Религия восточных славян (таблицы + схемы)

Образование племенных союзов

На разделении по территориальному признаку процесс разобщения славянского этноса не закончился. Всего в начале IX века образовалось не менее 13 восточнославянских племен, условно поделенные на:

  1. Северных (ильменских). В эту группу вошли племена кривичей и словен.
  2. Центральных. К ним отнесли дреговичей, радимичей и вятичей.
  3. Западных. Сюда вошли волыняне, белые хорваты и бужане.
  4. Южных. Эта группа племен состояла из древлян, полян, дулебов, северян, уличей и тиверцев.

Все известные историкам племена подразделяются также по характеру политического устройства, этнографической и территориальной принадлежности, характеру украшений, типу захоронения и верованиям. Язык был общим, но присутствовали серьезные диалектические различия, из-за которых могли возникать трудности в общении.

Каждое племя имело свой «град» — столицу или центр. У полян это был Киев, у словен – Новгород, кривичи считали своим градом Смоленск, половчане – Полотск, а древляне Искоростень. Общим градом несколько позже стал Киев.

Племена славян в период расселения Восточной Европы постоянно соперничали за главенствующее положение на занимаемой ими территории, вели войны. Во время ведения боевых действий племя возглавлял князь. Ему подчинялась группа хорошо вооруженных людей, называющая себя дружиной. Все серьезные вопросы, касающиеся управления делами племени, ведало племенное или союзное вече.

Вече – общее собрание всех проживающих в племени взрослых людей, преимущественно мужчин – глав семейств. На вече решали, где и когда сеять хлеб, кому объявлять войну, каковы будут условия мира.

Изначально все славяне в период расселения Европы были равны, но обогащение отдельных членов племени за счет военных грабежей, привело к образованию родовой знати и возникновению неравенства. Постепенно участвовать в вече, стать дружинником или князем могли только самые родовитые и богатые.

При покорении одним племенем другого, побежденные должны были платить дань. Размер ее определялся победителями и выражался в предметах быта, еде, вооружении, ремесленных изделиях, любых вещах, представляющих ценность.

Народное вече ()

Верования и боги древних славян

 

Религия древних славян до крещения Руси была языческой, в верованиях всех племен просматривались черты анимизма и политеизма. Однако в отличии от древних египтян, греков и римлян, славяне уделяли гораздо меньше внимания культам отдельных богов, и почитали, прежде всего, именно духов природы. К примеру, в религии восточных славян было множество духов, бесов и различных сверхъестественных сущностей, однако большинство из них не были персонифицированы и не имели имен — люди просто просили о милости духов леса, рек и др. Помимо анимизма, то есть одухотворения природы и предметов окружающего мира, в религии древних славян также имел место полидемонизм — вера в «демонов». Однако в отличии от современных христиан, славяне считали демонов не злыми духами, а сверхъестественными сущностями, которые являются «тенями» или душами объектов живой и неживой природы (деревьев, камней, огня и др.), но могут существовать отдельно от таких объектов.
 
Другой яркой чертой религии древних славян был тотемизм — вера в священных животных. Зачастую тотемными животными славянских племен выступали лось, медведь или кабан, но в отличии от верования индусов, в религии славян не было категоричного запрета на убийство тотемного животного. Позже тотемистические верования вплелись в политеистическую систему верования, и животные-тотемы стали считаться сопровождающими богов или даже их воплощениями: к примеру, славяне верили, что Перуна, бога-громовика, сопровождал кабан.
 

В религии древних славян было не так много персонифицированных богов, причем разные племена чтили как «общих» божеств,так и 2-3 своих. Что касается религии восточных славян, их самыми почитаемыми богами были:

  1. Перун — бог-громовержец. покровительствующий воинам и правителям
  2. Велес — бог богатства и животноводства, покровитель купцов и путешественников; некоторые племена также почитали его как бога мертвых
  3. Макошь — богиня плодородия, воды и судьбы, покровительница рожениц и олицетворение женского начала
  4. Сварог — бог неба и огня, один из самых древних богов
  5. Даждьбог — бог тепла и солнца, покровитель земледельцев
  6. Лада — богиня красоты и любви, а также богиня лета и урожая
  7. Леля — дочь Лады, богиня весны и хранительница посеянного зерна от заморозка
  8. Симаргл — бог-хранитель посевов, изображающийся в виде крылатого пса
  9. Хорс — божество солнца, считается заимствованным у иранских племен.

 

В религии древних славян не было «официальных» жрецов — их функции при проведении различных обрядов, как правило, выполняли старейшины племени или старшие мужчины и женщины в семье. Обряды, связанные с поклонением богам проводились либо на полях и в домах (ритуалы, связанные с просьбой об урожае, богатстве в доме, легких родах и др.), либо в капищах, расположенных в рощах или на возвышенностях. Капища восточных славян состояли из двух частей — места, где был расположен идол божества, и места алтаря для жертвоприношений. В качестве алтаря наиболее часто использовалось большое кострище, на котором и сжигали жертв. В истории есть упоминания о культе Перуна, который соблюдали воины и князья, и именно этому богу молились и приносили дары перед каждым воинским походом и в благодарность за победу. Следует отметить, что культ Перуна, как и культы других славянских богов, включал в себя в основном жертвоприношения различных животных, но в редких случаях приносились в жертву и люди (в летописях есть упоминания о том, что сам князь Владимир Святославич до принятия христианства и крещения Руси совершал человеческие жертвоприношения).
 

Славяне были язычниками, приняли христианство и, частично, ислам

Какая религия была у восточных славян известно достаточно точно. Дело в том, что историки и археологи обнаружили достаточное количество следов славянского язычества. При этом разнородные славянские племена были связанны единой мифологией и религией.

Славянская мифология — это совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов.

Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов

Князь Владимир отдаёт распоряжения у идола Перуна (миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV столетия). Перун — главный бог древних славян был позаимствован ими из индоевропейского пантеона. Фото: upload.wikimedia.org

Из-за существенного индоевропейского влияния в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт.

Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог).

Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие

Часть славян была насильственно исламизирована турками-османами.

Духовная культура славянских племен стала изменяться между VI и X веками, когда большая часть славян приняла христианство: Восточные и Юго-Восточные по Византийскому обряду, а Западные и Юго-Западные по Римскому обряду. Об этом говорит множество сохранившихся в тех времен славянских древностей.

При этом вера славян стала не только христианской. Так некоторая часть славян приняла ислам в результате Османской оккупации Балкан. Славянами-мусульманами являются помаки, торбеши, горанцы и бошняки

Болгарские помаки. Родопы. 1932 год. Некоторая часть славян, например болгарские помаки, приняли ислам под давлением Османской Турции. Фото: upload.wikimedia.org

Язычество западных славян, их южных и восточных братьев дошло до наших дней в сильно «христианизированном» виде: праздники (Масленица, Купало, Коляда, Красная горка, Радоница, Родительская или Деды и др.), обряды (заговоры, гадания) и так называенмые «суеверия».

Практически неизменной осталась вера в духов (домовых и др.) и привидения, в славянском погребальном обряде также сохранились значительные черты язычества.

XX
с конца этого века в славянском мире идет попытки возрождения славянского язычества

С конца XX в., в славянском мире идут попытки возрождения славянского язычества, а также формирование неоязычества (имеющего мало общего с языческим прошлым славян).

Этапы развития славянских языческих верований

Центральное место в культуре Древней Руси занимали языческие верования, сложившиеся еще в первобытном обществе. По Б. А. Рыбакову, язычество – это совокупность дохристианских религиозных верований, выработанных в условиях первобытнообщинного строя вплоть до начала христианской эпохи.

Как и в других обществах, в славянских племенах религиозные воззрения изменялись с течением времени.

Первый этап

Ранние формы примитивной религии: магия, фетишизм (одушевление предметов) и тотемизм (почитание животных, как предков). Древние славяне обожествляли силы природы, поклонялись Матери-земле (достоверно установлено, что символ «вспаханного поля» — разделенный на четыре части квадрат с точками – это символика культа Земли). Развиты были и водяные культы: славяне считали воду стихией, из которой родился мир. Леса почитались, как жилища сверхъестественных сил. На этом этапе славянские верования больше походили на пантеизм – учение, отождествляющее Бога и мир.

В начале I тыс. н.э. славянские боги получают антропоморфную форму. Особенно почитаются Даждьбог (бог Солнца), Сварог (Отец-Небо), Стрибог (бог Ветра), Велес (бог богатства и домашних животных), Ярило (бог плодородия), Мокошь (покровительница женщин и домашнего очага). Древние славяне вели свой род от богов: в «Слове о полку Игореве» автор называет русский народ «внуками Даждьбожа). Особым почитанием пользовалось солнце, изображение громового круга: колеса, расчлененного на шесть частей. Почитали и боялись духов и сверхъестественных существ, населяющих жилище человека, сараи и бани, леса, поля, реки и озера.

Второй этап

Развивается культ Рода и Рожаниц: творца Вселенной и богинь плодородия Лады и Лели. Это культ предков, семьи и домашнего очага. Изображения Рожаниц использовался в русском прикладном творчестве вплоть до XX в., хотя этот культ вызывал особую неприязнь русской церкви. Изображений Рода не сохранилось. Во что еще верили наши предки?

  • Славяне верили в потусторонний мир, а смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход. Хоронили либо в курганах, либо в избах-домовинах (отсюда, по В. Проппу, возник образ «избушки в лесу», где живет Баба-Яга, стражница потустороннего мира).
  • Перед захоронением в кургане тела сжигались: считалось, что так душа быстрее перенесется Ирий – славянский аналог Рая. Существует и представления о поземном мире. Структуру Вселенной в славянских представлениях можно увидеть на идолах, сохранившихся в единичных экземплярах и на традиционных русских прялках.
  • Службы богам проводились в святилищах-капищах, где стоял идол. Самый известный памятник язычества, дошедший до наших дней – Збручский идол, изготовленный на рубеже IX-X в. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. На изображениях можно увидеть представления древних славян о космосе, небе, земле и подземном царстве. Как и большинство древних народов, славяне представляли себе борьбу темных и светлых сил природы в виде смены времен года.
  • Рождение нового солнца в конце декабря (аналог кельтского Йоля), у славян получило греко-римское название коляда. А когда устраивались проводы темного божества после зимней стужи, на костре сжигали его чучело. Все славянские праздники сопровождались массовыми гуляниями и магическими обрядами.

Жрецы не выделялись в отдельное сословие: все жертвы родовым богам приносили главы семей. Волхвы же занимались гаданием и общением с мелкими духами.

Третий этап

Выделяется культ Перуна, бога-громовержца, как покровителя княжеской дружины. В русско-византийских договорах X в. русские князья клянутся Перуном (личным покровителем), а купцы – Велесом (богом богатства и торговли). В 980 г. Владимир Красно Солнышко предпринял попытку реформировать язычество, выделив Перуна главным богом. Таким образом славянские религиозные воззрения должны были стать монотеистическими.

Религиозная реформа Владимира не удалась, уже в 988 году Русь приняла христианство. Однако языческое мировоззрение продолжало существовать бок о бок с христианским. Так появилось двоеверие – сочетание новой и старой религии. А потом две непохожих веры ассимилировались, и древнерусское христианство приняло в себя языческие обряды и праздники.

Выбери ответ

Мифы древних славян

В мифах нашли свои отражения представления древних людей об окружающем мире и силах природы. Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий позволили историкам по крупицам воссоздать славянскую мифологию.

5.1. Источники сведений о мифах

Древнеславянская мифология мало изучена, поскольку в дохристианский период она не была письменно зафиксирована. А после крещения Руси в 988 году язычество стало вытесняться, и это нарушило целостность славянской мифологии. То, что сегодня известно, было собрано из народного творчества, фольклора, обрядов и традиций тех далёких времён.

5.2. Мифологические связи в «Слове о полку Игореве», XII в.

Уникальный памятник письменности древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан не духовным лицом, а неизвестным светским автором. Основа сюжета — неудачный поход новгород-северского князя Игоря против половцев. Основные образы этого великого произведения: Русская земля, Боян, князья, Ярославна — без мифологической основы сложились бы просто в летопись. В этом произведении автором упоминается множество языческих Богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.

5.3. Миф о Святовите

В пантеоне западных славян Святовит — самый первый Бог. Он был покровителем войны, победы и, одновременно, земли и плодородия. Сын Сварога и Лады, художниками он изображался четырёхголовым исполином. Люди верили, что Святовит ведёт борьбу против врагов своего святилища на белом коне, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием. В дар Богу люди приносили урожай, собранный с полей, а жрецы наполняли рог Святовита молодым вином, которое символизировало полноту будущего урожая.

5.4. Реконструкция мифа о Роде и Рожаницах

Род и Рожаницы представляли собой небесных божеств, культ почитания которых был связан с земледельческой деятельностью населения. Позже произошла реконструкция мифа и эти прародители всего живого персонифицировались в Яровита, Макошь, Святовита, Златую бабу.

5.5. Реконструкция мифа о Свароге и Сварожичах

Сварог считался Верховным Богом, управляющим мироустройством в Явном мире. Он являлся отцом для множества светлых Богов и Богинь, поэтому славяне называли их всех Сварожичами.

5.6. Реконструкция мифа о Ладе и Леле

Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Леля — её дочь, ставшая покровительницей весны, первой зелени и незамужних девушек. Молодые девушки почитали Лелю, празднуя весной праздник Ляльник.

5.7. Миф о Волхе

Волх является одним из героев «Слова о полку Игореве», он предстаёт как фантастический персонаж. Он ходит с войной в Индию и одерживает победы, оборачиваясь то волком, то горностаем. Несмотря на свою известность, Волх не является исторической личностью.

Религиозные верования

До принятия христианства описываемый народ относился к язычникам, почитающим не только определенных божеств, но и духов природы, а также животных. Отличительной чертой славянских религиозных культов является тот факт, что они часто не выделяли отдельных богов, а поклонялись духам в целом. К примеру, в лесу, по верованиям древних племен, обитало огромное количество божеств. Поэтому, отправляясь на охоту либо собирать лесные дары, наши предки обращались сразу ко всем, прося их милости и защиты.

Примечательно, что славяне верили и в демонов. Однако в их представлениях они не являлись злобными сущностями. Древние народы считали, что демоны – это всего лишь души животных, растений и камней. Они могут жить в определенных предметах, но при необходимости выходят из них и путешествуют по миру.

Тотемизм или почитание прародителя-животного тоже было широко распространено в племенах. Особенно важен этот культ был для западных славян. Каждое племя выбирало свое тотемное животное и поклонялось ему, однако убийство священного зверя не считалось чем-то преступным. Данный факт является существенным отличием между славянским тотемизмом и тем видом, который он в дальнейшем принял, к примеру, в Египте. Интересно, что некоторые историки считают легенды об оборотнях, столь распространенные в Европе, результатом влияния подобных культов. Многие славянские общности почитали волков и во время ритуальных мероприятий надевали их шкуры. Порой обряд требовал передвижений в таком виде по местности, что, естественно, смотрелось дико и даже ужасающе для случайных путников.

В язычестве западных славян было принято служить богам на специально сооруженных местах, где устанавливались идолы. Капища, как их называли, устраивались в основном на холмах, которые отлично просматривались со всех сторон. Рядом располагалось место для жертвоприношений или требник. Языческие культы всегда подразумевают приношение в жертву животных во время обрядового служения.

Западные славяне после своего окончательного оформления в обособленную общность немного видоизменили капища. Они стали строить их закрытыми и помещали внутрь всех идолов одновременно. Примечательно, что входить в это подобие храма могли только волхвы. Рядовые члены племени имели возможность присутствовать при некоторых ритуалах рядом с капищем, но большая часть обрядов была скрыта от посторонних глаз.

Боги западных славян мало чем отличались от божеств своих восточных и южных собратьев. И это вполне закономерно, ведь у всех славян был общий пантеон богов. Хотя каждое племя отдельно почитало своего идола, считающегося покровителем именно этой общности. Если обратиться к классификации божеств, то можно сказать, что они делятся на три группы:

  • высшие;
  • средние;
  • низшие.

Подобное разделение соответствовало пониманию мироустройства, согласно которому наш мир состоит из трех уровней: Явь, Правь и Навь.

Основные племена восточных славян. Племенные союзы

Великое расселение народов на территории Восточной Европы завершилось примерно к VIII-XI столетию. К этому моменту племена обособились и стали занимать определенные области, за которые велись бесконечные войны.

Словене (ильменские)

Племя словен обосновалось в окрестностях озера Ильмень и в верхнем течении р. Мологи. Родоначальниками их считают Словена и Руса, которые, согласно древней летописи, основали Новгород и Русу задолго до нашей эры. Впоследствии словенами правил легендарный князь Вандал, а сыновья его (Владимир, Избор и Столпосвят) княжили соответственно во Владимире, Изборске и Столпосвятове (Осташкове).

Кривичи

Кривичи – одно из крупнейших восточнославянских объединений, занимавшее территории в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины. Они занимались земледелием, животноводством, ремеслами. Самыми крупными городами кривичей были Полоцк и Смоленск. Согласно О.Н. Трубачеву, известному лингвисту-слависту, группа кривичей населяла также греческий остров Пелопоннес.

По одной из версий название племени происходит от родоначальника Крива, по другой – от слова «кровный», то есть близкий по крови.

Дреговичи

Дреговичи расселялись по территории современной Белоруссии с юга на север, двигаясь к р. Неман. Постепенно они заняли Гомельскую, Брестскую, Минскую и Гродненскую области. Название племени происходит от балтского «дрегува», что значит «трясина, болото». Археологическими памятниками дреговичей являются курганы с захоронениями и небольшие городища. Отличительной особенностью этого союза племен являются крупные железные бусы, выполненные зернью.

Радимичи

Это славянское племя пришло с ляшских земель и заняло территорию в междуречье верховьев Днепра и Десны, по течению реки Сож. Радимичи ведут свою историю от вождя Радима. У племени было свое достаточно большое войско, что позволяло им сохранять независимость вплоть до второй половины X столетия.

Вятичи

Восточнославянский племенной союз вятичей населял бассейн Средней и Верхней Оки. На юго-западе граница их владений проходила по водоразделу Десны и Оки. Земли вятичей охватывали такие современные области, как:

  • Московская;
  • Брянская;
  • Рязанская;
  • Калужская;
  • Орловская;
  • Смоленская;
  • Липецкая;
  • Воронежская;
  • Тульская.

Как и в случае с радимичами, вятичи получили свое название по имени вождя Вячеслава (Вятко).

Северяне

Славянский союз северян занимал территории вдоль Десны и Сейма. Главный город – Чернигов. Северяне отличались от прочих славян строением черепа. У них были длинные и узкие лица с сильно выступающим носом, кости были более тонкими.

Древляне

Племя древлян обитало в украинском Полесье (современная Житомирская и часть Киевской области). С востока их владения ограничивались Днепром, с севера – Припятью. Главным городом древлян был Искоростень, позже – Овруч.
Согласно «Повести временных лет», древляне слыли диким и варварским народом: «Древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця».

Волыняне (бужане, дулебы)

Бужане жили в верховьях Западного Буга, оттуда и происходит их название. С конца XI столетия племя стали называть волынянами по местности Волынь – исторической обрасти, образованной на северо-западе современной Украины.

Поляне

Самым многочисленным восточнославянским племенем были поляне. Они занимали территории в среднем течении Днепра на правой его стороне. Сердцем полянской земли стал Киев, другими крупными поселениями были Вышгород, Белгород на реке Ирпень, Треполь, Василев, Звенигород.

Со слов летописца Нестора поляне резко отличались от других славянских племен по уровню нравственности и по общественному укладу: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху».

Уличи

Уличи (угличи) занимали территории в низовьях Днепра и Южного Буга, а также Черноморское побережье. В IX столетии насчитывалось 318 угличских общин. Главным городом был Пересечень. Племя называли также лютичи, то есть «злые, лютые, жестокие».

Тиверцы

Восточнославянское племя тиверцев населяло земли между Днестром и Прутом, а также Буржакское побережье Черного моря. В наши дни это территории современной Молдавии и Украины. Название свое они получили от слова «Тирас», так греки именовали Днестр.

Белые хорваты

Белохорваты жили в окрестностях Карпатских гор, на территории современной Западной Украины. Отличительной особенностью племени были перстнеобразные кольца с вывернутыми концами.

Культура западных славян

Культурные традиции западнославянской группы формировались под влиянием более развитых государств. Они с одной стороны способствовали быстрому культурному росту племен, однако лишили славян возможности пройти свой путь и сохранить самобытность. С момента принятия христианства влияние Запада только усилилось, теперь оно подкреплялось священниками, насаждавшими свои обряды и даже язык. Западные славяне на долгие годы были вынуждены разговаривать и писать на латыни. Лишь к XIII веку в некоторых государствах стала развиваться собственная письменность.

Культурные традиции разных западнославянских племен заметно отличались, поэтому довольно сложно рассказать обо всех них в одной статье. Достаточно привести несколько характерных черт культурного развития данной группы на примере сравнения двух государств – чешских княжеств и Великой Польши.

В чешском государстве летописи на родном языке велись с XII века, что позволило через два столетия сложиться литературному и театральному искусству. Интересно, что на сцене нередко ставили сатирические произведения. Это являлось большой редкостью для того времени. А вот польская литература начала формироваться только в XIII веке. Причем на протяжении долгого времени преподавание велось только на латинском языке, что существенно тормозило развитие литературного направления.

Чешская архитектура отличается неким симбиозом романского и готического стилей. Наибольшего расцвета это искусство достигло к XIV веку, тогда как польская архитектура достигла своего пика только к XV веку. В Великой Польше преобладал готической стиль, к которому относят большую часть памятников западнославянской архитектуры.

В целом можно сказать, что к XV в. во многих западнославянских государствах наблюдался подъем в живописи, архитектуре, скульптуре и науке. Культурные достижения этого периода сегодня являются настоящим достоянием современных государств.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий