Недеяние в даосизме это

Развитие идеи

Даосские школы стали оформляться в 1-2 веках н.э., с течением времени видоизменяясь, разделяясь или, наоборот, сливаясь с другими.

Главными из них были:

Школа Небесных наставников

Вначале известная как «Пять ковшей риса», она появилась в 1-2 столетии и развивалась в так называемую эпоху Шести династий. Позже она разделилась на северную и южную школы. В эпоху Тан, в 12 веке, они вновь возродились в виде Школы Истинного Единого – Чжэньи, распространенной на юге.

Цюаньчжэнь

Так называемый «монастырский даосизм». Он сформировался в постмонгольское время и нашел признание на юге страны.

Маошань

Известна также под названием Шанцин. Основными практиками были визуализация и контактирование с высшими силами. В начале 14 века пришла в упадок.

Линбао

Тесно связанная с буддийской мыслью, она делала уклон на медитативные практики. Также была поглощена, а затем вовсе прекратила свое существование в XIV столетии.

Существуя по соседству с буддизмом и брахманизмом, впоследствии оформившимся в индуизм, даосская мысль имела некоторые общие черты с ними, например, идею Абсолюта, а также идею об относительности жизни и смерти.

Индуизм

В V столетии количество даосов выросло, к ним примкнули отшельники, грезившие удивительно долгой (8-12 веков) или бессмертной жизнью, о которой говорит даосизм. В это время он становится больше религией, нежели просто философией. Главное отличие даосского воззрения – стремление к бессмертию, в то время как представители других религий мечтают о рае.

К 5-му веку было свыше двухсот пятидесяти трактатов даосизма, к XVII-му добавилось еще больше пятидесяти, а сейчас существует почти полторы тысячи сочинений.

Даосизм никогда не был традиционной религией. Он строился на принципах равенства людей, поэтому к нему массово присоединялись крестьяне, рабочие, низшие слои. Нередко проводились даосские народные восстания.

В Средневековье по всей стране строились монастыри, где жили монахи-отшельники и постигали природу Дао. К своим обрядам они допускали лишь посвященных. Нередко отдельные монахи жили в отчуждении, вырубая каменные кельи.

Во время правления Цин, начиная с 17 века, начались гонения на религию, были уничтожены даосские монастыри, сожжены священные книги. Правители ссылались на то, что даосизм является лженаукой со своей излишней созерцательностью и подрывает основы государственности. Такая ситуация продолжалась до середины 20 века, лишь изредка сменяясь периодами относительного признания.

Китайская живопись, XVII век

С приходом 60-х и культурной революции наступила реабилитация учения, вновь строились монастыри, а философская мысль начала двигалаться на запад. Современный даосизм – религиозно-философское течение, которое содержит уникальные монастыри, мистические обряды, отдающие эзотерикой, практики для тренировки ума, тела и души.

Даосизм и другие учения

Даосизм и конфуцианство

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Микеле Руджиери, утверждал сходство между понятиями Дао и логос.

Об интеграции элементов даосизма в конфуцианство см. неоконфуцианство.

Даосизм и буддизм

Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия, отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

Суть Даосизма

Суть Даосизма в том, что Дао без формы и цвета, там нет личности и даже «я» нет. Более того усилий и целей тоже нет. Традиций нет и храмов нет, и служить не о ком, некому и незачем — пребывай в пустоте и не следуй за мыслями и явлениями, а просто наблюдай и будь свидетелем.

Пойми что пустота опора всему, Дао без формы и без имени, но оно является опорой всему, это запредельный аспект, который связывает все воедино. Это просто Вселенский порядок, и в Дао обычно не строят храмы, и нет там священников и ритуалов – существует лишь чистое понимание.

Однажды даосский мастер Ли Цзы путешествовал со своим учеником. Присев у дороги, чтобы перекусить, он увидел череп, и сказал своему ученику указывая на череп: «Только он и я знаем, что ты не рождался и не умрешь». Так же он добавил, что люди не знают истины и просто несчастные глупцы, а череп и мастер знают истину за пределами смерти и рождения, и потому счастливы.

Путь Дао

Даосизм как религия учит быть на пути и не отличатся от пути, потому что все существование само по себе едино, и мы часть его. Обычно всех нас учат как отдельных личностей, но как же быть тогда в гармонии с окружающим? Счастье – это быть неразрывным с целым, это путь Даосизма или просто Дао.

Если у вас есть «я» или хотя бы понятие о «я», тогда вы не на пути. Понятие святости в даосизме – это быть в гармонии с единым, быть единым.

И понимание библии там иное — у всех нас были родители и у них тоже в свою очередь были родители. И мы доходим до Адама и Евы – и их получается родил Бог. А кто родил Бога, ведь Он где-то должен существовать, ведь, по крайней мере, должно быть пространство для его существования или энергия созидательная, вакуум или пустота.

Есть ли Бог в Даосизме?

Поэтому в даосизме главным является не Бог, а Дао – которое включает и Бога, если хотите и все что существует, это просто Бытие или Единство. Как только вы считаете себя отдельным от остального живого и неживого, значит вы уже отделены от Бога.

Обычно люди копаются в прошлом и будущем, но это просто измерение времени, а когда вы едины – вы в пространстве связаны со всеми и находитесь за пределами времени. В этом Бытии нет страданий и печалей, они возникают, когда мы отделены от целого, когда есть «я».

Даосская Притча

Однажды, один царь позвал к себе министра и сказал: «Я хочу быть счастливым – позаботься об этом, иначе я тебя казню». Министр, ответил, что, наверное, нужно найти рубашку счастливого человека и принести ее. И долго искал он счастливого человека, но оказывается, все были несчастными, и министр опечалился.

И тут кто-то подсказал ему, что на берегу реки кто-то постоянно играет по ночам на флейте веселую музыку. Тогда министр отправился туда и действительно увидел человека, играющего на флейте чарующую музыку, и спросил его: «ты счастлив?», тот ответил «да, я и есть счастье».

Министр был безмерно счастлив и попросил о рубашке. Но человек долго молчал, и лишь затем сказал, что нет у него рубашки, он голый. «Тогда, почему ты счастлив?» — спросил министр.

Человек ответил: «В один день я потерял все, в том числе и рубашку…и стал счастливым. У меня ничего нет и у меня нет даже себя самого, но все же я играю на флейте, и целое или единое играет через меня. Вы понимаете – меня просто нет, я не знаю кто я, я никто и ничто».

Недеяния, как естественность

На что же это похоже, когда даосский мастер вынужден жить среди людей, ходить на работу, кормить семью, сталкиваться с разными людьми, в том числе и теми, которым и дела нет до Гармонии и Единства всего сущего? Даосский мастер со стороны выглядит как обычный человек, но его внутреннее состояние другое и он взаимодействует с миром через Недеяние.

Прежде всего, Недеяние — это естественность! Все поступки даосского мастера подчинены естественной необходимости. Когда он голоден, он ест, когда он устал — он спит. Если у него семья, он заботится о ней, если ему нужны деньги — он их зарабатывает. Но в чем же тогда разница между мастером и обычным человеком?!

Когда я гуляю в парке, я наблюдаю за белками, как они бегают друг за другом весной и летом, как они прячут запасы осенью, как они ближе подходят к людям зимой, давая себя покормить. Это пример естественности. Белки живут согласно временам года, используют для решениях своих задач то, что есть «под-рукой» и не пытаются противиться переменам, но следуют им.

Обычный человек слишком часто недоволен, даже если имеет много, он всегда хочет больше. Он не смотрит на то, насколько его желание согласуется с текущей ситуации, покупает в кредит то, без чего может обойтись. Когда же у него чего-то мало, он все равно продолжает это истощать, например, продолжая кричать на собеседника, продолжая гробить свое здоровье, продолжая напрягаться на работе (когда мало сил), продолжая все меньше и меньше уделять времени своей жене или мужу.

Когда человек разрушает Гармонию, не понимая того, что делает, — это естественно для него. Наши действия ограничены нашим текущим уровнем развития. Но если человек знает и продолжает разрушать Гармонию в той или иной ситуации, значит он поступает не естественно, он потакает своему эго. Вот чем даосский мастер отличается от человека! Вовсе не тем, что он супер совершенен, а тем, что когда мастер осознал свое заблуждение, он выбирает действовать согласно этому знанию, возвращаясь к естественности и Гармонии.

Философия даосизма

Понятие «Дао» можно расшифровать как извечный путь, ведущий в неизвестность и не имеющий конца, проходящий сразу везде и нигде. Дао — это вечное движение, символизирующее движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения.

Дао — незыблемый Абсолют, которому подчиняется все сущее, в том числе и каждый человек. Дао — пустота, творящая все сущее. Лао-цзы сравнивал его с комнатой, писав о том, что в комнате важнее не стены, а пустое пространство внутри этих стен.

Даосизм впитал некоторые элементы соседних религий, брахманизма и буддизма, например, идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование моральным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование.

Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм находятся в противоречии друг другу.

Путь Дао соткан из нескольких составляющих:

  • особое питание тела, исключение из рациона физической пищи;
  • физические тренировки, полное подчинение тела разуму;
  • недеяние (невмешательство) — полный отказ от целенаправленной деятельности, попыток изменить свою жизнь усилием воли, отдача себя и своей судьбы на волю Природы.

Из принципа недеяния Лао-цзы вывел принцип, по которому следует выстраивать управление обществом и государством. Согласно ему, идеальным правителем является тот, кто стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, по возможности отказывается от реформ, позволяя людям жить, повинуясь воле небес и решать свои проблемы самостоятельно.

Лао-цзы сформулировал три добродетели даосизма:

  • ци (жизненная энергия);
  • шэнь (разумный дух);
  • цзянь (энергия экономии).

В даосизме и человек, и Вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный порядок жизни бесплодна.

За душу человека идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, его поведения: совершая добрые дела, он подкармливает добрых духов и приближает себя к постижению Дао. Совершая злые поступки, подкармливает демонов, и его дух слабеет.

В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Знаменитый круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н

э. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь в симбиозе.

Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао.

Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные.

Единственные религиозные постройки даосов — монастыри, число которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще устраивают представления для публики, демонстрируя владение боевыми искусствами.

Примечательно, что в даосизме отсутствуют понятия Ада и Рая. Даосисты стремятся не попасть в Рай после смерти, а обрести вечную и гармоничную жизнь в этом мире. Нет и самого Бога — его замещает абстрактное и многозначное «Дао».

Концепция даосизма

Как у любого
философского учения и религии, концепция даосизма отображает следование
определенным доктринам. В основе религии лежит следование основным законам Дао,
что позволяет достичь гармонии. Если сформировать основные идеи концепции
учения, то можно выделить следующие аспекты:

  • Принцип
    ненасилия.
  • Недеяние.
  • Следование
    принципа старшинства в социуме.
  • Стремление к
    старым устоям, как примеру социального идеала.
  • Спонтанность.

Приверженцы
даосизма проповедовали теорию о том, что абсолют не может быть единым и
застывшим. Он представлялся скорее в форме изменчивого начала. Именно поэтому в
основу религии довольно прочно вошел принцип непостоянства. Согласно принципам
даосизма, единым и неизменчивым может быть только закон, который управляет всем
процессом перемен. Даосы также считали, что попытки изменить мир являются
прямым посягательством на совершенство, увидеть и осознать которое мог только
человек, который постоянно находится в состоянии покоя. Именно это побуждало
многочисленных приверженцев уединяться на многие годы или до самой смерти, ведя
отшельнический образ жизни.

Способствовало
уединению в даосизме и представление о вечной жизни. Для даосов это означало и
даже заменяло стандартное представление о Рае у других верований и религий.
Многие приверженцы учения считали, что благодаря уединению человек способен
прожить не меньше, чем тысячу лет, придерживаясь правильного пути и образа
жизни.

В основе
верования прочно закрепился принцип созерцательности, который соответствовал
общим основам религии. Он трактовался как нерушимая связь между разумом, телом
и природой. Его невозможно было объяснить или постичь обычными органами чувств,
так как он не имел формы. Если выделить саму суть того, в чем выражалась
созерцательность даосизма, то в основе лежало познание природы деятельности, в
которой скрывалась великая истина.

Даосизм в наши дни

Изначально,
в отличие от других религий, даосизм отличался отсутствием обрядов и ритуалов.
Любые подобные внешние признаки, как проведение каких-либо церемоний или
создание храмов скорее относилось к конфуцианству, в то время как даосы
проповедовали поиск пути и его воплощение в природе. Описывая кратко даосизм и егоосновные
идеи, можно было выделить следование общему незримому закону. Тем не менее в
процессе правления различных династий он эволюционировал, а сами верования и
концепции сильно изменялись. Особо сильное влияние на социальную сферу Китая даосизм
оказал в VII-X веках, во
время правления династии Тан. Именно тогда учение стало основной частью
культуры страны, проникнув в различные сферы.

Даосизм
нашел отображение в литературе, поэзии, изобразительном искусстве. Тем не менее
на протяжении всего времени религия переживала как значительные подъемы, так и
массовые ущемления. Последователи даосизма подвергались гонениям, а само
верование ложилось в основу тайных братств, которые выступали против правящей
династии и общественного строя.

Видео о концепции даосизма

https://youtube.com/watch?v=zkx9xFYx_pE

Революция в
1949 году также сыграла против даосизма. Во время «культурной революции»,
правление КНР пропагандировало активную борьбу против даосизма и тайных общин,
использовавших верование как основу. Лишь после реформ Дэн Сяопина в 1978 году
общее положение начало улучшаться. Даосизм и те, кто придерживаются его основ,
перестали подвергаться гонениям и могли более открыто проявлять свою позицию и
верования. Сегодня значительно изменилось и само определение, что такое даосизм,
если сравнивать нынешние концепции с истоками возникновения учения. В
современном обществе регулярно открываются новые даосские монастыри и храмы.
Такой популяризации учение обязано технике ци-гун. Она имеет много общего с
«внутренней алхимией» даосизма.

Также
современный даосизм характеризуется многочисленными внешними проявлениями.
Всевозможные обряды и ритуалы, а также техники, позволяющие совершенствовать
тело, дух и разум, в значительной мере повлияли и на основы учения, адаптировав
его к современному обществу.

Как Вы относитесь к религии под названием даосизм? Поделитесь своим мнением в .

Принцип и теория недеяния в даосизме

Самым важным принципом в даосизме является принцип недеяния. Как же он трактуется? Данный термин и его истинное значение передавалось из поколения в поколение неверно. Именно поэтому сейчас стоит разобраться в этой путанице и понять, как он на самом деле действует. Лао-Дзы подробно описывает недеяние. Все заключается в том, что человек должен исключить вмешательство во Вселенную и не нарушать гармонию, созданную самой природой. Не стоит вмешиваться не в свое дело, и тогда жизнь изменится к лучшему.

Если истолковывать недеяние неверно, то те, кто занимается даосизмом и практиками, будет переживать весьма неприятные последствия. Человек начинает видеть мир в неправильных красках, не понимает, как нужно поступать в действительности, чтобы это было максимально эффективно. Он пытается решить сложнейшие задачи, которые преподносит жизнь, но все безуспешно. Многие уверены, что правильное толкование звучит примерно так:


В итоге получается, что если человек ничего не будет делать, то все у него в жизни будет просто отлично. Обычные люди успокаиваются от этого, ведь мало кто хочет задумываться о том, что придется совершать какие-то сложные действия. Принцип недеяния позволяет уйти от конфликтных ситуаций, в итоге человек начинает вести себя пассивно и просто отлынивает от необходимых действий. Если начать действовать, то неприятности только увеличатся. Однако это можно считать полным абсурдом, ведь можно подумать, что все проблемы происходят от действий.

Принцип недеяния «Ву Вэй»

Слабые люди воспринимают недеяние как способ уклонения от какой-то ответственности. Можно попросту переложить ответственность на тех, кто совершает действия и сказать, что это они во всем виноваты, ведь вмешиваются во Вселенную. Такое представление в корне неправильное. Ленивые и неудачливые люди снимают с себя ответственность и показывают собственную слабость

В итоге теряется природное начало человеческого существования, а даосы именно это считали самой важной реальностью. Ведь человеку в любом случае приходится отвечать за все поступки и действия, совершенные в течение всей жизни

Именно эта идея у даосов является важной, даже закон их звучит как:

Стоит хорошо подумать над этим высказыванием, чтобы понять его истинную суть. Глупцы, которые следуют ошибочному принципу невмешательства, верит только в слова, являющиеся пустыми в реальном мире.

Если истолковывать принцип неправильно, то недеяние возможно приложить к реальному миру. Философская система просто не может быть построена на том, что нужно сидеть и бездельничать, отказываться от каких-либо действий. Ведь само никогда и ничего не сделается, во всем необходимо присутствие человека. Ну а заблуждение наводит на абсурдные мысли.

Здравый и умный человек не сможет согласиться с тем, что еда, одежда, предметы первой необходимости и деньги придут сами по себе, без человеческого участия. Нужно постоянно что-то делать, налаживать контакт с окружающими, заключать контракты, искать себе жилье или оплачивать счета для того, чтобы улучшить уровень жизни. Ну а если смотреть на природу, то ни один заяц не будет валяться в траве наблюдая, как к нему крадется лисица, чтобы съесть его. Ведь в этом случае животное не сможет жить долго и принести потомство.

Даосизм как философия и как религия

Со­глас­но тра­диц. кон­фу­ци­ан­ской вер­сии, в кон. 19 – нач. 20 вв. пре­об­ла­дав­шей на За­па­де, это раз­но­по­ряд­ко­вые яв­ле­ния, имею­щие разл. обо­зна­че­ния: фи­ло­со­фия Д. – «шко­ла дао» (дао цзя), ре­ли­гия Д. – «уче­ние (по­чи­та­ние) дао» (дао цзяо). Дан­ный под­ход пред­по­ла­га­ет, что пер­во­на­чаль­но в 6–5 вв. до н. э. Д. воз­ник как фи­ло­со­фия, а за­тем к 1–2 вв. н. э., то ли в ре­зуль­та­те по­кро­ви­тель­ст­ва им­пер­ской вла­сти в кон. 3 – нач. 2 вв. до н. э., то ли в под­ра­жа­ние на­чав­ше­му к 1 в. н. э. про­ни­кать в Ки­тай буд­диз­му, ра­ди­каль­но пре­об­ра­зо­вал­ся в ре­лиг.-мис­тич. уче­ние.

В зап. си­но­ло­гии 2-й пол. 20 в. во­зоб­ла­да­ла тео­рия, со­глас­но ко­то­рой фи­ло­со­фия Д. воз­ник­ла на ос­но­ве про­то­да­ос­ской ре­лиг.-ма­гич. куль­ту­ры ша­ман­ско­го ти­па, ло­ка­ли­зо­вав­шей­ся на юге Ки­тая, в т. н. вар­вар­ских цар­ст­вах (в пер­вую оче­редь Чу), не вхо­див­ших в круг Сре­дин­ных го­су­дарств, счи­тав­ших­ся ко­лы­бе­лью кит. ци­ви­ли­за­ции. В со­от­вет­ст­вии с дан­ной тео­ри­ей, пио­не­ром ко­то­рой стал франц. си­но­лог А. Мас­пе­ро, Д. пред­став­ля­ет со­бой еди­ное уче­ние и его фи­ло­со­фия, вы­ра­жен­ная пре­ж­де все­го в клас­сической триа­де тек­стов «Дао дэ цзин», «Чжу­ан-цзы» и «Ле-цзы», яви­лась ре­ак­ци­ей на ра­цио­на­ли­стическую кон­фу­ци­ан­скую куль­ту­ру, ло­ка­ли­зо­вав­шую­ся в Сре­дин­ных го­су­дар­ст­вах.

Ко­рен­ное от­ли­чие да­ос­ско­го мис­ти­ко-ин­ди­ви­дуа­ли­стич. на­ту­ра­лиз­ма от эти­ко-ра­цио­на­ли­стич. со­цио­цен­триз­ма ос­таль­ных ве­ду­щих ми­ро­воз­зренч. сис­тем в Ки­тае пе­рио­да фор­ми­ро­ва­ния и рас­цве­та «ста школ» по­бу­ди­ло не­ко­то­рых спе­циа­ли­стов (В. П. Ва­силь­ев, Л. С. Ва­силь­ев) свя­зы­вать про­ис­хо­ж­де­ние Д. с ино­зем­ным (пре­ж­де все­го ин­до-иран­ским) влия­ни­ем (дао как свое­об­раз­ный ана­лог Брах­ма­на и да­же Ло­го­са и т. п.). Про­ти­во­по­лож­но­го взгля­да при­дер­жи­вал­ся ве­ду­щий рос. ис­сле­до­ва­тель Е. А. Тор­чи­нов (1956–2003), рас­смат­ри­вав­ший Д. как наи­бо­лее раз­ви­тую фор­му кит. нац. ре­ли­гии и вы­де­лив­ший в его ис­то­рии сле­дую­щие эта­пы и фор­мы: 1) скла­ды­ва­ние ре­лиг. прак­ти­ки и ми­ро­воз­зренч. мо­де­лей на ос­но­ве ар­ха­ич. ша­ма­ни­ст­ских ве­ро­ва­ний (с древ­ней­ших вре­мён до 4–3 вв. до н. э.); 2) ста­нов­ле­ние фи­ло­со­фии и письм. фик­са­ции Д. и од­но­вре­мен­но под­спуд­ное раз­ви­тие эзо­те­рич. ме­то­дов «об­ре­те­ния бес­смер­тия» (сянь сюэ) и пси­хо­фи­зио­ло­гич. ме­ди­та­ции йо­гич. ти­па (4/3–2/1 вв. до н. э.); 3) слия­ние тео­ре­тич. и прак­тич. ас­пек­тов с вклю­че­ни­ем дос­ти­же­ний др. фи­лос. на­прав­ле­ний (пре­ж­де все­го ну­ме­ро­ло­гии «И цзи­на», ле­гиз­ма и от­час­ти кон­фу­ци­ан­ст­ва), со­про­во­ж­дав­шее­ся письм. фик­са­ци­ей еди­но­го да­ос­ско­го ми­ро­воз­зре­ния; 4) ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ция Д. в ви­де ре­лиг. ор­га­ни­за­ций как «ор­то­док­саль­ных», так и «ере­ти­че­ских» на­прав­ле­ний, а так­же на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния ка­но­нич. со­б­ра­ния его ли­те­ра­ту­ры «Дао цзан» («Со­кро­вищ­ни­ца дао») (1 в. до н. э. – 5 в. н. э.); 5) даль­ней­шее раз­ви­тие Д., во мно­гом сти­му­ли­ро­вав­шее­ся буд­диз­мом и про­те­кав­шее гл. обр. в ре­лиг. ас­пек­те.

Из­на­чаль­ный Д., пред­став­лен­ный уче­ния­ми Лао-цзы, Чжу­ан-цзы, Ле-цзы и Ян Чжу и от­ра­жён­ный в на­зван­ных их име­на­ми про­из­ве­де­ни­ях, а так­же в да­ос­ских раз­де­лах эн­цик­ло­пе­дич. трак­та­тов «Гу­ань-цзы», «Люй-ши чунь цю» и «Ху­ай­нань-цзы», соз­дал наи­бо­лее глу­бо­кую и ори­ги­наль­ную в др.-кит. фи­ло­со­фии он­то­ло­гию.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий