Христианская символика

Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Хрисмон (хризма)

Этот знак известен многим христианам и сейчас – это греческая монограмма из первых букв имени Ἰησοὺς Χριστὸς, скрещенных в середине. Слева от монограммы написана греческая буква альфа (Ά), начинающая алфавит, а справа – греческая буква омега (ω) замыкающая его. Это соотносится со словами из Апокалипсиса «Аз есмь Альфа и Омега», и означает, что все в мире началось с Бога («И Слово было у Бога, и Слово было Бог»), и все закончится Им. Две буквы греческого алфавита символизируют полноту Бога, который всё содержит (Вседержитель), а сам не имеет начала и не имеет конца: «Сый, и прежде сый и конца не имый». Известно, что хрисмон был на штандарте императора Византии Константина – равноапостольного Святого.

Крест – символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. Терновый венец, гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Изображения

Рыба изображалась первыми христианами в катакомбах, в храмах, на утвари (например, на лампадах), печатях, одежде, в письмах. Сегодня она является элементом декора церквей. На стенах катакомб можно увидеть изображение рыбы с расположенной на ее спине корзинкой. В ней находятся хлеб и бутыль красного вина. Это символизирует образ Христа в Евхаристии, то есть в обряде причащения.

В некоторых рисунках на себе рыба несет корабль. Это является ассоциацией с христианской церковью. Три рыбы, имеющие одну общую голову, символически изображали Святую Троицу, подчеркивая ее неслиянность и в то же время нераздельность. Подобно тому, как современные верующие христиане носят нательные крестики, ранние представители этой религии носили рыбок, которые были сделаны из различных материалов, таких, как металл, камень, перламутр, стекло.

В своем произведении «О Граде Божьем» Блаженный Августин писал, что символ рыбы в христианстве – это таинственный знак Христа, говорящий о том, что в бездне смертности, словно в глубине вод, он оставался живым и безгрешным.

Культурно-эстетическая и образная символика

Хризма

Этот символ также называется «хрисмон». Он представляет собой скрещённые между собой первые две буквы греческого написания имени Христос. Уже с первых веков христианства символ использовался в мозаиках, оформлении монет и рельефов гробниц. В 4 веке по приказу христианского императора Константина Великого хризму стали изображать на римских военных знамёнах. Поводом к этому послужило чудесное знамение Креста в небе перед битвой у Мульвийского моста.

Сражение у Мульвийского моста (территория современной Италии) состоялось в 312 году. Оно было решающим в борьбе между правителями Константином и Максенцием за власть над Римской империей. Согласно преданию, накануне битвы Константин увидел в небе христианский крест и надпись «Этим побеждай». Языческий правитель принял Христа и приказал изобразить крест на своих знамёнах.

Константин одержал решительную победу над противником. Падение власти Максенция положило конец языческой идеологии Рима. При Константине империя стала христианской.

Пастырь Добрый

Это ещё один символ Христа. В Евангелии от Иоанна Спаситель называет Себя Добрым Пастырем (пастухом), который заботится о своих овцах (Ин. 10:11-16). Пастух – это аллегория Бога, Учителя и Спасителя. Овцы – это последователи Христа. “Христос любит Своих овец, ибо стяжал их Кровию Своею” (Святитель Тихон Задонский — собрание творений).

Образ Доброго Пастыря содержит притча, которую Христос рассказывает ученикам (Мф. 18:12-14). С её помощью Спаситель объясняет апостолам Свою спасительную миссию. Пастух больше всего беспокоится о заблудившейся овце и радуется, когда она нашлась. Так и Господь пришёл в наш мир именно для спасения заблудших грешников. Небеса больше радуются одному покаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые давно находятся со Христом. Сравнение Всевышнего с Пастырем присутствует также в Ветхом Завете (Иез. 34:12, Пс. 22:1).

Наиболее древние изображения Доброго Пастыря датируются 2 веком нашей эры. Христа-Пастыря изображают в виде юного пастуха со стадом овец или с найденной овцой на плечах. Она символизирует христианина, находящегося под защитой Бога. Такой образ Христа отсылает нас к будущему царём молодому пастуху Давиду из Ветхого Завета. Он неоднократно спасал своё стадо от хищников (1Цар. 17:34-36).

Виноградная лоза

В Евангелии от Иоанна Христос называет Себя виноградной лозой, а Своего Отца – Виноградарем (Ин. 15:1-5). Лоза – это Господь и Святая Церковь. Питающимися от лозы ветвями являются члены Церкви. Вместе лоза и её ветви приносят желанный плод – спасение и Вечную Жизнь.

Различные христианские символы издревле используются в оформлении храмов и церковной утвари. Орнамент с изображением виноградной лозы напоминает нам об Истине и призывает трудиться над своим спасением. То есть возделывать виноградник своей души и отсекать сухие ветви, чтобы он смог принести благодатные плоды.

Иногда также изображаются птицы, клюющие плоды винограда и пьющие вино из чаши. Это символическое изображение Евхаристии – принятия Тела и Крови Христовых.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды – такой же, как на государственном флаге Израиля. Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему – шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и восьмиконечную звезду, также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту вифлеемскую звезду, которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Что такое молитва «Верую во единого Бога»

Рассмотрим, насколько важна молитва в жизни верующего и в каких ситуациях ее читают.

Значение молитвы в жизни каждого православного

Молитва «Верую во единого Бога Отца Вседержителя» – одна из важнейших в жизни православного христианина. Она представляет собой декларацию, в которой человек заявляет, во что верит и каких духовных принципов придерживается. Ведь этот священный текст в краткой форме содержит основные постулаты христианской веры.

Когда ее читают

Символ веры произносится в следующих случаях:

  1. На литургии. Молитва – неотъемлемая часть богослужебных литургических текстов. Ее поет иерей, который совершает литургию, а вместе с ним и все прихожане. Тем самым они сообщают Господу, что веруют в Него и во всеуслышание провозглашают эту веру.
  2. При совершении обряда крещения. Во время крещения человек, принимающий христианство, также произносит молитвословие. Этим он показывает, что полностью соглашается с вероучением церкви. Если крестят ребенка, то священный текст за него произносят крестные.
  3. Во время утренней молитвы. В начале дня каждый православный христианин должен читать молитвы, перечень которых утвержден Церковью. Одна из них – символ веры. Его произносят именно утром, чтобы вслух заявить Господу, самому себе и враждебным силам о своей вере.
  4. В других случаях. На усмотрение христианина молитвословие может быть произнесено в других ситуациях. Обычно его читают, когда сомневаются в православном вероучении и хотят укрепить свою веру при различных соблазнах и попытках переубедить верующего. Также молитву произносят, чтобы наставить на путь христианства отошедшего от него человека.

Толкование

Текст молитвы «Верую» состоит из двенадцати частей. Это число было выбрано не случайно и символизирует приближенных к Христу апостолов, которых было ровно столько же. Именно они сформировали на основе слов проповеди Спасителя те постулаты веры, которые стали частями священного текста. Рассмотрим значение каждой из двенадцати частей:

  1. Первая часть молитвы провозглашает веру христианина в то, что существует Бог Отец, который сотворил весь материальны и нематериальный мир.
  2. Вторая часть декларирует веру в Спасителя, который является сыном Творца и составляет с ним нераздельное целое, исходя от него подобно свету.
  3. Третья часть говорит о двойственной природе Христа – Бога и одновременно человека. При этом уточняется, что Спаситель воплотился от Святого Духа и Богородицы и сделал это не по Своему произвольному желанию, а из любви к людям, чтобы спасти пораженное грехом человечество.
  4. Четвертая часть утверждает, что Господь умер через распятие во время правления префекта Иудеи Пилата, испытал страдания и был похоронен по существовавшему в ту пору обычаю.
  5. Пятая часть говорит о воскрешении Христа, которое произошло после трех дней Его нахождения в гробу и которое было предсказано ветхозаветными пророками.
  6. В шестой части говориться о вознесении Спасителя на Небеса и о том, что после этого Он восседает по правую руку от Отца.
  7. Седьмая часть гласит, что спаситель через некоторое время вновь вернется на землю, будет судить всех людей (и живых, и мертвых) по их делам, а затем установит Свое царство, которое будет существовать вечно.
  8. Восьмая часть повествует о вере в Святого Духа. Она гласит, что он исходит от Бога Отца и является таким же полноправным членом Троицы, как и Иисус. Также из этого раздела молитвы узнаем, что именно Дух внушал ветхозаветным пророкам их предсказания и направлял из действия.
  9. Девятая часть провозглашает веру в Церковь.
  10. Десятая говорит о крещении, которое человек принимает в надежде на прощение своих прегрешений и спасение. Также она уточняет, что креститься можно всего один раз за свою жизнь.
  11. Одиннадцатый раздел молитвословия провозглашает веру в воскрешение мертвых. Именно после него Христос будет совершать суд над мертвыми, о которых говорилось в седьмой части священного текста.
  12. Двенадцатый раздел утверждает веру в будущую вечную жизнь в Царстве, которое установит Спаситель после суда над людьми.

Другие символы

Нужно отметить, что с рыбой Отцы церкви сравнивали и самих христиан, говоря, что они последовали за Иисусом «воду вечной жизни». Так, Тертуллиан, выдающийся христианский писатель 2-3 вв., считал, что таинство воды является животворным, так как смывая ею грехи своей вчерашней слепоты, люди освобождаются для вечной жизни.

Написав о крещении, он подчеркивал, что мы те же рыбки, что вслед за «рыбой» Иисусом, в воде рождаемся и сохраняем жизнь, оставаясь в ней. Таким образом, рыба – это еще и символ крещения. Купель, в которой оно происходит по-латыни называется piscina (по-русски — «писцина»), что дословно переводится, как ««рыбный садок». А новообращенных называют pisciculi, то есть «рыбки».

Христос также рассматривает ловлю рыбы как аналогию обращению в новую веру. С этим связано и ношение папой римским так называемого кольца рыбака.

Как уже было сказано выше, изображение трех рыб, имеющих одну голову, является символом Святой Троицы. Так же, как и трех, сплетенных вместе. Еще рыба у христиан символизирует бескорыстие.

Значение креста в христианстве

Христианский крест является не только символом страданий Господа для искупления наших грехов. Это знак великой жертвенной любви милосердного Бога к падшему человеку. Крест – это оружие христиан против зла, знамя победы над грехом и смертью. Мы поклоняемся кресту не как орудию казни, а как символу торжества любви и вечной жизни. Христиане почитают крест святыней, так как следствием Распятия было Воскресение Христа, освободившее человечество от рабства греха, примирившее и соединившее человека и Бога. В «Отечнике» можно найти слова преподобного аввы Исаии, который называет крест знамением будущего бессмертия.

 Поклоняясь кресту, христиане почитают самого Господа. Образ креста имеет благодатную силу. Преподобный Иосиф Волоцкий в сочинении «Просветитель» пишет, что любое изображение креста, созданное по образу и подобию Животворящего Креста Христова, призывает благодать и святость. Святой Симеон Новый Богослов в труде «Слова» указывает на то, что нечистые духи трепещут и бегут при виде крестного знамения. Они являются отступниками и врагами Бог и не могут приближаться к тем, кто использует крест как символ Божьей любви к человеку и победы над злом. Святой Иоанн Кронштадский в книге «Моя жизнь во Христе» пишет, что «где крест, там и любовь». Он отмечает, что множество крестов в церкви призвано непрестанно напоминать нам о Божьей жертве и любви.

В религиозной жизни существует выражение «нести свой крест». Оно прочно вошло в русский язык и часто употребляется в светском контексте. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) объясняет это выражение как смиренное следование за Христом на протяжении всей жизни и безропотное перенесение скорбей, попущенных Богом в соответствии с его Промыслом. «Нести свой крест» – значит уподобиться Христу, самоотверженно довериться Его воле и тем самым спасти свою грешную душу, за которую Господь уже принёс искупительную жертву.

Появление христианских символов

Основная статья:

Христианская живопись в катакомбах святых Петра и Марцеллина (Иосиф Вильперт, раскрашенная черно-белая фотография, 1903 год)

Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает:

Ранняя Церковь не знала иконы в её современном догматическом значении. Начало христианского искусства — живопись катакомб — носит символический характер (…) Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества.

Активное использование в древней Церкви различных символов, а не иконописных образов Л. А. Успенский связывает с тем, что «для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ». Также символические образы, по его мнению, использовались как способ сокрытия от оглашенных до времени их крещения христианских таинств. Так Кирилл Иерусалимский писал: «слышать благовествование всем позволено, но слава благовествования предоставлена одним искренним Служителям Христовым. Тем, которые не могли слушать, Господь говорил в притчах, а ученикам наедине изъяснял притчи».

К древнейшим катакомбным изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы. Среди прочих символов катакомбной живописи выделяются:

  • якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр. );
  • голубь — символ Святого Духа;
  • феникс — символ воскресения;
  • орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. ));
  • павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец — символ Иисуса Христа;
  • лев — символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь — символ вечного мира;
  • лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Крестная сила

Исключением можно назвать только случаи, когда люди братались, становились назваными братьями или сестрами, меняясь крестами, или когда мать отдавала ребенку свой крест, чтобы ее защита распространялась на чадо и тогда, когда дитя вырастет и будет жить своей жизнью вдали от родного дома. Однако церковь не поощряла эти обычаи, и сейчас их уже практически невозможно встретить в нашем обиходе.

Постановка целей и Достижение цели (легко) - Удилова, Брайан Трейси, Стивен КовиПостановка целей и Достижение цели (легко) — Удилова, Брайан Трейси, Стивен Кови

Постановка целей и Достижение цели (легко) - Удилова, Брайан Трейси, Стивен КовиПостановка целей и Достижение цели (легко) — Удилова, Брайан Трейси, Стивен Кови

Постановка целей и Достижение цели (легко) - Удилова, Брайан Трейси, Стивен КовиПостановка целей и Достижение цели (легко) — Удилова, Брайан Трейси, Стивен Кови

Но можно ли считать, что христианские кресты — это своего рода амулеты? Нет. Потому что амулеты «заговариваются» на каждого конкретного человека, чтобы уберечь его от какого-то конкретного несчастья или «притянуть» к нему удачу в каком-то конкретном деле. К тому же свои амулеты нельзя никому показывать, иначе их сила пропадет, а ни один христианин не станет скрывать, что он носит крест.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В отличие от приверженцев многих языческих верований, царивших на земле во времена распространения христианства, первые его адепты не имели символов веры, не поклонялись «идолам», передавая изустно саму идею нового вероучения. Но общаться им тоже было необходимо, а излагать свои мысли письменно зачастую было небезопасно. И люди научились зашифровывать свои послания в рисунках, отводя в них немалую роль кресту, значение которого единоверцы понимали без дополнительных пояснений.

Как быть счастливой женщиной - Секреты счастья (Золушка, Удилова, Торсунов, Луиза Хей) - ПсихологияКак быть счастливой женщиной — Секреты счастья (Золушка, Удилова, Торсунов, Луиза Хей) — Психология

Поэтому нельзя считать, что крестик на груди будет работать как оберег в любом случае, защищая своего носителя от сглаза и порчи, а также прочих напастей. Чтобы Бог защищал верующего, ниспослал ему свою благодать, от человека требуется не только соблюдение внешней атрибутики, но и искренняя вера в Бога, следование его заповедям.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только триединство Бога, но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов — как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Средняя часть храма

Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.

В центре храма находится аналой с праздничной иконой. Также аналои могут стоять в месте проведения исповеди. Как правило, с северной стороны ставится канун (место поминовения усопших). В любом храме имеется образ Голгофы в виде большого деревянного креста с изображением Спасителя. Крест укрепляется на подставке в форме каменной горки. На лицевой стороне «горки» изображают череп и кости — останки Адама. С правой стороны от Христа — Богородица. По левую руку — изображение апостола Иоанна Богослова. Этот образ служит напоминанием, что все верующие, как и Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна, 19:26-27), являются детьми не только Господа, но и Божией Матери.

Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре. 

Храм внутри освещается не только естественным светом через окна, но и с помощью металлических светильников. Это крупное паникадило, подвешенное в центре храма на куполе или потолке, и паникадила приделов. В настоящее время восковые свечи на паникадилах практически во всех храмах заменены электрическими лампочками из практических соображений. Зажигают их в соответствии с богослужебным Уставом. Так, например, свет на вечерней службе гасится во время чтения шестопсалмия, когда читаются покаянные псалмы. Во время же пения Богородичной песни «Величит душа моя Господа» возжигают свечи и лампады в знак особого почитания Пресвятой Богородицы.

Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он  может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий