Рождество пресвятой богородицы

Кого и как поздравлять в этот день

Издавна в православной традиции принято поздравлять в этот праздник родню, а также женщин любого возраста. Торжество, посвященное Богородице, стало особым днем прославления Матери Божьей, ее силы, милосердия, кротости и святости.

Поэтому поздравляют молодоженов, семейные пары, ждущие пополнения. Замужние и женатые дети поздравляют родителей, приносят угощения или ждут на застолье в собственном доме. Дарят небольшие гостинцы (чаще всего лакомства), обходясь устными поздравлениями, пожеланиями достатка, добра, согласия и здоровья. Уместно преподнести в подарок икону с ликом Богородицы, что обычно делали для особо дорогих и уважаемых людей.

Светлый и благодатный праздник Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы открывает цикл знаменательных дат нового церковного года. Отмечаемое в сентябре, торжество знаменует «начало спасения» и традиционно связывается с верой в покровительство и защиту, даруемую всем православным Матерью Божьей.

Когда впервые начали праздновать Рождество Пресвятой Богородицы

Начало традиции восхваления Богоматери приходится на V век н. э. Причем к этому народы пришли не сразу. Так, родители Марии жили в I веке н. э. Первые упоминания об участии Девы в жизни Христа появилась позже – во II веке н. э. Их можно встретить в Протоевангелие Иакова. После первого упоминания во II веке н. э. прошло еще некоторое время. Особым день рождения Девы Марии для многих людей стал ближе к окончанию V века н. э.

Но у каждого из этапов есть название. Так, выделяют предпразднство и попразднство. В пером случае отводится 1 или несколько дней на подготовку к проведению основных обрядов (в зависимости от праздника). Когда отмечается Рождество Божьей Матери, отводится 1 день. На данном этапе проводятся Богослужения в храмах, часть молитвословий посвящено непосредственно грядущему событию. Попразднство – последний этап восхваления Святых. Отмечают рождение Девы несколько дней. Данный этап начинается уже по окончании основной части – непосредственно праздничного дня.

Что можно просить у Богородицы

Пресвятая Богородица одна из самых почитаемых святых

К ней обращаются при разных трудностях, и совсем неважно, какая при этом перед просящим икона. Она услышит и поможет, даже если просьбы озвучены не в молитве, а в обычном разговоре

Однако в течении многих веков установились традиции, к какой иконе надо обратиться при определенной проблеме. Известны истории, когда Богородица Сама являлась просящему и указывала какой иконе надо молиться и где ее следует искать.

При мольбе о здравии тела и души обращаются к «Целительнице», а также по завершению всяких дел надо молиться иконе «Милующая» и «Казанской» Божьей Матери.

О выздоровлении в случае онкологических болезней просят у «Всецарицы».

Для успехов в учебе, в экзамене, в дипломной работе, молятся у образа Богородицы «Прибавление ума».

Деву Марию молят также о крепком браке.

О малыше, легкой беременности и удачных родов молят Богородицу «Федоровскую» и «Помощницу в родах».

Так же Богородица помогает при избавлении от вредных зависимостей: выпивки, наркозависимости, азартных игр. В этом поможет образ Божьей Матери с иконы «Неупиваемая чаша»,

«Споручница грешных» или «Взыскание погибших».

О силах и ума в воспитании ребенка просят у иконы «Воспитание» и «Млекопитательница».

Обряды и традиции на Рождество Богородицы

В двунадесятый праздник тесно переплелись христианские правила и языческие верования. Славяне традиционно в эти дни отмечали Осенины, знаменующие завершение сбора урожая. Славили Землю-Матушку, благодарили за дары, за плодородие, за защиту и покровительство.

Богородица в православии издавна воспринималась как защитница, поэтому славянские воззрения о благодарении Земли-кормилицы воспринимались как само собой разумеющееся. Поэтому в традициях торжества мирно соседствуют языческие обряды и христианские догматы. И хотя официальная церковь не одобряет многие древние ритуалы с оберегами, гаданиями, в народе они живут.

С утра многие женщины спешили к рекам или озерам, чтобы умыться, угостить пришедших с округи молодых и пожилых знакомых караваем или вкусным киселем. Кисель традиционно варили овсяный, потчевали с приговорами и прибаутками. Остатки хлеба не выбрасывали, приносили домой, скармливали скотине. По поверьям, это приносило в дом достаток, хранило домашний скот от болезней и сглаза.

Обязательное правило – посещение храма. Многие отправлялись в церковь накануне, стояли всенощную. В службы праздника входят:

  • стихеры;
  • каноны Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, патриарха Германа;
  • тропарь.

На заметку!

Другие названия праздника – Спожинки, Малая Пречистая, Оспожники.

В церквях усердно молились, славили Матерь Божью, обращались с просьбами о защите, помощи, милосердии. После службы ставили перед иконой Богоматери свечу, благодарили за помощь, молили о здоровье родных, детей.

Сельскохозяйственные работы откладывали на другие дни. Праздник хоть и не отмечали с размахом, но старались заранее приготовить вкусные блюда, угощения для нищих. Не принято было приглашать в гости, так как считалось само собой разумеющимся посещать молодоженов, родственников. Подарков не дарили, обходились угощениями.

Традиционно раздавали милостыню, привечали всех, кто заходил в дом. Грехом считалось не поделиться едой с нищими, нуждающимися. Щедрое угощение привлекало в дом достаток и благополучие, согласие и лад в семейной жизни. Если же хозяева скуповаты, то не стоит ждать потомства, материального благополучия.

Родители посещали семьи замужних и женатых детей, приносили небольшие подарки внукам. По традиции обязательно навещали молодоженов, но и пары, прожившие вместе несколько лет, также не обходили стороной. Вели за столом степенные беседы, расспрашивали об урожае, хозяйстве, домашней скотине. Из поколения в поколение в таких беседах передавали опыт, делились советами, рассказывали, как сделать лучше.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября: что нельзя делать в этот деньРождество Пресвятой Богородицы 21 сентября: что нельзя делать в этот день

Так как Богородичные торжества – семейные, то с ответными визитами к родителям приходили семейные пары детей. Приносили с собой освященные в церкви хлебцы нового урожая, дарили родне. Хлебцы хранили под образами, давали больным, считая, что сдоба обладает целительной силой. Молодые женщины подвязывались тесьмой или поясом с вышитыми буквами «Б» и «Р» (в честь Рождества Богородицы). Украшения защищали от недоброго взгляда, темных сил

Развязался кушак – рядом завистники и надо быть осторожной. Если же тесьма или пояс держались крепко, значит – рядом только добрые родные люди, не желающие зла

На Осенины жгли старые одежды, добывали новый огонь в избах. Детей на пороге обливали освященной водицей, оберегая от сглаза и болезней. Во многих регионах было принято накрывать общие столы (устраивать складчину), варить к празднику пиво, готовить студень. Если урожай был богат, застолья собирали до самого Покрова (14 октября). При этом не забывали в будни про работу, хотя основные дела были завершены. В приходах, где праздник считался престольным, к этим дням приурочивали ярмарки и осенние торги.

Молодежь с этого периода постепенно перебиралась с улицы в избы, завершая время хороводов и гуляний возле рек, озер. Наступали холодные и дождливые дни, поэтому посиделки проводили в домах. Дозволяли сидеть с «огнем», зажигая свечи, а чаще всего – простую лучину. День становился все короче, вечера – длиннее и темнее.

Осенины – время, когда земледельческие работы завершены, поэтому многие крестьяне готовились отправиться на заработки. В течение пяти дней празднества взрослые устраивали «засидки» — небольшие посиделки мастеровых, где за столом обсуждались планы, будущая работа зимой.

Обряды и традиции в день Рождества Пресвятой Богородицы

В народе день назывался Малая Пречистая или Аспосов день. Дни накануне праздника называют Оспожинки или Госпожинки. С 21 сентября начинали собирать урожай, и размах гуляний соответствовал щедрости природы. В иной урожайный год Оспожинки гуляли неделю.

Пир разворачивали на всю деревню – варили пиво, резали скотину, готовили пироги из муки первого помола. За день или два детишки созывали на пир родных, знакомых. Причем ребятня выбирала тех, кто готов сам уплатить за угощение на празднике. Исключение касалось только зятьев, особенно молодых парней – тесть с тещей не обходили их приглашением, даже не рассчитывая на взаимность

Было крайне важно поддерживать добрые отношения между родными. Даже говорили поговорку: «Не для зятя-собаки, а для милого дитяти»

Сваты были самыми важными гостями в доме тестя и тещи. Усаживали их в передний угол под образа, кормили самыми вкусными яствами и благословляли поздравлениями с праздником.

Особенно широкие гуляния открывались в городах и деревнях, где были храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь открывали ярмарки, балаганы, начинались первые торги с нового урожая.

Когда отмечают Рождество Пресвятой Богородицы 2017: история, традиции и народные приметы..Когда отмечают Рождество Пресвятой Богородицы 2017: история, традиции и народные приметы..

Рождество Пресвятой Богородицы: что можно и чего нельзя делать

Можно отправляться на церковную службу и возносить молитвы, просить у Заступницы покровительства. Считается, что 21 сентября Небеса открываются и слышат каждое слово, произнесенное от всего сердца.

Искренность, покаяние, раскаяние в грехах – православные получают возможность изменить свою жизнь и попросить прощения у Богоматери. Кроме того, надо просить прощения у родителей, молиться за их здоровье, долголетие. Обычай хороший, не стоит о нем забывать.

Запретов немного:

  • ругаться и разносить сплетни;
  • давать в долг;
  • делать тяжелую работу по дому;
  • выпивать много алкоголя;
  • в постный день есть жирные, мясные кушанья.

Церковь не одобряет массовые народные увеселения с алкоголем и призывает провести день дома, за чтением молитв.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА 21 СЕНТЯБРЯ – РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ. АПАСОВ (ПАССИКОВ) ДЕНЬНАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА 21 СЕНТЯБРЯ – РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ. АПАСОВ (ПАССИКОВ) ДЕНЬ

Приметы и поверья на Рождество Пресвятой Богородицы

Считалось, что чем больше соберешь с огорода или поля 21 сентября, тем более сытым будет год. Собирали урожай с молитвою Богородице, Заступница не ругалась за труд, а радовалась.

И еще немного примет и поверий:

  1. Богатый стол и много гостей – к безбедному году. Надо ходить в гости, пробовать яства, везде благословлять и благодарить, и непременно зазывать к себе домой на угощение.
  2. Начиналось время вечерних посиделок. Первые вечера к молодежи приходили старики, учили уму-разуму, давали советы.
  3. Осенняя пора – это свадьбы. Был такой обычай, что накануне свадьбы к жениху обязательно приходили пожилые мужчины. Они учили молодого парня обращению с супругой, давали много советов для укрепления отношений и процветания молодой семьи. Этот обычай существует и теперь, но в весьма измененном виде и называется мальчишник.
  4. Молодым женщинам советовали встречать рассвет 21 сентября рядом с водоемом. Надо успеть умыться с появлением солнца на горизонте, но до его восхода. Считалось, что если умыться, то привлекательность и красота будут с девушкой еще долго.

Примет с этим днем сохранилось немало, вот несколько:

  • на Оспожинки погода – до Покрова продержится;
  • на Пречистую зарядило дождем, на Покров снег ляжет ковром;
  • если не успела до Пречистой баба перину протрясти, до Ильина дня спать плохо будет;
  • на Пречистую девкам умываться чисто – быстрее замуж заберут.

После 21 сентября заканчивалось бабье лето, начинались осенние заморозки. Ранние сумерки требовали скорого окончания работ, а долгие вечера позволяли вдоволь заготовить запасов на зиму. Крестьяне собирались в домах, общим миром квасили капусту, солили грибы, овощи.

https://youtube.com/watch?v=C7A3MqHI5u4

Литература

  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х тт. — Королёв: Возрождение, 1992. — 100 000 экз. — Репринтное воспроизведение издания П. П. Сойкина, 1900. Том 1 — ISBN 5-87744-005-5. Том 2 — ISBN 5-87744-003-9.
  • Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея. На основании Священного Писания, свидетельств св. Отцов и церковного предания. — Изд. восьмое, испр. и доп. — М.: Издание Русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря; Типо-Литография И. Ефремова, 1904. — 394 с.
  •  — Репринтное воспроизведение изданий 1915—1916 гг.
  • (по изд. 1847—1848 гг.).
  • Catholic Encyclopedia (1913)/Feast of the Nativity of the Blessed Virgin Mary

История празднования

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в Иерусалиме.

Но в РПЦ распространена версия, которой повсеместно придерживался святитель Димитрий Ростовский, что Ее появление на свет Божий случилось в Назарете, где и проживали ее родители Иоаким и Анна.

Рождение Богородицы

Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.

Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира. Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство. Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.

Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.


Богородица и ее родители

Весть Ангела

Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя. И тут случилось чудо — Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.

Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.

Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.


Рождество Богородицы. Фреска Джотто

Традиции и обычаи

Рождество Богородицы считается утешением для бездетных пар. Этот праздник считается женским, а потому в этот день чествуют женщину как продолжательницу рода. А женщины 21 сентября молятся о самом сокровенном, в том числе об избавлении от бесплодия, рождении ребенка и здравии детей.

Есть поверье, что искренние молитвы в Рождество Богородицы не остаются без ответа.

Православные христиане в этот день соблюдают пост, ограничиваясь растительной пищей. Также в этот день запрещен алкоголь.

Древние славяне в этот день праздновали Осенины — праздник урожая, в который благодарили Матушку—Землю за собранные дары. В деревнях устраивали застолья, главным угощением которых служили пироги и караваи из зерна нового урожая.

Незамужние девушки гадали на суженого, на замужество и на удачу. Также было принято чествовать новобрачных.

Считалось, что 21 сентября заканчивается бабье лето и осень окончательно вступает в свои права.

Иконография

Несмотря на разнообразие изображений, посвященных появлению на свет Девы Марии, наиболее популярными и важными в православных странах являются следующие иконы Рождения Пресвятой Богородицы, явившиеся первыми на территории православной Руси. Образы похожи друг на друга не полностью, но Иоаким изображен на каждой из них. Картины появлялись с XVII века, когда мужчина и женщина уже могли делить вместе одну комнату, и это не считалось зазорным.

Самые почитаемые иконы Рождения Пресвятой Богородицы:

  1. Глинская (Пустынно-Глинская) икона. Считается, что она чудесным образом предстала перед пчеловодами в первой половине XVI века. В 1648 году на месте ее обнаружения основали Глинскую пустынь (территория современной Украины). Этой иконе поклонялись, она исцелила огромное количество людей. В настоящее время ее оригинал утрачен. Изображение на иконе: фигура Анны, стоящей напротив арки в три пролета. В этом проеме изображены женщина с дарами и Иоаким. В правом нижнем углу находится служанка с Девой Марией на руках, а рядом купель, являющаяся символом обновления и очищения человечества.
  2. Исааковская икона, явление которой произошло в 1659 году вблизи села Исаакиевского Ярославской области. Ее заметили крестьяне в лесу в ветвях дерева. Они захотели перенести икону в село, но не сумели. Им помог священнослужитель местной церкви, который отслужил перед ней молебен. Только после этого удалось забрать чудесную икону, от которой исходило сияние, похожее на свет солнечных лучей. Ее отправили в местную церковь, но на следующий день икона оказалась на своем изначальном месте. Тогда там построили деревянную часовню, а позже – каменный храм. На иконе изображена Анна и Иоаким, стоящий у изголовья жены. Рядом находится служанка, держащая на руках Деву Марию.
  3. Лукиановская икона обнаружена в 1549 году. Три раза она оказывалась неподалеку от села Игнатьевское (Владимирская область). Храм, находившийся в селе, перенесли на место, в котором являлась икона. Особенно известной она стала в 1771 году, когда над Россией нависла эпидемия чумы. Народ обратился к Господу. Вокруг города совершили крестный ход с Лукиановской иконой, после чего напасть отступила. Ныне оригинал иконы утерян, однако остался список XIX века. На этом изображении представлено большое количество людей, помимо основных героев. Это люди, принесшие дары и подношения новорожденной Деве Марии.

Эти изображения Рождения Пресвятой Богородицы являются самыми высокопочитаемыми в православии, люди и по сей день молятся им. Несмотря на утрату оригиналов, существуют современные списки, находящиеся в православных храмах.

История праздника Рождество Пресвятой Богородицы

Впервые упоминание о дате встречается в V веке. Евангелие рассказывает о бездетной паре из Назарета – Иоакиме и Анне. Дожив до преклонных лет, пара не имела детей, но они не отчаивались и просили у Господа о послании дитя. Причем молитву возносили с обещанием посвятить ребенка служению Богу. В то время каждый еврей надеялся, что может через свое потомство попасть в царство Христа Спасителя. И все люди, не имеющие детей, считались наказанными за грехи.

В один день Иоаким принеся дары в храм, получил отказ в их принятии из-за бездетности. Анна была дома, тоже услышала отказ от первосвященника, а потом узнала, что муж ее ушел со скорбью и плачем в пустыню. Анна вышла в сад свой, села под деревом с птичьим гнездом и долго горевала, глядя на птиц: «даже у них есть птенчики, а у нас никого».

С неба спустился архангел Гавриил, сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Имя Ей будет Мария».

В это же время ангел явился Иоакиму в пустыне и сказал, что Бог услышал их молитвы и дарует благодать. Иоаким направился в Иерусалим к храму, где ему сказано было, найдет он Анну. Поделились супруги новостью, помолились и вернулись домой. За великую веру и любовь послал Бог бездетным людям дочь. Через 9 месяцев родилась Мария, о рождестве Богородицы пели птицы, радовалось небо и земля. Родители принесли богатые дары и жертвы Богу, получили благословение от первосвященника и всех людей.

В канонах Святой Церкви Анну и Иоакима называют Богоотцами, потому что от их дочери Марии родился Спаситель.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы МарииРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Приметы

  • Осенины стали символом окончания лета, в этот день принято убирать пчел и готовить пчельники к зиме, также нужно собирать лук.
  • Если дружно улетают птицы на юг, жди суровой зимы.
  • Резкая смена окраса шерсти у зайца, с серого на белый, свидетельствует о скором наступлении зимы.
  • Если найдешь глубокую нору зайца, значит готовиться нужно к холодной зиме.
  • Урожай на еловые шишки, предвещает об изобилие огурцов, а также яровых и бобовых культур в будущем году.
  • Плотно сжавшиеся лепестки полевых ноготков, словно увядшие бутоны, предвещают дождь.
  • Какая погода в день празднования Осенин, такая будет и до самой зимы.
  • Испачкать руки в этот день, к получению хорошего предложения на работе.

Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»

Как правило, на иконе Рождества Пресвятой Богородицы изображается сама дева Мария в виде совсем маленького младенца и Анна, которая возлежит на ложе. Также часто на одной и той же иконе располагается и второй сюжет, где Иоаким и Анна сидят близко друг к другу и держат на руках младенца – только родившуюся Божью матерь.

Интересным аспектом практически на каждой иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» является соотношение размеров фигур. Анна и Иоаким практически всегда пишутся крупными, есть даже такие варианты, где Анна занимает большую часть полотна иконы. Так или иначе, этим фигурам дается больше всего пространства, и величина фигур подчеркивает значимость. Прислуга, которая купает родившуюся Марию и подносит Анне пищу, имеет средний размер.

С другой стороны мы видим миниатюрную фигуру Марии, и такой вариант изображения не просто передает образ младенца. Также на символическом уровне указывается на одну из главных добродетелей Богоматери – смирение. Тут прослеживается и аналогия с иконами рождения Христа, где Спаситель тоже пишется небольшого размера.

Где находится чудотворный образ

Чудотворный образ Рождества Богоматери можно найти практически во всех храмах, церквях и соборах по всей России и за ее пределами. Зачастую иконы пишутся после установления церковью даты празднования того или иного события, но написание чуда рождения девы Марии пришлось отложить из-за борьбы церкви с неверующими и еретиками. Именно поэтому первообраз иконы пришел в виде фрески одного из храмов. Источником создания полноценной иконы послужило Святое Предание, в котором было подробно описано это чудесное событие.

Рождество Пресвятой Богородицы – история праздника

Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, проживали в городке Назарет. По преданию, они были глубоко верующими, поэтому постоянно молились Богу и просили Его о детях. Однажды Иоаким пошел в пустыню, а к его жене домой пришел Ангел. Он же явился и мужчине. Ангел рассказал супругам, что вскоре у них появится дочка, Дева Мария, через которую в мир придет Спаситель. Получив новость, будущие родители пошли друг другу навстречу и пересеклись в Иерусалиме у Золотых ворот. Ровно через 9 месяцев после этого, 21 сентября, родилась Дева Мария. Три года ее взращивали родители, а потом она отправилась в храм выполнить обет, данный Богу. С тех пор ежегодно православные отмечают рождение Пресвятой Богородицы.

Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии

Святой Андрей Критский тоже пишет об этом празднике в своём слове, называя его «началом праздников». Причина этому в том, что Матерь Божия открыла Своим рождением новую эру, подкреплённую надеждой на спасение человеческого рода. Человечество после грехопадения прародителей Адама и Евы находилось под гнётом клятвы. Люди не могли уже попасть в рай, что составляло цель появления на земле человека.

Несколько веков люди должны были умирать и идти в ад, что
было наказанием за грехи
. Но Господь, не хотящий смерти грешников, решил Сам
снизойти и искупить человечество Своей смертью на кресте. Но для этого Он
должен был появиться на земле как простой человек. Так было задумано, чтобы Он
ничем не выделялся среди людей. Поэтому Он должен был родиться от женщины, хотя
и без участия мужского пола.

Для этой цели была избрана Самая Чистая и Святая Жена на земле. Ей стала девица Мария, Она приходилась родственницей Иосифу, который был из рода Давида. Так сбылось предсказание, что Христос будет из рода Давидова. Иосиф взял Её к себе после того, как Она закончила Своё многолетнее пребывание в храме. Её отдали в храм в возрасте трёх лет согласно обету Её родителей, которые рассматривали Её появление на свет как подарок Свыше. Поэтому они решили посвятить Дочь Богу.

О родителях Приснодевы Марии

Святые Иоаким и Анна были бездетные. Поскольку в Израиле считалось многочадие особым благословением Божиим, то супругов, не имеющих детей, считали грешными, несущими таким образом наказание

Иоаким и Анна терпели постоянно поношение от своих
соплеменников. Когда Иоаким пришел в храм с целью принести жертву Богу, то его
тельца отвергли священники, сказав, что он слишком грешный, чтобы делать это.
Расстроенный муж отправился в пустыню и принес горячую молитву ко Господу.

Бог услышал Своего верного раба и послал ему Ангела, утешившего его и велевшего ему идти домой. В это время его супруга увидела возле своего крыльца гнездо, в котором вылупились птенцы. Родители-птицы радостно ухаживали за ними. Анна всплакнула, позавидовав их счастью. «Все имеют детей, кроме нас» — думала она. Когда ей явился Ангел и сказал, что Бог услышал её молитвы, и у них родится Дочь, Анна не поверила. Ведь они с мужем уже перешагнули порог старости, и детей у них не может быть физиологически. Но Ангел уверил её в верности обетования.

После этого спустя девять месяцев у престарелых супругов родился долгожданный ребёнок, которого назвали Мария, что означает «Госпожа». Она поистине стала Госпожой для всего человеческого рода, Царицей Небесной, потому что сподобилась носить в себе Творца мира, создавшего вся видимая и невидимая.

Эта почетная участь досталась Ей не просто так: Мария никогда не грешила в жизни, даже мыслями! За это её прозвали «Пречистой». Весь православный и католический мир почитает Пресвятую Богородицу и этот праздник, как день Её рождения, потому что Она стала Матерью Спасителя, искупившего человеческий род.

Особенности богослужения

Тропарь и кондак праздника прославляют Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. А также в них говорится о том, что Иоаким и Анна избавились в этот день от поношения бездетности, а Адам и Ева избавились от проклятия древнего.

В этот праздник служится всенощное бдение. Паремии на великой вечерне вспоминают лествицу Иакова, затворённые врата, которые видел пророк Иезекииль, и дом, который построила себе Премудрость. Эти пророчества предрекают появление на свет Богоизбранной Отроковицы.

После полиелея на утрени поется величание праздника, которое прославляет Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. Затем поется «От юности моея». Каноны праздника написали: святой Иоанн Дамаскин и святой Андрей Критский.

Катавасия поется празднику Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей». «Честнейшая» не поется, вместо нее запевы праздника.

На литургии святого Иоанна Златоуста поется прокимен Богородицы, апостол и Евангелие праздника.

Песнопения к празднику написали:

  • святой Андрей Критский;
  • святой Иоанн Дамаскин;
  • святой Стефан Святоградец;
  • константинопольские патриархи (Анатолий, Сергий, Герман) и др.

Этот праздник является одним из самых любимых в народе.

Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение — Закон Божий. Телеканал "Радость моя"Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение — Закон Божий. Телеканал «Радость моя»

Рождество Пресвятой Богородицы — история из Закона Божия

Обычаи праздника: что можно и стоит делать в этот день

  • Рождество Богородицы в миру считается женским праздником, когда каждую даму следует почитать как продолжательницу рода.
  • Бездетные женщины посещают праздничное богослужение, после чего устраивают обед и приглашают за стол бедняков, дабы те после еды помолились за хозяюшку, мечтающую о даровании малыша. Считается, что молитвы Божией Матери о даровании детей, вознесенные именно в день Ее Рождества, имеют особую силу.
  • Ранее этот Богородичный праздник считался началом нового года. Принято было зажигать лучину и не гасить ее даже ночью. Когда первая догорала, от нее возжигалась следующая и так далее. В современное время некоторые верующие придерживаются этой традиции: у них постоянно, днем и ночью, горит лампада у икон.
  • День Рождества Богородицы начинал отсчет сватовства: с этого дня в дома незамужних девиц засылали сватов. В этот день так же хорошо играть свадьбу — семья всегда будет под Покровом Царицы Небесной.
  • С древних времен и по сегодняшний день существует традиция: женщины рано утром отправлялись к водоему. Считается, если девушка или женщина умоет лицо до восхода солнца, то красота ее лица сохранится до преклонных лет. Конечно, в этом есть что-то языческое, но вреда нет никакого.
  • С недели Рождества хозяйки убирали лук с грядок, а до ее начала необходимо было убрать весь прочий урожай с полей. Сельчане засевали поля рожью, а пчеловоды готовили ульи к зимовке.

Служба в православии

Вход в монастырь святой Анны, находящийся, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима.

В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песнопения раннего периода. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V—VII векам, судя по тому, что тот же текст имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей.

В современную службу праздника входят творения следующих песнописцев:

  • святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон;
  • преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон;
  • Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихиры на стиховне;
  • Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии;
  • Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне;
  • Иосифа Песнописца (IX век) — канон на предпразднство.

Произведения песнописцев Льва VI, византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского, были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.

Тропарь, кондак, задостойник и величание праздника
На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Тропарь праздника глас 4 (Ἦχος δ’) Ἡ γέννησίς σου Θεοτόκε, χαρὰν ἐμήνυσε πάσῃ τῇ οἰκουμένῃ· ἐκ σοῦ γὰρ ἀνέτειλεν ὁ ἥλιος τῆς δικαιοσύνης, Χριστὸς ὁ Θεὸς ἡμῶν, καὶ λύσας τὴν κατάραν, ἔδωκε τὴν εὐλογίαν· καὶ καταργήσας τὸν θάνατον, ἐδωρήσατο ἡμῖν ζωὴν τὴν αἰώνιον. Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость возвести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный. Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак праздника глас 4 (Ἦχος δ’) Ἰωακεὶμ καὶ Ἄννα ὀνειδισμοῦ ἀτεκνίας, καὶ Ἀδὰμ καὶ Εὔα, ἐκ τῆς φθορᾶς τοῦ θανάτου, ἠλευθερώθησαν, Ἄχραντε, ἐν τῇ ἁγίᾳ γεννήσει σου· αὐτὴν ἑορτάζει καὶ ὁ λαός σου, ἐνοχῆς τῶν πταισμάτων, λυτρωθεὶς ἐν τῷ κράζειν σοι· Ἡ στεῖρα τίκτει τὴν Θεοτόκον, καὶ τροφὸν τῆς ζωῆς ἡμῶν. Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства, и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, во святе́м рождестве́ Твое́м. То пра́зднуют и лю́дие Твои́, вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, внегда́ зва́ти Ти: непло́ды ражда́ет Богороди́цу и пита́тельницу жи́зни на́шея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Задостойник глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) Припев: <…>

Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε

Припев: Велича́й, душе́ моя́, пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Чу́жде ма́терем де́вство, и стра́нно де́вам деторожде́ние: на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася. Тем Тя вся племена́ земна́я непреста́нно велича́ем.

Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери.

Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.

Величание Полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чти́м святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим рождество́ Твое́. Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.

Что Церковь вспоминает?

Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.

И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.

С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.

Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.  

Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.

Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.

С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.

История праздника

О рождении материи Иисуса Христа — Пресвятой Богородице Деве Марии — не сказано в Писании. О нем говорится в апокрифическом тексте середины II века «Протоевангелие Иакова».

Согласно преданию, родители Богородицы — благочестивые Анна и Иоаким, жившие в Назарете и Иерусалиме в первом веке до нашей эры, — долгое время были бездетными. У древних евреев отсутствие детей у супругов считалось божьим наказанием. За это уже престарелого Иоакима однажды даже выгнали из Иерусалимского храма, куда он принес дар Богу вместе с другими женатыми мужчинами.

Огорченный этим происшествием праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы. А Анна, узнав о случившемся, винила во всем себя и взмолилась Богу еще более истово, чем прежде.

Этот же Ангел посетил и молящегося Иоакима.

Иоаким немедленно отправился в Иерусалим, где встретил Анну, как и предсказал Ангел Божий. Они рассказали друг другу обо всем, что с ними произошло во время молитв, и решили отправиться в родной город Назарет. Там, спустя девять месяцев, у них родилась девочка, которую назвали Марией. Ее отдали на служение Господу. И именно она, безгрешная, чудесным образом родила Спасителя, зачав его от Святого Духа.

Праздник Рождества Богородицы начали отмечать с IV века.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий