Имена русских святых жития русских святых

Причисление к лику святых

О жизни Матроны в своей книге подробно рассказала Зинаида Жданова, которая прожила с ней 7 лет в одной комнате в Староконюшенном переулке, наблюдала за ее духовной деятельностью.

В 1993 году произведение было издано. При этом в нем излагалось много фактов, не укладывавшихся в христианскую догматику. Экспертная группа Синодальной комиссии составила канонический текст жития, убрав все недостоверные сведения, которые никак нельзя было подтвердить.

К лику святых 20 века была причислена в 1999 года на уровне Московской епархии. Через несколько лет состоялась общецерковная канонизация.

Православие в годы Советской власти

В 1917 году в нашей стране произошел огромный переворот – после Октябрьской революции монархия пала, власть перешла к большевикам. Начались нелегкие времена для Православной церкви на Руси. Кровавые вожди (Ленин и Сталин) гнали верующих, ссылали в лагеря, где те погибали, отдавали приказ расстреливать священнослужителей. Разрушались храмы, сжигались иконы.

Но, благодаря этим гонениям, было значительно пополнено число ангельское мучениками за веру. Тогда именно и стало понятно, кто же на самом деле истинно верит во Христа. Гонения, как лакмусовая бумажка, показали, чья вера истинная. Верующие без страха, мужественно исповедовали в эти тяжелые времена свою веру, радостно шли в заточения и на смерть.

Революция дала нашей церкви колоссальное число новомучеников, священномучеников (архиереев, священников, пострадавших за веру). В те трудные времена некоторые церкви не закрывались, там шли службы, которые иногда заканчивались расстрелом прихожан и священнослужителей.

Видимо, такое кровавое время нужно было нашему народу для
очищения, прозрения.

В годы Великой Отечественной русский народ от порабощения немецких захватчиков спасла только вера и молитва. Сталин, доселе гнавший церковь, отдал приказ открыть храмы, вернуть священников с поля битвы. Народ воскрес, с верой все молились о победе, ходили крестным ходом с чудотворными иконами. И произошло чудо: несмотря на превосходство вооруженных сил захватчиков, русская армия одержала победу.

Многие приписывают это чудо заступничеству Царицы Небесной, к Которой в то время возносились горячие молитвы. Русь вспомнила о том, что она звалась «святой», и показала свое возрождение.

Однако, после победы в войне не произошло стабильного расцвета православной веры на Руси. Народ как бы расслабился снова, храмов было очень мало, разрушенные храмы не восстанавливались. Люди очень мало ходили в церковь, а участвовали в Таинствах еще меньше. В годы правления Хрущева люди боялись крестить ребенка в храме, опасаясь огласки и увольнения с работы.

Верующих во времена оттепели считали сумасшедшими. А во
времена Брежневского «застоя» отношение к верующим было ни чем не лучше. Над
ними часто смеялись, стыдили. По всей стране, в школах и на производствах
производилась активная атеистическая пропаганда. А накануне больших церковных
праздников верующих уговаривали не посещать храм, завлекали молодежь
популярными концертами по телевидению на Пасху.

Но после того как Советская власть рухнула в нашей стране, вместе с ней пал и атеизм. Россия снова возродилась, начали строиться и реставрироваться храмы, открываться монастыри, которые были часто музеями. Церкви стали отдаваться обратно храмы и монастыри, превратившиеся за годы Советской власти в кинотеатры, клубы, автозаправки, магазины, книгохранилища, овощехранилища и даже жилые дома. Русский народ повалил в церковь толпами. Словно наша страна проснулась от тяжелого сна. И этот расцвет длится, и по сей день.

Ослабление церковного влияния

В 18-19 веках правом канонизировать обладал только Святейший Синод. Этот период характеризуется снижением активности церкви и ослаблением ее влияния на общественные процессы. До восхождения на престол Николая II прошли только четыре канонизации. За непродолжительный период царствования Романовых к лику святых были причислены еще семь христиан, а святцы дополнили новые имена русских святых.

К началу 20 века, в месяцесловы были внесены общепризнанные и местночтимые русские святые, список имен которых дополнялся перечнем усопших православных христиан, коим творились панихиды.

Русский Бог

Понятие смежное «Святой Руси» было обозначено выражением «Русский Бог», широко распространенным в российском националистическом дискурсе XIX века. Ранний пример использования этого выражения в литературе зафиксирован у В. А. Озерова (трагедия «Димитрий Донской», 1807). В. А. Жуковский (1783—1852) отмечал: «Русский Бог, Святая Русь — подобных наименований Бога и Отечества, кажется, ни один европейский народ не имеет». Н. М. Языков (1803—1847) в памфлете «К ненашим», направленном против Чаадаева и других русских «западников», провозгласил:

О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог ещё велик!
Вы, люд заносчивый и дерзкий,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все — не русский вы народ! (1844)

Иную картину представил в стихотворении «Русский Бог» Петр Вяземский.

Лики святости в православии

Апостолы — ученики Иисуса, сопровождавших Его во время пребывания на земле. В начале вокруг Христа было 12 учеников, потом к ним присоединилось еще 70. Четверо из них написали четыре Евангелия, и стали называться Евангелистами, при том, что Марк и Лука никогда не видели Иисуса на земле, они сопровождали апостола Павла.

Перво Верховными апостолами называют Петра и Павла за их вклад в распространение христианской веры.

Бессребрениками Церковь называет избранных служителей во славу Господню, безвозмездно служивших людям на поле исцеления от физических и духовных болезней. К ним причислены Косма, Дамиан, а также Пантелеимон, Иоанн, Кир, Ермолай.


Проповедь святого Космы

Благоверные — благочестивые князья и монархи, проявившие подвиг благочестия, милости и укрепления православной веры, забыв при этом о властных полномочиях и родовом происхождении. Жизнь князя Даниила Московского или благоверной великой княгини Анны Кашинской является ярким примером такого подвига.

Блаженные — еще их называют юродивыми, это люди, ставшие внешне безумными ради Христа, усмиряя таким образом внутреннюю гордыню. Блаженная Матрона Московская, юродивая Ксения Петербургская и многие другие являли собой образцы смирения и любви к людям.

Мученики — христиане, умерщвленные за веру во Христа. Ярким примером служат Вера, Надежда Любовь и их мать София.

Великомучениками называют святых, претерпевших жестокие мучения, а часто и смерть за Спасителя, среди них много как мужчин, так и женщин, это влкмц Варвара, Екатерина и многие другие.

Исповедники — те же мученики, но после перенесенных испытаний они не были казнены, а мирно почили в Боге.


Исповедники Гурий, Авив и Самон

Начертанными стали называть исповедников, на лице которых мучителями были написаны бранные слова.

Преподобноисповедниками называют исповедников, которые приняли монашеский постриг.

Священноисповедниками называют исповедников, имеющих сан священника.

Новомучениками названы христиане последнего времени, отдавшие жизнь за распространение православной веры в период после революции.

Праведные — христиане, ведущие благочестивую жизнь, но при этом они создают семьи подобно Иоакиму и Анне.

Преподобные — благочестивые христиане, которые посвятили себя Господу, при этом отказались от благ цивилизации, живя в девственности, соблюдая посты, пребывая в молитвах день и ночь, подобно Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и другим.


Преподобный Дмитрий Прилуцкий

Пророки — поставленные Богом люди, через молитву и общение с Творцом могли предсказывать будущие события не только конкретных людей, но и целых государств, ведомые Духом Святым во имя спасения людей.

Равноапостольные — благоверные или благочестивые, перенявшие у апостолов дар распространения христианской веры, Марии Магдалине, святой Нине, царице Елене и другим несли Евангелие по миру.

Чудотворцами можно назвать всех святых, ибо для канонизации творение чудес является обязательным условием канонизации. Именно к чудотворцам обращаются христиане в молитвах в случае беды и проблем со здоровьем.

Для пребывания в святости недостаточно жить праведной жизнью, это должно быть нормой для христиан, необходимо приобрести такую чистоту сердца, чтобы в нем не было места страстям, а жила только одна нужда-общение с Творцом.

Происхождение

Они оба были сыновьями князя Владимира Святого. Дата их рождения неизвестна, вероятно, около 990 года. Согласно летописям, матерью Бориса была или Анна Византийская или “болгарыня”. Следовательно, если вспомнить, что после 988 года князь Владимир новых браков не заключал, то датой рождения Бориса может быть и 987 год, в языческий период жизни у него могла быть жена болгарского происхождения.

Рис. 1. Первые русские святые.

Он получил от отца удельный престол в удаленном от Киева городе Ростове на территории современной Ярославской области. В начале XI века эта была далекая окраина Древнерусского государства, так как Москва, Тверь, Кострома и Владимир-на-Клязьме еще не существовали.

Его брат Глеб также родился или от Анны или от жены болгарского происхождения. Скорее всего, они были близнецами . От отца он получил удел в Муроме. Этот город, как и Ростов, представлял собой окраину русских земель. Вокруг него жили финно-угорские племена мещера и мурома, а восточнее находилось государство Волжская Булгария. О деятельности князей до 1015 года ничего неизвестно.

Святыми они стали под мирскими именами, а в их крестильными имена были Роман и Давид. Впрочем, имя Борис к концу X века перестало быть языческим, например, одного из выдающихся болгарских царей так звали.

Рис. 2. Святые Борис и Глеб.

Равноапостольный князь Владимир

Будущий просветитель Руси был сыном великого князя Святослава Игоревича, а мать его (княгиня Малуша) хотя и происходила из варяжского рода, но исповедовала христианскую веру. Юному Владимиру достался на княжение Новгород, где он рос под присмотром своего дяди Добрыни, грубого язычника. Вскоре в результате междоусобных войн Владимир воцарился в Киеве. Утвердившись в славном граде с целью лучшей централизации власти и консолидации славянских племен, он решает установить на Руси единоверие и в ходе долгих поисков (Владимир как сам беседовал о вере с представителями различных религий, находившихся при княжеском дворе, так и неоднократно посылал своих доверенных лиц посмотреть, так сказать, «веры на местах») склоняется к принятию христианства. Приняв собственное крещение, святой князь впоследствии призвал к принятию христианства и своих бояр, в результате чего в 988 году в водах реки Почайны (притока Днепра) совершено было Таинство Крещения над  древними киевлянами.

Современные канонизации

Началом современного периода истории канонизаций, проводимых Русской православной церковью, можно считать проведенный в 1917-18 годах Поместный собор, которым были причислены к лику святителей повсеместно почитаемые русские святые Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. Затем, в 1970-е годы, были канонизированы еще три священнослужителя – Герман Аляскинский, архиепископ Японский и митрополит Московский и Коломенский Иннокентий.

В год тысячелетия крещения Руси прошли новые канонизации, где были признаны благочестивыми Ксения Петербургская, Дмитрий Донской и другие, не менее известные, православные русские святые.

В 2000 году состоялся юбилейный Архиерейский собор, на котором были канонизированы император Николай II и члены царской семьи Романовых «как страстотерпцы».

Преподобный Авраамий Смоленский

О праведниках домонгольского периода известно очень мало. Авраамий Смоленский, один из немногих святых того времени, о котором сохранилось подробное жизнеописание, составленное его учеником. Авраамия долго почитали в родном городе еще до его канонизации Макариевским собором в 1549 году. Раздав нуждающимся все свое имущество, оставшееся после смерти богатых родителей, тринадцатый ребенок, выпрошенный у Господа единственный сын после двенадцати дочерей, Авраамий жил в нищете, молясь о спасении во время Страшного Суда. Постригшись в монахи, он переписывал церковные книги и рисовал иконы. Преподобному Авраамию приписывают спасение Смоленска от большой засухи.

Патриаршество на Руси

В шестнадцатом веке на Руси появился первый Патриарх Московский и всея Руси.

Первый патриарх — Иов

Им стал Иов, архиепископ Ростовский. В патриархи его поставил константинопольский патриарх Иеремия Второй.

Его заслугами были:

  • открытие новых епархий;
  • основание новых монастырей;
  • издание богослужебных книг.

Иов отказался присягать Лжедимитрию, за это был отлучен бунтовщиками.

Второй патриарх — Гермоген (Ермоген)

Следующим Патриархом стал по ходатайству князя Шуйского – Гермоген (Ермоген). Его служение было сопряжено со Смутным временем. Это было нелегкое время для Руси – войн, голода. Патриарх, как мог, боролся с захватчиками, не благословив занять русский престол польского королевича. При голоде он открыл монастырские хранилища для всех. Гермоген принял мученическую кончину – поляки заключили его в темницу, где он скончался от голода.

Третий патриарх — Филарет

Один из оставшихся в живых наследников на русский престол был Федор Романов-Юрский. Он был племянником царя Иоанна Грозного. Но при восшествии на престол Бориса Годунова, Федора заточили в монастырь и постригли с именем Филарет. Когда после эпохи междуцарствия на престол возвели сына его, Михаила, то Филарета стали называть Патриархом. Он помогать править своему сыну.

Четвертый патриарх — Иоасаф I

Филарет после себя назначил Патриархом Иоасафа, архиепископа Псковского. Он служил на Патриаршем престоле всего шесть лет, но многое успел за это время. Открылись новые монастыри, были напечатаны и исправлены богослужебные книги.

Пятый патриарх — Иосиф

Следующим был Патриарх Иосиф. Именно он предпринял первые шаги к воссоединению России с Украиной. В столице было открыто духовное училище.

Шестой патриарх — Никон

Потом Патриархом стал Никон, известный, как великий реформатор. Он полностью присоединил Украину к Руси, велел заменить двуперстное крестное знамение на трехперстное, исправил богослужебные книги. Именно поэтому появились раскольники – старообрядцы.

Восьмой патриарх — Питирим

Патриарх Питирим служил меньше года, но успел совершить Таинство крещения над будущим царем Петром Первым. Он же основал в Твери женский монастырь.

Одиннадцатый патриарх — Тихон

После перерыва первым был избран Патриарх Тихон, который стал мучеником. Его правление выпало на переворотное время на Руси. Тихон был канонизирован Православной Церковью.

Двенадцатый патриарх — Сергий

В 1925 году был избран Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Сергий. Он правил и в тяжелое время Великой Отечественной, помогал собирать средства на вооружение, раненных и сирот. В 1943 году он стал Патриархом.

Тринадцатый патриарх — Алексий I

В 1945 году Патриархом стал Алексий Первый. Он помогал восстанавливать разрушенные большевиками храмы, устанавливал связи с зарубежными церквами.

Пятнадцатый патриарх — Алексий II

В 1990 году на патриарший престол восшел Алексий Второй. Это было знаменательное время расцвета и восстановления православной веры на Руси. Наша родина возродилась после стольких лет безверия и отступничества, и Патриарх приложил немало усилий для этого. Он подписал акт о каноническом общении Русской и Зарубежной церквей.

Шестнадцатый патриарх — Кирилл

С 2009 года и по сей день правит нашей Церковью Патриарх
Кирилл. Им за десять лет произведено уже немало перемен. Он добился
воссоединения Зарубежной православной Церкви с Русской.

Одним из известных святых русской земли стал митрополит Московский и всея Руси Алексий

Одним из известных святых русской земли стал митрополит Московский и всея Руси Алексий. Родился он на рубеже 18 — 19 веков. Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых.

При крещении он получил имя Елевферий. Его восприемником стал князь праведный Иоанн, будущий Московский великий князь. Именно Иоанн позднее был прозван Иоанн Калита.

Икона святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси. Фото: molitvoslov.today

Уже в отрочестве Господь открыл для святителя Алексия его предназначением. Он любил ловить сетями птиц, но однажды, когда он задремал, во сне он услышал голос, который сказал ему, что он напрасно проводит свое время. Когда мальчик проснулся, он понял, что никого рядом нет. Но голос он слышал слишком отчетливо.

В 1320 году Елевферий решил принять монашеский постриг. 20 лет он выполнял иноческие послушания под руководством старца Геронтия. В монастыре он изучал греческий язык, читал духовную литературу.

В 1350 году Елевферий был рукоположен в епископы.

В то время все к нему обращались за мудрым советом не только в церковных делах, но и в гражданских.

Однажды он исцелил ослепшую жену одного хана. Хан же пожаловал ему участок земли, на котором Алексий построил Чудов монастырь. Стоит отметить и то, что Алексий не убоялся идти в Орду, в которой возможно его могла ждать смерть.

На протяжении всей жизни Алексий заботился о благоустроении своей Российской паствы и о ее духовном просвещении. В Москве он восстанавливал прежние обители, строил новые. Почил святитель Алексий в 1378 году.

1378
в этом году скончался святитель Алексий

Погребен он был в Чудовом монастыре. Примерно через 50 лет его мощи обрели и обнаружили нетленными. Прославление его как святого совершилось в 1431 году.

Подготовка к Обряду

1. Для прохождения Обряда освящения Семейного Союза, так же как и при наречении женихом и невестой, необходимо полное родительское благословление, т.е. благословление всех родителей – и родных и посажённых. При этом желательно, чтобы все родители присутствовали на Обряде, и сами ответствовали перед Куммиром Рода, что они дают своё благословение, т.е. чтобы не было такого: «Родители дали благословение?», – «Дали!» А родители ни слухом, ни Духом.

2. На данном Обряде присутствуют ближние молодожёнов (дружка и подружка), которые в последствие станут посажёнными родителями вновь создаваемой семьи, и для её детей. Т.е. этих молодых людей (дружка и подружка) садят рядом за одним столом с молодожёнами, и ответственность о жизни нового человека лежит уже на этих четырёх. И когда уже нынешние молодожёны будут отдавать замуж свою дочь или женить своего сына, те будут печь пирожки с начинкой для этих четверых, и кто угадает, значит так и назовут ребёнка.

3. На Обряде молодым необходимо иметь: 3 свечи каждому, Символ Хорса (серебряные кольца, которое будут упокоены на безымянном персте левой руки молодых), и два вида сока – тёмный (красный) сок и светлый сок, допустим, вишнёвый и светлый виноградный, либо виноградный тёмный и яблочный и т.д. Этот сок для Чаш Судеб. Помимо всего, молодым необходим каравай, хлеб, соль, свадебный рушник.

Два ломтики хлеба кладутся в жертвенные чаши, эти требы приносят родители, либо дружка и подружка, когда молодые стоят, т.е. молодым даже не надо об этом и голову ломать.

4. Перед алтарём невеста – справа, жених – слева. Но они не весь обряд так стоят, а в определённый момент поменяются местами. На алтаре стоит Куммир Рода, перед ним огневица. Обряд проводят, как правило, 1-3 священнослужителя, каждый занимается своим делом. Обряд может провести и один священнослужитель, но, как правило – один читает, а второй проводит обряд, либо один читает, второй подготавливает обряд, а третий его проводит. Находятся жрецы, как правило, в точках 1, 2, 3.

Спор об Украине

Понятие Святой Руси получило новое звучание в связи с дискуссией между московским и константинополтским патриархатами по вопросу канонических прав на территорию Украины. Константинопольский патриархат исходит из того, что Украина является его канонической территорией, поэтому он имеет полное право предоставить тамошней церкви независимость. Москва, отрицая это право, заявляет, что Украина — каноническая территория РПЦ. В качестве аргумента в свою пользу московский патриархат использовал концецию Святой Руси.

В связи с планами Константинопольского патриарха Варфоломея предоставить автокефалию украинской православной церкви (Киевского патриархата), московский патриарх Кирилл сослался на понятие Святая Русь (курсив — Википедия):

Константинопольский патриарх Варфоломей, со своей стороны, указал на неправомочность притязаний Москвы на каноническое верховенство на территории Украины, начиная середины XVII в.:

Чудеса святого Иоанна Русского

Вряд ли можно найти святого, более почитаемого по всему миру. Чудеса по молитвам к нему совершаются с древности и по сей поры.

Одним из первых чудес было спасение детей в Угрюпе. Святой приснился одному мальчику, держа в руках школьную крышу. Его мать рассказала в воскресенье в храме об этом сне, как вдруг все услышали шум. Выбежав, увидели, как крыша школы рухнула. Все в ужасе бросились искать раненных и вытаскивать их из-под обломков. Но тут же увидели, как дети живые и невредимые радостно выбежали навстречу. Они рассказали, как, услышав треск, сразу поняли, в чём дело и спрятались под парты. Таким образом, никто из них не пострадал.

Святой много раз исцелял больных детей. Одного мальчика, с рождения не имеющего возможности передвигаться, св. Иоанн вылечил, и мальчик стал ходить. Другие брат и сестра умирали от белокровия, а по молитвам их родителей к святому они не умерли, а исцелились.

Одного неверующего врача св. Иоанн исцелил от рака. Он, умирая, воскликнул: «хоть я всю жизнь был неверующим, но помоги мне святой Иоанн!». Тут же к нему в палату зашел молодой незнакомый врач и сказал, что он здоров. Проследовав за ним, больной не увидел в коридоре никого, и люди его тоже не видели.

Помог святой также при кораблекрушении греческого корабля.
По молитве капитана судно было чудным образом выведено из шторма и доставлено в
порт.

Одна старушка ходила с палочкой, потому что спина ее не
разгибалась. Но после молебна святому она разогнулась и оставила свою палочку у
мощей в память исцеления.

День памяти святого Иоанна Русского — 9 июня.

фильм "Русское чудо" св. Ионна Русского. О чудесах и свидетельствах жизни святого. Иоанн Русскийфильм «Русское чудо» св. Ионна Русского. О чудесах и свидетельствах жизни святого. Иоанн Русский

Документальный фильм о чудесах и жизни святого Иоанна Русского

Формирование русского святого братства

Следующим после князей Бориса и Глеба к лику святых был причислен преподобный Феодосий Печерский. Вторая торжественная канонизация, проведенная русской церковью, состоялась в 1108 году. Преподобный Феодосий считается отцом русского монашества и основателем, совместно со своим наставником Антонием, Киево-Печерского монастыря. Учитель и ученик показали два разных пути монашеского послушания: один – суровый аскетизм, отказ от всего мирского, другой – смирение и творчество во славу Бога.

В пещерах Киево-Печерского монастыря, носящих имена основателей, покоятся мощи 118 послушников этой обители, живших до и после татаро-монгольского ига. Канонизировали их всех в 1643 году, составив общую службу, а в 1762 году имена русских святых были занесены в святцы.

Троице-Сергиева Лавра

Известная на весь мир обитель Радонежскогокогда-то зародиласьвглухом лесу, в котором некогда уединился преподобный. Сергий ежедневно находился в посте и молитве. Питался он растительной пищей, а гостями ему были дикие звери. Но однажды несколько монахов прознали о великом подвиге подвижничества, совершаемом Сергием, и решили прийти в обитель. Там эти 12 иноков и остались. Именно они стали основателями Лавры, которую вскоре возглавил сам преподобный. К Сергию за советом приезжал князь Дмитрий Донской, готовящийся к битве с татарами. После кончины преподобного спустя 30 лет были обретены его мощи, совершающие и по сей день чудо исцеления. Этот русский святой 14 века до сих пор невидимо принимает в свою обитель паломников.

Княгиня Ольга стала первой святой на русской земле

Отдельно поговорим о княгине Ольге, речь о которой шла немного выше. Княгиня Ольга стала первой святой. После того, как ее мужа убили, она взяла на себя правление Киевской Русью.

Княгиня Ольга стала первой русской святой

На протяжении всей своей жизни она ходила по русским землям для построения хозяйственной и политической жизни Киевской Руси. Она строила храмы, церкви. Именно в период ее правления, Русь сильно укрепилась и возросла.

Стали появляться новые города. Также стоит отметить и то, что она распространяла христианскую веру. На славянской земле при ней появились храмы. Ольга хотела приобщить к этому и своего сына Святослава, но он не послушал мать и остался язычником до конца своих дней.

В 969 году княгиня Ольга скончалась. Позднее она была причислена к лику святых. Ежегодно она почитается в Русской православной церкви 24 июля.

Это лишь немногие святые русской земли, которые были и остаются защитниками нашей России.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий