Тест уровень сплоченности коллектива

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность – параметр демонстрирующий уровень интегрированности группы или коллектива людей.

Коэффициент групповой сплоченности в социометрии можно выявить, если провести большой объем работ по подсчёту данных в социометрической матрице, и затем выделить показатели групповой сплоченности и разобщенности.

Но если вы думаете, что просчитать индекс групповой сплоченности возможно только с помощью сложных и длительных в обработке и интерпретации методик, то вы ошибаетесь. Намного проще сделать это при помощи методики состоящей всего из 5 вопросов, которую мы рассмотрим и научимся использовать далее.

Групповая сплоченность Сишора

В начале прошлого века в психологии начали активно разрабатываться методы позволяющие выявлять внутриколлективный климат, скрытые разногласия и т.д. для их устранения в дальнейшем. Было выявлено, что на способность каждого человека вливаться в коллектив влияют несколько групп факторов:

  • факторы среды;
  • личностные факторы;
  • факторы команды;
  • факторы руководства.

Определение групповой сплоченности Сишора играет огромную роль в уже сформировавшихся коллективах, которые на протяжении длительного времени не могут наладить межличностные отношения.

Данная методика не только позволяет в ещё большей степени сплотить коллектив с помощью выявления в нем «не прижившихся» его членов, но и как результат повысить эффективности его работы и общий уровень прибыльности предприятия.

Диагностика групповой сплоченности

Итак, перед вами 5 вопросов, на каждый из которых есть несколько вариантов ответа. Выберете для вас наиболее подходящий. Не стоит забывать, что в ходе опроса баллы ставить не нужно.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

  • чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
  • участвую в большинстве видов деятельности (4).
  • участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
  • не чувствую, что являюсь членом группы (2).
  • Живу и существую отдельно от нее (1).
  • не знаю, затрудняюсь ответить (1).

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

  • да, очень хотел бы перейти (1).
  • скорее перешел бы, чем остался (2).
  • не вижу никакой разницы (3).
  • скорее всего остался бы в своей группе (4).
  • очень хотел бы остаться в своей группе (5).
  • не знаю, трудно сказать (1).

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

  • лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • хуже, чем в большинстве классов (1).
  • не знаю, трудно сказать (1).

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

  • лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  • не знаю. (1)

5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

  • лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  • не знаю (1).

Далее, для определения уровня групповой сплоченности Сишора, необходимо подсчитать полученные балы. Если вы все сделали правильно, то результат должен колебаться в пределах нижеуказанных норм.

Уровни групповой сплоченности:

  • 15,1 баллов и выше – высокая;
  • 11,6 – 15 балла – выше средней;
  • 7- 11,5 – средняя;
  • 4 – 6,9 – ниже средней;
  • 4 и ниже – низкая.

Данный тест будет для вас очень информативным, если вы руководитель какого-либо коллектива. Вы узнаете, кто привык действовать лишь себе во благо, а кто прилагает максимум усилий для успешной деятельности всей группы в целом.

Психология является уникальной наукой. С помощью простых и порой необычных способов она позволяет человеку узнать о себе новую информацию. Яркий тому пример — тест юмористических фраз. Казалось бы, как с помощью шуток узнать о своих мотивах? Оказывается это вполне реально. Что для этого нужно — расскажем далее. Методика Дембо-Рубинштейн Человеку всегда было трудно справиться с такой задачей как взгляд на себя со стороны. Мы далеко не всегда отдаем отчет своим действиям и можем оценить себя адекватно. Облегчить этот вопрос призвана методика самооценки Дембо-Рубинштейн.
Многим руководителям наверняка знакома ситуация когда недавно принятый на работу сотрудник оказывается вовсе не таким как казался на собеседовании. Чтобы обезопасить себя и на 80 процентов угадать, чего ждать от незнакомого человека многие стали использовать психогеометрический тест. И ни разу об этом не пожалели. В чем его эффективность и уникальность вы можете узнать далее. Вы знаете, какой у вас уровень агрессии и на что вы способны в гневе? Тест руки Вагнера способен дать ответ на эти вопросы. Пройти эту методику и узнать о себе нечто новое вы можете далее

Определение психологического климата группы

Психологический
климат на эмоциональном уровне отражает
сложившиеся в коллективе взаимоотношения,
характер делового сотрудничества,
отношение к значимым явлениям жизни.
Складывается же психологический климат
за счет «психологической атмосферы»
— также группового эмоционального
состояния, которая, однако, имеет место
в относительно небольшие отрезки времени
и которая в свою очередь создается
ситуативными эмоциональными состояниями
коллектива.

Для общей оценки
некоторых основных проявлений
психологического климата коллектива
можно воспользоваться картой-схемой
Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне
листа описаны те качества коллектива,
которые характеризуют благоприятный
психологический климат, в правой —
качества коллектива с явно неблагоприятным
климатом. Степень выраженности тех или
иных качеств можно определить с помощью
семибалльной шкалы, помещенной в центре
листа (от +3 до -3).

Используя схему,
следует прочесть сначала предложение
слева, затем справа и после этого знаком
«+» отметить в средней части листа
ту оценку, которая наиболее соответствует
истине.

Надо иметь в виду,
что оценки означают:

+3 — свойство,
указанное слева, проявляется в данном
коллективе всегда;

+2 — свойство
проявляется в большинстве случаев;

+1 — свойство
проявляется достаточно часто;

О — ни это, ни
противоположное (указанное справа)
свойства не проявляются достаточно
ясно, или то и другое проявляются в
одинаковой степени;

-1 -достаточно
часто проявляется противоположное
свойство (указанное справа);

— 2 — свойство
проявляется в большинстве случаев;

— 3 — свойство
проявляется всегда.

Чтобы представить
общую картину психологического климата
коллектива, надо сложить все положительные
и отрицательные баллы. Полученный
результат может служить условной
характеристикой психологического
климата большей или меньшей степени
благоприятности.

Однако возможна
и более простая оценка — через периодический
замер эмоциональных состояний с помощью
созданной тем же Л.Н. Лутошкиным методики
цветописи, в которой учащимся предлагают
выбрать, с каким цветом у них ассоциируется
пребывание в данном коллективе,
ситуативное настроение и т.п. (и т.п. —
потому, что возможности так называемых
«цветовых тестов» очень велики, но
их здесь невозможно раскрыть). При этом
используются следующие цвета: красный
— восторженное настроение; оранжевый —
радостное; желтый — светлое, приятное;
зеленый — спокойное, уравновешенное;
фиолетовый — тревожное, напряженное;
черный — уныние, полное разочарование,
упадок сил.

4.1.4. Изучение сплоченности группы

Назначение —
определить степень и характер
ценностно-ориентационного

единства (ЦОЕ)
изучаемого коллектива.

Инструкция.
Каждый исследуемый выбирает из
предложенного списка 5 наиболее

важных
с его точки зрения качеств личности,
необходимых для успешного

выполнения
совместной учебной деятельности.

Опросник

1.Дисциплинированность
19. Требовательность к

себе

2. Эрудированность
20. Критичность

3. Сознание
общественного долга 21. Духовное
богатство

4. Сообразительность
22. Умение объяснять

задачу

5. Начитанность
23. Честность

6. Трудолюбие
24.

Инициативность

7. Идейная убежденность
25. Внимательность

8. Умение контролировать
работу 26. Чувство ответственности

9. Моральная
воспитанность 27.
Принципиальность

10.Самокритичность
28. Самостоятельность

11.Отзывчивость
29. Общительность

12.Общественная
активность 30. Рассудительность

13. Умение работать
с книгой 31. Скромность

14. Любознательность
32. Осведомленность

15. Умение планировать
работу 33. Справедливость

16. Целеустремленность
34. Оригинальность

17. Коллективизм
35. Уверенность в

себе

18.Прилежание

Обработка
данных

Полученные
результаты (по каждому учащемуся)
сводятся в таблицу результатов

эксперимента.

Таблица результатов
эксперимента

№ Ф.И.О. Качества
личности

14 6 1112 13 18 20 24 25 26 29
30 1. Иванов + + + + + 2. Сидоров + + +

+ 3. Скачков +
+ + + + 4. Скляров + + + + + 5. Уланов +

+ + + + 6. Трощенко
+ ++ + + * +7. Трошин + + + + + 8.

Стулов + + + +
9. Cтapчук + + + + + 10 Уманский + + + + +

Сумма выборов
9 19 7 2 1 4 2 6 1 5 1 2

Вычисляется
коэффициент С, характеризующий степень
ценностно-ориентационного

единства учащихся.

С = 1,4 п — N / 6 N, где
N — число участников эксперимента; п —
сумма выборов,

приходящихся на
пять качеств личности, получивших
максимальное число выборов
.

Если С > 0,5 (т. е.
равен или больше 0,5), то исследованная
группа достигла

уровня коллективизма.

Если С находится
в пределах от 0,3 до 0,5, то класс, группа
расцениваются

как промежуточные
по уровню развития.

Если С < 0,3, то
данная группа недостаточно развита как
коллектив.

Для нашего
примера:

С = 1,4-36-10/6хЮ = 0,67

Вывод: Эта группа
учащихся достигла уровня коллектива.
И так как в ней

наиболее ценными
качествами личности служат:
дисциплинированность (1),

трудолюбие {6},
отзывчивость (11), инициативность (24),
чувство ответственности

(26), то можно
предположить, что учащиеся этой группы
успех в своей совместной

учебной деятельности
связывают именно с ними, т. е. с положительным
отношением

к учебе и характером
товарищеских отношений.

Ключ по 35
качествам личности

и их распределение
по сферам деятельности:

1.Отношение к учебе:
Дисциплинированность (1} Целеустремленность
(16)

Внимательность
(-25) -Прилежание (18) Трудолюбие (6)

2.Общий стиль
поведения и деятельности: Общественная
активность (12) Сознание

общественного
долга (3) Принципиальность (27)

Идейная убежденность
(7) Моральная воспитанность (9}

3.Качества,
характеризующие знания: Начитанность
(5) Осведомленность {32}

Любознательность
(14) Эрудированность (2)

Духовное богатство
(21)

4.Качества ума:
Оригинальность (34} Сообразительность
(4} Инициативность (24)

Рассудительность
(30) Практичность (20)

5.Качества,
характеризующие учебно-организационные
умения: Умение

контролировать
работу (8)

Умение работать
с книгой (15) Умение объяснить задачу
(22} Умение планировать

работу (13) Чувство
ответственности (26)

6. Отношение к
товарищам: Общительность (29) Честность
{23} Справедливость (33)

Самостоятельность
(28) Уверенность в себе (35) Требовательность
к себе (19)

7.Отношение к себе:
Самокритичность (10) Скромность (31)
Самостоятельность (28)

Уверенность в себе
(35) Требовательность к себе (19)

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

единое целоеИнструкция

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
    — Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
    — Участвую в большинстве видов деятельности (4)
    — Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
    — Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
    — Живу и существую отдельно от нее (1)
    — Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
  2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
    — Да, очень хотел бы перейти (1)
    — Скорее перешел бы, чем остался (2)
    — Не вижу никакой разницы (3)
    — Скорее всего остался бы в своей группе (4)
    — Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
    — Не знаю, трудно сказать (1)
  3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
    — Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    — Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    — Хуже, чем в большинстве классов (1)
    — Не знаю, трудно сказать (1)
  4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
    — Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    — Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    — Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    — Не знаю. (1)
  5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
    — Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    — Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    — Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    — Не знаю (1)

Обработка результатов и интерпретация

Уровни групповой сплоченности

 15,1 баллов и выше – высокая;

 11,6 – 15 балла – выше средней;

 7- 11,5 – средняя;

 4 – 6,9 – ниже средней;

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Издательство Института Психотерапии. 2005. — 490 с. (C. 179-180)

Cоциометрический тест (по Дж. Морено)

зависимости от ориентации критериипроцессе опроса исследователь должен

Возможны три основных способа выбора:

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О.

Курс (группа, класс, отдел)

Ответьте на вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)

б)

в)

Обработка данных и интерпретация результатов

Таблица 1 (критерий выбора: 1) Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия, имя, отчество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Александров Паша   1 2     3        
2 Иванов Сергей     1 2   3        
3 Петров Дима   2   3         1  
4 Сарченко Сергей   2 1             3
5 Алферова Ира             1 3 2  
6 Володина Галя   3         2   1  
7 Ладзина Наташа         1 2     3  
8 Ловшина Нина         1 3 2      
9 Покровская Алла         2 1 3      
10 Самойлова Таня           2 1 3    
Кол-во выборов (M) 4 3 2 3 6 5 2 4 1
Кол-во взаимных выборов 3 2 2 3 3 3 1 3

том числе и взаимных выборов

Где: С— показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;

К

показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется, в свою очередь, по формуле:

где n — число членов в изученной группе.

Таблица 2 Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Принятые»  
«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

Поделитесь с Вашими друзьями:

Организация обследования

Обследование можно
проводить как в групповой, так и в
индивидуальной форме. Для проведения
обследования необходимо подготовить
бланки методик (приложение 4), на которых
представлены 5 вопросов с несколькими
вариантами ответов на каждый. Обследуемый
должен выбрать один из предложенных
вариантов ответов.

Процедура
обследования

Работу начинают
с разбора инструкции. При ответах
обследуемых на предложенные утверждения
следует обеспечить самостоятельность
работы каждого участника обследования.

Обработка
результатов

Ответы на вопросы
оцениваются в баллах согласно приведенным
значениям в скобках. В ходе опроса баллы
указывать не нужно. Для определения
показателя групповой сплоченности
подсчитывается сумма баллов по всем
вопросам.

Ниже приведены
количественные значения ответов на
вопросы (ключ к обработке данных).

  1. Как Вы оценили бы
    свою принадлежность к группе?

  1. чувствую себя
    членом группы, частью коллектива (5);

  2. участвую в
    большинстве видов деятельности (4);

  3. участвую в одних
    видах деятельности и не участвую в
    других (3);

  4. не чувствую, что
    являюсь членом группы (2);

  5. живу и существую
    отдельно от нее (1);

  6. не знаю, затрудняюсь
    ответить (1).

  1. Перешли бы Вы
    заниматься в другую группу, если бы
    представилась такая возможность (без
    изменения прочих условий)?

  1. да, очень хотел
    бы перейти (1);

  2. скорее перешел
    бы, чем остался (2);

  3. не вижу никакой
    разницы (3);

  4. скорее всего,
    остался бы в своей группе (4);

  5. очень хотел бы
    остаться в своей группе (5);

  6. не знаю, трудно
    сказать (1).

  1. Каковы взаимоотношения
    между членами Вашей группы?

1) лучше, чем в
большинстве групп (3);

2) примерно такие
же, как в большинстве групп (2);

3) хуже, чем в
большинстве групп (1);

4) не знаю, трудно
сказать (1).

  1. Каковы взаимоотношения
    членов Вашей группы с руководством?

1) лучше, чем в
большинстве групп (3);

2) примерно такие
же, как в большинстве групп (2);

3) хуже, чем в
большинстве групп (1);

4) не знаю (1).

  1. Каково отношение
    в группе к учебе?

1) лучше, чем в
большинстве групп (3);

2) примерно такие
же, как в других группах (2);

3) хуже, чем в
большинстве групп (1);

4) не знаю (1).

Интерпретация
результатов

Полученный
показатель может колебаться от 19 до 5
баллов. Чем выше балл, тем выше
привлекательность группы для респондента,
и наоборот, чем ниже балл, тем менее
привлекательна группа.

Приложение 4

Бланк методики

Шифр группы
___________

Дата заполнения
__________________

Фамилия _____________
Имя _____________ Отчество
______________

Анализ результатов и выводы

В
исследовании приняли участие 14 учащихся
9-го класса в возрасте 15-16 лет МОУ
«Первомайская СОШ» Омского района
Омской области. Из них 7 мальчиков, 7
девочек.

В
Таблице 1, наглядно представлены
положительные/отрицательные выборы,
положительные/ отрицательные взаимовыборы
каждого испытуемого. Как видно из
таблицы, большинство подростков не
смогли сделать нужное количество
положительных и отрицательных выборов.

На
основании полученных данных, представленных
в Таблице 1, мы определили статусное
положение каждого подростка и распределили
всех подростков по условным статусным
категориям:

I
«предпочитаемые» («лидеры») – Анна А.
(5 выборов); Дмитрий А. (5 выборов);

II
«принятые» — Ксения К. (3 выбора); Ольга
Ф. (3 выбора);

III
«непринятые» — Наталья В. (2 выбора);
Александр Д. (1 выбор); Александр К. (2
выбора); Иван К. (2 выбора); Ксения Л. (1
выбор); Юлия Н. (2 выбора); Ольга Т. (2
выбора); Александр Т. (1 выбор); Кирилл Ц.
(1 выбор);

IV
«изолированные» — Юрий С. (0 выборов).

В
результате больше всего подростков
было отнесено к категории «непринятых»
(9 человек), 2 подростка оказались в
категории «принятых», 1 в категории
«изолированных» и 2 подростка к категории
«предпочитаемых».

В
зависимости от того, сколько детей
входит в 1 и 2-ю статусные группы, можно
определить уровень благополучия
межличностных отношений. Если большинство
детей класса оказывается в благоприятных
(1 и 2) статусных категориях, уровень
благополучия межличностных определяется
как высокий, при одинаковом соотношении
— как средний, при преобладании в классе
детей с неблагоприятным статусом — как
низкий, означающий неблагополучие
большинства детей в системе межличностных
отношений, их неудовлетворенность в
общении, признании сверстниками.

Полученный
результаты позволяют нам сделать вывод
о том, что в данном классе низкий уровень
благополучия межличностных отношений.

На
основе социоматрицы мы построили
социограмму. Социограмма — это графическое
изображение отношений респондентов
друг к другу при ответах на социометрические
критерии. Позволяет нагляднее выразить
и глубже проанализировать групповые
взаимосвязи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий