Самоопределение личности как основа успешной и счастливой жизни

Сущность профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение личности — это установление отношения к трудовой деятельности путем согласования человеком личных способностей и интересов относительно мира профессий.

Основные термины психологии профессионального самоопределения это:

Профессиональный выбор –становление личности относительно будущей сферы деятельности, осуществляющееся с учетом жизненного плана и целей.

Профориентация – комплекс мер и действий по оказанию личности специальной помощи в отношении выбора профессии.

Профконсультация – процесс оказания консультантом индивидуальной помощи по выбору специальности.

Профессионально важные качества — особенности человека, непосредственно включённые в процесс реализации трудовой деятельности и обеспечивающие ее качественное выполнение.

Сущность процесса профессионального самоопределения личности — это становление выбора, учитывая собственные возможности и задатки, а также сопоставление их с наиболее важными требованиями рынка труда и отдельных профессий.

Выбор специальности является показательной характеристикой зрелости личности, ее потребности в социально-психологической самореализации.

Человек в течение всей жизни постоянно анализирует, производит переосмысление своих достижений, самоутверждается в труде.

Этапы профессионального самоопределения личности — это возрастные периоды, через которые проходит большая часть людей.

Ученые считают, что профессиональное самоопределение — это формирование у человека собственных трудовых интересов и начинается оно в абсолютно неосознанном возрасте.

Так, Е.А. Климов выделяет:

  • Стадия допрофессионального развития личности (длится от 0 до 11 лет). У ребенка устанавливается игровая и учебная деятельность, в которой он приобретает элементарные жизненные навыки, интересы, отождествляет себя в некоторой мере с теми или иными видами труда.
  • Стадия выбора профессии или стадия оптации (длится от 12 до 18 лет). Происходит осознание общих интересов, наклонностей, собственных возможностей и как следствие выбор будущей профессии.
  • Стадия формирования профессионала (длится от 18 до 25 лет). Научение профессиональной деятельности, подготовка соответствующих знаний умений и навыков. Адаптационные процессы труда и начало работы.

На всех осознанных стадиях личностью устанавливаются и вырабатываются цели и задачи, которые впоследствии соотносятся с нормами и требованиями общества относительно определенного типа труда. Они сознательно реализуются через ресурсы, социальные интересы, ценности будущего специалиста.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.
Метафорические ассоциативные карты - «Жизненное самоопределение подростка»Метафорические ассоциативные карты — «Жизненное самоопределение подростка»

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты

Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала

Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Проблема профессионального самоопределения

Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?»; «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?»

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Что такое самоопределение личности

Самоопределение личности

— это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса:«Кем быть?» и«Каким быть?» .

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора

. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн,внешние причины действуют только через внутренние условия . А Уолт Дисней говорил на это:«Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».

Самоопределение подростков

С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность

. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.

Из всех типов самоопределения для подростка

на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.

Самоопределение — это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток — это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители. Этапы самоопределения подростка:

① Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки. ② Сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности. ③ Оценивает себя. ④ Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.

В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности

. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Сложности выбора у старшеклассников

Ключевым периодом для самоопределения по праву можно назвать старший школьный возраст, который закладывает фундамент для всего будущего развития личности.

На сегодняшний день выбор молодежи во многом диктуется социальными стереотипами, бытующими в обществе. Понятия «работа» и «профессия» молодые люди часто воспринимают как взаимозаменяемые. Главным критерием на пути развития личности оказывается доходность, а не призвание.

Получение высшего образования ассоциируется не с этапом взросления и развития, а с продвижением к цели получения высокооплачиваемой должности. Осложняет дело и самостоятельное решение вопроса трудоустройства (без участия учебного заведения) по завершении периода обучения.

Старшеклассник нашего времени обязан иметь понятие о спросе и предложении на рынке труда, представлять профессиональные перспективы, адекватно презентовать себя на собеседовании, компоновать резюме. Основное, что ему необходимо понимать: в какой степени выбор профессии соотносится с его жизненными ориентирами.

Опыт подачи документов одновременно в несколько высших учебных заведений также часто ведет к совершению ошибки. Размениваясь, легко в результате выучиться на нелюбимую специальность и стать неудовлетворенным жизнью.

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

В психологии выделяют личностное и социальное самоопределение

Личностное самоопределение – поиск своего места в жизни, своей жизненной стратегии и определение критериев успеха в личной жизни и профессиональной деятельности. Если смотреть глубже, то это поиск своего истинного « Я» и своего предназначения.

Социальное самоопределение — это определение своего места в обществе, принадлежность к определенному социальному кругу или группе людей. Это формирование социальной осознанности, определение собственных взглядов на религию, политику, философию жизни и мораль.

Необходимость в личностном, социальном и профессиональном самоопределении возникает в 15-17 лет. Это ранний юношеский возраст, когда старшеклассники готовятся к поступлению в ВУЗы, выбору будущей профессии и самостоятельной жизни. В таком возрасте рано говорить об осознанном самоопределении. Более правильно говорить о психологической готовности молодого человека к самоопределению.

  • Готовность к личностному самоопределению. Готовность к личностному самоопределению подразумевает формирование у подростков осознанности, представления о своих обязанностях и правах в обществе. А также формирование устойчивых моральных принципов, взглядов и убеждений. В этом возрасте человек должен уметь нести ответственность за свои действия, уметь анализировать жизненный опыт и давать адекватную оценку событиям. Это обеспечит в будущем сознательную, творческую и активную жизнь. Конечно, главную роль в готовности к самоопределению играет самосознание, т.е. понимание себя, своих качеств и их адекватная оценка.
  • Личностное самоопределение подростков. В подростковый период происходят глубокие изменения в человеке. Они касаются и физиологии, отношений со взрослыми и сверстниками, изменения в развитии интеллекта и способностей. Это переход с детства во взрослую жизнь. Личностное самоопределение в юности начинает формироваться с понятия о мотивации, определения личных и деловых интересов. В этот период проявляются профессиональные склонности. Несомненно, это переломный и самый трудный период становления личности. Но он самый ответственный в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется стремление к самосовершенствованию. Хочется познать себя, выразить и утвердиться.

Главная особенность этого возраста – это стремлением быть похожим на взрослых. Подросток копирует манеру поведения, стиль одежды, лексикон. В этот период взрослые сами начинают относиться к ребенку как ко взрослому, больше ему разрешают и доверяют, возлагают новые обязанности. Отношения становятся более равноправными и независимыми. В итоге, у подростка укрепляется стремление быть взрослым, поэтому новые жизненные обстоятельства выводят личность на новую ступень личностного психологического развития.

Начинает формироваться самосознание, оценка личных способностей. Все подростки недовольны собой, потому что оценивают достоинства других людей и желают иметь такие же. Они создают себе идеал и переживают, что не соответствуют ему.

Основной проблемой личностного самоопределения является то, что большую часть времени подросток проводит в школе. Наша система образования не только не способна помочь ребенку определиться, познать себя, испытать свои возможности, а в принципе педагоги не воспринимают подростка за человека. В школе не учат мыслить, думать, развиваться, творить и ставить цели.

По мнению Н.С. Пряжникова, личностное самоопределение «обладает такими характерными чертами как глобальность, зависимость от стереотипов общественного сознания и зависимость от влияния объективных факторов, определяющих жизнь группы».

Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
  • Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А

Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности

А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

  • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
  • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс

Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед. Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов

Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Психология профессионального самоопределения

В наше время психология профессионального самоопределения утвердилась в качестве комплекса процессов, которые входят в состав общей жизненной самоориентации, поскольку профессиональная деятельность является одной из ведущих сфер жизни каждого индивида. При этом стоит отметить тот факт, что, выбирая свою будущую профессию, человек пересматривает также последующий образ жизни и соотносит его со своими собственными предпочтениями и убеждениями.
Над этим вопросом активно работал отечественный специалист в области психологии А. Климов, который отнес профессиональное самоопределение к показателям качества психологического развития человека. С его точки зрения у каждого индивида в течение жизни формируется личный взгляд на те или иные области профессиональной деятельности. Также А. Климов предложил следующую структуру этих процессов:
• Понимание индивидом собственной принадлежности к некоторой профобщности, например, строителей или же врачей.
• Оценка индивидом своего собственного места в данной сфере деятельности и своего статуса в ней.
• Понимание человеком его признания окружающими относительно его профессионализма.
• Знание сильных и слабых личностных сторон, индивидуальных и эффективных подходов к решениям возникающих проблем, умение их реализации, а также знание путей самосовершенствования.
• Самооценка, личное представление о себе как о работнике и о работе в будущем.

Что такое самоопределение личности?

Самоопределение – это активный процесс понимания себя, своего предназначения в жизни и занимаемого места в обществе. Для самоопределения человек должен проявить сознательность, активность и ответственность за свою жизнь.

В результате самоопределения формируется жизненный путь человека.

Самоопределение является очень сложным и многоступенчатым процессом.

Его структурными элементами являются различные виды самоопределения: жизненное, личностное, профессиональное, социальное, семейное, религиозное и др.

Каждый вид самоопределения связан с каким-либо этапом в жизни человека.

Все виды постоянно взаимодействуют друг с другом и могут предшествовать один другому, одновременно меняясь местами как причина и следствие.

Я хотел бы рассмотреть 3 самых важных вида самоопределения по-моему мнению:

Личностное самоопределение (я как личность)– это определение человеком своей индивидуальности.

Специфика личностного самоопределения заключается в том, что это процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей (могу) и желаний (хочу) в их соотнесенности друг с другом и с окружающим миром («Я — Я», «Я-другие», «Я-общество», «Я-мир», «Я-сверхличностная реальность») и выбора основных направлений духовного и личностного роста.

Жизненное самоопределение (я как человек) – определение человеком себя относительно смысла и цели жизни.

Смысл жизни – это главное содержание жизни, то ради чего живет человек. Цель жизни – это осознание человеком конечных результатов своей жизни, того, чего он должен добиться. Поиск смысла жизни очень сложен и является большим трудом души и мысли. Но каждому необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без четкого осознания своей миссии и главное жизненной цели очень сложно профессионально самоопределиться.

Профессиональное самоопределение (я как профессионал) – определение человека относительно трудовой деятельности.

Ядром профессиональной деятельности является осознанный выбор профессии с учетом своих качеств и особенностей, возможностей и требований к профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение в целом осуществляется в течение всей жизни человека и не исключает смену или выбор нескольких профессий.

Актуальность профессионального самоопределения возникает в разные периоды жизни: окончание учебных заведений, повышение квалификации, смена жительства, увольнение с работы и другие. Этот вид самоопределения является важным критерием социально- психологической зрелости личности.

Личностное и жизненное самоопределение человека

Каждый человек уникален и самостоятельно выбирает свой путь развития. Что такое самоопределение личности? Прежде всего, это те ценности, которые человек ставит для себя превыше всего.

Можно выделить несколько направлений развития личности. Кто-то выбирает для себя приоритетным духовное совершенствование. При этом человек должен пройти нелегкий путь, отчиститься от дурных мыслей, недостатков, пагубных привычек и посвятить себя служению Богу.

Еще одним направлением развития личности является забота о близких людях. Основными ценностями у человека в таком случае являются дети, семья, дружба.

Некоторые люди живут исключительно для себя. Они стараются удовлетворить все свои потребности, путешествуют, ни в чем не отказывают себе. Иногда целью таких людей является самореализация и достижения максимальных успехов в плане карьеры.

Не каждому человеку удается с легкостью найти свой жизненный путь. Для кого-то поиск себя затягивается и становится самостоятельным направлением развития личности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий