Что означают грехи скверноприбытчества и мшелоимства в православии

Какова сущность смирения?

Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат. Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение – это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа. В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение – это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми. Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.

Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.

Кто не является христианином

С первых веков существования Церкви появлялись различные секты и религиозные группы, отходившие от учения апостолов и святых отцов. Их заблуждения обозначались как ереси  (искажения догматики) и обличались на Вселенских Соборах. Любое учение, не соответствующее догматической целостности вселенской Церкви, выходящее за пределы Священного Писания и Предания, ложно.

Сквозь века и тысячелетия сияет евангельская весть, чтобы ищущий нашел верный путь, несмотря на преходящие заблуждения. Эта нелегкая дорога преображения природы и духа называется христианством, а идущие по ней – христианами.

Серафим Пересветов.

Видео: Кто такой христианин и что такое Церковь. А. И. Осипов

Кто такой христианин и что такое Церковь? — Осипов А.И.Кто такой христианин и что такое Церковь? — Осипов А.И.

Что означает это слово буквально

Происхождение этого понятия, обозначающего одну из множества духовных зависимостей, связано с древнерусским словоммшель», которая означает любую вещь или имущество.

В церковнославянском смысл более широк и уже соотносится с определенным действиями по отношению к предметам. Здесь «мшель» подразумевает неправедную прибыль, зловредную корысть, разъедающую душу мзду.

В православии есть очень близкий к мшелоимству грех, который называется скверноприбытчеством. Его суть заключается в получении прибыли скверным, греховным путем. В этом грехе повинны те, кто получает прибыль, обманывая других: мошенники, аферисты, те кто общитывает и обвешивает людей.

Проще говоря, мшелоимство – это страстное отношение к приобретению чего-либо, порочная зависимость от собирания вещей, рабство, в которое попадает всякий, неумеренно тратящий   свои средства и целую жизнь исключительно на материальные ценности и мирские удовольствия, превращаясь в коллекционера преходящих наслаждений.

Мшелоимство часто связано с корыстными целями, а берущий «мшель» значит поступающий исключительно в соответствии со своими эгоистическими, плотскими интересами. Отсюда вырастают, как сорняки, все злачные виды бесстыдного вымогательства.

Производное «замшелый» равно покрытое мхом или испорченное, пропавшее, что-то с плесенью. Причем необязательно этим отрицательным качеством заражаются только богатые люди. От мшелоимства не застрахован и бедный собиратель никчемного хлама.

Интересный факт
В молитвословах мшелоимство указывается в череде грехов распространенных, чуть ли не ежедневных падений. А так как в древние времена сборники молитв применялись только в иноческом обиходе, это понятие адресовалось тем монахам, которые заполняли свои жилища различными ценностями.

Так, в официальном документе для упорядочения монашеского быта в Свято-Троицком мужском монастыре говорится следующее:

Это интересно: Как победить коварный грех лени

Сила смирения

Почему же проявление кротости считают слабостью? Ответ прост — люди считают, что победить другого важно и это проявление силы. На самом деле, нет более опытного и опасного врага для человека, чем он сам

Поэтому победа над самим собой должна оцениваться выше победы над ближним.


Смирение всегда исполнено духовной силой, преображающей человека и все вокруг

Для проявления смирения человеку требуется недюжинная храбрость, ведь всегда есть опасение, что из-за уступок его посчитают слабым. Но если всмотреться в суть смирения, становится понятно, что только человек сильный и крепкий в Господе может поступить так. Простить, уступить всегда сложнее, чем бороться и принижать другого. Также и в отношениях с Господом — принять Его волю всегда сложнее, чем кажется.

Важно! Человек должен полностью довериться Богу, ведь не всегда путь, который Он приготовил, нравится. Чаще происходит наоборот, вместо благословений приходят испытания, а череда искушений не прекращается — Творец работает над сердцем христианина, делая его мягче и чище, но это не всегда приятный процесс

Также люди привыкли решать все проблемы самостоятельно, договариваясь, находя пути и средства, и тем сложнее бывает довериться и отдать все в руки Бога.

Христос как пример смирения

Главным примером для христианина, безусловно, является Иисус Христос. Он представляет собой идеал смиренного человека, но при этом никто не может назвать Иисуса слабым. Если изучить описания в Евангелиях момента его ареста и допроса у фарисеев, то можно понять, что Христос был покорным как в отношениях с людьми, так и в отношениях с Богом.

Когда он предстал перед синедрионом, он не спорил со священнослужителями, не кричал и не доказывал свою правоту. Таким же он был перед царем и перед Понтием Пилатом. Вопросы, которые Христос задавал были простые и не звучали надменно или презрительно. В Его словах была покорность и не было вызова, Он не проявлял неуважение или желание усугубить конфликт.

Смиренность Христа Божьей воли несмотря на то что хотел ее избежать, можно увидеть, прочитав Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 6:39)

Понимая важность и необходимость своей смерти, Он испытывал страх как любой человек и хотел бы, чтобы Бог Его избавил от нее. Тем не менее он с покорностью признает авторитет Бога выше Своего и говорит: «Но пусть будет Твоя воля»


Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью

Даже зная, что Его ждет, Христос покорен Богу. Однако нет в Его словах или поступках слабости. Именно поэтому для верующих людей нет лучшего примера кротости. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Богатство — это грех?

Мы выяснили, что такое сребролюбие. А теперь давайте подумаем, грешно ли быть богатым?

Начнем с того, как заработано это богатство. Допустим, живут два бизнесмена. Один свой бизнес ведет честно. А второй изворачивается, ищет «левые» источники дохода, обижает своих сотрудников заработной платой, условия труда у них рабские. И при этом, данный бизнесмен думает только о выгоде. Какое там нищему подать или просто нуждающемуся помочь? Ему надоела красная икра на завтрак, бриллиантовую подавай. А жене нужна машина новая. И не за три миллиона, а за шесть.

Первый же бизнесмен никакого «левого» дохода не имеет. Работникам зарплату хорошую платит, печется о комфортных условиях труда для них. Питается просто, не гонится за дорогими машинами, десятой по счету квартирой или пятнадцатым особняком. В церковь жертвует деньги, помогает тем, кто в этом нуждается. Детскому дому часть денег отдает, строго следя за тем, чтобы средства эти до деток доходили, а не сотрудникам в кармане оседали.

Вроде два человека, два бизнесмена. Только первый не привязан к благам материальным, а второй — сребролюбием страдает. Ему богатство не полезно, и не принесет ничего хорошего.

Что это за грех скверноприбытчество

Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье» (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря).

… А как же быть простым православным? Нужно всегда помнить,  что путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который для всех — и монахов, и мирян состоит в исполнении Христовых заповедей. Конечно, мы пока еще далеки от того, чтобы отдать и верхнюю одежду, и последнюю рубашку, по слову Христову. Однако каждому из нас наша христианская совесть должна подсказать, не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее».

См.: Сребролюбие

См. тж.: Страсть. Трезвение.  Помыслы. Духовная брань.

Св. Игнатий (Брянчанинов). Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями Св. Игнатий (Брянчанинов). О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского Богатство. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского Сребролюбие. — Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними Авва Дорофей. Душеполезные поучения О сребролюбии. — Преп. Иоанн Лествичник. Лествица Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского

О духе сребролюбия. — Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

О сребролюбии, которое чуждо нашей природе, и какое различие между ним и природными пороками. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях. Глава 8

О согласии шести страстей и сродстве двух, отличных от тех. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. Глава 10

Третий помысел – сребролюбия. Преп. Нил Сорский. Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том

Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань

Святые отцы о сребролюбии Святые отцы о любостяжании Святые отцы о нестяжании

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. О второй заповеди Закона Божия Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца Житие святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского

Змий сребролюбия

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Писание говорит о множестве грехов, которые свойственны человеку. Отцы Церкви, в свою очередь, разделили их на грехи к смерти и не к смерти, но на самом деле каждый скверный поступок ведет к ухудшению духовного здоровья христианина. И, если тот не исправит свой путь, в итоге приведет к смерти (физической или духовной).

За любой проступок человек понесет наказание, если не раскаяться в нем и очень важно понимать и различать эти неправедные поступки. Например, получение финансовой выгоды неправильным путем — грех ли это? Православие называет это лихоимством и призывает людей каяться, но так ли все плохо?

Православное понимание

Православная Церковь имеет стойкие убеждения, что лихоимство — это грех, независимо от мотивов человека. Если человек забирает чужое, присваивает имущество близкого — он согрешает перед церковью и Господом, и является лихоимцем. Библия характеризует этот грех и однозначно высказываются касательно него.

Библия осуждает грех лихоимства

Свод законов Писания (10 заповедей) категорично говорят: «Не укради», а лихоимство, в широком его понятии, можно отнести к кражам. По поводу этого можно найти много текстов в Екклесиасте и Притчах.

О Заповедях:

Заповедь «Не кради»«Не сотвори себе кумира»Заповедь «Не поминай Господа в суе»

Православные проповедники полностью соглашаются с ветхозаветными авторами и говорят о греховности взяток, заработке на страстях человека и прочих неправедных прибылях. Сегодня взятки и вымогательство окружают человека со всех сторон (учеба, медицина, работа и пр.), но это не значит нормальность или приемлемость этих явлений.

Важно! Лихоимец по церковным канонам — это человек, который дает взятку, и который берет ее. Таким образом, в грехе повинны обе стороны

Оба человека нарушают закон Господа, причем апостол Павел даже не рекомендует кушать за одним столом с этим человеком.

Чем опасен грех лихоимства

Любой грех отравляет дух человека и, казалось бы, даже небольшой проступок, например, небольшой обвес при торговле может повлечь за собой серьезные последствия.

Что побуждает человека обманывать других с целью заработка? Любовь к деньгам. И как любая страсть, при ее удовлетворении человек лишь больше разжигает это греховное желание в себе. Попутно он подавляет свою совесть, нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним. Все это приводит лишь к более глубокому падению.

В Писании указано всего 8 смертных грехов, но жадность — один из них. А лихоимство обычно приводит к страстной жадности, ведь денег становится все больше. В любом случае, наказание будет, даже если человек однажды кого-либо обманул.

Лихоимец нарушает Божьи заповеди и забывает о любви к ближним

Также и мшелоимство оказывает развращающее действие на душу человека. Это скорее грех бедных людей, ведь они начинают осознанно копить вокруг себя множество различных вещей, что позже перетекает в серьезную страсть. Любая страсть, кроме страсти по Господу и Его слову, считается греховной. Так что следует проверять себя и в стяжании предметов, а не только в обмане окружающих. Не следует из денег или предметов делать идолов.

Лихоимство — богатство любым путем

Лихоимство или лихоимания – разновидность страсти сребролюбия.   Страсть аналогичная любостяжанию, но в отличие от нее сопровождается безмерной алчностью к приобретению богатства путем коррупции, обмана, воровства, предоставления денег в долг под проценты, незаконного использования чужого труда, занижения оплаты труда или ее присвоения, наживы на чужой беде, спекуляции. 

Эпидемия коронавируса(завышение цен на лекарства и маски спекуляция) вскрыла нарыв в фармацевтической отрасли и показала насколько она подвержена лихоимству. В момент всеобщей трагедии, когда на кону находится здоровье и жизнь народа, фармацевтические компании, воспользовавшись ситуацией, наживались на болезни людей. 

Сюда же можно отнести работу ритуальных агентств, которые за свои услуги взимают с несчастных, горем убитых людей,очень высокую плату. 

Аналогичная ситуация с банкирами, которые под непомерно высокий процент выдают людям кредит и сажают их на многие годы в долговую яму. 

В Писании четко определен запрет на ростовщичество:

  • «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле» (Втор. 23:20).
  • «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (процентов)» (Исх. 22: 25).
  • «Не бери от него и прибыли и бойся Бога твоего;  чтоб жил брат твой с тобою» (Лев. 25: 36).

Запрет на ростовщичество и в правилах Святых Поместных и Вселенских Соборов.  Если мирянин отдает деньги в рост и живет от этого, то он отлучается от церкви, священнослужитель извергается из сана. Почему запрещено ростовщичество? Да потому, что благодаря ему появляется группа людей, которые сами своими руками ничего не производят, а процветают за счет других. Почему чужеземцу можно давать в долг? Потому что он – потенциальный враг, вернувшись на свою родину, он может объявить войну.

Это интересно: Значение греха ростовщичества

Такое ощущение, что Россия – полигон страстей и пороков. Страсти эти некогда чуждые русскому человеку, как нарушающие законы Божьи, ныне расползлись, словно змеи по всей земле русской. Можно обвинить в этом Западную цивилизацию, охваченную неудержимым стремлением к богатству любым путем. Ведь именно оттуда, по словам И.В. Киреевского:

Обогащение считалось делом греховным и неправедным. И чтобы покаяться за такой грех, богатеи щедро раздавали милостыню нуждающимся.

Причина российского лихоимства сегодня – потеря духовности в обществе, отсутствие веры и страха Божьего. 

По словам Иоанна Златоуста:

Лихоимца можно сравнить:

  • с врагом Божиим – за бесстрашное нарушение Божьих законов;
  • с врагом человеческим – за бесстыдное унижение и разорение людей;
  • с врагом себе – за погубленную душу.  

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блудникам и пьяницам чтобы спастись, нужно покаяться пред Господом. А лихоимец должен оставить свои грехи, вернуть то, что похитил, а если невозможно это сделать, то раздать похищенное и жить по законам Божьим, тогда жив будет, не умрет. Об этом сказано в Священном Писании в Книге пророка Иезекииля (Иез. 33:14–15).

Василий Великий дает поучения тем, кто имеет власть над людьми: 

На вопрос: «что мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями?» Святитель Феофан Затворник отвечает:

По мнению протоиерея Дмитрия Николаевича Смирнова, чтобы излечиться от любого греховного недуга, нужно сначала осознать свой грех, свою ничтожность по отношению к пострадавшим людям. Потом искренне попросить Господа: «Боже мой, помоги мне укрепить мою решимость изгнать из сердца грех и начать жизнь с чистого листа».

Только просить нужно со смирением, покаявшись в своей греховности, так как гордый и самонадеянный человек будет посрамлен. Только призывая силу Божью, можно создать что-то духовное.

Милостивый Господь не желает гибели грешника и ждет его искреннего покаяния. Все в Его великой власти простить и помиловать. В истории христианства есть множество примеров, когда Господь прощал людям совершенные грехи и даже преступления.   Таковым был Георгий (Юрий) Святославович, князь Смоленский.

21

Декабря
1406 года

Будучи сильно пьяным, он убил князя Симеона, а жене его Иулианииотрубил ноги, руки и приказал скинуть ее в реку. Осознав содеянное, он всю оставшуюся жизнь провел в слезах и покаянных молитвах, был прощен и даже стяжал святость.

Мария Правдина 

Грехи в православии

Даже атеисты знают, что смертные грехи являются непреодолимым препятствием для обретения жизни вечной. Поэтому верующие ведут непрестанную внутреннюю борьбу с этим опасным явлением, как и заповедал Спаситель. «Светильники» души должны постоянно светить, о чем нам напоминают лампады перед иконами в церкви и домашнем иконостасе.

Как нам представляется грех? Многие люди считают, что это непременно должно быть убийство, воровство или прелюбодеяние. Но на самом деле грехи могут быть самыми разными, а грешить могут тихие и спокойные люди, на которых и не подумаешь.

Что такое грех в христианстве? Это завуалированное идолопоклонство. Человек не кланяется деревянному истукану, как это делали язычники, но все равно совершает идолопоклонство. Потому что его сердце принадлежит частично Богу, а частично — обожаемому объекту. Этим объектом поклонения может стать что угодно: деньги, выпивка, упоение властью, коллекционирование и т. д. Все, что уводит или отдаляет человека от Бога, так или иначе может называться идолопоклонством.

Например, украли у коллекционера любимую коллекцию, и он в сердцах клянет воров. Он забывает, что нужно благодарить Бога за всё, как заповедовали апостолы,- и впадает в грех ненавистничества. Если человек выбирает объектом поклонения любимое существо (животное, другого человека), то может полностью окунуться в чувство любви и обожания — с головой. У него не остается места в сердце для Бога, всё занято объектом поклонения. Вот что такое грех в христианстве, и вот почему с ним нужно бороться.

Отличие от скверноприбытчества и мшелоимства

Скверноприбытчеством можно назвать обвес покупателей на рынке или в магазине. Только когда продавец делает это сознательно: настраивает весы на обвес. Если продавцу поставили неправильные весы, и он об этом не знает, — грех не засчитывается.

Также к скверноприбытчеству относится всё, что является прибылью на разжигании человеческих страстей. Сюда относится индустрия секса, азартные игры, продажа алкогольной/табачной продукции, продажа поддельных документов, скупка краденого, тунеядство, изготовление фальшивых денег. Это всё основано на сознательном обмане ради прибыли и обогащения. Но от лихоимства отличается отсутствием эксплуатации труда: человек как бы добровольно позволяет себя обманывать и даже чувствует себя счастливым.

Мшелоимство — это вымогательство. Человек настолько одержим страстью к деньгам, что только о них и думает. К мшелоимству относится не только грех взяточничества и вымогательства, но также чрезмерного накопительства и складирования ненужных вещей. Это прототип гоголевской Коробочки. Мшелоимство не нарушает права и свободы другого человека, как лихоимство, но тоже относится к грехам.

Как мы видим, мшелоимство и скверноприбытчество не эксплуатируют людей напрямую, а действуют обманом либо ставят перед выбором, как взяточники. Но в любом случае, человек может отказаться взаимодействовать с этими нечестными людьми, и ни в чем не пострадает. Лихоимство намного опаснее, оно манипулирует людьми и использует их зависимое положение. Человек понимает, что его жестоко эксплуатируют, но выбора другого у него нет — работает на лихоимца.

Ненасытная наклонность

Лихоимство — что это за грех? Как понять, что такое? человек одержим лихоимством? Он демонстрирует ненасытную страсть к деньгам. Такое эффект, что ему всегда их мало, сколько бы не получал. Текущий человек теряет всякую совесть и может обобрать до нитки доверчивую бабушку, оставив ее вне пенсии. Лихоимца не трогают несчастья других людей, он и у ребенка малого заберет последнее. Лихоимцы в жизнь не не могут насытиться деньгами, им всегда мало чужого добра. Они готовы хотя (бы) убить, чтобы завладеть чужим достоянием.

Важно! Любая парадоксомания, кроме страсти к Богу, считается греховной. Эта страсть поражает душу человека, какой отступил от Бога и заповедей

Он сделал свой выбор в этой жизни — трендец души ради временного наслаждения. Человеку кажется, что он кончай жить вечно на земле, поэтому богатство ему пригодится. Нате самом деле никакое богатство не спало людей от смерти и наказания Божьего. Аппарат не понимают, что любые материальные блага на самом деле принадлежат Богу, а демоны не долее чем охраняют их на земле. Но демоны умеют хорошо колено)), поэтому внушают людям, что именно они являются хозяевами несметных сокровищ

Эта страсть поражает душу человека, какой отступил от Бога и заповедей. Он сделал свой выбор в этой жизни — трендец души ради временного наслаждения. Человеку кажется, что он кончай жить вечно на земле, поэтому богатство ему пригодится. Нате самом деле никакое богатство не спало людей от смерти и наказания Божьего. Аппарат не понимают, что любые материальные блага на самом деле принадлежат Богу, а демоны не долее чем охраняют их на земле. Но демоны умеют хорошо колено)), поэтому внушают людям, что именно они являются хозяевами несметных сокровищ.

Упражнения лихоимства в современном мире:

  • отнимают чужую имущество, пользуясь служебным положением;
  • присваивают чужой труд и пользуются его плодами;
  • непомерное беспокойство должников/заёмщиков процентами;
  • бессовестная эксплуатация чужого труда за дешево;
  • спекуляция и завышенные цены на продукты во время кризиса, войны, неурожая.

Обманутым демоном людям придется хоть в воду. Если другие грехи (блуд, пьянство, чревоугодие) прощаются сразу истечении (года) их искоренения, то с лихоимством намного сложнее: нужно вернуть людям награбленное. Во вкусе это сделать, если большую часть награбленного лихоимцы успели истратить? Есть второй путь покаяния — раздать награбленное нищим и остаться минуя копейки денег, чтобы покаяться. Сможет ли лихоимец сделать оный шаг? А ведь многие монахи отказывались от своих законных состояний и наследства из-за служения Богу в чистоте помыслов и с чистыми руками. На такой поступательное движение способен лишь тот, кто искренне служит Богу.

МШЕЛОИМСТВО

Мшелоимство – это вид страсти сребролюбия, страсть к собиранию имущества, стяжание и накопительство излишних, ненужных вещей, а также мздоимство, корыстолюбие.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Мшелоимство привлекает к себе ум и сердце

Новоначальным не должно заводить в келлии мшелоимства, то есть различных предметов прихоти и роскоши. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце новоначального: таким образом, отвлекает их от Бога. Кроме того, оно возбуждает мечтательность, противодействующую преуспеянию духовному.

Преподобный Паисий Святогорец

Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа?

Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца?

Преподобный Лев Оптинский

Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия.

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного

Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина.

Священник Павел Гумеров

Что такое мшелоимство?

Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве.

Обратите внимание

Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом.

Знакомьтесь: Мшелоимство — это грех, причем очень небезобидный

Даже неверующие люди обычно вполне осведомлены о смертных грехах. В конце концов, литература и кинематограф часто упоминают о них. Однако народ склонен забывать, что грехи не ограничиваются смертными – их гораздо больше семи, и грешными такие деяния считаются вполне обосновано.

Другое дело, что вред, наносимый ими, куда меньше и обычно наносится грешником самому себе, поэтому эти проступки считаются менее «важными». При этом все же такие провинности осуждаются церковью, и очень не зря.

Среди них фигурирует некое «мшелоимство» – это опять же грех, причем такой, который в первую очередь опасен для самого человека и его ближайшего окружения.

Что же значит это слово?

Происхождение его связано со старославянским словом «мшель». Толкований оно имеет несколько. Самое распространенное – вещь, но иногда трактуется и более широко, тогда оно обозначает имущество. Церковь подразумевает под этим словом в основном выгоду, корысть и прибыль.

Соответственно, можно сказать, что мшелоимство – это вещизм, зависимость от предметов, стремление их накапливать, собирать и ни в коем случае их не лишаться (любым образом: ни продажа, ни дарение, ни даже использование не подразумевается, ведь от последнего предмет приходит в негодность, и мшелоимец ею больше не обладает).

Разновидности греха

Самая простая и относительно безобидная церковью определяется как мздоимство. В этом варианте грешник берет взятки вещами (классические пример – «борзые щенки»). Дальше идет коллекционирование подарков, причем они хранятся, даже если абсолютно не нужны.

Человек начинает даже клянчить или вымогать сувениры у дарителей, пусть даже и получит какую-нибудь откровенную ерунду. Однако самый тяжелый вариант, когда мшелоимство – это тупое собирательство всего подряд, стаскивание в дом и хранение в нем всего, до чего человек может дотянуться.

В советские времена такое поведение носило название «синдром Плюшкина».

Изначально мшелоимство – грех, который ставился в вину монахам, собиравшим в кельях вещи, никак не соответствовавшие монастырскому уставу. Особенно это касалось объектов, не несущих прикладного значения, или излишне украшенных, вычурных предметов обихода. Однако с тех пор понятие мшелоимства несколько развилось и получило новые толкования.

А почему это грешно?

Духовные отцы приводят несколько причин, по которым такой порок причислен к грехам. Главной из них считается неупотребление вещей по прямому назначению. Ведь мшелоимство – это просто хранение собранных, купленных или подаренных предметов, которые были созданы с целью служения людям. Нарушение предназначения – это пренебрежение Господними указаниями.

Далее: вещи должны приобретаться в случае необходимости, а не ради удовлетворения болезненной склонности. А самое главное – человек привязывается к предметам, начинает служить им и своему пристрастию, хотя должен служить Богу.

Здесь уместно вспомнить про «не создай себе кумира», а такое безудержное накопление уже вполне подобно поклонению искусственно созданному идолу.

Порок или болезнь?

Современная медицина склонна считать, что мшелоимство – это одна из разновидностей психических заболеваний. Причем оно разделено на несколько подтипов. Один из них получил название патологического накопительства (силлогомания).

Пораженные этим заболеванием люди накапливают огромное количество вещей, которыми никогда не пользуются. Причем захламление помещения доходит до того, что его обитатели не могут ни передвигаться по дому, ни вести нормальную жизнь: все пространство забито какими-то предметами.

Дополнительным признаком этого ответвления патологии является бессистемное сваливание находок в кучу.

В медицине такой вариант мшелоимства называется «ониомания»

При ней человеку уже неважно, что, где и зачем покупать, лишь бы это делать. Зачастую покупки потом и не используются

Зато шопоголики могут говорить о них часами, при этом знают, в каких магазинах и в какое время бывают распродажи, а сами периодически удивляются, зачем они купили какую-то безделушку.

Понятно, мшелоимство – это не воровство, не убийство, не прелюбодеяние… Однако жить с человеком, отягощенным таким грехом, и некомфортно, и неспокойно, и очень накладно.

Как исповедать грех

Следует отметить, что покаяния за совершенные грехи необходимо выполнять ежедневно. А сама молитва способна помочь верующему православному христианину рассмотреть все совершенные им дневные греховности и сохраняет воспоминания о ранее содеянных, за все прожитые дни.

Важно знать, что те прегрешения, которые исповедуются в Таинстве Покаяния искренне и от всего сердца получают Господнее прощение, однако это совсем не означает, что верующим о них можно забывать. Все, те греховные деяния, которые были совершены в течении жизни будут сохраняться в памяти для сдержанности и сожаления в том, что содеяли

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Как исповедуясь в Таинстве Покаяния, как на каждодневной исповеди Всевышнему свои греховные деяния исповедовать нужно не только осознано, но и раздельно. Поэтому произнося молитву следует остановиться на названных грехах и указать какие именно могут под ними подразумеваться свершенные деяния или поступки, сказанные слова, или даже мысли, но при этом не нужно забывать о наставления подвижников Православной христианской Церкви.

Для того чтобы получить прощение от греха скверноприбытчества в православии нужно произнести следующее молитвенное обращение:

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о грехе скверноприбытчества:

https://youtube.com/watch?v=2nKAmIPSriM

Что такое мшелоимство, скверноприбытчество и лихоимство в православии

греху подвержен если не каждый смертный, то каждый второй — точно

Толкование

собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимствоко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиковгрех можно определить совершенно современным словом — вещизм

Можно ли избавиться?

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом

  • обвес,
  • обмер,
  • обман,
  • обсчет.

игры в карты, в казино

Корень зла.Мздоимство и лихоимствоКорень зла.Мздоимство и лихоимство

Лихоимство

приобретать выгоду, используя чужие труд или собственность, бедственное положение

  • назначить высокий процент кредита,
  • загрузить излишними служебными обязанностями за ту же плату,
  • завысить цены на тот или иной товар.

страсть получать все больше и больше

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий