Нравственность человека

Список основных жизненных ценностей

Для того чтобы чувствовать себя полноценным человеком и жить полной жизнью, необходимо уметь видеть красоту окружающего мира. Кроме того, нелишним будет составить для себя список жизненных ценностей, которые будут являться неотъемлемой частью вашей жизни, а где-то даже – ее смыслом. Если есть, ради чего жить и к чему стремиться, жизнь не будет казаться скучным, унылым существованием. Курсы познания жизненных ценностей от М. С. Норбекова помогают упорядочить свои сильные и слабые стороны, научиться самостоятельно определять систему ценностей, выявлять свои цели и нереализованные мечты. Прохождение курса «Жизненные ценности» также поможет в переоценке ценностей, переосмыслении и изменении своего бытия.

Основные приоритеты человеческого самосознания

У каждого человека существует свои основные жизненные ценности, которые прочно входят в его повседневную жизнь. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Очень часто жизненные ценности человека, список которых образуется абсолютно неосознанно, меняются с возрастом, в связи с изменением приоритетов или обстоятельств. Многие могут даже не стремиться к какой-либо определенной цели или предпочтению, приобретая наклонности и привычки, согласно своему жизненному восприятию.

Кроме того, часть жизненных ценностей может определяться по типу стремления к противоположности: например, когда у очень богатого человека возникает желание ощутить прелести простой жизни, а одной из ценностей в жизни бедного будет извечное стремление наверх.

Стандартный список жизненных ценностей в психологическом плане

Психологами уже давно изучены все аспекты человеческого характера, стремления и цели. В основной список входят такие понятия:

  • Семейная жизнь (любовь, взаимопонимание, домашний уют, дети);
  • Профессиональная деятельность (работа, бизнес, статус);
  • Образование;
  • Духовная жизнь (внутреннее спокойствие, вера, духовный рост);
  • Политическая или общественная деятельность (общение, власть, карьера);
  • Материальное благосостояние;
  • Увлечения (дружба, саморазвитие, личностный рост);
  • Красота и здоровье.

Многие профессиональные психологи используют в работе различные материалы и учения, которые помогают определить жизненные ценности и разобраться в себе. Большой популярностью во многих странах пользуются курсы по системе М. С. Норбекова. Каждый желающий может записаться на курсы определения жизненных ценностей Норбекова. Материал на занятиях подается качественно и эффективно, но в то же время весьма прост для восприятия.

Это реальная возможность познать себя, открыть свой внутренний потенциал и выявить для себя основные жизненные ценности. За короткий период можно обрести уверенность в себе, определив жизненные приоритеты и поставив перед собой конкретные цели.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Вопросом о прививании жизненных ценностей, как правило, задаются молодые родители. Хочется вырастить своего родного человека «правильным» и счастливым.

Основополагающим фактором при выборе системы приоритетов, которую хочется отложить в голове ребенка, является собственное понимание родителями «правильных» ценностей.

Сформированные в детстве представления о важных вещах закрепятся в подсознании на всю оставшуюся жизнь и без серьезных потрясений останутся неизменными. Речь идет об общечеловеческих ценностях (семье, любви, стремлении к саморазвитию и образованию, карьерному росту, материальному обогащению).

Система ценностей растущего человека выстраивается на жизненном опыте. На том, в чем он ежедневно «варится»

Бесполезно говорить подрастающему поколению, что самое главное в жизни семья, когда отец пропадает на работе, а мать не вылезает из гаджетов, обделяя вниманием ребенка. Если хотите сформировать у своего малыша, как вам кажется «правильные» жизненные приоритеты, показывайте это на собственном примере

Жизненные ценности детей в руках родителей.

Нравственные ценности

Нравственные ценности – это смысложизненные установки, ориентиры (добро, честь, достоинство, справедливость и др.), образующие основу нравственного сознания.

Нравственное сознание представляет собой такую форму общественного сознания, в которой находят свое выражение нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Нормами поведения являются общепринятые, а не установленные законом, правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Теоретическим осмыслением нравственности занимаются этические учения.

Нравственные (духовные ценности) — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Моральные и эстетические ценности по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей:

    1. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «… нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться». Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеций, Гольбах и др.
    2. Аскетизм провозглашает идеалом жизни добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом «быть нагим и одиноким», а также в грубоуравнительных тенденциях «казарменного коммунизма»).
    3. Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

В XX в. бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи), «путь ненасилия» (М. Ганди), «ноосфера» (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.

Что ценят люди в наше время

Сейчас многие хотят знать и задумываются над вопросом, что ценят люди в наше время. Так как, не зная, что ценят люди, вы не сможете достаточно хорошо научиться общаться с ними, а так же найти общие интересы и хоть какие-то контакты.

Первое что вам нужно, что бы понять, что ценят люди в жизни, это представить мысленно то, что вы сами цените в других. Это вам невероятно поможет, так как ценность людей в основном практически одинакова, и вы сможете легко понять, что вы сами цените в людях, после чего поймете, что ценят люди.

Поэтому постарайтесь найти еще несколько способов. Старайтесь вести список того что ценят люди чаще всего, так вам будет проще и легче сориентироваться в будущем и вы все же найдете свой ответ на вопрос.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.


Внеклассные занятия должны быть разноплановыми

  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.


Посещение театра – одна из форм нравственного воспитания

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел

Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.

Видеобеседа: «Духовное и нравственное воспитание в семье: семейные ценности»Видеобеседа: «Духовное и нравственное воспитание в семье: семейные ценности»

Виды и уровни ценностей

Некоторые психологи разделяют ценности на 2 категории:

  • Социально-конструктивное.
  • Социально-деструктивное.

К первой категории относятся: семья, любовь, вера, родина.

Ко второй категории относятся: финансы, статус, комфорт, телесное удовольствие.

Первая категория обучает людей взаимопониманию, взаимоподдержке и сплачивает людей.

От второй категории люди саморазрушаются и воспринимают окружающих с позиции средств для достижения желаемого результата или рассматривают их как препятствие.

Упомяну, что отдельные ценности людей считаются относительными. Не каждый человек способен идти по головам окружающих ради собственного успеха. Другая категория людей, готова ради родных и близких пойти на грабеж, а то и на убийство. Каждая ценность должна оцениваться исключительно на системе ценностей индивида.

Данная классификация не является единственной. Если смотреть на ценности обобщенно, то их можно разделить по категориям на следующие виды:

  • Объект: материальный, духовный.
  • Содержание и предмет: социально-политический, экономический, моральный.
  • Субъект: общественный, классовый, групповой.
  • Цель: эгоистичная, альтруистичная.
  • Уровень обобщенности: конкретная, абстрактная.
  • Способ проявления: стойкий, ситуативный.
  • Роль в человеческой деятельности: терминальный, инструментальный.
  • Содержание деятельности: познавательная, предметно-преобразующая.
  • Принадлежность: личностный, групповой, коллективный, общественный, национальный, общечеловеческий.
  • Отношение к социуму: позитивное, негативное.

Таких классификаций огромное количество, но если разделять по широкому смыслу, то их всего 2 категории:

  • Материальные.
  • Моральные.

Формирование ценностей происходит на пути специально организованного воздействия, как в семье и школе, так и при случайных обстоятельствах, на улице, из новостей, от друзей.

Принципы морали

Принципы морали – это отправная точка, на основе которой строится вся этика, всё нравственное поведение человека (человечность, справедливость, доброта, толерантность и т. д.).

Существуют принципы морали в дополнение к определённым моральным нормам, таким как «не кради» или «будь милостив». Они особенны тем, что определяют более общие формулы, из которых могут быть получены все другие конкретные законы морали. Они представляют собой мировоззренческие установки, которые на основе морального опыта закрепляют нравственную роль человечества, так называемую добродетель. Высокие моральные принципы развиваются в результате семейного воспитания и в процессе обучения. Они вместе приводят к пониманию и восприятию таких черт характера, как гуманность, справедливость и рациональность.

Пути и средства воплощения любого из всех морально-нравственных принципов очень разные и зависят от персональных качеств личности, национальных и религиозных традиций, устоявшихся в социуме и конкретных жизненных ситуаций. Самыми обширными и широко используемыми являются 5 принципов: гуманизм, взаимоуважение, рационализм, отвага и честь.

️ Гуманизм – это один из главных принципов морали. Это положительных качеств, которые представляют собой сознательный, доброжелательный и самоотверженный подход к людям вокруг нас и ко всему живому в природе. Человек – это существо, наделённое духовностью и интеллектом, и в любой, даже самой сложной ситуации он обязан оставаться человеком в соответствии с высоким моральным уровнем своего развития. Гуманизм формируется из ежедневных бескорыстных поступков, поддержки близких, взаимопомощи и умения идти на компромисс в спорных ситуациях. Гуманизм – это акт доброй воли, который основывается на полном понимании, доверии и взаимоуважении.

️ Взаимоуважение – это почтительное и вежливое отношение к окружающему миру, как к волшебству или ценному дару. Такой закон предписывает с благодарностью относиться к людям и окружающему миру. Взаимоуважение ассоциируется с такими качествами почтительность, доброта, благодарность.

️ Рационализм – это действие, основанное на моральном опыте. Оно содержит такие принципы, как мудрость и логика. Рациональность, с одной стороны, – это действия рассудка, с рождения подаренное личности, а с другой стороны, – действия, соответствующие опыту и системе моральных ценностей.

️ Отвага и честь – это категории, которые означают способность личности побеждать трудные жизненные препятствия и страхи, не теряя чувства своего достоинства и почтения к другим. Они сильно связаны между собой и основываются на таком фундаменте, как ответственность, обязательность и настойчивость.

Принципы морали должны постоянно присутствовать в человеческом поведении для укрепления высокоморального духа.

Разобравшись с тем, какие бывают моральные принципы, можно перейти к изучению норм морали.

Этапы формирования нравственности

Как же формируются нравственные ценности каждого человека? Изначально, разумеется, они начинают оформляться в семье. Именно родственники говорят малышу, что – хорошо и правильно, а что – нельзя делать. Нравственные чувства дошкольников формируются согласно принятым моральным нормам в семье – а они могут быть разными в зависимости от социального статуса, страны проживания, исповедуемой религии и многих других аспектов. Дети в таком возрасте еще не подвергают сомнению сказанное взрослыми, ориентируются на поведение родителей и старших, поэтому определенный фундамент нравственности закладывается уже тогда.

Ребенок растет, идет в школу, начинает общаться с одноклассниками, с учителями. Приходит время, когда именно авторитет ровесников может определять поведение школьника. Как правило, случается это в подростковом возрасте, и в той или иной степени затрагивает любых, даже самых «правильных» и домашних ребят. Дело в том, что в таком переломном возрасте ребенок еще не в состоянии ориентироваться на внутреннюю свободу и собственные желания и понятия, ему важнее не отличаться от сверстников, а родители и учителя, как ему кажется, его свободу лишь ограничивают.

Влияние на формирование нравственных убеждений и правил поведения продолжается и во взрослом возрасте. Окружение в институте, на работе, и, наконец, нескончаемый поток информации с экранов телевизоров, из интернета – все это просто невозможно игнорировать.И это, несомненно, определяет рамки того, что человек считает дозволенным, а что – неподобающим. Люди среднего возраста и старше в большинстве своем считают свои нравственные установки незыблемыми, чего не скажешь о более молодых членах общества. Если наркомания, например, или жестокое обращение с детьми порицаются сейчас так же, как и десятки лет назад, то отношение к некоторым другим порокам стало более терпимым.

Что такое духовные ценности в жизни человека?

Ценность в целом – это субъективное относительное понятие, которое трудно объяснить, поскольку оно связано с контекстом.

Когда ценность определяется как польза, которую люди получают от определенных действий или практик, мы можем сказать, что духовные ценности – это просто духовные выгоды, которые вы получаете от конкретной деятельности. Однако это приводит к более сложной проблеме – определению духовности, которая также является субъективным понятием, связанным с используемым контекстом.

Как правило, ценности истины, праведности, мира, любви и ненасилия определяют как духовные ценности. Они также являются человеческими ценностями и фундаментальными корнями здоровой, энергичной и радостной жизни.

Большинство людей воспринимают человеческую природу как нечто отличное от духовной – они обычно видят ее ограниченной, несовершенной и так далее. Однако мы, прежде всего, духовные существа, и быть человеком – значит быть духовным.

Качества человека: список

Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

  • любовь к людям,
  • уважение к окружающим,
  • преданность (верность),
  • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой),
  • духовность (соединение нравственности и религиозности).

И моральный блок:

  • чувство долга,
  • ответственность,
  • честь,
  • совесть,
  • стремление к справедливости,
  • достоинство.

Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.

Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

Высокие нравственные качества , это те качества, которые находятся в &#171,положительном&#187, полюсе в данном обществе/культуре.

Но в некоторых случаях &#171,высокими&#187, нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.

Как определить свои базовые ценности в жизни?

Выявить свои базовые ценности можно самостоятельно с помощью упражнения
«7 шагов, чтобы обнаружить свои личные основные ценности».
Пройдите по шагам и определите ваши личные приоритеты.

Многие люди, когда поднимается тема ценностей, хотят выбрать какие-то значения из списка.
Ведь так проще, как им кажется.

На самом деле, ценности не выбираются, их в себе нужно обнаружить.
Наши приоритеты нужно выявить, раскрыть.

Когда вы просматриваете основные приоритеты из списка, то ваше сознание сразу же сделает оценку, какие из перечня ценности лучше, а какие хуже.
Если вы будете подстраиваться под своё сознание, то конечно выберете те значения, которые звучат «хорошо».
Но, это вовсе не означает, что это ваши персональные ценности.

Обязательно пройдите второй шаг упражнения.
Во время его прохождения вы поймёте, какие ваши истинные личные приоритеты, а какие вы «выбирали».

Разновидности ценностей

В психологии выделяют 3 вида базовых ценностей, среди которых индивид сам выбирает свой идеал:

  1. К материальным ценностям можно отнести объекты, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Для кого-то это может быть одежда и еда, другие же не могут представить свою жизнь без автомобилей и модных телефонов.
  2. Духовными ценностями являются традиции, понятия нравственности, принципы. Они подразумевают отношения, семью, уважение, доброту.
  3. К социальным ценностям относятся дружба, принадлежность к определенной социальной организации, политические взгляды, способности в области коммуникации.

Человек является частью социума. Даже если он очень замкнутый и любит лежать в одиночестве на диване и смотреть сериалы, а не находиться на шумных вечеринках, у него заложена функция существования в социуме. Именно поэтому социальные ценности являются жизненно важными.

Также существуют терминальные ценности, которые являются значимыми. Духовные и социальные ценности можно отнести именно к терминальным. К инструментальным установкам относятся инструменты для достижения целей.

Нравственность в современном обществе

Многие считают, что мораль и нравственность современного общества сейчас сильно упала. Впереди планеты всей идут материальные ценности, которые превращают людей в стадо. На самом деле, добиться высокого финансового положения можно и не потеряв нравственности, главное умение широко мыслить и не ограничиваться шаблонами. Многое зависит и от воспитания.

Современные дети практически не знают слова «нет». Получая все, что захочешь с самого раннего возраста, человек забывает про самостоятельность и теряет уважение к старшим, а это уже падение нравственности. Для того чтобы попытаться что-то изменить в мире, необходимо начать с самого себя и только тогда появится надежда на возрождение нравственности. Следуя добрым правилам и обучая им же своих детей, человек сможет постепенно изменить мир до неузнаваемости.

Воспитание нравственности

Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.

Как воспитать нравственностьКак воспитать нравственность

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей

Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда — интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Основные пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье

Ольга Заболотнова

Основные пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье

Основная задача данного раздела здесь заключается в том, чтобы определить пути воспитания духовно-нравственных ценностей в семье через детский сад.

В настоящее время в системе образования огромное внимание уделяется развитию основ духовности личности ребенка. Нет однозначного понимания о том, что такое духовно-нравственные ценности

В «Большом психологическом словаре»

читаем: «Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов». В «Толковом словаре русского языка» современная версия В. И. Даля дано определениедуховности как «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» . Согласно И. Ф. Харламову, нравственность – это составляющая часть комплексного подхода к воспитанию личности: «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» . А. Г. Адамова под «духовно-нравственными ценностями» понимаетосновополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, семьи и детского сада, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности маленьких воспитанников. .

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (2009)

встречаются понятиедуховно-нравственное воспитание и духовно-нравственное развитие личности. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России рассматривается как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские, мировое сообществ. Духовно – нравственное развитие личности — это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.Духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственный процесс развития личности взаимосвязанные понятия, которые ориентируют на становление духовно-нравственной культуры личности, в основе которой лежат традиционные духовные ценности, в том числе и народные ценности поколений.

Цель духовно-нравственного воспитания заключается в личности ребенка, его «погружение»

в нравственное и культурное пространство отечественной культурно-исторической идуховной традиции, формирования его сознания и самосознания. Под «духовно-нравственным воспитанием»

понимается процесс содействиядуховно-нравственному становлению человека,формированию у него: — нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма,

— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости,

— нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний,

— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой)

.

Чем отличается мораль от нравственности

Синонимом термина морали есть – нравственность. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь и различия этих понятий. Ряд учёных утверждают, что мораль и нравственность являются синонимами и означают одно и то же. Другие учёные находят отличие морали от нравственности.

Попробуем понять в чём отличие морали от нравственности. Для этого разобьём таблицу сравнения: мораль и нравственность-сходства и различия.

Мораль Нравственность
Нужно относиться к людям так, как хотелось, чтоб относились к вам. Человек учтиво общается с людьми и ожидает, что другие будут делать то же самое.
Необходимо уважать старших. Человек готов помочь старшему по возрасту, например: несёт сумку, помогает открыть дверь, готов уступить место в автобусе или трамвае.  
Не укради. Личность не позволяет взять чужое, перед тем как воспользоваться чужим предметом, спрашивает разрешения.

Рождение нравственных стандартов произошло задолго до начала наших дней. В те времена оно имело религиозную подоплёку и было сформулировано древними философами и адептами в форме вед и заповедей, которые были включены в разные Священные Писания – Коран, Библию Тору и другие святые писания различных конфессий. Впоследствии нравственные стандарты продолжали развиваться и меняться, но некоторые из них сохранились в первозданном виде и до сих пор влияют на развитие современного общества.

Нравственность и мораль – это понятия, схожие и в то же время отличающиеся друг от друга. Этика морали – это принципы поведения личностей, которым нужны добрые дела, не нарушающие справедливость, в то время как нравственность – это прямое воплощение этики, человеческих качеств, нацеленных на бережные отношения к чувствам других и природе в целом готовность помогать страждущим и нуждающимся, соответствие собственного поведения и моральных устоев современного общества.

В любом случае мораль и нравственность – это совокупность норм и принципов поведения личности по отношению ко всему окружающему миру, будь то другие люди, животные, растения, или другие формы жизни и даже неодушевлённые предметы.

 Видео: что такое мораль простыми словами

Мораль простыми словами / Мораль такова ...Мораль простыми словами / Мораль такова …

Мораль простыми словами / Мораль такова ...Мораль простыми словами / Мораль такова …
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий