Тест жизнестойкости личности

Интерпретация результатов

Интерпретация субшкал

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не толь­ко целеустремленного человека, но и прожектёра, планы ко­торого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреп­ляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теори­ей о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что­бы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характе­ризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацелен­ность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать челове­ка, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При вы­соких баллах — убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному конт­ролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Валидизация

Шкала использовалась в ряде исследований межкафедральной исследовательской группы по изучению личностного потенциала факультета психологии МГУ. Общий объём всех выборок, в которых применялась эта шкала, составил более 1500 человек, в числе которых студенты ВУЗов различных специальностей (N=877), учащиеся старших классов школ, абитуриенты ВУЗов, а также взрослые добровольцы (N=50), представляющие разные регионы страны.

Внутренняя согласованность (альфа-коэффициент Кронбаха) 5-пунктовой ШУДЖ варьирует на различных выборках от 0.71 до 0.80 и на объединённой выборке (N=984) составляет 0.75. Показатель ретестовой надёжности шкалы (коэффициент Пирсона), полученный на группе студентов (N=44) с интервалом 2 месяца, составил 0.7 (p < 0.001).

Распределение показателей по шкале близко к нормальному, однако обладает правосторонней асимметрией. Корреляции с общим показателем опросника социальной желательности BIDR (адаптация Е.Н. Осина, надёжность 0.88) на выборке студентов 4-5 курсов различных специальностей ВУЗов 3-х регионов (N=289, анонимное предъявление) оказались невысокими (r = 0.28; p < 0.001). На этой же выборке получены статистические нормы для шкалы ШУДЖ: M=21.9, SD=5.52.

Шкала субъективного счастья достаточно хорошо коррелирует со шкалой субъективного счастья Любомирски: их коэффициент корреляции составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p < 0.001 во всех случаях) и 0.65 (p < 0.001) на объединённой выборке (N=983). Таким образом, общая доля в дисперсии обеих шкал составляет
примерно 42%, с учётом поправки на надёжность обеих шкал – 75%, что свидетельствует о тесной взаимосвязи конструктов удовлетворённости жизнью (когнитивной оценки соответствия действительных жизненных обстоятельств желаемым) и субъективного счастья (эмоционального отражения этой оценки).

В число методик, использованных для оценки конвергентной валидности шкал, вошли:

  • Шкала депрессии как состояния Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой и Ю. Карповой
  • Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
  • Шкала субъективной витальности как диспозиции Р. Райана и К. Фредерик
  • Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко
  • Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова, 2006)
  • Шкала общей самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996)
  • Опосник самоуважения Розенберга
  • Опросник отчуждения (Осин, 2008),
  • Шкала личностного динамизма (Сапронов, Леонтьев, 2007),
  • Тест диспозиционального оптимизма Ч. Карвера и М.Шейера,
  • Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и О.В. Митиной (2007).

Во всех этих случаях были получены теоретически прогнозируемые значимые корреляции.

Текст опросника жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева).

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопро­сы, отмечая галочкой тот ответ,       который наилучшим образом  отражает Ваше мнение.

    ВОПРОСЫ НЕТ Скорее НЕТ, чем ДА Скорее ДА, чем НЕТ ДА    
  Я часто не уверен в собственных решениях        
  Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела        
  Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели        
  Я постоянно занят и мне это нравится        
  Часто я предпочитаю «плыть» по течению        
  Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств        
  Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня        
  Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня        
  Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо        
  Порой я так устаю, что уже ничто не может меня заинтересовать        
  Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным        
  Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня        
  Лучше синица в руках, чем журавль в небе        
  Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым        
  Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их        
  Иногда меня пугают мысли о будущем        
  Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал        
  Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль        
  Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете        
  Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми        
  Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш        
  Я люблю знакомиться с новыми людьми        
  Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интересное        
  Мне всегда есть чем заняться        
  Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг        
  Я часто сожалею о том, что уже сделано        
  Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен        
  Мне трудно сближаться с другими людьми        
  Как правило, окружающие слушают меня внимательно        
  Если бы я мог, я бы многое изменил бы в прошлом        
  Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен        
  Мне кажется, жизнь проходит мимо меня        
  Мои мечты редко сбываются        
  Неожиданности дарят мне интерес к жизни        
  Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны        
  Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни        
  Мне не хватает упорства закончит начатое        
  Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной        
  У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы        
  Окружающие меня недооценивают        
  Как правило, я работаю с удовольствием        
  Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей        
  Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются        
  Друзья уважают меня за упорство и непреклонность        
  Я охотно берусь воплощать новые идеи        

Ключи шкал Теста жизнестойкости

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присва­иваются баллы от  О до 3:

 «нет» — О баллов,  «скорее нет, чем да» -1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла,  «да» — 3 балла.

Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О:

 «нет» — 3 балла, … «да» — О баллов.

Затем  баллы по отдельной субшкале  (вовлеченности, контроля и принятия риска) по прямым и обратным пунктам  суммируются. Суммы получаем по каждой субшкале.

Далее вычисляется об­щий балл жизнестойкости — путем суммирования данных по трем субшкалам.

Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Прямые пункты

Обратные пункты

Вовлечён-

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14,

ность

28, 32, 37, 38, 40, 42

Контроль

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27,

31, 35, 39, 43

Принятие

34,45

7, 13, 18, 19, 26,

риска

30, 33, 36

Теоретические основы

Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была раз­работана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и пресле­довала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциаль­ном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описан­ных видов неврозов. Первоначально авторы стремились пока­зать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенци­ального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической зна­чимости жизни.

Взаимоотношения с людьми

Мадди также обнаружил, что люди, отличающиеся жизнестойкостью, стремятся поддерживать отношения с окружающими на основе взаимопомощи. Нередко в сложной ситуации возникает желание замкнуться в себе, перестать общаться. Становится попросту «не до всего этого». Однако на внутреннее переживание сложной ситуации уходит немало сил.

Но если удаётся продолжать общение, то человек может получить необходимую поддержку. И тогда преодолеть трудности, возможно, будет намного легче. Не всегда здесь понимается общение с близкими родственниками. Это также может быть помощь психотерапевта или врача, обладающего специфическими знаниями и способного помочь выбраться из сложных обстоятельств.

Внутренняя структура

Оригинальные англоязычные версии

Оригинальная методика состоит из четырёх «прямых», четырёх «обратных» пунктов и четырёх пунктов-«наполнителей».

В 1994 году авторами LOT был предложен новый, сокращённый вариант методики — LOT-R (LOT-revision). В нём два позитивных пункта были заменены одним, более общим по содержанию. Для структурного баланса был удалён также и один обратный пункт. Таким образом, общий размер методики был сокращён до 10 пунктов, хотя при этом упала и надёжность теста, что стало причиной меньшей его популярности.

Некоторые авторы на основании факторного анализа методики говорят о двухфакторной структуре опросника: факторе оптимизма и факторе пессимизма. Однако авторы опросника предлагают рассматривать данные характеристики как единый биполярный конструкт; в пользу этого взгляда свидетельствует также и то, что ни оптимизм, ни пессимизм сами по себе не коррелируют с известными психологическими конструктами.

Ответы на утверждения формируются по 5-балльной шкале Ликкерта.

Версия Гордеевой — Сычёва — Осина

Опросник состоит из 12 пунктов, 4 из которых являются прямыми и формируют шкалу оптимизма, 4 — обратными и формируют шкалу пессимизма, 4 — путыми и не участвуют в формировании шкал. Итого из опросника возможно извлечение двух показателей.

Версия Циринга — Эвниной

Тест имеет следующую структуру: 13 вопросов описывают оптимистическое представление будущего, 13 вопросов – пессимистическое представление будущего. 9 вопросов являются вопросами-наполнителями и не влияют на результат. Такая структура позволяет избежать тенденции отвечать только «да» или только «нет» у испытуемых. Вопросы-наполнители помогут уменьшить стремление испытуемого давать социально желаемые ответы. В отличие от предыдущей версии, авторы предлагают рассматривать конструкт биполярно, формируя единственный балл по шкале.

Теоретические основы

Англоязычное понятие Hardiness Д.А. Леонтьев предложил переводить как жизнестойкость. Понятие жизнестойкости, с одной стороны, опирается на понятийный аппарат экзистенциально-гуманистической психологии, с другой — на прикладную психологию.

Изначальным вопросом, приведшим к созданию теории жизнестойкости, был «какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?».

Было высказано предположение, что данным фактором является то, что в последствии назвали жизнестойкостью — некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора.

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности

В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Таким образом, жизнестойкость представляет собой личностную характеристику, формирующуюся в детском и подростковом возрасте, хотя теоретически её развитие возможно и в более позднем возрасте.

Мадди предупреждает, что понятие жизнестойкости не следует смешивать с близкими по смыслу понятиями, такими как оптимизм, чувство связности, самоэффективность, устойчивость, религиозность и т.д.

Феникс, возрождённый из пепла

В древнегреческой традиции есть разные толкования мифа о Фениксе. Согласно одному из вариантов, Феникс, предвидящий свою гибель, сжигает сам себя в гнезде. Однако из его пепла появляется новая птица. Среди славян были распространены сказания о Жар-Птице, а также о Финисте, который символизировал бессмертие. В христианской традиции это образ Христа, который одерживает победу над мраком и смертью, а затем воскресает.

Феникс символизирует собой образ перемен, когда человек метафорически умирает и возрождается снова. Образ этой птицы — архетипичен, а потому может иллюстрировать конкретные обстоятельства представителей любой эпохи или национальности. Каждому человеку периодически приходится «возрождаться из пепла». У одних такие обстоятельства встречаются несколько раз в жизни, у других «перерождения» случаются с завидной частотой. Это предательства друзей или смерть близких, расставания, нежеланные переезды. Такие события — всегда горький повод для сложных чувств, эмоциональных стрессов.

Иногда подобные ситуации провоцируют человека на мобилизацию энергии — будто сама судьба бросает ему вызов. «Я смогу пройти через это», «Я справлюсь». С другой стороны, через время могут опуститься руки. И тогда на место энтузиазма и желания побороться с жизненным штормом может прийти другая идея — «Почему это происходит со мной?».

Автоматические реакции в ситуации стресса

Нередко в стрессовой ситуации мы прибегаем к привычным моделям поведения, использующимся уже «на автомате». К примеру, маленький ребёнок хочет получить понравившуюся ему в магазине игрушку. Он начинает впадать в истерику, кричать, угрожать, что не пойдёт с родителями из магазина. Возможно, когда-то он смог с помощью этой стратегии получить желаемое, и теперь использует её автоматически. Хотя в действительности она ещё больше усугубляет ситуацию. Ведь родители могут ещё и наказать малыша.

Другой пример: муж не позвонил вовремя, так как был крайне занят рабочими делами. Жена ещё на пороге начинает скандалить, выговаривая всё, что она о нём думает. И хотя эта стратегия совершенно непродуктивна и направлена на разрушение взаимоотношений, она используется женщиной просто потому, что удобна и привычна.

Однако есть и поведение, которое может привести к положительному исходу ситуации. Эффективные варианты можно усмотреть, если хотя бы ненадолго посмотреть на ситуацию по-другому, применить креативный подход. На новые модели поведения можно будет опираться и дальше. Они позволяют повышать самооценку человека, становиться более эмоционально уравновешенным и спокойным.

Практическая значимость

Тест жизнестойкости является надежным и валидным инструментом психологической диагностики, результаты которого не зависят от пола, образования и региона проживания человека. Результаты теста жизнестойкости позволяют оценить способность и готовность человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей или его уязвимость к переживаниям стресса и депрессивное. При этом жизнестойкость является фактором профилактики риска нарушения работоспособности и развития соматических и психических заболеваний в условиях стресса, и одновременно способствует оптимальному переживанию ситуаций неопределенности и тревоги. Жизнестойкие убеждения создают своего рода «иммунитет» к действительно тяжелым переживаниям

Важно, что жизнестойкость влияет не только на оценку ситуации, но и на активность человека в преодолении этой ситуации (выбор копинг-стратегий).

Разработанная сокращенная версия ТЖС позволяет сде­лать процесс исследования более эффективным благодаря экономии времени на предъявление методики при сохранении надежности и валидности получаемого показателя. Результаты кросс­валидизации на независимой выборке подтверждают данные о высокой надежности, а также о структурной и конвергентной валидности опросника.

Разработана также скрининговая версия теста из 12 пунктов, обладающая достаточно высокой надёжностью, что оправдывает её применение в качестве краткого диагностического инструмента в условиях ограниченного времени. Надёжность субшкал методики является приемлемой для исследовательских целей, хотя и недостаточно высокой для индивидуальной диагностики. Определённым недостатком скрининговой версии может выглядеть тот факт, что она состоит преимущественно из обратных пунктов, однако это адекватно ситуации массовых скрининговых исследований, где требуется выявление представителей группы риска (людей с низкой жизнестойкостью), готовых открыто сообщить о своих проблемах. Надёжность и структурная валидность разработанной скрининговой версии теста жизнестойкости существенно превосходят показатели имеющихся русскоязычных аналогов. Для исследовательских целей больше подходит краткая версия из 24 утверждений, которые более полно репрезентируют исходный конструкт, сохраняя содержательную валидность измерения.

Результаты исследования позволяют заключить, что краткая версия шкалы обладает психометрическими свойствами, достаточными для применения ее в ситуациях, когда использование опросника, состоящего из 45 пунктов, невозможно или нежелательно, что типично для исследований в области психиатрии.

Три установки

Что касается установок, помогающих справиться со сложной ситуацией, Мадди поделил их на три подкатегории. Эти факторы усиливают друг друга, а также существенно снижают вероятность того, что в напряжённой обстановке у человека появятся психосоматические нарушения.

1 Включённость

Иными словами, готовность быть в гуще событий, а не пассивно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Такая стратегия выгоднее именно с позиции развития сопротивляемости стрессу.

2 Контроль

Обстановка может быть такой, когда от человека мало что зависит

Однако даже в таких условиях важно отыскать то, что можно взять в свои руки, и начать действовать

Когда же человек отказывается от каких-либо попыток контролировать свою судьбу, он попадает под воздействие довольно неприятного эффекта, называемого в психологии «выученная беспомощность». Подобное состояние может быть охарактеризовано как пропасть между действиями человека и тем, что происходит в его жизни.

3 Вызов

или готовность человека приступить к активным действиям без каких-либо гарантий того, что ему повезёт. Стопроцентный успех не может гарантировать даже самая солидная и основательная страховая компания. Те люди, которые не решаются на активность, намного больше уязвимы в ситуации стресса по сравнению с решительными «бойцами», готовыми действовать даже в полностью неопределённой обстановке.

Данные качества представляют собой устойчивые личностные характеристики. Однако это ни в коей мере не означает, что их нельзя приобрести или каким-то образом на них воздействовать. Характер не является железобетонным, его можно и нужно менять.

Примечательно, что сам Сальваторе Мадди проводил психологические тренинги жизнестойкости. Как правило, для оценки эффективности тренинга несколько раз осуществляется тестирование личностного качества. Мадди исследовал показатели жизнестойкости через полгода после завершения своих тренингов.

Учёный обнаружил, что через шесть месяцев показатели были даже выше, чем сразу же после тренинга. Иными словами, когда человек начинает работать над развитием своей жизнестойкости, в его психике запускаются новые процессы, формируются адаптивные психологические установки.

Когда личность обладает всеми тремя развитыми качествами жизнестойкости, то вероятность психосоматики в напряжённой ситуации составляет приблизительно 1,1 %. Когда же все три фактора развиты слабо, риск заболеть возрастает до 92,5 %.

Понятие жизнестойкости

Остановится ли человек на полпути или нет, напрямую зависит от характеристики под названием жизнестойкость. Именно она определяет количество внутренних ресурсов личности. Есть жизнестойкость — человек силён, нет жизнестойкости — слаб.

В психологии она понимается как показатель внутренней устойчивости, способность человека приспособляться к изменяющимся условиям внешней среды. Люди метафорически сравниваются с деревьями, которые под порывом ветра могут ломаться, а могут стойко переживать тяжёлые времена. Пережить сложный период им помогает знание о том, что в конце всё образуется. Термин «жизнестойкость» в психологической науке впервые был употреблён психологом Сьюзен Кобейса. Однако главные исследования в этой сфере принадлежат американскому учёному Сальваторе Мадди.

Жизнестойкость и её роль в жизни

Если представить любую стрессовую ситуацию и двух людей, у одного из них высокая жизнестойкость, у другого низкая. Человек с высокой жизнестойкостью в стрессе намного быстрее справится со своим беспокойством и страхом. Он готов к этому, он ощущает стресс, его чувства никуда не делись, но он может взять их под контроль и обуздать свои отрицательные эмоции. В той же ситуации у человека с низкой жизнестойкостью могут возникнуть большие проблемы. Большой и продолжительный стресс может оказать сильное влияние на человеческую психику, а это вызовет ряд проблем.

Жизнестойкость можно разложить на три главных компонента: контроль, вовлечённость и принятие риска.

В экзистенциализме – философском направлении, представители которого мыслят жизнь этого конкретного человека совершенно уникальной, не подлежащей никаким общим описаниям – жизнестойкость понимается синонимом «отвага жизни».

Экзистенциализм, вообще, довольно близок к теме жизнестойкости, так как он базируется на идее преодоления самой сущности человека, как и жизнестойкость на преодолении трудностей. Это понятие ввёл П. Тиллихом, он подразумевал, готовность человека преодолевать жизнь, все её препятствия и невзгоды, от душевных переживаний до физической боли.

Отличие жизнестойкости от экзистенциализма в том, что жизнестойкость есть средство экзистенциализма. Именно она помогает человеку избавиться от жизненного стресса, вызванного неизвестностью будущего и неизменностью прошлого и, в общем-то, любой, экзистенциальной дилеммой.

Ведь особенностью всех экзистенциальных проблем является то, что их не нужно избегать. Наоборот, их нужно пережить и прочувствовать, только так можно получить настоящую экзистенциальную истину. Она передаётся от чувств и опыта, это её отличие от объективной истины, которая познаются с помощью разума. Поэтому для познания экзистенциальной истины необходимо существовать как личность, иметь глубокие эмоциональные и психологические размышления, которые наполняют вашу жизнь. Все ваши психологические проблемы и пережитые трудности отражают вас как личность, составляют ваш психологический портрет.

Удачного вам тестирования!

Онлайн-тест

Каждый вопрос онлайн-теста Мадди представляет собой отдельное изречение. После него вы увидите несколько вариантов, в которых указаны несколько вариантов ответов. Вам нужно отметить только тот, который отвечает вашим убеждениям

Важно правильно прочитать вопрос-утверждение: читайте внимательно, понимая смысл высказывания

Правила прохождения теста Мадди:

  • Вы не можете дать неправильный ответ, так как ваши ответы отражают ваше мнение, которое не может быть неправильным.
  • Вам лучше всего торопиться с ответами, не думайте над ответами слишком долго.
  • Ответы, которые вы даёте быстро, являются более правдивыми.
  • Отвечайте на вопросы именно в той последовательности, в которой они идут.
  • Не пропускайте вопросы, потом вы не сможете к ним вернуться.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий