Литургия как долго длится

Содержание

Суточный круг богослужения его смысл и содержание

Девятый час — это воспоминание о важнейшем событии — Крестной смерти Спасителя.
Вечерня — это благодарность Господу за почти минувший день.

На Повечерии верующие просят Бога о прощении прегрешений, о сохранении от дьявольских козней и о даровании покоя душе и телу во время сна.
Полунощница — это воспоминание верующих о молитве Иисуса в Гефсиманском саду. Символизм службы призывает каждого быть всегда готовым к наступлению Страшного Суда.
Утреня — это благодарность Господу за минувшую ночь и моление о наступающем.
Час первый — это молитвы за день, который уже начался.
Час третий — воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов.
Час шестой — воспоминание о распятии Спасителя.

Литургия — важнейшее богослужение, воспоминание о всем периоде пребывания Иисуса Христа на земле. Именно на Литургии совершается Причащение — Таинство, установленное на тайной вечере самим Иисусом Христом.

Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн

Литургия с пояснением Святых Отцов.Литургия с пояснением Святых Отцов.

Также есть замечательная лекция протодиакона Андрея Кураева о Божественной Литургии, в которой доходчивым языком и легким слогом дается подробное объяснение православного обряда (понятное даже для чайников в данном вопросе).

Лекции протодиакона Андрея Кураева, изобилующие пояснениями, можно найти в видео- и аудио формате, посмотреть и послушать онлайн, а также скачать. Такие материалы рекомендуются для ознакомления как начинающим свой православный путь людям, так и воцерковленным прихожанам.

Не стоит путать божественную литургию с заупокойным богослужением, которое называется панихидой. Отличается эта служба тем, что на ней поминаются усопшие, служится в день смерти покойного, так же на 3-й, 9-й, 40-й день, и в каждую годовщину после смерти, в дни рождения, именин.

Панихида может служиться как в церкви священником, так и дома — мирянином. Во время данной службы, уповая на милосердие Божие, у Господа выпрашивается прощение грехов усопшему и вечная жизнь.

Пожалуй, всем полезно знать, что нельзя делать в церковные праздники.

Совершение литии

Далее следует лития. Благословляют пять хлебов, вино и елей — в память Евангельского насыщения Господом (5 тысяч наелись 5-ю хлебами). Во времена, когда всенощная была на всю ночь, христианам было нужно подкрепить силы.

Вечерняя заканчивается песнью о Невесте Неневестной: «Богородице Дево», которую растило тысячи лет ветхозаветное человечество. Наиболее смиренная и безгрешная Дева была и есть единственной из земных женщин, оказавшейся достойной стать Божьей Матерью. Заканчивается вечерня словами иерея, благословляющего людей.

Лития (Всенощное бдение, 06.09.2014 г.)Лития (Всенощное бдение, 06.09.2014 г.)

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ В ВОСКРЕСЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г  ХАНТЫ МАНСИЙСКА 04112017 проповедиВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ В ВОСКРЕСЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г ХАНТЫ МАНСИЙСКА 04112017 проповеди

Всенощное бдение архиерейским чиномВсенощное бдение архиерейским чином

Всенощное бдение в с. НовосельскоеВсенощное бдение в с. Новосельское

Годовой недельный и суточный круг богослужения

Порядок служб Православной Церкви на протяжении года называется годовым кругом богослужения. Все дни без исключения посвящены памяти кого-то из Святых, постам или праздникам.
Среди всех праздников самый великий — это Святая Пасха.

Также существует 12 великих (двунадесятых) праздников в честь Спасителя и Богоматери, а также торжества в честь святых и ангелов. Великим всегда сопутствует особая служба — Всенощное бдение.
Праздники бывают неподвижные и подвижные (рассчитываются от дня Пасхи).
Недельный круг — порядок церковных служб в течение недели. Все дни имеют посвящение особенно почитаемым святым или библейским событиям.
Воскресение — воспоминание о Воскресении Спасителя.
Понедельник посвящен ангелам.
Вторник — воспоминание об Иоанне Крестителе и других пророках.
Среда и пятница — постные дни, в них вспоминаются Крестные муки Спасителя.
Также среда посвящается Божией Матери.
Четверг — день воспоминания об апостолах и святителях.
В субботу также вспоминаются апостолы, а еще — мученики, праотцы, пророки, праведные, преподобные и все святые. Также поминаются все усопшие православные христиане.
Суточный круг — это девять последовательных Богослужений. Сюда входят вечерня и утреня, повечерие и полунощница, часы (первый, третий, шестой, девятый), а также Литургия.

Готовимся правильно

Как подготовиться к рождественской литургии? Сочельник проводится в строгом посте, голодать до первой звезды совсем не обязательно. Идет эта традиция с тех пор, когда вечерня начиналась после обеда, а после нее следовала литургия Василия Великого, которая оканчивалась уже в темное время. После нее и можно было вкушать пищу, и именно это означало «до первой звезды».

Так что гораздо важнее 6 января по возможности посетить храм, а не голодать. Противоположная традиция – приготовить в этот день 12 постных блюд – тоже не установлена церковью, и лучше провести этот день спокойно, молитвенно и сосредоточенно, а не в суете. Зато можно приготовить сочиво – блюдо из зерен пшеницы и меда. Лучшей подготовкой к рождественской литургии в храме будет чтение духовной литературы, изучение предстоящего богослужения. Это придаст сил на долгой службе, потому что все, что поется и читается, станет понятным.

А вот ставить свечки и прикладываться к иконам, когда храм переполнен, совсем не обязательно.

Во время евхаристического канона — священник возносит молитвы Господу Богу

Далее начинается снова просительная ектенья, и затем поется «символ веры». «Символ веры» поется вместе со всеми прихожанами. После чего начинается евхаристический канон. Диакон возглашает: «станем добре, станем со страхом вонмем, святое возношение в мире приносите». В этот момент священник находится в алтаре, где возносит Господу молитвы. В этот момент и читается евхаристическая молитва. Далее происходит прославления Божьей Матери.


Во время евхаристического канона, священник возносит молитвы к Господу

После слова начинается просительная ектенья, а после нее молитва Господня — Отче Наш, которая поется вместе со всеми мирянами в храме. Это поздняя часть богослужения, в это время все близится к завершению.

Далее завеса над царскими вратами закрывается. Священник из алтаря произносит «святая святым». После чего хор начинай петь духовные песнопения или же чтец громко читает молитвы ко святому причащению.

После этого происходит причащение святых Христовых Тайн мирян. Завеса над царскими вратами открывается, и священник выходит с чашей и провозглашает «со страхом Божиим и верою приступите».

После чего священник читает молитву перед причащением, после чего люди по одному подходят, и принимают Святые Тайны Христовы. Затем священник заходит в алтарь и ставит Чашу на престол. Именно так совершается божественная литургия.


Так происходит причащение мирян на божественной литургии

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Состав и символика

По Типикону на всенощном бдении должно быть:

  • малый колокольный звон,
  • девятый час,
  • Малая вечерня,
  • великий колокольный звон, во время которого звонарь не спеша должен полностью пропеть самую большую 17-ю кафизму (Пс. ). Если же звонарь не знает наизусть столь большой текст, то его дозволяется заменить 12-кратным повторением покаянного Псалма 50,
  • зажжение лампад,
  • ещё один звон («клепание во вся кампа́ны»),
  • поставление горящей свещи в насвещнице прямо царских врат,
  • иерей творит поклоны предстоятелю (настоятелю монастыря, который в древние времена мог даже не иметь священного сана, его кресло — у передней правой колонны в храме), Святым вратам, обоим ликам (обоим хорам певчих) и сидящим братьям, входит в алтарь, возлагает на себя епитрахиль, творит молитву кадила, молча кадит весь алтарь, отворив Святые двери исходит,
  • Диакон со священником среди храма должен громко возгласить: «Восста́ните!»,
  • иерей продолжает кадить иконостас, предстоятеля, певчих на клиросах, ему предходит пономарь с горящей свечой (в древности, когда ещё не было электрического освещения, в тёмных храмах приходилось подсвечивать путь), следуют и в притвор, где кадят каждого («по чи́ну») брата,
  • иерей, став среди церкви лицом к востоку, возглашает: «Господи благослови!», кадит иконы и предстоятеля, входит в алтарь, трижды перед престолом кадилом крестообразно знаменует и возглашает:
Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

предстоятель или екклисиарх (ближайший помощник настоятеля монастыря — благочинный монастыря, эконом, церковный староста) начинает:

Аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. низким и тихим гласом. Таже второе мало повышше: Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Паки третие вышшим гласом, сице: Приидите поклонимся и припадем самому Христу Цареви и Богу нашему. Таже особне: Приидите, поклонимся, и припадем Ему.
  • предстоятель или екклисиарх тотчас должен начать вышшим гласом Псалом 103 на глас осмый: «Благослови душе моя Господа,..», не скоро, и со сладкопением, с поющей и прочей братией. Припев: «Благословен еси Господи». Та же вторый певец праваго лика: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело: благословен еси Господи» легко со гласом соглашающим и прочим братиям с ними. Иерей же с пономарём, изшед из алтаря, и сотворив три поклона пред святыми дверьми, творят поклон предстоятелю и на оба лика и идут на свои места.
  • псалом 103 должно петь со многочисленными повторениями и вставками. Согласно с этим на Афоне, по описанию архимандрита Антонина (от 1859 года), предначинательный псалом на бдении исполняется следующим образом:
  • в конце пения псалма 103 иерей становится перед Царскими вратами и тайно глаголет светильничные молитвы,
  • великая ектения,
  • кафизма с малыми ектениями есть не всегда. Псалом 1 с первым антифоном должно петь на 8-й глас, а 2-й и 3-й — на глас дня,
  • «Господи воззвах…» (Пс.  и Пс. ) со стихирами, вход с кадилом, «Свете тихий…», прокимен со стихами,
  • диакон произносит сугубую ектению,
  • «Сподоби Господи…»,
  • просительная ектения,
  • лития в притворе храма,
  • стихиры стиховные. Духовенство входит в храм,
  • «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш,..»,
  • пение «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,..» или тропаря праздника,
  • благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея,
  • псалом 33 (Пс. ),
  • иерей: «Благословение Господне на вас,..»,
  • чтения апостольских посланий и святоотеческих поучений. Чтения должны совершаться:
  1. после литии, когда вкушаются благословлёные хлеба и вино,
  2. после каждой кафизмы на утрени,
  3. после ипакои,
  4. после 3-й песни канона,
  5. после 6-й песни канона,
  6. перед 1-м часом,
  7. после запричастного стиха и
  8. во время чина о панагии.
  • полиелейная утреня,
  • первый час,
  • третий час,
  • шестой час,
  • Литургия и
  • чин о панагии.

Символика службы — история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной: воспоминание библейских событий, ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, возгрева́ние покаянных чувств.

Отличительные признаки великой вечерни в составе бдения:

 — начинается не с обычного возгласа «Благословен Бог наш,..», а с возгласа начала утрени «Слава Святей,..»;
 — предначинательный псалом 103-й не читается, а поётся и сопровождается каждением всего храма;
 — по просительной ектении — лития и благословение хлебов.

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопса́лмия (а не с двупса́лмия). По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила (лампады) святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении и на каждом полиелее.

Виды богослужений

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят:

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие — чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час — с 7:00, третий час — с 9:00, шестой час — с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Церковные служения в будние дни

Верующие посещают храм не только в субботу или воскресенье, но и в будние дни. Ходить в церковь можно тогда, когда удобно верующему. При этом христианский приход всегда должен быть открыт. Суточный круг богослужений делится на 9 разных частей, и в него входят:

  • Начало круга происходит с 18:00.
  • Повечерие — чтение молитв в вечерний период.
  • С 12:00 ночи ведется полунощница.
  • Заутреня делится на следующее: первый час — с 7:00, третий час — с 9:00, шестой час — с 12:00, девятый час с 15:00.

Литургия, проводимая с 6:00, 9:00 и до 12:00, в суточный круг церковного служения не входит. Говоря об идеальном богослужении, каждый храм должен в это время работать, и все перечисленные службы должны проводиться.

Великая вечерня

В самом начале священнослужитель, находясь в алтаре, громким возгласом величает Святую Троицу и кадильницей очерчивает знак креста. Это символизирует то, что через Распятие Господа Иисуса Христа нам открылась тайна Бога. Затем священнослужитель обходит с курящейся кадильницей весь храм. В это время хор на клиросе исполняет 103 псалом. Священный текст говорит нам о появлении мира, которое началось вечером и продлилось шесть дней. По сути, это гимн, прославляющий Божье творение, красоту вселенной.

Торжественная праздничная обстановка в храме, — все это символизирует жизнь в раю наших прародителей, до их отпадения от Бога. Но затем священнослужитель входит в алтарь, двери за ним закрываются, гаснет свет и прекращается клиросное пение. И тут необходимо вспомнить о грехопадении первых людей, потерявших рай, а также о своем собственном.

Великая (мирная) ектения

После чтения 103 псалма начинается Великая ектения, которая представляет собой прошения Богу о помиловании. Здесь церковь и все присутствующие возносят молитвы о всем мире, своей стране, христианах. Вспоминаются пленные, больные и путешествующие. Возносится просьба Богу о спасении от гнева, скорбей и нужды. Причем речь идет не бедности, а о принуждении к греху.

После Великой ектении поются псалмы. Вначале звучит «Блажен муж…», а затем вновь ектенья, но уже малая. После чего идет ряд псалмов (140, 141, 129, 116) со стихирами, прославляющими Господа, Богородицу, всех святых.

Каждение

Начинается каждение храма, икон, прихожан, проводимое по часовой стрелке. Все кланяются, уступают место и отходят от стен, образуя свободную для прохода полосу. Во время исполнения последней стихиры вновь открываются Царские врата, зажигается свет. Обстановка в храме выражает торжество. Хор поет в честь Пресвятой Богородицы хвалебную песнь.

Вечерний гимн «Свете Тихий»

Поется «Свете Тихий», — текст, прославляющий Святую Троицу. Затем священнослужитель и диакон говорят:

  • «Вонмем», то есть будем внимательны, не рассеянны на молитве;
  • «Мир всем», здесь священник напоминает христианам о их высоком предназначении (слово «мир» в данном контексте означает «завет, договор с Богом»);
  • «Премудрость».

После того, как диакон призвал наше внимание, произносится «вечерний прокимен». Он состоит из нескольких фраз, взятых с Псалтыри

Свет вновь выключается, Царские врата закрываются. Диакон выходит, чтобы произнести сугубую (усиленную) ектению. Хор на каждое прошение от имени всего храма поет «Господи, помилуй!» вначале по одному разу, а на оставшиеся несколько – по трижды. Христиане просят о том насущном, что необходимо для спасения души и тела.

Лития

Включается в состав богослужения по особо значительным праздникам. Означает «усиленное моление». Поются стихиры в честь церковного события или прославляемого святого. Духовенство выстраивается у входа в храм по направлению к центру, где ставится столик с тремя горящими свечами, пятью хлебцами и чашами, наполненными вином и елеем. Звучит молитвенное обращение к святым поименно, просьбы о помиловании к Господу.

Затем поются стихиры, молитва «Ныне отпущаеши…». В основе песнопения лежит история о том, как св. Симеон Богоприимец узрел Божественное Дитя и возблагодарил Всевышнего за дарованное спасение Израилю и всему миру. Здесь символизируется начало новой эпохи. Ветхий завет отошел на задворки истории, утратил свое былое значение и обязательность. Включаются паникадила, торжественно поются молитвы в честь праздника.

Хлеб и вино на алтаре для освящения

Вокруг столика проходит каждение. Священник благословляет хлебцы, вино и елей, возносит молитвы об изобилии. Затем все это переходит в алтарь. Хлеб измельчается, окропляется вином. После елеопомазания кусочки освященной еды дадут прихожанам для воспоминания о том, как:

  1. Господь накормил множество людей всего 5 хлебами.
  2. Древние христиане подкрепляли свои силы на продолжительных молитвах, богослужениях.

Хор поет 33-й псалом. Священник благословляет всех прихожан. С клироса утверждающе звучит «Аминь!». Эта часть службы заканчивается славословием ангелов «Слава в вышних Богу…».

Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя Предпраздничная служба начинается с раннего утра 6 января.

  • Служба 1-го часа. Время — с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
  • Служба 3-го часа. Время — с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
  • Служба 6-го часа. Время — с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
  • Служба 9-го часа. Время — с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
  • В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
  • Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
  • Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма — с 17:00 до 23:00.

Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких — 1,5-2 часа.

О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.

Божественная литургия с греческого языка означает — совместное дело

Литургия в переводе с греческого языка означает «совместное дело». Верующие люди собираются все вместе для того, чтобы вместе прославить Бога и причаститься Тела и Крови Христа. Именно так они будут следовать за апостолами и самим Господом, которые собрались на тайную вечерю накануне страданий Спасителя. Они пили из чаши и ели хлеб, который им давал Господь Иисус Христос.

Он поведал своим апостолам, чтобы они совершали это таинство. А уже затем апостолы научили этому своих преемников — епископов, священников.


Верующие люди собираются все вместе в храме для того, чтобы вместе прославить Бога и причаститься Тела и Крови Христа

Порядок службы в храме с пояснениями

Перед непосредственно самым началом проведения литургии прихожане оставляют записки с именами близких, живых и ушедших. Само богослужение состоит из нескольких этапов, идущих традиционно в определенной последовательности.

Начинается служение с чтения Часов. Священник совершает проскодимию. Заготавливаются вино и хлеб, которые символизируют кровь и плоть Христа Спасителя. Параллельно происходит чтение молитв за живых и ушедших. Из хлеба извлекаются частицы, символизирующие членов церкви, а вино смешивают с водой. Пять частиц хлеба раскладывают на блюдце, рядом ставится звездица и накрывается покрывалом. Выходит священник с кадилом, которое традиционно символизирует Божественную Любовь и Святой Дух.

Часы заканчиваются, и начинается следующий этап – литургия Оглашенных. Прославляется Святая Троица. Священник с дьяконом выходят перед иконостасом. Читается святое Евангелие.

Следом за литургией Оглашенных идет литургия Верных. Дары Христовы – вино и хлеб, переносятся на престол. Священник выходит с чашей перед иконостасом и произносит молитву. Начинается «Святое возношение». Поется «Отче наш». Далее начинается причастие. Первыми делом причащаться идут священнослужители, после них – прихожане храма.

Суточный круг богослужений

Суточным кругом принято называть последование божественных служб в пределах суток. Согласно традиции, в течение суток проводится девять служб. Ранее каждую проводили по отдельности, однако в наше время для удобства их объединили в три больше службы – вечернюю, утреннюю и дневную. Помимо основных суточных богослужений, в цикл включаются службы и молитвы, связанные с недельным и годичным кругом. Цикл начинается вечером. Первая служба – это Вечерня. Накануне воскресенья и праздников проводится Малая вечерня. Великая вечерня проводится отдельно, накануне крупных праздников. В будни проходит Вседневная вечерня.

Утреня, или Заутренняя Литургия, ранее проводилась утром, от того она получила такое название. Однако в наши дни ее проведение перекочевало на вечер, непосредственно после Вечерни. А во время Утрени выражается благодарность Богу за прошедший день. Перед крупными праздниками и перед воскресением проводится Всенощное Бдение. Это большая служба, включающая в себя сразу Вечерню, Утреню и Первый час.

В течение дня проводятся короткие службы с молитвами: Первый час, соответствующий семи часам утра, Третий – в девять часов утра, Шестой – в двенадцать часов, а также Девятый час, проводящийся в три часа дня. Чаще всего на практике Первый час объединяют с Заутренней, а Третий и Шестой совершают перед Божественной Литургией. Девятый час проводят перед вечерней службой.

Божественная литургия – это основное богослужение, проходящее после Шестого и перед Девятым часом. В свою очередь, она делится на три вида литургий: Литургия Иоана Златоустого, Литургия Василия Великого и Литургия Григория Двоеслова. Первая литургия – это служба, которая проводится каждый день по будням, остальные две проводят по особым православным праздникам. Вечером, после трапезы проходит Повечерие. За ним, в полночь, следует Полунощница. На практике чаще всего Полунощницу проводят только в монастырях рано утром, в приходских храмах ее не проводят.

История и значение Божественной Литургии

Литургия – это не просто главное православное богослужение, а прежде всего – возможность вспомнить новозаветные времена, услышать об истории Спасителя, о его деяниях, а также почувствовать единение с Христом, стать частью всего того великого, во что мы свято верим.

Традиция проведения Литургии берет начало с Тайной вечери Иисуса Христа и его верных учеников. Именно тогда с разрешения Господа установилось таинство Евхаристии, и Спаситель поведал миру заповеди о христианской любви и смирении.

После вознесения Господня апостол Иаков составил первый чин для Божественной Литургии. А уже в IV веке священнослужитель Иоанн Златоуст написал и ввел в церковную традицию краткий вариант чина Литургии, которую ныне служат в православных церквях ежедневно, кроме дней Великого поста, Благовещения и Вербной недели (вход Господень в город Иерусалим).

Исповедь на Литургии

Исповедь, в отличие от Причастия, может происходить не только во время литургии, но и перед ней, и на вечернем богослужении. Так как покаяние очищает душу и готовит ее к принятию Святых Даров, исповедь на литургии часто выбирают те прихожане, которые боятся нагрешить во временном промежутке перед Причастием.

Чтобы исповедаться на Литургии, верующие перед этой службой тщательно анализируют свое поведение в прошлом, а затем в уме или письменно составляют список своих грехов. Священник читает над исповедниками покаянную молитву, а затем начинается само Таинство. Во время Исповеди православные по очереди подходят к аналою (специальному столу) и называют священнику свои грехи, после чего батюшка читает над каждым разрешительную молитву. Некоторых кающихся могут не допустить к Причастию. Остальные же прихожане получают благословение причаститься.

Протестантизм

Evensong — вечерня в Англиканской церкви

В ходе английской Реформации архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер издал обязательную для реформированной Англиканской церкви Книгу общих молитв (первый вариант — 1549, второй — 1552), содержащую, в числе прочих, вечерню. Англиканская вечерня (англ. evening prayer или англ. evensong) была создана в результате переработки католических вечерни и повечерия. В 1662 году была издана новая Книга общих молитв, формально остающаяся главной богослужебной книгой до настоящего времени.

Последование англиканской вечерни — смотри Вечерня (в Англиканской церкви)

Ежедневное совершение вечерни обязательно для клириков, но в первые века Реформации это богослужение действительно совершалось во всех приходских церквах. В настоящее время вечерня ежедневно служится только в кафедральных соборах. Вечерняя молитва используется мирянами в основном в качестве личного молитвенного правила, для клириков её совершение по-прежнему обязательно.

Лютеранство

Первоначально вечерня сохранялась в структуре реформированных богослужений. Лютер сам положительно относился к этой службе, говоря, что она не содержит ничего, кроме Слова Божиего, гимнов и молитвы. Он только заменил «малые капитулы» римского бревиария на чтения текстов из Библии на родном языке. Древние мелодии для антифонов и кантиков были в дальнейшем адаптированы для евангелического богослужения. Помимо этого, рекомендовалось перед службой звонить в колокола (нем. kleine glocken). Тем не менее, в составе веспера сохранялись достаточно крупные фрагменты на латинском языке, что постепенно привело к исчезновению вечерни из литургической практики Евангелической Церкви. В XIX веке вечерня вновь была введена в состав лютеранских чинопоследований, впрочем и в настоящее время она проводится довольно редко.

Последовательность веспера включает пение псалмов, версикул, чтение из Библии и проповедь, кантики Магнификат и Nunc dimittis, заключительную молитву, Benedicamus и напутственное благословение.

Причащение на Литургии

Причащение — это кульминация Литургии, ее основное действо — вкушение верующими Святых Христовых Тайн. Участники этого Таинства сливаются с Богом, получают исцеление от физических и духовных болезней, силы для самосовершенствования, борьбы с собственными недостатками и страстями. Из всех многочисленных церковных служб причащение происходит только на Божественной литургии, что многократно усиливает ее значение.

К Причащению на Литургии христиане готовятся постом, чтением особенных молитв и участием в Таинстве Исповеди. Что касается маленьких детей, то они причащаются без особой подготовки; по мере возрастания возможно введение минимальной меры поста.

Ектиния и кафизмы

По окончании шестопсалмия диакон начинает провозглашать великую ектению, после чего возглашается хвала Господу — «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Эти слова часто можно слышать в храме, они напоминают нам о тех временах, когда Господь находился в нашем мире, как он во славе входил в Иерусалим, где принял мученическую смерть.

Важно! Сразу за ектенией поются тропари в честь праздника данного дня или святого, память которого ныне совершается. Следующая ступень в последовании утрени — чтение Псалтири по кафизмам

Кафизма представляет собой соединенные в одну часть несколько псалмов. Их чтение, наподобие чтению шестопсалмия, направлено на воспоминание о нашей греховности, о необходимости покаяния. Вместе с тем, в псалмах мы видим надежду на то, что с Божьей помощью можем преодолеть тлетворное действие грехов. Во время прочтения кафизм в храме разрешается присесть, а по их окончании включаются все светильники

Следующая ступень в последовании утрени — чтение Псалтири по кафизмам. Кафизма представляет собой соединенные в одну часть несколько псалмов. Их чтение, наподобие чтению шестопсалмия, направлено на воспоминание о нашей греховности, о необходимости покаяния. Вместе с тем, в псалмах мы видим надежду на то, что с Божьей помощью можем преодолеть тлетворное действие грехов. Во время прочтения кафизм в храме разрешается присесть, а по их окончании включаются все светильники.

Во сколько начинается служба в церкви в воскресенье

Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах в разное время. Чаще всего она начинается в 8.00 или в 9.00, однако иногда и в другие часы (например, в 5.30 или 9.30). Для информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся.

В воскресение может служиться одна или несколько служб. Во всех храмах в этот день с утра служится как минимум одна Литургия, чаще — две, ранняя и поздняя. Кроме нее, может быть вечерня, утреня и часы, в монастырских храмах — повечерие и полунощница. Таинства Венчания и Крещения, например, также относятся к числу служб. Зачастую они запланированы на время после литургии.

Чтобы узнать время начала служб, нужно посмотреть в храме расписание Богослужений, спросить у священника или посетить интернет-сайт церкви.

Как правильно причащаться

Не приняв участия в этом таинстве, вы не ощутите на себе, что такое литургия. Перед причастием верующий должен раскаяться в грехах, исповедаться священнику. Также предписан пост длительностью минимум 3 дня, во время которого не следует есть мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы. Причащаться нужно на голодный желудок. Рекомендуется также воздержаться от курения и приема лекарств.

Перед причащением скрестите руки на груди, положив правую поверх левой. Встаньте в очередь, не толкайтесь. Когда подойдете к священнику, назовите имя и откройте рот. В него положат кусочек хлеба, смоченный в вине. Поцелуйте чашу священника и отойдите. Возьмите на столике просфору и «теплоту» (запивку из вина, разбавленного водой). Только после этого можно разговаривать.

Что такое литургия? Это возможность вспомнить весь путь Спасителя и соединиться с ним в таинстве причащения. После службы в храме человек укрепляется в вере, его душа наполняется светом, гармонией и умиротворением.

Виды богослужений

Независимо от того, кто проводит ее и в каком месте, все богослужения подразделяются на суточные, годовые и недельные. В полном объеме службы проводятся в монастырях, и именно монахи следуют всем канонам церкви. Монахи в полном объеме соблюдают правила церковных служений, а вот в маленьких церквушках они проводятся в зависимости от расписания, созданного служителями.

Каждый день недели отмечается в церкви и посвящен определенным моментам:

Воскресенье — малая Пасха, в этот день вспоминается воскрешение Христа.
Помолиться ангелам можно в понедельник.
Иоанн Предтеча слышит молитвы во вторник.
В среду вспоминают предательство Иуды и память Креста.
Четверг считается апостольским днем и посвящен святителю Николаю.
В пятницу проводятся службы, посвященные молитве за страдания Христа.
Суббота посвящена Божьей Матери.

Полиелей

После прочтения Псалтири начинается наиболее торжественная и красивая часть службы — полиелей ( это слово в переводе означает «многомилостие»). Она направлена на воспевание и восхваление всех тех великих милостей и дарований, которые Господь посылает каждому человеку. Начинается полиелей с чтения хвалений, под которые открываются Царские врата, а священник выходит для совершения каждения.

После этого поются особые воскресные тропари, которые повествуют о радости Воскресения. Кроме того, во многих храмах существует традиция выноса на аналой иконы, почитание которой совершается. Перед ней поются тропари, величания и стихи, рассказывающие о сути праздника или почитания того или иного дня. Пение звучит попеременно как хоровое, так и служащими священниками. Все вместе создает очень торжественную, праздничную атмосферу богослужения.


Полиелей — торжественное песнопение утрени, составленное из 134 и 135 псалмов

Помимо великой ектеньи, дьякон после величаний произносит и малую. Ектенья — это то время в богослужении, когда человек может помолиться о чем-то своем, сокровенном. После ектеньи поются антифоны и прокимен, которые предшествуют чтению Евангелия.

Чтение Евангелия — важнейшая часть любого богослужения. Именно в Евангелии содержатся все основы нашей веры, поэтому каждый православный христианин должен уделять время чтению Священного Писания не только в храме, но и дома.

Читаемые отрывки из Евангелия отличаются в различные дни. Так, в воскресные дни зачитываются места, повествующие о Чуде Воскресения Христа, о Его явлении после Воскресения своим ученикам. В другие же дни или праздники читаются отрывки, в которых идет речь либо о празднуемом событии, либо о прославлении святого.

Завершает чтение Евангелия торжественное пение «Воскресение Христово видевши…», после чего к Евангелию прикладываются все присутствующие в храме. В праздничные дни вместе с Евангелием принято целовать и икону праздника.

После этого все верующие подходят ко священнику для помазания освященным маслом. Очень часто эту процедуру называют «миропомазанием». Это грубая ошибка — миропомазание является Таинством, которое, чаще всего, совершают во время Крещения.

Помазывание освященным елеем (маслом) делается на каждой службе как символ того, что православные христиане должны быть помазаны Божьем именем для освобождения от любого зла.


Обряд елеепомазания в православной церкви

Также перед праздниками во многих храмах принято раздавать хлеб, окропленный вином. Этот хлеб не является святой просфорой, не нужно их путать. Данный хлеб символизирует пищу духовную, которая в той же мере, что и пища телесная, нужна для жизни верующего человека.

Правила поведения

В церкви, во время того, как проходит служение, вести себя следует спокойно и тихо. Приходить к службе следует за десять-двадцать минут, чтобы успеть совершить поклон Христу. Следует соблюдать тишину, нельзя жевать резинку. Руки во время литургии должны быть свободны, их не следует держать в карманах.

Как правильно умывать ребенка и где взять святую воду, правила проведения обряда

Мужчинам перед приходом в помещение церкви предписано снимать головные уборы, женщинам же, наоборот, следует носить в церкви платок. Подпевать хору следует тихо. За маленькими детьми нужно следить, чтобы они не бегали и не шумели в храме, чтобы не мешать проведению службы. Обязательно отключайте мобильные телефоны – громкие звуки не должны отвлекать и мешать священнослужителям и прихожанам.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий