Матушка сепфора: житие и пророчества монастырь матушки сепфоры в клыково

Но это был не отец Амвросий

Дни бегут. Они наполнены мелкими хлопотами. Но эта хлопотливость освящается молитвой. Начался Великий пост, и мы с матушкой читаем кроме обычного правила Канон Андрея Критского. А перед Каноном она даёт мне читать толстую тетрадь, где аккуратным и красивым почерком написаны толкование и поучения святых отцов. Эти записи делала сама матушка. И сей час она просит меня читать как можно больше.

Толстая книга с повечерием, заутреней мне кажется такой длинной, а больная, с температурой, матушка слушает слова Канона, как будто пьёт живую воду. И я так остро чувствую свою собственную немощь, потому что для меня молитва — труд, к которому мне нужно себя принуждать. А для неё — радость и счастье.

— Матушка, я устала, всё, больше не могу читать.

— Олечка, ну, давай ещё немножко.

— Как же это трудно — постоянно молиться!

— Да какая там у меня молитва! Вот мать Сепфора — она жила молитвой, дышала ею. Для неё духовный мир был как открытая книга. Передохни, а я тебе расскажу, что вспомнила.

Вот как-то раз мы с матерью Сепфорой были в Оптиной. Её уже почитали как старицу. Когда в конце службы прикладывались к мощам преподобного Амвросия, обретённым в 1988 году, братия матушку всегда вперёд пропускала. Мощи тогда находились в деревянном гробу.

И вот как-то раз матушка наклонилась к мощам и стоит так. Две минуты стоит, три. Я уж думаю, может, ей плохо стало. Тихонько беру её за локоть. А она меня немножко так оттолкнула, сделала знак, чтобы я не мешала, и дальше стоит. И братия ждёт.

Наконец поднялась матушка, вышли мы с ней на улицу, а у неё такой вид необычный. Ну, думаю, старица что-то видела. А она мне и говорит: «Ну, что же ты мне помешала-то! Я ведь в первый раз батюшку увидела. Лицо его. Но это был не отец Амвросий!» Больше ничего не сказала.

— А кто же это был?

— Это был старец Иосиф, верный ученик и келейник батюшки Амвросия.

— Матушка, ты уверена, что правильно это запомнила?

— Конечно!

— Подожди меня немного, я документы хочу посмотреть.

Получается, что матушка Сепфора знала об ошибке? Что-то я не помню такого, а ведь читала об обретении мощей Оптинских старцев. Я иду к себе, включаю свой ноутбук, выхожу в Интернет через модем и довольно быстро нахожу статью монаха Марка Хомича на сайте «Православие.ги» и нужный отрывок.

Внимательно читаю: «В результате обсуждения ситуации при раскопках 1998 года довольно скоро стало понятно, что произошла ошибка в рядах захоронений еще в 1988 году. И, таким образом, 16 октября 1988 года были обретены и выставлены для поклонения мощи старца Иосифа, а не преподобного Амвросия (как считалось ранее)».

Я читаю дальше статью и как будто переношусь в Оптину, радуюсь вместе с братьями, что теперь обретены и опознаны все мощи правильно. И ошибка-то была как бы не случайная, а символическая. «Братия вспомнили моменты из жития старца Иосифа, в которых говорится: «Жил при Оптиной пустыни древний старец-прозорливец, отец Пахомий, блаженный. Он очень любил отца Иосифа; и когда тот был еще простым монахом, отец Пахомий всякий раз, как с ним встретится, непременно попросит у него благословение. «Отец Пахомий, да я не иеромонах»,  — улыбнется ему отец Иосиф. «Удивляюсь,  — ответит Пахомий. — Отец Иосиф все равно что отец Абросим».

Одна раба Божия, юродивая, была у старца Амвросия и, увидя отца Иосифа, сказала ему: «Вот было у одного старца два келейника; один из них и остался на его месте». Умре отец его, и аки не умре: подобна бо себе остави по себе. (Сир. 30,4)».

И потом я сижу и думаю, что келейник и достойный ученик старца становится подобным своему наставнику. А ученица — старице.

Происхождение и рождение

Пришла в этот мир Дарья Николаевна Шнякина (будущая матушка Сепфора) 1 апреля 1896 года, а преставилась 13 мая 1997 года. Более ста лет жизни даровал ей Господь, чтобы передать современному поколению православные традиции прошедших времен, протянуть связь между двумя эпохами, отстоящими далеко друг от друга и по времени, и по духу. Из уст в уста передаются верующими житие и пророчества удивительной старицы схимонахини Сепфоры.

Семья

Родилась Дарья в крестьянской семье. Родители, Николай и Матрона, были простыми и неграмотными, но верующими людьми. В роду у обоих были монахи, поэтому в доме всегда стояли иконы, присутствовал дух молитвы. Среди своих односельчан они отличались трудолюбием, благочестием и другими христианскими добродетелями.

Жизнь в то время была нелегкой. Из 13 детей, родившихся в семье, выжила только Дарья и ее младшие братья, Павел и Василий. Оставшихся детей супруги растили в христианском духе, с малых лет прививая им любовь к молитве, труду. Работать приходилось тяжело, с самого раннего детства, — в огороде, на пашне, скотном дворе. По воскресеньям обязательно всей семьей посещали храм. Жизнь протекала среди первозданной русской природы, своей красотой научающей любить и прославлять Бога.

Обучение женским ремеслам

В соседнем селе Глухове при церкви Покрова Божьей Матери жили монахини. Дарья подружилась с ними и много времени проводила в храме, помогая сестрам на послушаниях. Монахини полюбили девочку, которая вместо того, чтобы играть и веселиться, посвящала свое время труду и молитве, часто уединялась ото всех, чтобы читать акафисты, жития святых.

Дарья научилась шитью, ткачеству. Но не только этим мастерством овладела молодая послушница. Монахини приучили девочку во время работы непрестанно повторять Иисусову молитву. А родной дед Дарьи, вернувшись из очередной паломнической поездки, подарил семилетней внучке привезенные со святых мест четки. Так зародилась в Дарье горячее желание посвятить себя Богу и покинуть этот мир, укрывшись от него за стенами монастыря.

Икос 5

Видевше море бушующее мира сего
суетнаго, умолила еси ты Премилосерднаго Господа, да
даст ти два крила спасительных — пост и молитву. Сии бо
вознесли тя во Чертог Царя Небеснаго, идеже ныне со
бесплотными Херувимы в радости неизреченной воспеваеши
славу Великаго Бога. Мы же сущи на земли смиренно вопием
ти сицевая:

Радуйся, шестокрыльных Серафим
удивление,

Радуйся, Херувимов радование предивное.

Радуйся, Ангельское небесное ликование,

Радуйся, наследнице подвигов древних.

Радуйся, в молитве воспарившая.

Радуйся, чистым сердцем приявшая Христа.

Радуйся, постом украсившая душу.

Радуйся, крилома богомыслия сокрушившая
сети врага.

Радуйся, преподобная мати Сепфора,
певчая птичка луга духовнаго.

  • Православные акафисты и каноны — постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым…
  • Православный молитвослов — постоянно пополняемый сборник православных молитв, канонов, псалтырь, толкования на молитвы и многое другое.

Наставления матушки

За свою жизнь матушка Сепфора дала множество наставлений своим духовным чадам и просто людям, которые просили ее о помощи. Рассмотрим некоторые из ее учений:

Матушка часто повторяла, как нужно молиться: “Господи, утверди сердце мое по тебе горети!” Всем запомнились эти ее слова. Также она говорила о молитве за свое начальство и старших.
Также наставляла о том, что постоянно нужно совершать Богородичное правило, а также не забывать обращаться к святым и Господу, уверяя в том, что они все слышат.
Очень часто матушка говорила о том, что малых деток ругать нельзя, так как они являются воском сырым, из которого можно лепить все что угодно. При проступках своих чад молиться нужно Господу, чтобы он смог направить их на праведный и добрый путь.
Старица всегда запрещала порицание кого-либо. Она говорила, что нельзя о ком-либо говорить плохо. Это дело Господа, который знает, что делать с жизнью человека, а вовсе не наше.
Матушка всегда советовала, перед тем как прийти к ней, помолиться Богу. Тогда он откроет просящему все, что ему нужно, через нее.
По словам старицы, ко всем тем иконам, которые имеются в доме, необходимо знать молитвы, тропарь, а также житие того, кто на ней изображен

В противном случае это не иконы, а обычная выставка картин.
Много говорила о том, что нужно меньше думать про мирское, а больше про жизнь после смерти, в Царстве Божьем.
Рассказывала о важности молитвы для спасения души человеческой, что является самой важной задачей в жизни человека.
Матушка всегда повторяла, что все свои дела нужно делать для Господа, все время быть с ним. Тогда и он всегда будет с нами.
Самой главной молитвой была Иисусова

Она заповедала ее повторять везде. Если человек один, то повторять вслух, если в общественном месте, то про себя.

Каждое наставление старицы было очень значимым и говорилось из большого человеколюбия. Очевидно, именно поэтому так много людей стекалось в Клыково (монастырь). Матушка Сепфора многим помогала, за многих молилась.

Как птичка летала

— Матушка, а тебе рядом с такой подвижницей тяжело было?

— Нет. Совсем не тяжело. Матушка к себе была строга. А к людям она терпеливо относилась, с пониманием. Знала меру каждого.

Я слушаю и вспоминаю святых отцов: «Чем выше человек в духовном отношении, тем он строже к себе и снисходительнее к окружающим». А мы часто поступаем наоборот. Для себя находим всевозможные отговорки, легко извиняем свои такие «милые и невинные» слабости, ссылаемся на искушения, обстоятельства… А к окружающим строги и придирчивы…

А матушка продолжает:

— Мать Сепфора меня отправляла первое время в Оптину. Оптина тогда только восстанавливалась. Я готовила очень вкусно. Вот и несла послушание на кухне и в трапезной. На Пасху делала три котла по пятьдесят килограмм Пасхи и по пятьсот куличей. Вкусно получалось с молитвой-то!

— А для матери Сепфоры тоже готовила?

— Ну а как же! Она ела очень мало. Супу — три ложки. Ни больше и ни меньше. У неё такая чашечка маленькая была. Она скрывала, что мало ест. Бывало, скажет, что поела уже. Или сидит вместе со всеми за столом, пока другие тарелку супа съедят, она — пару ложечек. А вроде ест со всеми вместе. Все свои подвиги старалась скрывать, и молитву, и пост.

Сама ела мало, а очень любила угощать. Я привезу ей из монастыря подарки: конфет, печенья — а она радуется: вот, дескать, пустячки привезли! Сладости пустячками называла. Тут же всё и раздаст на гостинцы.

А один раз на Рождество собрали матушке подарки, а келарь ошибся и не тот пакет дал. Я приезжаю к матушке радостная: «Я тебе подарки на Рождество привезла!» Открываю пакет, а там только булки хлеба. А куда нам столько хлеба?! «Вези, Пантюша, хлеб назад!» Возвращаюсь с хлебом, а там уже келарь из дверей выбегает, извиняется. Сам понял, что ошибся, и другой пакет выносит с подарками. Привезла я это матушке, а она тут же всё и раздала.

Да, рядом с матушкой я никакого горя не знала. Она обо мне заботилась. Иногда я на исповедь ездила в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру. Исповедаюсь, причащусь, возвращаюсь назад, а матушка мне тут же всё расскажет: у кого исповедалась, о каких грехах забыла рассказать. Конечно, я не нарочно забывала-то. А тут матушка всё напомнит, я в следующий раз их и исповедаю. Так что мне с матушкой очень хорошо жилось. Как птичка летала.

Тайна исповеди

Матушка готовится к исповеди и причастию. Должен прийти домой священник и причастить её. Она сидит и думает. Что-то вспоминает. Потом говорит мне:

— Тайна исповеди — великое дело… Вот как-то были мы с матерью Сепфорой в Туле в храме Двенадцати Апостолов, и она пошла на исповедь. А священник вдруг начинает громко её слова вслух повторять. Так что вся очередь слышит.

— А зачем он это сделал? Да и какие там грехи-то у старицы?

— Не знаю. Но он громко повторял вслух её слова. А грехи-то? Так ведь чем человек выше, тем больше грехов своих видит. Мы делами грешим. Греховными помыслами услаждаемся, принимаем их, обсасываем. А духовный человек, он любое малейшее приражение греховного помысла считает за свой грех. Ну вот, отошла матушка от него. И говорит мне потом: «Тайну исповеди разглашает. Ах как нехорошо!»

Ушли мы с ней домой. А она не столько за себя расстроилась, как обычный человек, который почувствовал бы себя оскорблённым, сколько за этого священника.

На следующий день приходим мы с матушкой в этот храм, а священника нет, вместо него другой служит. Мы спросили, где тот, кто вчера служил. А нам объясняют: «Сразу же после вашей исповеди ему позвонили и вызвали к архиерею. Назад и не вернулся. Не служит больше. Сняли. А почему — не знаем».

Думаю, что матушка молилась потом за него. И кажется мне, что по её молитве он урок понял. Служит, наверное, теперь снова.

Пророчества старицы Сепфоры

Схимонахиня Сепфора была прозорливицей. Она ясно видела судьбу каждого приходившего к ней человека. Знала его прошлое и будущее. Также ее пророчества касались и глобальных событий в мире. Матушка говорила, что если в России будет править православный царь, то страна не примет печать антихриста, все будет благополучно.


Праведная матушка Сепфора

Современные политологи, оценивая подобные высказывания, пришли к выводу, что возрождение монархии в России возможно. Представители рода Романовых возвращаются в страну и стараются делать все возможное для ее возрождения.

Также Сепфора говорила об Апокалипсисе и наставляла читать откровения Иоанна Богослова, толкования к ним. Матушка призывала больше молиться и верить в Бога. О Клыково подвижница пророчествовала следующее — город переименуют в Спасск, монастырь расширится и в нем будет больше насельников.

Советы и наставления матушки Сепфоры

Подвижница завещала каждому молиться о своих родителях и начальствующих. Не забывать ежедневно совершать Богородичное правило и читать молитву Отцу Небесному.

Матушка Сепфора говорила, что нельзя бить и сильно ругать маленьких детей. Напротив — нужно воспитывать их с любовью и мягко наставлять на правильный путь. А если малыш шалит, то молиться за него Господу, чтобы сам Бог наставлял юную душу на путь истинный. Ведь дети — это сырой воск, из которого нужно аккуратно лепить, не позволяя лишнего и показывая, как правильно следует поступать.

Старица порицала за осуждение людей. Называла это большим грехом, ведь судить — это дела Всевышнего, только ему известно, что делать с жизнью человека.

Приходящим к ней за советом Сепфора говорила молиться самостоятельно Богу, а потом уже приходить. По ее словам, это помогает открыть волю Божью в отношении человека через матушку. Так делают и поныне те, кто приезжает в Клыково на могилу старицы.


Могила схимонахини Сепфоры, мужской монастырь «Спаса Нерукотворного пустынь»

Касательно икон матушка отмечала, что нужно знать к каждой иконе специальную молитву, например, тропарь. Также следует знать историю обретения образа. Иначе иконы превращаются в выставку картин, не более того.

Схимонахиня наставляла меньше думать о житейских проблемах, оставляя их на волю Божью, вместо этого больше помышлять о Царстве Небесном и добродетели.

Важно! Матушка подчеркивала важность молитвы Богу — каждое дело должно твориться с Господом в сердце. Самой главной молитвой матушка Сепфора считала Иисусову молитву

Она советовала читать ее везде — в дороге, в общественном месте, во время работы. Если читать это молитвословие по четкам, каждое утро и вечер, по 10-15 минут, то это и будет молитвенным правилом человека. Обращение к Богу оградит от всякого зла в любой жизненной ситуации.

Чудеса по молитвам матушке Сепфоре

Свидетельств об исцелениях от тяжелых болезней и о необъяснимом спасении в опасных ситуациях собрано немало. И все они связаны с молитвенным обращением к матушке Сепфоре.

  • Одна женщина рассказала в письме, что ей был поставлен диагноз — гнойная мастопатия. Предстояла операция. Больная усердно молилась матушке и просила о помощи. Перед оперативным вмешательством следовало пройти УЗИ. Врачи не обнаружили никаких образований. Вместо операции женщина поехала на могилку к старице поблагодарить за помощь.
  • Другая история повествует о мужчине, уцелевшем в аварии. Перед командировкой жена почувствовала, что может произойти что-то неладное в пути. Попросила матушку Сепфору уберечь супруга от всего плохого. Вернувшись из поездки, муж показал глубокую царапину — это единственное, что на нем осталось после автомобильной аварии. Так, по молитвам матушке человеку удалось избежать гибели в автокатастрофе.
  • Есть свидетельства о том, что на могиле старицы исцелился от лейкемии мальчик.

Матушка Сепфора еще при жизни обладала даром прозорливости и исцеления. После ее смерти чудеса не прекращаются.

Случаи исцеления

Очень многие рассказывают о том, как после приезда к старице, они полностью выздоравливали. К примеру, есть одно письмо от женщины, которая рассказывает о своем неутешительном диагнозе — гнойной мастопатии. Посылали на операцию. Перед этим она долго молилась матушке, просила ее заступничества. Был назначен день операции, но перед этим нужно было сходить на УЗИ. Благодаря молитвам старицы, ничего не обнаружили. Вместо операции женщина направилась на могилку матушки Сепфоры.

Еще об одном необъяснимом чуде рассказала другая женщина, которую зовут Елена. Как-то ее муж, который работает шофером, уехал в командировку. Жена чувствовала беду и попросила матушку помолиться за мужа. Вернувшись из командировки, он показал глубокую царапину, только она и осталась от аварии. Так, молитвы старицы помогли спастись.

Опять же Елена рассказывала и о помощи своему сыну, когда он горел в огне детской болезни. Искренняя молитва и плач о помощи сделали свое дело — наутро сынок оправился от высокой температуры.

Еще одна женщина из Киреевска рассказывала о своей дружбе с матушкой. Они вместе ходили в церковь, которая находилась в Панино. Матушка уже тогда была наделена даром прозорливости, но чаще всего молчала. Но тут сказала пару слов о дальнейшей жизни ее детей. Говорила, что дочери станут женами священников, а сын — священником. Также она предрекла, что он причастит ее. Так и случилось.

Зрелый возраст

В Болохове семья наконец-то воссоединилась. Стало жить легче, спокойнее. Несмотря на все трудности, духовная напряженная жизнь, которую вела Дарья, ни на минуту не прекращалась. Но об этом никто не догадывался.

Военные годы

Началась война, муж ушел на фронт. Дарье с детьми вновь пришлось нелегко. Из Тульской области семья отправилась в эвакуацию на Тамбовщину. Пришлось пережить холод и голод, не было постоянного пристанища. Но молитва Дарьи все это время не прекращалась ни на минуту. Благодаря ей муж вернулся с фронта, и семья выдержала тяжелые испытания военных лет.

Монашеский постриг

В 1955 году муж Дмитрий умер, не пережив сложную операцию. Дарья с девочками переехала другой в поселок, ныне г. Киреевск. Недалеко от этого места был действующий храм. Дарья стала часто посещать его, все больше отдаляясь от земных проблем и попечений. Дочери выросли, и теперь уже они заботились о своей матери.

Старшая дочь Дарьи вскоре перебралась в Сергиев Посад, где для нее нашлась работа почтальона. Со временем удалось прикупить небольшой домик возле самых стен Троице-Сергиевой лавры. Теперь у матушки Дарьи, как стали называть ее односельчане, появилась возможность часто приезжать на богомолье.

Однажды, стоя на молитве, Дарья увидела ангелов, которые совершали над ней обряд монашеского пострижения. Побывав в лавре, матушка рассказала на исповеди о необычном видении. После этого она вскоре получила благословение на иночество. Обряд пострижения прошел в Троице-Сергиевой лавре 20 октября 1967 года. Досифея, так стали именовать новоиспеченную монахиню, еще долго хранила в тайне произошедшее с ней даже от дочерей, не обмолвясь никому ни словом.

После пострига к матушке Досифее стало приезжать много людей, нуждающихся в духовном окормлении. Среди них были монашествующие и м иряне. Матушка получила благословение на старчество.

В ней изобиловали духовные дары:

  1. Горячая любовь к Богу, людям и церкви.
  2. Сильная молитва.
  3. Прозорливость.
  4. Мудрость и рассуждение.

Все это привлекало множество паломников, также Оптинская братия часто навещала опытную старицу. В 1989 г., когда матушке исполнилось 93 года, Тульский владыка Серапион постриг ее в схиму с именем Сепфора.

Переезд в Клыково

Пожилая схимонахиня часто думала о том, что ей очень бы хотелось хоть немного пожить или умереть в монастыре. Однажды во время молитвы старице явилась сама Матерь Божия. Она предвозвестила, что желание праведницы исполнится, и окончит она свои дни в мужской монашеской обители в Клыково. Так все и случилось.

В селе Клыково Калужской области стали восстанавливать церковь, строить архиерейское подворье. Вначале дело шло очень туго. Тут вспомнили о том, что в Киреевске есть мудрая советчица и опытная старица Сепфора. Поехали монахи к ней, а та обрадовалась, поняв, что предсказание Пресвятой Богородицы сбывается. Стали у монахов дела на поправку идти. Появились у обители благодетели, да и из Москвы помощь пошла. А все благодаря святым молитвам матушки.

Последние годы жизни

Под Рождество перевезли монахи старицу в новый деревянный дом. Исполнилось ей к тому времени уже 99 лет. Ходила она на все литургии, и, несмотря на столь преклонный возраст, выстаивала всю службу на ногах. До храма ей помогала добраться келейница.

Приезжающих к ней людей она постукивала посохом, окропляла Иорданской водой, натирала святым маслом. И Божья благодать по молитве матушки исцеляла страждущих, утешала скорбящих, очищала от грехов и болезней. Старица предвидела свою скорую кончину и одаряла всех подарками: кому четки свои отдаст, кому икону, посохи раздарила и даже схиму.

На 101 году жизни матушка Сепфора из Клыково покинула землю. Умерла она тихо, блаженно и спокойно, как отходят в мир иной все праведники. Отпевать почившую собралась вся Оптинская братия. С разных уголков страны съехались духовные чада. Похоронили матушку, как она и завещала, у алтарных стен Никольского придела.

Жизнь матушки до потрясения 1933 года

Матушка Сепфора родилась девятнадцатого марта 1986 года в Тамбовской губернии, в местечке Глухово. Ее семья была крестьянской, и в ней все были православными. Родители дали ей красивое имя Дарья.

Все в ее семье были очень трудолюбивыми и честными. Мать Дарьи родила тринадцать детей, но выжили только трое. По воспоминаниям матушки, жили они хорошо. В их семье как со стороны отца, так и со стороны матери были монах и монахини, поэтому совсем не удивительно, откуда у нее возникла такая горячая тяга к Господу, общению с ним.

Женским ремеслам (ткачеству, шитью) ее обучали при монастыре. При этом ее научили молитвенному правилу, которое нужно было совершать во время работы. С тех пор так и было всю ее жизнь.

Если бы была ее воля, то замуж Дарья и не вышла бы, а сразу стала монахиней. Но она была послушной дочерью, поэтому по благословению матери вышла замуж за односельчанина. Она вошла в большую и истинно верующую семью. Там пришлось очень много работать, но Дарья не жаловалась. За то время, что она находилась в супружестве, родилось четверо деток, дочерей.

Перед тем как в 1933 году начались раскулачивания, свекор выделил молодой семье участок, на котором построили новую избу. Также им отдали часть отцовского хозяйства. Но долго они не прожили так. Новая власть решила всех крестьян загнать в колхозы, поэтому началось разорение всех более-менее зажиточных хозяйств. Очень много при этом погибло, так как люди сопротивлялись и поднимали восстания.

Схимонахиня СепфораСхимонахиня Сепфора

Долгие трудности и безраздельная вера в Бога

В это время муж Дарьи решил перебраться в Болохово, что близ Тулы. Там он планировал работать в только что открывшейся шахте. Сначала он хотел туда перебраться сам, а после того как обустроится, вызвать семью. Уехать он успел, но буквально сразу Дарью с детьми выгнали из дома и разобрали его. Все имущество было отобрано.

Приютить семью никто не хотел. Свекра и свекровь отправили на Соловки, младшего брата забили до смерти. Однако нашлась одна добрая душа, нелюдимая вдова Агафья, которая жила на окраине. Было трудно. Голод, холод, но перебивались. Просили милостыню, работали не покладая рук, собирали любое топливо для отопления. Старшая дочь почти сразу уехала к отцу, а вся семья переехала к нему только через два или три года. Матушка Сепфора и ее семья жили там до войны. Скудно, но стабильно.

С приходом войны вновь начались мытарства и переезды. Муж Дарьи ушел на фронт, а они уехали на Тамбовщину, а после опять вернулись в Тульскую область. Было голодно и холодно, но всегда спасала молитва. Дарья молилась не только за детей, но и за мужа, который воевал. Благодаря этому они все пережили эти трудные времена.

В 1955 году Дарья потеряла мужа и осталась вдовой. А через год семья переехала в современный город Киреевск. Близ него, в селе Панине, был храм, который они и начали посещать. Так возобновилась и внешняя духовная жизнь матушки.

Свершение пострига. Как это было

После переезда в Киреевск Дарья перестала заботиться о земном. Ее дети стали взрослыми, они и помогали ей, давая то, в чем она нуждалась, заботясь о ней. Но и эти нужды были очень маленькими. Еще не монахиня, она уже имела нескольких духовных чад, которые во всем советовались с ней.

Очень часто матушка жила в Сергиевом Посаде, у своей старшей дочери Александры, которая там нашла себе работу, а спустя некоторое время и купила часть домика. Матушка очень часто приезжала сюда к ней, ходила на богослужения и помногу молилась. Именно тут и произошло ее необычное пострижение в иночество.

Однажды, во время молитвы, к матушке спустились ангелы, которые стали ходить вокруг нее, совершая неведомый обряд. После того как они стали надевать на нее монашеское одеяние, Дарья поняла, что это постриг. Об этом она и рассказала на исповеди в Лавре. После этого ее благословили на постриг в монашество. И двадцатого октября 1967 года ее одели в монашеское одеяние в миру. Нарекли ее Досифеей.

Долго матушка жила в Сергиевом Посаде, но когда умерла от болезни ее старшая дочь Александра, она находилась в Киреево и тоже болела. Хоронить сестру поехали Параскева и Лидия.

Матушка Сепфора, житие и пророчества которой были пронизаны любовью к человеку, к его бедам, принимала множество монахов, что приводило в недоумение соседей. Они не понимали, с чего бы это вдруг они так ездят. Думали, что лечит бабушка Даша.

В путь!

Не проходит и часа, как за окном раздается гудок — за мной приехали. В машине монахиня Феодосия, двое молодых людей и водитель Климент. В путь!

В машине громко по очереди читают акафисты. А у меня на душе тревожно. Я думаю о том, куда и к каким людям я еду. Вспоминаю, что читала о старице Сепфоре, о её келейнице и её дочери. Про городок, где они жили и куда мы едем. Достаю и смотрю карту.

Да, это довольно далеко. От Оптиной примерно четыре часа пути. Киреевск — небольшой городок в Тульской области, в сорока километрах от Тулы. Расположен на реке Олень, что в бассейне Оки. В этом городке великая подвижница нашего времени, старица Сепфора, провела большую часть своей жизни.

Жила она очень прикровенно. Молитвенный подвиг свой скрывала. Была уже прозорливой старицей, схимницей, к ней приезжали иеромонахи, игумены, протоиереи, а соседи недоумевали: «Почему это к нашей бабушке Даше из Оптиной столько батюшек приехало?» Она жила не напоказ, не было у неё цели прославиться. Старица Сепфора молитвенно стояла у истоков возрождения Оптиной пустыни и Клыкове.

В Киреевске сейчас живут дочка матушки Сепфоры, схимонахиня Иоанна, и её келейница, схимонахиня Анастасия. Матушка Анастасия была келейницей старицы Сепфоры в течение двадцати лет. Сейчас она очень болеет. Как же я буду ухаживать за таким человеком? Смогу ли? Справлюсь ли? Отвлекаюсь от тревожных мыслей и осматриваюсь.

Рядом в машине матушка Феодосия в инвалидной коляске, она уже старенькая. Молитвенница. Когда духовные люди пребывают в молитве, Господь открывает им многое. Про матушку Феодосию рассказывают, что она может объявить своим помощникам: «Сейчас к нам гости приедут». Перечислить, кто именно приедет. И через некоторое время гости действительно приезжают.

Потихоньку смотрю на матушку. А она тут же поднимает на меня взгляд, и взгляд этот умный и молодой. Сколько раз я видела такие мудрые и молодые глаза у стареньких монахов и монахинь, схимников и схимниц. Да, душа не имеет возраста… Такие люди, как матушка Феодосия, растут духовно и с годами превращаются в старцев и стариц, а не в стариков и старух.

Матушка Феодосия едет в гости к матери Иоанне. Парализованная, она в своей инвалидной коляске сама и руки поднять не может. А вот — едет в гости.

И, похоже, ни о чём не тревожится. Её спокойный взгляд, кажется, говорит мне: «Ну, что ты?! С Господом нигде не страшно!» И от этого мудрого взгляда я успокаиваюсь и присоединяюсь к общей молитве. В машине читают акафист святителю Николаю Чудотворцу, затем ещё акафист и ещё. Машина летит почти бесшумно над заснеженными полями.

И вот он, Киреевск. Деревья в инее, чистый белый снежок. Тихая, неяркая, но такая милая сердцу среднерусская природа. Городок нешумный. Широкие улочки. Дома кирпичные, трёхэтажные. В одном из таких домиков и живёт мать Иоанна.

Когда нам открывают дверь, мать Феодосия начинает громко петь «Взбранной Воеводе», и мы все подхватываем. Я успеваю увидеть квартиру, где жила матушка Сепфора, только краем глаза. Меня ждёт послушание. Матушка Иоанна приглашает меня заходить к ней в гости. И я отправляюсь к схимонахине Анастасии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий