В каких ситуациях помогает толгская икона божьей матери

Толгская I — Большая Тронная икона Божией Матери из Толгского монастыря

Самая древняя из Толгских икон называется «Толгская I».Она написана примерно в конце XIII. Создать её могли мастера, которые учились:

  • В Грузии;
  • В Италии.

По крайней мерее, стили именно этих школ чувствуются в работе. Но есть мнение, что икона написана в Ярославле. На это указывают три признака:

Статья о иконе «Оранта Великая Пангия» на сайте hranitel.club

  • Христос изображён с теми же чертами, что на ещё одной иконе из Ярославля — «Оранта Великая Пангия». Было бы странно, если бы две похожие работы внезапно попали сюда, например, из Италии.
  • Написана икона на липовой доске. Использование этого дерева склоняет больше к версии о Ярославском происхождении.
  • Орнаментальные украшения. Они использованы в изобилии. Это характерно для русской иконописи.

В общем, истину уже не установить. Хранилась она в Толгском монастыре, но, по-видимому, старше него. Возможно, к моменту основания обители, икона уже имела некоторую историю. И, разумеется, называлась не Толгской.

Сегодня этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Самая первая Толгская икона Божией Матери

На Толгской I Царица Небесная сидит на троне и держит младенца-Христа

Толгская икона Божией Матери изображает Деву Марию как Царицу Небесную. Многие атрибуты это подчёркивают:

  • Престол. Явное указание на царственность и власть святой. Он роскошен, украшен красивыми прорезями;
  • Украшения. Жемчуг и серебро в одежде добавляют Богородице великолепия.

Но при этом святая не выглядит надменной или холодной. Обладая властью, она остаётся простой, понятной и располагающей.

На троне она сидит скромно, будто бы сосредоточена не чём-то другом

И в первое время кажется, что её внимание направлено на Сына, потому что перед ним именно мать, а уже потом Царица Небесная

Происхождение иконы Толгская I неизвестно.

Младенец-Иисус имеет сложение скорее юноши — что характерно для многих икон. Он стоит на коленях Матери, прильнув к ней

Особо обращают на себя внимание руки: Христос обнимает шею Девы Марии, что не столь часто встречается в иконописных сюжетах

Щеки Иисуса и Царицы Небесной соприкасаются, но лица не выглядят умиротворёнными. В них есть оттенок скорби — той самой, христианской, за всё человечество.

Вдумчивому наблюдателю становится ясно, что и он сам — не сторонний зритель, а полноценный участник действа иконы. Именно о его судьбе размышляют Дева Мария и Иисус.

Ещё одна отличительная черта иконы — архангелы Михаил и Гавриил в углах композиции.

Иконография

На Толгском образе Богородица изображена со скорбно склоненной головой. Маленький Иисус припадает щечкой к материнской щеке. Богородица, словно прося милостыню, протягивает к своему Божественному сыну раскрытую ладонь. А Спаситель одной ручкой обнимает Ее голову, а второй тянется, чтобы крепче обхватить за шею. О, сколько в этом движении младенческой незащищенности и непосредственности! Сколько в нем любви Сына Божьего к Своей Пречистой Матери и всему роду человеческому.

Иконографическая схема этого образа Божией матери относит его к типу «Умиление» (греческий вариант – «Сладкое лобзание»). Она включает в себя две фигуры, Богоматери и Младенца, в едином душевном порыве прильнувших друг к другу. Этот иконографический тип Богородичных ликов наиболее лиричен, открывает нам интимную сторону отношений Богородицы со своим Сыном.

Паломничество к иконе

О чем молятся пресвятой Деве, в основном, о даровании:

  • покоя;
  • помощи;
  • укрепления веры;
  • защиты от глада и засухи;
  • спасения от безбожников;
  • благополучия для родных и близких;
  • избавления от болезней духовных и телесных.

И сегодня приходит очень много людей, которые благодарят Царицу Небесную. Она слышит все молитвы и помогает. А верующие благодарят Богородицу, кто чем может. Внутри киота святого образа над лампадами размещено множество дорогих золотых украшений, которые приносят прихожане в знак признательности Царице Небесной. Это яркое свидетельство того, что люди получили от Нее помощь и утешение.

Другие иконы Зачатьевского Монастыря

В стенах Зачатьевской монашеской обители хранятся и другие почитаемые святыни, к которым прикладываются прихожане и съезжаются паломники.

В монастыре также представлены следующие иконописные достояния:

  • образ «Зачатия святой праведной Анны»;
  • иконы с изображением святых Богоотцов;
  • образ преподобного Стилиана Пафлагонского;
  • икона Богоматери «Помощница в родах».

Также в обители хранятся Пояс Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами Лазаря Четверодневного, гробница Иулиании и Евпраксии Московских. Монастырь стал одним из известных центров паломничества для православных христиан.

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 8 

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 8

Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление,/ Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ина молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Толгская икона Божией Матери

Явилась икона в 1314 году под Ярославлем при следующих обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор (в схиме Трифон), произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля путники остановились для ночёвки у правого возвышенного берега реки. В полночь, проснувшись, епископ увидел яркий свет, проникавший в его шатёр. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в неё впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Архиерей помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошёл по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко над землёй, так что нельзя было её достать руками. Долго молился епископ со слезами перед иконой Божией Матери и после молитвы, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут владыка Трифон уразумел, что Богу угодно сделать известным виденное им чудо, и поведал обо всём своим спутникам. Сопровождающие его переправились через реку и нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богородицы, но не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой стоял епископский жезл. Посыльные вернулись с жезлом к епископу Трифону, и тогда он со всеми своими спутниками отправился к иконе и узнал в ней ту самую, которую видел ночью, перейдя реку по таинственному мосту. Епископ Трифон заплакал и пал на землю перед иконой. В радости и умилении плакали и все бывшие с ним. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь. Сам владыка Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и архиерейские спутники. В тот же день слух о чудесном явлении иконы дошёл до Ярославля, сбежалось много народу, и все приступили к постройке. К полудню небольшая церковь была окончена, а к вечеру того же дня освящена. Больные, бывшие при постройке, исцелялись. В тот же день решено было и устройство монастыря. Монастырь и икона по месту явления её на реке Толге были названы Толгскими. Известно, что перед Толгской иконой молился царь Иоанн Грозный, когда у него разболелись ноги. Царя внесли в монастырские помещения в кресле. После усердной молитвы со слезами перед Толгской иконой Пресвятой Богородицы царь «воста и здрав бысть, укрепився ногами». Толгский мужской монастырь просуществовал до 1926 года, после в нём разместилась колония для малолетних преступников. Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы была изъята в Ярославский художественный музей и лишь в августе 2003 года была возвращена в возрождённую Толгскую обитель. День празднования: 21 августа (8 августа по старому стилю). —————————————————Толгская икона Божией Матери — чудотворная икона, древняя чтимая святыня Толгского женского монастыря под Ярославлем. Сохранились три иконы, происходящие из Толгского монастыря и называемые «Толгская»: большой образ 13 века с изображением восседающей на троне Богоматери с прильнувшим к Ее щеке Младенцем Христом, стощим на Ее коленях с правой стороны (хранится в Третьяковской галерее в Москве), и два сокращенных поясных списка этого образа начала — первой половины 14 века (первая поясная хранится в Ярославском художественном музее, вторая — в Русском музее в Санкт-Петербурге). Согласно сказанию, составленному во второй половине 16 века на основе местного предания, явление иконы произошло в 1314 на берегу реки Толги (приток Волги). К этому времени относят написание первой поясной Толгской иконы. Первое чудо иконы — источение мира (по сказанию — в 1392, по историческим записям — в 1428). Известно несколько списков поясной иконы. Во вновь открытом Толгском монастыре — новые списки Толгской иконы 1314 года. Празднование — 8 (21) августа.

История появления и обретения

В 19-м веке в Петербурге жила крестьянка Наталья Андреева. Женщина страдала от ревматизма. Доктора советовали ей отправиться на лечение к минеральным источникам. Но у крестьянки не было денег, а болезнь все сильнее сковывала ее. Однажды женщине явилась во сне Богородица и велела найти икону в монастыре на острове Валаам, что на Ладожском озере. Дева Мария обещала, что как только крестьянка помолится перед образом, недуг отпустит.

Первое обретение

Андреева собралась с силами и отправилась на Ладогу. Чтобы добраться до монастыря, пришлось потратить последние средства. Женщина приехала в торжественный день. В обители начинали строить новый храм. В присутствии монаршей семьи закладывали алтарь.

Крестьянка молилась у раки с мощами монахов-основателей монастыря. Уже перед ее отъездом икона нашлась в Успенском храме. Богородица предстала перед женщиной так же, как в ночном видении, — выплывающей из золотой дымки, с Предвечным Младенцем. Наталья спешила на паром, поэтому быстро помолилась и уехала. Но дома она почувствовала, что боли утихли.

До явления Богородицы Андреева еле передвигалась, опираясь на палку. Вернувшись из путешествия, женщина стала ходить свободно, без опоры, но не выздоровела полностью. Приступы ревматизма все еще беспокоили.

Через некоторое время крестьянка опять поехала помолиться чудотворной иконе, но образ исчез. Андреева указала на пустое место ризничему. Тот предположил, что икону перевезли в петербургскую часовню. Но в Петербурге не получали святынь из ладожского монастыря.

Второе обретение

В третий раз крестьянка приехала на берег озера через год, на празднование дня памяти основателей преподобных Сергия и Германа. Она вновь спрашивала о чудотворной иконе Богородицы, но ее так и не нашли. Расстроенная паломница горячо молилась у мощей, чтобы святые монахи помогли найти пропажу. И ночью она увидела сон о потерянной иконе.

Наталье приснилась старая Никольская церковь. Внутри ей встретился старец и спросил, почему она печальна. Андреева сказала ему, что ищет икону Царицы Небесной, но даже ризничий в неведении и растерянности.

Старец ответил, что икона находится в храме, а у ризничего плохо с памятью. За оживленным разговором он подвел женщину к неприметной двери. Отворив ее, незнакомец указал на икону. Образ лежал среди предметов церковного обихода.

Прошло еще три дня. Снова Наталье приснился чудесный сон, будто она в храме, и рядом — два святых старца. И тут к ним подходит третий юный инок в сопровождении ризничего. Гости принесли потерянную икону. Женщина во сне упала перед Богородицей. Утром женщина пошла в церковь и узнала, что образ нашли. Он действительно лежал среди утвари, в месте, показанном незнакомым старцем.

Перед иконой зажгли неугасимую лампаду и освятили воду. Андреева омыла суставы святой водой и смазала маслом, также освященным у иконы. Женщина окончательно исцелилась. По рассказам Натальи, в монастыре предположили, что ей явился святой Николай.

Двусторонняя икона

Школа Феофана Грека

1390-е годы

  • Выставка 1960: 1392 г.
  • Алпатов 1974: Конец XIV в.
  • Лазарев 2000/1: 1390-е годы
  • Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы

86 × 67 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14244

<?xml version=»1.0″ encoding=»UTF-8″?>

Оборот иконы — Богоматерь Донская (там же см. дополнительные сведения).

По сторонам «славы» стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева — Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа — Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.

По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра — апостол Иаков Алфеев (?) в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола (Фома ?). За ложем — голова Иоанна Богослова. За ним, левее, — апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.

Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (Филипп ?). Левее, за ложем, — Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа — Симон в коричневом плаще.

См. в «Галерее»:

Успение

Детали
Иисус Христос с душой Богоматери Апостол Петр Апостол Павел Иаков и группа апостолов
Апостолы Марк и Лука Светильник со свечой Группа апостолов у ложа Богоматери
Дополнительные изображения
Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»

Литература:

Древнерусская живопись 1958. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 29, 30.

Выставка 1960. Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.

Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 174, 175 (цв.).

Лифшиц 1970. Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.

Демина 1971. // Андрей Рублев и его эпоха : Сб. статей. — М.: Искусство, 1971. — Илл. 20-21.

Алпатов 1974. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 16, 18, 19.

Onasch 1977. Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 27.

Алпатов 1978. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №17, 62, стр. 294, 303.

Алпатов 1979. Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122-130, №№ 102, 104, 106-108.

Вздорнов 1983. Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М.: Искусство, 1983. — Кат. № XII, стр. 262-266, илл.

ГТГ 1995. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.

Бетин 2000. Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.

Лазарев 2000/1. . — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.

Солнцев 2007/1. Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, № 19.

Иконопись ГТГ 2019. Иконопись. — М., 2019. — Стр. 98-103.

История иконы

История чудотворного образа уходит корнями в далекий XIV век. 1311 год ознаменовался тем, что епископом Ростовского княжества стал Прохор, назначенный митрополитом всея Руси Петром. У преподобного была традиция – каждое лето обходить свои края, спускаясь по Волге до самого Ярославля. На третий год своего правления он снова отправился в путь и не дойдя совсем чуть-чуть до назначенного города, остановился переночевать у места, где река Толга сливается с Волгой.

Августовская ночь была жаркой, и епископу с трудом удалось уснуть. Однако ровно в полночь Прохор внезапно пробудился от яркого сияния. На противоположном берегу ясное звездное небо озарял огромный огненный столб, рядом с которым стояла Богоматерь с Младенцем на руках. Вскоре пламя перекинулось через реку, образовав некое подобие моста. Ведомый незримыми силами, преподобный отправился прямиком к Приснодеве, ступая по пылающей переправе и не ощущая жара. Стоя на коленях перед Божией Матерью, Прохор молился до первой зарницы, пока его не обнаружили следовавшие с ним слуги. Там же был найден епископский жезл и богородичная икона, ныне именуемая Толгской.


Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Узрев в происшедшем Божий знак, епископ наказал возвести на месте обретения святого образа церковь. Работа шла очень быстро, храм отстроили всего за один день и уже к вечеру освятили во имя Пресвятой Богородицы. Чудеса начали случаться сразу же после того, как он открыл свои двери первым прихожанам – многие больные исцелились от мучимых их недугов. В этом же году поблизости был основан Толгский мужской монастырь, просуществовавший до начала ХХ века.

После революции, когда к власти пришли большевики, обитель разграбили и закрыли, а на ее месте организовали колонию для несовершеннолетних преступников. Практически все святыни были уничтожены безбожниками, однако богородичный образ чудом удалось спасти. Его отдали на хранение Ярославскому художественному музею, где он пробыл почти шестьдесят лет.

После открытия святыни чудотворный лик вернули монахиням. Долгое время он занимал почетное место среди других икон, пока не был официально передан Третьяковской галерее. Несмотря на то что оригинал находится в экспозиционном зале музея, поклониться можно и спискам Толгской иконы. Самые известные копии являются достоянием:

  • Успенского собора (г. Ярославль);
  • Высоко-Петровского монастыря (г. Москва);
  • Нежинской Введенской обители (г. Нежин).

Почтить чудотворный лик можно в любой день, однако официальной датой празднования богородичного образа является 21 августа.


Высоко-Петровский монастырь


Нежинский Введенский монастырь


Успенский собор в Ярославле

Иконография Толгского образа Пресвятой Богородицы

Иконография Толгской иконы происходит из византийской иконописи XII-XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Исуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века). Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах Младенца, Дева Мария склоняет к Нему голову. Исус обнимает Ее, прижимаясь к щеке Матери. В верхних углах — архангелы в рост, предстоящие Богородице с покрытыми одеждой руками. В одеждах сочетаются кубово-синий и коричнево-красные цвета двух оттенков. Белые обильные пробела лучше сохранились на синих частях одежды. Подбитый красной тканью, изображенной у лба, красновато-коричневый мафорий Богородицы украшен серебряной каймой и запоной с жемчугом и цветными камнями. Охряной трон, расписанный желтым растительным орнаментом, изображен с аркатурой в три ряда; трон усажен жемчугом и цветными камнями по обрамляющей его черной полосе. На троне лежит ярко-зеленая подушка, внизу виднеется завеса этого же цвета. Под подушкой подостлан темно-коричневый ковер, шитый камнями и жемчугом, так же как и подножие, на которое опираются ноги Богородицы. Вохрение плотное, глинисто-коричневое с подрумянкой, по желтому санкирю. Оливковые и темно-красные тени приплеснуты, так же как и белильные высветления у рта, на носу и под глазами. Глаза темно-коричневые, почти черные, с ярким белильным белком. Волосы Спаса исполнены исчерна-коричневой краской по зеленоватой подготовке; на крещатом нимбе — следы написанных красками драгоценных камней. Предстоящие архангелы представлены в розовых и синих одеждах. Слева вверху над архангелом следы киноварной надписи. Звезда на лбу Богородицы, орнамент трона и крылья архангелов прописаны в XVI веке.

Толгская икона Пресвятой Богородицы. Ярославль, последняя четверть XIII в. Москва, ГТГ

На списках с Толгской иконы Богородица изображается погрудно, а Исус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богородицы.

Толгская икона Пресвятой Богородицы. Ок. 1314 г. Ярославль, Ярославский художественный музей, Ярославль

Либо Богомладенец изображается сидящим на левой руке Богородицы. Гиматий Исуса оранжево-розовый, хитон темно-синий.

Толгская икона Пресвятой Богородицы. Ок. 1327 г., Ярославль. СПБ, ГРМ

История возникновения

Образ Умиление сформировался, очевидно, с первых веков христианства, когда, по преданию, первые изображения Пресвятой Девы писал знавший Ее лично апостол и Евангелист Лука. После Крещения Руси пришли к славянам образы Богородицы. Уже с первых веков христианства на Руси многие из них, включая иконы Умиления, стали почитаться, как чудотворные. Немало таких икон и сейчас.

Владимирская

Пожалуй, самая древняя известная на Руси икона Умиления. По-видимому, святыня имеет византийское происхождение. Она относится к XII в., хотя существует церковное предание, приписывающее авторство этого священного изображения апостолу Луке. Сначала она пребывала при женском монастыре близ Киева, позже князь Андрей Боголюбский перенес образ во Владимир, отчего он получил свое наименование.

Новгородская

Новгородская икона прославилась чудом 8 июля 1337 г. Сторож Троицкой церкви, где образ пребывал в иконостасе, услышал шум и вошел в храм узнать причину. С ужасом он увидел, что икона Богоматери непонятным образом висит на воздухе. Из глаз Пречистой текли слезы.

Церковные служители тотчас сообщили о чуде новгородскому архиепископу, который с крестным ходом пришел к храму и принял образ на руки. Новую святыню поместили на почетном месте, изготовили киот. Она сразу прославилась чудесами, среди которых:

  • избавление Новгорода от морового поветрия 1337 г.;
  • спасение храма от пожара 1366 г. – икона поднялась на воздух из горящей церкви и вновь спустилась на руки архиепископа, после чего прекратился пожар.

В 1497 г. великий князь Иван III забрал новгородскую святыню в Москву, но в 1508 г. Богоматерь в сонном видении повелела вернуть Свой Образ Новгороду, что было сделано незамедлительно. В годы советской власти святыню забрал музей, позже, когда Новгород был захвачен немцами, ее вывезли в Германию, но образ удалось вернуть в 1947 г.

Смоленская

К числу древнейших принадлежит Смоленская икона Умиления. Она явилась в Смоленске в 1103 г. Особенность изображения – сложенные крестообразно руки Богородицы. Она с любовью взирает на Младенца, лежащего на складках Ее одежды.

Смоленская прославлена с начала XVII в., когда Смоленск осадили поляки. Героическая оборона города, организованная воеводой Михаилом Шеиным, продолжалась 20 месяцев. Все это время войска молились перед этим образом. С тех пор Смоленская стала почитаться покровительницей города.

Толгская

Существует 3 варианта Толгской иконы. Наиболее известный список чудесно явился в 1314 г. Ростовскому епископу Прохору на острове, на Волге, при впадении речки Толга. Ночью во время молитвы архиерей увидел столп света и внезапно появившийся мост через реку. Пройдя по нему, святитель обрел священное изображение.

В тот же день на месте явления выстроили часовню, а позже – открыли монастырь. До 1917 г. сохранялся благочестивый обычай: идущие по Волге пароходы неизменно делали остановку на пристани Толгской обители, чтобы пассажиры и команда могли поклониться святыне.

Локотская

Это святыня, явленная совсем недавно, в 1998 г. в пос. Локоть Брянской области. Она принадлежит к особому изводу «Умиления», где Богоматерь изображена без Младенца, и, как на Смоленской, с молитвенно сложенными на груди руками. К этому же изводу принадлежит Серафимо-Дивеевская икона Богородицы, известная как келейный образ Серафима Саровского.

Фотокопию именно этой иконы увидела в магазине женщина по имени Наталия на старом календаре, который продавцы собирались выбросить. Чтобы не допустить поругания образа Богородицы, женщина купила календарь и, вырезав из него изображение, повесила на стену.

О чуде узнал архиепископ Мелхиседек, лично удостоверивший его истинность. Сначала для новой святыни построили часовню при доме, где она находилась. С 2012 г. хранители образа передали его епархии. Ныне Локотская, мироточение которой не прекращается, постоянно посещает разные города России. Крестные ходы с ней проходят тысячи километров.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий