Тест на склонность к суициду

Процедура проведения

Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

Интерпретация результатов:

Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа

Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться

Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия. Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля. Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности. Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить. Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.

Причины появления суицидальных наклонностей

Существует три формы суицидальной модели поведения: демонстративная, аффективная и выраженное желание лишить себя жизни. Многие подростки, решившись на разрушительное действие в отношение своих близких, часто используют шантаж и провокации. Для таких людей, суицид может оказаться инструментом давления и манипуляций своими родителями.

Как правило, истиной причиной детского и подросткового суицида является отсутствие понимания собственных действий. Ребенок находится в твердой уверенности, что совершая подобные действия, он сможет избавиться от проблем и вернуться к нормальной жизни. Лишь по достижении зрелого возраста к человеку приходит понимание смерти и страх перед ней.

Суицидальному поведению может способствовать отсутствие в социуме общепринятой идеологии. Подросток, не знающий основных ценностей жизни, остро чувствует свое одиночество и отчужденность. Пребывание в этом состоянии увеличивает склонность к депрессии и мыслям о самоубийстве. По мнению специалистов, негативная роль в этом вопросе отведена раннему вступлению в половую жизнь. Стремясь почувствовать себя взрослым, ребенок может столкнуться с различными проблемами в интимной сфере. Болезненный разрыв отношений, венерические заболевания и незапланированная беременность – могут привести подростка в настоящий шок и оставить сильный след на неокрепшей психике. Все вышеперечисленные факторы могут изменить жизненные цели и привести к их смещению.

Особое внимание следует уделить состоянию психики ребенка. По словам экспертов, примерно тридцать процентов самоубийц страдают от различных психозов и затяжной депрессии

Данные заболевания изменяют восприятие окружающего мира, что приводит к потере жизненных интересов. Отсутствие ярких положительных эмоций порождает чувство безнадежности и безысходности. Человек начинает проявлять беспричинную тревогу и раздражительность. К этим симптомам присоединяются тремор, проблемы со сном, приступы мигрени и другие соматические патологии.

По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин

В отдельную группу следует поместить людей, имеющих серьезные патологии. Проблемы с деятельностью сердечной мышцы, ВИЧ, туберкулез и онкологические заболевания могут стать причиной попытки лишить себя жизни. Специалисты отмечают, что большинство подобных попыток приходится на этап диагностики, когда точный диагноз, как правило, отсутствует. Также причиной подросткового суицида может быть неблагоприятная домашняя атмосфера. Затяжные конфликты с ближайшим окружением приводят к разрушительным действиям, направленным в отношении собственной личности. Подтолкнуть к мысли о самоубийстве может чрезмерное увлечение алкогольными напитками, наркотиками и препаратами, изменяющими сознание.

Среди менее распространенных причин подросткового суицида, следует выделить конфликты со сверстниками и преподавателями, а также финансовые и бытовые трудности. Существует тысячи различных причин, которые могут способствовать появлению мыслей о самоубийстве.

Профилактика подросткового суицида включает в себя мероприятия, направленные на анализ состояния психики ребенка. Помимо этого, поведение ребенка тщательно анализируется в поисках маркеров, которые являются своеобразным сигналом тревоги. Обнаружение таких сигналов, позволяет своевременно принять меры для того, чтобы защитить подростка от разрушительных действий.

Диагностика

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить.

Как распознать склонность к суициду

Определить наличие суицидальных мыслей у подростков довольно сложно из-за их стремления к скрытности и изоляции. По мнению ученого М. В. Хайкина, который является автором книги «Диагностика суицидального поведения подростков», в поведении многих детей имеются определенные маркеры, что помогают определить степень склонности к самоубийству. Эти маркеры являются особенностями личности, которые проявляются в определенных ситуациях.

Для того чтобы снизить вероятность развития трагических событий, необходимо уделять как можно больше времени анализу поведения подростков. Существует множество специализированных тестов, которые позволяют дать оценку состоянию психики. Тест на суицидальные наклонности у подростков, составленный английским ученым Гансом Юргеном Айзенком, изначально использовался в отношении взрослых. Однако переосмысление этой методики и дальнейшая адаптация к особенностям подросткового возраста сделали его одним из самых доступных и эффективных инструментов профилактики подростковых самоубийств.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса

В основе данного теста лежит несколько десятков различных утверждений. Подросток, проходящий тест, должен выбрать вариант ответа, основываясь на собственных эмоциях. В качестве примеров этого теста можно привести такие вопросы, как:

  1. «Я часто испытываю неуверенность в собственных силах».
  2. «Многие ситуации, из которых есть несколько различных выходов, кажутся мне безысходным положением».
  3. «Я испытываю страх перед жизненными трудностями».

Задачей испытуемого является соглашение или опровержение подобных высказываний, основываясь на собственных эмоциях и чувствах. Когда подросток согласен с утверждениями, приведенными в тесте, ему присваивается два балла. В том случае, если ребенок согласен лишь частично, или редко сталкивается с вышеописанными состояниями, ему присуждается один балл. Если девушка или юноша полностью опровергает вышеприведенные высказывания, баллы не засчитываются.

Подростку – суициденту

Каждый человек хоть раз в жизни оказывался, казалось бы, в невыносимой и чудовищной ситуации, когда выходом из нее является лишь добровольный уход из жизни. Но из любого положения всегда есть выход, и найти его – первая задача для человека, решившегося на суицид. В самостоятельной борьбе с кажущимися непреодолимыми трудностями помогут следующие советы:

Жизнь тебя не оставит, всегда найдется лазейка или промелькнет луч надежды на решение проблемы. Кривая вывезет всегда (как вариант – авось).
Прими трудную ситуацию как неизбежное, но не перекладывай решение своих проблем на плечи других, пережить кризис сможешь только ты сам, а не кто-то другой.
Поделись своими мыслями, переживаниями, затруднениями, не избегай общения с людьми.
Поройся в памяти и припомни человека, который столкнулся подобной или еще более трудной проблемой, вспомни, как он ее преодолел и возьми этого человека за образец.
Не все поступки и слова окружающих несут цель обидеть тебя и причинить боль. Успокойся и посмотри на отношение к тебе окружающих с другой стороны.
Формулируй верные выводы. Отрицательный результат (в данном случае поражение) тоже результат и дарит тебе бесценный жизненный опыт.
Предательство одного человека совсем не означает, что абсолютно все люди «такие», а двойка на экзамене – еще не конец, а лишь начало для серьезной борьбы (в данном случае за знания).
Не стоит «зацикливаться» на случившемся, пережевывать снова и снова неприятную ситуацию

Забыть ее невозможно, но закинуть «на чердак памяти» вполне реально.
Занимайся аутотренингом.
Старайся отлично выглядеть – всем врагам и проблемам назло.
Не стыдись просить помощи, люди в большинстве своем с удовольствием ее окажут.
Если есть возможность, оправься в путешествие, неважно, что это ближайшая деревня, дача или просто поход с друзьями.
Радуй себя даже в мелочах, купи вкусное или очень желанное.
Займись спортом.

Типичные признаки готовящегося суицида

Для того, чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения у несовершеннолетних.

Эмоциональные нарушения

На первый план в планировании самоубийства выходят различные эмоциональные нарушения:

утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;
проблемы со сном (бессонница или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);
постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (абдоминальные или головные боли, постоянная усталость, запоры, сухость языка и прочие);
безразличие к собственной внешности;
постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;
пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;
отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;
рассеянность внимание, от чего снижается качество выполненной работы;
мысли о смерти;
неопределенность в будущем;
неконтролируемые и внезапные приступы гнева;
мотивированные или немотивированные страхи;
ненависть к благополучию окружающих.

Поведенческие признаки

Также в клинике суицидального поведения имеются характерные поведенческие признаки:

  • наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);
  • прощание в виде признательности разным людям за оказанную помощь и содействие в различные отрезки жизни;
  • удовлетворенность внешне в виде прилива энергии (решение принято, план выверен, исчезновение сомнения, успокоение и внешняя расслабленность);
  • радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния;
  • изменения речи: медлительность или ускоренность и экспрессивность, краткость ответов или их отсутствие;
  • письменные подтверждения (дневниковые записи, письма).

Признаки депрессии

Зачастую суицидальному поведению сопутствует депрессия. Для депрессивных состояний характерно:

  • снижение способности концентрироваться и четко мыслить;
  • утрата чувства удовлетворения в ситуациях, вызывающих позитивные эмоции;
  • вялость и постоянная усталость, заторможенность речи и движений;
  • отсутствие эффективности в учебном процессе и бытовых делах;
  • ощущения себя неполноценным и бесполезным, потеря самоуважения;
  • расстройства сна;
  • пессимизм в отношении будущего;
  • неадекватная реакция на похвалы;
  • ощущение горькой печали с переходом в плач;
  • расстройства аппетита, и, как следствие, увеличение или потеря веса;
  • постоянные размышления о смерти/суициде;
  • потеря полового влечения.

Немного о терминах

Термин «суицид» используется для описания осознанного акта лишения себя жизни, что оканчивается смертью. Суицид является одним из видов психической реакции, на сильные эмоции, имеющие негативный окрас. Таким образом, подобные акты являются одним из способов ликвидировать нервное напряжение, вызванное внутренними конфликтами или тяжелыми психологическими травмами. Человек, решающийся на подобные действия, переживает сильную эмоциональную боль, пребывая в состоянии стресса. Разум, который отягощён негативными мыслями, не видит иного выхода из сложившейся ситуации, кроме добровольного ухода из жизни.

Суицидальное поведение – является проявлением склонности к суициду, что выражается в виде высказывания своих мыслей и намерений, связанных с покушением на собственную жизнь. Нередко в подобном состоянии, человек использует самоубийство в качестве угрозы или способа шантажа. Подобное поведение характерно как для полностью здоровых людей, так и для лиц с психическими расстройствами.

Рекомендации родителям

Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения:

Внимательное отношение и разговоры

С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями. В беседах с подростком родители должны его настраивать на «оптимистическую установку», вселять уверенность в достижении поставленных целей. С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать их и искать оптимальные пути их преодоления. Ни в коем случае в общении с подростком родителям не допускается упрекать его « постоянно недовольном виде и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности. Для повышения самооценки подростка допускается сравнения его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка-завтрашнего».

Новые дела

Положительную роль играет введение в обыденную жизнь ребенка новых дел

Родителям важно вместе с подростком ежедневно узнавать что-то новое и полезное, выполнять то, чем раньше не занимались (подойдет увлечение любым хобби, совместные прогулки или чтение и обсуждение книг). Стоит записать ребенка, как и самих родителей, в тренажерный зал или совместное выполнение утренней гимнастики

Рекомендуется пересмотреть варианты выполнения домашних дел, провести генеральную уборку в доме или даже ремонт. Как вариант – приобрести любое домашнее животное (возможно о нем и мечтал ребенок в детстве), а уход за новым членом семьи мобилизует подростка и настроит на позитивное восприятие жизни.

Соблюдение режима дня

Важно установить и следить за соблюдением режима дня ребенка

Следует обратить внимание на достаточный и полноценный сон, своевременное и правильное питание, продолжительные прогулки на свежем воздухе и активные движения (спортивные игры). Улучшение физического состояния первый враг депрессии

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

Рекомендации педагогам:

внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
проявление понимания и сочувствия;
осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Диагностика и профилактика

Многие люди ошибочно предполагают, что выявить тревожные сигналы в поведении подростка довольно легко. Учителя и родители находятся в твердой уверенности, что смогут определить наличие неразрешимых детских проблем. Однако, на деле все обстоит совершенно иначе.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения

Недостаток внимания к проблеме ребенка приводит к состоянию отчаяния. Ребенок нуждается быть услышанным и понятым

Важно отметить, что большинство детей, думающих о самоубийстве, посещают психологов и занимаются с работниками социальных служб. Задачей врачей является разрешение внутренних конфликтов и помощь в поиске решений из сложных ситуаций

Профилактические мероприятия с целью предотвращения подросткового самоубийства – непростая задача, которая лежит на плечах родителей и учителей

Важно обратить внимание, что ребенок нуждается в помощи окружающих людей и своих близких. Основная причина появления подобных наклонностей – надежда обратить на себя внимание и получить поддержку взрослых

Суицид — серьезная проблема среди подростковСуицид — серьезная проблема среди подростков

Разберемся в терминологии

  • Суицидом называют осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается летальным исходом. В смысле психологии суицида лежит реакция на аффект, ликвидация эмоционального напряжения и избавление от тяжелой психологической ситуации, в которую попал человек. Лица, которые пытаются прибегнуть к суициду испытывают сильнейшую душевную боль и пребывают в стрессовом состоянии, не находят выхода из неблагоприятной ситуации кроме самоубийства.
  • Суицидальное поведение есть проявление суицидальной активности, то есть у человека имеют место мысли и намерения, попытки шантажа и угрозы, а также покушения на свою жизнь. Поведение будущих самоубийц, то есть суицидальное наблюдается и в норме, и при психопатиях.
  • Суицидентом называют человека, который либо совершил попытку суицида, либо демонстрирует готовность к нему (суицидальные наклонности).

Демонстративное поведение

При данном виде в поведении подростка находится сильное желание привлечь к себе и своим проблемам внимание, показать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи

В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода. Это цель вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их думать над его проблемами и «понять» людей их несправедливое отношение к ребенку. Примеры демонстрации суицидального поведения: неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения.

Аффективное поведение

В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.

Истинное поведение или выраженное стремление к смерти

Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения: повешение и прыжок с высоты.

Интерпретация ответов

Тест на склонность к суициду для подростков подразделяет испытуемых на четыре условных группы. Сумма набранных баллов определяет отношение ребенка к различным жизненным трудностям. Основываясь на конечном итоге, можно определить наличие или отсутствие суицидальных наклонностей. Давайте поближе ознакомимся с каждой из условных групп:

Тревожное состояние – если в результате прохождения теста, общий итог составил менее семи баллов, у ребенка полностью отсутствует тревожность. Когда суммарный показатель варьируется от восьми до четырнадцати баллов – это свидетельствует о наличии допустимого уровня тревоги. Результат величиной более пятнадцати баллов свидетельствует о необходимости посещения психолога, поскольку ребенок слишком «близко» воспринимает негативные события, происходящие в его жизни. Для определения степени тревожности используются первый, пятый, девятый, тринадцатый вопросы теста. Также определить наличие тревоги можно благодаря двадцать пятому, тридцать третьему и тридцать седьмому утверждению.

Состояние фрустрации – определяется на основе утверждений под номером два, шесть, десять и четырнадцать. В качестве уточняющих вопросов, используются двадцать вторая, двадцать шестая и тридцатая позиции теста. В том случае, когда конечный итог составляет менее семи баллов, можно предположить, что у испытуемого высокая самооценка, что позволяет ему с легкостью преодолевать жизненные трудности. Результат, варьирующийся от восьми до четырнадцати баллов, говорит о допустимом уровне фрустрации. Сумма итоговых балов, превышающая пятнадцать, говорит о крайне низкой самооценке и наличии страха перед жизненными сложностями.

Состояние агрессии – для определения этого состояния используются утверждения под номером три, семь, одиннадцать, пятнадцать и девятнадцать. Дополнительными уточняющими вопросами являются утверждения с номером двадцать семь, тридцать один и тридцать девять. Конечный итог, равный менее семи баллов говорит о выдержке и внутреннем спокойствии испытуемого. Когда сумма баллов варьируется от восьми до четырнадцати, можно сказать, что ребенок в меру агрессивен. Если итоговый результат превышает пятнадцать баллов, диагностируется наличие внутренней агрессии и проблем, связанных с построением коммуникативных связей с окружающими людьми.

Состояние ригидности – определяется при помощи утверждений под номером четыре, восемь, двенадцать, шестнадцать и двадцать

Если итоговый результат не превышает семи баллов, то это свидетельствует о том, что ребенок легко переключает свое внимание с одного вопроса на другой

Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась

Результат равный диапазону от восьми до четырнадцати баллов свидетельствует о том, что степень ригидности не превышает допустимого значения. Общий итог, превышающий пятнадцать баллов, свидетельствует о наличии неизменяемых взглядов на устройство жизни. Проблемы, связанные с восприятием окружающего мира, могут стать благоприятной почвой для психических заболеваний и личностных расстройств. Дети в подобном состоянии нуждаются в срочной психологической помощи и психотерапевтической коррекции.

Вопрос – ответ

Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?

Действительно, частота суицидов значительно выше среди психически нездоровых людей. Но не все самоубийцы страдают каким-либо психическим заболеванием, зачастую это лишь крик о помощи суицидента.

Если человек говорит о самоубийстве, значит он никогда на это не решится?

Нет. Человек, задумавший уйти из жизни практически в 90% случаев хочет и пытается обсудить этот вопрос с окружающими. Задача близких состоит в способности услышать призыв о помощи и по возможности развеять мрачные мысли у потенциального суицидента.

Самоубийства всегда совершаются без предупреждения?

Нет. Те или иные признаки в поведении человека всегда присутствуют. Это необязательно разговоры о смерти и самоубийствах, но и изменения в поведении и даже физическом состоянии. Задача взрослых – вовремя распознать подобные проявления и предпринять меры.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий