Остробрамская икона божией матери: значение

Как правильно молиться

8 января

В этот день из алтаря износится образ, ставится посередине храма. Перед ним служится лития, присутствующих помазывают освященным маслом, дают приложиться к святыне. В храм надо прийти к началу службы, в подобающей одежде. Желательно отстоять всю службу полностью, внимательно слушать, не отвлекаться на посторонние мысли.

Но праздник случается нечасто, поэтому молиться необходимо и дома. В часовне, где находится икона, каждый день произносится специальное славословие. Перевод молитвы можно найти в интернете.

Традиционно верующие используют готовые тексты, составленные по благословению Церкви. Но если на душе тяжело, можно обратиться к Пресвятой Богородице своими словами — ведь она считается небесной покровительницей всех христиан, даже тех, кто совершает много греховных поступков. Дева Мария своей чистотой превосходит ангелов, она постоянно молится за обездоленных, обиженных, сирот. Поэтому столько велико почитание Божией Матери, в том числе Остробрамской иконы.

Остробрамская икона: от чего защищает и кому помогает

Это довольно редкий, но очень могущественный и сильный образ, который защищает дом от злых духов. Также у иконы молятся о даровании Покровительства Божьего, защите семьи от внешнего вмешательства, счастье и взаимной любви супругов. И это ещё малая часть того, на что способна Остробрамская икона. Где вешать её, известно многим. Лучше это сделать у входа, тогда она будет защищать жилище от незваных гостей и нечистой силы. Также принято считать, что Святое Изображение Богородицы успокаивает, избавляет от депрессий и уныний.

Очень хорош образ как подарок крестникам, в особенности близнецам, чтобы их мама молилась об их благополучии, радости и душевной дружбе.

Многие утверждают, что после долгих молитв перед образом Остробрамсокй иконы прекращались всякого рода проблемы и семейные неприятности. Побыв наедине со святым ликом, решение проблем приходило само по себе.

История

Первое достоверное письменное упоминание об Остробрамской иконе содержится в «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно». Хроника говорит о торжественном переносе иконы в построенную в г. каплицу (часовню). Фундаторами каплицы были Михаил Казимир Пац — великий гетман Литовский, Христофор Пац — великий канцлер Литовский и Гилярий Полубинский — маршалок Великого княжества Литовского. Именно к этому году относится первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702 годом.

Во время городского пожара 1711 года деревянная каплица сгорела. Спасенная икона была помещена в кармелитский костёл Св. Терезы. В 1713—1715 годах была построена новая каменная каплица, куда с торжественной процессией и была перенесена икона. Культ Остробрамской иконы Девы Марии получил более широкое развитие после того, как в конце первой половины XVIII века главным торжеством в Острой Браме стал праздник Опеки Пресвятой Девы Марии. В каплице регулярно, кроме католических месс, проводились богослужения по восточному обряду греко-католической церкви.

Первым печатным источником, в котором упоминался культ Остробрамской иконы, была книга ксендза иезуита Корсака, изданная в 1748 года.

В 1799—1805 года оборонительные стены Вильно, построенные в XVI веке, были разобраны, однако культ Остробрамской иконы позволил сохранить Острую Браму, которая приобрела современный вид в 1828—1830 годы.

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Разрешение на коронацию иконы было получено в 1927 году во время визита архиепископа виленского Ромуальда Ялбжиковского в Рим. Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 году в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 года митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 году образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

Интересные факты происхождения лика

  1. В 20-е годы XX веке появилось мнение, что Остробрамская икона имеет некоторое сходство с королевой Барбарой Радзвилл, романтическая история которой покорила сердца многих.
  2. Уже давно известно, что к иконографии этой чудотворной иконы восходит образ Божьей Матери «Умиление», к которой в своё время взывал сам Серафим Саровский.
  3. Существует и вторая версия возникновения святыни. По православному преданию, икона Остробрамская Богородица была прислана Князю Ольгреду императором Иоанном Палеологом, который пожаловал такой бесценный подарок, чтобы поздравить князя с началом его правления.

  4. Ещё одна легенда гласит, что икона каким-то чудотворным образом появилась на Острых (или «Русских») воротах 14 апреля 1431 года.
  5. Перед коронацией иконы, в 1927 году, во время её реставрации, специалисты обнаружили древнее письмо, написанное темперой, а также пятна от известковой грунтовки. Учёные сделали вывод, что святыня писалась в XV или XVI веке (примерно в 1620-1630 годах) и повторяла образ, созданный художником из Нидерландов — Мартина де Воса.
  6. В 1829 году при снятии серебряной ризы в процессе реставрации была обнаружена некая надпись. Позже было выяснено, что это Хвалебная Песнь Богоматери «Честнейшую Херувим». Считается, что Богородица в этот момент наблюдала явление архангела Гавриила, часть изображения которого утеряна.
  7. По мнению православных, жест скрещённых рук может означать момент принятия Непорочной Девы Благой Вести, или непосредственном участии её втайне совершённого на Кресте Искупления. Также такой жест встречается на иконографическом изводе под названием «Божья Матерь Ахтырская», где Богоматерь стоит у подножья Креста со скрещенными руками.

Версии о происхождении иконы

Их несколько. Самая основная, которая имеет под собой основание – православная точка зрения на появление образа Остробрамской иконы Богородицы. У Римо-католиков, которым в настоящее время принадлежит икона, есть иные. Версии появления иконы в Вильне:

  • Великий князь Ольгерд (1345–1377) добыл ее в победоносном походе на крымских татар. Теодор Нарбут считает: он привез икону из Корсуни (1363), где проживало много православных греков. Преподнес в дар любимой жене Марии. Иулиания (вторая супруга) посвятила образ Свято-Троицкой церкви.
  • Есть так же мнение, будто чудесный образ прислал греческий император Иоанн Палеолог, когда узнал о принятии князем христианства.
  • Согласно поверьям в 1431 году над вратами возник образ Божьей Матери. Икона чудесным образом явила себя, как когда-то Афонская Иверская.
  • Есть несколько версий об авторстве. Работу приписывают то итальянскому художнику, то нидерландскому – Мартину де Воса. Другие историки – польскому автору Луке. По их мнению мастер изобразил Варвару (Барбару) Радзивилл – королеву Польши (16 век).

Примечание: Храм, в который была отдана икона Иулианией, возвели (1347) на месте гибели трех мучеников за веру: Антония, Иоанна и Евстафия. До принятия христианства Ольгерд (Альгирдас) казнил людей, не щадя даже приближенных особ и друзей.

Впрочем, разгадать загадку происхождения иконы вряд ли удастся. За много веков образ подвергался многочисленным реставрациям, поновлениям. Он неоднократно менялся, становясь богаче и изящнее. От изначального письма, практически ничего не осталось.

Сейчас невозможно узнать Лик первообраза. Какие тайны скрыты под богатой ризой и слоями красок. Нет единого мнения о появлении его в граде Вильне. Интересна, хотя и запутана, история Остробрамской иконы Матери Божьей.

Где правильно расположить в доме Остробрамский Святой лик

Это святая реликвия должна располагаться в доме у каждого человека, потому что эта икона уберегает от врагов и привлекает в дом взаимопонимание. Священному образу подают прошения о:

• О нейтрализации порчи и исцелении рода;

• при отчаяние;

• О людях в депрессиях;

• О счастье и здоровье в душе у новорожденных;

• О психически нездоровых людях.

Для этого необходимо разместить икону в правом углу,который расположен напротив входа в дом. Иных вещей вблизи с иконой Остробрамской висеть не должно, еще нужно смотреть , чтобы Святой лик всегда была в чистоте и порядке. Не забывайте постоянно протирать с иконы пыль, и следить за приемлемым видом иконы.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет всякаго человека, с верою притекающаго к Твоей цельбоносней иконе, юже даровала еси людем на утешение. Сего ради и мы, со умилением взирающе на святый Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, из глубины сердца вопием: осени и нас сирых и безпомощных, да воспоем прославляющему Тя Господу: Аллилуия.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Остробрамская Виленская»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних си́л, Небесе́ и земли́ Цари́це и гра́да на́шего Ки́ева всемо́щная Засту́пнице!

Приими́ хвале́бное пе́ние сие́ от на́с недосто́йных ра́б Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет на́м, гре́шным, и да проба́вит бла́гость Свою́ чту́щим Тя́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́.

К кому́ бо возопии́м Влады́чице? К кому́ прибе́гнем в го́рестех на́ших, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч на́ш и воздыха́ния на́ша прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Те́м же мо́лим Тя́ усе́рдно: покры́й Твои́м хода́тайством на́ша прегреше́ния, защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на на́с.

О, Ма́ти Го́спода на́шего Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. Приими́ недосто́йную моли́тву на́шу и соблюди́ на́с в чистоте́ душе́вней, сохрани́ на́с от наве́та злы́х челове́к и от внеза́пныя сме́рти, и да́руй на́м пре́жде конца́ покая́ние. Поми́луй на́с в дневны́х часе́х и у́тренних и вече́рних, и во вся́кое вре́мя сохрани́ на́с: стоя́щих, седя́щих соблюди́, и на вся́ком пути́ ходя́щих, и в нощны́х часе́х спя́щих снабди́, покры́й и заступи́. На вся́ком ме́сте и на вся́кое вре́мя бу́ди на́м, Ма́ти Преблага́я, стена́ необори́мая и заступле́ние кре́пкое. Ты́ храни́тельница жи́зни всея́ на́м яви́ся, Пречи́стая; Ты́ на́с изба́ви от бесо́в в ча́с сме́рти; Ты́ и по сме́рти упокое́ние обрести́ испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего.

Мы́ же, гре́шнии, со упова́нием моле́ния Тебе́ возно́сим и уми́льно вопие́м: ра́дуйся, Благода́тная; ра́дуйся, Обра́дованная; ра́дуйся, Преблагослове́нная; Госпо́дь с Тобо́ю, с Тобо́ю с на́ми. К Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей, и Тебе́, я́ко всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и дру́г дру́га и ве́сь живо́т на́ш по Христе́ Бо́зе предае́м, Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со безнача́льным Его́ Отце́м, со Пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона относится к группе редких образов, на которых Божия Матерь изображается одна, без Младенца на руках. Она почитается православными людьми и католиками в Западной Европе, особенно в Польше, Белоруссии, Украине, Литве.

Краткая история образа

Необычное название иконы объясняется  географическим положением места нахождения образа. Виленская «Остробрамская» чудотворная Икона Божией Матери хранится в Вильнюсе в часовне, а она стоит у городских ворот. Ворота назвали Острыми, поэтому икону  стали называть «Остробрамской».

В 1431 году святой образ Богородицы уже находилась над Острыми вратами.  До этого времени икона была в храме Живоначальной Троицы. Побывала икона и в храме Святителя Николая во времена насаждения в Литовских землях  Римской унии. И в обители св. Терезы.

В дальнейшем икона находилась  в часовне Острых ворот  Вильны, оформленная в большой  киот. Образ  покрыли золоченой ризой.  Перед  иконой был установлен  латинский престол для ежедневного  богослужения.

Чудотворения

Первое чудо воскрешение девочки, которая выпала из окна с высоты второго этажа, датировано 1671 годом.

14

Апреля
1702 года

Следующее, документально засвидетельствованное чудо, это наказание за святотатство. Солдаты шведы насмехались перед иконой в день Великой Субботы. Но вскоре они погибли: на них упали тяжелые ворота и придавили насмерть.

Дважды зафиксировано чудо спасения от пожара в 1706 и 1714 годах, были спасены от огня храм и обитель.

В наши дни в 2002 году построен храм  в честь Остробрамской иконы в Киеве. Здесь продолжается запись новых свидетельств о чудесах. Среди них:

  • Избавление от бесплодия жителей Киева Виталия и Елены.
  • Исцеление от немоты трехлетнего сына  киевлянки Антонины.
  • Другая киевлянка, 34-летняя Наталья,  свидетельствует о чудесном выздоровлении ее сына Антона от лейкемии.
  • Галина, жительница Киева, считает чудом возвращение её дочери из Японии, куда она уехала на заработки.
  • Есть несколько свидетельств о возвращении пропавших и украденных детей.

Интересный фактЛюбопытное свидетельство! Множество православных людей приметили, что появление в доме Остробрамской иконы Божией Матери избавляло их от незваных гостей. 

Значение иконы Остробрамская Богородица

Лик Остробрамской Божией Матери уникален. Богородица на нём изображена в одиночестве, а не с младенцем. Такое изображение встречается довольно редко. Образ Богородицы предстаёт перед нами в спокойном величии, ведь изображена она во время встречи с архангелом Гавриилом. Он принёс весть о Сыне Божьем, которому Дева Мария станет матерью.

Серебряный полумесяц, расположенный в самом низу иконы, появился в 1849 году. Он олицетворяет собой доверие и признательность людей за Господне благодеяние. Подношений к иконе Остробрамской Божией Матери действительно очень много, в пересчёте ещё в 1927 году их количество превышало 14 тысяч, а ведь прошёл уже почти век.

Значение Остробрамского лика Небесной Царицы трудно переоценить, оно огромно:

  • защищает дом от тёмных сил, злых людей и дурного глаза;
  • оберегает нравственные и семейные ценности;
  • спасает ваш дом от пожаров, воров и всевозможных бедствий;
  • хранит семейный союз и нейтрализует чужое влияние;
  • снимает родовые проклятия до седьмого колена;
  • защищает детей и помогает найти пропавших;
  • прогоняет тоску и уныние, избавляет от депрессии.

История происхождения

В 15-м веке великий князь литовский Ольгерд, возвращаясь из похода, привез из Корсуни икону. Невероятная красота, богатые одеяния Божией Матери покорили мужественного завоевателя и он задумал подарить изображение первой супруге в знак благодарности. Однако вторая жена тайком передала священный образ в церковь, которая находилась в Вильно.

Впоследствии, когда появилась необходимость защищаться от нападения неугомонных татар, икона была помещена на воротах с башней. Все, кто заходил в город с южной стороны, непременно встречались с образом. Часовня именовалась «Острые врата», отсюда и необычное название.

Икона постоянно похищалась и перемещалась в разные уголки планеты. Желая находиться рядом с ней, многие пытались получить могущество и власть. Но по милости Божьей реликвия возвращалась к себе домой, и лик, повернутый к тем, кто имел планы о захвате, становился надежным заслоном против жестокости и смерти.

На сегодняшний день она является достопримечательностью Вильнюса. Прихожане и люди, не относящие себя к религиозному миру, проходя мимо святого образа, с уважением наклоняют головы, зажигают свечи и тихонько молятся. Непохожие мечты и просьбы, многотысячная толпа и разные религии, а стремление одно – быть счастливым.

История Остробрамской иконы Божьей Матери

Данная святыня одинаково высоко почитается как православными, так и католиками всего мира. Называется она Остробрамской потому что находиться в Вильнюсе, на городских воротах (Острой браме).

Существует сразу несколько версий, по происхождению чудотворной иконы. По одной из них в 1431 году, 27 апреля эта икона сама явилась на крепостной ограде «Острых ворот» большого города Вильны. Богородица на иконе изображена одна, в очень пышных и богатых одеждах. Как и на других образах, голова ее немного наклонена в сторону, руки находятся в крестообразном положении, которые свидетельствуют о молитве и смирении.

Эта икона имеет достаточно сложную судьбу, так как не единожды передавалась из государственного в частное владение и наоборот. Спустя время, она стала высоко почитаться как в католицизме, так и в православии, потому как находилась определенное время во владениях, как католиков, так и христиан.

По второй версии, такую икону могли привести правящие князья того времени из захваченных крымских земель, а именно города Корсуня. Еще одна версия указывает, что икона была подарена Византийским императором Палеологом, князю Ольгерду, который в тот момент принял святое крещение.

В 1655 году Вильня была под оккупацией русских войск, которая продолжалась вплоть до 1661 года. В тот период было принято вывезти святыню в неизвестное место. Как гласит история, когда везли икону, в пути их ограбили русские казаки, которые и забрали икону в неизвестном направлении.

Но по чудесному стечению обстоятельств в 1661 году, икону возвратили на прежнее место в Вильны. Но на этот раз ее поместили в костел святой Терезии. Спустя 10 лет, в 1671 году, случилось первое чудо, связанное со спасением ребенка, после этого чудеса начали совершаться регулярно и верующие со всего мира потянулись к святыне со своими молитвами и прошениями.

Икона «пережила» 2 пожара, которые состоялись в 1706 году и в 1714. Любопытно то, что вокруг нее все выгорело дотла, а сама икона осталась невредимой как в первом, так и во втором случае.

В 1795 году губернатором Вильны был выпущен указ, который гласил, что каждый мужчина, проходящий через Острые Ворота, должен был снять с себя головной убор и воззреть вверх на чудотворный образ. Так воздавалась честь Святому лику. Также была запрещена всякая торговля при этих воротах, из-за глубокого почитания и уважение к святыне.

В момент, когда началась реконструкция оклада (верхней части иконы), была обнаружена наиболее известная на сегодняшний день хвалебная песнь в честь Пресвятой Богородицы «Честнейшую херувим». Художники сделали новый оклад (ризу), которая отличалась особой роскошью и пышностью.

Кондак 4

Бурю земнаго скорбнаго жития нашего в немощех и болезнех видящи, Премилосердная Мати Божия благоизволи быти чуду явления образа своего во граде Киеве, темже мы с радостию неизреченною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, дивную Заступницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

Кондак 5

Яко лучезарная звезда возсия в стране нашей святая Твоя чудотворная икона, Богородице Дево. Мы же, озаряемии сиянием пресветлых чудес Твоих, преклоняюще колена сердца, вопием Подателю чудес Богу: Аллилуия.

Версии о происхождении иконы

Существует много версий о появлении иконы в Вильне — столице княжества Литовского. Одна из них говорит, что икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431 года. Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Особенно широкое распространение в среде православных верующих получила версия о восточном происхождении иконы, опубликованная в 1839 году историком Теодором Нарбуттом в книге «Древняя история литовского народа». Нарбутт, для доказательства своих гипотез зачастую прибегавший к фальсификациям исторических документов и домыслам, основывал свою версию на имеющейся у него рукописи венденского каноника Даниэля Лодзяты, бескритично собиравшего любую информацию (подлинник рукописи отыскать не удалось). В 1653 году Лодзята писал, что икона была привезена князем Ольгердом из Херсонеса (Корсуни). Известно, что Ольгерд совершил в ―1373 годах ряд удачных походов против крымских татар. Т. Нарбутт полагал, что Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 году. А супруга Ольгерда — тверская княжна Иулиания Александровна подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы. Но уже в 1431 году икона находилась над Острыми Вратами.

Версия Нарбутта не находит подтверждения в ряде крупных работ, посвященных истории чудотворных икон Богоматери. Так, в одной из самых ранних книг, посвященных чудотворным иконам в Польше и Великом княжестве Литовском Войцеха Кояловича среди перечисленных икон, находящихся в ВКЛ, в том числе и Вильно, нет упоминания об Остробрамской иконе. Нет сведений об иконе ни в первом издании 1659 года, ни во втором — 1672 года книги Вильгельма Гумппенберга «Atlas Marianus…» Среди названных в книге виленских икон есть икона в костёле Святого Михаила, две иконы в костёле Святого Яна (Иоанна) и икона в униатской церкви Св. Троицы. Русский исследователь-искусствовед Никодим Кондаков в своих книгах, посвященных иконографии Богоматери, также не упоминает об Остробрамской иконе Богородицы.

Польский исследователь Мечислав Скрудлик поддержал гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 году в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костёла Тела Христова, написанной Поренбским.

В 1920-е годы получило распространение мнение, что изображение Остробрамской Девы Марии имеет сходство с королевой Речи Посполитой Барбарой Радзивилл (1520—1551).

Ряд исследователей, в том числе Юозас Юргинис, склонны считать, что икона была написана в Вильно неизвестным итальянским художником XVI века.

Ирина Языкова отмечает еще одну важную вещь. Икона, перед которой молился в своей келье преподобный Серафим Саровский, является не образом типа «Умиление» (Элеуса — это наиболее нежное и трогательное изображение Матери Божией и Младенца Иисуса, на котором обычно Матерь прижимается к Сыну, а Он Её ручкой обнимает за шею), а иконой Остробрамской Божьей Матери.

В 1990 году в Варшаве была издана монография известной польской исследовательницы Марии Каламайской-Саид «Острая Брама в Вильно», в которой автор на основании письменных и печатных источников, иконографическом анализе выдвинула новую гипотезу, суть которой заключалось в том, что Остробрамская и Краковская иконы Девы Марии имели один первообраз, принадлежащий нидерландскому художнику Мартину де Вос. Рисунок Воса имел две графические — братьев Иеронима и Антония Верикс и Томаса де Лю. Автор сделала предположение, что художник, написавший икону Остробрамской Богоматери, пользовался гравюрой Томас де Лю. По стилевым характеристикам икона могла быть написана в 1620—1630 годах в Вильне. Каламайская-Саид считает образ Остробрамской Богоматери изображением Непорочной Девы Марии (Immaculaty), введенным в западноевропейское искусство во второй половине XVI в.

Значение иконы Остробрамская

Остробрамская икона Божией Матери — чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше.

По преданию, чудесным образом явилась 27 апреля 1431 г. на «острых воротах» крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище «Остробрамская» («брам» — «ворота»). В 1829 г. при реставрации на иконе была выявлена славянская надпись — хвалебная песнь Богородице. Эта исключительно красивая и богато украшенная икона.

Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.

Историк Теодор Нарбутт в свойственной ему мистифицирующей манере (с ссылкой на никому, кроме его самого, неизвестную рукопись некоего Даниила Лодзяты) выдвинул версию (1839), согласно которой икона была привезена великим князем литовским Ольгердом из Крыма. Это дало повод русским историкам и церковным писателям развивать гипотезу о православном происхождении иконы, якобы вывезенной из церкви в Корсуни.

Авторство иногда приписывают краковскому художнику Луке; упоминания Луки в преданиях об иконе породило версию о причастности к иконе евангелиста Луки. По одной из версий о происхождении иконы, она изображает на самом деле знаменитую красавицу XVI века Варвару Радзивилл, возлюбленную Сигизмунда Августа. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 перед его коронацией. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, итальянским художником.

Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем; открыты только склоненный набок лик и скрещенные руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотум 1849. На голове две короны: барочная корона Королевы Небес, рокайльная корона Королевы Польши.

Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарем Остробрамской Божией Матери) был осуществлен 2 июля 1927 митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождем. После коронации в 1928 образ был помещен в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

Остробрамская Матерь Божия и Остра брама воспеты в стихах Адамом Мицкевичем, Юлиушом Словацким, Владиславом Сырокомлей и другими польскими, белорусскими, литовскими поэтами. Остробрамская часовня изображена на картине М. В. Добужинского, хранящейся в Тамбовской областной картинной галерее, и открытке того же художника «Остробрамская часовня», выпущенной Обществом Святой Евгении.

В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение. Празднование — 26 декабря (8 января) и 14 (27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.

Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская»

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти.

Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

Сборник ответов на ваши вопросы

Трудно встретить православного человека, который не знает, как выглядит Остробрамская икона Божьей Матери, от чего защищает она и как правильно с ней обращаться. Она является одной из самых известных святынь в католическом мире. По сей день существует несколько версий её возникновения.

Несколько исторических фактов

В соответствии с переводом с латинского языка, Остробрамская икона приобретает значение входных ворот. Именно поэтому впервые местом её расположением стала крепостная ограда в городе Вильны. В одном источнике указано, что датой её основания принято считать 27 апреля 1431 года. Православные люди характеризуют её самыми лучшими прилагательными: роскошная, красивая и сияющая. Привезена была она из крымского города. В церковь святыню передала вторая супруга князя Ольгерда.

В 1671 году она была перемещена в деревянную часовню, выстроенную вблизи ворот. В военные годы её охраняло несколько шведских солдат. Существует несколько легенд о святыне.

  • В 1702 году икона спасла жизнь маленькому ребенку;
  • Один раз за все время она упала и нанесла серьезный вред солдатам;
  • В 1706 и 1714 году горела часовня, сама икона, находящая в ней, совершенно не пострадала от огня;
  • В 1795 году каждый человек военного чина должен был пройти под этой иконой;
  • Уже несколько веков подряд к этой иконе подходят православные люди для того, чтобы исповедоваться.

В 1830 году для святыни была выстроена новая часовня. Икона также подвергалась реконструкции, которую совершил живописец К. Русецки. Невозможно не заметить и тот факт, что именно под ней в 1927 году осуществлялась коронация Девы Марии.

Значение Остробрамской иконы Божьей Матери

Православные люди утверждают, что Остробрамская икона имеет огромное значение в христианском мире.

  • Основное её предназначение – это защита от темных сил. Во время воин и схваток, толпы народа подходили к ней для того, чтобы попросить о мире;
  • Ходит слух о том, что она может защитить от дурного сглаза, сплетен и зависти, не удивительно, что зачастую её размещают на рабочем месте;
  • Также она может помочь избавиться человеку от уже существующего проклятия или снизить его действующую силу;
  • Люди, состоящие в отношениях, также стремятся подойти к этой иконе для того, чтобы в их взаимоотношениях появилась гармония;
  • Ставят её в домах для того, чтобы в них присутствовала спокойная атмосфера;
  • В некоторых оздоровительных центрах можно увидеть эту святыню. Основная цель её присутствия – избавление от депрессии, восстановление организма и психологическое успокоение;
  • Дарят её и супругам, в качестве символа верности;
  • Икона также может принести удачу во многих начинаниях.

Исходя из того, что она имеет огромное значение в православном мире, не трудно догадаться, что встречается изображение святыни практически везде: в храмах, на работе, дома, больнице, садике, учебных заведениях и даже на предприятиях.

Как выглядит икона?

По сей день, святыня находится над Остробрамскими воротами города Вильнос. Для литовских верующих она имеет огромное значение. Можно заметить, что ежедневно к ней подходят тысячи народу для того, чтобы помолиться о помощи для себя и своих близких. Со всего мира люди приезжают лишь для одной цели – приклониться перед ней.

Особенно много верующих можно увидеть у Остробрамских ворот в православные праздники. Праздник почтения католикам отмечается 27 апреля, а 26 декабря считается днем Остробрамского образа.

Как правильно молиться?

Лучше всего молиться в самой часовне. Если такой возможности нет, то можно сделать это и дома. Не рекомендуется перед молитвой принимать пищу несколько часов, лгать и грешить. Все помыслы должны быть чистыми, обращаться к иконе нужно искренне. Женщинам рекомендуется прикрывать голову легкой материей, похожей на шелковый платок. Не рекомендуется также надевать открытую одежду.

Конечно же, совершая дома молитву, можно не переодеваться. Желательно, предварительно умыться святой водой. Перед иконой нужно зажечь лампадку от свечи. В комнате должна присутствовать полная тишина. Во время молитвы рекомендуется освободить голову от плохих умыслов. Сама молитва представляет собой искреннюю просьбу о помощи. После неё обязательно нужно сказать «Аминь», покреститься и поклониться.

Где лучше поставить икону дома?

В каждом доме должна присутствовать Остробрамская икона Божьей Матери. От чего защищает? В первую очередь от врагов. Поэтому, рекомендуется, чтобы она занимала положение в правом, противоположном к входной двери углу. Рядом с ней не должно быть других предметов. Следует наблюдать, чтобы святыня всегда находилась в чистоте

Больше уделяйте внимание внешнему виду, чаще вытирайте с нее пыль

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий