Православный крест: виды, значение перекладин

Освещение крестика

Освящение нательного крестика — обязательная процедура. Тем самым символ веры набирает силу и будет защищать человека на протяжении всего его жизненного пути. Делают это следующим образом:

  • в любой церкви нужно поговорить с батюшкой и попросить его посвятить крест;
  • при проведении обряда можно присутствовать. В это время можно помолиться, очистить свои мысли от плохого, попросить у Бога прощения и всего, что нужно в данный период жизни;
  • батюшка окропит крест святой водой, прочитает соответствующую псалму, после чего обряд можно считать завершенным.

Выходя из церкви, нужно поблагодарить священнослужителя за оказанную помощь и по возможности оставить пожертвование.

★ Каким должен быть православный нательный крестик? Деревянным или золотым, с распятием или без★ Каким должен быть православный нательный крестик? Деревянным или золотым, с распятием или без

Что значит надпись “НИКА” на кресте?

Различным является изображение Спасителя на кресте. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Череп под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста является символическим изображением головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении. По обеим сторонам от Христа – два разбойника, один с опущенной головой, другой – с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

Именно поэтому Иисус Христос на православном Распятии изображается обязательно с раскрытыми ладонями.

Могут быть размещены на кресте и другие надписи, но количество их и расположение могут меняться. Под ноги Христу была прибита перекладина. Вместе с Иисусом Христом были казнены ещё два преступника. Ведь Андроник – Христос был уже свергнут с престола, поэтому его противники требовали от Пилата исключить слово “Царь”.

Слово ника пишется на кресте ниже перекладины.Вот такая интересная история у данного слова на кресте. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» – Сын и «БЖIЙ» – Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания.

По краям: «ЦРЬ» – Царь и «СЛВЫ» – Славы, а в центре – «НИКА» (в переводе с греческого – победа).

Равноапостольный Константин Великий после чудесного явления на небе креста и одержанной им победы над Максентием сугубо почитал изображения креста.

Надпись на крестеНадпись на кресте

Таким образом, трезубчатая монограмма Христа издавна означает причастность к Таинству крещения, как уловление в сети Божьего Царства

Они привлекают наше внимание, особенно надпись НИКА на православном кресте. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество

Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично.

Иоанн Кронштадтский. Савва, — Христос оставил на Кресте свет и любовь. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе“.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что “когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.

Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19).

Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский… Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский… Спор между первосвященниками и Пилатом теперь вполне понятен.

Иногда на православном крестике с распятием внизу имеется надпись, состоящая всего из четырх букв, Ника. Христианство пришло в древнюю Русь из Византии. Это греческое слово nike переводится как победа.

Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова.

Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Это великая и страшная святыня.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа. Христос – Царь Славы, Христос – Победитель держит и призывает в Свои объятия всю Вселенную. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте.

Крест Христов: что означают буквы на православном кресте?

Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу.

Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью.

Поэтому образ Адамовой главы под крестом говорит не только о его грехопадении и смерти, но и о его искуплении Христом и воскрешением.

Что означают буквы на кресте?

Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает множество. Попробуем разобраться, что означают детали креста на изображениях.

Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (Ин. 19,19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И. Н.Ц.И.). Нижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.

Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. 19,34).

«Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19,34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины.

«Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися…»

Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛРБ» — «место лобное рай бысть».

Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому Лобное место (Голгофа) стало раем. Мысль эта нашла выражение в церковном песнопении: «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный» (Октоих, глас 5. В среду утра, по 1-м стихословии, седальны крестны). По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли,был погребен первый человек – Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы…» «ГА» — глава Адама.

Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. Кстати, еще здесь еще часто пишут совмещено: ГГГА – «Гора Голгофа голова Адама».

Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. 3, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения — титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель).

Большие многофигурные композиции Распятия — тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов.

Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции — т. н. «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах.

По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

Другие формы креста

Т-образный. В годы, когда первых христиан преследовали за их веру, буква Т служила изображением креста.
Египетский. Он похож на египетский иероглиф, значение которого — жизнь

Такой символ часто использовался ранними христианами, чтобы знакомый знак не привлекал внимание язычников.

Андреевский. Похож на букву Х. По преданию, на таком кресте закончил свою жизнь апостол Андрей, поэтому крест был назван в его честь.
Монограммный

Напоминает андреевский крест, который пересекает посередине еще одна черта. Означает буквы I и Х, как символ имени Спасителя.
Монограмма Константина. Этот крест был явлен царю Константину во время ночного видения. Господь завещал правителю защищаться им от всякого зла. Символ состоит из букв Х и Р, и означает слово «Христос».
Солнцеобразный. В нем константиновская монограмма дополнена знаком I.
Катакомбный. Археологи находят такие символы в росписи древних храмов и в катакомбах, где проводили богослужения первые верующие. Сейчас крест используется в орнаменте, которым украшают стены храма и церковную утварь.
Семиконечный. Встречается на древних иконах северного письма.
Терновый венец. Такие символы изображались в христианских рукописях древней Армении, на церковных атрибутах в России.
Виселицеобразный. Символ используется для украшения атрибутики в храме и облачений священников.
Виноградная лоза. «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви», — так говорил о себе Христос. С тех пор лоза ассоциируется у верующих с Таинством Причастия, которое позволяет верующим почувствовать себя единым целым с Господом.

Лепестковый. Такая фигура часто встречается в церковном изобразительном искусстве.
Греческий. Крест похожей формы установил князь Владимир на берегу Днепра, вернувшись из Константинополя. Его часто вписывают в круг, изображающий небесную сферу.
Накупольный. Крест с полумесяцем, венчающий купола храмов.
Трилистниковый. Наиболее распространенная форма напрестольных крестов.
Георгиевский. Используется на рукояти жезлов архиереев. Кроме того, эта форма использовалась при изготовлении орденов Святого Георгия.
Плетеный. Древние христиане выполняли такие кресты из мозаики, вырезали из дерева. Византийское плетение украшает старопечатные книги.

Как изображается крест: особенности внешнего проявления

Существуют различные варианты начертаний распятий, где можно увидеть простые формы с прямыми линиями или сложные геометрические фигуры, дополненные разнообразным символизмом. Религиозная нагрузка у всех конструкций одинаковая, отличается лишь внешнее оформление.

В Средиземноморских восточных странах, России, на востоке Европы придерживаются восьмиконечной формы распятия — православной. Другое его название — «Крест святого Лазаря».

Перекрестье состоит из верхней перекладины малого размера, нижней — большой и наклонного подножья. Вертикальная поперечина, размещённая в нижней части столба, предназначалась для опоры ног Христа. Направление наклона перекладины не меняется: правый конец выше левого. Такое положение означает, что в день Страшного суда праведники встанут по правую руку, а грешники — по левую. Царство небесное даруется праведникам, о чём свидетельствует правый угол, воздетый кверху. Грешники же низвергаются в низины ада — указывает левый конец.

Для православной символики характерно начертание монограммы в основном на концах среднего перекрестья — IC и XC, обозначают имя Иисуса Христа. Более того, надписи располагаются под средней поперечиной — «Сын Божий», далее по-гречески НИКА — переводится как «победитель».

Малая перекладина содержит надпись с табличкой, сделанной по приказу Понтия Пилата, и содержит аббревиатуру Инци (ІНЦІ — в православии), и Инри (INRI — в католичестве), — так обозначаются слова «Иисус Назарей Царь Иудейский». Восьмиконечное отображение с большой достоверностью передаёт орудие смерти Иисуса.

Обязательно ли христианам носить нательный крест? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)Обязательно ли христианам носить нательный крест? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Шов 1/4 креста

Для того, чтобы создать эффект плавного перехода одного цвета в другой и тем самым подчеркнуть реалистичность контуров изображения, в вышивке используются дробные крестики, такие как 1/4 креста.

Шов 1/4 креста может выполняться как полукрестиками, так и крестиками и, в зависимости от этого, носит название Petite-point (петит-поинт) и Petite-stitch (петит-ститч). В переводе с французского, Petite — «маленький, мелкий», отсюда и название стежков.

Petite-point — это маленький полукрестик. Шьётся он так же, как и обычный полукрест, с единственным отличием: закрепив нить, выводим иголку в нижнем левом углу (точка 1) и делаем диагональный стежок в точку 2, располагающуюся в середине квадратика канвы. Затем на изнанке выполняем вертикальный стежок и выводим иглу в точке 3. После чего выполняем следующий диагональный стежок, вводя иглу в точку 4. С изнанки все швы также получаются вертикальные.

Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика, т. е. в привычном квадратике канвы вышивается не 1 крестик, а 4 маленьких.

Подробное описание всех вышеперечисленных швов поможет вам выполнить шов 1/4 крестика без особого труда!

И здесь обязательно придерживайтесь основного правила вышивки: верхние стежки дробного крестика всегда лежат в одном направлении, в том же, что у полных крестиков.

Такие мелкие стежки удобнее делать на ткани равномерного переплетения, например, льне. Если полный крестик вы вышиваете через 2 нити, тогда дробный 1/4 креста будет вышиваться через 1 нить, т. е. иголка вводится в просвет между 2 нитками канвы.

Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы готовая картина смотрелась естественнее. Очень часто петиты используются при вышивке лиц, тогда получается более плавный и реалистичный переход цветов.

Маргарет Шерри любит использовать в своих дизайнах стежки 1/4 креста. Именно благодаря им, знаменитые котики Шерри выглядят такими детально проработанными.

Кроме этого, петит-поинт и петит-ститч используются тогда, когда необходимо аккуратно скруглить некоторые детали в вышивке. Это очень хорошо видно на примере 2-х вышитых фрагментов:

Фиолетовые ниточки, которыми вышита ягода черники, выходят за границу бэкститча

Благодаря стежкам 1/4 креста, малиновые и жёлтые нитки за границы бэкститча не выходят. Сердечки получились такими, какими мы привыкли их видеть, без лишних квадратных выступов.

Вышивать стежки 1/4 креста можно по-разному, в зависимости от фрагмента изображения и его цветового решения:

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки 1/4 креста обозначаются следующим образом: в одной клеточке указывается 2 символьных значения или 1 символ, но маленький, в каком-то определенном уголке.

Цвета ниточек подбираются согласно ключу и чаще всего соответствуют цветам полных крестиков, обозначенных тем же символьным значением на схеме, что и 1/4 креста.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Значение креста в христианстве

Христианский крест является не только символом страданий Господа для искупления наших грехов. Это знак великой жертвенной любви милосердного Бога к падшему человеку. Крест – это оружие христиан против зла, знамя победы над грехом и смертью. Мы поклоняемся кресту не как орудию казни, а как символу торжества любви и вечной жизни. Христиане почитают крест святыней, так как следствием Распятия было Воскресение Христа, освободившее человечество от рабства греха, примирившее и соединившее человека и Бога. В «Отечнике» можно найти слова преподобного аввы Исаии, который называет крест знамением будущего бессмертия.

 Поклоняясь кресту, христиане почитают самого Господа. Образ креста имеет благодатную силу. Преподобный Иосиф Волоцкий в сочинении «Просветитель» пишет, что любое изображение креста, созданное по образу и подобию Животворящего Креста Христова, призывает благодать и святость. Святой Симеон Новый Богослов в труде «Слова» указывает на то, что нечистые духи трепещут и бегут при виде крестного знамения. Они являются отступниками и врагами Бог и не могут приближаться к тем, кто использует крест как символ Божьей любви к человеку и победы над злом. Святой Иоанн Кронштадский в книге «Моя жизнь во Христе» пишет, что «где крест, там и любовь». Он отмечает, что множество крестов в церкви призвано непрестанно напоминать нам о Божьей жертве и любви.

В религиозной жизни существует выражение «нести свой крест». Оно прочно вошло в русский язык и часто употребляется в светском контексте. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) объясняет это выражение как смиренное следование за Христом на протяжении всей жизни и безропотное перенесение скорбей, попущенных Богом в соответствии с его Промыслом. «Нести свой крест» – значит уподобиться Христу, самоотверженно довериться Его воле и тем самым спасти свою грешную душу, за которую Господь уже принёс искупительную жертву.

Формы крестов

По исследованиям археологов изображение креста имело следующие формы:

  • Крест в форме буквы X (decussata), называемый крестом св. апостола Андрея, который, по преданию, был распят на таком кресте.
  • Крест в форме буквы Т (commissa, patibulata) — такой крест у язычников был символом жизни, счастья. Было мнение, что на таком именно кресте был распят Спаситель наш, почему буква таи у древних писателей часто означала крест (см. Послание Варнавы). На древних могилах христианских открывают иногда изображение креста в этой форме. Думают, впрочем, что христиане, особенно в Египте, могли изображать на гробах букву Т как иероглифический символ жизни будущей, каким был этот знак у здешних язычников.
  • Крест (immissa) в привычной для нас форме. Эта форма общеупотреби­тельна. Св. Ириней говорит о кресте, что он имеет составов, концов и верхов пять: два в длину, два в ширину, один в средине (Lib. II. с. 24).

Поклонные кресты на могилах староверов

Блаженный Августин  (354-430 гг.) говорил: «Была (в кресте) широта, на которой простерты руки; была долгота, подни­мающаяся из земли, на которой пригвождено тело; была высота, выступаю­щая вверх от того поперечного древа». Вообще святые отцы любили применять к кресту выражение святого апостола Павла: «да возможете разумете со всеми свя­тыми, что широта и долгота и глубина и высота, и в образе четырехстороннего креста указывали символ всеобъемлющей любви Божией, все­сильного Промысла, простирающегося на все четыре стороны мира, иначе — весь мир». Можно думать, однако же, что изображение креста в указанном виде окончательно сделалось всеобщим со времени Константина Великого и его знаменитого видения креста. После этого видения, повторившегося во сне, Константин приказал сделать знамя в виде креста, которое, по описанию Евсевия, видевшего это знамя, было устроено так: «на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста. Вверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем символ спасительного наименования: две буквы показыва­ли имя Христа, обозначавшееся первыми чертами, из средины которых вы­ходило Р. Потом на поперечной рее, прибитой к копью, висел тонкий белый плат — царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями и искрившаяся лучами света. Часто вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на рее, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, под знаком креста, при самой верхней части описанной ткани, висело сделанное из золота грудное изображение боголюбезного царя и детей его. Это-то спасительное знамя служило для него оборонительным оружием на врагов, и он приказал во всех войсках носить подобные ему».

По описанию Евсевия должно судить, что новое знамя Константина имело именно третью форму креста +. Это знамя или хоругвь (labarum у римлян), которое обыкновенно носилось в войске Константина и у которого оно молилось торжественно, послужило, заметим, кстати, первообразом хоругвей, носимых доныне в крестных ходах у христиан западных и восточных. Что касается крестов с распятием, то если не с первых веков, то по крайней мере с довольно далекого време­ни распятие окружалось орудиями страданий Господа и другими предмета­ми, упоминаемыми в евангельском повествовании и распятии, также неко­торыми особенно символическими изображениями. Таковые: копье, трость, губа, титло вверху, голова или череп внизу, солнце, луна и др. Значение последних прибавок, т. е. солнца и луны, может быть известно менее дру­гих. Итак, скажем, что изображение солнца при распятии напоминало, по мнению одних, затмение солнца, последовавшее за последним вздохом Христа, по мнению других, солнце было здесь символом Божества, сияющего собственным светом, а луна, как тело темное, заимствующее свой свет от другого и подверженное переменам возраста и ущерба, была симво­лом немощной человеческой природы, соединенной с Божеством во Хри­сте. По обеим сторонам распятия часто ставились в древности изображе­ния Божией Матери и св. Иоанна Богослова, стоявших, по Евангелию, у креста Господня. Обыкновеннее всего они помещались на оконечностях по­перечной части креста с выражением глубочайшей скорби и с надписью: се сын твой, — се мати твоя. Впоследствии вместо Иоанна Богослова при кресте или на кресте вместе с Божией Матерью изображался и Иоанн Кре­ститель, что объясняется, конечно, изображениями в древних крещальнях, где при образе креста или Господа был, как мы видели, образ Крестителя. Такое изображение издавна получило у нас название Деисус.  

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Четырёхконечная католическая форма

Захоронения католиков традиционно осеняет лаконичный четырёхконечный крест с удлинённой вертикальной осью. Исторически эта форма восходит ко временам первых христиан, чертивших подобные изображения на стенах римских катакомб. Для всех уверовавших орудие позорной казни стало символом спасения и обетом новой жизни, а гонимое и преследуемое христианство превратилось в мировую религию, одним из влиятельных центров которой продолжает оставаться некогда языческий Рим.

Крест на католических погребениях ранее имел единственный вариант расположения — подобно хоругви, в головах погребения. Сейчас встречается и размещение его в ногах.

Что означает полумесяц на кресте православного храма?

Широко распространен полумесяц на православном кресте, расположенный в нижней части символа. Незнание значения данного изображение может привести к его неверному восприятию и толкованию. Стоит отметить, что наличие полумесяца на православном кресте не имеет ничего общего с мусульманской религией или с победой над мусульманами. Крест с полумесяцем можно увидеть на многих древних храмах, таких как Церковь Покрова на Нерли (1165), Димитриевский собор во Владимире (1197) и т.д., когда о победе над мусульманами не могло быть и речи. 

С древних времен знак полумесяца являлся государственным знаком Византии и символизировал царскую власть вплоть до захвата Константинополя Османской империей (1453). Православный крест с полумесяцем имеет несколько значений.

Олицетворение Церкви как корабля

«Церковь как корабль, ведомый Христом,» – распространенная метафора в богословии. Так и каждый христианин может уподобляться кораблику, который следует за кораблем-Церковью по волнам житейского моря

Вместо паруса – крест и молитва, а вместо ветра – Бог, который помогает отважно бороться со штормами грехов и направляться к вечности на горизонте. Ссылаясь на это значение, Климент Александрийский в своем Гимне Иисусу Христу пишет:

Символ победы христианства над язычеством

В данном варианте крест – символ Христа и его воинства, состоящего из ангельских сил и сонма святых. Язычество здесь выступает как поверженный и изогнутый дракон (традиционное обозначение дьявола).  

Значение креста в Православии чрезвычайно велико. Его значение сочетает в себе побежденную смерть и цветущую жизнь, полную надежды и крепкой веры. Крест является священным символом Христа и обладает великой силой, которая может защитить человека от бесовского влияния, подарить мир душе и помочь ей на пути к Царству Небесному. 

Каждый православный человек осеняет себя Крестным Знамением, выражая свою внутреннюю веру в Бога, Его любовь, благодарность по отношению к Нему, надежду на Его защиту и спасение своей души в вечной жизни. 

Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий