Многорукий бог шива

Шива

Шива — в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати.Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. 

Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. 

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра (представляет собой три поперечные линии, наносимые чаще всего на лоб) из священного пепла (бхасма или вибхути).

Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье.  Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или «синяя шея»; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана. Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.
 По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи.

Шива часто изображают танцующим, его именуют также «Владыкой танца» (Натараджей), что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Когда на него напал демон Муйалака (Апасмары), Шива большим пальцем ноги переломил ему хребет и, стоя на нем, исполнил космический танец, показывающий периоды разрушения и воссоздания мира. Считалось, что в качестве Натараджи, Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. 

Свиту Шивы составляют ганы — духи и демоны.

Шива — отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга — бык Нандин. 

Политические игры

«Мир Мерлина» (Merlin World) не блещет красками, как и все текстовые миры. Все красоты спрятаны в тексте.

: Онлайновую игру можно рассматривать как большой социальный эксперимент. В ней участвуют реальные живые люди, они свободно общаются и поступают так, как обычно ведут себя в местах, где их никто не может увидеть. Обманывают, воруют, выручают в трудную минуту, ставят подножки — в общем, действуют как самые обычные люди, которые хотят выделиться, но не знают как. Вы сразу включили в первый MUD строгую иерархию или потребность в ней возникла позже?

: Две самые первые версии MUD не имели никаких игровых званий и рангов — всего, что называется иерархией, — если не считать деления на разработчиков-волшебников и обычных пользователей. Ничего подобного не было до 1980 года, когда мы начали работу над третьей версией игры. Как ни странно, эта версия теперь известна под названием MUD1. Там мы впервые ввели «социальное» неравенство. Это было скорее мое решение, чем Роя. Я видел, что игроки хотят сравнивать свои достижения, а мне хотелось дать им простые и доступные цели. По существу, это и был механизм геймплея.

Я рассматривал множество вариантов, но в конечном счете выбрал подход Dungeons & Dragons — давать игрокам очки (опыт) и повышать за них уровень. Именно этот вариант, на мой взгляд, подходил лучше всего.

Кто бы мог подумать, что все красоты онлайновых игр появились из непритязательной одежки текстовых MUD-миров.

Это не значит, что другие варианты не рассматривались вовсе. Ведь не обязательно привязывать очки опыта к убийству монстров. К примеру, можно было предложить игрокам искать какие-то предметы и собирать из них «коллекцию». Однако я отклонил эту идею, поскольку подобная схема требовала в базе данных больше места для хранения информации, чем мы имели на тот момент. В те времена не было гигабайтов оперативной памяти и больших жестких дисков.

: Теперь подобная табель о рангах существует в каждой онлайновой игре и от проекта к проекту почти не меняется. Почему? Что за чудесная политическая система лежит в ее основе?

: Пожалуй, меритократия (меритократия — система, при которой положение человека в обществе зависит только от его личных способностей. — Прим. «Игромании»). При меритократии ранг в иерархии полностью отражает все достоинства и недостатки игрока. Ну и в какой-то мере ваш «возраст» — время в игре. Есть две причины, почему эта система существует практически в каждой онлайновой вселенной. Первое — она работает, это экспериментально доказано. Второе — разработчики не знают других способов или просто не хотят их искать.

Тем не менее другие способы есть. В большинстве современных игр деятельность высокоуровневых персонажей больше заключается в собирании «материала», чем в получении очков опыта и повышении игрового уровня.

: Что правда, то правда, однако «собирание коллекций» не доставляет особой радости. Часто именно на этом этапе высокоуровневые игроки покидают освоенную вселенную, поскольку жить в ней становится неинтересно.

Яма

Индийский бог смерти Яма — царь предков и окончательный судья о назначении душ. Он также известен как «сдерживающий», Претараджа (Царь призраков), Дхармараджа (Царь справедливости). В силу своей ответственности за принятие правильных решений, основанных на записях деяний человека, бог особенно связан с верховенством закона.

Яма является сыном Вивасваты, бога солнца. Его мать — Саранью-Самджна (совесть). Он не является карателем грешных душ, в отличие от богов подземного мира и мертвых, описанных в других культурах. Однако верующие боятся Яму. Страх внушают два его гигантских гончих пса. Это страшные существа с двумя парами глаз. Они призваны охранять путь, который ведет умерших к богу. Иногда собаки забирают провинившиеся или заблудшие души из мира людей.

На изображениях Яма предстает с кожей зеленого или синего цвета, облаченный в красное одеяние. Его экипаж — буйвол (или слон). В руках Ямы находится булава или жезл, сделанный Солнца, и петля, которая указывает на ловлю душ.

Яма – бог справедливых законов

Я заметила, что в мифах, связанных с Ямой, почти всегда затрагивается тема законов и общественных принципов. У Ямы было несколько воплощений, первым среди которых стал Видура. 

В облике талантливого министра, служившего царю Дхритараштре. Некогда Видура был рождён Дхармараджем, властным человеком, что совершил преступение. За убийство брахмана Дхармарадж понёс наказание, для чего и был рождён Яма в облике Видуры, мудреца и философа, жизнь которого была искуплением грех.

В этом же предании говорится о главном законе, который должен соблюдаться в любом обществе. Проступок, совершённый ребёнком до 14 лет, не является грехом. Если человек умирает, не достигнув этого возраста, Яма отправляет его в светлый из миров (своего рода рай).

Яма – верный помощник и проводник души умершего. Во все времена людей интересовала тайна загробной жизни и её существования. Согласно индийским представлениям, после гибели физической оболочки бог Агни, покровитель огня, помогает душе освободиться (пламя уничтожает тело, что стало ненужным). Затем, как рассказывается в Ведах, дух отправляется в путь через три неба, последним из которых является обитель Ямы. Именно там бог смерти принимает решение, куда отправить душу. Он судит по поступкам и помыслам человека.

Трезубец Бога Шивы

Трезубец Шивы или как его еще называют «Тришула» — это один из основных и незаменимых предметов Махешвары, то есть Великого Владыки. Трезубец Тришула – это объект власти, который подтверждает могущество Бога Шивы в множестве направлений философии и традиций индуизма. У данного атрибута есть очень глубокомысленное значение и большое число разнообразных толкований. В образах своего земного воплощения величественный Бог Шива может быть изображен с разными предметами, которые представляют собой могущество данного образа:

• тело Шивы, посыпано пеплом, символизирует истоки Вселенной, выход за пределы своего земного бытия, физического пространства, причем безо всяких мучений и страданий; • волосы Бога Шивы, которые спутались – представлены как соединение духовной, телесной физической и умственной (ментальной) силы; • Ганга, которая обитает в его длинных волосах – это не просто женщина, но жена. Она изображается с вытекающим изо рта чистым потоком воды, свободно льющимся вниз. Это можно растолковать таким образом, что Шива совместно с ней искореняет невежество, земные грехи, а взамен наделяет покоем, познаниями и просветлением;

• Луна, находящаяся в волосах Бога Шивы – толкуется как полное контролирование своей ментальности; • полуоткрытые глаза могущественного Шивы – это означает нескончаемый поток жизни, у нее нет ни истоков, ни окончания, она является циклическим и перманентным процессом, который повторяется вечно. Если Бог открывает полностью веки – это символ начала нового витка бытия, если же они полностью закрыты – весь мир умирает, для того чтобы возродиться вновь; • кобра обвитые вокруг шеи великого Шивы и символизирующая время, змеи – могут быть знаком прошлого, настоящего либо будущего времени; • чётки, выполненных из рудракши (это просушенные плоды одноименного вечнозеленого дерева) – обозначает твердость Шивы при исполнении существующих правил Вселенной и мира; • правая рука – не только дает познание и благословение Бога, но и истребляет злой умысел, невежество; • Тришула (по-другому трезубец) – обозначает все энергетические потоки Шивы (шахти) (действие (или крийя), любое желание (или ичха), знание (или джняна)); • барабан даммару – обозначает разные формы бытия (духовную либо телесную); • бык Нанди, идущий рядом с Богом – это его постоянное средство для путешествий; • шкура тигра – обозначает сокрытую энергию и контроль над своими желаниями;

Крийя йога. Общая Структура. уроки МедитацииКрийя йога. Общая Структура. уроки Медитации

Сказание о могуществе атрибута Шивы или лингама описано в одном шиваитском старом мифе, который рассказывает о данных событиях. Отдыхающий в водах безбрежного океана на гигантской змее властитель Вишну нежился и наслаждался своим покоем. Вдруг из его пупка возник прекрасный цветок растения лотоса, в центральной части которого сидел Брахма. Два Бога затеяли спор на тему, кто из них является сильнее другого, кто изначально создал мир. Их спор был окончен появлением столба ослепляющего яркого света, который выглядел как лингам – атрибут Бога Шивы. Любопытство и удивление побудило богов определить, где начинается и оканчивается этот лингам.

Для этого Брахма в образе лебедя взмыл в небо, а Вишну, выбрав воплощение кабана, спустился вниз. Их встреча состоялась лишь спустя тысячу лет, при этом цель так и не была достигнута. Оба Бога после этого признали могущество силы Шивы и его господство над их способностями, и даже сейчас учение Шивы является одним из наиболее распространенных в философских индийских направлениях. По данной причине атрибутом Шивы во многих храмах изображается лингам. Он имеет огромное значение и является главнейшей формой бога.

Реинкарнация. Путешествие Души. Древние ЗнанияРеинкарнация. Путешествие Души. Древние Знания

Символ можно часто увидеть в форме столба либо конуса, выполненных из камня. Нижнее окончание переходит в энергию йони. Она может быть изображена как овал или призма в форме треугольника.

Сказание о сотворении атрибута «лингам-йони» рассказывает о том, что прогуливающийся по лесу нагой бог Шива привлек взгляд жены одного мудреца. Тот разозлился и попросил Парвати, которая является женой Бога, чтобы она спрятала его лингам. Тогда она нашла место для него в своей йони. С той поры они все время изображаются, как одно целое. Данные символы очень ценны в индуистской религии, без них нельзя представить религиозное течение Шивы.

Полезные статьи:

— Крия Йога: что это такое;

— Крия Йога Святослав Дубянский;

— Йога-тур из Москвы в Индию;

— Йога в современном мире;

— Саи Баба;

— Мантра Йога;

-Брахма;

-Бог Рама-Третий глаз Шивы;

Атрибуты

Файл:Shiva Statue Murdeshwara Temple.jpg

Гигантская статуя Шивы в Мурдешваре

Файл:Siva.jpg

Статуэтка танцующего Шивы Натараджи

Атрибуты Шивы в его различных обликах (как в благих, так и в яростных):

  • Агни — огонь.
  • Аджагава — лук.
  • Акшамала — четки из Рудракши.
  • Анкуша — стрекало для управления слоном. Символ того, что Шива погоняет садхака в садхане.
  • Бхиндипала — копье.
  • Вина — лютня.
  • Гада — булава-жезл.
  • Ганга — небесная река, грозившая разрушить своим течением Землю. Шива подставил под ее поток голову и опутал ее волосами, усмирив тем самым течение.
  • Дамару (тамильск. от санскр. дамарин) — маленький барабанчик, символизирующий изначальный звук вселенной. Символ изначального звука или первичной вибрации, из которой получены все другие вибрации, составляющие творение. Некоторые традиции используют его как символ Бога, велящего творению появиться. Здесь Шива пробуждает творение появиться на его барабане, религиозно символизируемом как звук «дама дама дама дама». Этот звук вечно отражается в космосе, проявляя творение.
  • Данда — посох в одной из правых рук Шивы — специальное приспособленье, которое йогины используют в практике (в том числе и для смены свары).
  • Джата или Капарда — скрученные в пучок волосы на макушке.
  • Змеи — как символ контроля внутренней энергии — на голове (ею опутана джата; на руках и ногах в виде браслетов). Также символ мудрости и вечности.
  • Капала (санскр.: कपाल kapāla)— чаша из черепа.
  • Капаламала (санскр.: कपालमाला kapālamālā) — ожерелье из черепов. Существует несколько видов: три черепа символизируют Тримурти; весемь черепов — Локапалы; пятьдесят черепов — буквы санскрита (согласные).
  • Кришнамрига — Черная антилопа или лань — символ постоянного движения человеческого ума.
  • Кунда — кувшин.
  • Кхадга — меч.
  • Кхатванга (санскр.: khaṭvāṅga) — вид дубины с черепом на вершине.
  • Кхетака (санскр. kheṭaka), Кхик — виды щита.
  • Лингам (санскр. लिङ्ग, liṅga IAST) — фалломорфический образ, символизирующий бесформенность Абсолюта и творческое начало.
  • Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā, «печать, знак») — символическое, ритуальное расположение кисти руки (кистей рук). Чаще всего изображаются мудры бесстрашия или преподнесения даров.
  • Нандин (санскр. nandī, «Счастливый») — белый бык, ездовое животное (вахана) Шивы. Символизирует управляемое мужество и преданность. Также он — символ истинной или чистой (белой) дхармы, которая приносит порядок обществу и вселенной. Нанди стоит на четырех ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине.
  • Парашу (санскр. परशु paraśu) — боевой топор.
  • Паригха — дубинка с железными зубьями
  • Паша — петля-аркан
  • Пепел — бхасма или вибхути ((санскр. vibhūti विभूति). Символ отрешённости от мира.
  • Полумесяц — сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом.
  • Пустака — книга.
  • Рудракша — семена голубого кипариса, по легенде, появившиеся из слез Шивы (см. Рудракша-джамбала-упанишад). Почитаются священными, носятся в виде малы или как отдельные бусины на шее, голове, ушах, руках, поясе. Чтобы носить рудракшу, необязательно быть вегетарианцем.
  • Слоновья шкура — Слон символически представляет гордыню, поэтому одеяние из шкуры слона символически показывает на то, что Шива преодолел гордыню. Согласно Пуранам, шкура принадлежала убитому Шивой асуру, который притеснял богов.
  • Тигровая шкура — Тигр символизирует похоть и тигровая шкура, носимая Шивой, указывает на его целомудрие. Была взята Шивой у животного, насланного на него мудрецами, разгневавшимися из-за того, что их жены воспылали к Шиве страстью.
  • Тришула (санскр. त्रिशूल, triśūla IAST), трезубец, символизирует три стадии эволюции мира (создание, поддержание и разрушение), три времени (прошлое, настоящее и будущее), три гуны) и т. д.
  • Трипундра — Три линии из священного пепла (Вибхути).
  • Чиллум — Ритуальная трубка для курения чараса (высококачественного гашиша), Шива курит чиллум и медитирует созерцая высшую истину. В тот момент, когда он выходит из своей медитации, то начинает танцевать свой всеразрушающий танец, которым он уничтожает всю материальную вселенную.
  • Шакти — Энергия, Супруга Шивы.

Часто изображают танцующим, что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Танец осуществляется над телом убитого асура Апасмары.

Свиту Шивы составляют ганы — духи и демоны.

Привлекательное рядом

: Несмотря на внешнюю непритязательность, внутреннее устройство MUD может быть очень сложным, а отсутствие графики компенсируется развитым искусственным интеллектом. У вас несколько ученых степеней, в том числе в области AI. Видны там какие-нибудь подвижки — будут ли монстры умнее? А то сегодня, если раненый зверь убегает от игрока, это уже называют продвинутым искусственным интеллектом.

Любой MUD-клиент (например, Z-MUD) предложит вам на выбор с десяток увлекательных текстовых миров. И это лучшее свидетельство, что дело MUD живет и процветает.

: Да нет, что вы. Обязательно будут. Монстры в графических мирах глупы по сравнению с текстовыми мирами. Да и те могли быть умнее. Эволюцию игровых монстров сдерживает развитие железа: много компьютерных ресурсов тратится на просчет поведения монстра. Около 40% времени CPU занят планированием маршрутов — только лишь перемещением NPC с одного места на другое!

Цифра эта остается практически неизменной на протяжении десятилетий, несмотря на рост вычислительной мощности процессоров. Если вы хотите научить монстров более сложным вещам — окружать игрока, охотиться из засады, — приготовьтесь, что цифра вплотную приблизится к 100%.

И все же более умные монстры сулят столько преимуществ, что я хочу увидеть их не меньше вашего, а может, даже и больше. Как-никак, я доктор наук в области AI и занимаюсь этим профессионально.

: Расскажите тогда, в чем отличие AI в современных MMORPG от AI в MUD и от игр, рассчитанных на одиночное прохождение?

: Единственное различие между искусственным интеллектом в MMORPG (то есть виртуальных мирах с графикой) и MUD (виртуальных мирах без графики) — в масштабах. Чем больше мир, тем больше требуется вычислительных ресурсов, чтобы управлять монстрами, — вот и все.

В одиночных играх AI обычно сложнее, поскольку работает в более тяжелых условиях. Даже когда игрок ничего не делает, AI продолжает трудиться — ему ведь надо моделировать поведение другого человека.

В онлайне такие продвинутые монстры необязательны: другие игроки прекрасно справятся с ролью соперников. Мне кажется, однажды в сингле потребуется такой сложный уровень интеллекта, что придется выделить для AI собственный процессор. Это в первую очередь сильно продвинуло бы вперед игровые приставки, да и теперешним PC «усилитель AI» не помешает.

Вы говорите по-русски?

Основная масса текстовых миров англоязычна. Но есть и русские MUD, вот некоторые из них:

www.aladon.ru — «Аладон», полностью русский MUD на основе ROM 2.4. Разрешено убивать других игроков, есть дополнительные расы и классы.

http://arda.pp.ru — «Арда», мир по мотивам произведений Толкина. Здесь «умные» монстры: они запоминают обидчиков.

http://wom.multimedia.ru — Merlin World на движке ROM 2.4. 100 уровней развития персонажа, возможно добавление новых квестов и кланов. Основной язык — английский, однако много зон переведено на русский язык и общение на русском поддерживается.

www.adan.ru — «Адамант Адан», мир по вселенной Толкина.

А если вам хочется создать MUD самим, скачайте знаменитую утилиту MUD Connector (www.mudconnector.com) — она содержит великое множество MUD-заготовок!

Бог Вишну в Индии

Имя Вишну расшифровывается как «проникающий везде или объемлющий весь мир». Это верховное божество в учении вишнуизма. В философии индуизма он составляет часть триады богов Тримурти, на него возложена задача по охране мироздания. Во многих учениях индуизма этому божеству поклоняются либо прямо, либо же через Аватара – наиболее распространенными считается Рама и Кришна. Поклонники считают Бога Вишну одной из 5-ти ипостасей Бога.

Если рассматривать законы «Ману», Бог Вишну в воплощении Нараяны находится в «причинных водах», в глубоком сне, этим можно объяснить одно из его имен «обитающий в водах». Еще до сотворения Вселенной божество спит в космических просторах Молочного океана, в чистейших водах и верхом на величайшем змее по имени Ади-Шеше. Позднее из его пупочной зоны распускается великий лотос, из которого появился еще один Бог по имени Брахма – именно его считают созидателем Вселенной.

От времени сотворения мира и до его уничтожения Вишну находится в собственном божественном жилище Вайкунтхе. По его распоряжению и желанию создаются, хранятся и распадаются множественные миры. А когда вселенский оборот заканчивается, Вишну превращается в огромное солнце, ураганный ветер и нескончаемый дождь. (текст из рукописи Матсья-пурана).

Бесконечный круг появления на свет и умирания для него – божественная игра (или лила). Он поддерживает дхарму и должен бороться со злыми умыслами. Чтобы по справедливости наказать преступников и защитить добродетельных, Вишну спускается в земной мир как воплощение Аватар. Можно встретить в рукописях 10 главных аватар божества, 9 из них уже были на Земле и исполнили возложенные на них обязанности, а десятая ипостась Калки ждет своего появления в окончании Кали-юги.

В иконографии Индии божество по имени Вишну рисуется в форме обычного человека с четырьмя руками, его кожа может быть голубого или темного цвета а одеяние всегда золотисто-желтое. В каждой руке он держит определенный предмет – булаву, чакру, раковину и расцветший лотос.

Вишну можно назвать одним из наиболее популярных богов во всем пантеоне. Его традиция, названная как вишнуизм, сегодня вторая по количеству последователей во всем индуизме.

Волшебный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Любой человек хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, утаить для себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Потому-то, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает залететь «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, годится сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, ась? находится за гранью понимания. Со временем люди сумели соединить все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания

И пока что это называется одним словом — эзотерика.
Однако, стоит сразу сосредоточить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Невзирая на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых несть отрицательных последствий

Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света то есть (т. е.) Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует речь к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «включаться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, обсосать ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более по нитке познакомиться с ней и понять, как она работает.

Денежная фарт также не заставит себя долго ждать, если регулярно подавать свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну с купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить бери нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта червонец притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как барыш приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего не запрещается быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и закругляйтесь именно таким, каким родилось в воображении.

Символика и атрибутика бога в буддизме

Как и другие индийские божества, многорукое божество имеет символы, атрибуты Шивы, отражающие грани его естества. К атрибутам относят:

  • тело – осыпано пеплом, выражает начало Вселенной, которая шире границ существования;
  • заплетенные волосы – сплетение различных энергий;
  • луна в волосах – олицетворяет силу контроля над разумом и пониманием;
  • 3 глаза – луна и солнце, огонь;
  • полузакрытые глаза – бесконечность жизненных процессов; открытые глаза – зарождение жизни, закрытые – разрушение старой жизни;
  • змеи на шее и плечах – олицетворение текущего времени, прошедшего и будущего;
  • Ганга в волосах – символизирует снятие и очищение от грехов;
  • правая рука – побеждает зло, придает силу и благословение;
  • бык – верный спутник разрушителя желаний, средство для перемещения;
  • одежда из тигриной шкуры – победа над недостатками и непотребными желаниями;
  • барабан также относится к атрибутам Шивы, олицетворяет физическое и внетелесное существование;
  • ореол вокруг тела – олицетворяет Вселенную;
  • фаллос – лингам, мужское начало и плодородие;
  • оружие божества – трезубец, символизирующий 3 грани: разрушитель желаний, хранитель и создатель.

Самый распространенный символ Индии – танцующий Шива. Танец называется тандава. Каждый элемент изображения или статуэтки, каждое движение пропитано неслучайным смыслом. Основное значение – разрушение Вселенной. Образ динамичен, подвижен, некоторые жесты сплетаются в орнамент.

Ипостаси Бога Вишну

Для поддержания добра и разрушения злых помыслов, возрождения дхармы, божество Вишну по собственной инициативе может возрождаться в человеческом или животном обличье. Земная ипостась называется Аватарой, что можно перевести с санскрита как «схождение» в мир людей.

Есть пурна-аватара (полное воплощение), амша-аватара (воплощение большей части божественного), авеша-аватара (воплощено только небольшая часть силы божества)

Чтобы узнать Вишну можно обратить внимание на внешние отличия: это такие знаки Бога Вишну, как чакра, шанкха либо шриватса. В рукописи «Бгагавата-пурана» можно найти описание данных аватаров, представленное большим числом проявлений возрождения Бога

Также в священных текстах есть отличающиеся между собой перечни аватар – это десять, двенадцать или двадцать две ипостаси Вишну.

Основными аватарами божества считаются 10 маха-аватар (то есть великих), которые именуются дашаватарами. Все они имеют возможные божественные свойства, их список можно рассмотреть в «Гаруда-пуране» либо «Агни-пуране», также описание встречается в «Бгагавата-пуране». Это Матсья (рыба), Курма (черепаха),  Вараха (вепрь), Нарасимха (человек-лев), Вамана, Парашурама, Раама, Кришна, Будда, Кальки. 

Шива и Шакти

Шакти-энергия придает движение всему в этом мире, она же является праной. Шива то же самое, что «сверхум», «сверхсознание», а Шакти идентична «пране» и «энергии».

Эти же понятия подтверждаются мифами, в которых бога Шиву называют великим йогином, махайогом, победившим смерть и поведавшим людям о йогической практике. Он же являлся учителем для своей супруги Парвати, наделяя ее знаниями йоги и пранаямы. А Парвати научила людей, как можно управлять и контролировать свое дыхание.

Весь материальный мир состоит из шакти-энергии. Объясняется это просто: все, что является видимым в реальности на самом деле составляет собой плотные вибрации, которые в результате взаимодействия друг с другом создают единую материю. Значит, эта энергия является своеобразным строительным материалом, с помощью которого выстроена наша вселенная. С другой стороны, шакти иллюзорна, ее называют майей, в которой и живут все люди. Энергия создает форму, а она, по сути, и есть иллюзорная субстанция.

Каждый из нас самостоятельно решает, как именно он воспринимает формы, рядом с которыми существует

Но иногда человек руководствуется только внешним аспектом, не обращая внимание на субстанциональную часть. В таком случае следует понимать, что Шакти-майя разделяет человека от его сущности, истины

В то же время еще одной функцией Шакти можно назвать динамическое очищающее начало. Оно присуще для постоянно движущегося потока энергии. Такую силу используют для разблокировки энергетических потоков внутри человека, внесения изменений на психологическом уровне (очищение и просветление).

Именно поэтому сила Шакти считается имманентной Шиве. В его власти создать или разрушить, простить или наказать. В божественной дуальности Шивы проявляется в том числе и сила Шакти, т. к. они едины.

Если бы ее не было, то не было бы и Шивы, а он есть во всем сущем. Но для более удобного восприятия информации на уровне человеческого сознания следует разделить сущность Шивы на определенные аспекты

Важно понимать, что они продолжают являться его внутренней силой и присущи ему как творцу мироздания. В своем танце Тандаве Шива заставляет мир развиваться до полной его остановки, но это же будет означать и разрушение этого мира для создания нового

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий