Святые: кто это такие? к какому святому и в каких случаях можно обращаться (молиться)? список

Ваня Моисеев

16 июля 1972 года в г. Керчь на втором году службы, в армии, за свидетельство о живом всемогущем Боге был замучен до смерти молодой христианин Иван Моисеев.

На протяжении всей службы в армии коммунисты пытались переубедить Ваню о вере в Бога и заставить принять присягу. После того, как он отказался в очередной раз, его подвергли нечеловеческим пыткам, а потом утопили в Чёрном Море. 19 июля Ваню привезли домой в цинковом гробу, который нельзя было вскрывать, и отдали родителям. При отдаче родителям тела сына, очевидцы казни Вани, «выражая сочувствие» сказали: «Моисеев умирал трудно, он боролся со смертью, но умер христианином…»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку
Можно ли христианам праздновать День святого Валентина? Шокирующая правда
и
Она не была красивой. Муж её недолюбливал. Она творила историю…

5

Роман Савочка
Следовать

Роман СавочкаЕщё один пастор свалился…Роман СавочкаРождество: 17 фактов, о которых мало кто знаетФредерик Анкай ТейлорСтрана, рожденная за один день

Примеры молитвы

Просить Сергия Радонежского о помощи и заступничестве нужно, читая молитвы по молитвослову. Только таким речам внимает иеромонах и Господь Бог.

О прибавлении ума

В этой молитве св. отца Сергия просят услышать просьбы, к нему обращенные, донести их до самой Пренепорочной Богородицы. Ведь святой после смерти приблизился к Небесным Силам. Верующие уверяют отца Сергия в любви к Богу, поклонении его святым мощам. Просят помочь одолеть гранит науки, прибавить ума, снять пелену с глаз и открыть разум истине.

Перед экзаменом

В этом обращении к отцу Сергию верующие просят его возвести их к высоте небесной. Христиане молятся избавить их от малодушия, утвердить их в вере и преданности к Богу. Верующие просят молиться Преподобного Сергия от их имени самому Всевышнему. Христиане верят в заступничество святого на Страшном Суде и каются в прегрешениях.

Защита отечества от иноверцев

В этой молитве верующие просят Святого обратить на них внимание, посмотреть с высоты небесной вниз на грешный люд. Христиане уверят отца Сергия в любви к Богу, просят вразумить их в дни тяжелых испытаний, дать им силу и мужество выстоять в бою с врагами

Тропарь

В этой песне говорится, что с ранней юности отец Сергий всей душой полюбил Всевышнего. Он уединился от мирской суеты, ушел в далекую пустынь, чтобы молиться Господу Богу и жить по его законам. Отец Сергий основал монастырь, в котором молился Спасителю за грешные души. К нему отовсюду приходили за верой и исцелением люди, он всем помогал обрести душевный покой и укрепиться в вере в Бога.

Первая

В этой молитве верующие обращаются к отцу Сергию, называют его Святым, Преподобным, Богоносным. Христиане верят в его вознесение после смерти на небеса и в то, что он общается с самой Богородицей. Верующие просят их любить, молиться о спасении их грешных душ, ходатайствовать за них перед Всевышним и Девой Марией.

Вторая

Эту просьбу христиане обращают отцу Сергию. Они просят его не забывать несчастных, поминать в своих молитвах к Всевышнему. Верующие уверяют отца Сергия в любви и почтении. Просят передать их молитвы самому Господу Богу, не молчать об их просьбах и молиться за спасение грешных душ.

Третья

В этом прошении Преп. отца Сергия просят милостиво посмотреть вниз с небесной высоты и увидеть всех просящих. Верующие понимают, что им далеко до святого старца не только в прямом, но и переносном смысле. Ведь они грешны, поэтому просят вразумить их, направить на путь истинный, донести их молитвы самому Господу Богу, простить грехи и не оставить в трудную минуту.

Ян Гус

Ян Гус родился в 1369 году в Богемии. Он получил хорошее образование и начал работать преподавателем в Пражском университете. В 1401 году Ян Гус поменял свой профиль и стал священником. В своих проповедях он призывал реформировать церковь и вернуться к истокам Библии.

Узнав о его деятельности, папа с высшим духовенством послали Яну письмо, в котором приказали прекратить проповедовать «ересь», но Ян Гус отказался. 

В 1414 г. Гус был вызван на церковный собор в город Констанц  для дебатов. В течении целого года Яна Гуса пытались переубедить в его учении и давали ему «шанс» на помилование.  

Но 6 июля 1415 года после того, как Ян Гус в очередной раз отказался отречься от своих убеждений, его вывели прямо из зала дебатов и повели на центральную площадь для казни. Во время пути Ян Гус все время пел псалмы и убеждал идущих рядом людей в том, что он — не еретик. Во время того, как его привязывали ко столбу, к нему ещё раз подошёл королевский чиновник и предложил прилюдно покаяться за оскорбление христианства, на что Гус ответил: «Я не могу отречься от того, чего я не делал. Главной целью моей жизни является то, чтобы проповедовать учение Иисуса Христа и отвращать людей от греха. И в этой истине я сегодня с радостью хочу умереть…»

Иконография

В конце двенадцатого века во Владимир из Фессалоник была привезена «доска гробная» св. Димитрия Солунского, «мироточивая и чудотворная». В 1380 г. Она была перенесена в Москву, уцелела до нашего времени и хранится в местном ряду иконостаса Успенского собора Кремля. К сожалению, изначальная икона не сохранилось, а живопись на ней относится уже к восемнадцатому веку и принадлежит кисти Кирилла Уланова, мастера Оружейной Палаты.

Димитрий СолунскийУланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий)1701 г. 169 × 86 смУспенский cобор Московского Кремля, Москва, РоссияИнв. Ж-129См. в «Галерее»:Димитрий Солунский

Традиционная русская иконопись восприняла св. Димитрия Солунского не только в образе в воина, но и как кроткого мученика, если для византийской иконы традиционным является изображение святого с оружием, мечом и копьем, то русские иконописцы отчасти переосмыслили образ.

Знаменитая псковская икона Дмитрия Солунского пятнадцатого века представляет святого в красных одеяниях, символизирующих повторение крестного подвига и обязательным крестом в руке – первый план иконы. Интересно, что меч как бы спрятан за щитом, и изображен очень примитивно.

Дмитрий СолунскийШкола или худ. центр: ПсковXIV–XVI вв. (?)105 × 59 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург, РоссияИнв. ДРЖ-2096Происхождение иконы не установлено.Сотрудники ГРМ предполагают, что первоначальноона была исполнена на рубеже XIV и XV веков,и, возможно, не на Руси, а вследствии, в XVI в.,была почти заново написана псковским мастером.

Лик псковской иконы так же носит архаичные черты, перспективное искажение лица святого, показывает его как бы в динамическом развороте к смотрящему и сообщает некоторую «грозность» взгляду св. Димитрия. Цветовая гармония иконы, традиционна для Новгорода, — составлена с преобладанием красного киноварного цвета, это очень энергичный образ.

Древнейшая, известная нам икона св. Димитрия Солунского хранится в Государственной Третьяковской г, ранее находилась в городе Димитрове. Заказчиком иконы предположительно был князь Всеволод Большое Гнездо, то есть икона была написана до 1212 года.

Дмитрий Солунский на тронеШкола или худ. центр: Владимиро-Суздальская школаКонец XII в.Onasch 1961: XII в.Антонова, Мнева 1963: Вторая половина XII в.Ростово-суздальская живопись 1970: Конец XII в.ГТГ 1995: Конец XII — начало XIII вв.Лазарев 2000/1: Конец XII в.156 × 108 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 28600

Редкость этой иконографии заключается не только в ее древности, она изображает св. Димитрия зрелым мужем, частично в княжеском одеянии. Считается, что иконописец наделил великомученика чертами князя, подчеркивая их небесную связь (Всеволод во крещении – Дмитрий). На княжеском троне изображена «тамга» – родовой знак князя, добавившего к своем титулу слова Всея Руси и объединившего крупнейшие русские княжества.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ Преподобного Сергия Радонежского

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей. Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме). Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более того, 40 обителей было основано его учениками. Например, Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др.. А также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Преподобный Сергий, игумен Радонежский

Еще при жизни преподобный Сергий Радонежский удостоился благодатного дара чудотворений и совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления. Но иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца. Умер тогда, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться.

И к нему начали приводить больных не только из окрестных селений, но и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии преподобному сослужил Ангел Господень. Но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога такого видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть. Но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение вся келия освятилась чудным светом и явилась Божия Матерь. Ее сопровождали святые апостолы Петр и Иоанн Богослов. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц. Но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Какие бывают святые

Вот некоторые из самых известных ликов святых.

Апостолы это:

Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…

Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Благоверные это:

Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.

Блаженные (они же — юродивые) это:

Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но — Призванием…

Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой — многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например — блаженная Ксения Петербургская.

Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.

Мученики это:

  • Отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
  • Великомученики — те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
  • Священномученики — это убиенные за веру священники (монахи или не-монахи).
  • Преподобномученики — убиенные преподобные.
  • Новомученики — павшие в гонениях на Церковь в XX веке. В основном, речь о послереволюционной России и Сталинских репрессиях.

Преподобные это:

Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные — это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.

Равноапостольные это:

Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей — то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев — абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.

Страстотерпцы это:

Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.

Чудотворцы это:

Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой — чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.

В России особо почитаем, например, святитель Николай Чудотворец.

Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.

Первые святые

Первыми русскими святыми стали братья Борис и Глеб. Это русские князья, которые были сыновьями киевского князя Владимира Святославича. По официальной версии, подтвержденной большинством историков, они погибли в междоусобной войне, которая началась в 1015 году после смерти их отца. С целью ликвидировать любых конкурентов, которые могли помешать ему стать полновластным правителем, их убил старший брат Святополк, который позже получил прозвище Окаянный.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали как страстотерпцев, сделав покровителями Русской земли. Единого мнения, когда это произошло, нет. По самой распространенной версии, к лику святых их причислили после перенесения мощей в новую каменную церковь. Согласно летописям, эта торжественная церемония состоялась в 1072 году, ее инициаторами стали дети Ярослава Мудрого Святослав, Изяслав и Всеволод, а также киевский митрополит Георгий. Для братьев сразу установили общецерковное почитание, сделав патронами Русской земли. Теперь вам известно, кто стал первым русским святым.

Согласно канонической версии, первым был убит Борис. Его призвали в Киев, когда заболел князь Владимир. Однако вскоре стало известно о вторжении печенегов, и отец отправил его отражать набег. Борис печенегов так и не встретил, на обратном пути остановился на реке Альте. Тут он и узнал о смерти отца и воцарении Святополка. Верная ему дружина предложила идти на Киев, но Борис не захотел нарушать святость родства, отверг этот вариант. После этого дружинники покинули его, оставив только с несколькими приближенными.

Святополк отправил вышегородских бояр убить Бориса, так как тот был опасным соперником, ему симпатизировали дружина и народ. К шатру на Альте те добрались 24 июля. Когда князь лег спать, убийцы ворвались в шатер и закололи его копьями.

Расправившись с Борисом, Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что тот будет мстить, так как был его единоутробным братом. Остановившись под Смоленском, Глеб узнал от еще одного брата, Ярослава, о смерти отца, воцарении Святополка и убийстве Бориса. Ярослав настоятельно не советовал ему ехать в Киев, опасаясь за его жизнь.

Юный князь стал молиться о брате и отце со слезами на глазах. В этот момент к нему явились люди, подосланные Святополком. Глеба убили 5 сентября 1015 года, его похоронили там же, на берегу Днепра возле Смоленска. Только в 1019 году, когда Киев занял Ярослав, тело князя удалось отыскать и перевезти в Вышгород, чтобы похоронить вместе с Борисом. Вот кто стал первыми святыми.

Чудотворение мощей

Множество удивительных чудес явили мощи святого. Ежегодно на нетленном теле в раке меняют одеяния. Обувь святого оказывается заношенной до дыр. Иоанн ходит по миру, помогая всем нуждающимся. Это небольшой список из большого числа чудес, явленных мощами и по молитвам к святому:

  1. В Ургюпе святой приснился мальчику, Иоанн поддерживал крышу школы. В этот же день во время школьных занятий школьная крыша обрушилась. Прибежавшие в ужасе селяне ожидали увидеть погибших детей. Но, по молитвам святого, ребята догадались спрятаться под партами, и все уцелели.
  2. В 1998 году мощи исцелили от рака девочку из Москвы. Ребенок долго болел, семья копила деньги на дорогую операцию, но набрать необходимую сумму не могли. На скопленные средства девочку повезли к мощам на Эвбею. Ребенка положили в открытую раку, ей стало лучше, девочка постепенно выздоровела.
  3. В жестокий шторм в 1978 году в море погибало грузовое судно. Корабль потерял управление, сбился с курса. Капитан вознес молитву к Иоанну Русскому в надежде на помощь. Когда рассвело, моряки увидели, что судно стоит вблизи порта. Святой привел корабль к берегу.
  4. Неверующий смертельно больной врач был исцелен по молитве к святому. К больному в палату пришел Иоанн в образе молодого коллеги и сказал, что забирает его болезнь. Анализы показали, что врач выздоровел.

У мощей святого Иоанна висит палка, напоминая всем православным, что достойная жизнь, молитва и вера в Господа творят чудеса. Свою палку оставила старушка, которой мощи помогли распрямиться и выздороветь.

Одним из известных святых русской земли стал митрополит Московский и всея Руси Алексий

Одним из известных святых русской земли стал митрополит Московский и всея Руси Алексий. Родился он на рубеже 18 — 19 веков. Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых.

При крещении он получил имя Елевферий. Его восприемником стал князь праведный Иоанн, будущий Московский великий князь. Именно Иоанн позднее был прозван Иоанн Калита.

Икона святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси. Фото: molitvoslov.today

Уже в отрочестве Господь открыл для святителя Алексия его предназначением. Он любил ловить сетями птиц, но однажды, когда он задремал, во сне он услышал голос, который сказал ему, что он напрасно проводит свое время. Когда мальчик проснулся, он понял, что никого рядом нет. Но голос он слышал слишком отчетливо.

В 1320 году Елевферий решил принять монашеский постриг. 20 лет он выполнял иноческие послушания под руководством старца Геронтия. В монастыре он изучал греческий язык, читал духовную литературу.

В 1350 году Елевферий был рукоположен в епископы.

В то время все к нему обращались за мудрым советом не только в церковных делах, но и в гражданских.

Однажды он исцелил ослепшую жену одного хана. Хан же пожаловал ему участок земли, на котором Алексий построил Чудов монастырь. Стоит отметить и то, что Алексий не убоялся идти в Орду, в которой возможно его могла ждать смерть.

На протяжении всей жизни Алексий заботился о благоустроении своей Российской паствы и о ее духовном просвещении. В Москве он восстанавливал прежние обители, строил новые. Почил святитель Алексий в 1378 году.

1378
в этом году скончался святитель Алексий

Погребен он был в Чудовом монастыре. Примерно через 50 лет его мощи обрели и обнаружили нетленными. Прославление его как святого совершилось в 1431 году.

Иван Воронаев

Одним из самых известных мучеников за Христа в советском союзе являлся Иван Воронаев. Будучи пионером пятидесятнического движения в СССР, в 1930 году Иван Воронаев был арестован и сослан на каторгу в Сибирь. 8 лет он тяжело работал на крайнем севере. Когда и где оборвалась жизнь Ивана Воронаева точно никто не знает. По одной из версий человека, который назвался его сокамерником, примерно на восьмом году своего срока Иван Воронаев отстал от колоны заключённых из-за сильной усталости. Конвоиры же, не желая тратить на него своё время, спустили на него сторожевых собак. Он так сильно был искусан, что через пару часов умер… Иван Воронаев стал одним из первых мучеников за Христа в наше время.

Чудесное спасение из плена великомучеником

Святой великомученик Георгий Победоносец всегда считался покровителем православного воинства и особо почитался военнослужащими.

Святой родился во II веке, в Каппадокии (Малая Азия), в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте, а мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

В юности он поступил на службу в римское войско, где проявил себя мужественным воином и был замечен и приближен императором Диоклитианом.

Император-язычник особенно ненавидел христиан и устроил на них гонения. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов, явился в Сенат и исповедовал себя христианином.

Разгневанный Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика колесовали, засыпали в яме негашёной известью, обували в железные сапоги с гвоздями, били воловьими жилами и подвергали другим пыткам, но святой Георгий каждый раз чудесным образом оказывался исцелён Богом.

Наконец, 23 апреля 303 года святого великомученика Георгия усекли мечом. Но и после смерти его чудеса и подвиги не прекратились, а только усилились. Так, однажды в некоей местности он спас от смерти знатную девицу, убив копьём змия — ужасное чудовище, которому местные жители приносили человеческие жертвы. Этот подвиг изображают на русских копейках и в гербе Москвы.

Но чудеса святого Георгия продолжаются и поныне. Одно из них произошло в начале XX  столетия во время Первой мировой войны, о чём свидетельствовал Георгий Кокцидис из города Драма:

«Мой отец Анастасий Кокцидис родился в 1884 в понтийском селении Язлакиой, располагавшемся в 35 километрах от Амисо (Сампсунты). У него было семеро детей.

В 1914 году была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Русско-турецкой войны.Отец не захотел сражаться за турок против России и вместе с семьёй ушёл в горы. До 1922 года он оставался в партизанском отряде капитана Христоса Авраамидиса.

В Грецию он бежать не успел, был пойман турецкими властями и помещён в одиночную камеру. Он находился в постоянном страхе. Однажды вдруг что-то сверкнуло как молния и послышался какой-то шум.

«Вперёд!» — это были первые слова, которые услышал отец, проснувшись. Перед ним стоял Георгий Победоносец — святой, которого он особо почитал.Отец увидел, что путь перед ним открыт. Так он вышел из лагеря. Вокруг стояла полная тишина. Быстрым шагом отец уже на рассвете достиг населённой местности. Сориентировался и смог найти свою семью.

Папа часто рассказывал о своём спасении и всегда подчёркивал, что всё произошло не во сне, а наяву».

Равноапостольный князь Владимир

Будущий просветитель Руси был сыном великого князя Святослава Игоревича, а мать его (княгиня Малуша) хотя и происходила из варяжского рода, но исповедовала христианскую веру. Юному Владимиру достался на княжение Новгород, где он рос под присмотром своего дяди Добрыни, грубого язычника. Вскоре в результате междоусобных войн Владимир воцарился в Киеве. Утвердившись в славном граде с целью лучшей централизации власти и консолидации славянских племен, он решает установить на Руси единоверие и в ходе долгих поисков (Владимир как сам беседовал о вере с представителями различных религий, находившихся при княжеском дворе, так и неоднократно посылал своих доверенных лиц посмотреть, так сказать, «веры на местах») склоняется к принятию христианства. Приняв собственное крещение, святой князь впоследствии призвал к принятию христианства и своих бояр, в результате чего в 988 году в водах реки Почайны (притока Днепра) совершено было Таинство Крещения над  древними киевлянами.

Подмена

Ночью они пришли в Троицкий собор, помолившись перед ракой прп. Сергия, с помощью копья отделили голову святого и поменяли ее на голову князя Трубецкого, некогда упокоенного в лавре.

Сначала глава святого хранилась в ризнице, но потом граф Олсуфьев положил ее в ковчег и стал хранить дома в Павловом Посаде.

В 1928 году, опасаясь ареста, он закопал этот ковчег в своем саду. В 1933 году отца Павла арестовали, Олсуфьев успел убежать в Нижний Новгород. Там он рассказал свою историю Александру Голубцову — будущему епископу Новгородскому — владыке Сергию. Тот через время смог отыскать ковчег в саду и переместить его в Николо-Угрешский монастырь, где он хранился до окончания ВОВ.

Голубцов, вернувшись с войны, ковчег со святыней передал приемной дочери Олсуфьева, Е. Васильчиковой, которая потом в 1946 году тайно отдала ее Патриарху Алексию I. И по его благословению глава святого была возвращена в Троице-Сергиеву лавру, которая вновь была открыта. Святые мощи до сих пор хранятся в Троицком соборе.

Библиотека Русской верыКанон святым мученикам Борису и Глебу →

Читать онлайн

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.  

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Как все начиналось

До крещения Русь была языческой. Кругом можно было увидеть
возвышающиеся идольские капища. Население Руси поклонялось разным языческим
богам: Перуну, Яриле и т.д. Наши предки верили, что благополучие и хороший
урожай зависит от благосклонности этих богов. Поэтому строили их идолов и
поклонялись им.

Некоторые историки утверждают, что православие у нас появилось намного раньше крещения Руси. Еще князь Аскольд, правящий в Киеве, пытался насадить православную веру среди наших предков, но ему помешали убежденные язычники, которых на Руси тогда было большинство.

Позже святая Ольга приняла православную веру, но ей тоже не дано было обратить страну в православие. Зато это удалось ее внуку — князю Владимиру. По легенде князю сразу понравилась проповедь грека, но принимать православную веру он не торопился. Сначала выслушал приверженцев  других вероисповеданий.

Послам князя понравилась греческая служба в храме, они утверждали, что были словно на небе. Но православную веру князь принял на политической основе. Он пошел войной на Корсунь, потому что император не выполнил условие договора – отдать свою сестру за Владимира. В конце концов, ему пришлось это сделать, но русский князь должен был принять православие.

Перед принятием Таинства крещения князь ослеп, как повествует предание. Но во время погружения в купель он снова прозрел. Поэтому он получил звание «второго Павла». По возвращении на родину он решил обратить в православную веру всех жителей Руси.

Князь приказал уничтожить всех идолов, выкинув их в реку.
Крестили русский народ священнослужители из Греции. Все семьями спешили на реку
Днепр, где принимали крещение. Однако не все смирились с волей князя. Некоторые
удалились, не желая принять крещение. А другие бежали с плачем за идолами,
плывущими по реке.

Православная вера не сразу прижилась на Руси. Приходилось заменять языческие праздники православными. Например, Ярила превратился в Илию пророка. А праздник Купала стал Рождеством Иоанна Предтечи. Некоторые языческие обычаи сохранились в церковной жизни, например, украшение березками храма.

Троицкая осада

Рассказывая о защитнике земли русской, надо обязательно напомнить о том, какой глубокий духовный, экономический и политический кризис постиг Россию на рубеже конца XVI и начала XVII века. Наступил период великой смуты — прекращение властвования династии Рюриковичей и избрание на престол Бориса Годунова. Противостояние между боярами и дворянами обострились. В России — страшный голод. В народе — мнение, что правление Годунова не благословлено Богом. Возле Москвы стали образовываться шайки разбойников. В Польше появился самозванец, выдававший себя за цесаревича Димитрия. Король Польши Сигизмунд III идет войной за русский престол. Лжедмитрий I вступил в Россию, в июне 1605 года его убивают в результате боярского заговора.

К власти приходит боярин Василий Шуйский. Однако опять появляются слухи, что в Польше все еще жив цесаревич Димитрий. Польша разрабатывает тактику, в которой предлагалось соединить Русь с Польшей и подчинить Русскую Церковь Папе Римскому.

Войска Лжедмитрия II расположились в Тушино, Москва оказалась в осаде, Троице-Сергиев монастырь стал стратегическим объектом, через который правительство Шуйского поддерживало связь с другими городами и получало от них подкрепление. Троицкие иноки стояли на стороне законной власти и призывали народ противостоять врагу. Монастырь стал оплотом гражданской и религиозной свободы.

23 сентября 1698 года поляки под командованием панов Сапеги и Лисовского подошли вплотную к стенам монастыря.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий