2 мнения относительно того, можно ли увидеть серафимов и херувимов

Внешний вид[править | править код]

Художникам прошлого было крайне трудно вытянуть из туманных пояснений Исаии и Дионисия точный зрительный образ серафимов, который, казалось, уходил корнями в облик существовавших ранее духовных существ родом из сирийских мифов, датировавшихся первым тысячелетием до н. э., или в иконографию Вавилона и Ассирии, откуда во всем своем правдоподобии первых представлений об ангелах мигрировал в Иудейский и Христианский мир.

Согласно толкованию Антония Великого,

Серафим, котораго видел Пророк Иезекииль (Иез. ), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвертое — лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжелые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.Добротолюбие,Т1, Наставления Антония Великого

В отличие от лазоревых, четырёхкрылых херувимов шестикрылые серафимы изображаются в иконографии, как правило, огненным, алым цветом.

Характер

Характер имени Серафима довольно своеобразный и противоречивый. Часто эта девушка сама не знает, чего хочет. Это можно заметить по меняющемуся поведению, когда она так страстно чего-то желает, но, получив это, не испытывает радости, хотя скрывать свои эмоции эта девушка не привыкла. В своих стремлениях она часто импульсивно, совершает необдуманные поступки, ее цели и желания – это скорее прихоти или капризы. Рано или поздно ей придется со всей серьезностью и ответственностью относиться к своим желаниям.

Взрослея, Серафима сохраняет свойственные ей в детстве черты характера. Даже взрослой женщине будет свойственна детская простота, непосредственность, наивность и чистота проявления эмоций. Эти черты характера трудно вяжутся с внешней экстравагантностью Серафимы. Но узнавая ее поближе, окружающие понимают, что в этом есть определенное присутствие показушности. Серафима относится к категории людей, которые не любят брать на себя ответственность за совершение любых действий и поступков, что весьма негативно принимается окружающими. Фиму нельзя назвать человеком слова, она нередко пренебрегает данными обещаниями, не выполнят обязательства, часто опаздывает. Но спасает эту девушку ее прекрасная коммуникабельность и способность нравится людям. Она умеет найти подход к каждому человеку, завоевать его расположение, поэтому у неё всегда много друзей.

Характер значения имени Серафима определяется временем года, когда девушка родилась. Зимняя Фима – эта непостоянная особа, которая не знает, чего хочет, неуравновешенная и эксцентричная. Может стать фотомоделью закройщицей, парикмахером. Рожденная осенью, Сима расчетлива, решительна и собрана. Такие качества позволяют ей стать бухгалтером и экономистом. Весенняя Фима очень тонкая, нежная, ранимая натура, которая остаётся при импульсивности и эмоциональности отзывчивый и добродушной. Ей подходят профессии врача, фотографа, художника. Чрезмерная эмоциональность отличает летнюю Симу, которая может страдать от нервных расстройств.

Архангелы[править | править код]

Арха́нгел (греч. αρχι- — «главный, старший» и άγγελος — «вестник, посланец») — в христианских представлениях старший ангел. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.

По классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). По другой, более древней классификации — в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) — существует семь Архангелов:

  • Михаил — главный Архангел,
  • Гавриил — страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям.
  • Рафаил — поставленный над духами людей,
  • Уриил — властвующий над небесными светилами,
  • Рагуил — подвергающий наказаниям мир светил,
  • Сариил — начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех,
  • Ремиил — поставленный над душами, восходящих к Богу.

Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.

Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В Книге Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва(† 1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие четьи-минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середины XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit». (Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.)  Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена — из откровения Амадея Португальского. Первое имя — Варахиил — встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов» (между II и VIII/IX вв.) — 14, 17 глава: «Бараки*эл (Варахиил), который управляет молнией», а имя Иегудиил не встречается вообще нигде, кроме откровения Амадея.

Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно неканоничной книге Библии, Третьей книге Ездры, Селафиил и Уриил являются только ангелами, и никак не архангелами или херувимами или серафимами.

В Православной церкви можно наблюдать изображения следующих Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшего за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившего как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Характеристика[править | править код]

В ангельской иерархии серафимы находятся выше, чем рядовые ангелы, но ниже архангелов. Они выполняли приказы архангелов, по крайней мере последние шесть тысячелетий.

Они гораздо сильнее обычных ангелов и как и Архангелам им не нужна связь с небесами. Их истинная форма, как и у всех ангелов — яркий белый свет, выжигающий глаза человеку, а истинный размер высотой с небоскрёб «Крайслер Билдинг» — то есть около 320 метров. Утверждается также, что у них четыре лика, один из которых — львиный.

Точно известно, что серафимами являлись Захария и Акобель . После воскрешения серафимом также стал Кастиэль .

Происхождение и роли серафимов

Серафим – не имя. Так называют группу высших ангелов, стоящих на первой ступеньке ангельской иерархии в христианстве. Вместе с тем само значение слова «серафим» имеет иудейское происхождение, ибо именно в ветхозаветные времена перед людьми впервые явили свой грозный лик высшие посланники Бога.

Были они окружены ярким огнем, отсюда «сераф», что на библейском иврите означает «пламенные всполохи, языки огня». Кроме того, так же называли молнию, драконов, летающих змеев. Серафимы-ангелы легко принимали форму гигантских пылающих полозов в мире людей, что успешно использовал в свое время Люцифер в райском саду. Ведь изначально он был любимым серафимом Отца.

Так кто такой шестикрылый серафим – носитель зла или добра? Племя серафов было создано Господом, как любимое дитя, которому он:

  • отдал все свое знание;
  • наделил способностью познать и освоить силу, коей обладал сам.

И дети получились достойные. Преисполненные понимания сути Творца и благодарности к нему, они встали на путь служения его славе путем освещения и освящения душ заблудших и наведения порядка среди преступников. Только Люцифер воспринял крылья серафима как повод отделиться, за что был изгнан.

Как описывает Википедия, анегл-серафим выглядит практически так же, как херувим – имеет 4 лика, шесть крыльев, много глаз на них, закрывает верхней парой крыльев свое лицо. Однако цвет крыльев всегда только алый, а не лазоревый, как у херувимов. Немного другие картинки дает православная церковь. Согласно ей, серафимы – это невероятно высокие прекрасные молодые мужчины, которые очень быстро летают, носят красные одежды и обладают невероятным по красоте голосом, коим щемяще поют хвалу Создателю.

Кто такие серафимы

Название этого отряда представляет собой множественное число древнееврейского слова «сераф» (в отдельных диалектах – «сараф»), которое имеет несколько значений. По смыслу это слово связано с огнем и переводится как «пламя» или «пылающий», «огненный». Также «сераф» в иврите обозначает летающего змея, поэтому серафимы ассоциируются в некоторых текстах с грифонами либо драконами.

В облике огненных змеев серафимы снисходят на Землю, чтобы исполнить Божью волю. Они несут возмездие злостным грешникам и тем, кто чинит препятствия пророкам. Когда Господь повелел Моисею выставить на знамя змея, то речь шла именно о серафиме.

Медный змей, иллюстрация 1907 года

Серафимы занимают высшее положение в ангельской иерархии. Их образ раскрыт в ветхозаветной Книге пророка Исайи. В его видении серафимы составляли ближайшее окружение Бога. Примечательно, что эти существа имели три пары крыльев: одной парой они закрывали свои лица, второй – ноги, третья пара служила им для полетов. При этом они воспевали славу Господу. Затем Исайя описывает, как один из серафимов подлетел к нему и горящим углем коснулся уст. Так пророк был очищен от предыдущих грехов.

Мир Фэнтези. Мифологические существа. Ангелы - СерафимыМир Фэнтези. Мифологические существа. Ангелы — Серафимы

Упоминаются серафимы и в финальной части Библии – Апокалипсисе. Они предстают как четыре животных, которые имели по шесть крыльев и также восхваляли имя Господне. На иконах серафимы часто изображаются в красном цветовом спектре. Это подчеркивает их огненную природу, а также фантастические возможности, сравнимые с силой самого Бога.

Имена

В древних писаниях Серафимы встречаются без личного имени. Они также отличаются отсутствием любого вида оружия или другой атрибутики. Такая особенность отмечает их высокую ангельскую иерархию, а также демонстрирует праведное поведение, как проводников Божьей воли.

Самые известные шестикрылые Ангелы

В некоторых древних писаниях все же встречаются именные Ангелы в чине Серафима:

  1. Иехоэль — старший Ангел. Это единственный шестикрылый Серафим, который знает истинное Божье имя. Давний враг демона Левиафана. Постоянно занят спасением человечества и Небес от злых умыслов.
  2. Ангел Израэль. Правда многие относят его к херувимам, но писания его упоминают, как шестикрылого помощника Божьего. Он находится ближе всего к Господнему престолу.

Эта единственная пара, которая встречается в древнебиблейских записях.

тк "Луч" Лик Святости №9  Ангельские чины   Серафимы, Херувимытк «Луч» Лик Святости №9 Ангельские чины Серафимы, Херувимы

Другие Серафимы

Один из самых известных Божих слуг неканонического и апокрифического сказания — ангел Уриил. Некоторые теологи и научные исследователи относят его к чину шестикрылых Серафимов. Во многих записях его описывают, как приближенного к Богу и невероятно сильного слугу.

Ангела Уриила некоторые источники относят к шестикрылым Серафимам

Серафимы-демоны

Демоны не возникли вместе с Господом и его крылатыми помощниками. Все злые персонажи ранее были ангелами малого или большого чина. Кто предал создателя:

  1. Сатана — самый известный бывший шестикрылый Сараф. Имел неограниченную силу и возможности. После внутреннего раздора — пал, ушел из ангельских рядов.
  2. Демон Асмодей. Один из приближенных к Сатане демонов, бывший шестикрылый Ангел. Ушел вместе с дьяволом. Правая рука владыки ада.
  3. Демон Левиафан. Второй приближенный к Сатане, также бывший шестикрылый Ангел. Отвечает за смертные грехи на Земле. В древних писаниях указано, что все природные катаклизмы и несчастные случаи произошли по его воле.
  4. Демон Вельзевул. Ранее служил Господу в чине шестекрылого ангела. Во время падения Сатаны примкнул на его сторону. Один из самых верных и старших демонов.

Нет никаких сомнений, что эти демоны были ранее шестекрылыми ангелами. Из древних писаний известно, что так они получили свою неограниченную силу и способности.

Кто такие Серафимы Херувимы ПрестолыКто такие Серафимы Херувимы Престолы

В Библии

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыльев: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога. Несколькими строфами ниже к пророку прилетает серафим, чтобы горячим углем очистить мужчину от скверны:

«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.» (Ис. 6:6)

Второе упоминание о серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), ( I в. н. э. ) и дошедшие до нас на древнегреческом языке, эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм её не признает.

Гл.4:6-9:

И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

(]])

Ангелы в культуре[править | править код]

В литературеправить | править код

Ангелы давно появились в литературе, ещё во время романтизма, особенно падшие ангелы. В романе Нила Геймана «Задверье» житель Лондона попал в параллельный Лондон, где ему пришлось сразиться с падшим ангелом.

В киноправить | править код

В фильме 1996 года «Майкл» очень отличен от религиозного Архангел Михаил. Фильм 1999 года «Догма» рассказывает о падших ангелах смерти Локи и Бартлби, также в фильме действует Метатрон. В фильме «Константин: Повелитель тьмы» Архангел Гавриил пытается создать ад на Земле.

  • «Ангел» — фильм, 1937 г., режиссёр Эрнст Любич.
  • «Небо над Берлином» — фильм, 1987 г., режиссёр Вим Вендерс.
  • «Майкл» — фильм, 1996 г., режиссёр Нора Эфрон.
  • «Город ангелов» — фильм, 1998 г., режиссёр Брэд Силберлинг, американский ремейк картины Вима Вендерса «Небо над Берлином».
  • «Догма» — фильм, 1999 г., режиссёр Кевин Смит.
  • «Ангел» — сериал, 1999—2004 гг.
  • «Ангел-А» — фильм, 2005 г., режиссёр Люк Бессон.
  • «Константин: Повелитель тьмы» — фильм, 2005 г., режиссёр Френсис Лоуренс.
  • «Сверхъестественное» — сериал, 2005 г. — по наст. время. режиссёр Эрик Крипке.
  • «Ангел» — фильм, 2007 г., режиссёр Франсуа Озон.
  • «Ангел света» — фильм, 2007 г., режиссёр Шейн Эббесс.
  • «Легион» — фильм, 2010 г., режиссёр Скотт Чарльз Стюарт.
  • «Ангел» — фильм, 2011 г., режиссёр Дмитрий Фёдоров.
  • «Мой парень — ангел» — фильм, 2012 г., режиссёр Вера Сторожева.
  • Падший — фильм 2006 г. режиссёр Микаэль Саломон.

В музыкеправить | править код

  • «Ангел» — песня группы Animal ДжаZ с альбома Как люди, 2004 г.
  • «Ангел-хранитель мой» (2007) — песня Кристины Орбакайте
  • «Ангел или бес» (2012) — песня группы ST1M
  • «Беспечный ангел» (2004) — песня группы Ария
  • «You’ll Never Meet An Angel» (2002) и «Angel Of Snow» (2011) — песни группы Plazma
  • «Мой ангел» (2008) — песня Ани Лорак
  • «Broken Angel» (2010) — песня Arash Feat Helena
  • «Engel» (1997) — песня группы Rammstein

В аниме и манге

  • «Ah! Megami-sama»
  • «Angel’s Feather»
  • «Angel Beats!»
  • «Angel Sanctuary»
  • «Dragon Ball Chou»
  • «Full Moon wo Sagashite»
  • «Haibane Renmei»
  • «Kobato»
  • «Pita Ten»
  • «Sora no Otoshimono»
  • «Tenshi ni Narumon»

В компьютерных играх

Несмотря на положительный образ ангелов в основной культуре, в некоторых компьютерных играх их изображают, как антагонистов. Одним из таких игр является Bayonetta

За повествованием о грехопадении в Библии вскоре следует упоминание херувима, сохранившего верность Богу:

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни. 

(Быт. 3:23—24)

Часть богословов в христианстве и иудаизме придерживались мнения о том, что в (Быт. 6:2-4) говорится об ангелах, которые некогда вступали в браки с людьми, порождая исполинов (нефилим). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:

В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. 

(Быт. 6:4)

За повествованием о грехопадении в Библии вскоре следует упоминание херувима, сохранившего верность Богу:

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни. 

(Быт. 3:23—24)

Часть богословов в христианстве и иудаизме придерживались мнения о том, что в (Быт. 6:2-4) говорится об ангелах, которые некогда вступали в браки с людьми, порождая исполинов (нефилим). Для этого они воплощались в человеческое тело и сходили на землю:

В то время были на земле исполины (нефилим), особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. 

(Быт. 6:4)

Совместимость имени Серафима

Складываются крепкие и счастливые отношения с Александром, Алексеем, Андреем, Борисом, Владиславом и Дмитрием.

Лучше избегать начала романтических отношений с Евгением, Кириллом, Сергеем, Федором, Яном и Владимиром.

Любовь и сексуальность

Серафима обладает интересной и очень привлекательной внешностью, она невероятно обаятельна и интересна. Но интимная близость с мужчиной может у нее вызывать сильный страх. В этой сфере, как и у любой женщины, у Серафимы имеются собственные желания, однако она совершенно не понимает, как все это воплотить в жизнь.

Из-за собственной неосознанности Серафима буквально притягивает в свою жизнь не самых благонадежных мужчин. Но это еще может быть результатом того, что она сама точно не знает, какой партнер ей нужен и каким должен быть идеальный мужчина, с которым она смогла бы построить крепкие и счастливые отношения. Однако она точно знает, что сможет начать строить отношения только с нежным мужчиной, который ее искренне полюбит.

Серафима сможет создать крепкий союз с позитивным и романтичным парнем. Ее сердце буквально тает, если избранник начинает воспевать ее нежность и красоту. Также она сможет сойтись и с активным юношей, у которого революционные и амбициозные цели, мечты перестроить весь мир. Она не только будет разделять его взгляды, но и сможет их дополнить собственным знаниями и идеями.

Владелица этого имени очень романтичная особа, поэтому она искренне верит в силу любви, способную сметать с пути все преграды. Однако, если Серафима начинает сомневаться в искренности чувств партнера, сильно разочаровывается в мужчинах

Для нее очень важно в ближайшее время получить подтверждение любви, иначе она решится разорвать отношения

Крайне редко Серафима находит в себе терпение, чтобы выслушать объяснения избранника и в большинстве случае делает поспешные, а иногда и совершенно глупые, поступки. Что в результате приводит к разрыву отношений. Если Серафима станет более терпеливой и сдержанной, недоразумение останется в прошлом, и она сможет сохранить крепкие и счастливые отношения.

Брак и семья

После замужества Серафима раскрывается с совершенно другой стороны. Она становится более ранимой, нежной и чувственной. Для нее идеальным супругом станет мужчина, обладающий мягким и спокойным характером. Но именно муж должен быть надежным защитником и покровителем, рядом с ним Серафима должна чувствовать себя словно за каменной стеной.

Нельзя сказать, что Серафима сможет стать хорошей хозяйкой, ведь в бытовых вопросах она не только неопытная, но и буквально беспомощна. Серафиму вполне устроит, если она с супругом будет жить со своими родителями или с семьей мужа, ведь тогда ей не придется заниматься хозяйством.

Серафима становится прекрасной матерью – она очень внимательная и ласковая. Однако в вопросе воспитания детей ей стоит научиться быть более строгой и стараться не разбаловать их, иначе в подростковом возрасте придется столкнуться с достаточно серьезными проблемами.

Девичья нежная влюбленность в браке постепенно переходит в зрелые и очень глубокие чувства. В семье Серафимы не исключены различные споры и серьезные недоразумения, которые в других парах могли быть причиной моментального развода. Но все неприятные ситуации с легкостью сглаживаются добротой, отходчивостью и душевностью самой Серафимы. Ведь она просто не способна долго злиться на любимого человека и в большинстве случаев первая идет на примирение.

Херувимы — второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:


В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Читайте статью кого сейчас называют херувимами.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись «Херувим» церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий