118

Содержание псалма

Псалом не имеет надписания в еврейском тексте Библии; его содержание раскрывается уже в первой строке: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (ивр. ‏אַשְׁרֵי תְמִימֵי דָרֶךְ הַהֹלְכִים בְּתוֹרַת יְהוָה‏‎)

Это молитва человека, находящего главное жизненное благо в словах Господа, то есть в Торе.
Псалмопевец выражает восхищение совершенством Божьего закона и говорит о важности его исполнения. В каждом стихе псалма (кроме 122-го) присутствует одно из следующих слов: закон, откровение, путь, повеление, заповедь, устав, суд, слово

Все эти слова в оригинале являются синонимами слова «Тора».

Феофан, епископ Тамбовский в своей книге, посвящённой истолкованию этого псалма, говорил о его содержании:

Об авторстве и времени написания существуют разные мнения. Псалом начинается со слова «Блаженны», с которого, согласно еврейской традиции, начинал наиболее важные для него псалмы царь Давид. Этот псалом он мог написать как назидательный, для обучения своего сына Соломона. С другой стороны, в псалме много говорится о нарушителях закона и о сложившейся вокруг псалмопевца враждебной обстановке. Это даёт возможность предположить, что псалом написан в VI—V вв. до н. э., во время вавилонского пленения или при Ездре и Неемии. В Септуагинте псалом имеет надписание «Аллилуия» (Ἀλληλούϊα).

Псалом разбит на двадцать два восьмистишия, в которых каждый стих начинается с соответствующей буквы еврейского алфавита: в первом восьмистишии все стихи начинаются с алеф, во втором — с бет и т. д. В связи с этим еврейская традиция называет этот псалом «великим алфавитом». В переводе алфавитное построение псалма передать невозможно; однако в ряде переводов сохраняют разбивку на строфы, и каждую из них озаглавливают соответствующей буквой. Имя Бога (тетраграмматон) появляется в псалме двадцать два раза. Каждое восьмистишие имеет свою особую тему. В первых двух строфах поэт говорит о принятой им на себя обязанности исполнять законы Бога и благословляет Господа за них. С третьей строфы («гимель») начинается собственно молитва, в которой присутствуют общие для всей книги псалмов мотивы: плачевная песнь (строфа 11, «каф»), радостная хвала (строфа 6, «вав»), молитва о помощи (строфа 17, «пе»); все эти темы нанизываются на основную идею псалма — о благе, заключённом в словах закона Божьего.

Богослужебное использование

В иудаизме использование псалма неразрывно связано с его алфавитным построением: в молитве за больного или за умершего принято читать строфы, соответствующие буквам имени того человека, за которого молятся.

Двенадцатый стих псалма «Благословен Ты, Господи! научи меня уставам твоим» (בָּרוּךְ אַתָּה יְהוָה לַמְּדֵנִי חֻקֶּיךָ) содержит формулу, с которой начинаются все еврейские благословения. В связи с этим в еврейской традиции принято, что если человек начал говорить благословение ошибочно (а напрасное благословение произносить нельзя), он выходит из ситуации путём произнесения этого стиха.

В православии псалом 118 известен по одному из первых слов как «Непорочны» (греч. Αμωμος) и составляет отдельную кафизму (17-ю). Как и все кафизмы, она делится на три части для чтения принятого славословия («Слава»), а так как псалом один, то и разделения сделаны в самом тексте псалма: после 72-го и 131-го стихов. Этот псалом читается в будничной (вседневной) полунощнице, на субботней, а иногда и на воскресной утрени (в качестве положенной на этот день кафизмы). Он входит в состав погребальной и заупокойной служб, на них он исполняется с припевом «Аллилуия» после каждого стиха, что выражает уверенность в конечной победе над смертью, дарованной через искупительную жертву и воскресение Иисуса Христа. На утрени Великой субботы псалом 118 исполняется с особыми припевами (похвалами), являясь центральной частью этого богослужения.

В сирийских обрядах псалом входит в группу «Господи, воззвах» и в её составе читается на вечерне.

Когда читается кафизма 17

Кафизма по церковному Уставу читается во время будничной Полунощницы. Особое исполнение псалма 118 можно услышать на Утрени Великой субботы  (суббота перед Пасхой). К стихам добавляются похвалы (хвалебное пение), составляющие центральную часть в богослужении.

Кафизма 17 из Псалтири читается в дни особого поминовения усопших. Она является частью погребальной и заупокойной служб. Добавляемый припев «Аллилуия» в конце каждого стиха во время погребения усопшего напоминает о победе над смертью, которую верующие получили посредством искупительной жертвы Сына Божия и Его Воскресения из мертвых.

По традиции, кафизма 17 читают дома на протяжении 40 дней после смерти христианина. По толкованию Святых Отцов, это особое молитвенное прошение к Творцу о помиловании души умершего.

Чем увлекательна необыкновенная кафизма

Священное Писание является достаточно большим томом, включающим канонические книжки и тексты апокрифов. Предполагается, что текстовка псалма 118 написана не Давидом, но во времена, когда евреи подвергались гонениям и пленению в Персии. Дата сотворения стихословия также не известна, предположительно во времена пребывания в Иудее уполномоченных персидского царя Ездры совместно с Неемией, наводящих порядок именованием Бога. В стихах 23 и 46 можно найти места с описание агрессивного дела к иудеям со стороны новейшего правительства.

В чем неповторимая изюминка 17 кафизмы, содержащей единственный псалом 118:

  • самая большая глава из всей Библии совместно с Новеньким Заветом, включающей 176 тексов;
  • священнословие содержит 22 условные части, любая из которых насчитывает 8 строф;
  • в уникальном тексте каждую новейшую строчку начинает еще одна буковка еврейского алфавита.

Содержание церковного произведения пронизано идеей, что лишь праведнику уготована защита Господа во времена пленения евреев, когда новенькая власть препятствовала роли иудеев в религиозной, политической и штатской деятельности. Подавлению евреев способствовали самаряне, которым емкими словами псалма уготованы огромные мучения от новейшей власти.

Согласно истолкованию епископа тамбовского Феофана, восьмистишья «Непоро́чны» различаются глубиной содержания при большенный их художественной ценности:

В откровениях преподобного Варсонофия Оптинского псалмы Боговдохновенной Псалтыри сравниваются с музыкой, содействующей обретению духовного экстаза. Священник утверждал:

Актуальность Псалтири в Православии

Псалтирь — книга Ветхого Завета. В ее состав вошли священные гимны (псалмы), написанные разными авторами еще за 1 тысячу лет до Рождества Христова. Автором основной части Псалтири (78 псалмов) считается царь Давид. Свое название книга получила от древнего струнного музыкального инструмента, псалтириона. Его использовали для исполнения богослужебных песнопений, поэтому за гимнами закрепилось название псалмов.

В состав Псалтири вошло 150 псалмов и еще один, который отсутствует в тексте на еврейском. 151-й псалом известен только на греческом языке. В 9 веке он был переведен на славянский язык святыми братьями Кириллом и Мефодием. Однако этот псалом считается неканоническим и его не используют в богослужении. Псалтирь состоит из 20 разделов. На греческом языке они названы кафизмами ( от слова «κάθημαι» – «сидеть»), так как Устав Церкви разрешает сидеть при их чтении.

Написанные ещё в ветхозаветные времена псалмы сохраняют свою вечную актуальность. В них можно найти пророчества, поучения, восхваления Создателя. Псалмы имеют универсальный духовный характер. Их чтение применимо для самых разных жизненных ситуаций, в каком бы состоянии человек не находился. В них можно найти слова утешения, поддержки, надежды на скорое избавление от печали.

Дни особого поминовения усопших в Православии

Помимо Акафиста об упокоении всех усопших, псалом «Непорочны» является универсальным текстом для всех поминальных дней, в том числе и в родительские субботы. Всего таких в православии девять. Обозначают их по названию самых близких для каждого людей – родителей.

Вот эти дни, когда следует вспоминать умерших, заказывать службы (заранее, лучше с вечера, тем более, если не сможете присутствовать на панихиде), и молиться дома:

  • Вселенские: Троицкая (перед Святой Троицей) и Мясопустная (за неделю до Великого поста);
  • в предпасхальную Четыредесятницу: шестой день 2, 3 и 4-ой седмиц;
  • частные: девять дней спустя после Светлого Воскресенья – Радуница;
  • День памяти православных воинов – 11 сентября;
  • Дмитриевская суббота перед восьмым ноября — днем памяти великомученика Дмитрия Солунского;
  • Поминовение погибших в Великую Отечественную войну на день Великой Победы.

Очень удобно приобретать православный календарь на предстоящий год, там указаны все посты, дни поминовения умерших, все праздники и многое другое.

Что понятно о молитве «Непоро́чны»

Чтение Библии, в состав которой заходит Псалтырь, непреложная обязанность всякого верующего, ведь Слово Божье способно воскресить сердечко, исцелить от греха, обогатить духовно. Провозглашение псалма 118 принесет пользу не только лишь стоящим на пороге вечности, да и здравствующим в этом мире для упрочнения красы и величия Господа, как ясное учение о земных целях и загробном воздаянии.

Противоречие авторства

  • Хотя составитель 118 псалма неизвестен, его авторство приписывают царю Давиду, жившему в конце II-начале I тысячелетия до н.э. Популярность версии разъясняется словом «Блаженны», которым начинается стихословие. Конкретно сиим воззванием обычно начинались все принципиальные для еврейского народа псалмы. Исходя из убеждений царя Давида.
  • Противники Давидового авторства говорят, что факт множественных упоминаний в тексте о деяниях нарушителей закона, также агрессивного дела к псалмопевцу быть может свидетельством наиболее поздней даты написания псалма 118. Быстрее всего, это предел VI—V веков до н. э., предположительно во время пребывания в Иудее уполномоченных персидского царя.

Для чего верующие читают псалом 118

Священнословие провозглашают без помощи других во время домашнего молебна. Почаще всего молитву воздают по усопшему для улучшения его пребывания в загробном мире, очищения от грехов, обретения покойным духовной радости. Не любому верующему просто дается чтение на церковно-славянском языке, для удобства текст был переведен на российский язык для наиболее глубочайшего осмысления стихов.

Псалтырь над усопшим принципиально читать по установленным правилам:

Как читают – молитвословие условно разбито на три части – до 73 стиха, опосля него до 131 строфы и до окончания. Меж ними читается славословие совместно с особой молитвой, поминающей имя усопшего.
Когда читают – стихословие провозглашают на утренних и вечерних богослужениях, во время отпевания, обряда погребения. Дополненный похвальными молитвами псалом 118 читают в Величавую субботу перед Пасхальной службой.

Создатель молитвы, называющий себя юношей, словами псалма утверждает, что защиту Всевышнего обретет лишь праведник. Псалмопевец молитвенными строчками ведет подробные рассуждения на тему, как придти к выполнению Божьей воли для духовного роста. Конкретно кропотливым переосмысливанием пт закона разъясняется обширность самой длинноватой кафизмы. Чувственный окрас текста показывает на искренность создателя, старающегося осознать сущность правил, установленных Богом, радующегося обретению таковой способности.

Полная текстовка псалма 118 на церковно-славянском и российском языках с нумерацией строк представлена ниже:

Псалом 118 совместно предыдущими и заключительными молебнами можно отыскать на страничках молитвослова, но брать его следует в церковной лавке при храме либо монастыре. Прослушайте, как звучит 17 кафизма в церковном богослужении:

Значение 17-й кафизмы из Псалтири

Пространная песнь посвящена осмыслению христианином огромного значения для него Бога. Лирический герой делится благодатным и сокровенным откликом своей души на Закон Господа – вот почему это не только глубоко личная молитва, но еще чистая прекрасная поэзия.

Почти в каждом стихе – новый эпитет для Божьего слова: поведения, суд, повеление, свидетельство, уставы, откровения, стезя, постановление, закон. Оно пробуждает в душе поющего богатство чувств и переживаний: радость, любовь, поклонение, жажда, ревностное стремление к истине и добру, откровенность, тревожные переживания о собственном достоинстве перед Творцом и одновременно дерзновение просить его о защите и просвещении.

Самое частое слово здесь «Я»: это откровение сердца, тронутого Божеством и убежденного в великой благости творимого Им порядка. Толкование кафизмы воссоздает подлинную духовную практику христианина. А для кого важнее прикоснуться к ней, как ни для души, готовящейся вот-вот предстать перед Небесным Отцом?

Структура 118 псалма

По своей структуре псалом 118 значительно выделяется среди других духовных песней в Псалтири. Так, он имеет разбивку на 22 восьмистишья. В оригинальном тексте каждый новый стих начинается с последующей буквы древнееврейского алфавита. Внутри каждого восьмистишья все строки начинаются с одной буквы. В первом восьмистишье содержатся стихи, которые начинаются с буквы Алеф, во втором — с буквы Бет и так далее. В еврейском народе этот псалом известен как «великий алфавит». Однако сохранить такое алфавитное построение при переводе на другие языки практически невозможно без потери смысла текста.

Первые стихи псалма говорятся об обязанностях исполнения Божьего закона. Начиная с третьего стиха звучат молитвенные слова. Они представлены в виде радостной хвалы (стих 6), плачевной песни (стих 11), молитвы о помощи (стих 17). 

В Православной Церкви 118-й псалом это целиком кафизма 17. Сам текст псалма поделен на 3 части, по прочтении которых следует славословие («Слава»).

Как правильно читать 17-ю кафизму

На дело лучше благословиться у священнослужителя. Текст лучше проговаривать негромко вслух. Допускается сидеть во время исполнения.

Сначала зачитывают молитвы, положенные перед началом чтения Псалытри.

Сама кафизма делится на три части – статии или славы: это момент славословия Святой Троицы на Литургии.

Стихи 1, 2,12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73 и 88 читаются с припевом об упокоении души: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)».

Строки 92 и 93 повторяют троекратно – и снова заупокойный припев.

Этот же припев сопровождает строчки 94, 107, 114, 121, 131, 132, 133, 142, 153, 159, 163 и 170 (после каждой строки следует читать припев). Две последних 175 и 176 опять исполняются трижды и снова припев за усопшего раба.

В финале звучат установленные молитвы – «по XVII кафизме».

Все они имеются в молитвослове, который следует покупать в церковной лавке православного храма или монастыря.

Толкование 17 кафизмы богословами

Слова самой большой молитвы с частым повтором основных мыслей, произносимые от лица молодого псалмопевца, позволяют найти ответы на вопросы о чистоте мысли, заставляют задуматься о необходимости соблюдения законов Божьих.

В строках Божественной проповеди они называются Словом наставлений, возвышающих человека, которому положено жить в гармонии внутренних помыслов с внешними поступками, безо лжи и прегрешений. Странник, от лица которого исходят просьбы, призывает к преданности Законам Божьим, что укрепит веру с торжеством правды, позволит обрести успокоение.

При разборе обширного материала псалма 118 по стихам можно обнаружить ряд интересных мыслей.

Номер стиха Как толковать
1-8 Описывается разнообразие и единство Божьего Закона, проявляющего духовную жизнь, предписанную Господом. Под термином «повеления» следует понимать ряд частных предписаний, связанных с направлением человеческих деяний, а «уставами» определяются правила взаимоотношений человека с Богом. Слово «заповеди» следует понимать как пределы того, что дозволено человеку
9 и 100 Стихословия разъясняют, как действовать для сохранения перед Всевышним в чистоте собственной души. Совет простой – выполнение Его законов
11-14 Строфы повествуют о житие праведника, соблюдающего Слово Божье
19 Стих рассказывает о временном пребывании людей на Земле в стремлении к вечной жизни, которая уготована только праведникам
21-23 Описывается жизнь еврейского народа, плененного персами, их борьба с учением самарян, как отступников веры, призывающих к неповиновению правителям
33-38 Строфы рассказывают о необходимости осознания Слова Божьего, его величия. Строки пронизаны призывом к поддержке и следованию заповедям
67 Словами стиха описаны тяготы пути евреев, отошедших от Бога. За свои прегрешения они понесли заслуженное наказание – плен, его тяготы помогли осознать содеянные ошибки, укрепили готовность к неукоснительному соблюдению Законов Господа
69-70 Стихи повествуют о факте противостояния между язычниками и израильтянами, о чем более подробно рассказывает книга Ездры и Неемии
81-83 Стихословия проявляют тяготы испытаний, обрушившихся на песнопевца и весь его народ, прогнувшийся под грузом испытаний
94-96 Описываются Божье величие и слава, которые открылись страннику, в сравнении с несовершенством человека

После чтения всего псалма 118 охватывает гнетущее чувство скорби за еврейский народ, испытавший столько угнетения и мытарств. Хотя грустные строфы не вызывают радостных ощущений, в них звучит надежда на спасение, дарованное свыше, а также восхищение Всевышним, направляющим детей Израиля.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий