Тест на тревожность ч.д. спилбергера и ю.л. ханина

Содержание теста

Опросник состоит из 40 высказываний. Они делятся на две группы по 20 высказываний. Одна группа должна отвечать за выявление TA, вторая — определяет SA.

Оценка, как уже говорилось выше, основана на четырёхбалльной шкале Лайкерта. Она подразумевает четыре варианта ответов на каждое высказывание:

1 2 3 4
Никогда (совсем нет) Почти никогда (в некоторой степени) Часто (в умеренной степени) Почти всегда (очень сильно)

Тест на тревожность в оригинале имеет две формы: X и Y. Форма X направлена на выявление не только степени проявления состояния, но и определение его признаков. Этот вариант позволил диагностировать у пациентов тревожность и беспокоящее состояние при депрессиях.

В форме Y многие высказывания из формы X заменены на новые. Она призвана определить конкретные факторы состояния и черты тревоги. Форма Y имеет более простую структуру. Сегодня она имеет большее распространение. Вариант Y адаптирован для русского языка.

Страх и тревога – естественные состояния человека

Наши предки искали пищу и кров в дикой природе, проявляя чудеса изобретательности и командной работы. Не имея преимущества в физической силе, человек побеждал благодаря когнитивному превосходству. Мы умеем прогнозировать будущее, потому что совмещаем данные о себе с изменением окружения.

Страх и тревога здесь – основные стимулы к действию. Природа создала их как «предохранитель» на случай переоценки собственных возможностей: страх для настоящего, тревогу – для будущего.

Все испытывают страх и тревогу, и это сохранило наш вид. Однако что-то пошло не так – опасностей стало меньше, а тревожных расстройств радикально больше.

Интерпретация результатов

Оценка и интерпретация осуществляется на основе баллов. Каждое высказывание может принести от 1 до 4 баллов, основываясь на шкале оценки. В оригинале Спилбергера каждая часть теста может принести в сумме максимально 80 баллов, минимально — 20.

Количество баллов соотносится с двумя таблицами. Шкала ситуативной тревожности позволяет определить уровень SA. Шкала личностной тревожности оценивает TA.

TA — беспокоящее состояние конституционального характера, коренящееся в исходных психических, биологических и физиологических состояниях личности, отличается высокой устойчивостью к любым внешним изменениям.

Особенностью TA является широкое ситуативное разнообразие угрожающих ситуаций, на каждое такое состояние вырабатывается конкретная реакция.

Маркерами активации TA служат конкретные стимулы, которые расцениваются человеком как опасные для самооценки и самоуважения.

Высокая TA выражается в проявлении выраженной тревоги под воздействием стресса, вызванного определённым стимулом. TA тесно взаимосвязана с невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями.

Чем больше баллов, тем выше степень проявления беспокоящих состояний:

  • до 30 баллов — беспокоящие состояния отсутствуют;
  • от 31 до 44 баллов — умеренная тревожность;
  • от 45 и более — выраженная тревожность.

На основе тестирования, определения степени проявления SA и TA, формируется точный психологический портрет высокотревожных лиц.

У высокотревожных людей тревогу вызывают любые ситуации, связанные с ситуацией:

  • явного проявления личностных качеств;
  • интереса к личностным качествам;
  • угрозы престижу, самооценке.

Неоднозначные, сложные ситуации воспринимаются как угрожающие или катастрофические.

Для высокотревожных людей характерны следующие черты:

  • высокая эмоциональность;
  • вспыльчивость;
  • раздражительность;
  • постоянная готовность к конфликтной ситуации, защите;
  • закрытость, независимо от наличия реальных угрожающих ситуаций;
  • сложность эффективного взаимодействия при совместном решении задач;
  • искусственное выстраивание психологических барьеров при общении;
  • невозможность достижения целей, требующих серьёзных усилий.

Рекомендации при взаимодействии с высокотревожными людьми — завуалированность, смещение акцентов с внешней требовательности, избегание категоричности.

Акцент на осмысление своей деятельности, при формировании чувства уверенности в себе через поддержку и успех в достижении промежуточных задач.

Основные положения теории Спилбергера о тревожности

  • Состояние тревоги — это врожденное качество личности реагировать на опасные ситуации. Тревога вызывает неприятные эмоции, которые имеют большой спектр чувств от небольшого раздражения до полной дезорганизованности.
  • Чем большую опасность или значимость представляет ситуация, тем дольше по времени и интенсивнее переживания.
  • Люди с повышенной тревожностью воспринимают возможные неудачи и угрозы острее и трагичнее.
  • Состояния тревоги изменяют поведение человека и мобилизуют внутренние резервы. При повторении стрессовых ситуаций вырабатываются стереотипы мышления и поведения, характерные для конкретной личности.

Классификация состояний тревожности

Затяжная тревожность многогранна. Состояния могут различается по многим критериям. Их классификация необходима для того, чтобы в дальнейшем подобрать подходящую методику для определения уровня тревожности.

По происхождению

Выделяется личностная тревожность, когда человек предрасположен к хроническому беспокойству в силу характера, темперамента, особенностей состояния здоровья, наследственности. Она может обостряться тогда, когда другие люди чувствуют себя нормально. Такой человек предпочитает держаться особняком, не участвовать в шумных мероприятиях, тем самым обостряя своё состояние.

Ситуативная тревожность, которая часто называется реактивной. Она обусловлена различными ситуациями из окружающего мира, провоцирующими её:

  • многочисленные опасности современного мира — войны, катастрофы, экономические кризисы, природные катаклизмы, сообщения об угрозах их возникновения оказывают своё негативное действие;
  • плохие отношения с окружающими людьми, с которыми приходится общаться постоянно и испытывать отрицательные эмоции;
  • коммуникации с большим количеством людей в постоянном режиме накладывают негативный отпечаток на личность, приводит к стрессам;
  • печальный опыт, полученный ранее, может преследовать человека всю жизнь.

По возрасту

Одно из наиболее важных разделений тревожных расстройств проводится с учётом особенностей развития нервной системы в конкретном возрасте. Отчёт начинается с самого рождения, потому что даже младенцам часто свойственна тревожность. Причины её появления различны: состояние здоровья, общая атмосфера в семье, условия проживания. До достижения 7 лет такая тревожность именуется детской.

Затем настаёт черёд школьной тревожности, источником которой выступают события, происходящие во время учебы. Особенно тяжело приходится младшим школьникам, которые испытывают давление с 3-х сторон:

  • родителей;
  • учителей;
  • одноклассников.

Чрезмерная тревожность может закончиться неврозом или постоянным страхом школы.

Подростки также страдают от повышенной тревожности, это связано с:

  • гормональной перестройкой организма;
  • частой сменой настроения;
  • необходимостью определения своего места в круге сверстников.

Взрослая тревожность может сопровождать человека в течение всей жизни. Это объясняется многими факторами:

  • особенностями мужской и женской психологии;
  • сложными жизненными периодами (кризис среднего возраста, климакс, старение);
  • опасными профессиями и деятельностью, требующей повышенного напряжения.
Школьная тревожность: виды, причины, методы профилактики и коррекцииШкольная тревожность: виды, причины, методы профилактики и коррекции

Диагностика психических состояний человека. Лекция 3. Определение уровня тревожности личностиДиагностика психических состояний человека. Лекция 3. Определение уровня тревожности личности

Тревожность. ВидыТревожность. Виды

Результаты теста

Количество баллов по каждой таблице может быть от 20 до 80.

Показатель меньше 30 – низкий уровень тревожности.

От 30 до 45 – умеренный.

Более 45 – высокий уровень тревожности.

Тревога-состояние

Результаты первой части дают возможность определить, вызывает ли данная ситуация состояние стресса у испытуемого, и позволяют оценить соответствие интенсивности реакции к объективной опасности.

  • Менее 30 баллов – характеризует пассивное отношение человека к ситуации, отказ от принятия решений и действий.
  • 30 — 45 баллов – адекватная оценка и реакция на происходящее событие. Готовность к конструктивным действиям для преодоления возникших сложностей.
  • 46 баллов и выше – говорит о состоянии сильного эмоционального возбуждения. Однако нельзя считать такую реакцию невротической, не учитывая реальные обстоятельства, которые ее вызывают.

Тревога-черта

Результаты второй части показывают, насколько эффективно может человек справляться с жизненными ситуациями, используя свои навыки и свойства характера.

  • Менее 30 баллов – человек замкнутый, погруженный в себя, апатичный, часто с заниженной самооценкой.
  • 30 – 45 баллов – это люди действий. Неприятности они воспринимают, как ценный опыт. Ответственно относятся к своей жизни и времени. Их мысли направлены не на свои переживания, а на поиск новых решений и возможностей.
  • Более 46 баллов – такие люди видят катастрофу там, где нет и намека на какую-то угрозу. Они крайне чувствительны к опасности. Мнительные. Раскачивают свои эмоции до неконтролируемого состояния, истерики.

Люди, у которых менее 30 и более 46 баллов, чувствуют в себе недостаток сил, способностей для активной жизнедеятельности. Однако это лишь следствие внутренних эмоциональных барьеров, которые препятствуют полному использованию собственных возможностей, самореализации, решимости.

Таким людям можно посоветовать: найти эти внутренние преграды, проанализировать и избавиться от них самостоятельно или с помощью специалистов. Научиться жить более осознанно. Больше действовать и не относиться ко всему слишком серьезно.

Спилбергер создал методику, которая на сегодняшний день является наиболее точной и эффективной для диагностики тревожности и для других клинических исследований.

Анализ и обсуждение результатов исследованияСтраница 5

В таблице № 7 представлен сравнительный анализ методик «Исследование тревожности» Спилберга, «Шкала тревожности» О. Кондаша, «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора.

Таблица № 7 Сравнительный анализ по методикам (мальчики)

Мальчики

Уровень тревожности по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга

Уровень тревожности по методике «Шкала тревожности»

Кондаша

Уровень тревожности по методике «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора

Ситуативная

Личностная

Общая

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Высокий

(0 %)

Высокий (25%)

Нормальный

(75%)

Нормальный

(75% )

Нормальный (75%)

Нормальный

(75 %)

Высокий

(25%)

Умеренный

(75 %)

Умеренный (75%)

Повышенный

(25%)

Повышенный

(0%)

Повышенный

(25%)

Повышенный

(25%)

Средний, с тенденцией к высокому уровню

(50%)

Низкий (25 %)

Низкий

(0 %)

Высокий

(0%)

Высокий

(25%)

Высокий

(0%)

Высокий

(0%)

Средний, с тенденцией к низкому уровню

(25%)

Очень высокий (0%)

Очень высокий (0%)

Очень высокий

(0%)

Очень высокий

(0%)

Низкий

(0%)

По данным результатам методики «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга в группе девочек — подростков выявилось, что высокий уровень преобладает в личностном типе тревожности, а в ситуативном типе тревожности преобладает нормальный уровень. У мальчиков как в ситуативной, так и в личностном типе преобладает нормальный уровень тревожности.

По данным результатам методики «Шкала тревожности»

О.

Кондаша выявилось, что у девочек выявлен нормальный уровень тревожности во всех типах, кроме школьного типа. У мальчиков в школьном, самооценочном, межличностном и общем типах тревожности преобладает нормальный уровень.

По данным методики «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора выявилось, что высокий уровень тревожности больше проявляется у девочек, чем у мальчиков.

Для подтверждения достоверности нашей гипотезы мы использовали критерий ф* – угловое преобразование Фишера. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас эффекта — тревожность. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Гипотезы:

H0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

H1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

В таблице № 8 показано угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга, при ф* кр. = 1,64 (р≤ 0,05), 2,31 (р≤0, 01), где выборка 1 – девочки, выборка 2 мальчики.

Страницы: 5 

Формирование отношения к себе ребенка с церебральным параличом

Отношение к себе формируется у ребенка с церебральным параличом под воздействием отношений к нему окружающих, особенно членов семьи, а также определяется успешностью его адаптации в окружающей среде и психологическими защитами, которыми он пользуется.
Особое значение имеет то, как оценивает ребенка мать и насколько адекватно он это пон …

Виды малых групп

При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, следуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к гр …

Память и её развитие в детском возрасте. Общая концепция развития памяти

Основным положением концепции развития памяти является положение о том, что 4 вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. В концепции развития ребёнка вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их …

Согласно методике Спилбергер различает два вида тревожности:

  1. Тревога-состояние (A — state) или ситуационная тревожность – это эмоциональное состояние, возникшее под влиянием сложившихся обстоятельств. Носит временный характер и является реакцией психики на стресс. Такое состояние способствует активным действиям, если не превышает определенный порог, за которым начинается паника или апатия.
  2. Тревога-черта (A — trait) или личностная тревожность – это индивидуальная черта характера. Высокая тревожность характеризуется почти постоянным чувством опасности, неблагополучия, ожидания неприятностей. Сопровождается низкой самооценкой, негативным отношением к окружающим и миру в целом. Как правило, реальная ситуация не настолько опасна, как ее воспринимает человек.

Методики Ч.Спилберга

Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.

При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности).

Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.

Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:

«Я испытываю удовольствие»,

«Я очень быстро устаю»,

«Я вполне счастлив» и др.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т.д.

Методика «Шкала личностной тревожности (ЛТ)» Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л.Ханина).

Методика «Шкала личностной тревожности (ЛТ)» Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л.Ханина, 1977) предназначена для диагностики личностной тревожности.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Испытуемому предлагается оценить верность в отношении себя 20 утверждений по 4-бальной шкале .

Обработка результатов.

Формулировки признаков тревожности даны в виде как прямых, так и обратных утверждений. К числу прямых формулировок относятся пункты: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; к числу обратных формулировок — пункты: 1,2,5,8, 10, 11, 15, 16, 19,20.

Основным показателем данной методики является индекс личностной тревожности (ИЛТ), который подсчитывается по следующей формуле:

ИЛТ = (∑пп. прямых ответов — ∑пп. обратных ответов) + 50,

(где пп. — пункты опросника, 50 — поправочный коэффициент, который переводит все оценки в область положительных значений).

Диапазоны разброса оценок показателя ИЛК

Значения ИЛТ могут варьировать в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше значение ИЛТ, тем более выражена степень личностной тревожности.

Интерпретация результатов

Интерпретация полученных при тестировании значений показателя ИЛТ для вынесения суждения об уровне личностной тревожности проводится в соответствии со следующими нормативными интервалами:

ИЛТ < 35 баллов

Низкий уровень личностной тревожности

35 < ИЛТ < 44 баллов

Умеренный уровень личностной тревожности

45 < ИЛТ < 60 баллов

Высокий уровень личностной тревожности

ИЛТ > 60 баллов

Пограничное состояние

Методика «Шкала ситуативной тревожности (СТ)» Ч.Д.Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л.Ханина).

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Методика «Шкала личностной тревожности (ЛТ)» Ч.Д.Спилбергера (русскоязычная адаптация Ю.Л.Ханина).

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Что значат результаты

Если в ходе проведения теста выяснилось, что ситуативная тревога на высоком уровне, а личностная – ниже среднего, значит, человек переживает эмоцию (положительную или отрицательную) в данный период, но быстро тревогой справится с тревогой. Обратные показатели свидетельствуют о том, что человек склонен тревожится часто, воспринимает действительность субъективно, постоянно чувствует угрозу и склонен долго это переживать.

Конечно, в одном случае, тревога не возникает при переживании каких-либо внештатных ситуаций, а в другом случае на аналогичную ситуацию человек настолько эмоционально реагирует, что повышается не только тревога, но и возникает стресс. При этом таких переживаний, к примеру, в неделю, может не быть вовсе, а может по несколько раз за день. Отсюда появляется постоянная подавленность и стресс. Поэтому для более глубокого анализа и выявления причин тревожности следует проводить дополнительные тесты.

Обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Ключ

СТ Ответы ЛТ Ответы
№№ 1 2 3 4 №№ 1 2 3 4
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
20 4 3 2 1 40 1 2 3 4

Базовые понятия

Методика Спилбергера-Ханина основана на таких понятиях, как «тревога» и «тревожность». Под тревогой принято подразумевать некое эмоциональное состояние, при котором возникает сильное волнение, беспричинное или вызванное определенными факторами беспокойство. Достаточно часто эти симптомы могут наблюдаться у человека без любого повода. Такое состояние является естественным, только если не дезорганизует жизнедеятельность.

Вторым понятием методики Спилбергера-Ханина считается тревожность. Ее принято рассматривать как процесс переживания тревоги, что имеет низкий порог проявления реакции. Смотря на то, чем было обусловлено возникновение тревожности, различают два ее подвида: ситуативную и личностную.

Из названий уже понятно, что ситуативная тревожность — это изменения эмоционального фона из-за изменившейся ситуации (ссора с другом, свадьба, смерть родственника и т. д.). Личностная тревожность может возникнуть, если можно так выразиться, на пустом месте. Это стабильная характеристика личности. Есть люди, которые могут подавлять свои эмоции, а есть и те, у кого настроение меняется от малейшего дуновения ветра.

Что такое тревожность

Тревожность – это ощущение взволнованности, озабоченности, беспокойства, которое не имеет направленности на какой-либо объект и появляется, когда угрожает опасность значимым для конкретной личности ценностям. Например — достоинству, престижу, уважению, физической безопасности. У каждого персональные критерии оценки своего Я, поэтому и поводы для тревоги у всех свои.

В определенных пределах тревожность является естественным откликом психики на негативные обстоятельства, условия. Когда ситуация нормализуется, подобный дискомфорт сменяется ровным эмоциональным состоянием. Подобная взволнованность не порождает психологических расстройств, а, напротив, активизирует механизмы самосохранения индивидуума. Поэтому ее можно назвать полезной.

Тревожность может быть невротической. Ее особенностью является — неадекватная реакция на опасность, которая преувеличена или выдумана. Субъективное восприятие реальности не всегда соответствует действительному положению дел. В результате появляется склонность к необоснованным переживаниям и беспокойству. Следствием становятся страхи, фобии, паники, внутренние конфликты, неврозы и другие патологические состояния психики.

Состояние тревоги сопровождается чувством дискомфорта, которое может быть кратковременным, затяжным и практически постоянным. Такое самочувствие часто определяет поведение человека в той или иной ситуации. Люди с нормальным уровнем тревожности более эффективны в решении насущных задач, уравновешены и жизнерадостны, чем те, у кого уровень тревожности высокий.

Назначение опросника

Тест был разработан Чарльзом Спилбергером в первой половине 80-х годов XX века. Методика была адаптирована для русскоязычного использования Ю. Л. Ханиным.

Чарльз Дональд Спилбергер — доктор философии, клинический психолог, известный своими работами по изучению беспокоящих состояний. При разработке теста развил теорию известного британского психолога Рэймонда Кеттела.

В её основе было заложено чёткое разграничение хронических (постоянных) и временных тревожных состояний. Спилбергер составил детальную опись состояний тревожности.

Многие из своих концепций по тревожности психолог позднее перенёс на проблемы проявления гнева. В этой теме Спилбергер добился максимальных успехов и стал признанным авторитетом.

Помимо шкалы тревоги (STAI), Спилбергером были составлены ещё несколько тестов:

  • STAS — шкала состояния гнева;
  • STAXI — оценка выражения гнева;
  • STAIC — оценка состояния тревоги у детей.

Чарльз Дональд работал над передовым психологическим проектом совместно с психологами Р. Л. Горсач и Р. Е. Люшен. Вместе они сформулировали перечень вопросов, с помощью которых человек мог самостоятельно определить степень проявления различных типов беспокоящих состояний.

https://youtube.com/watch?v=2JXiXain6S8

Методика с выявлением нескольких типов тревоги одновременно стала передовой и новаторской. Ранее такой подход не использовался. Различные анкеты, которые были введены в оборот до теста Спилбергера, были нацелены на оценку одного, конкретного вида беспокоящего состояния.

Юрий Львович Ханин — профессор, доктор психологических наук. Один из ведущих спортивных психологов. Внёс серьёзный вклад в изучение проблем влияния тревожности, стресса, эмоций в спортивных достижениях. Адаптировал методику Спилбергера для русскоязычного населения для использования в профессиональном спорте.

Применение адаптации не ограничилось спортом, тест получил широкое распространение в других сферах.

Суть теста

Определенный уровень тревоги – это естественное состояние, обусловленное жизнедеятельностью человека. Проблемы, переживания, волнения, ситуации, воспринимаемые личностью как угроза для самооценки и др. – провоцируют изменение уровня тревоги в течение дня. Тест позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к тревоге в данный момент и в перспективе, для чего разработаны 2 шкалы:

  • Опросник, оценивающий ситуативную тревожность построен на ряде утверждений, актуальность которых человек оценивает по шкале от 1 до 4, где 1 – совершенно неверно, 4 – абсолютно верно. Утверждения типа «Я спокоен», «Я встревожен», «Мне радостно» описывают состояние и настроение здесь и сейчас. Тревога, в зависимости от ситуации, может быть обусловлена эмоциями, переживаемыми в данный конкретный момент времени: беспокойство, уныние, радость, печаль.
  • Опросник, оценивающий личностную тревожность, содержит утверждения типа «Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть», «Я слишком переживаю из-за пустяков», «Я уравновешенный человек». То есть в данном случае человек оценивает состояние в течение длительного периода, для чего ему приходится делать самоанализ своего душевного состояния и личностного восприятия проблем. Если ситуативная тревожность зависит от текущего момента времени, то личностная характеризует количество тревожных ситуаций в длительный период времени, скорость и глубину их переживания.

После прохождения теста подсчитывается уровень тревожности: чем выше балл, тем выше уровень тревоги. Преимущество данного теста заключается не только в том, что одновременно оцениваются уровни тревоги в конкретный момент времени и в длительный период, но и в том, что выделяется широкий спектр ситуаций, на которые человек реагирует.

Текст теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан

Инструкция В таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.

Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.

Нет Немного Достаточно Значи-тельно Очень
1. Отвечать у доски 1 2 3 4
2. Оказаться среди незнакомых ребят 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах 1 2 3 4
4. Слышать заклятия 1 2 3 4
5. Разговаривать с директором школы 1 2 3 4
6. Сравнивать себя с другими 1 2 3 4
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросит 1 2 3 4
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 1 2 3 4
9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 1 2 3 4
10. Видеть плохие сны 1 2 3 4
11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 1 2 3 4
12. После контрольной, теста — учитель называет отметки 1 2 3 4
13. У тебя что-то не получается 1 2 3 4
14. Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 1 2 3 4
15. На тебя не обращают внимания 1 2 3 4
16. Ждешь родителей с родительского собрания 1 2 3 4
17. Тебе грозит неуспех, провал 1 2 3 4
18. Слышать смех за своей 1 2 3 4
19. Не понимать объяснений учителя I 2 3 4
20. Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем 1 2 3 4
21. Слышать предсказания о космических катастрофах 1 2 3 4
22. Выступать перед зрителями 1 2 3 4
23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 1 2 3 4
24. С тобой не хотят играть 1 2 3 4
25. Проверяются твои способности 1 2 3 4
26. На тебя смотрят как на маленького 1 2 3 4
27. На экзамене тебе достался 13-й билет 1 2 3 4
28. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 1 2 3 4
29. Оценивается твоя работа 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 1 2 3 4
31. Засыпать в темной комнате 1 2 3 4
32. Не соглашаешься с родителями 1 2 3 4
33. Берешься за новое дело 1 2 3 4
34. Разговаривать со школьным психологом 1 2 3 4
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить» 1 2 3 4
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 1 2 3 4
37. Слушать страшные истории 1 2 3 4
38. Спорить со своим другом (подругой) 1 2 3 4
39. Думать о своей внешности 1 2 3 4
40. Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах 1 2 3 4
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий