Лекция 30. пророческие книги ветхого завета

Источники текста

Текст Ветхого Завета дошёл до нас во многих древних и средневековых манускриптах, используемых в современных изданиях. Сюда входят тексты на древнееврейском языке и древние переводы, среди которых наиболее важными являются Септуагинта — перевод на древнегреческий язык, выполненный в Александрии в III—I веках до н. э., Вульгата — перевод на латынь, сделанный Иеронимом Стридонским в конце IV — начале V века н.э., таргумы — переводы на арамейский язык и Пешитта — перевод на сирийский язык, сделанный в среде ранних христиан во II веке н. э.

Среди манускриптов на древнееврейском языке важное место занимают средневековые манускрипты масоретского текста — официального текста иудаизма, среди которых наиболее авторитетными считаются Ленинградский и Алеппский кодексы. Самыми древними источниками текста Ветхого Завета являются Кумранские рукописи, содержащие фрагменты всех книг Ветхого Завета, за исключением книг Есфири и Неемии, а также полный текст книги пророка Исайи.. Важное место среди источников Ветхого Завета занимает Самаритянское Пятикнижие — древнееврейский текст Пятикнижия, записанный одной из разновидностей палеоеврейского письма (самаритянское письмо) и сохранённый самаритянской общиной.

Важное место среди источников Ветхого Завета занимает Самаритянское Пятикнижие — древнееврейский текст Пятикнижия, записанный одной из разновидностей палеоеврейского письма (самаритянское письмо) и сохранённый самаритянской общиной.

Церковнославянские переводы Ветхого Завета — Геннадиевская Библия, Острожская Библия и Елизаветинская Библия были выполнены с Септуагинты. Современные русские переводы — Синодальный перевод и перевод Российского Библейского Общества сделаны на основании масоретского текста.

Происхождение термина

Термин «Ветхий Завет» является калькой c др.-греч. Παλαιὰ Διαθήκη на старославянский (ст.‑слав. ветъхъ — «старый», «древний»). Древнегреческое слово παλαιὰ означает буквально «прежний, тот что был раньше», а διαθήκη означает «завещание», «соглашение», «договор» или «завет». Этим словом создатели Септуагинты передавалидревнееврейское ברית (брит, «договор, соглашение»).

В библейском мире «завет» (ивр. ‏ברית‏‎ — «брит») был широко распространённым типом взаимоотношений, и выражался в торжественном соглашении сторон, сопровождаемом произнесением клятв. Завет, заключённый между людьми, часто означал взаимный договор о сотрудничестве или о мире. Такой завет мог быть договором между частными лицами (Быт. , 1 Цар. ), соглашением между царём и частным лицом (Быт. , 2 Цар. ) или договором между царями или государствами (2 Цар. , 3 Цар. ). Другой тип завета означал торжественное обещание одностороннего характера, своего рода «присягу», при которой одна из сторон обязывалась выполнять определённые действия (4 Цар. ). Особым видом являлся завет, заключаемый между Богом и человеком. Такой завет имеет сходство с договором о предоставлении прав правителем своим подданным, широко распространённым на Ближнем Востоке (Быт. ).

Впервые термин «Ветхий Завет» (др.-греч. Παλαιὰ Διαθήκη) появляется в 2Кор. , где он связывается с Моисеевым Законом, записанным в Пятикнижии, и возможно, автор традиционно понимает его как обязательства, наложенные Богом на народ (ср. Евр. ). В аллегории о Сарре и Агари (Гал. ) апостол Павел противопоставляет Синайский Завет — новому завету для Израиля, который уже не является наложенным обязательством, но основан на живых взаимоотношениях между Богом и человеком.

В отношении книг иудейского Священного Писания и христианских произведений термины «Ветхий Завет» (Παλαιὰ Διαθήκη) и «Новый Завет» (Καινή Διαθήκη) появились впервые во II в. н. э. в работах раннехристианских писателей (Мелитон Сардийский, Ориген).

Мелитон брату Онисиму привет. По усердию к нашей вере ты часто просил меня сделать тебе выборки из Закона и пророков, относящиеся к Спасителю и ко всей нашей вере; ты хотел в точности узнать число ветхозаветных книг и порядок, в каком они расположены. Я постарался выполнить твоё желание, зная твою ревность к вере и любознательность к её учению; ты считаешь это самым важным, любя Бога и трудясь для вечного спасения. Я отправился на Восток и дошёл до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список. Вот их названия: пять книг Моисеевых — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисус Навин, Судьи, Руфь, четыре книги Царств; две Паралипоменон, Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, или книга Премудрости, Екклезиаст, Песнь песней, Иов; пророки: Исаия, Иеремия и двенадцать в одной книге, Даниил, Иезекииль, Ездра. Из них я и сделал выборки, разделив их на шесть книг.

Согласно христианской традиции, разделение Священного Писания на Новый и Ветхий Заветы основано на стихах из Книги пророка Иеремии (Иер. ).

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет.

Интересные истории о пророках от Адама до Мухаммада

Если вы никогда не интересовались религиозными догмами ислама, то для вас будет сюрпризом тот факт, что практически все пророки, упомянутые в Коране, имеют свои аналоги в христианстве. То есть весьма вероятно, что все эти люди были реальными личностями, которые несли миру свет веры. Вот только почему их откровения послужили поводом для создания двух религиозных течений, остается непонятным до сих пор.

История пророков от Адама до Мухаммада содержит многочисленные упоминания об Адаме — первом пророке ислама. Интересно то, что в христианстве и исламе имя Адама переводится абсолютно одинаково. Столь же идентично интерпретируется история создания первого человека на Земле. Но вот различия в восприятии все же присутствуют. Если для христиан Адам — это личность мифическая, то мусульмане расскажут вам все подробности жизни пророка Адама на земле и укажут на его могилу в Иерусалиме, куда, по преданию, она была перенесена после потопа.

Не каждый знает, что пророк Адам был великаном. Его рост составлял около пятнадцати метров, но после изгнания из райского сада немного уменьшился. И все же он оставался очень высоким человеком.

Из всех пророков, упомянутых в Коране, особое место занимает Ильяс, или Илия. Согласно священной книге, за свою праведную жизнь он был взят на небо еще живым. Мусульмане считают, что он до сих является самым главным советчиком Аллаха и путешествует по небесным землям вместе с ним.

Шейх Шарифу

Шейх Шарифу родился в обычной африканской семье. В прессе писали, что первый крик младенца звучал как почитание Аллаха. На его мать это произвело неизгладимое впечатление, она потеряла сознание, а после скончалась. Мальчик был настоящим вундеркиндом, он обладал недюжинными способностями. Разговаривал на многих языках, в том числе и европейских, знал Коран. В возрасте 5 лет он стал сиротой, отец умер. Мальчика взял на воспитание дядя. Они путешествовали по миру. Мальчик проповедовал ислам, а также помогал людям в трудных ситуациях, предсказывал будущее. С ним общались многие известные люди, он побывал в Америке. Но Шарифу все же вернулся назад в Африку. Когда он выступал перед огромной толпой в Дакаре, люди начали толкаться, были пострадавшие. Шейх смог касанием руки излечить раненых. Вскоре мальчик исчез. Дядя его не смог прояснить ситуацию. Люди говорили, что мальчик улетел на небеса.

Исаия

Святой пророк Исаия проповедовал в Иерусалиме в царствование иудейских царей Азарии, Иофама, Ахаза, Езекии и Манасии (середина VIII — начало VII вв. до Р.Х.). Имя Исаии означает «Спасение Божие». Пророк происходил из священнического рода. Он родился около 765 года до Р.Х. Полсотни лет Исаия призывал израильтян к покаянию и возвещал им о скором приходе Мессии (Христа). За точность пророчеств о Спасителе его называют пятым евангелистом.

Помимо вести о Христе, в книге пророка Исаии содержатся и пророчества о конце мира: суде над землёй и торжестве Царства Божия. Своим соотечественникам пророк предсказал падение Иудеи и вавилонский плен за нераскаянность народа.

От проповеди пророка Исаии покаялся иудейский царь Езекия. Исаия сотворил чудо для больного царя: по молитве пророка тень на ступенях дворца возвратилась назад. После покаяния царь исцелился. Престарелый пророк окончил свою жизнь мученически — он был казнён в царствование нечестивого царя Манассии.

Пророчества о Христе у пророка Исаии:

Ис. 2:1-4О возвышении горы Господней — Голгофы, к которой соберутся все народы.

Ис. 7О рождении Эммануила от Девы.

Ис. 9О возвышении Галилеи, увидевшей Свет Великий.

Ис. 11Об Отрасли, которая произойдет из корня Иессея и Давида, и о дарах Духа на Нём.

Ис. 40«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» — о гласе вопиющего в пустыне — Предтече Господнем Иоанне.

Ис. 42; 49; 50 и 52-53; 61 гл.Об Отроке, Рабе Господнем, Сыне Божием, Его кротости и страдании. 53 главу Книги пророка Исаии вообще называют пятым Евангелием — настолько точно в ней описаны события Страстей Господних.

Кассандра

Предсказательница в Древнегреческой мифологии. Аполлон влюбился в прекрасную девушку, но она не ответила на его чувства. Тогда он наградил ее даром провидения и сделал так, что никто не верил ее словам. Сведения о ней весьма противоречивы. Известно, что девушка предсказала Троянскую войну, падение Трои. Еще она назвала причину войны, даже пыталась предотвратить ее, но безуспешно, люди не верили ни одному слову девушки. Были ли эти пророчества или это просто выдумки? Сейчас уже никто не ответит на этот вопрос. Сведений о Кассандре достаточно много, но они абсолютно разные и неправдоподобные.

Даниил

Имя пророка значит «Бог судил». Юношей Даниил был уведён вместе с другими знатными отроками в вавилонский плен. Его поселили в царском дворце Навуходоносора. За свой ум он был возведён в высокое придворное звание. Даниил стоически сохранял истинную веру в окружении царящего язычества. Вместе со своими друзьями Даниил отказался вкушать идоложертвенное мясо, питаясь на протяжении долгого времени одними овощами. От этого он не только не потерял в силе, но и стал краше других придворных отроков.

Соратники Даниила — три юноши Азария, Мисаил и Анания — отказались поклониться идолу, за что были брошены в раскалённую печь. Оттуда их спас Ангел. Этот эпизод, помимо книги пророка Даниила, вошёл в ирмосы канонов, читаемых за богослужением, как пример для укрепления веры. Сам Даниил за верность Истинному Богу был брошен в ров со львами. Ангелы заградили пасти львов, и пророк на следующее утро был найден во рву невредимым.

У Иезекииля Даниил назван в числе «мужей праведных» вместе с Ноем и Иовом. Книга пророка Даниила — наполовину историческая. В ней содержится множество подробностей, отражающих эпоху (597-539 гг. до Р.Х.): о придворных школах и воспитании знатных пленных юношей при царском дворце, разделении вавилонских чиновников на классы, о поставленной Навуходоносором статуе и сопровождавшей её открытие процессии, о болезни царя Навуходоносора… Эти события подтверждаются другими историческими источниками. Часть книги пророка Даниила написана на арамейском — языке Вавилонского царства. Вместе с тем, в книге много пророчеств.

Пророчества о Христе у пророка Даниила:

Дан. 9:24-26«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт».

Именно верой в это пророчество объясняется большинство расхождений между дошедшим до наших дней древнееврейским оригиналом Ветхого Завета и его переводами, принятыми в Церкви: иудеи, отвергшие Господа Иисуса Христа как обещанного Мессию, в V веке по Рождестве Христовом изъяли из синагог и переписали заново все свитки Библии, исправив слова ряда пророчеств и годы жизни ветхозаветных патриархов, по которым подсчитывали срок исполнения «седмин» пророка Даниила.

Кроме великих, есть ещё двенадцать так называемых малых пророков.

Ванга

Нет в мире человека, который бы не слышал о Ванге. Родилась она в 1911 году в Македонии. В 12 лет девочка ослепла. Это были последствия урагана, в который она попала. Спустя много лет стали распространяться слухи о способностях девушки. Ванга тяжело заболела, но смогла победить болезнь. Люди стали приходить к ней со своими бедами и проблемами. Она могла поставить диагноз, посоветовать, к кому обратиться за лечением, предсказывала судьбу. Говорили, что Ванга во время своих сеансов разговаривает с мертвыми, они помогают ей безошибочно угадывать события. Она предсказала многое: начало Второй Мировой войны, распад СССР. Однако не все верят провидице, многие говорят, что это был успешный коммерческий проект. Ванга оставила предсказания до 3797 года. Те, кто сомневаются в ее способностях, могут проверить, сбудутся ли ее пророчества.

Пророки древности

Среди пророков, живших в давние времена хотелось бы выделить:

Тиресси – пожалуй один из наиболее загадочных и известных ясновидцев в истории Эллады. Как таковых исторических свидетельств о его жизни не сохранилось, зато до наших дней дошло немало упоминаний об этом человеке в мифах и легендах.

Согласно преданиям, этот пророк жил в ту эпоху, когда боги свободно путешествовали среди смертных говорят, что он дал совет тогда ещё совсем молодому царю Пенфею, радушно принять нового бога Диониса.Вот только царь советам не внял и в результате оказался разорван на куски.

Он также рассказал Эдипу о трагической тайне его происхождения. В царстве же мёртвых с ним встретится сам Одиссей, которому провидец поведает о его непростых приключениях на пути к дому.

  • Феоклемен – этот предсказатель известен нам из Одиссеи. Он был учителем сына великого царя Итаки. Мужчина владел языками животных и птиц, видел возвращения царя после тог как тот исчез и предсказал женихам царицы, их гибель в доме Одиссея.
  • Даниил – считается одним из наиболее авторитетных пророков народа Израильского. Известно, что родился этот пророк в Иерусалиме где-то в VI в. до нашей эры. Позже он стал царским евнухом в Вавилоне и получил имя Валтасар.

Не прошло много времени, и он стал первым среди магов и провидцев Вавилона. Он толковал сны и всевозможные аномальные явления, предсказал, причём весьма точно, даты восстановления и очередного разрушения Иерусалима.

Согласно христианских догм именно он назвал дату появления Христа и ключевые факты биографии мессии.

  • Иезбкииль – у этого пророка было немало предсказаний, впрочем, большинство из них были достаточно расплывчаты. Впрочем, на берегу реки Ховары в 595 г. до н.э. Иезбкиилю было видением Славы Господней. Облик господа и его херувимов, он описал весьма чётко, и они до сих пор вызывают споры у богословов.
  • Сивилла Кумская – самая знаменитая из двенадцати римских Сивилл. Она, как и остальные была ясновидящий и проводила записи своих видений в особые книги. Говорят, у неё хранилось 9 книг в которых была записана вся история Рима от сотворения и до падения.

Григорий Распутин

Он был призван к царскому двору как лекарь наследника престола Алексея, страдавшего неизлечимой формой гемофилии. Среди известных предсказаний Распутина трагическая смерть царской семьи в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, а также установление диктатуры большевиков. Со временем приобрёл огромное влияние на царя, считается, что тот советовался с ним по всем важным государственным вопросам. Был убит в результате заговора в декабре 1916 года в доме князя Феликса Юсупова на Мойке. Среди заговорщиков помимо самого князя были В. Пуришкевич, Великий князь Дмитрий Павлович, а также Освальд Райнер.

Над временем

Царь Давид. Джентиле да Фабриано. 1370–1427

— В массовом представлении пророк — это предсказатель будущего. Верно ли это применительно к библейским пророкам?

— Давайте оттолкнемся от самого этого слова. Славянское пророк — это тот, кто прорекает. Но что именно прорекает? Вовсе не обязательно будущее. Речь может идти о раскрытии каких-то тайн настоящего и прошлого, о подлинном смысле тех или иных событий, человеческих поступков. Если же мы поинтересуемся, как это слово вообще появилось в славянском тексте Библии, то увидим, что это перевод греческого профетес (προφήτης), где оно действительно имеет оттенок «провещатель», «прорицатель», то есть связано с предсказанием будущего. Однако если обратиться к древнееврейскому тексту Священного Писания, то окажется, что еврейское слово нави, относящееся к библейским пророкам — это прежде всего «призванный», «глашатай».

Если же посмотреть на содержание ветхозаветных пророчеств, то окажется, что далеко не все они говорили о будущем. Гораздо чаще речь шла о настоящем и о прошлом — вернее, об осмыслении прошлого, о том, каким это прошлое видится Богу, Который и говорит устами пророков. И это — ключевой момент. Самое главное в деятельности пророков — возвещение воли Божией своим современникам.

Конечно, прорицали они и будущее. Но тут надо понимать вот что: само наше представление о времени вытекает из природы нашего тварного мира. Мы, сотворенные Богом существа, живем в потоке времени, однако Сам Бог — вне этого потока. Для Него то, что представляется нам прошлым, настоящим и будущим, — всегда «здесь и сейчас».

Человек тем не менее даже в падшем своем состоянии причастен духовному миру — миру, в котором время не имеет такой непреодолимой власти. Поэтому, когда Бог открывает Свою волю через пророков, Он как бы изымает их из течения времени, и для них прошлое, настоящее и будущее в какой-то мере сливаются. Пророк может возвещать то, чему еще не скоро предстоит осуществиться, но для него в момент произнесения пророчества это уже осуществилось и он говорит об этом, как о случившемся.

При этом, заметьте, пророк не ставит себе целью узнать будущее и потешить любопытство современников, он не своей силой пронзает время

Это происходит с ним исключительно по воле Божией и исключительно для того, чтобы возвестить людям нечто очень важное для спасения всего человечества — и современников пророка, и их далеких потомков

Поэтому неверен сам подход, присущий современному массовому сознанию — вычленять в пророчествах лишь предсказания будущего и считать их главным содержанием пророческого служения.

— Ну а в чем причина такого подхода?

— Видимо, это человеческая реакция на зависимость от времени. Мы живем в тварном мире, где существует время, плывем в его потоке и ничего с этим поделать не можем, но осознание этого факта угнетает нас, мы ощущаем свою беспомощность по отношению к мимотекущему времени, нам тяжело от мысли, что ничего нельзя изменить в прошлом и что будущее наше неизвестно. Отсюда и рождается желание преодолеть власть времени — и раз уж с прошлым ничего поделать нельзя, то хотя бы узнать будущее. В этом, я думаю, психологические корни такого обостренного интереса к прорицателям и гадателям.

Иеремия

Имя Иеремии означает «Господь возвеличит». Также из священнического рода, пророк Иеремия родился в 645 году до Р.Х. в Иудее. Он проповедовал на протяжении царствования пяти иудейских царей — Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии, в общей сложности около пятидесяти лет. В это же время звучала проповедь и других известных пророков: Иезекииля, Даниила, Аввакума, Варуха. В неспокойное время, в условиях угрозы нашествия вавилонян, пророки предостерегали народ от грехов и призывали обратиться к Истинному Богу.Пламенная проповедь Иеремии звучала в Иерусалимском храме, у ворот города, в царском дворце, на площадях и в частных домах. К сожалению, неверующие соотечественники слова пророка о скором нашествии вавилонян воспринимали не как предостережение от Бога, а как выражение неких политических взглядов: Иеремию подозревали в сношениях с вавилонянами и предательстве родины. Его поносили соотечественники, от него отказались родные.

Во второй книге Маккавейской говорится о том, что перед нашествием вавилонян на Иерусалим он вместе с верными ему израильтянами успел укрыть Ковчег Завета, скинию и жертвенник в одной из пещер горы Нево (сегодня территория Иордании) и закрыл вход камнями. Когда некоторые иудеи попытались вернуться на это место, чтобы запомнить его, они не смогли отыскать пещеру (2 Мак. 2:1-8). По преданию, Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с десятью заповедями, сосуд с манной небесной и расцветший жезл Аарона, и поныне остаётся там и будет оставаться до конца времён.

Пророчества, сказанные Иеремией, сбывались у него на глазах. Пророк предсказал, что иудейский царь будет уведён в Вавилон. Не прошло и трёх месяцев, как царь Иехония был уведён в вавилонский плен. Жители Иерусалима обвинили пророка в связях с вавилонянами — никто не хотел верить, что будущее пророку открывает Бог. Иеремию посадили в темницу — ров, вырытый в земле и частично заполненный водой.

Во время осады Иерусалима пророк пытался бежать из города, но стража приняла его за перебежчика и вернула. Из-под ареста Иеремию освободили лишь вошедшие в город вавилоняне. Парадоксально, но язычники проявили больше уважения к пророку Яхве, который для вавилонян был лишь одним из божеств пантеона.

Начальник царской охраны Навунарзан оказал честь пророку, не стал уводить его в плен и предложил выбрать место, где он будет жить — Иерусалим был разрушен до основания. Иеремия выбрал остаться в своём отечестве. Он плакал на развалинах Иерусалима и вместе со своим учеником пророком Варухом проповедовал немногим оставшимся соотечественникам. Описанию разрушений святого города посвящена поэма «Плач Иеремии», написанная акростихом, — одна из книг Ветхого Завета.

Вскоре иудеи, которым разрешили остаться на своей земле, подняли восстание против вавилонского правительства. Оно потерпело поражение, и восставшие вынуждены были бежать в Египет. Убегая, они захватили с собой пророка Иеремию, чтобы он не выдал вавилонянам, в какую сторону они направились.

Есть древнее христианское предание о мученической кончине пророка в Египте. В городе Тафнис от его проповеди обращались язычники-египтяне, по молитве пророка от домов местных жителей уходили ядовитые змеи и крокодилы. Однако свои соотечественники побили его камнями. Александрийское предание говорит о том, что при Александре Македонском останки пророка были перенесены в Александрию. Предполагаемую гробницу Иеремии в окрестностях Каира и доныне чтут египтяне.

После своей смерти пророк Иеремия являлся Иуде Маккавею во время освободительного восстания в Иудее и дал ему золотой меч (2 Мак. 15:10-16). Иеремия, явившийся одному из братьев Маккавеев — уже не согбённый старец со шрамами от ударов и оков, а «величественный муж, украшенный сединами и славою», «братолюбец, который много молится о народе и святом городе». Помимо книги пророчеств и «Плача», Иеремия оставил после себя «Послание» о бессмысленности идолопоклонства, которое также вошло в Ветхий Завет.

Пророчества о Христе у Иеремии:

Иерем. 31«Рахиль плачет о детях своих» — об избиении Вифлеемских младенцев.

Иерем. 31:31-34Пророчество об установлении Нового Завета (вечного, дающего прощение грехов) через Крестную смерть Спасителя.

Пророку также принадлежат книги Послание Иеремии и Плач Иеремии.

Пророки в Библии

Лик пророков (фрагмент иконы «Страшный суд»). Новгород, 1540-е

Библейские пророки (Нюрнбергская хроника, 1493 год)

В иудео-христианском богословии пророки — провозвестники воли , проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период приблизительно с последней четверти VIII в до н. э. до первой четверти IV в. до н. э.

Этим словом в переводах Септуагинты и Нового Завета переводится древнееврейское слово «нави» (ивр. ‏נָבִיא‏‎, мн. ч. «невиим», ивр. ‏נְבִיאִים‏‎), что значит — говорящий, вестник Божественного откровения.

Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII—IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг (Невиим) разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) — исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.

Собственно пророческими по содержанию являются лишь книги поздних пророков. При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила (единственная среди канонических книг Ветхого Завета, которую относят к жанру апокалиптической литературы), но в Танахе она в число пророческих не включается и входит в другой раздел — Писания (Ктувим).

Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:

  • 4 Великих пророка: Исаия, Иеремия, Даниил (последний — только в христианстве, в иудаизме его книгу относят к Писаниям) и Иезекииль;
  • 12 Малых пророков: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.

В целом, пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных.

Объяснение появления пророков зависит во многом от богословских убеждений и герменевтики. По традиционной герменевтике, Сам Бог стоял за процессом. Либералы склонны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.

Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К ней обращались также христианские еретические движения Средневековья, идеологи крестьянских войн и других народных движений, социалисты-утописты.

В то же время, консервативная герменевтика утверждает, что некоторые пророки сами составляли книги или же книги были записаны практически сразу после смерти. Стоит отметить, что консервативная герменевтика имеет множество доказательств, хотя в ней присутствует и элемент мистики — вера в то, что речи пророков являются частью Божьего Слова.

Согласно Максиму Исповеднику, до Иисуса Христа все пророки действовали исключительно по воле Бога. Иисус Христос первый действовал на основании своей собственной воли человека, совпавшей с волей Бога вследствие безгрешности человека Иисуса.

См. также Пророческий ряд иконостаса.

Пророки средневековья и эпохи ренессанса

Среди пророков средневековья хотелось бы выделить:

  • Мерлин – да мы больше знаем его как великого мага и дядю Короля Артура правителя легендарного Камелота. Но между тем Мерлин много раз делал предсказания, касающиеся как ближайшего будущего страны, так и прогнозы о будущем Британии на столетия вперёд.
  • Альберт Великий – этот монах ордена святого Доминика, был учителе самого Фомы Аквинского. Профессор теологии и математики, он так же работал над трудами о животных и минералах и делал механических кукол большой сложности. Были у него работы и в других сферах в том числе и в астрологии. В частности, в них он делал множество предсказаний о будущем на десятилетия вперёд.
  • Урсула Сутил, она же Маушка Шиптон – женщина родилась с рядом внешних изъянов, за что считали, что её отцом был демон. Аскетичная и замкнутая о её жизни известно немного, после же её кончины, были изданы пророчества этой женщины, весьма точно указавшие на будущее события, произошедшие в Англии в ближайшие сотни лет.
  • Мишель де Нотр-Дам он же Нострадамус – считается величайшим пророком и ясновидцем своего времени, а также выдающимся астрологам и врачом. Он создал множество зашифрованных посланий, немалая часть которых уже сбылась и касалась крайне важных для истории человечества событий. Но многие его предсказании до сих пор остаются загадкой.
  • Жан Батист Морэн из Вильфранша – выдающийся астролог, медик и автор знаменитого и актуального по сей день труда «Астрология Галлика». Сделал множество предсказаний, касающихся будущего монархов и влиятельных деятелей политической карты Европы того своего времени.
  • Жак Казотт – талантливый писатель, алхимик, некромант. Он сделал немало интересных предсказаний, в том числе о Французской революции и судьбе многих дворян и королевской семьи. Более того он указал и собственную дату кончины. Его предсказания оказались весьма точны что для других что для него самого ведь его казнили за попытку спасения короля Франции.

Конечно в Европе хватало и других знаменитых предсказателей, ясновидцев и пророков, но о них мы поговорим в других статьях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий