Тестирование дошкольников на готовность к школе по фгос

§ Методические рекомендации родителям будущих первоклассников или как подготовится к тестированию

Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.

Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.

Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.

Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.

Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме.

Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.

Настройте ребенка на то, что в тестировании нет ничего страшного и сами ведите себя спокойно. Ваша взволнованности передастся ребенку, и он тоже начнет переживать.

§ Тестирование интеллектуальных способностей

Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.

Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.

Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.

Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.

Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.

Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.

Б. Время

8. Назови дни недели. Какие дни выходные? Что начнется, когда неделя закончится? Какой день после воскресенья? (др.варианты)
9. Сколько дней в неделе? Какой день перед субботой? Что длится дольше: неделя или один день? Неделя или семь дней?
10. Назови времена года. Какой сезон за каким следует?
11. Какие ты знаешь сезонные явления? Охарактеризовать времена года,
их отличия, природные изменения, поведение животных… Какое время года сейчас? Что за ним последует? После какого времени года наступает зима?

12. Какое время года сейчас? Докажи это.
13. Сколько всего месяцев в году? Какие? Что длительнее: год или месяц, м-ц или неделя, день или неделя?
14. Назови летние месяцы, зимние…
15. Когда на деревьях появляются (опадают листочки), прилетают (улетают перелетные птицы). Какие птицы прилетают зимой? Что такое листопад?
16. Назови перелетных ( зимующих) птиц. Куда улетают перелетные птицы?
17. Что такое сутки? Чем отличаются день и ночь?
18. В какое время суток: спят, завтракают, обедают… Сейчас утро? День? Вечер? Ночь? А что ты делаешь утром, вечером? Что бывает раньше обед или ужин?
19. Как различить : сегодня, завтра, вчера…

Какая готовность проверяется, методики диагностики готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе определяется по трем основным сферам:

  • интеллектуальной;
  • психологической;
  • речевой.

Что касается проверки интеллекта, дошкольник в возрасте 6-7 лет уже вполне может выучить два четверостишия, найти между картинками не менее 8 отличий, составить рассказать, в котором будет присутствовать не менее 8 предложений.

Обратите внимание! Также ребенок на 7 году жизни должен уже уметь концентрировать внимание и сознательно удерживать его в течение 30 минут

Дети 6-7 лет должны уметь удерживать свое внимание на протяжении 30 минут

В качестве диагностики психологической готовности ребенка к школе проводится собеседование. Обычно оно проводится школьным психологом. Если такого нет, то педагог. В ходе беседы ребенок должен ответить на вопросы: «Зачем он идет в школу?», «Что нужно делать в школе». Также попросят рассказать немного о себе. В ходе рассказа психолог делает выводы, как держится ребенок, готов ли он пойти в первый класс, налаживать контакты со сверстниками, отвечать при всех в классе.

Обратите внимание! Очень важно правильно настроить ребенка перед собеседованием, чтобы он не стеснялся и был расслаблен. Больше разговаривайте о собеседовании, рассказывайте зачем оно нужно

В качестве речевой диагностики готовности к школе используется несколько методов:

  • Самостоятельное составление рассказа о чем-либо, включающее в себя не менее 8 связанных между собой предложений.
  • Составление рассказа о себе или историй из своей жизни.
  • Правильное употребление форм сложных слов.
  • Рассказ стихотворения на память, с выражением.
  • Изменение слов, образуя новые.
  • Использование антонимов.
  • Понимание образных выражений.
  • Отгадывание загадок.
  • Правильное выговаривание всех звуков на родном языке. Если поступление планируется в школу с языковым уклоном, могут попросить назвать алфавит в прямом и обратном порядке на иностранном языке.
  • Правильное использование обобщений (животные в доме — домашние, тетрадь, пенал, учебник — школьные принадлежности).

Обратите внимание! С помощью этой методики педагоги проверяют речевую подготовку дошкольников. https://www.youtube.com/embed/jpTUB25Npj0

Тест на готовность к школе. Данил Родин. 7 летТест на готовность к школе. Данил Родин. 7 лет

Г. Классификация

23.Что объединяет группу предметов? (назначение,наличие сходных признаков…) Назови 5 предметов одежды (обуви, посуды, транспорта, животных…)
24. Назови предметы одним словом: инструменты (пила, топор, отвертка…), одежда (пальто, платье, брюки…), транспорт (автомобиль, самолет, поезд…) и др.
25. Виды внутри групп: транспорт — наземный, подземный, воздушный водный); животные (домашние, дикие);мебель, одежда, электроприборы…
26. Назови домашних животных, диких животных. Почему их так называют? Назови детенышей овцы, лошади, собаки, курицы….
27. Сравнение двух групп предметов.
28. Что лишнее в группе:курица, ворона, гусь? Понедельник, вторник, сентябрь? Почему?…
29. В реке больше щук или рыбы? Чего в шкафу больше: тарелок или посуды?

III. Вопросы, направленные на изучение способности ребенка к обобщению, нахождению общих признаков предметов:

  • Чем
    похожи кошка и мышка, а что между ними
    общего? (лучший ответ — животные,
    млекопитающие, живые существа, звери.
    Допустимо перечисление отдельных общих
    признаков: хвост, усы, 4 лапы и т.п.
    Подсказка: Кто это, как их можно назвать
    одним словом?).

  • Чем
    похожи пианино и скрипка? (лучший ответ
    — музыкальные инструменты).

Ребенок
должен правильно ответить хотя бы на
три вопроса, по одному из каждой группы.

Дети,
не способные правильно ответить на
данные вопросы, нуждаются в дополнительном
обследовании психоневролога или
психолога. Они вряд ли готовы к школьному
обучению по общей программе.

Примеры тестов на готовность детей к школе

Чтобы узнать степень подготовленности ребенка к будущему тестированию в ДОУ, родители могут проводить обучение дома с детьми самостоятельно.

Тесты на развитие внимательности:

  • Находить отличия между двумя рисунками (их можно рисовать самостоятельно, намеренно делая несколько разных элементов).
  • Копирование узоров на бумаге или движений.
  • Игра «хлопок»: перед началом нужно договориться, на какое слово ребенок должен хлопнуть в ладоши. Родитель может что-то рассказывать, а ребенок внимательно слушать, пока не услышит нужное слово. Кстати, этот тест можно преобразовать и на занятие по развитию памяти: после рассказа можно предложить ребенку пересказать, что он запомнил.

Умение находить отличия на картинках — один из главных тестов на внимательность

Отлично развивают память и следующие упражнения:

  • Запоминание 8 картинок (например, в каком порядке они были или что на каждой было изображено).
  • Запоминание на слух 10 слов в том порядке, в котором они назывались.
  • Запоминание не менее трех последовательных предложений (и слова должны быть именно в том порядке, в котором взрослый называл ребенку).
  • Рассказывание по памяти стихов, рассказов, сказок, изображений на картинках.

Тесты на повышение уровня мышления:

  • Найти и объяснить различия между предметами, природными явлениями.
  • В дошкольных тетрадях есть отличные тесты на мышление: из предложенных предметов нужно выбрать лишний и объяснить свой выбор.
  • Сложить из бумаги определенные фигуры (например, самолетик). Взрослый должен один раз показать, как это делать, ребенок — повторить.
  • Вырезание предметов, нарисованных взрослым.
  • Создавать аппликации самостоятельно или по образцу в детской книжке.
  • Определять последовательность событий.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Находить лишнее слово в предложенной группе, уметь объяснить свой выбор.

Тесты на развитие кругозора:

  • Назвать основные профессии, что они дают людям и чем полезны.
  • Сказать, как называется наша планета, в какой стране ребенок живет, столицу Родины, а также свой город и конкретный адрес дома.
  • Назвать фамилии, имена и отчества свои и родителей.
  • Назвать времена года, что характерно для каждого из них, в какой последовательности идут.
  • Назвать основные цветы и геометрические фигуры.

Обратите внимание! Кроме вышеперечисленных тестов, с ребенком нужно регулярно заниматься на умение пространственного ориентирования: право-лево, сзади, спереди, снизу, сверху. А также тренироваться с ребенком в рассказах, чем он увлекается и зачем идет в школу

Проверяем готовность к школе тест Банкова для будущих первоклассниковПроверяем готовность к школе тест Банкова для будущих первоклассников

§ Основные требования к зачислению в первый класс

Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.

Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.

Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.

Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.

§ Тестирование по состоянию здоровья

Тестирование детей по состоянию здоровья – ни что иное как медкомиссия. По ее результатам будет оценено физическое и соматическое здоровье ребенка, и выявлено к какой группе здоровья относится малыш. К тому же, медицинское заключение является необходимым документом для поступления в начальную школу.

Медкомиссию проходят в районных поликлиниках или непосредственно в детских садах. Для выпускных групп приглашаются профильные специалисты, которые осматривают детей, оценивают состояние их здоровья и выписывают соответствующие заключения. Вариант с прохождением медкомиссии в детском саду существенно бережет время и нервы и родителей, и детей.

Осмотр профильных специалистов может проводиться и непосредственно перед сентябрем, и за полгода до начала учебного года. Во втором случае ребенку не придется сразу сдавать анализы, это нужно будет сделать не раньше, чем за месяц до начала занятий.

Перед поступлением в школу ребенку необходимо получить заключение следующих специалистов:

  • хирург-ортопед (он определит состояние позвоночника, выявит возможные нарушения осанки и даст рекомендации);
  • окулист (определит остроту зрения ребенка, выявит возможные нарушения и даст рекомендации);
  • отоларинголог (оценит состояние слуха и носоглотки ребенка);
  • стоматолог (оценивает правильность прикуса, наличие кариеса, дает рекомендации по поводу лечения);
  • кардиолог (оценивает физическое и эмоциональное развитие, способность выдерживать нагрузки);
  • логопед (определяет умение выговаривать все звуки, формирование речевого аппарата);
  • невропатолог (оценивает нервно-психическое состояние ребенка);
  • гинеколог (для девочек).

Направления на сдачу лабораторных анализов (соскоб на энтеробиоз, общие анализы крови и мочи) отдают родителям детей, и они сдают анализы самостоятельно в поликлинике. Результаты вклеиваются или вписываются в медицинскую карту.

Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу

Требования к детям очень высокие. Просто так обычный ребенок все тестирования вряд ли пройдет, а значит, с ним обязательно нужно заниматься. Одними из стандартов знаний является умение рассказать о себе следующее:

  • свои ФИО;
  • ФИО обоих родителей;
  • полный адрес проживания (включая страну и город).

Тестирование дошкольников — обязательное условие при приеме в школу

Также ребенок должен знать, какие бывают дикие и домашние животные, чем они отличаются и как называют их детенышей.

Дошкольник должен правильно держать ручку, уметь обводить и писать простые фигуры, такие как овал, квадрат, круг, треугольник, а также волнистые линии.

Какими стандартными знаниями и умениями должен обладать будущий школьник:

  • безошибочно называть дни недели;
  • не путаться в понятиях «право-лево»;
  • знать основные праздники;
  • уметь рассказать о популярных видах спорта;
  • знать наизусть времена года, месяцы, в какой последовательности они идут, сколько часов в дне, минут в часе, уметь ориентироваться во времени.

Обратите внимание! Помимо этих знаний, будущий первоклассник должен знать основные профессии, отвечать на вопросы, чем они занимаются, а также иметь базовые навыки ухода за комнатными растениями. А одеваться, раздеваться, выворачивать и складывать свои вещи — основные навыки, которым должен быть обучен каждый ребенок

https://youtube.com/watch?v=T53Yi5chcqs

Обследование детей 9-10 лет

Оценка
сформированности абстрактно-логических
операций, логических суждений:

I.
Ребенку предлагается найти общее в двух
сравниваемых предметах. Инструкция: «Я
назову тебе два предмета, а ты подумай
и скажи, что между ними
общего? Как их
можно назвать одним словом?

Пары
для сравнения:

  • Слива
    — персик (Правильные ответы: фрукты,
    фруктовые деревья, плоды).

  • Кошка
    — мышка (Животные, млекопитающие, живые
    существа).

  • Пианино
    — скрипка (Музыкальные инструменты).

II.
Ребенку предлагается ряд вопросов, к
каждому из них имеется три варианта
ответов, ребенок должен выбрать один
из них.

  • Какое
    слово будет противоположным по значению
    к слову «Собирать»? (Правильные ответы:
    раздавать или накапливать или беречь).

  • Дан
    цифровой ряд: 7, 5, 3, какая следующая
    цифра в этом ряду? 2 или 1 или 9.

  • В
    одном доме живут три мальчика: Вова,
    Петя и Сережа. Вова моложе Пети, а Сережа
    моложе Вовы. Кто самый старший? Вова
    или Петя или Сережа.

Для
детей данного возраста выполнение этих
заданий обязательно.

Правильные
ответы свидетельствуют о сформированности
абстрактно-логических суждений. Если
ребенок испытывает трудности, то можно
говорить о
превалировании форм
мышления, о задержке развития.

В
дополнение детям данного возраста можно
предложить задания, связанные со счетными
операциями и решением задач.

Задачи:

  1. У
    продавца было 12 газет, он продал 5.
    Сколько осталось?

  2. Сколько
    стоят 3 карандаша по 7 копеек каждый?

  3. У
    четырех мальчиков было 73 копейки. Они
    их разделили между собой поровну.
    Сколько стало у каждого?

Предлагаемые
задания ребенок данного возраста должен
решать без ошибок. Если он испытывает
трудности, необходимо выяснить какого
они рода.

Невозможность
составить план решения и выбрать
необходимую математическую операцию
говорит о несформированности умственного
плана действий, что свидетельствует в
пользу задержки психического развития.

Экспресс-тесты в картинках на определение готовности к школе

В помощь родителям при подготовке в школу есть отличное образовательное пособие под редакцией О. Н. Ширинбековой. Там диагностика дошкольников по готовности к школе осуществляется по картинкам. Это педагогическое пособие позволяет определить, умеет ли ребенок следующее:

  • воспроизводить картинки по образцу;
  • находить лишние предметы;
  • запоминать и по памяти называть все картинки, которые увидел;
  • определять и составлять рассказ по увиденным картинкам;
  • назвать недостающие предметы и рисовать их;
  • соотносить количество предметов с указанными цифрами;
  • в уме складывать и вычитать простые числа;
  • проводить кривую линию, не отрывая руку от тетради и не выходя за поля.

Пример экспресс-теста на уровень развития речи и письма

Эти и другие тесты в картинках составлены в помощь родителям и педагогам.

Также есть хорошая книга тестов на проверку детской речи и навыков чтения О. Жуковой. Тесты как раз рассчитаны на детей в возрасте 6-7 лет. Эта книга также полностью иллюстрирована, что делает занятия с дошкольниками интереснее и увлекательнее.

Групповая диагностика готовности к школе

Тесты на готовность ребенка к школе по ФГОС проводятся в два этапа:

  • групповое тестирование;
  • индивидуальное собеседование.

В первом этапе в класс приглашается несколько будущих учеников. Обычно в группе должно быть не больше 15 человек. Их рассаживают по одному за парту, выдают цветные карандаши и чистые листы.

Обратите внимание! На выполнение каждого задания не должно уходить больше 3 минут, а в целом тестирование длится полчаса. От первого этапа тестирования требуется выявить следующее:

От первого этапа тестирования требуется выявить следующее:

  • умеют ли дети передавать форму фигуры, рисовать прямые отрезки и углы, как они держат карандаши;
  • умение ориентироваться на плоскости и считать клетки;
  • умение складывать и вычитать, насколько они математики;
  • понимают ли дети термины «внутри», «вне»;
  • умеют ли проводить сравнения множества;
  • навыки классифицирования;
  • состояние моторики, умение воспроизводить на бумаге указанную фигуру;
  • развит ли фонематический слух;
  • умеют ли дети определять количество звуков в заданном слове.

Важно! По результатам группового тестирования назначается индивидуальное. Если в первом этапе ребенок ошибся в каком-то вопросе, его еще раз переспросят во втором этапе

Полную оценку готовности к школе комиссия даст после прохождения всех этапов, в том числе беседы с ребенком.

Групповое тестирование дошкольников — первый этап при приеме в школу

Поступление в школу — важное событие в жизни ребенка и его первое испытание. Готовить к нему детей начинают не позднее, чем за год до 1 сентября

Лучшей подготовкой станут тесты, которые можно проводить дома. Немаловажным моментом является общение с ребенком, обсуждение каких-то событий из жизни, просьба пересказывать сказки или услышанные истории. Чем более развитой будет речь дошкольника, тем проще ему будет пройти все этапы собеседования.

Диагностика готовности к школе: нормативное обеспечение, требования, методы (ФГОС)Диагностика готовности к школе: нормативное обеспечение, требования, методы (ФГОС)
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий