Уныние смертный грех

Что общего между унынием и ленью?

В IV в. н. э. христианский богослов Евагрий Понтийский написал учение «О восьми злых помыслах», в котором сказано:

Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия и после него — блуда, третий — сребролюбия (алчность — прим. ред.), четвертый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти или не приводили — это зависит от нас.

Во второй половине VI в. папа Григорий I Великий в сочинении «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. В итоге вместо 8 злых помыслов стало 7: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть.

В XVIII в. учение о семи смертных грехах проникает в русское православие. В частности, его активно проповедует епископ Русской православной церкви Тихон Задонский. Именно он впервые поставил на одно место уныние и лень. Но что между ними общего?

Святые отцы видели тесную связь между двумя этими понятиями и считали, что лень порождает уныние

Например, богослов Игнатий Брянчанинов раскрывал грех Acedia, или уныния, как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние»

А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Почему лень или уныние — это смертный грех?

Христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник считал, что унывающий человек — это «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». По мнению церкви, к унынию и лени людей подталкивает сам бес. Он искушает жертв, которые в состоянии душевной горечи отказываются выполнять все свои религиозные обязанности.

Очень точно об этом грехе написал автор сочинений философско-моралистического характера Франсуа VI де Ларошфуко:

«Леность — это самая безотчетная из всех наших страстей. Хотя могущество ее неощутимо, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями… В ленивом покое душа черпает тайную усладу, ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упованиях и самых твердых намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность — это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага».

Отметим, что сегодня лень и уныние больше не ставят на одно место в списке смертных грехов. Западные цивилизации считают пороком лень, в русской православной традиции таковым осталось уныние.

В чем разница между печалью и унынием

Епископ Пантелеимон напомнил, что Христианство от других религий отличают заповеди, которые даны для достижения блаженства. В разных религиях можно встретить моральные установки, близкие к ветхозаветным Десяти заповедям, но только Заповеди блаженства, данные нам Самим Спасителем, учат нас, как приобщиться к божественной радости. Он посоветовал почитать их толкования, данные свт. Григорием Нисским («О Блаженствах») и праведниками нашего времени – прп. Иустином Челийским (Поповичем) в «Толковании на Евангелие от Матфея» и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) в его «Опыте построения исповеди», письмах и проповедях.

Далее он привел стихотворение французского поэта XIX века Поля Верлена «Хандра» (перевод Б. Пастернака):

И в сердце растрава,
И дождик с утра.
Откуда бы, право,
Такая хандра?

О дождик желанный,
Твой шорох – предлог
Душе бесталанной
Всплакнуть под шумок.

Откуда ж кручина
И сердца вдовство?
Хандра без причины
И ни от чего.

Хандра ниоткуда,
Но та и хандра,
Когда не от худа
И не от добра.

«Такую хандру мы и называем страстью печали. Она отлична от уныния не только количественно, но и качественно. Святые отцы так же их различают. Когда мы говорим о потере радости, то это может быть связано не только с грехами, но и с естественными причинами, например, со смертью близких», – сказал епископ Пантелеимон.

Горе естественно для человека, если оно имеет меру. Бывает, что человек начинает унывать от усталости. Бывает, что причиной или следствием уныния является психическая болезнь.

«Врачи говорят, что у 40% людей в мире есть депрессия, а остальные просто не обследовались, – отметил владыка. – Очень трудно в сегодняшнем мире сохранить ясный разум и радость. Очень легко впустить в себя этих птиц печали. Точнее, злых духов печали

Очень важно найти причину безрадостности и бороться с ней подходящими средствами»

Как определить, усталость у вас или депрессия? «Я советую просто поспать. Если не прошло, то еще поспать. Если после нескольких раз не проходит, то идти к врачу, – добавил он. – При заболеваниях теряется критическое отношение к себе, и хорошо, чтобы у вас был опытный духовник, который смог бы разобраться в вашем состоянии, а потом уже и идти к врачу».

Он напомнил, что слово «печаль» восходит к слову «опека» и дальше к тому, что «печет». В минуты печали все кажется непереносимым и ужасным, но, когда это состояние проходит, то зачастую все оказывается таким же, как и было прежде. Такая печаль имеет явные признаки дьявольского обмана. В таком состоянии нельзя делать выводы, принимать решения и, в особенности, роптать на якобы оскорбивших тебя. Нужно просто перетерпеть и благодарить Бога, который «прощает всех, кроме постоянно ропщущих» (Прп. Исаак Сирин).

Прп. Никодим Святогорец говорит, что вредна и печаль о прошлом грехе, поскольку за ней прячутся гордость и самомнение. Нужно оплакать грех, встать и идти дальше.

При печали помогают молитва, чтение и общение с духовными людьми. Не случайно даже отшельники селились на расстоянии брошенного камня друг от друга, чтобы в тяжелой ситуации быть в силах поддержать друг друга.

Если мы плачем, то мы должны плакать не внутри себя, а перед Богом тем «блаженным плачем», о котором говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Смирение должно быть не на словах и не в интонации, а в принятии скорбей.

Как избавиться от уныния и печали

Способов, как избавиться от уныния, много. Условно их можно разделить на 3 группы.

Помощь для тела

В первую очередь ограничьте общение с теми людьми, которые забирают силы. Их еще называют энергетическими вампирами. После встреч и разговоров с ними ощущаются упадок сил, тревога, апатия и ухудшение физического состояния.

Попробуйте общаться только с теми, кто вызывает исключительно положительные эмоции. Разговоры с ними должны приносить радость и заряжать позитивом. Если же разговор резко меняет направление, не бойтесь остановить его и уйти.

Есть еще ряд советов, которые помогут улучшить общее состояние души и тела:

  1. Если есть возможность, запишитесь на курс или хотя бы сеанс массажа. Мягкие прикосновения, расслабляющая атмосфера, приятные ароматы – все это поможет снять стресс, успокоиться и настроиться на позитив. Заменить массаж можно походом в баню.
  2. Займитесь спортом. Не обязательно идти в тренажерный зал или на стадион. Достаточно выделить несколько минут на утреннюю зарядку. Сделайте 5-10 раз приседания, по 7 наклонов в каждую сторону, попрыгайте на месте. Даже такая физическая активность взбодрит, улучшит настроение и общее самочувствие.

Бороться с унынием следует даже через «не хочу». Помните знаменательную фразу из социальных сетей о том, что при отсутствии сил нужно лечь и лежать в направлении цели? Примерно так и необходимо действовать. Только в таком случае получится увидеть результат.

Помощь для души

По мнению психологов, лучший способ избавления от уныния – чтение. Истории жизни всегда увлекают. Особенно, когда они рассказывают о тех, кто добился успеха.

Если не любите читать, смотрите добрые, душевные фильмы или слушайте приятную музыку

Важно, чтобы любое занятие наполняло вашу душу теплом и положительными эмоциями.. Также нужно искоренить страхи и обиды

Возьмите чистый лист бумаги и ручку. Запишите, что Вас тревожит на протяжении длительного промежутка времени. Не пытайтесь что-то скрыть или о чем-то умолчать. Будьте откровенны и честны перед собой. После сожгите бумагу или разорвите ее на мелкие кусочки, проговаривая при этом каждую написанную фразу

Также нужно искоренить страхи и обиды. Возьмите чистый лист бумаги и ручку. Запишите, что Вас тревожит на протяжении длительного промежутка времени. Не пытайтесь что-то скрыть или о чем-то умолчать. Будьте откровенны и честны перед собой. После сожгите бумагу или разорвите ее на мелкие кусочки, проговаривая при этом каждую написанную фразу.

Духовная помощь

В этом вопросе главное – найти смысл жизни и свое предназначение. После подумайте, чего бы вы хотели достичь в ближайшем будущем или, например, через 5 лет. Определились с желаниями? Теперь ставьте большие и маленькие цели. Идите к ним не спеша, но уверенно.

Для мотивации поставленные цели можно записать в отдельную тетрадь

Разделите их на 2 группы по срокам и важности. Время от времени сверяйте действия с написанным

Отмечайте, чего вы уже достигли, а над чем еще нужно поработать.

А как быть, если из-за уныния все желания пропали? Попробуйте открыть себя заново. Беритесь за любое дело, к которому лежит душа. Так методом проб и ошибок вы поймете, что интересно, а что нет, что приносит удовольствие, а что вызывает раздражение. Благодаря этим действиям, Вы сможете взглянуть на жизнь и самих с другой стороны.

Избавление от страстей через исповедь

Многие знают, что грехи в православии отпускаются с помощью исповеди. Но так ли все просто? Некоторые считают, что эта дорожка проста – нагрешил, исповедался, и снова можно грешить. Однако на деле все обстоит не так.

Креститель Иоанн сказал: «Покайтесь, ибо близится Царство Небесное». Действительно, православным христианам дарована возможность рассказать о своих грехах, признаться в содеянном, тем самым очистив душу. Только намерение исповедаться уже говорит о том, что человек видит свои грехи, признает их. Решиться на исповедь не каждый в состоянии, слишком постыдными и неприятными могут оказаться собственные слова о своей же жизни. Однако если они сказаны от чистого сердца и ничего не утаено, можно рассчитывать на то, что Бог простит любой грех.

Важно исповедоваться не формально, говоря лишь «грешен», а подробно рассказать священнику о каждом эпизоде, являющемся греховным. Исповедоваться советуют у одного и того же священника, однако, это не всегда возможно

Главной задачей остается действительно раскаяться в грехах, испытать стыд и покаяние, отнестись к исповеди серьезно, тщательно подготовиться и ничего не упустить.

Не бывает безгрешных, абсолютно праведных и чистых помыслами людей. Даже монахи годами отмаливают свои грехи, борются со страстями, искушениями и дурными помыслами. Что говорить об обычном человеке, далеком от религии и веры. Самым непростительным грехом будет не Гордость, Гнев или Зависть, а нежелание признавать греховность, отрицание покаяния, непринятие исповеди. Как только человек признается в том, что он грешен, он становится на шаг ближе к Господу.

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВСЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

Православная медицина

Человеку, который решил бороться с такого рода телесным и духовным недугом, срочно потребуется изменить свой образ жизни и начать активное воцерковление. Многих людей именно тяжелое заболевание и приводит к пониманию своей греховной жизни, поэтому они начинают искать выход на евангельский путь. Главное в православной медицине — помочь больному человеку освободиться от собственных страстей и мыслей, которые подключаются к общему процессу разрушения тела и души. При этом верующий человек, столкнувшись с болезнью, не должен отказываться и от профессиональной медицинской помощи. Ведь она — тоже от Бога, и отказываться от нее — значит укорять Создателя.

Уныние трактуется в православии как смертный грех. Под воздействием неблагоприятных факторов человек нередко впадает в уныние или скорбное состояние. Уныние порождает отчаяние, скуку, печаль, кручину, меланхолию и хандру. А современная медицина называет такое состояние депрессией.

Почему уныние считается грехом?

С точки зрения православия, уныние относится к 8-му смертному греху, то есть такому греху, который непосредственно разрушает человеческую душу, а соответственно, и тело. «Злое разление» — так называет это состояние священник Олег Моленко. Подвергаясь унынию, человек делается ленивым, ему тяжело принудить себя даже к мало-мальски спасительному делу. Унылый ничему не радуется, ничем не утешается, ни на что не надеется и ни чему не верит. Существует меткая поговорка – «унылый дух сушит кости».

Уныние, как, впрочем, любой грех, берет начало не от Создателя, корни этого негативного чувства в преисподней. Любой человек на время может подвергнуться воздействию уныния, а некоторые просто одержимы этим духом. Такие люди склонны чрезмерно жалеть себя, отличаются повышенной ранимостью, обидчивостью, концентрацией исключительно на своей личности, завышенной самооценкой. Общаться с такими очень тяжело. Они буквально во всем видят подвох, желание других обидеть или унизить их. На лице таких людей зачастую печать греховности уныния, искажается и их духовный мир. Ведь никто не отменял истину: о чем помышляешь в сердце, таков ты и есть.

Вообще, библейские упоминания о сердценадо понимать, как дух человека. Чуткие исследователи Священного Писания отмечают три составляющие, из которых и слагается дух. Это интуиция, совесть, способность восприятия голоса Божьего. Также и у души есть 3 составляющие – воля, чувства, ум. Дух и душа заключены в теле. Поэтому человека с этой точки зрения можно рассматривать как дух, вместивший в себя душу и находящийся в теле.

Православные объясняют, почему уныние считается грехом тем, что это чувство способно проникать в душу, укореняться в ней, а затем, подобно вирусу, поразить и дух человека, разрушая его и духовно и на физическом уровне.

Как противостоять унынию?

Согласно притче 17:22, «сердце веселое подобно благотворному врачеванию, унылый же дух сушит кости». В костях у нас находится костный мозг. Именно в нем происходят процессы созревания клеток крови и имунной системы, чрезвычайно важных для правильной работы всех систем организма. При нехватке этого вещества возникают тяжелые заболевания. Человек, пребывающий в постоянном унынии, отличается и характерной вялой походкой, безразличной манерой общения, апатией.

Святые Отцы советуют не унывать даже в самом отчаянном положении, а во всем полагаться на Спасителя. При этом игнорировать душевную проблему не стоит, а постараться понять причины ее вызвавшие. А еще чаще славить Бога. Его любовь найдет выход и из самой тупиковой ситуации. Контролировать свои мысли, чтобы негативные эмоции не доминировали над нами. Не справляетесь сами, молитвенно просите духовной поддержки.

Впрочем, нелишне будет обратиться и к квалифицированной медицинской помощи. Медики накопили большой опыт лечения депрессивных состояний. А народная медицина в качестве проверенного средства рекомендует трудотерапию, особенно на свежем воздухе.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Описание уныния

Казалось бы, название говорит само за себя, унылый человек — печален, вял, ему ничего не хочется. Но только ли этим исчерпывается состояние уныния? Википедия характеризует его как один из смертных (грозящих вечными муками душе) грехов. Плохое настроение бывает у всех, это еще неглавный признак греха уныния. Чем же отличается простая грусть от тяжелой духовной болезни?

  • Человек не хочет (иногда не может) выполнять свои основные обязанности.
  • Постоянно находится в апатии, ничто не в силах заинтересовать его.
  • Обвиняет Господа в том, что Он слишком строг к нему, жалуется на судьбу и окружающих.
  • Пренебрегает своими христианскими обязанностями — не посещает храм, не молится, не читает Священное Писание.

В католической традиции тоже считается очень опасным состоянием, которое ведет ко многим другим грехам. Например, к лени, пренебрежению к своему телу, чревоугодию, любви к развлечениям и т. п.

Иногда эта беда настигает лучших из лучших — кажется, вчера еще член церковной общины горел желанием взяться за новый молитвенный подвиг, а сегодня совсем его забросил. В такой ситуации надо помнить, что Господь специально посылает данное искушение, чтобы человек боролся с ним, духовно возрастал.

Бывает, что печаль и нежелание браться за дела указывают на то, что ранее подвижник был очень самонадеян, возгордился. А ведь истинный христианин должен в душе носить смирение. Это значит, что все хорошее, что есть в душе — от Бога, следовательно помощи надо просить у Него, не надеясь на собственные силы.

Что говорят мудрецы

Святые отцы об унынии знали не понаслышке. Жизнь в монашеском уединении выявляет самые ужасные пороки, заставляет демонов более активно нападать на подвижников. Святой Феофан писал, что унывать — значит скучать за любым делом. Это может быть обычная работа по дому или молитвенное правило. Иноку хочется все бросить, его не радует больше ни пребывание в храме, ни дела на благо монастыря.

Это состояние может продлиться довольно долгое время. Испытав несколько раз ощущение духовного подъема после молитвы, человек может очень загрустить, когда ощущает внутри лишь холод и маловерие.

Унывать — что значит это с точки зрения святых отцов? Существует разница между обычной печалью и смертным грехом. Грусть — явление преходящее, она является нормальной реакцией на внешние события. Однако при этом человек не теряет дееспособность. Проходит время — возвращается обычное состояние. Грех же может пытаться победить человека в любой момент. Кажется, что все хорошо, но на душе появляется тяжесть, терзают сомнения, появляется тоска.

Духовная болезнь имеет вполне видимые физические проявления.

  • Нарушается цикл отдыха и бодрствования — либо одолевает бессонница, либо наступает сонливость.
  • Расстраивается пищеварение — мучают запоры.
  • Человек переедает либо, наоборот, теряет аппетит.
  • Наступает быстрое утомление — одолевает слабость, боли в области сердца, мышцы становятся вялыми.

Уныние тесно связано с физическим расслаблением. Поэтому монашествующие называли его «полуденным бесом». Иноки очень рано встают, поэтому в полдень для них наступает время обеда. А после приема пищи многих клонит в сон. Здесь и подстерегает нерадивых опасность.

Беседы с батюшкой. О страстях чревоугодия и уныния. Эфир от 5 января 2018гБеседы с батюшкой. О страстях чревоугодия и уныния. Эфир от 5 января 2018г

Два вида печали и плача

   Уже сие одно свидетельствует, что уныние, переходящее в отчаяние, — это,в буквальном смысле, смертный грех! Это же подтверждается и Св.Писанием. Как говорит св.ап.Павел

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор.7: 10). 

   Это значит, что, когда мы печалимся и плачем, из-за своих грехов потеряв благодать Божию, это вызывает в нас покаяние и способствует нашему спасению. Когда же мы печалимся, впадаем в уныние, потеряв некие мирские, земные и скоропреходящие блага, то такие печаль и уныние, если мы непомерно предаемся им, сначала содевают в нас смерть духовную, а затем, согласно вышесказанному, могут привести нас и к смерти телесной!

   С другой стороны, отступление от Бога нашего народа вызвало и наказание Божие, продолжающееся уже более 100 лет. Не случайно Анна Ахматова назвала XX столетие – «век волкодав».  Многочисленные беды общественные, беды личные естественно вызывают у многих уныние и отчаяние. И то, что наш народ все-таки выжил в «век волкодава», свидетельствует, что он не до конца утратил православную веру!

Как бороться, когда ничего не хочется делать

   Интересная деталь: добродетель противоположная страсти уныния – это мужество. Поскольку же оно скорее приличествует мужчинам, чем женщинам, можно понять, что последние более подвержены этой страсти. Правда, русская женщина по своей природе более мужественна, чем другие представительницы сего пола. Как совершенно правильно сказал поэт: «Она коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». 

   Однако другой поэт сказал о той же русской женщине иное

Так что, заканчивая эту мысль, такое бесконечное, условно говоря, «конескакание и избогорение» может кого угодно ввести в уныние, не только женщин, но и мужчин! Но тем не менее православный христианин не должен поддаваться сему, не должен расслабляться, помня, что с ним Бог! 

   Итак, как же бороться с грехом (страстью) уныния? Обычно у православных оно, так сказать,   естественным образом начинается после более или менее длительного пребывания без Таинств Покаяния и Евхаристии. Дело в том, что после исповеди в Церкви и причащения православный получает благодать, которая может преобразовываться в духовную и даже физическую энергию, дающими христианину силы для совершения им своих подвигов молитвы, поста, бдения и прохождения других добродетелей; да и просто для исполнения им своих житейских обязанностей.

   Когда же оный длительное время пренебрегает этими Таинствами, то под действием бесовских прилогов его душа и тело теряют эти энергии, теряют силу, они слабеет, как бы ветшает. Как говорит о сем пророк и псалмопевец Давид: «Обетшах во всех вразех моих» (Пс.6: 8). Тогда-то и приходит к человеку уныние, которое, согласно только что сказанному, многие святые отцы еще называют ленью.

Это интересно: Как победить коварный грех лени

   Отсюда становится ясным, что первое средство или главное оружие православного христианина в борьбе с унынием – это регулярные исповедь и причащение. Если оный правильно или хотя бы достаточно долго совершает сие, то он сам почувствует, как упомянутые Таинства изгоняют из его души и тела уныние да лень, подавая ему духовно-телесную энергию и силы. 

Интересный фактЕсли  человек пребывает в глубокой, длительной депрессии необходимо, наряду с духовными средствами лечения этого недуга, прибегать и к помощи медицины. 

   Частным средством в борьбе с этим грехом святые отцы еще считали псалмопение и рукоделие. И действительно, систематическое чтение Псалтири возгревает в нас веру в Бога, в то, что Он – Всемогущ, что всегда рядом с нами и всегда готов нам помочь. Чем естественно изгоняется уныние. 

   Что же касается рукоделия, то это, в общем-то, для монахов. Для подавляющего большинства наших семейных православных христиан надо заменить слово «рукоделие» на слово «семья». А как это получается, объясняет святитель Иоанн Златоуст. Процитирую сие по памяти.

   Конечно, для нашего поганого времени картина несколько идиллическая, но согласитесь, что-то в ней есть и сейчас! Как говорил некий известный юморист: «Огонь уже угас, но дым еще идет»!

В заключении всем, кто намерен бороться с унынием, можно предложить совет преподобного Амвросия, старца Оптинского:

Прот. Георгий Городенцев

Православный взгляд на уныние

Православие накопило большой опыт в изучении страсти уныния, и будет глупо с ходу отвергать исследования религиозных специалистов.

Уныние – это потеря связи с Богом, отход от любви.

Если причиной болезненно мрачного состояния человека является не депрессия (которую можно вылечить таблетками), а уныние как духовная страсть, то необходимо найти активную деятельность – для верующего человека это может быть совершение добрых дел, даже через силу. Добрые дела следует совершать не только для соседей, коллег по работе, но и для родственников. Обычно именно с родными наиболее напряжённые отношения. Поэтому следует совершать добрые дела для своих родных, как и для всех прочих.

Совершение добрых дел для близких включает самое простое: уборка в доме, закупка продуктов питания и т. п. Также не забывать молиться и обращаться мыслями к Богу.

Состояние уныния – это концентрация на самом себе, и достаточно перестать всматриваться в самого себя и обратить взор вовне, чтобы запустить процесс преодоления уныния. Деятельность на благо других, помощь окружающим помогает уменьшить эгоцентризм и обрести внутреннее равновесие и радость.

Излишняя свобода действий, вседозволенность увеличивают страсть уныния. Добровольные ограничения, борьба с собственным эго уменьшают эту страсть. Ограничения во время поста (изменение типа питания, ограничение удовольствий, определенного типа общения) – хорошая возможность побороть мрачное состояние духа.

Как отмечает богослов Павел Великанов, предельное напряжение души в результате стеснения, ограничения потребностей человека пробьет  гравитацию самолюбия и выстрелит вверх, к Богу.

Находиться в состоянии сознательного сурового ограничения своего эго очень тяжко и непросто, но человек должен постоянно помнить, что без такого ограничения не будет победы над страстью уныния и обретения мира в душе.

Что способно привести человека к смертному греху уныния?

Становится ясно, что уныние способно серьёзно навредить, как нашему физическому организму, так и причинить урон нашей бессмертной душе.

Но почему же возникает эта страсть? Из основных причин, провоцирующих уныние, можно выделить последующие:

  • Утрата смысла жизни.
  • Состояние, когда человек не контролирует свою жизнь.
  • Утраченная вера в себя и во Всевышнего.
  • Лень.
  • Отсутствие ответственности.
  • Утрата радости.
  • Разочарование (внутри себя, остальных людях, эталонах, жизни в целом и так дальше).
  • Неизменное чувство вины.
  • Нежелание признавать собственные ошибки.

Естественно, пожалуй, самый принципиальный пункт из всех перечисленных – это смысл жизни. Пока человек не нашёл ответ на вопросец, для чего он живёт на Земле, в чём заключается его настоящее назначение все пробы достигнуть счастья потерпят беду.

В итоге этого начинают возникать внутренние блоки сознания, проявляющиеся в виде безответственности, неверия в собственные силы, ненависти себя и полного отказа от движения вперёд, пренебрежение своими способностями.

Уныние – смертный грех!

Оно проявляется в двух видах – иногда как невыносимая скука, тоска, а иногда как лень и безразличие к духовным занятиям. В последнем случае человек может внешне вовсе и не иметь унылого вида, напротив, может веселиться, шутить и относиться ко всему с какой-то живостью. Ко всему – кроме чтения Священного Писания, молитвы и прочих духовных занятий.

Люди неверующие вследствие пустоты в душе часто находятся в состоянии сильнейшего уныния. Я думаю, что большинство случаев так называемой — это именно уныние в крайней степени. Расскажу такой случай из своей молодости. У одного человека, которого я близко знал, отец покончил с собой. И этот молодой человек впал в состояние депрессии — до такой степени, что неделями лежал лицом к стене, и ничего ему было не надо. Мама у него была неверующая, имела среднее педагогическое образование и потому считала, что она все знает. И она своими нравоучениями еще больше его доводила. Кончилось тем, что их соседка, верующая бабушка, пожалела этого парня и уговорила его, чтобы он пошел в церковь. Он стал ходить в храм.

Иисусова молитва

Мало чего понимал, мало чего соблюдал, но время от времени ходил. Ему сразу стало значительно легче. Потом он познакомился с нашей компанией, втянулся в нее, а поскольку мы старались вести христианскую жизнь, более или менее строго соблюдать посты, то и он тоже стал вести себя так же. Ему стало еще легче. Потом, когда мы рассказали ему об , о том, как бороться со страстями и в частности с унынием, он начал следить за своей душой, молиться и совершенно бросил всякие лекарства, стал нормальным человеком. Правда, ему приходилось врачам лгать. Они его спрашивали: «Ну, как?», он говорил: «Ничего». «Пьете лекарства?» — «Пью, очень помогает». Если бы он сказал, что не пьет, так они его, может быть, насильно бы в больницу положили — такое время было. А на самом деле он ничего не принимал. Вот пример того, что депрессия — это просто душевное состояние человека, уныние от того, что в душе нет Бога.

Уныния у верующего не бывает?

Такое состояние свойственно очень многим. Более того, мы видим вокруг себя людей, находящихся не только в унынии, но в глубочайшем отчаянии. Один знаменитый подвижник нашего времени — говорил, что современное неверие — это следствие отчаяния, все человечество впало в отчаяние. То есть люди чувствуют такую безысходность, так они отчаялись в своем спасении, что уже отрицают бытие Божие, для того чтобы можно было жить спокойно. Но тоска от этого только усиливается, и человек старается чем-то ее заглушить. Например, начинает пить и пытается этим грубым способом обрести какое-то душевное спокойствие. Более изысканный способ заглушить внутреннюю тоску — стремление человека к наслаждению произведениями искусства, к некоей отвлеченной деятельности.

Но, конечно, было бы неправильно говорить, что у верующего человека уныния не бывает. Бывает, и очень часто. Я сейчас не буду говорить об унынии как о тяжкой брани, наводимой демонами, а скажу о том виде уныния, который встречается наиболее часто — о лени. Так называет уныние преподобный Григорий Синаит. Когда он перечисляет главные страсти, то вместо слова “уныние” говорит “ “. Это та же самая лень, только по отношению к духовным и нравственным предметам. Не хочется ходить в храм, не хочется молиться, читать Священное Писание и вообще трудиться над своей душой. Почему?

Последствия


Многие знают, к чему приводит вечноеуныние, следствием подобного состояния является безверие. В этом мире много трудностей и горестей, но для православного человека все эти факторы являются временными и не особенно значительными, представляют собой только своеобразную подготовку, школу перед бытием вечным. Есть масса примеров различных великомучеников и других православных людей, которые никогда не впадали в уныние, хотя терпели огромные страдания и различную хулу от других людей, были гонимы и попрекаемы, унижаемы. Несмотря ни на что, в противоположность унынию, они сохраняли радостное расположение и крепкую веру.

Если посмотреть на простого искренне верующего православного человека, то он практически всегда радостен и приветлив к другим, сохраняет, говоря современными словами, позитивное расположение духа. Ведь такого человека, по сути, нечем опечалить, он силен в собственной вере, знает о заступничестве Господа. Отсутствие этого греха в сердце приводит к крепости духа и укрепляет веру, которая, в свою очередь, способна принести огромные блага, как говорил Христос «даже веры с горчичное зерно достаточно».

Если человек двигается в обратную сторону и наполняется смертным грехом, то итогом этого становятся:

  • «расхлябанность» души и маловерие;
  • отсутствие крепости духа;
  • хула на Господа и заблуждения;
  • плохой характер;
  • даже телесные недуги.

Стоит сказать, иногда люди даже понимают что этонедопустимо, но становятся зависимыми от такого душевного ощущения.

Этим людям начинает нравиться:

  • когда другие жалеют;
  • получать помощь от окружающих;
  • пребывать в своеобразной печали и извлекать из этого удовольствие.


Как избавиться от уныния – только душевным трудом. Держать себя в некоторой строгости и бодрости, разобраться и сказать себе: «не все так плохо», «не о чем волноваться», надо уповать на помощь Господа. Отсутствие духовной жизни приводит к унынию. Как понять, что значит трудиться внутренне: искать радость в Господе, развивать уверенность (не путать с чрезмерной самоуверенностью) в себе. Уныние позволяет развивать лень, поэтому может быть даже в чем-то приятным, ведь ничего делать не нужно, а другие могут даже иногда посочувствовать и пожалеть.

Тем не менее, даже если такое состояние приносит какое-то временное удовольствие, в перспективе оно действует на душу иссушающим образом. Недаром говорится именно про смертный грех, так как он губительно действует на душу.

Хотя и тело тоже может страдать, человек, который привык унывать, также привыкает быть грустным, перестает искренне радоваться миру, у него на этой почве могут возникнуть различные недомогания психические и физические. В крайнем пределе человек впадает в абсолютную грусть, разочарование и даже может наложить на себя руки.

Унылый дух иссушает кости

Дальше мы рассмотрим основные признаки, которые свидетельствуют о начале разрушительных процессов в организме:

  • нарушается сон (человек страдает от бессонницы либо повышенной сонливости);
  • меняется аппетит (увеличивается либо утрачивается);
  • наблюдаются проблемы с кишечником (запоры);
  • заметно снижается сексуальный потенциал;
  • понижается общее энергетическое состояние, человека начинают сильнее утомлять привычные физические и умственные нагрузки;
  • возникают различные дискомфортные болевые виды ощущений в туловище.

В результате подобного конфликта с собой может возникнуть даже органическая патология. Таким образом, грех начинает проникать в физическое тело человека.

В современной медицине предлагаются методики исцеления от депрессий, однако, знаменитый специалист данной области Юрий Полищук, являющийся доктором медицинских наук, советует пользоваться также духовными и религиозными способами психотерапии.

Он высказывает следующее мнение про лечение от уныния: «Если бы ко мне обратился кто-то, кто страдает от депрессии и попросил бы выхода из данного состояния, я бы однозначно порекомендовал ему не просто посетить храм Божий, а заняться поиском своего личного духовного наставника в одном из монастырей.

Безусловно, такой вариант будет более сложным, так как требует приложения усилий на поиски, но зато в результате вас не просто выслушают в течение пары минут, а будут стараться установить истинный источник душевных страданий. Разговоры с духовными наставниками длятся по нескольку часов, а иногда обратившемуся предлагают вообще пребывать в стенах монастыря в течение определённого времени, чтобы выдержать пост и начать лечить свою душу».

Отец Анатолий (Берестов), выступающий иеромонахом и руководителем Душепопечительского православного центра Иоанна Кронштадтского, а также – доктором медицинских наук, уверен в том, что человек, мечтающий исцелить данный недуг не только на телесном, но и на духовном уровне, обязательно должен обращаться за помощью к Святой Церкви.

Ведь именно православная медицина призвана спасти человека, освободить его от внутренних грехов, разрушающих тело с душой».

Хотя с другой позиции верующим людям, пострадавшим от депрессивных состояний, нельзя пренебрегать и официальной медициной, ведь по утверждению святителя Феофана Затворника «медицина и медикаменты даны нам от Всевышнего и отказаться от них – это означает укорить Создателя».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий