Сознательные и бессознательные процессы в психике

Введение

Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и «грамотно ссориться», преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

6 стр., 2589 слов

Раздел I. Общая физиология. Физиологические основы поведения. Введение

… его роль в формировании психосоматических заболеваний организма. Физиология целенаправленной деятельности (поведение). 48. Роль социальных и биологических мотиваций в формировании целенаправленной деятельности … , относительный антагонизм их влияния. Высшая нервная деятельность 35. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности. 36 …

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, не экспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

6 стр., 2587 слов

Личность Зигмунда Фрейда

..

концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Личность Зигмунда Фрейда можно смело назвать одной из самых значимых для .

; Реферат по общей психологии на тему: «Личность Зигмунда Фрейда» Выполнил: студент 2 курса 521 … орган, то и болезненные изменения, которые в ней происходят, должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует …

Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому, как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив.

Эмоции

Сейчас же рассмотрим, что такое эмоции и зачем они вообще нужны?

Википедия даёт следующее определение:

Эмоциональный процесс, эмоциональный феномен, эмоциональное состояние, эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. аффе́кт (от лат. affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания.

Не очень удобопонимаемое определение, но и в нём говорится о мотивации и регулировании действий.

Восточный мудрец

И действительно, эмоциональный фон человека играет определяющую роль в плане возможности, либо невозможности решения практических задач в жизни. Все мы способны на многое, будучи в хорошем, положительном настроении. Негативное же эмоциональное состояние отбивает желание какой-либо деятельности вообще. Но приведённое определение не объясняет сути явления.

Эмоции — это, прежде всего, реакция психики человека на текущие, будущие, или прошедшие, но сохранившиеся в памяти, события его жизни.

То есть они (эмоции) возникают уже после обработки информации. А теперь представьте, бессознательное обрабатывает колоссальный объём информации очень широкого спектра. Осознание результатов этой обработки необходимо человеку для управления своей жизнью. Встаёт вопрос, как подать результат на уровень сознания, да ещё и в темпе течения событий? Очевидно, что это должен быть некий информационный концентрат, который возможно хотя бы поначалу оценить по общим категориям:

  • «хорошо» (положительное настроение),
  • «плохо» (отрицательное настроение),
  • «неопределённо» («никакое» настроение).

Эмоции и есть этот информационный концентрат, который является отчётом бессознательных уровней перед сознанием о проделанной работе.

Далее, если психика работает качественно, то отчёт будет адекватен жизни. Если в алгоритмике работы бессознательного происходят сбои, следствием может быть неадекватный отчёт о произошедшей или происходящей с человеком ситуации. В результате этого бывают случаи, когда на душе у индивида начинают «скрести кошки», хотя объективно надо бы радоваться, и наоборот. Всё это является следствием искажения, коверкания нравственности, мировоззрения индивида современной культурой. Такого рода искажения уже в детстве возникают при просмотре подавляющего большинства голливудских мультфильмов. Об этом читайте статью: «Западные мультфильмы против советских»

Исходя из вышесказанного, важнейшей задачей современного человека является обеспечение единства эмоционально-смыслового строя души, то есть адекватного восприятия им того, что происходит в жизни, и как следствие, адекватной реакции его бессознательного на эти жизненные ситуации. Ключевую роль в его обеспечении отыгрывает развитие нравственности и умение настраивать психику на положительный лад независимо от обстоятельств. Человек объективно способен на это.

Виды бессознательного состояния

  • Оглушение — снижение уровня бодрствования, патологическая сонливость.
  • Спутанное сознание — полусознательное состояние, помрачение, затемнение сознания, равнодушное отношение к окружающему, бред.
  • Ступор — оцепенение.
  • Сопор — отупление, абсолютная безучастность больного.
  • Обморок — кратковременная потеря сознания.
  • Кома — бессознательное состояние, вызванное нарушением функции ствола мозга.
  • Вегетативное состояние — бессознательное состояние, характеризующееся полным угнетением функций ЦНС, мозга, при сохранении деятельности вегетативной нервной системы.
  • Гипноз — состояние, похожее на сон или полусон, вызываемое внушением и сопровождающееся подчинением воли спящего воле усыпляющего, а также сам способ такого внушения.

Первая помощь

Если человек потерял сознание, то ему необходимо оказать правильную первую помощь, она заключается в следующем:

  • В первую очередь нужно устранить факторы, вызвавшие потерю сознания. Например, следует вынести человека из душного помещения, либо вытащить его из воды или же унести в прохладное место, если обморок был вызван перегревом.
  • Если вы уверены, что у человека нет травмы головы, то следует ему обеспечить горизонтальное положение. При этом голова должна быть ниже туловища, а ноги – выше. Таким образом, улучшается кровоснабжение мозга.
  • Для исключения возможности западения языка или чтобы человек не подавился рвотой, лучше перевернуть его на бок. Но если такая возможность отсутствует, то следует усадить человека, а голову опустить между коленями.
  • Затем нужно постараться вызвать раздражение рецепторов кожного покрова. Например, можно обрызгать лицо водой или протереть его холодным мокрым полотенцем, помимо этого можно похлопать его по щекам и дать вдохнуть нашатырного спирта или же уксуса.
  • Человеку, упавшему в обморок, нужно обязательно обеспечить доступ воздуха. Нужно открыть окно, расстегнуть воротник, пояс или корсет. Если у него наблюдается пониженная температура тела, то необходимо укутать его одеялом.

После того как человек придет в себя нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • Нельзя сразу же давать ему есть и пить.
  • Запрещается сразу принимать вертикальное положение, в противном случае обморок может повториться.
  • Если человек уже в течение нескольких минут так и не пришел в себя, то нужно немедленно вызывать скорую помощь.
  • Пока едет бригада врачей нужно прислушаться к дыханию и проверить пульс.
  • Если у человека отсутствует пульс и дыхание, то нужно приступать к непрямому массажу сердца и к искусственному дыханию. Оказывать такую помощь нужно до приезда врачей.

Массаж сердца делается так: нужно надавливать выпрямленными руками на нижнюю треть грудины с частотой примерно 120 раз в минуту. Искусственное дыхание выполняется два вдоха-выдоха после каждых 30 массажных движений. Голова человека при этом должна быть немного запрокинута.

Если в обморок упал ребенок или пожилой человек, то нужно срочно вызывать скорую помощь, особенно если потеря сознания сопровождается судорогами, отсутствием дыхания, либо обморок случился внезапно без видимых на то причин. Даже если после обморока человек быстро очнулся, ему необходимо посетить врача, чтобы исключить травмы и сотрясение головного мозга.

Что общего у сознания и подсознания?

Человеческий разум делится на три части, известные как сознательный ум, подсознание и бессознательный разум. Несмотря на большую разницу в своих функциях, все три составляющие определяют человеческие отношения и модель поведения. Также сознание и подсознание связаны между собой, поэтому они не могут существовать в изоляции.

  • Понять разницу между сознанием и подсознанием легче всего наглядно, через ассоциации. За основу сравнения можно взять компьютер. Компьютер – это разум человека. Это единая система, которая состоит из нескольких элементов. Тогда сознательный ум можно представить в виде клавиатуры и монитора.
  • Данные вводятся на клавиатуре, а результаты выводятся на экран монитора. Так работает сознательный ум — информация берется через какой-то внешний или внутренний источник среды обитания, а результаты мгновенно выводятся в сознание.
  • Подсознание человека немного напоминает оперативное запоминающее устройство компьютера. Его задача состоит в том, чтобы удерживать программы и данные, которые в настоящее время включены.
  • Поэтому они могут быстро и легко использоваться компьютерным процессором. Подсознание работает аналогично компьютерному ОЗУ. Оно запоминает на короткий срок ежедневно используемые программы и потом легко их воспроизводит.


Но они тесно взаимодополняют друг друга

Фрейд о бессознательном

Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании

Это принципиальный момент, важность которого прояснится, когда мы дойдем до юнговской концепции бессознательного

Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».

Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.

В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.

Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.

Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.

Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я. Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.

Но тут нужно понимать, что мы говорим о весьма эфемерных вещах, и что не нужно овеществлять эти отдельные психические механизмы. На самом деле их нет, просто со стороны все выглядит так, как если бы они были. В действительности же, психика больше похожа на рассол, где много всяких примесей, но в то же время нельзя сказать, что вот здесь один компонент, а там другой.

Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.

Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.

Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд. Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать. Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.

Таким образом, бессознательное изначально возникает на почве внутреннего конфликта между естественной природой человека и искусственными требованиями социума, принятыми слишком близко к сердцу. При правильном воспитании, этот конфликт можно минимизировать, но это требует от родителей преодоления своего собственного внутреннего конфликта, что является большой редкостью. На практике родители обычно идут по проторенной дорожке, выращивая в ребенке мощное жесткое Супер-Эго по своему образу и подобию.

Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия. Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняют не так много хлопот, как подавленные нравственными запретами желания или свойства личности. По крайней мере, если речь не идет о каких-то исключительных ситуациях, когда душевные шрамы содержат в себе такой эмоциональный заряд, что полностью лишают человека душевного покоя.

Что такое осознанность?

Прежде чем мы расскажем о том, для чего и как обрести осознанность, стоит прояснить, что это такое. С психологической точки зрения осознанность является состоянием, в котором человек отслеживает свои текущие переживания, фокусируясь на настоящем моменте и не отвлекаясь на мысли о прошлом или будущем. Она представляет собой способность сознания к интроспекции (внутреннему наблюдению) своей деятельности. Это означает, что индивидуальные переживания воспринимаются человеком непосредственно и такими, какие они есть. В большинстве случаев осознанность направлена на внутренние состояния, например, на интуицию или чувственное восприятие событий, происходящих во внешнем мире.

Немало интересного говорит об осознанности и философия. Например, Рене Декарт, ставший одним из первых изучать сознание с научной точки зрения, сформулировал знаменитую формулу «мыслю, следовательно, существую». И под мышлением он понимал все, что человек совершает осознанно – через самонаблюдение. Отсюда можно сделать нехитрый вывод: человек существует, т.е. живет только тогда, когда осознает себя и все происходящее вокруг.

Кроме того, об осознанности говорят также и религии (например, буддизм) и множество духовных учений. Развитию этой способности в той или иной форме посвящены работы таких известных людей как Ошо, Георгий Гурджиев, Карлос Кастанеда, Джидду Кришнамурти, Виктор Пелевин, Шри Ауробиндо, Порфирий Иванов, Петр Успенский. На эту тему написано множество потрясающих книг от авторов с мировым именем (Марк Уильямс, Дэнни Пенман, Майкл Часкалсон, Лоранс Левассер, Ричард Мосс, Экхарт Толле и другие).

Таким образом, тема осознанности волнует огромное количество людей, и вовсе не только тех, кто посвятил себя духовным исканиям, но и тех, кто просто хочет развиваться и улучшать свою жизнь, достигать целей и личностно расти, глубже понимать себя и людей, с которыми общается. Но давайте более детально поговорим о том, нужно ли вообще ее развивать и что она дает. Начать можно с этого видео.

Что Такое Осознанность и Зачем Она Нужна?Что Такое Осознанность и Зачем Она Нужна?

История

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени.

Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.
Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).

Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).
Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества.
Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.

В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Л.Толстой ещё в молодости пришёл к выводу о глобальной роли бессознательного в судьбе человечества:

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Популярные книги по работе с подсознанием

О том, что такое подсознание, и как им управлять, рассказывает множество литературных изданий. Однако наиболее полная и понятная информация содержится в нескольких из них:

  1. «Книга-мечта. Волшебство на каждый день», Джил Эдвардс. Автор рассказывает, как изменится жизнь, если в голове будет гармония.
  2. «Секрет», Ронда Берн. По мнению Ронды, подсознание имеет неограниченные возможности. Но не все могут ими воспользоваться для управления жизнью.
  3. «Пианино на берегу», Джим Дорнан. Рассказывает, как контролировать подсознание с помощью визуализации. Автор делится личным опытом и успехами.
  4. «Думай и богатей», Наполеон Хилл. Это учебник, который помогает становиться успешными в различных сферах жизни. Он учит управлять эмоциями и мыслями.
  5. «Парите вместе с орлами», Билл Ньюмен. Произведение учит любить себя, управлять подсознанием и жизнью.

Есть много других книг, чтение которых поможет увидеть ошибки, переосмыслить поведение и научиться достигать поставленные цели.

Психоанализ и психологические типы

Фрейд был экстравертом и потому его теория бессознательного несколько однобока. Там где экстраверт должен приложить значительные усилия, чтобы проникнуть на уровень своей бессознательной мотивации, интроверт ту же задачу выполнит совершенно не напрягаясь. Экстраверты особенно легко теряют связь со своим бессознательным, тогда как интроверты в некоторых случаях как будто вообще не имеют ничего бессознательного.

По этой причине интроверты, порой, чувствуют себя изгоями в мире экстравертов — лишенные возможности заблуждаться в собственных чувствах и потому не способные участвовать в обычных социальных играх, они оказываются в одиночестве с ощущением собственной ущербности.

Например, романтическая любовь — это форма наваждения, когда бессознательные невротические мотивы заставляют одного человека, привязываться к другому, совершенно не понимая природы этой привязанности. Там где экстраверт искренне влюбляется, интроверт заглядывает в себя и не видит никакой влюбленности — внутри только пустота и вполне земные потребности. Интроверт отдает себе отчет в том, что на самом деле им движет, а экстраверт верит в непосредственность своих чувств — и у каждого в связи с этим свои проблемы.

По этой причине, фрейдовский психоанализ плохо походит интровертам. То, что для экстраверта после долгих аналитических сессий становится откровением, для интроверта может быть обычной повседневной правдой жизни безо всякого психоанализа. Интроверту классический психоанализ помогает только в том, чтобы дать название и разложить по полочкам свои переживания. А сам Фрейд вообще считал интроверсию формой невроза.

Бессознательные психические явления

Фрейд относил к бессознательному качества, интересы и желания личности, которые не осознаются, но проявляются в непроизвольных действиях и психических явлениях. Рассмотрим некоторые из них:

Большое внимание Фрейд уделял снам. С помощью психоанализа, основоположником которого он и является, Фрейд старался расшифровать значения, скрытые в сновидениях.
К непроизвольным действиям относятся ошибки и оговорки

Фрейд заметил, что они зачастую не случайны, а свидетельствуют о тайных желаниях и состояниях человека. Ошибки часто появляются, когда есть противоречие между скрытым мотивом и целью, это результат противодействия бессознательного сознанию. Шутливая фраза «оговорочка по Фрейду» как раз подчеркивает, что сказанное человеком не случайность, а следствие его психической работы.
Еще одним проявлением неосознанного являются забывания. Человек на самом деле не хочет запоминать что-то, поэтому постоянно это забывает. Иногда забывания связаны с тем, что человек находится в тяжелой жизненной ситуации и эта «забывчивость» призвана спасти его психику от перегрузок.
Фантазии, мечты, грезы. Люди обычно относятся к ним не достаточно серьезно, но тут могут быть скрыты истинные желания и намерения.

Бессознательное влияет на все действия, состояния, чувства человека. У людей есть бессознательное мышление, бессознательная память, бессознательные ощущения и восприятие и т.п.

Бессознательные явления включают в себя следующие виды:

  • Привычные действия. С тех пор, как мы научились ходить, нам больше не нужно думать о том, как сделать шаг. Мы переставляем ноги неосознанно. Также мы неосознанно произносим звуки и складываем их в слова. При этом сама речь – явление осознанное. Бывает, что само действие относится к сознательному действию, а его составляющие не осознаются.
  • Сопроводительные действия. При наблюдении за человеком, можно заметить, что он высовывает язык при рисовании, барабанит пальцами по столу в момент ожидания или совершает иные действия, которые не осознает.
  • Неосознаваемые установки. В нас заложены инстинкты, которые заставляют реагировать на внешние раздражители определенным образом. Например, выживать людям помогала установка «бей или беги», когда в случае опасности человек срывался с места и убегал, либо боролся с врагом.
  • Патологические состояния в психике. Некоторые заболевания сопровождаются галлюцинациями и бредом, которые происходят неосознанно.

Яйцо Ассаджиоли

Наш внутренний мир можно представить в виде яйца, кокона, клетки, матрёшки… Наружная оболочка – это граница, отделяющая Человека от Коллективного бессознательного. Граница – это очередная условность. Это не забор, а мембрана. Если допустить, что всё в мире построено по одним биологическим, физическим, духовным законам, то граница может быть рассмотрена как клеточная мембрана. Клетка имеет мембрану, соседние клетки тоже имеют мембраны, но вместе они формируют ткань, а ткань – это не набор клеток, ткань – это новая единица, общность клеток, выполняющая одну функцию. Тоже самое мы видим в стае птиц, или рыб.

На вершине яйца имеется Высшее Я — сообщение Личного бессознательного с Коллективным бессознательным. Проводя аналогии с религиозной мистикой: Высшее Я — это Душа, Коллективное бессознательное – это Бог. Отражением Высшего Я является Сознательное Я — то, что человек собственно и называет «Я». Метафористически можно сказать, что Высшее Я – это телестудия, а Сознательноя Я – это телевизор, или Высшее Я – это небо, а Сознательное Я – это отражение неба в луже.

Всё яйцо разделено на три этажа: Высшее, Среднее и Низшее бессознательное.

Высшее бессознательное, Надсознание – это вместилище высших чувств, любви, стремления к человечным и героическим поступкам, «души высокие порывы», как сказал поэт. На вершине Высшего бессознательного и находится Высшее Я.

Низшее бессознательное, подсознание – это рефлексы, автоматическая работа тела, инстинкты. Основные влечения, психические комплексы, образы сновидений и фантазий, низшие, неконтролируемые парапсихические процессы, фобии, мании, навязчивые идеи. Простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; разумное согласование телесных функций.

Среднее бессознательное – обычная образная деятельность, область усвоения полученного опыта, а так же вместилище «желтка» яйца – Поле сознания, часть личности, осознаваемую нами, ощущения, мысли, чувства, контролируемые нами. В Поле сознания находится Сознательное Я – проекция Высшего Я. Тот телевизор Сознательного Я, воспроизводящий трансляцию из Останкино Высшего Я.

Поле сознания и Сознательное Я – разные вещи, и это очень интересно, а ещё интереснее как мы знаем, что Я – это Я? Каждый раз после пробуждения… Кому интересна эта тема можно почитать «Космическое сознание» Бака, или «Третий Органон» Успенского. Глобально, стратегически, мы все стремимся к космическому порядку и гармонии: люди, звери, птицы, насекомые и т.д.

Для  упрощения, для практического использования мы будем говорить Сознание и Бессознательное. Сознание – это то, что мы контролируем, то что логично (точнее псевдологично, то как нам кажется логичным), а Бессознательное – это то что не поддаётся логике: сны, автоматизмы, чувства, трансы…

Время работы 24 часа

Условно 24 часа можно разделить на 3 периода по 8 часов: 8 часов сна, 8 часов бодрствования и 8 часов транса. Со сном всё понятно, с бодрствованием тоже, а где транс? А транс – это когда всё происходит само собой, но не сон. Сон – это пассивное бессознательное, в том смысле, что не управляется нами, а транс – активное бессознательное, в том смысле, что мы им можем управлять. В общем, весь кайф сна, но управляемо, целенаправленно используемо для решения каких-то задач например, задач по исцелению.

Когда мы едем в автомобиле, то это тоже пример транса: относительно опытный водитель не думает какой ногой на какую педаль нажимать, когда и как долго это делать в момент переключения передач, когда переключать передачи, куда смотреть во время маневра, на сколько поворачивать руль, что бы плавно вписаться в поворот – всё это делается автоматически, бессознательно. Мы просто садимся в машину в точке А и через Х времени выходим из машины в точке В. Для того что бы это сделать надо было несколько лет потренироваться осознанно, думая как, когда, сколько и в какую фазу нажимать, отпускать, крутить и дёргать рычаги, педали, ручки и разные кнопки. То же самое происходит у музыканта, например пианиста: левая рука играет одно, правая – другое, а нога нажимает на педали. Всё это реализует идею из головы, а то и с листа бумаги с птицами-нотами, сидящими на проводах нотного стана.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий