Во сколько начинается литургия и другие службы в храме?

Правила поведения

В церкви, во время того, как проходит служение, вести себя следует спокойно и тихо. Приходить к службе следует за десять-двадцать минут, чтобы успеть совершить поклон Христу. Следует соблюдать тишину, нельзя жевать резинку. Руки во время литургии должны быть свободны, их не следует держать в карманах.

Как правильно умывать ребенка и где взять святую воду, правила проведения обряда

Мужчинам перед приходом в помещение церкви предписано снимать головные уборы, женщинам же, наоборот, следует носить в церкви платок. Подпевать хору следует тихо. За маленькими детьми нужно следить, чтобы они не бегали и не шумели в храме, чтобы не мешать проведению службы. Обязательно отключайте мобильные телефоны – громкие звуки не должны отвлекать и мешать священнослужителям и прихожанам.

Окончание

По завершении канона снова поются псалмы, а точнее, некоторые стихи из них, такие как «Всякое дыхание да хвалит Господа. Они дополняются отдельными стихами, прославляющими Спасителя, Божью Матерь или отдельных святых.

После этого звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Изначально этот возглас должен был звучать на самом рассвете, когда первые лучи восходящего солнца разгоняли мрак ночи. Символично к этому моменту и были приурочены слова о свете духовном, исходящем от Господа. Сегодня время служения утрени сместилось, но духовный смысл этого возгласа остается неизменным — только в Господе мы можем познать и обрести настоящий свет для нашей души.

На этот возглас священника отвечает хор пением особого хвалебного гимна, который начинается со слов «Слава в вышних Богу», после которых поются различные молитвы, библейские сюжеты и Трисвятое.

Отпуст — особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ

Под конец утрени, перед самым отпустом, воспеваются праздничные тропари, а если никакого праздника в этот день нет — тропарь отпуста, где повествуется о Воскресении Христа, о тех трудах, которые понесли апостолы ради распространения христианства по всему миру. За этим снова следует ектения, последняя в этой службе. Завершается утреня пением «многлетия» — прошении о сохранении местного архиерея, патриарха, настоятеля храма и всех прихожан.

Литургия Преждеосвященных даров

Составитель чинопоследования:святитель Григорий Двоеслов.Совершается:

только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.

Особенность:

литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.

Подробнее о литургии Преждеосвященных даров.

Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви?

Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 (как принято в мирской жизни), а 18:00 (предыдущего календарного дня). Что это значит?

Что это значит?

Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее — заканчивается в субботу до 18:00. Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия.

Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также — всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами.  В этот же день происходит и поминовение всех усопших.

Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить.

Особенности служб

В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни — первой службы суточного круга. На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день.

После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие — общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него.

В полночь положено совершать 3-ю службу — полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.

Первый раз в храме: на что не следует обращать внимание. Хасьминский Михаил Игоревич.Первый раз в храме: на что не следует обращать внимание. Хасьминский Михаил Игоревич.

Утреннее богослужение в православной церкви (утреня) — одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв.

Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.

Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор.

Как готовиться к исповеди. Священник Игорь СильченковКак готовиться к исповеди. Священник Игорь Сильченков

Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа. Не стоит путать с ним девятый час — службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.

Главным богослужением и своеобразным центром данного суточного круга считается Божественная литургия или обедня, отличительной особенностью которой от других служб является возможность, кроме воспоминаний о Боге и земной жизни нашего Спасителя, соединиться с Ним в реальности, участвуя в таинстве Причащения. Время этой литургии с 6-ти до 9-ти часов до полудня перед обедом, отчего ей и дано второе название.

Как проходит исповедь в церкви

Чтобы правильно подготовиться к исповеди важно иметь представление о том, как проходит Таинство в храме. Исповедь, обычно совершается с утра, перед Божественной Литургией, вечером во время службы и после

В особых случаях, возможно, попросить духовника о другом времени аудиенции. Перед ритуалом таинства исповеди священник произносит общую молитву, где в определённом месте, прихожанин говорит вслух своё имя. Необходимо пройти в церкви к возвышенности в виде столика-аналоя. В этом месте встают прихожане в очередь, желая произнести покаянные слова. Во время ожидания своей исповеди, надо произносить мысленно молитвы, вспоминая личные грехи

Исповедь, обычно совершается с утра, перед Божественной Литургией, вечером во время службы и после. В особых случаях, возможно, попросить духовника о другом времени аудиенции. Перед ритуалом таинства исповеди священник произносит общую молитву, где в определённом месте, прихожанин говорит вслух своё имя. Необходимо пройти в церкви к возвышенности в виде столика-аналоя. В этом месте встают прихожане в очередь, желая произнести покаянные слова. Во время ожидания своей исповеди, надо произносить мысленно молитвы, вспоминая личные грехи.

Есть много печатных изданий, в которых рассказывается о правильной готовке к таинству, там же есть перечень грехов людских. Подобные брошюры можно почитать, но не брать их как руководство к действию. Ведь у каждого свои грехи, нужно поступать, как велит совесть. В противном случае это не принесёт пользы. Если есть потребность в духовной помощи для исповедования, можно изучить опыт, советы преподобных старцев или известных в миру священников. Однако нужно помнить, что исповедь идёт Живому Господу. Он незримо присутствует в таинстве, а архиерей является свидетелем (об этом говорится в молитве), с помощью которого Бог оставляет грехи прихожанина.

Рассказать батюшке надо всю правду, ничего не тая. Стеснение необходимо отбросить, ведь священник как доктор, только врач лечит тело, а батюшка душу человеческую. На все вопросы нужно отвечать чётко без заминок. Главное что стоит запомнить, вся информация останется тайной, которую будет знать только священнослужитель. Если христианин искренне раскаивается в своих проступках, ему прощается всё безвозвратно.

Верующие, которые идут на исповедь перед причастием в первый раз нервничают думая, как всё пройдёт. Православные храмы практикуют общую исповедь. Посещать их может любой христианин, также беседовать единолично с батюшкой. На всеобщих ритуалах архиерей имеет право отпускать грехи прихожанам, пришедшим на таинство. Он начинает перечислять прегрешения и грехи, какие часто случаются с людьми. Данное действие позволяет освежить память и выйти наружу давно забытым неблаговидным мыслям и поступкам.

После окончания исповеди, человек наклоняет голову, а батюшка покрывает его нижней частью своего облачения — епитрахилью и произносит разрешающую молитву. В завершение нужно прикоснуться губами к кресту, Евангелию, священнослужитель благословляет крестным знамением. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедальные дни в храмах желательно уточнить за несколько дней до предполагаемого таинства. Каждый верующий христианин должен помнить такие детали:

  • Ритуал покаяния проводится в церкви совершенно бесплатно. Можно сделать добровольное пожертвование на нужды прихода, если оно идёт от чистого сердца.
  • Исповедь не обязанность, человек решает сам пойти или нет на таинство.
  • Принуждение со стороны мирян или священнослужителей запрещается. Любое насилие идёт вразрез с православной верой.

Желательно, чтобы христианина вёл по жизни собственный духовный отец. С ним можно всегда посоветоваться, попросить помощи в трудной ситуации. Он будет духовно направлять человека, указывать на ошибки, радоваться вместе победам. Есть люди, которые в силу разных причин остались не крещёными. Это стоит сделать как можно быстрее, чтобы не ввергать душу свою в пучину грязи и тьмы. Необходимо прийти в храм, узнать всё о подготовке, прохождении ритуала исповеди перед крещением.

Протестантизм

Evensong — вечерня в Англиканской церкви

В ходе английской Реформации архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер издал обязательную для реформированной Англиканской церкви Книгу общих молитв (первый вариант — 1549, второй — 1552), содержащую, в числе прочих, вечерню. Англиканская вечерня (англ. evening prayer или англ. evensong) была создана в результате переработки католических вечерни и повечерия. В 1662 году была издана новая Книга общих молитв, формально остающаяся главной богослужебной книгой до настоящего времени.

Последование англиканской вечерни — смотри Вечерня (в Англиканской церкви)

Ежедневное совершение вечерни обязательно для клириков, но в первые века Реформации это богослужение действительно совершалось во всех приходских церквах. В настоящее время вечерня ежедневно служится только в кафедральных соборах. Вечерняя молитва используется мирянами в основном в качестве личного молитвенного правила, для клириков её совершение по-прежнему обязательно.

Лютеранство

Первоначально вечерня сохранялась в структуре реформированных богослужений. Лютер сам положительно относился к этой службе, говоря, что она не содержит ничего, кроме Слова Божиего, гимнов и молитвы. Он только заменил «малые капитулы» римского бревиария на чтения текстов из Библии на родном языке. Древние мелодии для антифонов и кантиков были в дальнейшем адаптированы для евангелического богослужения. Помимо этого, рекомендовалось перед службой звонить в колокола (нем. kleine glocken). Тем не менее, в составе веспера сохранялись достаточно крупные фрагменты на латинском языке, что постепенно привело к исчезновению вечерни из литургической практики Евангелической Церкви. В XIX веке вечерня вновь была введена в состав лютеранских чинопоследований, впрочем и в настоящее время она проводится довольно редко.

Последовательность веспера включает пение псалмов, версикул, чтение из Библии и проповедь, кантики Магнификат и Nunc dimittis, заключительную молитву, Benedicamus и напутственное благословение.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий, заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее. По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7—8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма, в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Радоницу?

Значение праздника Радоница

Радоница — особый праздник, который связывает прошлое и будущее. В этот день принято поминать усопших родных и близких.

Радоница празднуется на девятый день после Светлого Воскресения.

Намедни совершается вечернее богослужение, а с утра ранняя и/или поздняя литургия. Полная панихида служится либо после вечерней службы, либо после утренних богослужений — все зависит от внутреннего устава храма.

Кроме того, уставами многих  храмов предписывается совершать пасхальные заупокойные богослужения на городских кладбищах.

Обязательно уточняйте время богослужений непосредственно в храме, который хотите посетить!

Больше информации о Радонице здесь.

Как вести себя во время службы

Во время богослужения прихожанин должен вести себя достойно и помнить, что это святое место и тут посреди людей стоит сам Иисус Христос. Поэтому стоит заранее подготовить свое сердце к чтению Евангелия и псалмов, приготовится внимать слово священника и заранее исповедаться перед причастием.

Во время богослужения стоит внимательно слушать слова служителей, петь псалмы и молитвы, для этого стоит заранее приобрести соответствующие книги. Конечно, в первый раз человек будет чувствовать смущение, но достаточно аккуратно стать в конце зала и смотреть за тем, что и как делают люди, чтобы в другой раз уже полностью погрузиться и участвовать в служении.

Церковь — это своего рода больница для грешников, никто не приходит туда здоровым и святым, но каждый ищет совета и помощи. Не надо боятся или смущаться идти в храм, всегда можно попросить помощи и совета у священников или прихожан, главное приходить и искать Божьей мудрости.

Церковные службы, их последовательность и содержание.Церковные службы, их последовательность и содержание.

Церковные службы, их последовательность и содержание

Видео: Как вести себя в Храме?

  • https://rostovhramvrs.ru/sluzhba-v-tserkvi/
  • https://ikona-i-molitva.info/vo-skolko-v-cerkvi-nachinaetsya-sluzhba/
  • https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/sluzhba-v-tserkvi-vo-skolko-nachinaetsya-i-kak-prohodit.html
  • https://molitva.guru/interesno-znat/vo-skolko-nachinaetsya-sluzhba-v-tserkvi-v-budni-i-voskresene.html
  • https://heaclub.ru/vo-skolko-nachinaetsya-i-zakanchivaetsya-utrennyaya-vechernyaya-subbotnyaya-voskresnaya-i-nochnaya-sluzhba-v-cerkvi-v-budnie-i-prazdnichnye-dni-rozhdestvenskaya-na-kreshhenie-sretene-blagoveshh

Утреня

В храме полностью выключается свет, гасятся свечи, — начинается шестопсалмие. Сумрак символизирует Ветхий завет, когда мир еще не был освещен Боговоплощением и пребывал во мраке неведения. Перед псалмами звучит ангельская песнь, сопровождавшая появление Младенца на земле. Она разносится в полной темноте, символизирующей ночь Рождества Христова.

В этой части богослужения не положено креститься или делать поклоны. Все должно проходить в полной тишине для лучшего восприятия присутствующих людей. Тем более непозволительно передвигаться, выходить наружу, покидать храм без уважительной на то причины.

После прочтения трех псалмов, первых из шести, священник появляется из алтаря. Он держит в руках Служебник с текстом утренних (особых) молитв, чтение которых совершает негласно. Шестопсалмие продолжается произнесением слов 87 псалма. Они напоминают о Христе, сошедшем на землю, чтобы спасти нас от страданий. Завершает чтение шести псалмов Великая ектенья с прошениями о милостях.

Псалмы

В исполнении диакона и церковного хора звучит 117 псалом. Здесь христиане вспоминают, как Господь начал свое служение, когда ему исполнилось 30 лет. Поется тропарь празднику. Возжигаются свечи, обстановка в храме наполняется радостью, бодрым звучанием. Далее идет чтение особых кафизм (2,3),-  в это время можно сидеть. В их составе звучат псалмы, предсказывающие приход Христа. Напоследок читается малая ектенья.

Полиелей

Открываются врата алтаря, загораются все светильники. Священники группируются в центре храма, проводят каждение. Пространство наполняется ароматом ладана. Поются псалмы (134, 135), в которых идет прославление Господа за милосердие, явленное всем людям. Звучит «Величание» в честь праздничного события или святого.

Слово «милость», как и «масло», на греческом звучит «елеос». Поэтому эта часть службы названа полиелеем, главное значение которой весть о Христе. На воскресных богослужениях (в субботу вечером) исполняются тропари, напоминающие о явлении женам-мироносицам ангелов с вестью о воскресении Господа.

Евангелие

Главный момент Всенощной – произнесение текста Евангелия. Перед этим важным событием диакон провозглашает малую ектенью, чтец – короткое «ипакои», хор поет антифоны и «утренний прокимен». После чего диакон приступает к молитве о даровании слышания Евангелия. Он будет просить, чтобы Господь дал не только услышать Божественные словеса, но и воплотить их в жизнь.

Затем пройдет чтения отрывка из Евангелия, и мы услышим голос апостолов, донесшийся до нас из веков, станем свидетелями и участниками событий 2000-летней давности. Всего в богослужебном цикле 11 евангельских отрывков. В течение года они поочередно повторяются, цикл возобновляется вновь и вновь. Евангелие выносится в центр богослужебного пространства. После прочтения отрывка верующие кланяются, целуют Святое Писание.

Елеопомазание

Вслед за радостью воскресения христиане вспоминают о своей греховности и сокрушаются, — читается 50 псалом, а также прошение Богу о помиловании. Затем все подходят к центральной части храма. Здесь проходит елеопомазание. Священник держит в руках кисточку. Обмакивая ее в освященный елей, рисует кресты на лбу подходящих к нему людей. Таким способом священнослужитель передает частицу Божьей благодати каждому, приходящему в храм.

Елепомазание — освящение елеем (священным маслом)

Канон

В это время начинает читаться канон. Он состоит из тропарей, библейских отрывков. Состоит из 3 частей, разделенных 2 малыми ектеньями. Тропари вычитываются, а первые стихи песен поются. Между восьмой и девятой песнью звучит хвалебная песнь Богородице «Велит душа моя Господа…». Кадится алтарь, а также иконостас в той части, где есть икона Богородицы. Остановившись перед святым ликом, священник кадилом чертит в воздухе знак креста и громко произносит: «Богородицу и Матерь света, в песнях возвеличим…».

Читается малая ектенья. Звучит возглас диакона: «Свят Господь наш!», его подхватывает хор и трижды повторяет. Поется «Всякое дыхание да хвалит Господа…» и другие стихиры. Заканчивается молитвенное пение «Великим славословием», — одним из древнейших христианских гимнов.

После исполнения стихир вновь зажигаются паникадила, священник провозглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Произносится с амвона сугубая (просительная) ектенья. Священник благословляет: «Мир всем!».  Затем тайно исполняет молитву, которая древними христианами произносилась вслух.

Во сколько начинается утренняя служба в церкви

Каждый день богослужебной недели посвящён важному событию:

  • воскресенье — особый день, малая Пасха, воспоминание воскресения Христова;
  • понедельник молятся Ангелам;
  • вторник — святому пророку Иоанну Предтечи;
  • среда — вспоминаются предательство Господа Иудой и память Креста, день поста;
  • четверг — день Апостольский и святителя Николая;
  • пятница — служба в честь крестных страданий Господа и Животворящего Креста, день поста;
  • суббота — почитаются Божия Матерь, память святых и всех почивших православных христиан.

Современное вечернее богослужение состоит из:

  • вечерни;
  • утрени;
  • 1-го часа.

Вечерняя служба посвящена памяти событий из Ветхого Завета: о сотворении Богом мира, падении первых людей, законе Моисея, деятельности пророков. Православные христиане благодарят Бога за скорби и радости прожитого дня и просят благословения на предстоящие ночь и утро.

Многие интересуются вопросом: во сколько начинается вечерняя служба в церкви? В разных приходских храмах складывается своя традиция проведения общих молитв, но в среднем начало вечерни обычно приходится на временной промежуток с 15:00 до 18:00 по местному времени. Если есть желание поучаствовать в богослужении, не лишним будет заранее осведомится о более точном времени в конкретной церкви.

В современной церковной практике утренняя служба состоит из:

  • 3-го часа (воспоминание схождения Святого Духа на апостолов);
  • 6-го часа (в память распятия Господа);
  • Божественной литургии (проскомидия, литургия оглашенных и верных).

Литургия или Евхаристия (Благодарение) — центральное богослужение в церкви, на котором происходит главное Таинство — Причастие Святых Христовых Тайн. Данное священнодействие было утверждено Самим Господом на Тайной вечере, накануне крестных страданий, и Он повелел творить сие в Его воспоминание.

В Великий пост по средам и пятницам служат Литургию Преждеосвящённых Даров. Остальные дни в году совершается Литургия святого Иоанна Златоуста.

На Литургии вспоминаются земная жизнь и учение Спасителя от рождения до вознесения. В древние времена такая служба называлась преломлением хлеба. В Священном Писании именуется трапезой или вечерей Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20).

Ответ на вопрос «Во сколько начинается утренняя служба в церкви?» будет зависеть от традиции, сложившейся на конкретном приходе, количества причастников и престолов в храме, но точно можно сказать, что литургия всегда совершается до полудня. В больших храмах с многочисленным приходом может быть и по три службы, начиная с 6 часов утра.

Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?


Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя Предпраздничная служба начинается с раннего утра 6 января.

  • Служба 1-го часа. Время — с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
  • Служба 3-го часа. Время — с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
  • Служба 6-го часа. Время — с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
  • Служба 9-го часа. Время — с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
  • В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
  • Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
  • Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма — с 17:00 до 23:00.

Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких — 1,5-2 часа.

О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.

Вечерня

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира — Пресвятую Троицу: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Потом он трижды призывает верующих: «Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу.

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.

Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Миром Господу помолимся О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся … Помолимся Господу, примирившись со всеми нашими ближними, не имея ни на кого гнева или вражды. Помолимся, чтобы Господь ниспослал нам «свышний» — небесный мир и спас наши души…
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет… Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми. Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет…
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою… Услыши мя Господи Господи! к Тебе взываю: услышь меня… Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе… Услышь меня, Господи!..

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

«Господи, помилуй!» Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов: «Господи воззвах:» присоединяются стихиры, т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника.

Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

Вечерний вход

Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

Что такое шестопсалмие в последовании утрени

Чтение ветхозаветных псалмов показывает скорбь человеческой души о своем падшем греховном состоянии, томление в ожидании прихода Спасителя, которым было наполнены времена Ветхого Завета.

Интересно! Для того чтобы чтение шестопсалмия не было слишком угрюмым, настроение псалмов меняется: читаются как скорбные псалмы, так и радостные, наполненные Славой пришествия Христа.

Особое отношение к шестопсалмию выражается в том, что во время этого чтения всем молящимся положено стоять, а ходить по храму, ставить свечи, совершать еще какие-либо действия возбраняется. Конечно, если человек по своей немощи не может выстоять эту часть службы, он может присесть.


Шестопсалмие читается на каждой утрене, за исключением дней Светлой седмицы

Шестопсалмие читается двумя частями: после первых трех псалмов священник становится перед Царскими вратами и начинает чтение особых утренних молитв, в которых просит благословения для себя и своей паствы на новый наступивший день, благодарит за прошедшую ночь. Выйдя из алтаря, священник символически олицетворяет собой Христа, как обещанного Спасителя всего человечества.

Некоторые особенности

Правила посещения церкви для мужчин и женщин немного различаются. Но объединяет их одно, храм необходимо посещать с чистым сердцем и помыслами, оставляя весь негатив за воротами Дома Господнего.

Для мужчин

Перед походом в храм, мужчины должны знать следующие правила:

  1. На территории прихода запрещено сквернословить, курить и пребывать в нетрезвом состоянии.
  2. Одежда для посещения церкви должна быть чистая и ухоженная.
  3. Запрещено посещать Дом Господний в майках, спортивных костюмах и шортах.
  4. Перед входом на территорию прихода, мужчины обязаны снять головной убор.

Не допускается громко приветствовать знакомых и пожимать им руки.

Для женщин

Для женщин, правила посещения церкви немного строже, чем для сильной половины человечества:

  1. Женщины посещают церковь в юбках и платьях определенной длины, прикрывающих колени, с длинным рукавом. Если нет возможности переодеться, перед входом в церковь всегда можно найти специальную длинную юбку на запах, которую надевают поверх собственной одежды.
  2. Голова у девушек и женщин должна быть обязательно покрыта платком, косынкой или шалью.
  3. Не допускается перед походом в церковь использовать парфюмерные и косметические средства с резким запахом.
  4. Если женщина пользуется косметикой, то перед посещением храма, косметические средства используют по минимуму, а губы не красят вовсе.
  5. Не рекомендовано посещение храма женщинами и девушками в брюках, особенно с заниженной посадкой и коротким топом.

Совет! Если женщина в брюках зашла в церковь чтобы поставить свечку, и оставаться на службу не планирует, достаточно покрыть голову платком или шарфиком.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам:

Воскресенье — малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
Помолиться ангелам можно в понедельник.
Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
Суббота посвящена Божьей Матери.

Великая вечерня

В самом начале священнослужитель, находясь в алтаре, громким возгласом величает Святую Троицу и кадильницей очерчивает знак креста. Это символизирует то, что через Распятие Господа Иисуса Христа нам открылась тайна Бога. Затем священнослужитель обходит с курящейся кадильницей весь храм. В это время хор на клиросе исполняет 103 псалом. Священный текст говорит нам о появлении мира, которое началось вечером и продлилось шесть дней. По сути, это гимн, прославляющий Божье творение, красоту вселенной.

Торжественная праздничная обстановка в храме, — все это символизирует жизнь в раю наших прародителей, до их отпадения от Бога. Но затем священнослужитель входит в алтарь, двери за ним закрываются, гаснет свет и прекращается клиросное пение. И тут необходимо вспомнить о грехопадении первых людей, потерявших рай, а также о своем собственном.

Великая (мирная) ектения

После чтения 103 псалма начинается Великая ектения, которая представляет собой прошения Богу о помиловании. Здесь церковь и все присутствующие возносят молитвы о всем мире, своей стране, христианах. Вспоминаются пленные, больные и путешествующие. Возносится просьба Богу о спасении от гнева, скорбей и нужды. Причем речь идет не бедности, а о принуждении к греху.

После Великой ектении поются псалмы. Вначале звучит «Блажен муж…», а затем вновь ектенья, но уже малая. После чего идет ряд псалмов (140, 141, 129, 116) со стихирами, прославляющими Господа, Богородицу, всех святых.

Каждение

Начинается каждение храма, икон, прихожан, проводимое по часовой стрелке. Все кланяются, уступают место и отходят от стен, образуя свободную для прохода полосу. Во время исполнения последней стихиры вновь открываются Царские врата, зажигается свет. Обстановка в храме выражает торжество. Хор поет в честь Пресвятой Богородицы хвалебную песнь.

Вечерний гимн «Свете Тихий»

Поется «Свете Тихий», — текст, прославляющий Святую Троицу. Затем священнослужитель и диакон говорят:

  • «Вонмем», то есть будем внимательны, не рассеянны на молитве;
  • «Мир всем», здесь священник напоминает христианам о их высоком предназначении (слово «мир» в данном контексте означает «завет, договор с Богом»);
  • «Премудрость».

После того, как диакон призвал наше внимание, произносится «вечерний прокимен». Он состоит из нескольких фраз, взятых с Псалтыри

Свет вновь выключается, Царские врата закрываются. Диакон выходит, чтобы произнести сугубую (усиленную) ектению. Хор на каждое прошение от имени всего храма поет «Господи, помилуй!» вначале по одному разу, а на оставшиеся несколько – по трижды. Христиане просят о том насущном, что необходимо для спасения души и тела.

Лития

Включается в состав богослужения по особо значительным праздникам. Означает «усиленное моление». Поются стихиры в честь церковного события или прославляемого святого. Духовенство выстраивается у входа в храм по направлению к центру, где ставится столик с тремя горящими свечами, пятью хлебцами и чашами, наполненными вином и елеем. Звучит молитвенное обращение к святым поименно, просьбы о помиловании к Господу.

Затем поются стихиры, молитва «Ныне отпущаеши…». В основе песнопения лежит история о том, как св. Симеон Богоприимец узрел Божественное Дитя и возблагодарил Всевышнего за дарованное спасение Израилю и всему миру. Здесь символизируется начало новой эпохи. Ветхий завет отошел на задворки истории, утратил свое былое значение и обязательность. Включаются паникадила, торжественно поются молитвы в честь праздника.

Хлеб и вино на алтаре для освящения

Вокруг столика проходит каждение. Священник благословляет хлебцы, вино и елей, возносит молитвы об изобилии. Затем все это переходит в алтарь. Хлеб измельчается, окропляется вином. После елеопомазания кусочки освященной еды дадут прихожанам для воспоминания о том, как:

  1. Господь накормил множество людей всего 5 хлебами.
  2. Древние христиане подкрепляли свои силы на продолжительных молитвах, богослужениях.

Хор поет 33-й псалом. Священник благословляет всех прихожан. С клироса утверждающе звучит «Аминь!». Эта часть службы заканчивается славословием ангелов «Слава в вышних Богу…».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий