Фрейдизм в философии

Функция «Я» в психоанализе Фрейда

В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.

Структура личности

Функция Особенности
ИД (или ОНО) Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы
ЭГО (Я) Появляется из ИД, когда ребенок начинает осознавать себя личностью. Обе структуры взаимосвязаны и дополняют друг друга – ЭГО защищает ИД, а та подпитывает Я. Понять механизм таких взаимоотношений можно на примере сексуальных потребностей. ОНО способно в любой момент удовлетворить желание посредством близости, но ЭГО решает, как и когда это произойдет. Иными словами, Я выступает сдерживающей (перенаправляющей) функцией для ИД.
Супер-ЭГО (Сверх-Я) Наиболее развитая система, отвечающая за соблюдение законов и моральных норм, выставляющая блокировки, ограничения и запреты. Фрейд выделяет 3 функции, свойственные Супер-ЭГО: • совесть; • самонаблюдение; • формирование идеалов.

Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.


Структура личности

Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.

Понятие «комплекс» в психоанализе

Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.

Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.

Распространенные комплексы

Вид Определение
Эдип (Электра) Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе
Неполноценности Чувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость
Ионы Здесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания

Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.

Комплекс неполноценности

Мартин Хайдеггер

Жёстко критиковал психоанализ Мартин Хайдеггер. По его мнению, психоанализ – это выражение установок естественных наук. Он негативно высказывался относительно теории психоанализа и не понимал, почему такой рассудительный и одарённый учёный, как З. Фрейд, мог сделать такие антигуманные, не подкреплённые никакими фактами несообразные выводы о человеке. Психоанализу З. Фрейда М. Хайдеггер противопоставлял собственную экзистенциальную аналитику. Выдвигая гипотезы, что психоанализ занимает место философии и религии, что представляет неоспоримую угрозу.

Противоречие между безусловным и естественнонаучным детерминизмом и акцентированием освобождения пациента – главное противоречие в работах З. Фрейда, по мнению М. Хайдеггера. М. Хайдеггер считал, что психоанализ онтологически базируется на философии Р. Декарта, чуть позже на физике Г. Галилея и И. Ньютона, именно это и стало основанием полагать, что психоанализ идеален с научной точки зрения.

З. Фрейд использует термин «анализ» посредством естественно научного разделения на части и поиска симптомов. При этом психическое и физическое аналогичны. В силу этого, психоанализ принимает только то, что можно обосновать понятиями психологии. Основой объяснений З. Фрейда являются причины, хотя М. Хайдеггер это мнение подвергает сомнению. Всё дело в том, что бессознательное не может быть понято, ввиду того, что «понимание» возможно использовать только в контекстуальных связях мотивов, с активной работой сознания. Более того, причинное объяснение не применяется для явлений существования, феномены человеческого бытия могут только оказывать влияние сами на себя. Причинное объяснение не может применяться для толкования человеческого бытия. В свою очередь, З. Фрейд обращался к феноменам, которые не имеют доказательной возможности в пределах естествознания.

Основные понятия и идеи Фрейдизма

Психоанализ (от греч. psyche -душа и analysis-решение) — часть психотерапии , врачебный метод исследования , развиты й З. Фрейдом д л я диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическ ую доктрин у, направленн у ю на изуч е ние скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир.

В дейс тв ии таких вытесненных » комплексов » видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий) , и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ( » анализе» ) можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий) , а именно предоставить им возможность отреагировать.

Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (» либидо » ) центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Фетишизация слова «психоаналитик»

В психоаналитических кругах строго придерживаются разделения квалификаций специалистов в области психоаналитического лечения на психоаналитиков и психоаналитических психотерапевтов. Специалисту, прошедшему психотерапевтический тренинг, называть себя психоаналитиком считается дурным тоном.

В России существуют учебные заведения, выдающие сертификаты психоаналитика, не являясь IPA Component Society, и открыты профессиональные психоаналитические общества, члены которых не являются одновременно членами IPA.

Если специалист в области психоаналитического лечения не является членом IPA или кандидатом в IPA и называет себя психоаналитиком – по определению Фрейда, он является «диким» психоаналитиком. Все другие организации, кроме IPA Component Society, даже если они учат проводить психоанализ 5 раз в неделю, когда пациент лежит на кушетке, должны выдавать сертификаты психоаналитических психотерапевтов.

В психоаналитическом сообществе получилась такая терминологическая казуистика: психоаналитическим психотерапевтом также называют специалиста в области психоаналитического лечения, если он прошел психоаналитический тренинг вне рамок IPA (даже если он умеет работать с пациентом на кушетке с частотой посещений 5 раз в неделю).

Соответственно, если Вы пришли на прием к специалисту в области психоанализа, который называет себя психоаналитиком, не являясь членом IPA  – очевидно, это «дикий» психоаналитик, далекий от психоаналитического сообщества и его обычаев. Проблема в этом случае заключается не только в том, что заявленный специалист не является психоаналитиком, а в том, что он вообще непонятно кем является.

Наряду с кушеткой, слово психоаналитик является фетишем, привлекательным с маркетинговой точки зрения. Слово психоаналитик понятно, а образ психоаналитика «раскручен» в кинематографе и, соответственно, в интернете. Поэтому, даже порядочные психоаналитические психотерапевты используют слово психоаналитик на страницах своих сайтов, потому что термин психоаналитический психотерапевт малоизвестен и тяжеловесен; более того, психотерапевт в России часто ассоциируется с врачом, лечащим с помощью лекарств, и многие пациенты избегают с ним контакта. Но даже если порядочные психоаналитические психотерапевты и нарушают неписанные правила психоаналитической этики, на страницах о своей квалификации, они, все равно, указывают, что являются психоаналитическими психотерапевтами, а не психоаналитиками.

::

Пациенты психоаналитического психотерапевта тоже нередко называют его психоаналитиком, пациенты иногда называют психоаналитиком любого психотерапевта, не использующего в своей практике лекарств. И во время психоаналитической сессии не всегда находится время для того, чтобы прочитать пациенту лекцию об особенностях подготовки специалистов разных квалификаций в области лечения с помощью психоанализа. Также некоторые пациенты могут называть психолога доктором.

::

Настоящей проблемой для россиян, ищущих психологической помощи, оказались «дикие» психоаналитики, не получившие соответствующего психоаналитического образования вовсе. Проблема заключается не только в том, что они не в состоянии оказать квалифицированную психологическую помощь, но и в том, что они эксплуатируют своих пациентов. Об этом читайте следующую статью.

примечания

Кроме такой возможностью обладают IPA Study Group и IPA Provisional Society – все это названия стадий интеграции регионального психоаналитического сообщества в Международную психоаналитическую ассоциацию, .

Психоанализ в психологии и философии

О психоанализе можно услышать множество общих суждений. Обычно отмечается, что психоанализ – это известное направление в психологии, пользу и значимость которого оценивают по-разному. У метода имеются и сторонники, и противники.

Если говорить о психоанализе в философском ключе, то замечено, что особенностью психоаналитических концепций стали их связь с психотерапевтической практикой. Она не сводится ни к экспериментальному познанию, ни к философскому умозрению, а прорастает из опыта общения и других аспектов. Настоящее постижение своего внутреннего мира осуществляется, через инсайт. Такое озарение вносит перемены в жизнь пациента – он начинает совершенно иначе осмыслять себя и свои убеждения.

Подобная философия в чем-то схожа с древними учениями, в которых сочеталась теория и практика дзен-буддизма, йоги и прочих видов психической саморегуляции.

Практика психоанализа периодически сравнивается с целительными действиями жрецов, шаманов. Обучение психоанализу приравнивают к инициации. Многие известные аналитики, практикующие психоанализ, неслучайно параллельно проявляют интерес к различным восточным учениям и даже магии.

Большинство приверженцев теорий Фрейда, как и раньше, придерживаются той модели человеческой психики, которая поддерживалась «отцом психоанализа». В основе их убеждений лежит то обстоятельство, что психоаналитики обычно получают психологическое или медицинское образование. Их задача заключается в приспособлении больного к окружающим обстоятельствам. По большей мере психоанализ распространен в Америке и наиболее развитых европейских странах.

В свое время Зигмунд Фрейд все же надеялся, что его теории психоанализа будут признаны научным сообществом. С этой целью он прибегал к аналогиям с археологией, гидравликой, экономикой и иным наукам. Постепенно в нем начало крепнуть убеждение, что этого все же не случится.

Первой причиной можно назвать разность подходов, а второй, то, что для ученых, формирование которых происходило в научных сферах девятнадцатого столетия, психоанализ является неприемлемым аспектом по личным причинам. Идеи терапии шли в разрез с нарциссическими иллюзиями о власти разума над природой и собой. В целом, то, с какой периодичностью многие представители науки и философии осуждали принципы психоанализа, говорит об их явной предвзятости. Постепенно эти убеждения начали меняться.

В наши дни научный статус психоанализа периодически продолжает оспариваться. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что он все же научен, иные ставят это утверждение под сомнение, называя известную терапию псевдонаукой.

Тем не менее, в ХХ столетии психоанализ получил широкое распространение в гуманитарных науках, психологии, философии и прочих сферах.

Деятельность Э. Фромма и его учение

Э. Фромм является немецко-американским философом, психоаналитиком и наиболее заметным представителем учения неофрейдизма. Родом из Германии. Учился в Гейдельбергском университете по специализации «социология». Психоанализом заинтересовался в Берлинском психоаналитическом университете, где работал сотрудником Института социальных исследований. Приход к власти фашистов стал причиной его эмиграции в США. Там он работал в Мексике в институте психоанализа, который сам же и создал. В середине 70-х гг. XX в. переехал в Швейцарию.

Его основными трудами считаются произведения «Бегство от свободв», «Человек для самого себя», «Забытый язык», «Здоровое общество», «Антология человеческой деструктивности», «Иметь или быть?».

Философские взгляды Э. Фромма

Э. Фромм высказывался о том, что эволюция и историческое развитие повлияли на природу человека. В этом процессе он потерял свою биологическую составляющую. На её месте появилась иная, основу которой составляют социальные связи и отношения. Она заключается в действии определённых качеств, при этом начальные и неразрешимые противоречия являют собой экзистенциальные дихотомии.

Определение 2

Экзистенциальные дихотомии – это разветвление жизни и смерти.

Устранить экзистенциальные дихотомии невозможно, поскольку каждый человек всем своим существом даёт на них ответ. Этот ответ проявляет природу человека и рассматривает её как осмысленное отношение человека к миру. Э. Фромм таким ответы выделяет как позитивные, так и негативные. К позитивным относит стремление к свободе, истине, справедливости и т.п., а к негативным – ненависть, садизм, конформизм, нарциссизм и т.п. Данные черты не заложены в человеке на подсознательном уровне биологических инстинктов, они появляются в процессе жизни. Учёных именует их «укоренёнными в характере страстями».

Определение 3

Характер, по Э. Фромму – это относительно стабильная система всех неинстиктивных стремлений, посредством которых человек соотносится с природным и человеческим миром.

Характер выступает в качестве замены у человека инстинктов. Его формирование происходит в процессе социализации и оказывает серьёзное воздействие на поведенческие характеристики человека, нежели переданные по наследству психофизиологические свойства, такие как, к примеру, темперамент. В силу этого, можно говорить о том, что не от человека зависит, какой у него будет характер и наклонности, станет он холериком или сангвиников, садистом или альтруистом. Это напрямую зависит от того, какой характер у него выработался, иными словами, какие страсти ему были привиты в его характере.

Замечание 8

В стрессовых ситуациях, или ситуациях, которые требуют незамедлительного решения, человек, полагаясь на свой характер, автоматически выдаёт своё типичное поведение.

Определение 4

Человек – социальное существо, которое живёт в обществе, относится к определённому роду, племени, этносу, клану, классу и т.д.

Всякое общество формирует в своих членах конкретные качества, которые служат гарантом сохранения нормального образа жизни данного общества. Первичный этап социализации человек проходит в семье. Её называют агентом общества. Догмы правильного поведения усваиваются человеком в раннем возрасте и на протяжении всей жизни даже не осознаются личностью. В силу этого, в любом обществе, в котором вырастет человек, будь то диктатура или тоталитарный режим, его законы и правила буду восприниматься человеком как естественные и нормальные, более того, даже имеющие положительную окраску.

Любая историческая эпоха формирует свой социальный характер.

Пример

Современное индустриальное общество требует от каждого человека дисциплинированности, педантичности и порядочности. Члены данного общества в силу современных условий вырабатывают именно эти качества.

Данные условия сформировались в ответ на промышленную революцию, до этого момента люди имели более спонтанные позывы к деятельности, были открыты, непосредственны и свободны. Реалии индустриальной эпохи превратили человека в робота, который становится всё более опасным даже для самого себя, а для природы тем более.

Философские воззрения Э. Фромма получили особую популярность среди политиков, социологов и в кругах художественной интеллигенции. При этом никоем образом не повлияли на кого-то из философского мира.

Структура личности по Фрейду, описание

Согласно теории Зигмунда Фрейда, личность человека представлена следующей структурой:

  1. Оно или Ид.
  2. Я или Эго.
  3. Сверх-Я или Супер-Эго.

Оно

Оно — это все то, что заложено в человеке с рождения (инстинкты, наследственность). Ид не поддается законам логики, оно хаотично и неорганизованно. При этом Оно может безгранично воздействовать на Я и Сверх-Я.

Я

Эго — это та часть личности, которая тесно контактирует с окружающим миром. Я происходит от Оно тогда, когда личность начинает себя осознавать. Эго питается от Ид и защищает его. Также Я способно сдерживать или перенаправлять Оно, являясь своеобразной системой безопасности для душевного и физического здоровья человека.

Сверх Я

Сверх-Я берет свое начало в Я и является хранилищем нравственных законов и ограничений, накладывающихся на личность. По Фрейду, Супер-Эго имеет три функции:

  • самонаблюдение;
  • совесть;
  • формирование идеалов.

Энергия, которая рождается в Оно, переходит в Я, а Я — в Сверх-Я. Требования Оно, Сверх-Я и окружающего мира часто противоречат друг другу, что приводит личность к неизбежным конфликтам.

Учение К. Юнга о коллективном бессознательном

Основой философии Юнга и его культурологических идей стали его исследования в сфере глубинной психологии, в большей степени сформированное им учение о коллективном бессознательном. Это то, что можно назвать психическим первоначалом бытия, которое существует в тождестве с физической реальностью.

Под человеческой психикой К. Юнг понимает некую энергетическую систему, где на постоянной основе взаимодействует сознание – индивидуальное человеческое «Я» или «Эго», которое наполнено разнообразными комплексами, и коллективное бессознательное, которое представляет собой систему архетипов. Такая система представляет собой общую для всех людей, некий сверхличностный психический субстрат, который присутствует в любой личности и наследуется им от предков. В свою очередь, процесс обособления личного «Я» от коллективного бессознательного подразумевает под собой становление индивидуального сознания, иначе говоря, родовой человеческой сущности.

Теория о структуре личности

Психоаналитическая теория З. Фрейда в 1923 году обрела достаточно четкую структуру. По мнению психоаналитика, психиатра и невролога, личность каждого индивида состоит из трех компонентов:

  • Ид («Оно») — ядро личности, основанное на примитивных влечениях к жизни, смерти. Именно эта основа бессознательна и подчиняется принципу удовольствия.
  • Эго («Я») — эта часть личности отвечает за сознательное мышление, поведение человека, активизирует защитные механизмы психики при необходимости.
  • Суперэго («Сверх-Я») — компонент Эго, функционал которого состоит в самонаблюдении и моральной оценки. Фрейд утверждал, что этот компонент личности образуется как результат интроекции образов отца и матери, а также родительской системы ценностей.

Создание структурной модели психоаналитической теории было огромным продвижением вперед данного направления психологии и психотерапии, позволив расширить и спектр психических отклонений и инструментов для их терапии. Нюансом этой сферы изучения психики индивида стала довольно свободная интерпретация ее аспектов даже сами Фрейдом, не говоря уже о его учениках, последователях и оппонентах. Автор психоаналитической теории развития не успел закончить работу над ее полным структуру по все тем. Его последователи внесли в уже имеющиеся наработки свои новшества.

Что принесло славу Зигмунду Фрейду

Итак, главное достижение австрийского психолога – изобретение психоанализа. Прежде всего Фрейд внедрил и развил метод свободных ассоциаций. Пациент при этом должен говорить на предложенную тему всё, что ему сразу приходит в голову, не обдумывая свои слова и не обращая внимания на то, насколько непристойными или абсурдными окажутся его слова. Это позволяет выявить скрытые комплексы, страхи, психологические нарушения пациента.

Использование этого метода позволило Фрейду полностью отказаться от использования гипноза на своих сеансах. Смысл метода свободных ассоциаций кроется в человеческом бессознательном. Это некие «инстинктивные» установки, которые человек может не замечать, когда он находится в сознании – то есть пытается сосредоточиться, что создаёт сопротивление этим изначальным установкам. Когда же мысль течёт свободно, то она как бы сама по себе отходит в сторону того, что тревожит человека в данный момент.

При разработке психоанализа Фрейд обращал внимание на поведение своих пациентов и пациентов своих коллег. Однажды одна из клиенток внезапно заявила врачу, что ждёт от него ребёнка, и в невменяемом состоянии пыталась имитировать роды

Это позволило выявить подробности предшествующей жизни пациентки и полученную с тех пор душевную травму. Данный случай позволил Фрейду ввести в психоанализ термин «перенос», или «трансфер», и использовать этот феномен в лечении.

Одна из самых известных тем исследований Фрейда – изучение проблем сексуальности. Фрейд ввёл понятие о детской сексуальности и связанных с этим психологических травмах. Открытия Фрейда в этой сфере удивили общественность, а кого-то повергли даже в шок.

Ведь психолог указывал, в частности, на сексуальное влечение маленьких детей к собственным родителям. Фрейд изучил и другие проявления ранней детской сексуальности. При этом многое учёный проверял в буквальном смысле на себе: так, он выявил у себя любовь к матери и ненависть к отцу как к сопернику.

Тем самым Фрейд затрагивал в своих исследованиях темы, которые раньше считались табуированными; к тому же его взгляды на любовь и сексуальность многие сочли извращенными. Неудивительно, что Фрейда начали обвинять в шарлатанстве и лженаучности, его работам попросту не доверяли.

Одним из своих самых главных трудов сам Зигмунд Фрейд считал книгу «Толкование сновидений», к которой научная общественность и широкая публика поначалу не проявили большого интереса. Толкование сновидений интересовало людей с глубокой древности, однако вплоть до позднейшего времени оно имело религиозно-магический характер.

Фрейд же заметил, что сны являются отражением мыслительных процессов, эмоций, скрытых позывов. Больше того, он убедился, что именно изучение снов является наиболее удобным способом разобраться в психике пациента. Ведь во сне сознание как бы отключается, и мозг не имеет никаких препятствий для реализации скрытых желаний и стимулов.

При этом образы, которые человек видит во время сна, являются символами, имеющими определённые значения. Мозг во сне создаёт образ, производя некоторые операции. Какой-то элемент образа может отражать конкретную мысль, в другом каком-нибудь элементе могут совмещаться несколько значений.

Три составляющие структуры психики

Если изложить философию психоанализа Фрейда кратко, то необходимо заметить, что человеческая психика имеет три структуры, которые можно охарактеризовать как:

1. Бессознательное (Оно). Этот слой психики наследуется человеком от далеких предков. Именно в нем находятся два основных инстинкта человека:

  • Продолжение рода – это сексуальные влечение и энергия, или, по определению Фрейда, — Либидо.
  • Самосохранение. Определяет агрессивное поведение.

Бессознательное, по определению Фрейда, находится за пределами разумного, другими словами оно иррационально и безнравственно (аморально).

2. Подсознание (Я). Формируется на основание жизненного опыта. «Я» разумно, и, в соответствии с реальностью, старается перевести бессознательное «Оно» в соответствие с моральными принципами «Сверх-Я». Его цель ограничить рефлекторные импульсы «Оно» в соответствии с действующими требованиями реальности, в которой находится человек.

3. Сознание (Сверх-Я). Его можно определить как совесть или судью, контролирующего и наказывающего бессознательное «Оно». Именно в нем сосредоточены все нормы морали, нравственности, все идеалы человека.

При этом каждая составляющая живет своей жизнью и не зависит от других. Даже знакомясь с философией психоанализа кратко, можно сделать вывод, что сознание есть насилие над природными инстинктами.

Заключение

Какое бы отношение не сформировалась к психоанализу З. Фрейда, нельзя отрицать факт: это официально признанный метод психотерапии. Его не просто так включают в практику и программу обучения студентов. Большинство исследователей признает его эффективность и безопасность. Для сравнения: столь популярный в наши дни метод расстановок по Хеллингеру не признан официальным сообществом психологов, а в некоторых странах, например, Германии даже запрещен. Значит, как минимум, относительно этого метода психоанализ куда эффективнее и безопаснее.

Лекция К. Лемешко "Основы обучения психоанализу". Мастер-марафон по психоанализуЛекция К. Лемешко «Основы обучения психоанализу». Мастер-марафон по психоанализу
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий