она даёт защиту, разрушает всё злое, даруя новое, положительное. Адепты верят, что у каждого есть доступ к Дурге, благодаря ведическим технологиям сознания. Сила, энергия и безопасность открываются, если вверить себя в её руки, наполнить разум покоем, соединиться с вселенским сознанием. Принятие единства, его понимание – высшая цель индуса, достигнув которого открываешь бесконечные возможности и знания.

Образ и биография Парвати

С происхождением небожительницы связана интересная легенда. У великого Шивы была возлюбленная Сати. Но отец супруги терпеть не мог зятя и часто позволял себе говорить нелицеприятные слова в его адрес.

Впечатлительная Сати не выносила те моменты, когда ее избранника очерняли. В отчаянии девушка не придумала ничего лучше, как совершить жертвоприношение. На глазах у мужа несчастная бросилась в священный огонь.

Шива тут же вытащил обгоревшее тело, но воскресить спутницу не смог. В ярости он накинулся на отца возлюбленной и убил его. А после инцидента отправился в горы, чтобы жить в одиночестве и предаваться медитациям.

Чувства Сати к мужу были настолько велики, что даже смерть не разлучила супругов. Девушка возродилась в образе Парвати с четкой целью — завоевать сердце безутешного божества. Первое время у нее ничего не выходило — Шива не обращал внимания на прелестную незнакомку.

Статуя Парвати и Шивы

Тогда та решила последовать примеру избранника и поселилась рядом, предаваясь медитациям и аскезе. Рвение отшельницы было замечено великим богом из Тримурти. И он решил еще раз проверить искренность чувств девушки.

Шива явился в жилище реинкарнированной Сати в облике брахмана и стал говорить непристойности о самом себе. Она же закрывала уши руками, не в силах слышать недостойные вещи о любимом. Тогда великий поверил, что перед ним его половинка, и взял девушку в жены. В этом союзе родился сын Ганеша.

Существуют еще десятки мифов, дающих оценку характеру героини, ее всеобъемлющей любви и самоотверженной готовности превозносить своего спутника.

К примеру, шестерых детей Шивы, рожденных до брака, небожительница приняла как собственных. Она так крепко сжала малышей в объятиях, что те соединились воедино, превратившись в Сканду. Когда жена Шивы глянула на результат проявления своих чувств, то испытала прилив материнской нежности.

Но не всегда все было сладко в браке этих религиозных персонажей. Однажды муж упрекнул свою половинку в том, что ее кожа слишком темна. Оскорбленная Парвати вновь решила предаться аскезе и сбежала от недовольного ее внешностью супруга в лес.

Изображение Парвати и Шивы

Долгое время покровительница любви жила в одиночестве и молитвах. Брахма увидел эти страдания и спросил, чего она желает. Героиня попросила великого бога подарить ей светлую кожу. Тот удивился, но выполнил обещание. С того момента «горная» получила прозвище Гаури.

Созидательная энергия этого персонажа направлена на поддержание мужа. В санскритских письменах Парвати являет собой пример благочестивой женщины, цель которой — быть достойной супруга. Индийские дамы стремятся походить на нее, поэтому просят у нее мудрости.

В легендах Парвати умышленно принижает способности и таланты, оттеняет свою личность, чтобы на ее фоне Шива выглядел еще лучше. К примеру, спутница специально проигрывает в конкурсе танцев. Желание угодить любимому, преданность и верность — вот ее основные качества.

Интересно, что богиня не носит никаких украшений или ярких нарядов. Она воплощает природную красоту и обаяние.

Спутница Вишну

Как мы помним, Вишну приходил на землю 9 раз в разных аватарах и каждый раз его женой была Лакшми, естественно, в разных своих ипостасях. Самыми известными и почитаемыми являются Сита (когда Вишна был Рамой) и Рукмини (Вишну – Кришна).

Но как бы не называли ее в том или ином образе, ни у кого не вызывает сомнения, что это Лакшми. Лакшми появилась из пучин Комического океана вместе с другим сокровищами, поэтому многие почитают ее саму как божественное сокровище. Она, как истинная женщина, является одновременно и силой и слабостью своего избранника, что неоднократно находило отражение в народном творчестве, например в Рамаяте. Зачастую ее образ затмевает Сарасвати, так же как и Вишну Брахму, и именно на нее перекладывают роль Великой матери Махадеви.

Лакшми традиционно изображают сидящей на розовом или красном цветке лотоса красивой молодой женщиной, моложе Сарасвати, в красивых дорогих одеждах и украшениях. В качестве средства передвижения она обычно использует белую сову.У нее так же как и удругих богов четыре руки, но никаких обязательных предметов, которые она держит выделить нельзя. Иногда ее изображают с лотосами, иногда с золотыми монетами – на что хватит фантазии художника. Лакшми невероятно популярна в Индии, ведь она, помимо того что является супругой верховного божества, еще и покровительствует богатству, удаче, везению, свету, познанию, мудрости, свету, храбрости и плодородию. Она желанный гость в любом доме.

Удивительно, но факт, для того, чтобы заслужить ее благосклонность обязательными являются следующие, уже знакомые нам, действия. Богиня не приемлет беспорядок, если в вашем доме куча мусора, пыли, неиспользуемых вещей, не ждите, что она навестит вас. Воздух в доме должен быть свежим, обязательно вода в графине, домашнее растение (если нет сада), свечи и благовония. Наиболее благоприятной зоной для размещения изображения Лакшми, является юго-восточная часть дома. Если вспомните мой пост «Как привлечь деньги с помощью фен-шуй», то согласно китайской традиции зона богатства находится там же, а минимальные меры для его привлечения сводятся к уборке и проветриванию. Есть повод задуматься…

Отпрыском Лакшми и Вишну является бог любви Кама. Все мы много или мало слышали о камасутре, так вот, если переводить дословно, то это означает «правила любви (вожделения)». Кстати, бедняга Кама, серьезно пострадал от бога Шивы, чем навлек на последнего серьезный гнев Вишну и Лакшми

Кама выпустив в Шиву стрелу страсти, когда тот находился в глубокой аскезе и многолетней медитации, дабы привлечь его внимание к прекрасной дочери царя Гималаев Парвати. Это так разозлило Шиву, что он испепелил Каму своим третьим глазом

Под давлением Вишну, Лакшми и других богов, он вынужден был дать согласие на перерождение бога любви. Не смотря на все старания, Кама возродился к жизни анангой (бестелесым) и теперь он повсюду.

Функции

  • в шиваизме является верховным богом, творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;
  • в других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла — махаюги, с целью создания пространства для нового творения;
  • считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа;
  • имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа);
  • его свита — духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.

Роль богини в индуизме

Союз Шивы и Парвати – идеальный брак, они созданы небом друг для друга и во всех проявлениях они вновь обретают друг друга. Парвати – образцовая жена и мать, женщина, посвятившая всю свою жизнь супругу, растворившаяся в своей любви и принесшая себя в жертву возлюбленному. Именно поэтому индийские женщины приходят в храмы Шакти (верховное женское божество) и молятся Парвати, желая иметь счастье в супружестве.

Богиню изображают в виде прекрасной женщины, от лица которой исходит божественное сияние. Она в своем женском обличье не совершала никаких чудес, она только служила мужу и делила с ним все горести и страдания, и испытания. Но когда в ней проявляются черты Кали (Разрушительницы) или Дурги, она способна совершать чудеса.

Сам великий Шива считает, что без своей божественной половины, он живет как холодный труп и не способен ни созидать, ни разрушать без ее, даже невидимого, присутствия.

Кроме этого, Парвати – богиня света, красоты и любви. Она добрая и благородная. Сам Шива несколько холоден к просьбам молящихся, но по просьбе доброй супруги, он готов идти на уступки и совершать добрые дела.

Имена

Богиню величают «Горной» не случайно. Ее отец Химават — владыка горных вершин и Гималаев.

Еще Парвати называют Шайладжей (дочерью гор), Гирираджапутри (дочерью горного царя), Амбикой (Матерью), Гаури (Светлой), Шьямой (Тёмной), Бхайрави (Зловещей), Кали (Чёрной), Умой, Лалитой, Апарной, материнским эпитетом Матаджи, Дургой (Недоступной, Непобедимой), Бхавани (Оживляющей), богиней бытия и разными другими именами. Дурга-сапташати приписывает богине еще 108 имен.

В священном индуистском тексте Лалита-сахасранама содержится важный список, включающий в себя более тысячи названий богини.

Умой ее величали в раннем литературном эпосе. «Рамаяна» упоминает Сати в качестве синонима Парвати. «Харивамш» содержит информацию о ней как об Апарне. Позже ее также называли Умой. И у этого имени есть история. Так говорила мать девушки, когда пыталась отговорить: «у-ма» = «не делай этого».

Свою жизнь Парвати связала с Шивой в роли его супруги. В санскрите упоминается два ее имени: Shivaradnyee и Shivaragyee.

Кажется странным, что Парвати известна как Светлая, Благая богиня, но также она Черная, Темная. Это противоречие объясняет индуистский миф: Шива считал недостатком темную кожу Парвати, тогда она ушла от него, совершила ряд аскез и получила дар свыше — светлый оттенок кожи.

Супруга

Почитатели индуизма знакомы с именем жены божества Шивы – Парвати. На санскрите पार्वती, pārvatī? «горная». Это только одно из ее имен. Она также известна как благая форма Дэви Шакти (женская энергия творчества). Другое ее благое имя – Гаури. Жесткие формы Дэви существуют под именами Кали, Шьямы, Чанды, Дурги.

В образе Парвати угадываются черты первой супруги Шивы Сати. Ее знают как дочь царя горных вершин Химавата и небесной девы Менаки Парвати (дочки гор). Позднее она стала матерью бога Ганеши,  изображаемого в виде слона.

По легенде, у Парвати должно быть дитя от Шивы, которое победит демона Тараки. Но Шива не заинтересовался Парвати и не оценил по достоинству ее преданность и неразделенную любовь. Сати закончила свою жизнь самосожжением, а Шива перестал интересоваться другими женщинами. Душа Сати перешла в облик Умы-Парвати, но он не смог разгадать этого. Все попытки Умы завоевать чувства Шивы были безуспешны.

Верховные боги опасались, что Тараки никто не сможет победить, поэтому отправили Каму к Шиве. При помощи Камы (бога любви) у него должно было возникнуть чувство к Парвати. Кама выпустил в Шиву стрелу любви, когда тот дремал. Но у Шивы всегда бодрствовал третий глаз, им он заметил стрелу и уничтожил Каму. С этих самых пор у бога любви нет телесного воплощения. А Парвати стала заниматься подвижничеством.

В один из дней к ней пришел брахман и начал ругать Шиву. Парвати впала в ярость и бросилась на брахмана, защищая своего любимого. Она не знала, что в образе брахмана к ней пришел сам Шива. Так он хотел испытать ее верность. После этого случая Шива взял в жены Парвати и у них родились два сына: Ганеша и Сканда, который в итоге и победил Тараки.

Брак Шивы и Парвати

Существует легенда, в которой первая жена бога Шивы Шакти погибает. Это произошло вследствие отторжения ее отцом.

Сказание говорит следующее. Некогда возвращалась божественная пара с одного ашрама. Шива в лесу поклонился простолюдину. Жена удивилась его поведению. Тогда бог объяснил, что это реинкарнация Вишну. Шакти, чтобы это проверить, принимает форму Ситы, жены этого простолюдина, и идет к нему. Рама признает в ней богиню.

Увидев новый образ Шакти, Шива перестает воспринимать ее как жену, так как она напомнила ему мать. Девушка печалится и у них получается разногласие.

Как раз в это время отец Шакти затевает празднество, но не приглашает молодых из-за разногласий с Шивой. Девушка решает туда сходить сама. Но Дакша отворачивается от нее. С горя Шакти бросается в огонь и погибает.

Взбешенный Шива забирает ее тело и начинает исполнять свой танец разрушения. Если бы его не остановил Вишну, он бы уничтожил вселенную.

После траура бог становится аскетом в Гималаях, а Шакти возрождается в образе Парвати, дочери бога гор. В конце концов, девушке удается уговорить Шиву, и они женятся.

В индуизме этот праздник называется Махашиваратри и отмечается каждый год.

Примечания

: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.

Махабхарата, Адипарва. Перевод В. И. Кальянова

Булич С. К. Шанкара // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Шамбху // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

For dating as fl. 2300—2000 BCE, decline by 1800 BCE, and extinction by 1500 BCE see: Flood (1996), p. 24.

, с. 248.

Индийская Философия. Энциклопедия. РАН. 2009 г. С. 865.
Оригинальный текст (рус.)

Некоторые современные ученые возводят истоки шиваизма к протоиндийской цивилизации (XXV—XVII вв. до н. э.): на одной из печатей, обнаруженных при раскопках, изображено некое рогатое божество, своими обликом и гипотетическими функциями напоминающее более позднего Шиву. Впрочем, гипотеза о столь раннем возникновении шиваизма не получила всеобщего признания среди специалистов.

Риг-веда VII.21

Риг-веда X.99

Подробнее см.: Chakravarti, Mahadev (1994). The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages.

О четырёх ригведийских гимнах к Рудре подробнее см.: Michaels, p. 216 and p. 364, note 50.

стихи 1-6 обращены к Рудре; стихи 7-9 обращены к Соме.

А. Х. Мехакян К вопросу об эволюции образа Рудры-Шивы в текстах Шрути.
Оригинальный текст (рус.)

Он исключен из культа Сомы, но получает бали — подношение пищи, брошенной на землю, и остатки жертвоприношения (vāstu); отсюда его имя Vāstavya (Шбр I. 7. 3. 6-7)

В упомянутых брахманах приводится целый ряд ритуальных мер предосторожности и защиты от Рудры. Во время ритуала агнихотра („Каушитаки“ II

1), когда жрец во благо себя и жертвователя приносит жертвы богам, ему предписывается два раза протянуть ковш для подношений к северной стороне, с тем чтобы умилостивить Рудру и дать ему уйти, сделать так, что бы не оказаться во владениях этого страшного бога.

Р. Н. Дандекар От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология.
Оригинальный текст (рус.)

В „Шатарудрии“, этом необычном гимне, мы не найдем ни выражений, связанных с ритуалом, ни отсылок к священному обычаю
Рудра не занимает важного, почетного места в ритуалах шраута. Его либо „прогоняют домой“, как при жертвоприношении агни-хотра (АпастШрС VI.11.3), либо выделяют ему остатки ритуальных возлияний
Ритуалы шраута — ведийские „торжественные“ обряды общественного культа, совершавшиеся обычно жрецами по заказу царя; состояли главным образом в жертвоприношении сомы или возлияниях в жертвенный огонь топленого масла.

Мирча Элиаде — Йога: бессмертие и свобода — ЙОГА И АБОРИГЕННАЯ ИНДИЯ

For dating to 400—200 BCE see: Flood (1996), p. 86.

For Śvetāśvatara IAST Upanishad as a systematic philosophy of Shaivism see: , p. 9.

Flood (1996), p. 153.

, с. 229.

For Gupta Dynasty (c. 320—500 CE) and Puranic religion as important to the spread across the subcontinent, see: Flood (1996), p. 154.

.

Зубков А. Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих. — М.: Медицина, 1991. — 192 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-225-00767-8

Бог Шива

Индуизм является популярным по всему миру верованием, если верить древней мифологии – его база состоит из традиций так называемых арийских народов древних времен Индии. В первой половине 1 тысячелетия н.э. в этом религиозном направлении возникло 2 ответвления – вишнуизм и шиваизм. Они получили свое наименование по имени божества, которому верили поклонники определенного течения, т.е. Бога Вишну либо Шивы. Данные властители образуют вместе с Брахмой тройку самых влиятельных и почитаемых индийских божеств. Есть мнение, что уровень их могущества примерно одинаков, но при этом каждый из них имеет собственную сферу деятельности.

Брахма – это созидательное, положительное течение, он создает мир и предметы в нем. Вишну – хранитель всего сущего, а Шива имеет функцию разрушения и истребления старого мира для дальнейшего обновления и возникновения нового.

Он уничтожает все жизненные иллюзии, поэтому обычно предстает не только в гневном образе, но и как дарующий надежду, прощающий, дающий покровительство и великодушный. Шива противодействует демоническим действиям. Самым значимым его подвигом является уничтожение трех городов, которые построили демоны – асуры.

После уговоров Брахма согласился на постройку трех городов – крепостей детям демона по имени Траки. Каждый сын возвел по одному городу – один в воздухе, другой в небе и третий на земле. Они были дополнительно заколдованы для укрепления, уничтожить можно было только одним способом – выпустить единственную стрелу. Осевшие в городах демоны, чувствуя собственное могущество и превосходство, однажды решили свергнуть богов и оказаться на их месте. Тогда Бог Шива одним выстрелом своей стрелы смог сжечь все 3 города, победив злые умыслы врагов.

Одними из первых поклонников Шивы были дравиды. Они проживали на территории Индии задолго до арийского периода. Для них он был верховным владыкой в божественном пантеоне, которому они молились. По их мнению, один Шива контролировал все сущее, ибо он достиг высшей степени развития способностей и реализовал себя.

Сказания о Шиве

Есть много разных легенд и рассказов о рождении Бога, их детали очень разнообразны. Одно из сказаний утверждает, что Брахма медитировал продолжительное время и молился о появлении наследника, который был бы похож на него самого. После этого прямо у него на коленях возник ребенок с кожей голубоватого оттенка.

Мальчик ходил вокруг божества Брахмы и со слезами молил о том, чтобы тот дал ему имя. Тогда Брахма нарек его Рудрой, а ребенок все равно продолжал просить об имени. Таким образом, отцу пришлось наречь сына еще 10 раз. В итоге он имел 11 имен и 11 разных ипостасей, воплощений.

Следующее сказание говорит, что Бог Рудра (или Шива) возник в результате ярости Брахмы из места, где сходятся брови Бога. Таким образом. Еще при своем рождении Шиве была дана разрушительная и одна из самых отрицательных в религии энергий.

Еще одна легенда утверждает, что Брахма был ребенком Бога Вишну и у него было 4 наследника – сына, которые не хотели продолжать собственный род. Тогда их отец разозлился, и из места между его бровями возник ребенок с синеватой кожей. Он постоянно просил Брахму об имени и статусе в обществе. После этого отец стал называть его Рудрой, но впоследствии придумал еще 10 разных имен, одним из которых и было Шива.

Ещё одно сказание говорит о том, что Брахма возник из пупочного пространства Вишну. Тогда демоны, которые ыли неподалеку, решили расправиться с Брахмой, но Вишну сильно разозлился и из места между его бровями родился Шива. Он имел в руках трезубец, чтобы защитить жизнь Брахмы.

Полезные статьи:

— Крия Йога: что это такое;

— Крия Йога Святослав Дубянский;

— Йога-тур из Москвы в Индию;

— Йога в современном мире;

— Саи Баба;

— Брахма;

— Бог Рама- Третий глаз Шивы;

— Многорукий Шива;

Исторические данные

Исследователи считают, что история бога Шивы уходит корнями в хараппскую цивилизацию. Это культура древних индийцев, живших на землях Северной Индии. Их вытеснили арии, которые пришли в третьем тысячелетии до нашей эры в долину реки Инд. Сегодня развалины их городов находят в верхнем течении, на территории Пакистана.

Нам известны печать Пашупати и некоторые лингамы (о значении этого слова мы поговорим позже) данного периода. Они были среди находок в Монхеджо-Даро и Хараппе.

С приходом ариев происходит становление новой религии. Данный процесс сравним с насаждением христианства язычникам в первые столетия нашей эры. Теперь появляется новый образ, с которым сливается Шива — бог Рудра, яростный и жестокий покровитель бури, войны и разрухи.

Не правда ли, история имеет свойство повторяться? Добрые языческие божки, вроде греческого Пана и сатиров, становятся нечистой силой в новой и светлой религии. Арии считали, что не греховно убивать «поклоняющихся лингаму».

В Ведах Шива упоминается в Ригведе, Яджур-веде и Атхарва-веде. В общей сложности имя Рудра насчитывает более полутысячи повторений.

Однако нашлись и сторонники старых традиций, к которым примкнули противники брахманских сложностей. Смысл было поклоняться всю жизнь богам, если ты за это не получал награждения даже в следующем перерождении? Ведь в Ведах сказано, что только брахманы могут достичь спасения.

Примечательно, что в некоторых сектах нового течения (Шраманы) одним из основных атрибутов ритуала считался череп убитого брахмана.

В одной из упанишад (комментариях на Веды) находится наиболее полное и систематизированное содержание философии шиваизма. Этот трактат состоит из ста тринадцати текстов и называется «Шветашватара».

О чём принято просить в храмах Парвати?

В Индии все женщины, вступившие в брак, поклоняются богине Парвати. Здесь принято просить мудрости, терпения. Здесь просят вернуть ушедших мужей. Поклонницами совершается Великий пост Харталика Тидж, которые надеются обрести хороших мужей

В поклонении важно совершать дела на благо других, поститься, не сплетничать, не роптать

Ежедневное омовение в реке – неотъемлемый атрибут в жизни индусов. Считается, что погружение тела в воду в определённые часы суток даёт очищение духовное, которое помогает приблизиться к божественным знаниям и обрести истинное сознание мира, соединиться с разумом вселенной. Поклонницы приносят в храм лепестки цветов, травы, специи.

В пост женщины не пьют даже воду, подобно Парвати, которая ничего не ела и не пила долгие годы, пищей и водой для неё был Шива. В завершение поста женщины принимают травяные ванны, символически соединяясь с богиней в роще, где она повстречалась с мужем. Пост длится два дня и начинается праздник.

История появления богини

Великий Шива имел возлюбленную жену Сати. Но ее отец не любил зятя, и однажды стал при дочери поносить его. Сати не выдержала такого унижения любимого и совершила обряд жертвоприношения, бросившись в священный огонь. Шива, выхватив из костра мертвое тело возлюбленной, совершил с ней в руках ритуальный танец, а в заключение убил мужчину, виновного в смерти дочери.

После чего Шива удалился высоко в горы и поселился на горе Кайлас, где предался размышлениям и медитации. Считается, что Парвати реинкарнированный образ Сати, которая вновь пришла в этот мир, чтобы был вместе со своим супругом. Имя ее переводится как «Дочь гор», по легенде она родилась у хозяина Гималаев и пришла в этот мир с уже поставленной задачей – завоевать сердце Шивы. Вначале он не ответил на любовь красавицы, и не замечал ее поклонения. Но девушка поселилась рядом с ним и стала также предаваться аскезе и медитации с таким рвением, что ее заметил великий Брахма.

Шива и Богиня Парвати

В результате сердце Шивы дрогнуло, но он решил испытать еще раз любовь красавицы и явился к ней в образе дервиша – брахмана. Он стал говорить о ее возлюбленном страшные и непристойные вещи, но девушка с негодованием отвергла все измышления и закрыла уши руками, чтобы не слышать дерзких слов против ее будущего мужа. Тогда Шива поверил в любовь Парвати и они соединились.

От этого брака родился Ганеши – бог мудрости и богатсва в индийской мифологии.

Шива

Шива — в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати.Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. 

Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. 

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра (представляет собой три поперечные линии, наносимые чаще всего на лоб) из священного пепла (бхасма или вибхути).

Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье.  Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или «синяя шея»; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана. Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.
 По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи.

Шива часто изображают танцующим, его именуют также «Владыкой танца» (Натараджей), что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Когда на него напал демон Муйалака (Апасмары), Шива большим пальцем ноги переломил ему хребет и, стоя на нем, исполнил космический танец, показывающий периоды разрушения и воссоздания мира. Считалось, что в качестве Натараджи, Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. 

Свиту Шивы составляют ганы — духи и демоны.

Шива — отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга — бык Нандин. 

Экранизации

Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии. Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха. Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.

Мохит Райна в роли Шивы

На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран. История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика. Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий