Часть ii. о семи таинствах церкви

Содержание:

Лютеранская церковь против католической церкви

Лютеранская церковь и католическая церковь исповедуют христианскую веру. Оба они сосредоточены на Боге как на высшем спасении человечества. Лютеранцы и католики полагаются на Библию и соблюдают таинства. Но то, что отличает одно от другого, фактически является причиной того, что католики и лютеране никогда не примирились.

Лютеранская церковь

Лютеранские верования, основанные Мартином Лютером, которого называют «Отцом Реформации», учили, что спасение приходит по благодати Божьей и только по вере во Христа и ничего более. Он принимает Апостольский, Никейский и Афанасийский Символы веры как истинные декларации веры. Он признает Святую Троицу и верит, что Иисус — наш Господь и Спаситель, а Евангелие — это Слово Божье. У лютеран есть 2 таинства: Святое Причастие и Крещение, во время которых они практикуют крещение младенцев и взрослых.

католическая церковь

Католическая церковь разделяет некоторые верования с лютеранами. Поскольку лютеране когда-то были частью римского католицизма, их доктрины имеют общие черты, за исключением тех, которые, по мнению лютеран, нуждались в реформации. Одно из них — противоречие католической вере в то, что спасение достигается непоколебимой верой в Бога и добрыми делами по отношению к другим. Другой католический обряд, который лютеране не признают, — это авторитет папы как высшей власти, но действующий только в мирском качестве наместника Христа.

Разница между лютеранами и католиками

Лютеране не верят в пресуществление в Евхаристии, как католики. Они не верят в Марию и заступничество святых, как католики. Католики верят в чистилище, а лютеране — нет. Некоторые лютеране рукополагают женщин в пасторы, в то время как католическая церковь не посвящает женщин в священники. В то время как у лютеран есть 2 таинства: Святое причастие и Крещение, у католиков есть 7 таинств, которые включают крещение, примирение, святое причастие, конфирмацию, супружество, священный порядок и причастие больных.

За прошедшие годы примирить веру этих двух религий не удалось. Тем не менее, оба могут оставаться в гармонии, если один научится уважать то, во что верит другой, потому что быть христианином — значит быть подобным Христу.

Вкратце:

• Лютеранство было основано Мартином Лютером, который был «Отцом Реформации». Они отделились от католической церкви из-за несовпадающей веры в то, что спасение достигается только через веру в Бога, вопреки католическому взгляду на спасение, который заключается в вере в Бога и добрых делах.

• Лютеране не верят в пресуществление в Евхаристии, не верят в Марию и других святых и их ходатайства и не верят в мирские возможности Папы как наивысшего авторитета церкви.

• У лютеран есть только 2 таинства, а именно крещение и святое причастие, в то время как у католиков есть 7 таинств, а именно крещение, примирение, святое причастие, конфирмация, супружество, священный порядок и таинство больных.

Из истории протестантских учений

Первые ростки протестантизма проклюнулись в 12 веке. Это были религиозные общины вальденсов и альбигойцев. Позже появились лолларды и последователи чешского реформатора Яна Гуса – гуситы. Все они вступили в острый конфликт с католической церковью и были уничтожены. Против альбигойцев в 1209 году пришлось даже объявлять крестовый поход.

Современный протестантизм как совокупность религиозных учений возник, как ясно из названия, в качестве протеста против идеологического диктата Римской католической церкви. К концу 15 века духовный кризис католицизма стал настолько очевидным, что римскому папе пришлось даже издавать специальную буллу, запрещавшую лицам духовного звания содержать публичные дома. Представляете, каким вертепом был в то время священный престол? Естественно, такое положение не могло нравиться всем; зрело недовольство, и последней каплей, переполнившей чашу, стало разрешение римским папой Львом Десятым продажи индульгенций – свидетельств об отпущении грехов. Разрешение было дано 18 октября 1517 года, а уже через 13 дней появляются лютеровские «95 тезисов».

Эпоха Реформации (16 век) породила целый ряд протестантских деноминаций. К ним относят:

  • лютеранство;
  • кальвинизм;
  • цвинглианство;
  • англиканство;
  • анабаптизм.

Первые три названы по именам основателей, четвертый термин относится к английской государственной церкви. С возникновением англиканства связана романтическая история. Любвеобильный король Генрих Восьмой, не в силах добиться от Папы Римского разрешения на развод с Екатериной Арагонской (испанкой), разорвал отношения с Римом и повелел создать свою собственную, «карманную» церковь, которая благополучно и развела его с нелюбимой первой женой (впоследствии он был женат еще пять раз). Понятно, что на деле разрыв с католичеством отвечал интересам английской политической элиты, а упомянутый эпизод был лишь небольшим штришком, сопутствующим этому акту.

Анабаптизм не является однородным учением и включает целый ряд самостоятельных направлений, сохранившихся до наших дней. Это меннониты, гуттериты, амиши и ряд других деноминаций. Они отрицают принятие военной присяги, признают крещение, совершенное лишь взрослыми, имеют и некоторые другие отличия. Наибольшее число анабаптистов живет в Германии и Северной Америке.

Разделение церквей


В чем разница между православием и католицизмом? Это сложно понять, не зная событий прежних дней. Начнем с истории. До 1054 года христианство было единым, но спор за земли в Южной Италии положил конец миру и спокойствию.

Дело происходило в Византии, патриарх Михаил Керуларий потребовал закрытия множества храмов Константинополя. Его не устраивало то, что греческие обряды вытеснены латинскими.

Патриарх претендовал быть не только Константинопольским, но и Вселенским. Рим не соглашался. К миру стороны так и не пришли. Более того, Гумберт (римский кардинал) обвинил Михаила Керулария в ересях.

Западная церковь отделилась от Восточной. Первая продолжила вести службы на латинском языке, а вторая –- на греческом. Дальше в истории случались Крестовые походы, притязания на чужие земли, борьба за власть, нападения и войны. Все это только усугубляло отчуждение.

Сегодня историки называют события тех лет Великим расколом, или Великой схизмой. Удивительно, но взаимные анафемы тех дней были сняты современными Вселенским патриархом и Папой Римским, а вот разделение стало уже невозможно предотвратить.

Расположение техники на борту

Авиаторы немало времени уделили и месту фиксации устройства на лайнере. Изначально самолет содержал два самописца – одна модель находилась в кабине пилотов, а второй экземпляр фиксировали в хвостовом отсеке. Приборы дублировали, чтобы увеличить шансы сохранности записей при масштабных крушениях.

Схема установки самописцев на борту

Однако установка аппаратуры в носовой части лайнера сегодня не практикуется. Ведь при авариях основной удар обычно приходится на нос борта. Поэтому современные самописцы оборудуют в хвостовых секторах самолета, надежно закрепляя приборы . Причем стандартизация требует нанесения на корпус надписи «Flight Recorder. Don’t open», которая переводится на русский язык так: «бортовой самописец, не открывать».

Кто такие протестанты

В шестнадцатом веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Римско-католической церкви. Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты – это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Далее мы разберемся в отличии протестантизма от таких направлений, как православие и католицизм. А пока стоит немного углубиться в историю этого течения.

Средневековье в Западной Европе оказалось таким периодом, когда общество попало в тотальную зависимость не столько от светских правителей, сколько от церкви.

Практически ни один вопрос не решался без участия священника, будь то свадьба или бытовые проблемы.

Вплетаясь все больше в социальную жизнь, католические святые отцы накапливали несметные богатства. Кричащая роскошь и двойные стандарты, практикуемые монахами, отвращали от них общество. Росло недовольство из-за того, что многие вопросы запрещались или решались с принудительным вмешательством священников.

Именно в этой ситуации и появилась возможность у Мартина Лютера стать услышанным. Это немецкий теолог и священник. Будучи членом ордена августинцев, он постоянно наблюдал развращенность католического клира. Однажды, по его словам, снизошло озарение об истинном пути правоверного христианина.

Результатом стали «Девяносто пять тезисов», которые Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге в 1517 году, а также выступление против продажи индульгенций.

Основу протестантизма составляет принцип «sola fide» (только с помощью веры). Он гласит, что никто на свете не может помочь человеку спастись, кроме него самого. Таким образом, отметается институт священников, продажа индульгенций, стремление к обогащению и власти со стороны служителей церкви.

Давайте далее остановимся подробнее на теологических различиях трех направлений христианства.

Монашество

В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.

Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.

Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения – Лютер – даже женился именно на монахине.

Христианство в наши дни


Итак, после 1054 году Восточная и Западная церкви (Православная и Католическая) стали строить свою иерархию, пошли разными дорогами. В XVI веке из-за политических разногласий католиков появилось протестантство.

Христианство сегодня можно охарактеризовать наличием следующих канонических церквей:

  • католицизм: Католическая церковь, Римско-католическая церковь, Восточнокатолические церкви, Старокатолицизм, Католики-традиционалисты;
  • православие: Русская православная церковь и Константинопольская православная церковь.
  • протестантство: Протестантская церковь.

Зарождение протестантизма

Фото: Flickr.com

Реформация, которая представляет собой возникшее в XVI веке движение, является «отправной точкой» возникновение протестантизма. Ее лидером был Мартин Лютер. Будучи католическим монахом, получившим образование в Виттенбергском университете, у него были широкие знания в теологии. Согласно легенде он стал монахом, когда попал в сильную грозу. Упав на землю, Мартин попросил Бога спасти его в обмен на то, что он посвятит ему всю свою жизнь. Так и произошло, однако посетив Рим, Лютер полностью разочаровался в тех нравах, которые были в 1511 году.

Ему категорически не нравилось то, что в костелах осуществлялась продажа индульгенции, а люди поклонялись фальшивым святыням. Сами же священники в то время вели себя крайне распущенно, а паства вовсе не имела фундаментальных знаний о богослужении. Увидев это, Лютер решил, что все нужно менять. Однако делать это требуется не посредством новой конфессии, а реформации старой, потому что церковь сошла со своего истинного пути.

Первый шаг, сделанный для реализации реформы, был произведен в 1517 году, 31 октября, когда Лютер прибыл к Виттенбергской церкви и представил свои 95 тезисов, что представляли собой основную базу реформы. В первую очередь было раскритикована Чистилище. Затем последовали требования об отмене индульгенции и разрешении для мирян читать Библию на немецком.

Народ поддержал Лютера и после этого начались погромы всех католических храмов в стране. Лютером также было отмечено, что погромы — это не его цель. Тем не менее церковь все равно осудила его и не приняла ни одной реформы. Однако к этому периоду было значительное число последователей, а также тенденция к формированию протестантизма.

Литература

  • Бецольд Ф. фон. История реформации в Германии. СПб., 1980. Т. 1-2
  • Терентьев Н.Д. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910
  • Grundmann S. Der Lutherische Weltbund; Grundlagen, Herkunft, Aufbau. Köln, 1957
  • Swihart A.K. Luther and the Lutheran Church 1483-1960. N.Y., 1960
  • Bergendoff C. The Church of the Lutheran Reformation. Saint Louis, 1967
  • Bachmann E.T., Bachmann M.B. The United Lutheran Church in America, 1918-1962. Minneapolis, 1997
  • Хемниц М. Ключевые вопросы богословия. Минск, 1999-2003. Т. 1-2
  • Зигберт Б. Немудрое Божие. Место разума в богословии М. Лютера. М., 2000
  • Колб Р. Христианская вера. М., 2000
  • Петренко В.И. Богословие икон: Протестантская точка зрения. СПб., 2000
  • Todd M. Authority vested: a story of identity and change in the Lutheran Church-Missouri Synod. Grand Rapids, 2000
  • Курило О.В. Лютеране в России: XVI-XX вв. М., 2002
  • Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог, 1959-2002 гг. М.; Краснодар, 2003

Разница между католиками и протестантами: церковная практика

Плавно перейдем к различиям в религиозных практиках. Итак:

  • Как уже упоминалось ранее, протестантские группы постоянно делятся из-за различных трактовок тех или иных явлений. Единого же источника для уточнения непонятных моментов не имеется. В отличие от протестантов, католики имеют такой источник – Катехизис, представляющий собой сборник доктрин.
  • Мартин Лютер – ключевая фигура протестантизма – первым перевел Библию с латинского языка на немецкий. Он утверждал, что понимать все, написанное в этой книге, имеет право любой человек. Католики же долгое время считали, что, грубо говоря, «цитирование Библии в кабаках», унижает веру.
  • Протестанты также требовали избавления от казавшихся им ненужных обрядов, традиций. Этим самым они пытались донести то, что каждый человек имеет свободу выбора в религии. Католицизм же просто изобилует обрядами.


Католический собор имени Святого Вита в Чехии выглядит очень торжественно
Протестантская церковь выглядит более скромно

Помимо торжественной архитектуры, католики любят и чтят кресты, иконы, изображения Святых и прочую атрибутику

Она имеет для представителей этой религии чрезвычайно важное значение. Протестанты же считают все это просто красивым сопровождением, а потому, проповедуя скромность, отвергают ее.
Что касается таинства крещения, то представители католичества убеждены в том, что совершать его необходимо еще в младенчестве

Без крещения нельзя обойтись, так как оно смывает первородный грех, дает единство с Иисусом Христом, дает благодать. По мнению же протестантов, принимать решение о готовности пройти такое таинство человек должен самостоятельно и взвешенно. Иными словами, возрастных рамок протестантизм не устанавливает.
Что касается причастия, то оно имеется в обеих религиях. Католики и тут достаточно строги – они убеждены, что для причастия подходит исключительно пресный хлеб. Протестанты же не придают этому особого значения.


Исповедь — еще одно отличие между католиками и протестантами, последние из которых не видят в нем нужды

  • Кстати о посредниках. Если священнослужитель для католиков – особа чрезвычайно важная, посредник, который исполняет семь таинств – то у протестантов все совершенно иначе. Таинства, которых всего два – причащение и крещение – совершают сами верующие. По мнению протестантов, верующий человек уже сам по себе свят. Функция священнослужителей, подконтрольных общине, сводится только к чтению проповедей.
  • Протестанты для контроля за прихожанами нередко назначают сотников, десятников, районных либо квартальных ответственных. Католики не практикуют создание подобной системы.
  • Нередко у протестантов практикуются и денежные сборы. Они выражаются в виде 10% от дохода. Платятся общине.


Месса у католиков — явление обязательное, протестанты так не думают

Протестанты сегодня

Какая религия правильная, судить не стоит. Лишь Господь знает ответ на этот вопрос. Ясно одно: протестанты доказали свое право быть. История протестантов, начиная с 16 века — это история борьбы за существование, борьбы за право на свой взгляд, на свое мнение. Ни притеснения, ни казни, ни насмешки не смогли сломить дух протестантизма. И сегодня протестанты занимают второе место по численности верующих среди трех христианских религий. Эта религия проникла практически во все страны. Протестанты составляют примерно 33% от всего населения земного шара или 800 млн человек. В 92 странах мира существуют протестантские церкви, а в 49 странах протестантами является большинство населения. Преобладает данная религия в таких странах, как Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Нидерланды, Исландия, Германия, Великобритания, Швейцария и др.

Три христианские религии, три направления — православные, католики, протестанты. Фото из жизни прихожан церквей всех трех конфессий помогают понять, что эти направления такие похожие, но с существенными различиями. Было бы, конечно, прекрасно, если бы все три формы христианства пришли к общему мнению в спорных вопросах религии и церковной жизни. Но пока они разнятся во многом и на компромиссы не идут. Христианину остается лишь выбирать, какая из христианских конфессий ближе к сердцу и жить по законам выбранной Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

Мариологические:

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Чего еще нет у протестантов?

Недаром многие не понимают, кто такие протестанты. Ведь у людей этого вероисповедания, как уже говорилось выше, нет духовной литературы, такой как у православных христиан. В духовных книгах православных можно найти практически все — от проповедей и толкования Библии до жития святых и советов о борьбе со своими страстями. Человеку становится намного легче разобраться в вопросах добра и зла. А без толкования Священного Писания в Библии крайне сложно разобраться. Духовная литература у протестантов стала появляться, но она еще только в зачатках, а в православии эта литература совершенствовалась больше 2000 лет. Самовоспитание, самосовершенствование — понятия, присущие каждому православному христианину, у протестантов сводятся к изучению и заучиванию Библии. В православии все — и покаяние, и исповедь, и причастие, и молитвы, и иконы, — все призывает к тому, чтобы человек стремился хоть на один шаг приблизится к идеалу, каким является Бог. Но протестант направляет все усилия на то, чтобы быть добродетельным внешне, и не заботится о своем внутреннем содержании. Это еще не все. Протестанты и православные отличия в вероисповедании замечают по обустройству храмов. Православный верующий имеет поддержку в стремлении быть лучше и разумом (благодаря проповеди), и сердцем (благодаря убранству в храмах, иконам), и волей (благодаря посту). Но в протестантских храмах пусто и протестанты слышат лишь проповеди, воздействующие на разум, не затрагивая сердца людей. Отказавшись от монастырей, монашества протестанты лишились возможности видеть для себя примеры скромной, смиренной жизни ради Господа. Ведь монашество — это школа духовной жизни. Не зря среди монахов множество старцев, святых или почти святых православных христиан. И еще понятие протестантов, что ничего, кроме веры во Христа, не нужно для спасения (ни добрых дел, ни покаяния, ни исправления себя) — ложный путь, ведущий лишь к добавлению еще одного греха — гордыни (из-за чувства, что раз ты верующий, то ты избранный и непременно спасешься).

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Поэтому Бог, заповедав: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим,— добавил: Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20, 3-5). Поэтому православные христиане верят, что нельзя делать изображений ложных богов и почитать их.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) —духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу, сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Как появились Православная и Католическая Церкви?

Примерно в 50-е годы от Рождества Христова ученики Иисуса и их сторонники создали Православную Христианскую Церковь, существующую и поныне. Сначала было пять древних Христианских Церквей. В первые восемь веков с момента рождения Христа Православная Церковь, ведомая Святым Духом, выстроила свое учение, выработала свои методики и свои традиции. Для этого все Пять Церквей принимали участие во Вселенских Соборах. Это учение не изменилось и сегодня. Православная Церковь включает в себя Церкви, не связанные друг с другом ничем, кроме веры — Сирийскую, Русскую, Греческую, Иерусалимскую и т. д. Но нет никакой другой организации или никакого человека, объединяющих под своё начало все эти Церкви. Единственный начальник в Православной Церкви — Иисус Христос

Почему в молитве «Символ Веры» Православная Церковь называется Соборной? Все просто: если нужно принять важное решение, все Церкви принимают участие во Вселенском Соборе. Позднее, через тысячу лет, в 1054 году от пяти древних Христианских церквей отделилась Римская Церковь, она же католическая

Эта Церковь не спрашивала совета у других членов Вселенского Собора, а сама принимала решения и проводила реформы в церковной жизни. Более подробно об учении Римской Церкви поговорим чуть позже.

Протестантизм в России

Ещё при жизни Лютера в России появились первые протестантские общины, при царе Василии III (годы жизни царя 1479—1533). В будущем московские цари отдавали предпочтение протестантам, а не католикам, им гарантировали полную свободу вероисповедания. При этом им ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру. Попытки карались жестокими мерами — костром.

В конце 17 века в Москве уже существовали 3 лютеранские и одна реформатская церкви. Вскорости в Архангельске, Астрахани и других крупных городах появились кирхи (от нем. Kirche — церковь) и протестантские школы. Со времён Петра I делами российских протестантов управлял Синод. Им разрешались браки с православными если детей будут растить православными.

Николай I (1796—1855) подписал Устав протестантских церквей в Российской империи в 1832 г. По этому уставу следовало, что общины должны были избирать высший совет, который должен был следить за соблюдением религиозных и государственных законов. Часть жалованья пастора шла из казны, а его правовое положение было эквивалентно дворянскому.

Все вероучения были разделены на 4 класса: православные, другие христиане, раскольники и нехристиане. Протестантство допускало лишь официально признанные конфессии — лютеране, англикане, реформаты. Другие назывались никак иначе как «секты» и при этом, среди них выделяли «особо вредные секты», как например, баптисты.

Александр II (1818—1881) подтвердил запрет на миссионерство и российские баптисты и евангельские христиане особенно пострадали в это время. Однако евангельское христианство и баптизм распространились в империи во второй половине XIX века. И уже к 1910 году количество евангельских христиан и баптистов, по их собственным оценкам, дошло до 100.000.

17 апреля 1905 года Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости» (Указ о свободе вероисповедания), по которому было разрешено выйти из православной церкви.

В 1912 году в Петербурге было уже 22 крупных протестантских храмов (протестанты составляли 12,59 % населения столицы и 4,85% всего населения России).

Протестанты и гугеноты

Эти названия религиозных течений тесно связаны между собой. Чтобы ответить на вопрос о том, кто такие гугеноты и протестанты, нужно вспомнить историю 16 века Франции. Гугенотами французы стали называть протестующих против правления католиков, но первых гугенотов называли лютеранами. Хотя независимое от Германии движение евангелистского толка, направленное против реформ Римской Церкви, существовало во Франции еще в начале 16 века. Борьба католиков против гугенотов не повлияла на увеличение численности приверженцев этого движения.

Даже знаменитая Варфоломеевская ночь, когда католики устроили просто резню и убили множество протестантов, не сломила их. В конце концов гугеноты добились признания властями права на существование. В истории развития этого протестантского движения были и притеснения, и дарование привилегий, затем снова притеснения. И все же гугеноты выстояли. К моменту окончания двадцатого века во Франции гугеноты составляли, пусть и небольшое количество населения, но были очень влиятельными

Отличительной чертой в религии гугенотов (последователей учения Жана Кальвина) является то, что одни из них считали, что Бог заранее определяет, кто из людей спасется, не важно будет человек грешным или нет, а другая часть гугенотов считала, что все люди перед Богом равны, и спасение Господь дарует каждому, кто это спасение принимает. Споры между гугенотами не смолкали долгое время

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий