Ритмичность в биологии — это… коэффициент ритмичности

Как восстановить суточный цикл

Суточный биоритм человека построен таким образом, что, когда встает солнце, нужно начинать работу, а когда оно садится, нужно идти отдыхать и ложиться спать. Привыкая к одному и тому же распорядку, тяжело перестроиться после перемены внешних условий. Но есть несколько рекомендаций, как сделать это проще:

  1. Ночные смены нужно обязательно менять с дневными, чтобы организм постепенно адаптировался.
  2. Если по роду деятельности приходится часто менять местоположение с новым часовым поясом, то нужно выработать набор постоянных действий, которые на подсознательном уровне отложатся и помогут принять изменившуюся действительность. Пример такого суточного биоритма: утром заставить организм бодрствовать, даже если в родном крае глубокая ночь, а перед тем, как идти в спальню, успокоить тело с помощью расслабляющих чаев, обманув внутренние часы.
  3. Если поездки частые, но непродолжительные, адаптироваться не имеет смысла. Но нужно также выработать набор постоянно повторяющихся действий. Это заложено у нас на подсознательном уровне: умываться по утрам, завтракать, трудиться, обедать, снова трудиться, ужинать и ложиться спать. Не реже раза в неделю мы обязательно моем голову, каждый месяц идем на осмотр к врачу, но из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят лишь те, которые повторяются неизменно изо дня в день.

Суточные биоритмы

Циркадная ритмичность в биологии — что это такое? Давайте разберемся. К суточным (циркадным) биоритмам относятся такие явления и изменения характера и интенсивности биологических процессов, периодичность повторения которых составляет 24±4 часов. Большинство физиологических и биохимических процессов обмена веществ, движения, развития, роста подвержено этим ритмам, которые обусловлены циркадным (суточным) ритмом внешней среды. Он, в свою очередь, связан с вращением вокруг своей оси нашей планеты. Примеры таких процессов: интенсивность обмена веществ, колебания температуры тела, частота деления клеток. Для всех них характерна суточная ритмичность.

Биология — наука, изучающая не только животных, но и растения. У последних, в частности, наблюдаются в ночное время ритмические циклы опускания листьев и закрытия цветков. В дневное время они раскрываются. Ритмы при этом сохраняются даже тогда, когда солнечный свет отсутствует. Это подтвердил своими опытами С.Э. Шноль, российский биофизик. Он в качестве примера привел фасоль Мэрана. Ее листья поднимались и опускались утром и вечером, даже если растение находилось в тем ной комнате. Оно как будто чувствовало время и внутренними физиологическими часами определяло его.

Растения обычно длительность дня определяют по переходу из одной формы в другую пигмента фитохрома при изменении характеристик солнечного света (его спектрального состава). Например, солнце на закате имеет красный цвет потому, что красный свет обладает наибольшей длиной волны и меньше, чем синий, рассеивается. В сумеречном или закатном свете много инфракрасного и красного излучений. Это и воспринимают растения, проявляя суточную ритмичность.

Биология — это наука, в которой на сегодняшний день накоплен большой опыт наблюдений за различными животными. Было установлено, в частности, что чередование периодов покоя и активности животных (ночных и дневных) также относится к суточным ритмам. Для них является важным определение времени не абсолютное, а относительное. Им нужно знать, когда солнце взойдет и сядет, поскольку дневные существа для поиска пищи используют светлую часть суток, а ночные — темную.

Приведем пример — рассмотрим суточный ритм обитающего на побережье Атлантического океана манящего краба. Он меняет свою окраску, проявляя суточную ритмичность. Биология — это наука, которая, как и другие, выявляет закономерности. Для чего же краб меняет свою окраску? Давайте разберемся.

Краб утром более светлый, но когда солнце все выше поднимается над горизонтом, он становится все темнее. Играя защитную роль, пигмент предохраняет манящего краба от палящих лучей солнца. Если при этом бывает отлив, то ему помогает более темная окраска оставаться на прибрежном песке незамеченным. А именно туда в поисках пищи отправляется краб.

человека: норма и патология

Здоровым организм будет тогда, когда его внутренний цикл полностью согласован с внешними условиями. Примеры этого можно с легкостью почерпнуть в природе. Одуванчики на ночь закрываются, чтобы утром снова открыть свои бутоны. Журавли с приходом осени чувствуют, что наступают холода, и начинают перелетать на юг. Северные песцы с приходом весны двигаются все ближе к Северному-Ледовитому океану в поисках пищи. Из перечисленных биологических явлений суточным биоритмам подчиняются растения. Многие из них, как и люди, «ложатся» спать на ночь.

Но на растения влияет только один фактор: степень освещенности. У человека таких факторов может быть десятки: работа в ночное время, жизнь на Севере, где полгода ночь, а полгода день, освещение лампой дневного света в темное время дня и т. п. Патологии, связанные с нарушением биологических ритмов, называют десинхронизацией.

Откуда взялись биоритмы?

Этот вопрос созвучен с вопросом, как возник наш мир. Ответ может быть такой: биоритмы создала сама природа. Задумайтесь: в ней все естественные процессы, независимо от их масштабности, цикличны. Периодически рождаются одни звезды и умирают другие, на Солнце возрастает и падает активность, год за годом один сезон сменяется другим, за утром следует день, потом вечер, ночь, а после снова утро. Это всем нам известные ритмы жизни, соразмерно с которыми существует жизнь на Земле, да и сама Земля тоже. Подчиняясь созданным природой биоритмам, живут люди, звери, птицы, растения, амебы и инфузории-туфельки, даже клетки, из которых мы все состоим. Занимается исследованием условий возникновения, природой и значением биоритмов для всех живых существ планеты очень интересная наука биоритмология. Она является отдельной ветвью другой науки – хронобиологии, исследующей не только ритмические процессы в живых организмах, но и их связь с ритмами Солнца, Луны, других планет.

О мелатонине и ОРВИ

— Поздняя осень, когда резко сокращается световой день, очень тяжелая пора для организма. Осенняя депрессия и сонливость, пик которых приходится как раз на ноябрь, связаны со сбоями циклов выработки гормонов мелатонина и кортизола.

Первый гормон отвечает за суточные и сезонные ритмы человека, за нормальный сон и, соответственно, нормальное бодрствование. Но чтобы он образовался, в организме должен быть его предшественник — серотонин, который вырабатывается в светлое время суток.

Чем короче световой день, тем меньше у нас мелатонина, отвечающего за смену сна и бодрствования. Для организма это стресс, на который он реагирует выбросом кортизола. А кортизол — это вещество, которое прямо связано с нарушением биоритмов и нарушением работы иммунитета.

А поскольку мы сейчас живем в условиях пандемии COVID, то сниженный иммунитет, ко всему прочему, неминуемо ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным болезням. Обычно именно осенью со снижением светового дня мы фиксируем всплеск инфекционных болезней, в том числе разного рода ОРВИ и гриппа.

Биоритмы человека или почему решения надо обосновывать общими закономерностями, а не мнением подростка

https://www.planet-kob.ru/ob/pic/20170608211740.jpegВ Беларуси было принято решение о переносе времени начала занятий в школах. С нового учебного года первый урок в школах Беларуси будет начинаться на час позже, с девяти утра, сообщил 26 мая 2017 года президент Александр Лукашенко:

Хотя либеральные СМИ (http://www.ng.ru/cis/2017-04-25/6_6981_belorus.html) поспешили найти обоснование переноса занятий в другом:

Хотя как рассказала 24 мая начальник управления общего среднего образования Минобразования Светлана Уклейко:

Причём по такому графику работает треть школ в Беларуси, ещё треть начинает уроки в 8.30, и только третья часть работает с 8 часов.

Такие решения на на взгляд необходимо обосновывать не мнениями кого бы то ни было, и даже не законодательством, а объективными закономерностями, которым подчинена жизнь людей, обществ и человечества в целом.

Биоритмы человека относятся к видовым закономерностям, которые подчинены общебиосферным, связанным с колебательными процессами космоса, в частности, с оборотами Земли вокруг Солнца. Биоритмам и оценке решения Лукашенко и посвящена наша статья.

Объективные закономерности

Самобытное развитие любого государства предполагает построение системы общественного самоуправления и государственного управления в согласии с объективными закономерностями, которым подчинена жизнь людей, культурно своеобразных обществ и человечества в целом.

Эти закономерности можно представить как совокупность шести своеобразных групп:

  1. Человечество — часть биосферы, и существуют объективные закономерности, регулирующие взаимодействие биосферы и Космоса и взаимодействие биологических видов в пределах биосферы.
  2. Человечество — специфический биологический вид, и существуют специфические биологические видовые закономерности, регулирующие его жизнь.
  3. Существуют нравственно-этические ноосферные и религиозные закономерности, регулирующие взаимоотношения обладателей разума и воли.
  4. Культура вариативна, и существуют социокультурные закономерности, следование которым гарантирует устойчивость общества, а их нарушение способно привести к его исчезновению в течение жизни нескольких поколений.
  5. Наша культура такова, что мы вынуждены защищаться от природной среды техносферой. Техносфера воспроизводится и развивается в ходе экономической деятельности, и существуют экономические закономерности, обуславливающие как развитие экономики, так и её деградацию или крах.
  6. Всё это в совокупности может приводить к конфликтам интересов и конфликтам разных видов деятельности, разрешением которых необходимо управлять. И существуют объективные закономерности управления.

Они познаваемы, а их познание и добросовестная опора на них управления во всех сферах жизни общества, способна обеспечить идентичность управленческих решений разных государств по одним и тем же вопросам при полноте суверенитета каждого из них.

В данной статье мы будем рассматривать общественную безопасность на генетическом уровне видовых (биоритмики вида «Человек разумный») и общебиосферных (биоритмике, связанной с суточной солнечной цикликой) закономерностей.

Секрет выживания

В буддистской религии есть основной закон: не нарушай естественное течение жизни. Он говорит о том, что нужно подчиняться тому, что заложено природой. В современном мире мы часто забываем о том, что мы часть мироздания. Человек стремится завоевать Землю, космос, разгадать тайны и стать правителем мира. Именно в этот момент человек забывает, что не он управляет природой, а она ним. Погоня за мечтой приводит к тому, что теряется суточный биоритм, а это приводит к появлению опасных заболеваний, которые нередко приводят к смерти.

Чтобы обеспечить организму выживание, мы должны заботиться о сохранности таких факторов:

  • продукты питания;
  • вода;
  • изменяющиеся условия окружающей среды.

Мы должны закаляться и приучать к этому своих детей. Чем ближе человек к природе, тем он здоровее.

Что такое биоритмы

Биоритмы — это не какое-то мистическое понятие вроде астрологии или веры в приметы. Это неотъемлемое свойство всего живого вокруг нас. Учёные считают, что самая первая клетка, возникшая на Земле, получила повреждения под воздействием ультрафиолета в светлое время суток, а в ночное время — восстановилась. У каждого организма есть свои циклы, которые помогают ему чередовать фазы активности и восстановления. Человек не исключение. От соблюдения биоритмов зависит его способность учиться и работать быстрее и эффективнее, принимать решения, чувствовать радость жизни. 

Биологические ритмы (биоритмы) — это периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые сами поддерживаются и воспроизводятся в любых условиях.

Биоритмы бывают разные — от полуторачасовых до годовых. Более всего на работоспособность организма влияют суточные, или циркадные, ритмы.

Циркадные (циркадианные) биоритмы — это колебания интенсивности различных биологических процессов в организме, связанные со сменой дня и ночи. 

История исследования циркадных ритмов началась в 1729 году, когда французский астроном Жан-Жак де Меран, заметив ежедневное движение листьев у мимозы стыдливой, предположил, что у растения есть свой механизм, подобный циклу сна и бодрствования у человека.

С тех пор суточные (циркадные) ритмы подвергались тщательному изучению: учёные скрещивали растения, исследуя гены, отвечающие за формирование циркадного ритма, анализировали поведение животных, ставили эксперименты с участием людей. 

В 2017 году открытие молекулярных механизмов, контролирующих циркадный ритм, группой учёных (Джеффри Холл, Майкл Росбаш и Майкл Янг) было удостоено Нобелевской премии, что лишний раз подчёркивает значимость изучения биоритмов.  

  • Особенности циркадных ритмов определяются наследственностью и передаются на генетическом уровне.
  • Свет — наиболее эффективный сигнал, поддерживающий баланс суточных ритмов. Специальные клетки сетчатки глаза человека, реагируя на свет, посылают сигнал напрямую в супрахиазматическое ядро — центр контроля циркадных ритмов в организме человека.
  • Даже при отсутствии естественного света циркадные циклы в организме человека сохраняются. В ходе эксперимента, где люди были изолированы от естественного света и часов, у них вырабатывался 25-часовой циркадный ритм. 
  • Использование искусственного света увеличивает циркадный ритм. В том самом эксперименте переход на 25-часовой суточный режим был связан с тем, что люди по своему усмотрению могли пользоваться искусственным светом. В скорректированном виде циркадный ритм составил 24 часа 11 минут.

Примеры суточных биоритмов

Вся наша жизнь на Земле связанна с ее вращением вокруг своей оси и вокруг Солнца. Поэтому суточный биоритм человека длится около 24 часов, ровно столько, сколько Земля делает полный оборот вокруг своей оси. За время от полуночи до полуночи проводятся различные замеры: освещенность, влажность воздуха, его температура, давление, даже напряженность электрического и магнитного полей.

Как уже говорилось ранее, к суточным биоритмам относят чередование сна и бодрствования. Эти две фазы тесно связаны между собой и в течение дня формируют одна другую. Если организм истощен и ему нужен отдых, то наступает фаза сна, во время которой происходит восстановление сил. Когда процесс отдыха завершится, наступает фаза бодрствования. Ученые рекомендуют спать днем по 1-2 часа не только детям, но и взрослым после 50 лет. Это благоприятно влияет на возобновление сил и значительно улучшает здоровое самочувствие.

БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

Одна из эффективных форм приспособления организма к внешней среде — ритмичность физиологических функций.

Изменения, происходящие в организме человека в течение суток, месяца и года, описаны задолго до нашей эры. В старинных рукописях Древнего Китая «Цзо-Чжуань» (VII—V в. до н.э.) дано описание одного из самых важных ритмов организма — суточного. «Жизненная энергия циркулирует по организму, последовательно проходя по всем органам тела и совершая как бы в течение суток полный кругооборот». В «Книге перемен» (IV—III в. до н.э.) описаны изменения, происходящие в организме человека в течение суток, месяца, года и даже 12-летних периодов. Учение о биологических ритмах получило интенсивное развитие, особенно в последние десятилетия, что связано с научно-технической эволюцией и космонавтикой.

К настоящему времени у человека и животных описано около 400 биоритмов. Естественно, что возникла необходимость их классифицировать. Предложено несколько принципов классификации биоритмов. Чаще всего классифицируют их на основании частоты колебаний (осцилляции), или периодов. На схеме представлены некоторые циклы, связанные с периодичностью работы систем организма.

В различных квалификациях выделяют следующие основные ритмы:

  • Высокой частоты, или микроритмы (от долей секунды до 30 мин). Примером могут служить осцилляции на молекулярном уровне (синтез и распад АТФ и др.), частота сокращений сердца (ЧСС), кругооборот крови (23—24 секунды один и тот же объем крови проходит через большой и малые круги кровообращения), частота дыхания, периодичность перистальтики кишечника.
  • Средней частоты (от 30 мин до 28 ч). В эту группу входят ультрадианные (до 20 ч) и циркадные, или циркадианные (околосуточные — 20—28 ч) ритмы. Пример — чередование сна и бодрствования. Циркадианный ритм является основным ритмом физиологических функций человека. Наиболее характерными являются периодические повышения двигательной и секреторной активности пищеварительного тракта, выделение гормонов, повторяющиеся через каждые 90 минут, быстрые движения глазных яблок во сне. Сюда же относятся полуторачасовые ритмы (от 90 до 100 минут) чередования нейрональной активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых циклов биоэлектрической активности мозга во время сна. Через каждые полтора часа человек испытывает попеременно то низкую, то повышенную возбудимость, то умиротворенность, то беспокойство, что отражается, в том числе, и в длительности университетских пар.
  • Мезоритмы (длительностью от 28 ч до 6—7 дней). Сюда относятся циркасептальные ритмы (около 7 дней). Регулируют колебания температуры тела (5—7 дней), концентрации эритроцитов и лейкоцитов в крови. С ними связана работоспособность человека, с ними в значительной степени обусловлены социальные факторы, например, — длительность рабочей неделей с отдыхом на 6—7-й день.
  • Макроритмы (от 20 дней до 1 года). К ним относятся циркануальные (цирканные), или окологодовые ритмы. В эту группу входят сезонные и околомесячные ритмы (лунный ритм, овариально-менструальный цикл у женщин и т.д.).
  • Мегаритмы (длительностью в десяток или многие десятки лет). Наиболее известный из них — 11-летний ритм активности Солнца, с которым связаны некоторые процессы на Земле — инфекционные заболевания человека и животных (эпидемии и эпизоотии), также выделяют и 22-летние ритмы. Сюда следует отнести 12-летние ритмы жизненного цикла, связанные с процессом социального импринтинга — феномена, заключающегося в том, что в строго определённые периоды жизни формируются столь же определённые базовые свойства личности и исходные программы их проявления, формируются на уровне подсознания, а затем, в столь же определённые периоды, на более высоком уровне развития, включается реализация этих программ даже помимо сознания и воли человека (о социальном импринтинге читайте http://mirmer.ru/kto/item/463-social_imprinting).

Значение сна для здоровья человека

Сон — неоценимый лекарь для нашего организма. Если недооценивать значение сна для здоровья, то можно быстро ощутить на себе последствия такого пренебрежительного отношения к ночному отдыху.

Первое, что может настигнуть современного человека, который не спит ночами — это хроническая усталость. Пренебрегая законами природы, мы не сможем всю жизнь оставаться здоровыми и счастливыми. Когда мы спим, то все органы человека восстанавливают свои силы, мозг тоже отдыхает.

Снижение работоспособности.

За хронической усталостью идет упадок сил, снижение работоспособности и иммунитета. Дальше больше. Начинаются бессонница, депрессия, возникает множество заболеваний.

Потеря жизненной силы.

Плохой сон ведет за собой еще и общую слабость, пессимизм, снижение аппетита, тяжесть во всем теле, психическую и физическую разбитость. В результате появляются раздражительность, агрессивность.

Лечение временем

Педиатрия относится к биоритмам серьезно, а существование хронобиологии и хронотерапии признано очень давно. Необходимость согласовывать лечение с суточными, месячными или годовыми циклами была подсказана врачебным опытом. Основная идея «лечения временем» заключается в том, что максимальная эффективность лекарственных препаратов при минимуме побочных явлений совпадает с наибольшим подъемом активности или на 2-3 часа опережает его. Антиастматические бронхорасширяющие препараты нужно принимать поздно вечером или ночью, чтобы предупредить ночной приступ удушья. Другой пример. Известно, что тяжесть течения аллергии зависит от концентрации биологически активного вещества, гистамина, в крови малыша. Это случается в 7 часов вечера, и именно в это время чувствительность больных детей к аллергенам достигает пика. Поэтому, малыши, больные атопическим дерматитом, пищевой аллергией, крапивницей, должны начать прием лекарств уже с 4 часов дня, чтобы нейтрализовать максимально возможное количество этого коварного вещества. А вот витамин В6 детям-аллергикам следует давать только в утренние часы, так как вечером он только усиливает аллергические и воспалительные реакции. При язве двенадцатиперстной кишки препараты, снижающие количество соляной кислоты, детям лучше принимать вечером или на ночь. И это правило касается не только лекарств: недоношенных и некоторых доношенных детей с незрелой способностью усваивать пишу даже лучше кормить по ночам, тогда материнское молоко или искусственная молочная смесь им покажется наиболее аппетитной.

Наиболее известной формой нарушения системы биоритмов является десинхроноз — рассогласование биологических ритмов по фазе, например, из-за перелета в далеко отстоящие часовые пояса. Проявляется десинхроноз утомлением, нарушениями сна и работы пищеварительного аппарата. О таких реакциях нужно помнить, отправляясь в путешествие. Специалистам известно, по какой причине появляется десинхроноз: он связан с выработкой гормона мелатонина, который отвечает за координацию биологических ритмов в организме. Мелатонин вырабатывается в гипоталамусе головного мозга и доносит информацию о ритмах до органов и тканей. Его действие на суточные ритмы прямо противоположно эффекту света. Увеличение мелатонина в крови ночью защищает биоритмы прежде всего от действия искусственных источников света. Не исключено, что в самое ближайшее время на основе мелатонина будет создано самое лучшее в мире лекарство — регулятор биологических ритмов человека.

Хронотерапия в состоянии не только учитывать, но и исправлять биоритмы больного организма с помощью лекарственных средств. Это так называемая пульс-терапия. Например, чтобы оживить функцию коры надпочечников проделывают следующее. Сначала с помощью высоких доз лекарства (преднизолона) подавляют выделение надпочечниками гормона, затем введение препарата прекращают, и организм резко увеличивает производство своих собственных кортикостероидов в значительно больших количествах, чем до того.

Ритмичность в биологии: определение

Таким образом, рассматриваемое свойство является одним из фундаментальных характеристик живой материи. Ритмичность в биологии можно определить как колебания интенсивности процессов и физиологических реакций. Она представляет собой периодические изменения состояния среды живой системы, возникающие под действием внешних и внутренних факторов. Также их называют синхронизаторами.

Биоритмы, не зависящие от внешних (действующих на систему снаружи) факторов, являются эндогенными. Экзогенные, соответственно, не откликаются на воздействие внутренних (действующих внутри системы) синхронизаторов.

Суточные биоритмы человека по часам

В зависимости от индивидуальных особенностей суточных ритмов организма человека выделяют три хронотипа:

Жаворонки (утренний). Представителям этого хронотипа свойственны ранние подъемы – в 5-6 часов утра. Повышенная работоспособность у них наблюдается в первой половине дня. Спать «жаворонки» ложатся относительно рано – в 9-10 вечера.

Совы (вечерний). Обладателям этого хронотипа с трудом даются ранние подъемы. В первой половине дня им свойственна вялость, упадок сил, низкая активность. Однако такое состояние с лихвой компенсируется повышенной работоспособностью и бодростью в вечернее время.

Голуби (дневной). Людям с этим хронотипом свойственно просыпаться немного позднее «жаворонков». Их активность относительно равномерно распределена в течение дня и не имеет резких повышений и понижений. Спать «голуби» ложатся ближе к полуночи. В отличие от двух предыдущих хронотипов, этот – не врожденный: человек просто подстраивается под необходимый ему график.

Для справки: мало кто обладает определенным хронотипом в чистом виде. Большая часть населения – представители смешанных хронотипов.

Рассмотрим подробнее, для чего нужны суточные биоритмы человека и каковы их особенности по часам.

5:00 — 7:00 – пробуждение организма от сна. В этот утренний период наблюдается первая вспышка активности.

7:00 — 9:00 – рекомендованное время для первого приема пищи, поскольку начинается активная работа желудочно-кишечного тракта. Завтрак должен быть по максимуму полезным и питательным, поскольку именно благодаря ему закладывается основной запас энергии на день.

9:00 — 10:00 – спад физической и умственной активности. Однако за счет выброса половых гормонов в кровь в это время возрастает сексуальная активность.

10:00 — 12:00 – время энергетического всплеска и повышенной трудоспособности. Оно благоприятно для сложной и ответственной работы – как интеллектуальной, так и физической. Также для этого интервала характерно снижение чувствительности к боли: этим можно воспользоваться при планировании процедур.

В 12:00 наблюдается второй спад активности. По возможности в этот период нужно отдохнуть или заняться работой, не требующей большого умственного и физического напряжения.

13:00 — 14:00 – время максимальной активности работы тонкого кишечника, благоприятное для обеда. Пища, употребляемая в это время, быстро усваивается.

В 14:00 наблюдается спад активности. Энергия в этот временной промежуток направлена на переваривание пищи. В этот период наиболее активно растут волосы и ногти.

15:00 – активизируется работа мочевого пузыря, происходит очищение организма от шлаков и токсинов.

16:00 — 18:00 – период подъема физической активности. Это время благоприятно для тренировок: даже простая прогулка в этот временной отрезок принесет большую пользу организму.

18:00 – оптимальное время для ужина (легкого и полезного, чтобы не перегружать организм).

С 19:00 начинается незначительный подъем физической активности. Это время подходит для проведения оздоровительных и восстановительных процедур (массаж, пилинг, обертывания, ванны).

20:00 –  подъем интеллектуальной активности. Это время благоприятно для умственной работы.

С 21:00 начинается энергетический спад, работа организма перестраивается и начинает постепенно готовиться ко сну. Это время не рекомендовано для активных занятий и бодрящих процедур, которые будут мешать засыпанию.

23:00 – оптимальное время для отхода ко сну: снижается активность органов и систем, организм переходит в ночной режим.

ВНУТРИСУТОЧНЫЕ БИОРИТМЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

В зависимости от времени суток организм человека по-разному реагирует на то или иное воздействие.

Уже по представленной выше схеме можно сказать, что необходимы перерывы каждые 40 — 60 минут, а в случае с детской моторикой — каждые 20 минут.

А чиновники в Санитарные правила и нормы «Требования для учреждений общего среднего образования» (СанПиН) внесли изменения, касающиеся организации учебного процесса в отношении перерывов. Об этом сообщил председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик, были изменены некоторые позиции: например, уменьшена перемена между первой и второй сменами с 20 минут, до не менее 15.Чиновники также полагают, что перемены между занятиями должны быть по 10 минут, и должно присутствовать не менее двух перемен по 15 минут. Занятия второй смены должны будут заканчиваться не позднее 19 часов 30 минут. Но это всё достаточно косметические изменения, которые не затрагивают главного — общей организации учебного процесса, как алгоритмической системы, состоящей из:

  • методик преподавания,
  • программы и содержания занятий,
  • организации учебного процесса,
  • технического оснащения классов.

Единственная сертифицированная на данный момент методика организации учебного процесса, которая многое из этого комплекса учитывает, разработана профессором В.Ф. Базарным (http://www.pedpoema21.ru/). Пример организации класса девочек на фото ниже.

Удивительный парадокс состоит в том, что нынешнее разграничение на 45-минутки не обладает таковой сертификацией, как и техническое оснащение классов (парты, стулья). Да, всем привычные школьные парты (фото ниже) не прошли никакой проверки на эргономичность и по сути противоречат законодательству о здоровьесберегающих технологиях, не говоря уже о видовых закономерностях развития человека.

Но поскольку мы рассматриваем вопрос о взаимосвязях назначения нового времени начала учебных занятий в школах с биоритмами человека, то нас более всего интересуют биоритмы средних частот. Рассмотрим их подробнее.

Обычно, приводимые исследователями цифры, опираются на статистические данные и указывают конкретные часы по местному времени, хотя правильнее привязываться времени солнечному.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий