Ранние житийные повествования о преподобном серафиме саровском: источниковедческий аспект

Православные храмы и другие достопримечательности Сарова

Первый в России посвященный преподобному Серафиму Саровскому.

Храм во имя Сошествия Святого Духа (на Ближней пустыньке)

Расположен на берегу пруда Боровое. Построен на месте часовни, которая находилась рядом с источником преп. Серафима и купальней.

Храм преп. Антония и Феодосия и прочих отцов Киево-Печерских

Подземный. Расположен на территории монастыря. Действует с 2006 года, когда прошло малое освящение. 6 сентября 2011 года состоялось великое освящение храма архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

Церковь преп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев

Была уничтожена в советские годы, отстроена заново. Храм двухэтажный, великое освящение храма в нижнем ярусе состоялось 26 мая 2012 года. В верхнем ярусе – под куполом – расположен храм Преображения Господня, освящен 21.12.2012 г.

Надвратная церковь во имя святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.

Расположена на втором ярусе колокольни Свято-Успенского мужского монастыря. Восстановлена за 1 год (2012-2013). Освящена 14.12.2013 г.

Дальняя пустынька

Место, где жил и подвизался батюшка Серафим.

К Саровским торжествам 1903 года Дальнюю пустыньку благоустроили и возвели новую избу. После закрытия монастыря место это подверглось разрушениям.

В 90-х годах 20 столетия было решено восстановить Дальнюю пустыньку. А в 2000 году здесь уже красовалась каменная часовня с навесом. К столетию прославления преподобного старца Серафима были попытки исторической реконструкции места. Была построена деревянная изба, копия избы 1903 года,

Памятник Преподобному Серафиму Саровскому

Скульптор В.М. Клыков создал и установил свой памятник в 1991 г. на Дальней Пустыньке. Это живописное место в лесу долгие годы было служило земным пристанищем для преподобного Серафима Саровского.

Принятие иноческого пострига

Прошло восемь лет, и настала пора принять иноческий постриг. Отныне умер для мира Прохор Машнин и родился молодой монах, будущий преподобный Серафим Саровский, житие и поучения которого станут настольной книгой многих благочестивых людей. Имя Серафим, данное при вступлении в монашество, как нельзя лучше передаёт пламенность его веры.

Через год он был рукоположен в сан иеродиакона. Ежедневные службы в храме сопровождались непрестанными молитвами в остальное время. Господь сподобил своего верного раба узреть благодатные видения. Неоднократно пред ним представали ангелы Божии, и однажды во время службы было видение самого Иисуса Христа, грядущего на облаках. Такого мог удостоиться только самый ревностный служитель Божий. Это придало сил для новых трудов и монашеских подвигов. Оставляя себе лишь самое малое время для сна, он днём служил в монастыре, а ночью для молитв и бдения уходил в дальнюю лесную келью.

Краткое житие святого

 Будущий святой родился в 1754 году в Курске, в крещении назван Прохором. Его отец, Исидор Мошнин владел кирпичными заводами и строил здания. Он скоропостижно скончался, когдасыну исполнилось три года. Незадолго до этого, Исидор начал строить храм в своем городе, но успел только основать фундамент. Продолжила строительство его боголюбивая жена Агафия, как и ее супруг, отличающаяся милосердием.

Интересный фактНазвание храма, построенного родителями Серафима: Сергиево-Казанский Кафедральный собор. Несмотря на богоборческое время, храм не только сохранился, но и был действующим, исключая период с 1934 по 1942, когда его закрыли по распоряжении властей. 

 Божественное попечение

Хранит Господь души преподобных Своих (Пс. 96:10). 

Когда семилетний Прохор, с матерью осматривали колокольню будущего храма, он, взобравшись на вверх, оступился и рухнул с высоты, но выжил,не получив увечий.

Спустя несколько лет Прохор серьезнозаболевает, но явившаяся во сне Богородица предсказывает исцеление.Когда проносили чудотворный образ «Знамение» через двор Мошниных, Мать вынесла больного ребенка, и поднеслак иконе. Предсказание сбылось, и Прохор быстро выздоровел.

Встреча с затворником

 В семнадцатилетнем возрастеотправляется пешком в Киево-Печерскую Лавру, чтобы почтить основателей монашества на Руси преподобных Антония и Феодосия. Также онбеседует с затворником Китаевой пустыни Досифеем, и получает благословение на монашество. Прохор возвращается в Курск, и спустя несколько месяцев уходит в Саров. 

Житие преподобного  Серафима  так  описывает  наставление  затворника  Досифея  будущему  старцу: 

Первые годы в Сарове

В обители Прохор исполняет различные послушания – на кухне печет хлеб и просфоры, в столярне обрабатывает дерево, помогает в келии старца Иосифа. В свободноевремя он ходит в безлюдные места для молитвы.

Чудесное исцеление

После двух лет пребывания монастыре Прохор заболевает водянкой. Мучительная болезнь продолжалась три года, однако святой, несмотря на уговоры братии, отказывается от земной помощи лекарей, уповая на Верховного Врача. Терпя ужасные боли, он никогда не роптал. Сама Царица Небесная, явившись вместе апостолами Петром и Иоанном,ипроизнеся: «Сей от Рода Нашего», исцеляет святого. 

18

Августа
2786 года

День пострижения Прохора Мошнина в монашество с новым именем Серафим. 

Видение Господа на литургии

В Великий Четверг, во время Малого Входа, когда иеродьякон Серафим осенял орарем молящихся,   он увидел, как сам Христос, идя по воздуху с ангельскими силами, остановился возле амвона, благословил молящихся, и пройдя сквозь Свой образ в иконостасе, скрылся в алтаре. Монахи, увидев оцепеневшего и светящегося Серафима, отнесли его в Алтарь, в котором он простоял три часа, ничего не говоря, а его лицо менялось от восторга созерцаемого.

2 сентября 1793 года –  Серафима рукополагают в иеромонахи. Серафим с разрешения духовника,      уходит в лес, и строит келью, обустраивает огород, где выращивает траву «сныть», которой   питается   весь год. Раз в неделю он возвращается в монастырь, чтобы причаститься Святых Тайн, а на следующий день снова уходит в лес.

Стояние на камне и нападение разбойников

Моления на камне прп. Серафима Саровского.

Дьявол наводит на старца сильную мысленную брань – уныние. Что бы победить врага, становиться на камень и 1000 дней и ночей, произнося молитву мытаря:

Проиграв мысленно, дьявол посылает к нему злых людей. Грабители, надеясь найти у старца деньги, сильно избивают его, но не находят ничего ценного. Старец прощает их, уговорив власти не наказывать своих обидчиков. По возвращении отца Серафима в обитель, его вновь исцеляет Богоматерь. Окрепший старец уходит в лес.

 Возвращение в монастырь, старчество

Три года иеромонах Серафим проводит в полном молчании. По просьбе нового настоятеля Нифонта, Серафим после 15-ти летнего отшельничества возвращается в монастырь, затворяется в кельи, не выходя из нее и продолжая молчать.

Однако «не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф. 5:14,15). 

Неугодно Богу, чтобы те великие дары, который приобрел Серафим, были зарыты в землю, как талант из притчи, но послужили множеству людей для спасения. По повелению Богородицы отец Серафим принимает обязанность старчества. Тысячи людей разных сословий приходят за советом и утешением. Каждого он встречает пламенеющей любовью, кланяясь в ноги и ласково говоря:

Детство и юность Серафима Саровского

Привычное всем слово биография в церковной практике заменяется на более точное – житие. Действительно, это емкое слово охватывает куда больше: и всю жизнь от рождения до смерти, и ее духовную основу, и обетование жизни вечной. И уже по тому, что происходит в этом житии, можно судить об особом Божием произволении о будущем святом.

Родился Серафим Саровский 19 июля 1754 года и был наречен Прохором. Надо сказать, что долгое время в его биографии стояла другая дата – 1759 год, и она встречается в некоторых статьях до сих пор.Последнее десятилетие велись исторические изыскания, было изучено немало архивных документов, и на данный момент сошлись на официальной дате рождения – 1754 год.

Родился Прохор в городе Курске, в семье купцов Мошниных. Исидор и Агафья люди были набожные и честные. Отец был владельцем кирпичных заводов и занимался строительством. Незадолго до смерти он заложил собор во имя преподобного Сергия, но вскоре умер, оставив вдову с трехлетним сыном. Примечательно, что архитектором плана храма был знаменитый Растрелли, а в 1833 году собор стал кафедральным.

После смерти Исидора строительство возглавила его вдова Агафья, женщина очень умная и добрая. А еще она была поистине богобоязненная, много молилась и помогала бедным и неимущим. Сына Прохора она воспитывала в вере искренней и доброте, приучила его и к молитве.

Агафья почувствовала и нечто особенное в своем сыне – уж очень он тянулся к Богу. Как-то раз по делам стройки Агафья Мошнина ходила вместе с Прохором в собор

Оказавшись на самом верху строившейся тогда колокольни, мальчик перевесился, оперся о перила, чтобы посмотреть вниз, и по неосторожности упал на землю. Испуганная мать с ужасом сбежала вниз, не чая найти сына живым, но, к величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым

Сын рассказал ей, что его Ангел на крыльях опустил. Мать тут же слёзно возблагодарила Бога и поняла, что сын Прохор Богом храним.

Когда Прохору исполнилось десять лет, его начали учить церковной грамоте. Он был крепким мальчиком, умным, но при этом проявлял кротость и смирение. За учебу взялся с охотою, да вдруг сильно заболел.

В сонном видении Прохор увидел Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Проснувшись, он рассказал это видение своей матери. И тут случилось чудесное событие. В это время в Курске шел Крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Вдруг начавшийся сильный дождь «заставил» Крестный ход зайти во двор Мошниной. Пользуясь этим случаем, Агафья вынесла больного сына, чтобы приложить к чудотворной иконе. Заметили, что после этого Прохор стал поправляться и вскоре выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его. Учение свое Прохор продолжил после исцеления с усердием и особенно полюбил чтение Библии и духовных книг.

Старший брат Прохора, Алексей, занимался торговлею и имел свою лавку в Курске. Прохору приходилось помогать ему, учиться вести торговлю. Но к этому занятию не лежало его сердце. Все свое свободное время юноша старался посвятить Богу, почти каждый день стремился посещать храм. А так как торговля в лавке занимала значительное время, он вставал раньше других и спешил к ранней обедне.

Так он и возрастал в духовной жизни, а в семнадцать лет изъявил желание оставить мир и вступить на трудный путь иночества. К этому времени и сердце матери созрело отпустить его на служение Богу. И вот когда настал день прощания, Прохор помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил её родительского благословения. Агафья дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, и благословила его медным крестом. Этот крест – материнское благословение – батюшка Серафим носил на своей груди всю жизнь, до самого часа смертного.

Наставления Серафима Саровского мирянам

При жизни к Серафиму Саровскому приходило много страждущих, ищущих наставлений. И они обязательно получали его. Но были и те, кто от всего сердца хотел узреть батюшку своими глазами и услышать его голос даже не имея каких-то серьезных проблем. Но даже для них старец находил слова утешения, давая общие советы, которые помогали всем, вне зависимости от жизненных обстоятельств.

И самое главное, по мнению батюшки – это должна была быть каждодневная память о Боге. Для этого он рекомендовал непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

В завершение статьи хотелось бы лишний раз напомнить о сердечности святого. Будучи великим молитвенником, добровольно взявшим на себя большое количество подвигов ради Христа, он тем паче понимал слабую природу человеческую и нерешительность большинства людей. Потому и давал такое молитвенное правило, которое действительно было многим по силам.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Спорные мнения

Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается с чётками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях — и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде (и «староверским» медным литым крестом). Лестовка, по которой молился св. Серафим, сохранилась среди его личных вещей.

Согласно некоторым источникам, известные сложности с канонизацией Серафима Саровского были связаны именно с его симпатиями к старообрядцам. Высказывались предположения о происхождении старца или из единоверцев, или из криптостарообрядцев, с последующим переходом в «импровизированный» вид единоверия.

Снимок почерка

Серафим Саровский вообще никаких письменных сочинений после себя не оставил. В жизнеописаниях, написанных после смерти Серафима, после 1833 года, вопрос о старообрядчестве не фигурирует. В более позднем издании 1863 года, через 30 лет после смерти Серафима, составителем и редактором этой книги был цензор Н. В. Елагин, прославившийся своими вольными «благочестивыми» и патриотическими вставками и бесцеремонным редактированием текстов, появляются «беседы Серафима» со старообрядцами, «рассуждения Серафима» о старообрядчестве; в одной из таких бесед Серафим учит: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божьей!».

Литература

  1. Степашкин В. А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. — 3-е издание, испр. и доп. — Саров: ЗАО «ИНФО», 2009. — 264 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89269-010-2.
  2. «Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима». М., 1831 г.
  3. «Сказание о подвигах Серафима» // журнал «Маяк», 1845 г. Т. XVI
  4. «Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима». СПб., 1849 г. (составлено по рассказам иеромонаха Иоасафа учителем гимназии Н. Е. Андреевским)
  5. Архимандрит Сергий «Сказание о старце Серафиме». 1858 г.
  6. Елагин Н. В. «Житие» преподобного Серафима Саровского. 1863 г.
  7. Чичагов Л. М., священник «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». 1896 г.
  8. Кедров Н. И. Народный богомолец преподобный Серафим, старец Саровский. — М., 1903
  9. Денисов Л. И. «Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, саровского чудотворца» С историческими очерками Саровской пустыни и женских монастырей, основанных под благодатным воздействием препродобного Серафима. С приложением: I) Тропаря, кондака и двух молитвенных воззваний к преп. Серафиму; II) Стихотворения, посвященного памяти преп. Серафима; III) Справки из архива Курской духовной консистории; IV) Указания пути в Саров из разных местностей России. С 60 рисунками, 8 миниатюрами, двумя планами (Саровской пустыни, Дивеевского монастыря) и картой путей в Саров. Составил Л. И. Денисов, действительный член Московского Общества Любителей Духовного Просвещения. Москва. Издание книгопродавца А. Д. Ступина. 1904.
  10. «Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима Саровского чудотворца». Типография Т-ва И. Д. Сытина, Валовая улица, свой дом, Москва, 1903 г.
  11. Преподобный Серафим Саровский: Жизнь, чудеса, святыни / Авт.-сост. А.Мацуркевич. М.: Русь-Олимп, Эксмо, 2011. 352 с., ил., Серия «Подарочные издания. Мир православия», 3 000 экз., ISBN 978-5-699-48039-5
  12. Протоиерей Всеволод Рошко. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Исследования и материалы. М., 2001.
  13. Протоиерей Сергий Ильин. Учение прп. Серафима Саровского о Святом Духе.— М.: Лествица, 2003.— 256 с.
  14. Сергей Нилус. Дивеево. Поездка в Саровскую пустынь и Серафимо-Дивеевский женский монастырь.— М.: «Артос-медиа», 2007.— 190 с.
  15. Акафист преподобному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу. Синодальная типография. Москва. 1904.

Что говорил святой о последних временах

Достаточно долгое время за предсказания прп. Серафима о конце мира принимали собственные рассуждения Мотовилова, помещенные в его записках.

Из сохранившихся слов святого, по крайней мере, известно, что подобные разговоры он вел неохотно. Митр. Вениамин (Федченков) приводит случай с одним монахом, который спрашивал святого о том, не ныне ли уже наступает конец мира. Старец отвечал:

Участь христиан последних времен, говорил святой, будет незавидной, ибо они испытают на себе самое страшное – богооставленность, подобную той, что ощутил Сын Божий на Кресте. Однако, не нужно совершенно отчаиваться: произойдет это лишь на краткое время перед самым Пришествием Христовым.

Об антихристе 

Известное многим пророчество о рождении антихриста в России «в городе, называемом Москво-Петроградом», как утверждают историки, не имеет отношения к святому. Рассуждение принадлежит Н.А.Мотовилову.

Предсказания о пришествии антихриста, которые можно считать подлинными словами преподобного, относятся не ко всей России, а к любимой старцем Дивеевской обители.

Прп. Серафим Саровский на фоне Дивеевской обители

Например, известны слова, не раз сказанные инокиням: «До антихриста не доживете, а времена антихристовы переживете». Это может пониматься, как предсказание наступления времени гонений, что полностью сбылось после революции 1917 г. Вместе с тем, эти «антихристовы времена» — еще не собственно конец мира. Можно сказать, что преподобный понимает «антихриста» в том же смысле, что, например, ап. Иоанн Богослов, называющий так всякого противящегося Господу (1 Ин. 2:18).

Обращаясь к последним временам, предшествующим уже концу мира, св. Серафим говорит о расширении обители, ее благосостоянии, но на очень короткое время. Затем всех христиан ждут такие гонения, что «Ангелы едва будут успевать брать души». Наконец, придет сам антихрист, но войти в монастырь не сможет, ибо «Канавка будет вам стеною до небес». Речь идет о Святой Канавке вокруг монастыря, вырытой по повелению святого и называемой им «стопочками Царицы Небесной». Смысл этого пророчества в настоящее время неясен.

О конце света и своем воскрешении

Существует множество преданий о том, что прп. Серафим предсказывал свое воскрешение накануне конца мира, а также то, что после этого он будет проповедовать всемирное покаяние, вернувшись в Дивеевскую обитель. Источником подобных легенд является книга С.А.Нилуса, основанная на «Записках» Н.А.Мотовилова, и, кроме того, письма Н.А.Мотовилова к императору Николаю I.

Понимание этого предания различны.

  • Буквальное, речь идет о реальном воскрешении святого перед концом света.Современные духовники, например, прот. Димитрий Смирнов, указывают, что буквальное понимание воскрешения Серафима накануне Второго Пришествия не согласуется с Писанием. По словам священника, в нем ясно говорится о пришествии перед концом мира пророков Еноха и Илии, возможно, Иоанна Богослова. Но никаких других указаний на воскрешение отдельных святых до Пришествия Христова Писание не содержит.
  • Пророчество может быть понято, как предсказание о втором обретении мощей преподобного, которое состоялось в 1991 г.; 1 августа, в годовщину канонизации святого его мощи торжественно перенесены в Дивеево, где, по слову прп. Серафима, «среди лета запели Пасху». Это действительно было возвращение в любимую обитель. Само обретение мощей, конечно, способствовало обращению людей к вере, покаянию.

О всеобщем воскресении святой говорил вполне согласно с церковным преданием. Он советовал избегать житейских попечений, молиться, готовить свою душу к встрече с Господом:

Может быть, мы дожили до последних времен, о которых предсказывал преподобный. Возможно, Господь отсрочит последний Суд, дав время на покаяние. Но житейские бури проносятся одна за другой, пугая, смущая. А потому для всех, желающих, подобно современникам старца, узнать, не наступает ли уже конец, актуален его кроткий совет:

«Оградись молчанием и внимай себе».

Наталья Сазонова.

Канонизация Преподобного Святого Серафима Саровского

Почитание великого подвижника быстро распространилось среди русских людей, однако церковные власти не торопились причислять Серафима Саровского к лику святых. В книге А. А. Иконникова-Галицкого «Святые русской земли», читаем: «Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев не мог допустить, что в народе живет какая-то вера, не прописанная в циркулярах его ведомства». Канонизировали преподобного Серафима лишь в 1903 году, по личной инициативе царя Николая II.

Дело в том, что последний русский император случайно узнал от архимандрита Серафима (Чичагова), позже прославленного в лике священномученика, о пророчестве преподобного. У ученого монаха дочь была насельницей Дивеева монастыря — объекта особой заботы Саровского старца. В пророчестве говорилось, что к власти придет царь Николай II, что вторая половина его правления будет более удачной, чем первая, и что он, Серафим Саровский, сам потом прославит того царя, который прежде прославит его. Императрица страстно молилась святому Серафиму Саровскому о наследнике.

Через год после того, как Серафима Саровского причислили к лику святых, в царской семье родился долгожданный сын… А через много лет всю царскую семью и Николая II тоже причислили к лику святых. Выходит, сбылось пророчество преподобного.

С самими мощами святого случилось еще одно чудо. Через несколько лет после революции, в 1922 году они были вынесены властями из обители и, казалось, пропали безвозвратно. Прошло более полувека и вдруг в 1990 году останки святого обнаружились в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Ныне они вновь покоятся в женском монастыре в Дивеево, рядом с городом Саров.

Серафим Саровский: годы жизни — когда он жил

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил — Российская Империя — пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

Литература

  1. Степашкин В. А. Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. — 3-е издание, испр. и доп. — Саров: ЗАО «ИНФО», 2009. — 264 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89269-010-2.
  2. Степашкин В. А. Серафим Саровский. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 587 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей)
  3. «Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима». М., 1831 г.
  4. «Сказание о подвигах Серафима» // журнал «Маяк», 1845 г. Т. XVI
  5. «Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима». СПб., 1849 г. (составлено по рассказам иеромонаха Иоасафа учителем гимназии Н. Е. Андреевским)
  6. Архимандрит Сергий «Сказание о старце Серафиме». 1858 г.
  7. Елагин Н. В. «Житие» преподобного Серафима Саровского. 1863 г.
  8. Чичагов Л. М., священник «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». 1896 г.
  9. Кедров Н. И. Народный богомолец преподобный Серафим, старец Саровский. — М., 1903
  10. Денисов Л. И. «Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, саровского чудотворца» С историческими очерками Саровской пустыни и женских монастырей, основанных под благодатным воздействием преподобного Серафима. С приложением: I) Тропаря, кондака и двух молитвенных воззваний к преп. Серафиму; II) Стихотворения, посвященного памяти преп. Серафима; III) Справки из архива Курской духовной консистории; IV) Указания пути в Саров из разных местностей России. С 60 рисунками, 8 миниатюрами, двумя планами (Саровской пустыни, Дивеевского монастыря) и картой путей в Саров. Составил Л. И. Денисов, действительный член Московского Общества Любителей Духовного Просвещения. Москва. Издание книгопродавца А. Д. Ступина. 1904.
  11. «Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима Саровского чудотворца». Типография Т-ва И. Д. Сытина, Валовая улица, свой дом, Москва, 1903 г.
  12. Преподобный Серафим Саровский: Жизнь, чудеса, святыни / Авт.-сост. А.Мацуркевич. М.: Русь-Олимп, Эксмо, 2011. 352 с., ил., Серия «Подарочные издания. Мир православия», 3 000 экз., ISBN 978-5-699-48039-5
  13. Протоиерей Всеволод Рошко. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Исследования и материалы. — М., 2001.
  14. Протоиерей Сергий Ильин. Учение прп. Серафима Саровского о Святом Духе. — М.: Лествица, 2003. — 256 с.
  15. Сергей Нилус. Дивеево. Поездка в Саровскую пустынь и Серафимо-Дивеевский женский монастырь. — М.: «Артос-медиа», 2007. — 190 с.
  16. Акафист преподобному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу. Синодальная типография. Москва. 1904.

Молитва о счастливом замужестве

Серафим Саровский — покровитель браков. К этому святому обращаются с просьбой устроить судьбу одинокие девушки. Издавна известно, что, для того чтобы получить помощь, одной молитвы недостаточно. Молитва будет действенной, если ее прочитать на воду. А для этого лучше всего подойдет живая вода – родниковая.

Взяв литр воды, начитайте на нее молитву, при этом поставьте возле сосуда зажженную церковную свечу и иконку Серафима Саровского. Подготовленную таким образом воду нужно пить, а также кропить ее свою кровать и комнату.

Конечно, не стоит забывать, что главный атрибут такой просьбы — вера в Бога и уверенность в том, что чудо произойдет, и вы встретите свою судьбу.

Считается, что Серафим Саровский — покровитель поздних браков, поэтому к нему часто обращаются те, кто уже потерял всякую надежду устроить свою судьбу. Если вам за 30 лет или более, а вы все еще одиноки, обратитесь отцу Серафиму и будьте уверены, что искренняя молитва будет исполнена.

Очень сильной помощью будет молитва матери, которая желает, чтобы ее дочь вышла замуж, ведь Господь принимает любую просьбу матери за своего горячее любимого ребенка.

Детские годы Святого Серафима Саровского

Младший сын Исидора — Прохор — появился на свет в 1759 году. Он видел грандиозную эту стройку с самых младых своих лет. Рос православный храм, и рос мальчик. Их судьбы чудным образом переплелись. Однажды его мать поднялась с ним на самый верх строящейся колокольни. Прохор перевесился через строительные леса и, не удержав равновесия, сорвался вниз.
Агафия с криком ужаса кинулась по лестницам, и когда сбежала вниз, увидела, что ее сын, живой и невредимый стоит на земле. Долго люди потом говорили, что не иначе как божья сила спасла мальчика от верной гибели.

Прошло три года, и вновь случилось чудо. Прохор тяжело заболел, он практически был уже почти при смерти. Однако в забытьи он увидел Пресвятую Богородицу, которая пообещала скорое избавление от болезни. Так и случилось. Через несколько дней по Курску шел крестный ход с чудотворной иконой Богородицы. Недавний дождь так расквасил дорогу, что монахам пришлось свернуть с привычного пути во двор Агафии. Пользуясь этим случаем, Агафья вынесла больного сына на двор, приложила к чудотворной иконе и поднесла под ее осенение. Заметили, что с этого времени Прохор начал поправляться в здоровье и скоро совсем выздоровел.

Биография

Научившись читать, Прохор погрузился в духовный мир основной христианской литературы: Священного Писания, богословия (содержащего ежедневный цикл богослужений), Псалтири и жития святых. Он проводил все время в церкви (где служения продолжались по много часов каждый день) и думал только о Боге и духовном мире.

Уже тогда он решил, что станет монахом. В девятнадцать лет, совершая паломничество по святым местам Киева, он получил совет святого затворника Досифея — отправиться в Саров; и через короткое время это то, что он сделал—провел остаток своей жизни в этом замечательном монастыре.

Саровская пустынь была основана в начале восемнадцатого века старцем Иоанном. Монастырь всегда оставался местом суровой аскетической жизни, в то же время передавая древнюю монашескую традицию внутренней духовной деятельности.

Великое монашеское возрождение, вдохновленное великим старцем Паисием Величковским и его учениками в конце XVIII века, принесло такие замечательные духовные плоды (особенно ясновидящие старцы Оптинского монастыря) именно потому, что русская земля была заранее подготовлена нерушимой традицией монашеской борьбы и духовной жизни.

В Сарове Серафим прошел монашеский период испытания: был поставлен в послушание духовному отцу и работал в различных местах — например, в хлебопекарнях, плотницкой мастерской, на рубке дров, изготовление свечей. В дополнение к тяжкой монашеской дисциплине, он был тяжело болен в течение трех лет—испытание, которое он перенес со смирением и верой в Бога— пока не был исцелен видением Божией Матери ( как в детстве).

Когда Серафиму исполнилось 27, он был пострижен в монахи, а через несколько месяцев рукоположен в сан диакона. Он прослужил на этой должности почти семь лет, глубоко вникая в смысл церковных служб. Часто он видел ангелов; однажды, в Великий четверг, стоя перед Царскими Вратами посреди Литургии, он увидел самого Христа в воздухе, окруженного ангелами. Не в силах продолжать службу, он был уведен и несколько часов простоял в экстазе.

В возрасте тридцати четырех лет он был рукоположен в священники, а на следующий год его старший наставник, игумен Пахомий, на смертном одре вверил преподобному Серафиму духовное руководство сестер близлежащего Дивеевского монастыря. Как раз в это время он Серафим получил благословение нового настоятеля начать жизнь отшельником в лесу вокруг Сарова.

Здесь, в маленькой хижине он много трудился, молился, читал священные писания и жития Святых Отцов. По воскресеньям он приходил в монастырь на Литургию и причащался, возвращаясь в лес с запасом хлеба на неделю.

В 1807 году умер его последний наставник, игумен Иосиф, и святой Серафим ушел в абсолютное уединение, отказавшись видеться с кем-либо и сохраняя абсолютное молчание в течение трех лет. Он больше не приходил в монастырь даже на воскресные богослужения, терпеливо выдерживая Великий Крест полной изоляции и молчания. Затем он вернулся в монастырь, но и там продолжил свое уединение и молитву. За это время он получил видения небесных тайн, созерцая небесные обители со многими святыми.

После пяти лет уединения в монастыре преподобный Серафим по особому откровению открыл дверь своей кельи для всех желающих, но продолжал свои духовные занятия, не обращая внимания на посетителей и не отвечая на их вопросы. В 1825 году Богоматерь вновь явилась ему и благословила вернуться в свою лесную келью.

Последние восемь лет своей жизни преподобный Серафим жил в Саровском лесу и принимал тысячи паломников, приходивших к нему просить его помощи и духовного совета. Теперь святой проявился как ясновидящий Чудотворец. Он не оставлял без внимания никого из посетителей. Серафим находился в постоянном контакте с высшим миром; всего двенадцать раз ему являлась сама Богоматерь. Он скончался на коленях перед иконой Божией Матери 2 января 1833 года.

Осталась в родном Православии

Моя история – возвращение блудной дочери. Стала я женой иностранца, да еще иной религии. Только, что называется, задним числом стала осознавать, насколько непродуманным было мое решение. К тому же нарушением апостольских правил о браках православных с иноверцами. Но тогда духовно я была слепа.

Очаровали в избраннике его доброжелательность, общительность, состоятельность, любовь к детям и желание их иметь. А после свадьбы новоявленный муж стал просить, а затем и требовать принять его веру. Противостоять было крайне тяжело, так как я была от него финансово зависима. В ход пошли угрозы, шантаж, устрашения, вплоть до рукоприкладства.

И я стала молиться мученику Евгению Родионову, который в чеченском плену не поддался на уговоры принять ислам ценой своей жизни. И получала силы и желание бороться за себя и веру.

К слову, моя подруга накануне моей свадьбы и отъезда за границу вручила мне песочек с канавки Серафима Саровского. Меня согревали и утешали пророчества батюшки Серафима: «Везде пройдет враг, а у канавки остановится». А у меня была частичка канавки, и значит, «враг не пройдет».

Так и случилось по молитвам Царицы Небесной, преподобного Серафима Саровского, воина-мученика Евгения Родионова. С их помощью я стала прихожанкой храма Московского Патриархата.

Татьяна

Чудеса по молитвам отца Серафима

За свою любовь к Богу и подвиги подвижничества Отец Серафим получил от Господа дар исцелять людей, а также предрекать важные события. Он знал все о прошлом и будущем, давал мудрые советы, помогал побороть трудности. Иногда то, что он советовал, казалось людям странным и непонятным, но те, кто в точности исполняли предсказанное, убеждались в дальнейшем, что все, что сказал отец Серафим, имеет смысл.

Серафим Саровский — покровитель чего? К нему шли за советом и с просьбой, он помогал в лечении телесных и душевных хворей, а иногда советом предотвращал беду.

Всем, кто обращался к нему, он помогал молитвой и водой из чудотворного родника. Зафиксировано много случаев излечения безнадежных больных целебной водой отца Серафима.

После смерти святого целебный родник продолжает творить чудеса. Его вода воистину лечебна, она возвращает к жизни, дарит здоровье и душевное спокойствие.

Однако главное чудо, которое осталось после святого Серафима Саровского, – это молитва. Издавна известно, что люди, наделенные определенными способностями, не лечат сами, они через молитву посылают свои просьбы Богу, который, любя их, исполняет прошения. Святой Серафим Саровский и сейчас молится за всех нас перед Богом, поэтому чудотворная молитва этого старца исполняет желания, спасает в трудную минуту, помогает преодолеть беду.

Нападение на Серафима Саровского и его кончина

Старец обладал большой физической силой, несмотря на преклонные года. Он сам управлялся по хозяйству, но когда на него напали разбойники, требуя денег, он не стал давать отпор им. Злые люди сильно избили старца, оставив его еле живым.

С большим трудом он добрался до Саровского монастыря. Врачи,
осмотрев его, удивились, что он выжил с такими ранами. Святой отказался от
врачебной помощи, вскоре поднялся. Но уходить обратно в келию уже не было сил.
Спина его согнулась, ноги еле передвигались.

Несколько лет перед кончиной он прожил в монастыре. Однажды из его келии раздался запах гари. Все знали, что святой говорил, что при его жизни пожара не будет, а вот смерть его обнаружится через пожар возгорание келии. Так и случилось.

Братья взломали келию старца и нашли его стоящим на коленях
перед любимой иконой Божией Матери «Умиление». Преподобный был уже в ином мире
душой. А тело его источало благоухание.

Похоронили его в Саровском монастыре. Отовсюду к его могиле стекались люди.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий