Методика басса-дарки для диагностики агрессивности: описание

Интерпретация

Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Все пункты интерпретируются в прямых значениях:

Не согласен 1 балл
Скорее не согласен 2 балла
Не могу определиться 3 балла
Скорее согласен 4 балла
Согласен 5 баллов

Подсчёт сырых баллов

Шкала Прямые утверждения
Физическая агрессия 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Гнев 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Враждебность 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

Нормативные значения

Шкала Мужчины Женщины
M σ M σ
Физическая агрессия 26.49 6.22 21.53 6.49
Гнев 20.29 5.67 22.62 5.66
Враждебность 22.08 5.21 22.81 5.66
Общий показатель 68.85 13.15 66.97 13.44

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального.
Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности. Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности.
Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом.
Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05. Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины. Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Применение методики Басса-Дарки

В зарубежных исследованиях этот опросник получил широкое распространение. Они подтвердили его высокую надежность и валидность. И в отечественных работах применяется опросник Басса-Дарки. Методика эта была использована, в частности, С.Н. Ениколоповым в 1989 году. Однако на отечественных выборках данные о ее стандартизации не указываются.

Ученые отмечают, что методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности в ситуации экспертизы не защищена от определенных мотивационных искажений. Ответ может зависеть, например, от установки самого человека, от социальной желательности. Кроме того, достоверность полученных результатов зависит также от степени доверительности в отношениях психолога и испытуемого, если используется методика Басса-Дарки для диагностики агрессивности. Поэтому полученные результаты требуют проверки на надежность путем ретеста или иных способов. Использование этого опросника в работе с учениками школ (с 6-го класса и выше) и с учителями оказалось довольно диагностичным, а также конструктивным для дальнейшей коррекционной работы. В настоящее время широко используется методика Басса-Дарки. Цель ее применения мы рассмотрели, теперь необходимо определиться с основными положениями.

Что такое агрессия, ее виды

В общих чертах агрессия представляет собой деструктивное поведение, сопровождающееся стремлением нанести психологический или физический вред объекту агрессии, в качестве которого может выступать человек или предмет. Часто она идет вразрез не только с общепринятыми нормами поведения, но и с государственными законами.

Агрессию может спровоцировать бесчисленное количество факторов, наиболее вероятными из которых являются стресс, психологический дискомфорт, физические насилие и невозможность получить желаемое. Подобное поведение бывает направлено на достижение эгоистических целей, связанных с потребностью в самоутверждении или демонстрации силы.

Психологи выделяют несколько видов агрессии:

  1. Физическую
  2. Вербальную
  3. Прямую
  4. Косвенную
  5. Ненаправленную
  6. Инструментальную
  7. Альтруистическую
  8. Аутоагрессию

Физическая агрессия проявляется в нанесении физического ущерба кому-либо, вербальная — в разного рода угрозах, криках и ссорах.

Прямая агрессия открыто направлена против конкретного лица или предмета, в то время как косвенная выражается в сплетнях, злобных подколах и оскорбительных шутках, которые агрессор отпускает за спиной у объекта-раздражителя.

Агрессия считается ненаправленной, если она возникает не вследствие межличностного конфликта, а, например, в условиях большого скопления враждебно настроенных людей. В таких случаях она обнаруживается в выкриках из толпы, топанье и тому подобных проявлениях.

Инструментальная агрессия является орудием в достижении какой-либо цели, а альтруистическая, наоборот, может быть способом борьбы с чьей-то враждебностью.

Аутоагрессия, вероятно, самая опасная из всех видов агрессии. Она тождественна самобичеванию и очень часто выливается в нанесение человеком себе телесных повреждений, а в крайне тяжелых случаях заканчивается самоубийством.

Типы реакций в тесте

Методика агрессивности Басса-Дарки позволяет оценить 8 типов различных реакций.

  1. Раздражительность – это готовность человека проявить негативные переживания уже при небольшом уровне психоэмоционального возбуждения (вспыльчивость).
  2. Негативизм – манера общения, при которой индивид занимает оппозиционную сторону.
  3. Обида – злость на окружающих за их реальные либо воображаемые действия.
  4. Подозрительность. Варьируется от недоверия к окружающим людям, стремления держаться подальше от социума и до стойкого убеждения в том, что люди постоянно приносят вред и совершают плохие поступки.
  5. Проявления физической агрессии. Одна из важнейших шкал в исследовании по методике Басса-Дарки.
  6. Косвенная – реакция, которая направлена на посторонних лиц или же ни на кого из окружения.
  7. Вербальная (речевая) агрессия. Выражается как посредством звуков (визг или крики), так и при помощи словесных ответов.
  8. Чувство вины. Это убеждение человека в том, что он по своей сути является плохим, а его поступки злы. Такая установка субъективно ощущается как угрызения совести.

Методика Басса-Дарки – интерпретация

Суммируя полученные в результате исследования ответы, психолог определяет уровень различных типов проявлений агрессивности.

Физическая агрессия Ответ «да» на вопросы: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68
Ответ «нет» на вопросы: 9, 17, 41
Косвенная агрессия Ответ «да» на вопросы: 2, 18, 34, 42, 56, 63
Ответ «нет» на вопросы: 10, 26, 49
Раздражение Ответ «да» на вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72
Ответ «нет» на вопросы: 11, 35, 69
Негативизм Ответ «да» на вопросы: 4, 12, 20, 23, 36
Ответ «нет» на вопросы: отсутствуют
Склонность к обидам Ответ «да» на вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58
Ответ «нет» на вопросы: 44
Настороженность Ответ «да» на вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
Ответ «нет» на вопросы: 65, 70
Вербальная (словесная) агрессия Ответ «да» на вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
Ответ «нет» на вопросы: 39, 66, 74, 75
Вина: Ответ «да» на вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Так что при желании можно не откладывать дело в долгий ящик и попробовать пройти тест самостоятельно прямо здесь и сейчас.

Принципы опросника

Составляя опросник, ученые опирались на следующие принципы:

  1. Один вопрос имеет отношение только к одной части агрессивного поведения.
  2. Вопросы составляются так, чтобы как можно больше ослабить влияние на ответ испытуемого возможного одобрения или неодобрения общества.

Последнее в методике агрессии Басса-Дарки достигается при помощи следующих способов. Во-первых, в каждом из ответов уже имеется предположение о том, что неодобряемое социумом состояние (к примеру, негодование или злость) уже наступило, и испытуемый должен дать ответ только относительно способов его выражения. Таким образом, индивиду не нужно оценивать причины этого состояния и только лишь описывать его.

Практическая значимость

Результаты проведенного психометрического анализа подтверждают пригодность адаптированной русскоязычной версии опросника BPAQ для диагностики склонности к физической агрессии, враждебности и гневу. Выделенная трехфакторная структура адаптированной версии соответствует теоретическим положениям о трех компонентах агрессии в концепции Басса и Перри: инструментальный компонент агрессии — «физическая агрессия»; аффективный компонент, включающий в себя физиологическое возбуждение и подготовку к агрессии, — «гнев»; когнитивный компонент, основанный на переживании чувства несправедливости и ущемленности, неудовлетворенности желаний — «враждебность». Важным результатом исследования опросника является обнаруженная связь между самоотчетом о склонности к агрессии и реальным агрессивно-насильственным поведением.

Что такое агрессия

Агрессия представляет собой такой тип поведения, который имеет целью причинение вреда кому-либо. Обычно она является ответной реакцией на неприятные условия, созданные другими лицами, на фрустрирующие условия, которые не позволяют человеку добиться желаемого. Агрессивное поведение делится на два типа: прямое, когда человек открыто выражает свою враждебность; а также косвенная, когда раздражение скрывается под ехидными насмешками, иронией, неприязненным отношением.

При этом необходимо отличать агрессию (конкретные действия, направленные против других людей) от агрессивности (свойства личности, проявляющегося в готовности демонстрировать враждебное поведение). Считается, что человек с рождения не обладает этой чертой. Исследователи утверждают, что агрессивность приобретается в течение онтогенеза и является особой формой поведения, во многом имеющей связь с социальным научением.

Откуда берут свое начало истоки агрессии?

Чтобы еще лучше понимать механизм функционирования агрессии, как отдельного чувства или состояния, разберем главные ее истоки:

Агрессия-инстинкт.
Многие психологи твердо убеждены в том, что природа агрессии неразрывно связана с инстинктом выживания. Другими словами, враждебность играет роль защитного механизма, такого себе спасательного круга, благодаря которому мы можем сохранить сами себя целыми и невредимыми.
Агрессия, согласно этой теории, постоянно накапливается в организме человека. В подходящий (или не совсем) момент она прорывается наружу, освобождая место для новой вражды. К этому не стоит относиться с опаской, ведь речь идет о естественных психологических реакциях.

Агрессия-ограниченность.
Вторым истоком агрессивного поведения является невозможность реализации собственных потребностей. Это тоже является вполне естественной человеческой реакцией

Н здесь стоит отметить один нюанс: исключительно важно, чтобы человек был в состоянии контролировать свои агрессивные порывы, вызванные нереализованным желанием. В противном случае, мы начинаем вступать в конфликты, ссоры, устраиваем громкие скандалы и даже драки

В этом случае агрессия является неэффективным чувством, которое разрушает личность.

Агрессия-подражание.
С раннего детства мы наблюдаем за манерой поведения наших родителей и близкого окружение. Если мама постоянно обижается на папу, то в будущем мы тоже ведем себя именно так. Это логично. Повезло тем, чьи родители показывали пример взрослого, милосердного и «здорового» поведения.
В этом случае копирование произведет благоприятный эффект. Но если вы с детства наблюдаете, как отец кричит на мать, соседей и вообще ведет себя весьма агрессивно, не сомневайтесь: повзрослев, вы начнете повторять эту модель поведения. Только в этом случае она будет деструктивной.

Текст методики диагностики агрессвиности А.Басса и А.Дарки

Инструкция : поставьте

«+» около тех положений, с которыми вы согласны,

«-» – около тех, с которыми вы не согласны.

ВОПРОС

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.

Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполняю просьбу.

Я не всегда получаю то, что мне положено.

Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.

Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительное угрызение совести.

Мне кажется, что я не способен ударить человека.

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

Я часто бываю не согласен с людьми.

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу.

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.

Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

Меня немного огорчает моя судьба.

Я думаю, что многие люди не любят меня.

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

Я не способен на грубые шутки.

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

Довольно многие люди завидуют мне.

Я требую, чтобы люди уважали мои права.

Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.

Люди, которые постоянно изводят вас, заслуживают, чтобы их щелкнули по носу.

От злости я иногда бываю мрачен.

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39

Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным выражениям».

40

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43

Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44

Нет людей, которых бы я по настоящему ненавидел.

45

Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

46

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

47

Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49

С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50

Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52

Я всегда думаю о том, какие тайные причины  заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54

Неудачи огорчают меня.

55

Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56

Я не могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал её.

57

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в  это не верю.

60

Я ругаюсь только со злости.

61

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62

Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю её.

63

Иногда я выражаю свой гнев в том, что стучу по столу кулаком.

64

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65

У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66

Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67

Я часто думаю, что жил неправильно.

68

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69

Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71

Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72

В последнее время я стал занудой.

73

В споре я часто повышаю голос.

74

Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75

Я лучше соглашусь с чем либо, чем стану спорить.

Теоретические основы

Различные авторы в своих исследованиях, монографиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Распространенные причины агрессивного поведения

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>

Любая агрессия имеет под собой ряд мотивов

А теперь давайте разберемся в основных мотивах агрессии.

Причина
Значение
1. Принуждение к какому-то действию В ситуациях, когда человек ощущает над собой моральное или физическое давление, он будет испытывать агрессию. В большинстве случаев она сочетается с другими эмоциями, вроде страха, обиды, презрения.
2. Жажда власти Люди, которые обладают лидерскими качествами, далеко не сразу становятся авторитетами. Нередко путь к «Олимпу» полон неприятных сюрпризов и требует огромных усилий. Поэтому особо смышленые выбирают применить инструмент агрессии. Такой прием сразу демонстрирует всем вокруг, кто здесь главный. Только вот эффективен он далеко не всегда.
3. Стремление произвести особое впечатление на окружающих Когда человек хочет влиться в определенный круг общения, он нередко использует агрессию, как средство для привлечения внимания. Кому-то агрессивный товарищ покажется ужасно привлекательным, кого-то он отпугнет. Но главная цель – привлечение внимания к собственной персоне – достигнута.
4. Желание нанести ущерб Иногда раздражение по отношению к другим людям настолько велико, что агрессивное поведение кажется единственным способом воздействия на человека. В таких ситуациях нам жизненно необходимо нанести тому неприятному человеку какой угодно ущерб: будь-то материальный или хотя бы моральный.
5. Накал эмоций Наверняка все мы не раз находились в таком эмоциональном состоянии, когда агрессия становится необходимым средством выражения эмоций. Кстати, психологи считают, что это очень даже эффективный метод снять напряжение и в конце концов расслабиться.
6. Самооборона Согласитесь, современный устой жизни вынуждает нас держать ухо в остро, быть всегда наготове защищаться. В этом случае агрессия выступает прекрасным средством самообороны. Ведь к опасному человеку вряд ли кто-то захочет придраться.

Стимульный материал

Инструкция к опроснику А. Басса и А. Дарки

Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» — если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.

Вопросы методики

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  1. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  2. Не всегда получаю то, что мне положено.
  3. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  4. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  5. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  6. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  7. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  8. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  9. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  10. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  11. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  12. Часто бываю не согласен с людьми.
  13. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  14. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  15. В раздражении хлопаю дверьми.
  16. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  17. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  18. Меня немного огорчает моя судьба.
  19. Думаю, что многие люди не любят меня.
  20. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  21. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  22. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  23. Я не способен на грубые шутки.
  24. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  25. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  26. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  27. Довольно многие завидуют мне.
  28. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  29. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  30. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  31. От злости иногда бываю мрачным.
  32. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  33. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  34. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  35. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  36. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  37. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  38. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  39. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  40. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  41. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  42. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  43. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  44. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  45. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  46. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  47. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  48. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  49. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  50. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  51. Неудачи огорчают меня.
  52. Дерусь не реже и не чаще других.
  53. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  54. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  55. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  56. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  57. Ругаюсь только от злости.
  58. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  59. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  60. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  61. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  62. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  63. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  64. Часто думаю, что живу неправильно.
  65. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  66. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  67. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  68. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  69. В последнее время я стал занудой.
  70. В споре часто повышаю голос.
  71. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  72. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Чем вредна агрессия

Тот факт, что агрессия крайне вредна, не вызывает сомнений. Деструктивное поведение приводит не только к конфликтам в семье и на работе, но также к дракам и непреднамеренным убийствам. Кроме того, под влиянием эмоций люди часто идут на неоправданный риск. Особенно ярко это иллюстрируют аварийные ситуации на дорогах. Автомобилисты торопятся, не хотят терять время и совершают опрометчивые поступки, которые могут стоить кому-то жизни.

Агрессия опасна еще и потому, что ей очень легко заразиться. Дорожный затор, рок-концерт, футбольный матч или другое событие, в котором участвует большое количество людей, часто заканчиваются катастрофой. Толпа пробуждает в человеке самые низменные инстинкты, поэтому любое проявление агрессии поддерживается окружающими. Психологи доказали, что человек ведет себя в несколько раз агрессивней, если рядом с ним находятся зрители, готовые разделить его враждебность и раздражение.

Не меньший урон наносит агрессия и физическому здоровью. Кроме разного рода травм, полученных в результате драк и несчастных случаев, агрессивные люди предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям. К этому перечню стоит добавить и всевозможную психосоматику, причиной которой является стресс. Агрессия провоцирует возникновение таких неприятных симптомов, как мигрень, хроническая бессонница и усталость.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий