Боги славян: перун. языческий бог перун. символ перуна

Рождённый во имя света

В старинном тексте «Книги Коляды» рассказывается о тёмных временах, что наступили на земле с приходом к власти Чернобога. Чудовищем и верным соратником демонического божества был отвратительный Скипер-Зверь, что погубил немало людей.

Когда взмолилась Мать-Земля о помощи к светлым богам, родился у Лады её младший сын, которого назвали Перуном. Рос он не по годам, а по мгновениям, а потому уже вскоре после своего появления на свет попросил материнского благословения и отправился в Навье царство – сразиться со злыми тенями, желающими безраздельно царствовать над миром.

Понимал Перун, что ещё не достиг расцвета своей силы, но и ждать больше не мог – коварный Скипер-Зверь похитил трёх его сестёр, Лелю, Живу и Морену, которых заколдовал и заставил служить ему.

Первое сражение оказалось для юного Перуна плачевным. Не смог справиться с могучим монстром молодой бог, а потому был погребён в глубоком подземелье, вход в которое Скипер-Зверь закрыл огромным валуном.

Там, под землёй, силы покидали Перуна, а потому он становился всё слабее, после чего впал в беспробудный сон. Долго искали брата Сварожичи, напрасно звала его несчастная Лада – не слышал их голосов Перун. Наверное, так и не удалось бы отыскать бога, если бы не его враг.

Скипер-Зверь, сам того не ведая, указал на место, где может быть Перун (он днём и ночью охранял вход в подземелье). Прилетели к нему Сварожичи, да только снова не смогли отыскать Перуна.

И вдруг заметили боги, что конь их брата, успевший вырасти из маленького жеребчика в красавца-скакуна, бьёт копытом в том месте, где под землёй покоился его хозяин. Помогла преданность животного отыскать бога, но как оживить его? Здесь на помощь богам пришла чудесная птица Гамаюн, что принесла из далёкого края сурью – живую воду, вернувшую Перуна к жизни.

Однажды Перуна спас его верный конь

Значение Перуна для славян

Перун — это языческий идол, которому поклонялись не одно столетие, ему оказывали свое почтение и приносили кровавые жертвы. Он описывался, как седоволосый мужчина в годах, его крепкое телосложение и угрожающий, пронзительный взгляд наводил страх на окружающих. Его отличала длинная борода золотого цвета и пышные усы. Седовласый старец всегда изображен на огненной колеснице, запряженной тройкой лошадей.

Славянский Перун всегда был обличен в золотые доспехи. На нем был одет ярко-красный плащ. В бою его сопровождали громкие громовые раскаты и молнии.

Перун — это властный, жесткий правитель небес, требующий безукоризненного подчинения. Среди славян ходили легенды о силе и жестокости громовержца. По мнению людей, раскаты грома были спровоцированы гневом божества, а молния предположительно была стрелами бога, которые он метал на землю, чтобы устрашать своей силой и наказывать людей за неподчинение.

Перун Громовержец известен, как управитель громом и молнией. В славянской мифологии он был обладателем нечеловеческой силы и имел способности влиять на погоду. Бури, ураганы, проливные дожди — все было сосредоточено в крепких руках бога.

Свои силы Громовержец унаследовал от отца, как и его умение владеть всеми видами оружия. Характер и умения Перуна закалялись на отцовской кузне. По прошествии годов, бог научился совладать с данными ему силами, только тогда он смог полноценно занять главное место в пантеоне рядом с другими божествами, где ему не было равных по силе и уму.

Некоторые источники сообщают, что языческий бог считался покровителем воинов и справедливости. Славянский Бог Перун наделен магическими способностями:

  • умением перевоплощаться в животных;
  • по необходимости, божество применяет силы, позволяющие ему парить в невесомости;
  • способен создать иллюзию любого существа, которое исчезнет после окончания действия магии.

Обереги: Кумиры и Чуры

Кумирами называли идолы славянских Небесных Богов из Прави. Чурами — кумиры какого-то конкретного Бога.

  • Слово Кумир происходит из слов «Кум» — родственник и «Мир» — община, род.
  • Чур происходит от слова «щур», что обозначает ближайших предков своего рода. «Пращуры» — прапредки рода.

Чуры разделяются на малые и большие. Первые устанавливаются в домах, а вторые под открытым небом. Большие чуры могут являться элементом святого места — капища.

Родовые кумиры надлежит бережно хранить и передавать из поколения в поколение. Считается, что они сохраняют в себе информацию о всех поколениях, через которые прошли эти кумиры. Чем кумир древнее, тем больше его ценность для потомков.

Пантеон древних славян был необычайно разнообразным. Культура, утерянная больше тысячелетия назад и до сих пор звучащая отголосками с некоторых аспектах нашей жизни, до сих пор изучается учеными со всего мира. Поистине, древнеславянская культура — одна из величайших загадок нашей цивилизации.

Праздники, где чествуют Бога Перуна

Зимний День Перуна 12 января, где почитался Перун как мудрый и справедливый Бог славян. Это День Перуновой Справедливости, Огненного Меча

В этот день, также как и в День Громницы, очень важно было босым пробежаться по снежку ранним утром, на утренней зоре. Могли даже некоторые смельчаки снегом утираться, обтираться, умываться

Считалось, что это могучую силу телу даст и очистит душу человека. 2 августа. В этот период отмечали воины свой праздник, сопровождали его освящением своего оружия, оберегов, да учиняли обрядовые бои. Не даром в этот день в современной Росии отмечают свой праздник и воины ВДВ.

Сила в этих праздниках несомненная, сегодня многие люди, кто попробовал в эти дни почтить Перуна, уже на себе прочувствовали Его очищающие и благотворные благословения!

Перун — славянский Бог-Громовержец

Перун — один из самых главных Богов Славян.
Бог-громовержец, покровитель воинов.
Именем Перуна и Велеса клялись русские послы при заключении договора с греками в 911 году, что говорит о его высоком статусе в Божественном пантеоне славян.
Именами этих двух Богов клялись и дружинники Игоря.
Они же упомянуты в договоре Святослава 971 года.
Перун покровительствовал князю и княжеской дружине — это явно прослеживается в истории тысячелетней давности.
Перун, как Бог грома и молнии, подразумевал под собой нечеловеческую силу и мощь.

В пантеоне князя Владимира, Перун был главным среди всех остальных Богов, и об этом ясно повествует «Повесть временных лет»:
«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора:
деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь».
Идол Перуна в центре Киева выглядел величественно: голова его была серебряная, а усы золотые.
Идол Перуна был установлен и в Новгороде: «и пришел Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу».

Дуб — дерево Перуна

В честь Перуна возжигали вечные огни на капищах.
Вечные костры, которые никогда не гасли, были сложены из дубовых поленьев — дерева, которое непосредственно относится к Перуну.
Из дуба добывался живой огонь.
Дубовые рощи и леса также принадлежали этому Богу и тщательно охранялись, как священные.
Когда долго не было дождя, в таких рощах взывали к Перуну, чтобы он ниспослал людям свои тучные стада (облака),
которые бы напоили землю водой, а своими стрелами (молниями) сразили врага и нечистую силу.

Константин Багрянородный в X веке даже оставил описание ритуала связанного с дубом, которое увидел на острове Хортица:
«На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов,
укрепляют они и стрелы вокруг , а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай».

Археологиами было дважды найдено священное дерево Дуб с артефактами утверждающими, что эти находки почитались нашими предками наравне с чурами и идолами.
Так в 1909 году недалеко от устья Десны из воды был извлечен 150-летний дуб.
Примечательно то, что в сравнительно молодом возрасте в ствол дерева были врезаны и успели в него врасти четыре кабаньих челюсти, которые были расположены квадратом.
В 1975 году неподалёку от первой находки было найдено второе дерево, только теперь вросшими на высоте примерно 6-ти метров
оказались 9 кабаньих челюстей, а низ ствола носил следы огня.
Обе находки датируются VIII веком нашей эры.

В одной из украинских колядок поётся, что два дуба стояли в первозданном океане ещё до сотворения мира.
В одной из русских сказок говорится, что дуб растёт до самого неба.
В сербско-болгарском апокрифе 15 века говорится, что весь свет держится на железном дубе:
«дубъ железны, еже есть прьвопосаждень, от въсего же корение на силе божией стоить».
Всё этого говорит нам о том, что дуб, как символ Перуна, был очень почитаем среди славянских племён и имел, как сакральный, так и Божественный облик.

Праздники в честь Перуна

До нас дошли сведения о праздниках Перуна, в которых приносились жертвы либо в виде быка, либо в виде петуха.
Судя по некоторым источником, петух должен быть обязательно красным.
При исследовании капища-жертвенника 980 года в Киеве, в котором горели те самые неугасимые огни из дубовых дров,
найдено большое количество костей, которые преимущественно принадлежали быкам.
Также в жертвеннике найдены кости свиней и птиц.
Кроме того, вместе с костями была найдена керамика и боевой железный топор — символ Перуна.
Аналог этого капища-жертвенника-святилища находился и в Новгороде, в Перыни.
В период христианизации оба капища были разрушены, а идолы сброшены в реки.

Свержение языческих Богов

С приходом христианства на Киевскую Русь все языческие идолы были уничтожены. Особенно старались сделать это с культом Перуна.

Самое большое капище в городе Киеве подверглось разорению и осквернению. Самого идола скинули с постамента и сбросили в реку. Невзирая на слова простого люда, его протащили по всей реке, попутно избивая плетями. Дуб сожгли, а символы Громовержца разрушили.

Такое решение было принято, чтобы низвести его, оболгать, сделать всех языческих Богов кровожадными чудовищами. На их фоне новая вера должна имеет значение исправления, очищения от скверны, что всем неверным дан шанс на искупление.

Свержение старых Богов не прошло безболезненно. Люди, привыкшие молиться конкретным Божествам и опасавшиеся их гнева за предательство, не хотели перенимать новую веру. Для более мягкого процесса изменения веры большинство старых языческих праздников было сохранено под другими именами.

https://youtube.com/watch?v=36ZzOwBbRfQ

Культ Шанго в разных уголках мира

Интересно, что в разных регионах распространения культа Шанго его образ трактуется по-разному. Как я уже отметила, в Африке этот бог связан с природными силами, с громом и молнией. Возможно, именно ярость стихии связала его с воинственностью и могуществом правителя. 

На Гаити у бога несколько иная интерпретация. Там он считается покровителем чувственности и красоту. Его связывают с духом Огун, а потому полное имя божества звучит как Огун Шанго. Гаитяне верят, что Шанго может помочь им в любви. Чаще всего к нему обращаются мужчины, ведь легенды рассказывают, что чары Шанго способны покорить любую женщину.

Древние верования, что и сегодня сохраняются в некоторых регионах Карибских островов, преподносят Шанго как символ удачи и благополучия, бесконечного источника сил. С ним связаны многие старинные ритуалы инициации, что проводятся на Кубе, в Венесуэле и Пуэрто-Рико.

Внешний вид, значение атрибутов и фото

Символ Перуна похож на меч или секиру, и топор. Есть обереги обрядовые вышивки на одежде, самым часто вышиваемым из них был Цвет папоротника.

В основном символы Перуна рекомендовалось носить представителям мужского пола. Но всегда есть исключения и женский пол желая получить от Громовержца мужские качества, такие как мужество и стойкость, тоже использовали его знаки.

Выбирая для себя талисманы и обереги с символом Перуна обратите внимание на их конкретные значения, которое будет описано далее, а талисманы представлены на фото

Громовик или Громовое Колесо

Громовик или Громовник основной символ среди остальных, которые относятся к Перуну. Его также называют Колесо Перуна или Громовое Колесо. На фото он изображен в виде шестилучевого креста с лопастями, идущими от центра, замкнутого в круг. Этот знак напоминает шестилучевой Коловрат.

Перун у славян напоминал Зевса у древних греков. Его изображали жестким защитником людей от несправедливости. Громовержец придавал людям силы двигаться вперед.

Значение у Громовника следующие:

  • дает возможность приобрести уверенность;
  • помогает приобрести силу тела;
  • возобновляет радость в жизни;
  • защищает от врагов на войне и в жизни;
  • защищает от порчи.

Громовик как оберег подходит юношам и мужчинам, почитающим его как символ огня жизни. Женщины в основном использовали его как оберег дома и семьи. Для детей его не рекомендуют – слишком воинственный и яркий.

Секира (сокира)

Секира Перуна на фото похожа на топор с широким сплошным равносторонним лезвием по отношению к ручке. Этот символ носили только те, кто принадлежал к дружине князя или воины. Этот оберег изготавливали из разных материалов железа, бронзы, серебра и свинца.

Наиболее распространены два вида оберегов Секиры с одним или двумя клинками. Гравировка узоров может быть с одной или двух сторон, они относятся либо к самому Громовержцу или к его предкам Ладе и Сварогу.

Этот талисман одаривает и оберегает:

  • уверенность в своих силах;
  • крепкое здоровье и тело;
  • удачу в делах и трудах;
  • физическую силу;
  • защищает от действий врагов в бою и в мире.

Мужчины награждались такими знаками за военные заслуги. Оберег Секира Перуна указывает, что хозяин обладает силой и воинским мастерством древних воинствующих славян. Детям этот знак Громовержца не рекомендуется носить. Женщинам тоже запрещено носить его, так как Сокира полна мужской напористости и силы.

Топор

Топор Перуна напоминает контурно топор с заостренными лезвиями, насечками и узорами. У славян Топор Перуна украшали различными знаками, несущими силу Бога. Значение его толковалось, как почетный знак и оберег с мощными силами. Амулеты чаще всего изготавливали из дуба, железа, бронзы и серебра.

Топор поможет:

  • обрести уверенность в себе;
  • найти счастье;
  • даст силу тела;
  • призовет удачу;
  • защитит от врагов;
  • защитит от хвори и болезни.

Носят его обычно под одеждой, используя его в обрядах и при обращении к самому богу в праздники.

Для детей Топор категорически не подходит. Рекомендуется для мужчин-воинов, отличившихся в бою. Женскому полу он также не подходит.

Щит

У древних славян Щит сначала не считался оберегом, но впоследствии его также стали относить к основным талисманам Громовержца. Щит на фото имеет каплевидную форму с изображение звезды Перуна, Громовником и молнией.

Щит Перуна по своей большей части носит функцию отражения, поэтому символ служит в качестве защитного оберега.

Значение Щита Перуна:

  • приносит удачу;
  • придает крепости здоровью;
  • укрепляет физическое состояние человека;
  • придает уверенности в силах и возможностях;
  • защитит от нападения врагов;
  • даст защиту от порчи, сглаза и колдовства;
  • убережет от хвори и болезни.

Подходит как воинам, так и женскому полу. Поможет защитить себя и свой дом.

Оберег Цвет папоротника

Считалось, что этот оберег помогал раскрывать магические способности, давая силу и защищая от болезней.

Цвет папоротника – символ вечной любви и верности. Именно благодаря цветку папоротника по легенде, подаренного Перуну Купалой, Громовержец смог полюбить богиню Додолу. Которая стала впоследствии его спутницей.

Изображают символ в виде солнца из центра которого выходят 4 луча разделяясь на ответвления и напоминают собой лабиринт.

Оберег Перунов цвет поможет:

  • обрести счастье и уверенность;
  • защитит от болезней;
  • убережет от мужской слабости.

Этот символ часто вышивали на одежде и полотенцах. Изготавливали талисманы из бересты, древесины и кости.

Подойдет для молодых людей и девушек, которые мечтают полюбить и быть счастливыми в дальнейшем. Так же подходит для женщин и мужчин, но совершенно не рекомендуется для детей.

Добрый бог Белобог

У древних славян существовало множество богов, и все они разделялись на три основные группы: добрые, злые и духи природы и стихий. Белобог – это один из добрых богов, который символизировал теплое сияние, счастье, радость, приятное чувство справедливости, наслаждение жизненными благами и т.д. Храм Белобога, как и многие другие храмы, как правило, строили на возвышении самого высокого холма, чтобы он был как можно ближе к солнцу. Стены украшали декоративными серебристыми и золотистыми изделиями, и расставляли их так, чтобы они отражали лучи солнца и луны, дабы ни одна тень не проникла в храм добра, света и солнца.

Светлый старец, приносящий удачу и свет

Белобог, как и многие другие славянские боги, имел множество имен: Белбог или Белун. Особенно Белобога почитали на теперешней территории Белоруссии. Изображали его как седого старца с длинной белой бородой, который своим добрым словом и правильным советом помогал путникам, которые заблудились в лесу. Своим внешним видом он напоминал старого волхву, которые в то время часто путешествовали по миру в поисках ответов на свои вопросы.

Почтение к Белобогу привилось у белорусов ещё с древних времен даже в фольклоре, и в народе даже бытует присказка «Словно с Белуном сдружился» — когда у человека все радостно и хорошо, и наоборот, когда все плохо, то говорят «Темно в лесу без Белуна».

Щедрая рука Белобога

Древние славяне верили, что Белобогу под силу одарить человека счастьем, богатством и плодородием. Помимо того, что он дарит человеку свет, он также и сам часто вызывается помочь своими руками. К примеру, в славянском фольклоре есть история и боге Белобоге, который во время жатвы часто появляется на ниве в образе старика, и предлагает помочь жнецам закончить работу. Когда же нужна именно материальная помощь, он опять таки появляется в образе седого старца, но уже с полной сумкой различных денег. Кому отдать деньги, Белобог решает сам. Сначала он выбирает из селян самого бедного, и просит его утереть Белобогу нос. Если человек не отказывается и помогает, то из сумки начинают сыпаться деньги, а сам бог постепенно исчезает.

Белобог как символ древних славян

Символ Белобога – это символ, привлекающий удачу к человеку. Слава Белобога была настолько известной, что даже в наше время до сих пор сохранились места, которые были названы в его честь: в Польше известные места Бялобоже и Бялобожница, в Украине в Галиции Белбожница, в Померании даже существует гора под названием Белобог, в Чехии — Беложица, недалеко от Москвы под городом Радонеж остались остатки от древнего святилища Белобога.

Белобог и Чернобог

Если Белобог притягивает к человеку удачу, счастье и плодородие, что Чернобог полная его противоположность, но вместе они являются Творцами всего видимого и невидимого. Сравнить их можно лишь с настоящим воплощением добра и зла, Инь и Янь, света и тьмы. Символ Белобога – это очень мощный оберег, и человек, который будет его носить и регулярно очищать от скверны, а также подзаряжать собственной энергией, круто повернет свою жизнь в совсем другую сторону. Что уж тут сказать: Белобог – это воплощение света, его символ — непробиваемый щит.

Культы громовержцев у соседних народов

Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов.
К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии — Пярун, в индии — Parjánya,
так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра.
В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис.

Западные славяне называли Перуна — Прове.
Вот так описывает культ Прове Гельмольд: «Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы,
посвящённые богу этой земли, Прове .
Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот.
Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли.
Здесь были жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений.
Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем или жрецом на суд.
Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывали в приюте».
От того, что исторические источники доносят его имя как Прове мнения исследователей расходятся.
Одни говорят, что это просто искажённое — Перун, другие утверждают, что таким образом Бог Грозы мог быть ещё и Богом Права
, недаром в месте его поклонения свершались суды.

Стоит знать, что после христианизации многие Боги, скрытно ли, сознательно или бессознательно, самими ли христианами или славянами,
которые не хотели забывать своих Богов, были перенесены на образы христианских святых.
Эта участь не обошла и Перуна.

В каком-то смысле люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка,
которого также называют Ильёй Громовником.

Слово Перун в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата,
например: «Ты — это облако, ты — Ваю, ты — огонь, происходящий от молнии в небе.
Ты — гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты — страшный и несравнимый Перун, ты — грохочущее облако!
Именно — ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!»
или: «Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры.
И отколовшаяся часть перуна почитается Богами.
Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна.
У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она — в их обязанностях.
Кони у кшатриев — это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными».

Шанго – бог красоты и силы

Почитание Шанго распространено не только среди африканских народов йоруба, но и в некоторых регионах Латинской Америки, на Карибских островах. Этот бог – одно из воплощений духа ориша, то есть Верховного Творца. 

Я неспроста сравнила Шанго с древнегреческим Зевсом. Если изначально в легендах йоруба этот бог показан одной из ипостасей создателя, то впоследствии у него появились самостоятельные функции. Шанго стал верховным правителем и покровителем грома.

Помимо этого, как и греческий Аполлон, Шанго отличался мужественной красотой. Более того, в мифах йоруба он приравнивается к совершенному мужскому идеалу, воплощением сексуальности и мужественности. 

Он обладает необыкновенными способностями. С самого рождения высшие божества и духи наделили Шанго силой видеть будущее, делать предсказания.

В переводе с языка йоруба “шанго” (“санго”) означает “воинственный” (другая версия – “тот, кто бросает камни”). Многие африканские племена считали его своим прародителем, одним из правителей древнего государства Ойо, располагавшегося на территории Нигерии. 

Я даже допускаю, что в истории был некий правитель, чей образ был использован для отождествления с Шанго. По этому принципу действовали и египетские правители, что считали себя земным воплощением божеств.

Шанго считается одним из верховных богов

Презентация на тему: » Перун Перун в славянской мифологии бог, повелевающий небесными явлениями (громом и молнией), бог- миро правитель, покровитель князя и дружины (бог войны),» — Транскрипт:

2

Перун Перун в славянской мифологии бог, повелевающий небесными явлениями (громом и молнией), бог- миро правитель, покровитель князя и дружины (бог войны), одно из главных божеств славянского пантеона. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на культ святого Ильи (Ильи Громовника).

7

Перунов день — 21 июля. Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней. После славлений Перуну, воины приступают к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносится бык, а за неимением его петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец мажет кровью чело каждого воина, после чего те надевают на голову красные. Над жертвенным огнём освящаются воинские обереги. Перунов день.

8

После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Белесом», посвящённый победе Перуна над Велесом (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров).По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду. Старейшина, раздевшись, поджигает краду. После того, как костёр прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле). Затем совершается страва, на которой поминают всех павших Славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мёд, красное вино, пиво, квас. Перунов день.

10

Легенда о жемчуге. С громом небесным связана легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что он зарождается из отражения молнии, запечатленной в глазах моллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створки раковины при виде грозы

11

Оружие Перуна Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем каменные топоры и наконец золотая секира: Боги «прогрессировали» вместе с людьми. Топору оружию Громовержца с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали. что тем самым будет «подсечена» и изгнана Смерть.

12

Оружие Перуна Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё.

13

Громовый знак. Символ Перуна так называемый громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), где раньше всего появляется снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений в качестве громоотвода…

14

Дерево и цветок Перуна. Есть у Перуна своё дерево дуб, есть и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и мы зовём его ирисом по- гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета.

16

Животное Перуна. Перуну было посвящено животное дикий тур, огромный, могучий лесной бык. Но к сожалению, в дикой природе последний тур был убит ещё в 1627 году и до наших времён дожили лишь прирученные потомки туров домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами: бык достигал в холке почти двух метров и ещё цветом: быки были чёрными, с белым «ремнём»полосой вдоль хребта, а коровы-«курицы» гнедыми (темно-рыжими с чёрными хвостами). Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. Хищные звери против него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка. А 21 июля туры якобы сами выбегали из леса и позволяли себя заколоть для священного пира. Позже, когда люди прогневали чем-то Богов, туры перестали появляться, и по деревням специально откармливали жертвенных быков.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий