Разъяснение таинства литургии и всенощного бдения, текст церковной службы

Как проходит богослужение

Ночная служба начинается около 16:00–18:00 часов с Великой Вечерни, символизирующей становление Церкви во времена Ветхого Завета. Священнослужители открывают Царские Врата, а затем окуривают алтарь ладаном в знак Божьей благодати, наполнявшей Эдем и проживавших там прародителей. Во время каждения воспевается Святой Дух, создавший этот мир, а также возводится честь всем святыням. При этом батюшка просит у Господа благословения для мирян, пришедших в храм.

Далее Царские Врата закрываются, символизируя изгнание из рая Адама и Евы, нарушивших Закон Божий. Прося у Всевышнего прощения, церковники поют великую ектению. Она представляет собой просьбу смилостивиться над грешниками, помочь им в мирской жизни. Затем церковник читает светильничные молитвы, которые содержат прошения к Богу о духовном озарении, возможности познать Его любовь, одарить радостью.

Во время молитвенного песнопения церковники выносят свечи, означающие свет христианского учения, диакон несет икону Иоанна Предтечи, а священнослужитель идет с пустыми руками, опустив их вниз. После слов «Мир всем» прихожане преклоняют головы, а батюшка обращается к Всевышнему за помилованием, спасением и защитой от сатанинских сил. Далее начинается продолжительное моление, которое называется литией.

Заканчивается первая часть всенощного бдения ектенией «Ныне отпущаеши», воспевающей обет Божий о пришествии Мессии. Затем начинается утренняя служба, посвященная уже Новому Завету. Церковники поют псалмы, изображающие радость и одновременно скорбь души, показывающие необходимость искупления грехов. Произнеся евангельские тексты, священнослужитель выходит из алтаря, символизируя собой Спасителя, а затем читает 12 утренних молитв.

Вновь открыв Царские Врата, духовные лица окуривают весь храм. Такое действие отображает учеников Христа, пришедших после Воскресения к Его Гробу. Далее Святое Писание выносят из алтаря, а после этого читают прокимен и само Евангелие. По окончании совершается помазание освещенным елеем. Сначала священнослужители проводят его над собой, а затем над прихожанами, чертя на лбу каждого елейный крест.

Совершив церковный обряд, духовные лица читают девять канонов, описывающих житие святых, во имя которых грядет празднество. После последних строк, произнесенных батюшкой, хор спускается и поет катавасию. Заканчивается ночная служба благословением священнослужителей своей паствы.

Понятие Всенощной службы

Часто священнослужителям задают вопрос: «Обязательно ли ходить на всенощные бдения?» Верующие чувствуют, что эту службу выстаивать труднее, чем литургию. А происходит так потому, что всенощная — это дар человека Богу. На ней каждый присутствующий жертвует чем-то: своим временем, какими-то жизненными обстоятельствами, а литургия — это жертва Бога нам, поэтому её выдержать легче, но зачастую степень принятия Божественной жертвы зависит от того, сколько человек готов отдать, пожертвовать чем-то Богу.

Русская Православная Церковь сохранила во всей полноте очень сложное, красивое, духовное всенощное бдение. Литургия, совершаемая утром воскресного дня, завершает еженедельный цикл. В русских церквях вечерняя служба соединяется с утренней, и все это происходит вечером. Так было введено отцами церкви, и это правило позволяет сохранять верность апостольской традиции.

Совершение литии

Далее следует лития. Благословляют пять хлебов, вино и елей — в память Евангельского насыщения Господом (5 тысяч наелись 5-ю хлебами). Во времена, когда всенощная была на всю ночь, христианам было нужно подкрепить силы.

Вечерняя заканчивается песнью о Невесте Неневестной: «Богородице Дево», которую растило тысячи лет ветхозаветное человечество. Наиболее смиренная и безгрешная Дева была и есть единственной из земных женщин, оказавшейся достойной стать Божьей Матерью. Заканчивается вечерня словами иерея, благословляющего людей.

Лития (Всенощное бдение, 06.09.2014 г.)Лития (Всенощное бдение, 06.09.2014 г.)

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ В ВОСКРЕСЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г  ХАНТЫ МАНСИЙСКА 04112017 проповедиВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ В ВОСКРЕСЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г ХАНТЫ МАНСИЙСКА 04112017 проповеди

Всенощное бдение архиерейским чиномВсенощное бдение архиерейским чином

Всенощное бдение в с. НовосельскоеВсенощное бдение в с. Новосельское

Чинопоследование богослужения

Как уже было сказано, временная продолжительность ее несколько изменилась. Сколько длится всенощное бдение в церкви? Так как посещают церковь в основном люди достаточно преклонного возраста, то было принято решение о том, чтобы проявить к ним снисхождение и длительность ее была сокращена. Теперь она не начинается поздно и не тянется всю ночь напролет. В современном мире это занимает около 2-3 часов.

Так как данная служба проводится перед большими и почитаемыми церковными праздниками, то стоит знать о том, что задача заключается в очищении мозга от негатива и настраивание на восприятие положительного спектра эмоций. Многие священники говорят о том, что ее проведение несет в себе историю Старого и Нового Заветов. Существует также определенное чинопоследование всенощного бдения. Главные направлены на:

  • открытие Царских Врат и знаменование о творении мира; начало подобного действия еще по другому называют Великой вечерней;
  • далее священник кадит храм и присутствующих под пение псалма, прославляющего премудрость Господа; закрытие врат говорит о том, что был совершен первородный грех и уже молитвы направлены на них. Все последующие тексты говорят о том, насколько ухудшилось положение людей после такого опрометчивого поступка;
  • чтение стихиры Богородице сопровождается прохождением священника через северные двери алтаря и прохождением в Царские ворота — это символизирует появление миссии;
  • наступление утреней ознаменует начало Нового Завета; основная его часть заключается в высказывании благодарности Господу за дарование Спасителя;
  • после начинают озвучивание текстов из Евангелии, которое относится к торжеству, и канона.

Помните, что брать участие в церковных обрядах или нет – это сугубо решение каждого отдельно. Но стоит помнить о том, что просто отказать от этого не красиво. Если Вы верите, то соблюдайте церковные правила и каноны.

Господь всегда с Вами!

Отношение современников к церкви

Современные люди к церкви стали относиться как к чему-то хорошему, полезному, но уже сказавшему свое слово. Ничего нового они в ней не видят, часто задают праздные вопросы. Зачем посещать так часто церковь? Сколько длится всенощное бдение? Церковная жизнь непонятна тем, кто редко заходит в храм. И дело не в церковнославянском языке, на котором ведется служба. Сама позиция церкви неприемлема для многих людей.

РПЦ напоминает миру о смысле существования, о семье, браке, нравственности, целомудрии, о всем о том, о чем люди забывают, устроившись уютно перед телевизором. Церковь — это не священнослужители и не красивые стены. Церковь — это народ, носящий имя Христово, который собирается воедино, чтобы прославлять Бога

Это важное послание миру, который лежит во лжи

Всенощное бдение, литургия, принятие Святых Таин, исповедь — это такие службы, которые нужны людям, и те, кто понимает это, стремятся в «ковчег Господень».

История

Уже в практике «ветхозаветной церкви» упоминаются молитвы среди ночи. В Евангелии и в апостольских писаниях ночные молитвы, в том числе всенощные моления, встречаются чаще, с наставлениями бодрствовать и трезвиться, памятовать о Втором пришествии Христа, непрестанно молиться.

Во время гонений древние христиане, в целях безопасности, устраивали свои молитвенные собрания в ночное время, преимущественно в потаённых местах (на кладбищах и в подземных катакомбах).

Распространившиеся во II — III веке христианские отшельники, а в IV веке — монахи, часто проводили целые ночи в Иисусовой молитве и в пении Псалтири. Они выбирали для своих пещер самые труднодоступные пустынные места на отвесных скалах, где разбойники и женщины в меньшей степени могли бы их побеспокоить. После вечерней молитвы в тёмное время суток было опасно выходить из пещерного храма, поэтому, чтобы случайно не сорваться в пропасть, монахи всю ночь до самого утра (до рассвета) оставались в храме, не прекращая своих молитв, а с восходом солнца расходились по своим кельям, где могли отдохнуть. Такая богослужебная практика была закреплена в нынешнем Иерусалимском Уставе монастыря Саввы Освященного.

В записях западной паломницы Эгерии приведены подробные сведения о ночных бденных службах в Иерусалиме и его окрестностях в IV веке. В V веке появилась монашеская община акимитов (греч. ἀκοιμῆται — неусыпающие), последователей св. Александра Константинопольского, принесшего из Сирии особый устав монашеского жития, предусматривавший увеличение продолжительности общей молитвы за счет времени, отводившегося на рукоделие. Особенностью обители неусыпающих было то, что монахи, разделившись на три смены, служили непрерывно в течение дня и ночи (отсюда её название).

Отцы Церкви объясняют практику ночного бдения эсхатологическими ожиданиями Второго пришествия Христа и наступления Царства и стремлением избежать греха.

Термин ’αγριπνία (агрипни́я, буквально: «отсутствие сна») применительно к ночным богослужениям есть у Василия Великого. Он пишет, что таковые имели повсеместное распространение на Востоке и совершались в канун воскресных дней в течение всего года, в святую ночь Пасхи, праздника Богоявления и дней памяти святых мучеников.

Всенощное бдение — основное отличие Иерусалимского устава от Студийского. Именно с бдения (воскресного) начинается Типикон.

Некоторые великопостные службы, не имеющие даже полиелея, в Типиконе называются бденными. Например: в среду вечера Пятой седмицы Великого поста («Стояние Марии Египетской») даётся указание:

и далее («В сий же четверток.»):

Пение 103 псалма

Звучит красивый благовест. В храме мерцает море лампад, горят пока только три свещи — у Спаса, Богородицы и иконы праздника. Люди стоят в несколько стройных рядов, поклоны совершают все одновременно, как одна волна: священник, хор, прихожане — все как единое тело Христово. Так молились наши благочестивые предки. Отверзаются Царские врата, начинается каждение алтаря. Клубы пахучего смолянистого ладана наполняют святая святых. «Земля же была безвидна и пуста и Дух Божий носился над водою» — эти минуты в храме напоминают первые строки Библии.

«Восстаните! Господи благослови. Слава Святей Единосущней Животворящей и Неразделимей Троице…». Священник или уставщик запевают: «Приидите поклонимся…». Сколько в распеве этих призывных слов умиления, смирения, благоговения! «Благослови душе моя Господа», — начинает читать чтец на середине храма псалом 103-й, а хоры попеременно поют его избранные стихи («Дати пищу им во благо время» и др.).

В конце псалма звучат совершенно особенные музыкальные звуки, сохранившиеся только в крюковых рукописях: «Ай-нэ-нэ!» («Анэнайки» от греческого «А-ни-на», — объяснил нам на лекциях Б.П.Кутузов, головщик собора Спаса Нерукотворного Образа бывшего Андроникова монастыря). Это экстатические восклицания, сохранившиеся у каждого народа от древности. Существует мнение, что это архаизмы, и петь их не надо. Эти восклицания и восторг — от сошествия Святаго Духа на апостолов, когда над ними все смеялись и говорили, что они напились сладкого вина: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян., 2: 3-4). «И вси начаша глаголати… странными учении, странными повелении Святыя Троицы» (стихера Троице на хвалитех, гл.4).

Хор поет фиты: на одной гласной букве, на одном слоге пропевается от 20 до 50 звуков. По мнению Б.П.Кутузова, «фиты — самые красивые элементы знаменного распева, которые совершенно отсутствуют в партесном западном пении, которое процветает сейчас в нашей Церкви. Фиты передают состояние мистического восхищения».

Можно добавить еще, что эти анэнайки и фиты поются в начале всенощного бдения, в конце 103псалма, в котором красочно изображается сотворенный Богом мир. При этом живописании у псалмопевца, а вслед за ним и у поющих как бы дух захватывает, и уже не хватает слов, а только раздаются восклицания восторга, подобно тому, как это было у апостолов в день Пятидесятницы.

Утреня

В храме полностью выключается свет, гасятся свечи, — начинается шестопсалмие. Сумрак символизирует Ветхий завет, когда мир еще не был освещен Боговоплощением и пребывал во мраке неведения. Перед псалмами звучит ангельская песнь, сопровождавшая появление Младенца на земле. Она разносится в полной темноте, символизирующей ночь Рождества Христова.

В этой части богослужения не положено креститься или делать поклоны. Все должно проходить в полной тишине для лучшего восприятия присутствующих людей. Тем более непозволительно передвигаться, выходить наружу, покидать храм без уважительной на то причины.

После прочтения трех псалмов, первых из шести, священник появляется из алтаря. Он держит в руках Служебник с текстом утренних (особых) молитв, чтение которых совершает негласно. Шестопсалмие продолжается произнесением слов 87 псалма. Они напоминают о Христе, сошедшем на землю, чтобы спасти нас от страданий. Завершает чтение шести псалмов Великая ектенья с прошениями о милостях.

Псалмы

В исполнении диакона и церковного хора звучит 117 псалом. Здесь христиане вспоминают, как Господь начал свое служение, когда ему исполнилось 30 лет. Поется тропарь празднику. Возжигаются свечи, обстановка в храме наполняется радостью, бодрым звучанием. Далее идет чтение особых кафизм (2,3),-  в это время можно сидеть. В их составе звучат псалмы, предсказывающие приход Христа. Напоследок читается малая ектенья.

Полиелей

Открываются врата алтаря, загораются все светильники. Священники группируются в центре храма, проводят каждение. Пространство наполняется ароматом ладана. Поются псалмы (134, 135), в которых идет прославление Господа за милосердие, явленное всем людям. Звучит «Величание» в честь праздничного события или святого.

Слово «милость», как и «масло», на греческом звучит «елеос». Поэтому эта часть службы названа полиелеем, главное значение которой весть о Христе. На воскресных богослужениях (в субботу вечером) исполняются тропари, напоминающие о явлении женам-мироносицам ангелов с вестью о воскресении Господа.

Евангелие

Главный момент Всенощной – произнесение текста Евангелия. Перед этим важным событием диакон провозглашает малую ектенью, чтец – короткое «ипакои», хор поет антифоны и «утренний прокимен». После чего диакон приступает к молитве о даровании слышания Евангелия. Он будет просить, чтобы Господь дал не только услышать Божественные словеса, но и воплотить их в жизнь.

Затем пройдет чтения отрывка из Евангелия, и мы услышим голос апостолов, донесшийся до нас из веков, станем свидетелями и участниками событий 2000-летней давности. Всего в богослужебном цикле 11 евангельских отрывков. В течение года они поочередно повторяются, цикл возобновляется вновь и вновь. Евангелие выносится в центр богослужебного пространства. После прочтения отрывка верующие кланяются, целуют Святое Писание.

Елеопомазание

Вслед за радостью воскресения христиане вспоминают о своей греховности и сокрушаются, — читается 50 псалом, а также прошение Богу о помиловании. Затем все подходят к центральной части храма. Здесь проходит елеопомазание. Священник держит в руках кисточку. Обмакивая ее в освященный елей, рисует кресты на лбу подходящих к нему людей. Таким способом священнослужитель передает частицу Божьей благодати каждому, приходящему в храм.

Елепомазание — освящение елеем (священным маслом)

Канон

В это время начинает читаться канон. Он состоит из тропарей, библейских отрывков. Состоит из 3 частей, разделенных 2 малыми ектеньями. Тропари вычитываются, а первые стихи песен поются. Между восьмой и девятой песнью звучит хвалебная песнь Богородице «Велит душа моя Господа…». Кадится алтарь, а также иконостас в той части, где есть икона Богородицы. Остановившись перед святым ликом, священник кадилом чертит в воздухе знак креста и громко произносит: «Богородицу и Матерь света, в песнях возвеличим…».

Читается малая ектенья. Звучит возглас диакона: «Свят Господь наш!», его подхватывает хор и трижды повторяет. Поется «Всякое дыхание да хвалит Господа…» и другие стихиры. Заканчивается молитвенное пение «Великим славословием», — одним из древнейших христианских гимнов.

После исполнения стихир вновь зажигаются паникадила, священник провозглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Произносится с амвона сугубая (просительная) ектенья. Священник благословляет: «Мир всем!».  Затем тайно исполняет молитву, которая древними христианами произносилась вслух.

Начало службы

За четверть часа до начала службы раздается удар главного колокола, вслед за которым идет праздничный перезвон всех колоколов. Так христиане призываются в храм на праздничное богослужение. Те, кто пришли пораньше, наслаждаются колокольным перезвоном. Открываются центральные ворота иконостаса, что говорит нам о начале службы.

В алтаре проходит каждение, один из священников окуривает благовониями. Впереди него идет диакон со свечой. Все совершается в полной тишине, лишь слышно негромкое позвякивание цепей кадильницы.

По завершении из Царских врат появляется диакон и громко провозглашает: «Восстаните!». Этот призыв к находящимся в храме сохранился до наших дней из древнехристианского богослужения. В то время монахи перед началом службы и в некоторые ее моменты сидели на специально предназначенных для этого стульях, которые назывались стасидиями. Такая традиция сохранилась и до ныне в греческих храмах, на Святой горе Афон, а также в католичестве и протестантизме. В русских церквях это не прижилось. Здесь всегда много народу и места не хватает даже для того, чтобы просто стоять.

Начало служения

Великая вечерня

В самом начале священнослужитель, находясь в алтаре, громким возгласом величает Святую Троицу и кадильницей очерчивает знак креста. Это символизирует то, что через Распятие Господа Иисуса Христа нам открылась тайна Бога. Затем священнослужитель обходит с курящейся кадильницей весь храм. В это время хор на клиросе исполняет 103 псалом. Священный текст говорит нам о появлении мира, которое началось вечером и продлилось шесть дней. По сути, это гимн, прославляющий Божье творение, красоту вселенной.

Торжественная праздничная обстановка в храме, — все это символизирует жизнь в раю наших прародителей, до их отпадения от Бога. Но затем священнослужитель входит в алтарь, двери за ним закрываются, гаснет свет и прекращается клиросное пение. И тут необходимо вспомнить о грехопадении первых людей, потерявших рай, а также о своем собственном.

Великая (мирная) ектения

После чтения 103 псалма начинается Великая ектения, которая представляет собой прошения Богу о помиловании. Здесь церковь и все присутствующие возносят молитвы о всем мире, своей стране, христианах. Вспоминаются пленные, больные и путешествующие. Возносится просьба Богу о спасении от гнева, скорбей и нужды. Причем речь идет не бедности, а о принуждении к греху.

После Великой ектении поются псалмы. Вначале звучит «Блажен муж…», а затем вновь ектенья, но уже малая. После чего идет ряд псалмов (140, 141, 129, 116) со стихирами, прославляющими Господа, Богородицу, всех святых.

Каждение

Начинается каждение храма, икон, прихожан, проводимое по часовой стрелке. Все кланяются, уступают место и отходят от стен, образуя свободную для прохода полосу. Во время исполнения последней стихиры вновь открываются Царские врата, зажигается свет. Обстановка в храме выражает торжество. Хор поет в честь Пресвятой Богородицы хвалебную песнь.

Вечерний гимн «Свете Тихий»

Поется «Свете Тихий», — текст, прославляющий Святую Троицу. Затем священнослужитель и диакон говорят:

  • «Вонмем», то есть будем внимательны, не рассеянны на молитве;
  • «Мир всем», здесь священник напоминает христианам о их высоком предназначении (слово «мир» в данном контексте означает «завет, договор с Богом»);
  • «Премудрость».

После того, как диакон призвал наше внимание, произносится «вечерний прокимен». Он состоит из нескольких фраз, взятых с Псалтыри

Свет вновь выключается, Царские врата закрываются. Диакон выходит, чтобы произнести сугубую (усиленную) ектению. Хор на каждое прошение от имени всего храма поет «Господи, помилуй!» вначале по одному разу, а на оставшиеся несколько – по трижды. Христиане просят о том насущном, что необходимо для спасения души и тела.

Лития

Включается в состав богослужения по особо значительным праздникам. Означает «усиленное моление». Поются стихиры в честь церковного события или прославляемого святого. Духовенство выстраивается у входа в храм по направлению к центру, где ставится столик с тремя горящими свечами, пятью хлебцами и чашами, наполненными вином и елеем. Звучит молитвенное обращение к святым поименно, просьбы о помиловании к Господу.

Затем поются стихиры, молитва «Ныне отпущаеши…». В основе песнопения лежит история о том, как св. Симеон Богоприимец узрел Божественное Дитя и возблагодарил Всевышнего за дарованное спасение Израилю и всему миру. Здесь символизируется начало новой эпохи. Ветхий завет отошел на задворки истории, утратил свое былое значение и обязательность. Включаются паникадила, торжественно поются молитвы в честь праздника.

Хлеб и вино на алтаре для освящения

Вокруг столика проходит каждение. Священник благословляет хлебцы, вино и елей, возносит молитвы об изобилии. Затем все это переходит в алтарь. Хлеб измельчается, окропляется вином. После елеопомазания кусочки освященной еды дадут прихожанам для воспоминания о том, как:

  1. Господь накормил множество людей всего 5 хлебами.
  2. Древние христиане подкрепляли свои силы на продолжительных молитвах, богослужениях.

Хор поет 33-й псалом. Священник благословляет всех прихожан. С клироса утверждающе звучит «Аминь!». Эта часть службы заканчивается славословием ангелов «Слава в вышних Богу…».

Вечерня

Вечернее богослужение начинается в 5-6 часов вечера. В это время звучат молитвы и песнопения, вспоминающие о событиях Ветхого Завета, через который красной нитью проходит ожидание евреями прихода Мессии.

В ознаменование этого события священник совершает воскурение фимиама (каждение) в алтаре. После воздания славы Святой Троице поется 103 псалом, во время пения которого происходит каждение всех присутствующих и самого храма. Воскурение фимиама является знамением благодати Всевышнего, дарованной первым людям, Адаму и Еве, до их встречи со змием и грехопадением.

Как в то время были открыты двери райского Эдема, так при каждении царские врата храма открываются.

Важно! Перед каждым человеком стоит выбор, принять решение должен каждый самостоятельно. Адам и Ева послушались дьявола и были изгнаны из рая, двери которого навсегда захлопнулись для них

В память об этом событии после воскурения царские врата закрываются, перед ними на амвоне стоит дьякон. После изгнания из рая люди начали испытывать болезни, скорби, лишения, вызванные грехов.

Ектения

Во время великой, мирной ектении диакон и все присутствующие в храме просят Господа о прощении грехов.

Великий Господь по Своей любви к людям даровал им дорогу возвращения в Небесный рай путем познания Бога через оставление грехов. Поется Псалом 1.


Во время ектении совершаются молитвы и песнопения

В стихирах «Господи, Воззови» звучат покаянные, молитвенные мотивы, во время которых священник производит каждение в храме. Во время вечерней после покаяния и оставления грехов, как знак будущего спасения, Царские ворота храма вновь открываются, к ним направляется процессия священников и диакон, вышедших из боковых и северных проемов. Со словами «Премудрость, прости» диакон при помощи кадила изображает крест, призывая всех прихожан к внимательному слушанию.

Песня «Свете Тихий» напоминает христианам о том, что Царь царей, Бог богов родился не в царском доме, а в яслях на соломе, и Его второй приход близок.

Настает время сугубой и просительной ектении, после которой перед большими праздниками следует лития. Общее моление, так с греческого языка переводится лития, ранее происходило в притворе, чтобы некрещеные, кающиеся люди могли принять участие в молитвенных прошениях. В современных храмах лития читается около западного входа.

Во время литии благословляются пять хлебов, это память о чуде, совершенном Иисусом при Его жизни. 5 тысяч человек были накормлены пятью хлебами и двумя рыбками.

В далеком прошлом христиане употребляли эти хлеба, чтобы утолить голод перед утреней.

После пения «Стихирой на стиховне» хор исполняет молитву «Ныне отпускаешь». Во время этой молитвы православные вспоминают праведного Симеона, который первым встретил Марию и Иосифа, когда они принесли жертву за рождение ребенка. Симеону было сказано Богом, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Взяв в руки Иисуса, Симеон промолвил: «Ныне отпускаешь раба Твоего».


Икона Праведного Симеона Богоприимца

Окончание Вечерни

В заключение вечерней исполняется песнопение «Богородица, Дева, радуйся!» Благодаря своему смирению, покорности, Боголюбию, Дева Мария из всех женщин мира была выбрана стать земной Матерью Иисуса.

Заканчивает вечернее служение священник, передавая послание от Бога: «Благословение Господа Бога на вас». Вечерня заканчивает воспоминания о ветхозаветных временах, передавая эстафету служения утрени.

Древневосточные церкви

Армянский обряд

Как правило, вечерня совершается накануне воскресных и праздничных дней, но опускается в будни. Чинопоследование схоже с иерусалимской кафедральной вечерней -VII веков. В составе армянской вечерни:

  • «Отче наш»,
  • отрывок из 54 псалма («Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» (Пс. 54:17-18),
  • псалом 85 (перешёл из службы девятого часа),
  • «Господи, воззвах» (в армянском варианте, это 139, 140 и 141 псалмы),
  • «Свете тихий»,
  • благословение вечернего света и ходатайственные молитвы,
  • прокимен,
  • просительная ектения,
  • Трисвятое, псалом 120 с тропарём, «Отче наш» и отпуст.

Восточно-сирийский обряд

В Ассирийской церкви Востока вечерня совершается ежедневно, существует вседневная и воскресная (праздничная) вечерни. Последняя включает в себя:

  • несколько псалмов и гимн, перешедшие в вечерню из девятого часа,
  • принесение свечей и фимиама с гимном «К Тебе, Господи»,
  • «Господи, воззвах» состоит из 140, 141, 118, 105 — 112 и 116 псалмов с «Аллилуйя» и антифоном,
  • просительная ектения,
  • Трисвятое и благословение народа,
  • процессия с антифоном, «Аллилуйя» и «Отче наш».

Вседневная вечерня гораздо короче и состоит из Трисвятого, вечернего антифона, «Аллилуйя» и процессии с антифоном мученикам.

Западно-сирский обряд

Вечерня совершается ежедневно вместе с девятым часом. После начальных молитв, молитвы дня и респонсорного псалма (аналог прокимена) поются «Господи, воззвах», состоящий из 140, 141, 118, 105 — 112 и 116 псалмов с «Аллилуйя» и антифоном (как в восточно-сирском обряде). Характерна «седра

» (молитва фимиама) — особенная молитва, сопровождающая каждение (сохранилась и в литургии апостола Иакова).

Коптский обряд

В Коптской церкви сохранилось древнее последование вечернего собрания

, состоящего из собственно вечерни,псалмодии ивечернего каждения . В современной практике вечернее собрание совершается только накануне дня, в который полагается литургия.

Коптская вечерня восходит к египетской монашеской практике -V веков и отличается крайней простотой. Вечерня состоит из начальных молитв, 12 неизменных псалмов (116 — псалом 128 без 118-го), чтения Евангелия, тропарей, многократного «Господи, помилуй», Трисвятого, «Отче наш» и отпуста.

Псалмодия включает в себя начальные молитвы, псалом 116, хвалитные псалмы (148 — 150) и гимны.

Вечернее каждение, в отличие от вечерни, имеет сложный чин и происходит от древнего кафедрального богослужения. В состав вечернего каждения входят: начальные молитвы; молитвы к Богородице и святым; «молитва кадила»; первое каждение и ходатайственные моления; Трисвятое и «Отче наш»; песнопения и Символ веры; второе каждение; благословение крестом и свечами; ектения; чтение Евангелия с предварительной молитвой и «Аллилуйя»; третье каждение; «молитва разрешения»; поклонение Кресту и Евангелию; заключительное благословение.

Эфиопский обряд

В древности вечерня совершалась ежедневно, в современной практике — накануне праздников и в период Великого поста. Праздничные и великопостные вечерни схожи, но существуют и некоторые отличия. Общий порядок вечерни таков:

  • начальные молитвы;
  • троекратно повторяемое последование (прошение, псалом с припевом и гимн); на праздничных вечернях используются , и 140 псалмы, а на великопостных — первые два меняются ежедневно, а вместо 140-го читается покаянный псалом 50,
  • благодарственная вечерняя песнь,
  • чтение Апостола,
  • песнь трёх отроков (отменяется в Великий пост) с последующим гимном,
  • чтение Евангелия,
  • вечерние молитвы и стихиры на псалмы 101 и ,
  • троекратная молитва ко Христу,
  • заключительное благословение,
  • славословие, Символ веры, «Отче наш» и отпуст.

Как происходит

Молитвенные ночи имеют глубокий духовный смысл. Церковь провозглашает что красивый свет захода солнца изображает духовный образ света Христа. А также взгляд молящихся людей направляется на будущий свет Божьего Царства. Господь обещал, что придёт за теми, кто ждут Его. И Его пришествие будет в присутствии святых ангелов, которые будут нести радость тем, кто веруют, и разочарование и суд — отвергшим Божьего Сына.

Сравнить всенощное бдение можно с принципом, который присутствует в наше культуре на Новый год. Люди расстаются с плохим и приветствуют хорошее. Таким же образом христиане, при бдении, празднуют новое начало; тьма уходит, а свет торжествует. Невозможно уйти не изменённым с такого служения. Поэтому бдение служит как приготовление к Божественной литургии и к Евхаристии.

Всенощное бдение в с. НовосельскоеВсенощное бдение в с. Новосельское

Сколько длится такое богослужение

Канон на всенощном бдении имеет свои особенности и должен соответствовать определённым критериям. Такое служение имеет довольно длинное последование, состоящий из более чем 20 действий.

На данный момент исходя из того, что среди верующих есть старые и немощные, традиция может быть более снисходительной к людям. Таким образом, возможно побыть на служении несколько часов, а потом возвратится домой.

Исповедь во время всенощного бдения

Одно из важнейших составляющих молитв прихожан является исповедь своих грехов перед Богом. Помимо исповеди перед священником, каждый христианин должен приходить к Богу с молитвами и с исповедью. Исповедь имеет в себе огромную силу. Апостол Иоан побуждает нас жить во свете, и не оставаться в темноте. Грех по своей природе любит темноту. Но мы можем его победить, только если выносим его на свет. Свет освящает людей и показывает им какими они являются. Бог хочет, чтобы христиане исповедовались. Церковь объясняет, что бдение может помочь человеку избавиться от плохих и греховных привычек.

Всенощное бдение под КрестовоздвижениеВсенощное бдение под Крестовоздвижение

Структура богослужения

Такой древний обряд имеет историческое значение и является символом Ветхого и Нового Заветов. Структура, которая применяется на таких богослужениях следующая:

  • Первую часть именуют Великой Вечерней. Здесь ставится акцент на разъяснении и пояснении событий из времён Ветхого Завета. Затем отворяются царские врата. Это символизирует сотворение мира, а именно Триединым Богом. В Своём Вечном плане, Святая Троица имела в виду сотворение земли, человека и всё что есть в бытии.
  • Следует торжественное чтение Псалма. Текст служит для прославления Троицы — Бога Отца, Сына и Святого Духа. Священник должен вести таким образом, чтобы верующие чувствовали величие Бога. А также в это время он будет кадить людей и храм.
  • После закрывания врат читается молитва. Это означает что Адам согрешил, и в нём всё человечество. Человек потерял правильную связь с Богом и отделился от Его славы. На этом этапе читаются стихи из Писаний, говорящие о греховности и беспомощности человека. Объясняется что, по причине грехопадения, в мир зашли зло, боль, болезни, ненависть, убийство и смерть.
  • Затем следует чтение стихира Божьей Матери. Здесь становиться понятным, что Бог отдал Сына Своего Единородного, Который родился в мир через Деву Марию. Бог проявил милость к созданию, отвергшему Его, и дал нам Спасителя, Который есть Царь и Господь.
  • Когда вечерня сменяется утреней, понимается что настало время Нового Завета. Времена незнания прошли и пришла полнота Божьего откровения в крови Иисуса Христа.
  • Обязательной частью богослужения является и чтение Евангелия и исполнение канона.

https://youtube.com/watch?v=naS4IhR9eho

Таким образом, объясняется весь Евангелия. Люди имеют возможность понять Кем является Бог, насколько Он свят и всемогущ; мы ослушались Его и согрешили; но Он, в Своей великой милости, послал нам Спасителя. В следствии, человек может уверовать в самые важные учения христианства и присоединится к Церкви.

Евангелия может утолить нужду наших сердец полностью и исключительно. Не стоит думать что если мы принадлежим христианскому вероисповеданию и церкви, то мы уже не нуждаемся не в чём. Бог — нужда сердца христианина. Он создал нас для Себя и наши души не будут иметь покоя, пока не найдут его в Нём. Помимо спасения, которое обретается через веру в Иисуса Христа, христианин имеет нужду в постоянном освящении. Поэтому следует продолжать молится и очищать свои души каждый день, пока Господь не придёт.

Бдение.  Важно или нет?Бдение. Важно или нет?
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий