Можно ли с месячными ходить в церковь?

Изменение понятия «ритуальной чистоты» в Новом Завете

В данном случае уместно вспомнить об апостоле Павле. Он утверждал, что всякое творение божье прекрасно и в нем нет не может быть ничего, что могло бы осквернить Создателя. Новый Завет не дает однозначного ответа на вопрос о том, можно ли посещать святые места во время месячных. Данная позиция стала причиной рождения разногласий между Святыми Отцами.

Прикосновение к полам одежды Спасителя излечило ее, а Сын Человеческий не только не оттолкнул страдалицу, а сказал ей: «Смелее, дочь!». Многие женщины спрашивают, можно ли читать молитвы во время месячных дома. Не будет ли это отступлением от принятых канонов. Христианство лояльно относится к данному вопросу и не считает критические дни препятствием для общения с Богом.

В Евангелии упоминаются факты, как, не боясь осуждения со стороны евреев, Спаситель беседует с самарянской женщиной и исцеляет менструирующую женщину, которая позволила себе прикоснуться к краю его одежды, и хвалит ее за веру. Оба эти поступка в Иудее ранее считались бы оскверняющими. Иоанн Златоуст, один из трех вселенских учителей и святителей, трактует эти поступки так, что Господь подобным образом открывает веру этой женщины всем, чтобы и другие не боялись ей подражать.

Опираясь на исцеление Христом кровоточивой женщины, и поддерживая новое понятие «ритуальной чистоты» святитель Григорий Великий в 604 году на вопрос о том можно или нельзя ходить в церковь с месячными, и можно ли причащаться в это время, пишет, что менструация не является грехом.

Поэтому, по его мнению, не нужно запрещать женщине в период месячных посещать церковь, так как нельзя обвинять ее в том, что дано ей от природы, и от чего она страдает не по своей воле. И продолжает, что нельзя в такой период и запрещать женщине причащаться, но если же она не осмелится принять Причастие из-за великого уважения, тогда она достойна похвалы; а если примет, то не следует ее осуждать.

Приход Иисуса кардинальным образом меняет понятие жертвы за грех, значимость чистоты.

Сам Спаситель прикасается к смертному одру юноши, воскрешая сына вдовы. (Луки 7:11—13)

Женщина, страдающая 12 лет кровотечением, знающая о запрете Ветхого Завета, сама прикоснулась к краю Его одежды. При этом многие люди касалась ее, ведь вокруг Христа всегда было множество народа.

Иисус сразу почувствовал, как из него вышла целительная сила, призвал некогда больную, но не забросал ее камнями, а сказал, чтобы она действовала смелее.

(Матв. 9:20—21)

Важно! Нигде в Новом Завете не написано о нечистоте кровоистечения. Апостол Павел, посылая письмо Римлянам, глава 14, говорит о том, что сам не имеет нечистого. «Нечистоту» люди придумывают себе сами, потом в это верят

«Нечистоту» люди придумывают себе сами, потом в это верят

Апостол Павел, посылая письмо Римлянам, глава 14, говорит о том, что сам не имеет нечистого. «Нечистоту» люди придумывают себе сами, потом в это верят.

Первое послание Тимофею, глава 4, апостол пишет о том, все надо принимать, воздавая благодарность Богу, который все сотворил хорошо.

Месячные являются процессом, созданным Богом, они не могут относиться к нечистотам, тем более отлучить кого-то от защиты, благодати Божьей.

Перед первыми христианками также стояла проблема — можно ли причащаться во время месячных, решение они должны были принимать сами. Кто-то, следуя традициям, канонам, не прикасался ни к чему святому. Другие считали, что ничто не может отлучить их от Божьей любви, кроме греха.

Многие верующие девы при менструации исповедовались и причащались, не находя в словах, проповедях Иисуса запрета.

Отношение православной церкви к:

День сегодняшний

Пытаясь найти ответ на вопрос «можно ли с менструацией ходить в церковь?», современные священники стараются найти компромиссное решение между общепринятым, хоть и не очень убедительным мнением о невозможности такого шага и безусловным его разрешением. Можно смело сказать, что единодушной точки зрения у них до сих пор не существует.

Придерживающиеся «древней» точки зрения будут настаивать на выполнении «традиций» — или вообще не ходи, или зайди, тихо постой и помолись в притворе или у двери. Другие будут указывать на некоторые ограничения, касающиеся определенных действий женщины, пришедшей в храм. Среди них могут быть такие:

  • невозможность ставить свечи,
  • прикладываться и целовать иконы,
  • целовать крест,
  • пить святую воду,
  • вкушать антидор или просфору.

Третьи согласны лишь с тем, что во время месячных женщине непозволительно:

  • исповедаться,
  • причащаться,
  • участвовать в таинствах Венчания, Крещения, Соборования.

Есть и небольшая четвертая группа, считающая, что самое важное — прийти к Богу, имея чистое сердце и душу, а «физиологическая нечистота» не имеет перед Ним значения: Господь же видит приходящих к Нему насквозь, и нечистую душу Он увидит так же ясно, как и нечистоту физическую. Посему женщине в критические дни вовсе не противопоказана полноценная церковная жизнь

А вот ответы священников по данному вопросу.

Мнение священника
Иеромонах Виктор

— Божье творение, каковым является человеческое тело, не являет собой зло или скверну. Так же не греховны и физиологические выделения, к которым относятся менструации. Это заложено в женской природе Богом, а мог ли Господь создать нечто грязное, противоречащее Своему замыслу о человеке? Я не сторонник, на мой взгляд, устаревших запретов, потому считаю, что женщина вольна в своих решениях, ходить ей в храм в критические дни или молиться дома.

Мнение священника
Иерей Владимир

— Ко мне нередко обращаются молодые женщины с вопросом, можно ли венчаться или быть восприемницей во время месячного очищения. Я однозначно отвечаю, что в такие дни женщинам участвовать в таинствах нельзя. Лучше перенести событие на более удобное время. Однако ситуации бывают разные, и физиология не может подстраиваться под график запланированных человеком событий. Назначено, скажем, венчание, а организм «дал сбой», и за пару часов до таинства у невесты начались месячные. Можно ли венчаться? А что делать? Венчание проходит, и я советую молодой жене исповедаться в этом невольном грехе.

Мнение священника
Протоиерей Александр

— Считаю, что правы те святые отцы, которые признавали: единственная причина уклонения женщины в период месячного очищения от святых таинств — ее собственная совесть. Они реально называли это уступкой стереотипам, которые укоренились в нашем сознании с языческих времен. Двадцать первый век на дворе, а нас то и дело заносит то в язычество, то в иудаизм. С большой натяжкой я еще могу согласиться с тем, что нельзя в это время приступать к причащению, если в этом нет острой необходимости, каковой может быть внезапная болезнь.

Подведем краткий итог: в критические дни ходить в церковь можно. Большинство священнослужителей настоятельно не рекомендует причащаться без крайней необходимости. Что касается всех остальных, нередко надуманных, ограничений, то на этот счет существуют самые разные традиции и мнения: что, когда конкретно можно и нужно делать, а когда воздержаться. Такие вопросы лучше уточнять у священнослужителей того храма, который вы обычно посещаете.

Что можно, а что нельзя в храме?

Давайте теперь подробно рассмотрим, что не возбраняется женщинам делать в церкви:

  • молиться, участвовать в песнопениях;
  • покупать и ставить свечи;
  • находиться в притворе храма.

Как видно, разрешается только духовно пребывать в церкви. Но телесно делать ничего нельзя.

Запретов гораздо больше. Перечислим, что нельзя делать:

  • участвовать в любых таинствах (исповедь, причащение, крещение собственное или крестника/крестницы, венчание, елеосвящение);
  • прикасаться к иконам, кресту, мощам;
  • пить святую воду;
  • принимать освященные предметы (масло, образки, освященные предметы);
  • прикасаться к Евангелию.

Эти правила распространяются не только для посетительниц храмов, но и для тех, кто находится вне святыни дома, в поездке, на работе и так далее. Итак, можно ли в церковь с месячными? Да, но нужно быть внимательной.

Какие есть суеверия

Физиологическое течение менструального цикла изменяет состояние органов репродуктивной системы. Если оплодотворение не произошло, происходит отторжение функционального слоя внутренней оболочки матки, которое сопровождается открытием шейки и кровотечением.

Согласно древним преданиям, биополе женщины становится уязвимым, образуется «рана» через которую идёт потеря жизненной энергии. Боязнь проклятий и порчи объясняла причины запрета на посещение кладбища при месячных, которые регламентировались строгими предписаниями. Влияние суеверий приведено в таблице.

Народное суеверие Негативное влияние
Вторжение в женское тело существа «тонкого плана» Максимально открытая шейка матки становится уязвимой перед негативной энергетикой и легкодоступной для нечистой силы. Если девушка посещает кладбище с менструацией, возрастает риск вторжения нематериальных существ питающихся человеческой энергией. Последствия: смертельные заболевания, одержимость, половое распутство.
Передача покойнику своей «нечистоты» Естественное кровотечение ассоциируется с проявлением нечистоты физического и духовного состояния организма. Присутствие такой женщины на похоронах могло стать препятствием для ухода усопшего в иной мир. Неприкаянная душа может беспокоить живых родственников.
Привлечение вампиров В обществе эзотериков, кладбище принято считать обителью вампиров и существ, питающихся человеческой кровью. Согласно данной теории, девушка с месячными способна разбудить вампиров, для которых она будет вкусным обедом. Данное утверждение в современном обществе считается абсурдным и подвергается критике по многим причинам.

Современные взгляды церкви

В наше время многие прихожанки недоумевают по поводу запрета посещать церковные службы, даже обижаются такому к себе отношению. Но точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

Большинство церковнослужителей и богословов считают, что предвзятое отношение к особенностям женского организма является суеверием и пережитком. Но ведь есть и другое мнение. А поскольку в традициях православия в женщине приветствуется смирение и послушание, прихожанки часто просто не знают, кого слушать.

Например, аргумент тех, кто на стороне прекрасного пола, звучит так — церковь всегда была и остается приютом для всех, кого одолевают немощи, беды и скорби. А женщина в критические дни слаба не только физически, ей тяжело и в моральном плане. Так зачем же усугублять ее скорби пусть временным, но отлучением от встречи с господом в его доме?

А само признание женщины нечистой в такие дни унижает ее достоинство, превращая во второсортное существо. Протоиерей Константин Пархоменко, редактор православного интернет-портала «Азбука веры» и преподаватель Духовной семинарии, полностью на стороне женщин. Он уверен, что человека оскверняет только совершенный им грех, а не естественные процессы организма.

Многие служители церкви считают запрет на присутствие в храме и участие в обрядах устаревшим каноном. Сегодня во многих храмах женщины работают без оглядки на их месячный цикл — они наводят порядок, пекут просфоры, продают свечи, иконы, книги в церковной лавке.

С тем, что женщине во время месячных можно присутствовать в храме и молиться, согласно большинство служителей церкви. А вот с таинствами дело обстоит по-другому. До сих пор современные батюшки против, чтобы женщины причащались, принимали крещение и венчались во время менструации. Исключение делается только для смертельно больных и в том случае, если кровотечение продолжается длительный период и связано с тяжелым заболеванием.

Однако стоит отметить, что в храме никто не спрашивает прихожанку, есть ли у нее в данный момент месячные. Можно свободно приходить и участвовать в церковной жизни.

Чтобы не мучиться вопросом, идти или нет в критические дни в храм, лучше придерживаться порядков своего прихода. Если ваш священник против посещений, то лучше, подождать и со спокойной совестью прийти на богослужение в другой день. Своеволие и бунтарство не свойственны православным христианкам, поэтому получить разрешение (или запрет) на то, чтобы присутствовать в храме в «эти дни», нужно у своего духовника.

Ответ Нового Завета

В письме апостола Павла римлянам, глава 14, говорится о том, что «нечистота» является вымыслом самих людей.

Месячные – это явление, которое создал Бог. Это состояние женщины не может причисляться к нечистоте, как и не сможет оградить от кого-то защиту, любовь и благодать Божию. В Писании Нового Завета есть слова, которые сказал апостол Павел о том, что всякое создание Господне красиво и естественно. Все происходящие в организме и мужчины и женщины процессы являются нормальными.

Менструация – это очень значимое состояние для тела женщины. Роль этого процесса велика, поэтому запрещать женщине приходить в церковь во время месячных бессмысленно. Такое же суждение поддерживал Святой Георгий Двоеслов. Он говорил, что женщины созданы природой именно такими. Им разрешено приходить в храм в любом состоянии тела, потому что душа и духовное состояние намного важнее.

Первые христианки столкнулись также с проблемой возможности причащения в период менструации. Решение оставалось за ними. Одни боялись нарушать традиции и каноны и не прикасались к святыне, другие придерживались мнения, что только грех может отлучить их от служения господу и его любви.

Немало верующих женщин исповедовались и причащались, не признавая запрета и не замечая его в проповедях Христовых

В Новом Священном Писании акцентируется внимание Сына Божьего на духовное естество

Он старался достучаться до души человека и появился, чтобы искупить все его грехи, как и грех прародительницы всех живых Евы. При отсутствии веры у мужчины или женщины все поступки их считаются бездуховными.

Злые помыслы любого прихожанина говорили о его нечистоте, несмотря на чистоту тела. Храм стал не отдельным местом близости с богом, он перенесся в человеческие души. Христос учит нас, что дух и является храмом Божиим и его церковью.

Мужчины и женщины стали равны перед Богом. Когда-то случилось событие, возмутившее всех священнослужителей. В тот момент, когда в Храме находился Иисус, к нему подошла и коснулась одежд его дева, которая долгое время страдала от кровотечения.

Христос почувствовал ее присутствие, повернулся к ней и сказал о том, что ей помогла ее вера.

С того момента верующие люди разделились на тех, кто чтил Ветхий Завет и телесную чистоту, считая, что женщине строго запрещено приходить в церковь с месячными, и тех, кто последовал проповедям Иисуса Христа и принял веру его в Новый Завет и чистоту духовную: они перестали соблюдать это правило.

Новый Завет вступил в силу после смерти Христа, которая искупила все человеческие грехи и  стала признаком начала новой жизни.

Церковь заветов.

Не стоит забывать, что в Новом Завете, Матвей 9:20—21 описывается случай, как Иисус, почувствовав прикосновение женщины, страдающей истечениями 12 лет, не упрекнул ее. Он наоборот, подбодрил, призвав укрепиться в вере. Апостол Павел в послании Римлянам, 14 говорит, что нет ничего в себе самом нечистого, кроме того, что ты сам считаешь нечистым. И ни в одном месте Нового Завета не написано о нечистоте кровотечения.

Ходить или погодить?

Почему же этот вопрос по сей день является таким животрепещущим? Возможно, это происходит потому, что православные верующие редко сами читают Библию. Предпочтение отдается за толкованиями, либо прямыми вопросами, обращаться к батюшкам. Как же получается, что ответы тех, кто, по долгу службы, обязан в этом четко разбираться, такие противоречивые?

  • Запрет на посещение церкви женщинами с месячными порой основывается на том, что церковь не является местом кровопролития. Именно поэтому жертвы там совершаются бескровные, так как пролитие крови оскверняет святое место. По этой же причине для причастия используется красное вино, символизирующее кровь Христа. При пролитии же в церкви крови необходимо заново освящать храм.
  • В то же самое время в католической церкви подобный вопрос не стоит. Там нет запрета присутствия в храме женщин с месячными. Тем более, что средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, исключают кровопролитие. Следовательно, данное состояние не может расцениваться для запрета посещения церкви.

  • В свою очередь, в Ветхом Завете женщине с месячными запрещено не только ходить в храм. Ей вообще прикасаться к кому-либо, включая супруга. Кроме того, в церковь запрещалось ходить женщине после родов, 40 дней после рождения мальчика и 60 дней после рождения девочки. В это время она тоже считалась нечистой женщиной. Вместе с тем, если вникнуть в вопрос глубже, то подобные запреты могли быть вполне обоснованы. В жарком климате, в котором проживали иудеи, любая инфекция была смерти подобна. Женщина же во время месячных и после родов довольно уязвима в плане иммунитета. Поэтому запрет посещать людные сборища в это время вполне мог быть продиктован заботой о потомстве и самой женщине, ограждая ее от инфицирования.

Кому еще запрещался вход?

Следует заметить, что в храм также запрещалось заходить людям с болезнями. Это та же проказа, язвы, чесотка. Также запрет лежал на людях с любыми истечениями, независимо от пола, а также тех, кто накануне прикасался к мертвому телу. Тем не менее в этих запретах также нет ничего мистического. Все потому, что разносчики подобных болезней очень даже запросто могли дать распространение эпидемий. То же самое и касательно мертвецов, диагностов в то время было исчезающе мало, а хороших диагностов не было вообще, поди разберись, отчего умер человек и не перекинется ли его болезнь на того, кто обряжал покойника.

Ветхий завет был написан для полуграмотных племен, живших в крайне неблагоприятных условиях. И объяснять им что-то, увещевая и уговаривая, было крайне сложно. Если не сказать, невозможно вовсе, а порой и смертельно опасно. Можно было упустить попросту драгоценное время. Посему теми, кто писал Законы, многие предписания были преподнесены безапелляционным тоном, в виде обязательных постулатов.

Месячные — не приговор.

Ходить или не ходить в храм во время «обыкновенного женского», как это звучит на языке Библии, необходимо решать самой женщине. Грехом это не является ни в явном, ни в скрытом смысле. Поводом могут быть только собственные соображения, выводы и предпочтения.

Мнения священников

Что касается католиков, то они положительно относятся к девушкам с менструальным циклом. По их мнение девушкам не запрещено посещать храм в таком состоянии. Ведь в этом нет ничего постыдного или нечистого. Православные батюшки имеют различные взгляды на это событие. Одни положительно относятся к этому факту, другие напрочь отказываются видеть таких женщин в храме. Однако есть и такие отцы, которые не запрещают и отдают право выбора женщине. Если она хочет, то может свободно посещать церковь, только должна себя ограничивать в некоторых действиях: крещение, венчание и исповедь.

Это запрещается по медицинским соображениям. Венчание – это долгий процесс, который женщина может не выдержать. Как следствие головокружение и обмороки. Крещение – это процесс, напрямую связанный с водой. Поэтому не хотелось бы наблюдать в воде кровь. В менструальный период женщина особенно эмоциональна, поэтому не желательно ей присутствовать на исповеди. Ведь нельзя сказать точно, что в этот момент речь у девушки будет разумной, а ее действия вменяемые.

Современное мнение священнослужителей таково: женщине можно и нужно посещать храм. Это раньше, из-за отсутствия гигиенических средств женщина могла испортить пол в храме. Сейчас таких проблем нет, а поэтому, не является поводом запрещать ходить в святыню.

Немного из истории

Такой запрет может быть обусловлен традициями первого века, они соблюдались определенным количеством людей, наличие богословских убеждений в Ветхом Завете послужило основанием для этого

Также это являлось некоторыми мерами предосторожности для некоторых слоев общества. Предусматривалась и абсолютно противоположное поведение людей, которые каждую неделю ходили в православную часовню при месячных, они осуществляли причащение и стояли службы

Отлучения от церкви не происходило, по крайней мере никто не упоминает этого в древнейших источниках, связанных с религиозным учением.

Аргументы тех, кто считает, что нельзя ходить в церковь о время месячных

Если спросить женщин: почему нельзя ходить в церковь во время месячных? Ответы могут быть самыми разными, самые распространенные из них следующие:

  1. По семейной традиции -так считала моя бабушка, мама и т.д.
  2. Когда идут месячные, то это выходит что-то «ненужное» или «грязное» -в это время лучше не ходить в церковь.
  3. Существует мнение, что в церкви не должна проливаться никакая кровь.
  4. Говорят, что женщина с месячными может осквернить иконы и т.д.
  5. Некоторые священнослужители не рекомендуют ходить в церковь с месячными.

Церковная практика в этом вопросе очень рознится, так как понятие нечистоты на западе полностью отсутствует. Западные христиане придерживаются мнения Климента Римского о том, что если женщина имеет Святого Духа в себе, то на протяжении 7 дней менструации – она также имеет Святого Духа, и не месячные, не роды, ни кровотечения не могут отлучить ее от Святого Духа. По этой причине женщина может спокойно ходить в церковь, причащаться, участвовать в крещении во время месячных, сразу после родов и т. д.

На Востоке есть ответы священнослужителей, которые содержат запрет на посещение церкви или запрет на участие в Евхаристии девушек с месячными. Святой Дионисий Александрийский в III веке пишет о том, что верующие женщины с месячными не должны дерзнуть коснуться Святой Трапезы (причастия). Для подтверждения своих слов он ссылается на историю, описанную в Евангелиях, о женщине, страдавшей от кровотечения и не дерзнувшей прикоснуться самого Спасителя, а только лишь края Его одежды, так и благочестивые женщины могут молиться, но не прикасаться к Евхаристии.

Святой Тимофей Александрийский, живший в IV веке, выражает мнение о том, что во время периода менструальных выделений девушки не должны допускаться к крещению и Причастию.

Наш современник, патриарх Сербский Павел, рассуждая о женской нечистоте, написал, что «современные гигиенические средства эффективно справляются с тем, чтобы случайно не сделать церковь нечистой», поэтому он рекомендовал женщинам ходить в церковь, прикладываться к иконам, читать молитвы, предприняв все гигиенические процедуры. От причащения или крещения в этом состоянии тела женщине, по его мнению, лучше воздержаться.

Мнение о том, что женщине, запрещено посещать церковь разделяют некоторые современные священники приходов московского патриархата, хотя большинство относятся с пониманием к этому вопросу. Рекомендуется, если вы женщина, посещающая православную церковь, расспросить своего духовника или священника, о том можно ли ходить в церковь с месячными.

Праздники, похороны, крещение детей и менструация

В отношении девушек с месячными, идущих на похороны и отпевание умерших, нет никакого регламента со стороны церкви. Конечно, народ не избежал глупых суеверий на этот счет, поэтому многие наши соотечественницы боятся каких-либо последствий, однако на это нет никаких оснований.

Если православные праздники, крещение детей совпадает с критическими днями, то не стоит пренебрегать посещением храма. Некоторые считают, что иконы должны обязательно располагаться особым образом к менструирующей женщине, однако это также является чьим-то вымыслом.

Отношение других религий к менструации

Их всех христианских конфессий только восточная православная церковь до сих пор имеет некоторую неясность по этому вопросу, католики и протестанты по этому поводу давно не устанавливают никаких правил и женщина может свободно ходить в костел, молитвенный дом с месячными.

В иудаизме все постановления относительно женской нечистоты остались и исполняются до сих пор. В мусульманстве также есть определенные ограничения, но женщина не называется нечистой в эти дни, но также запрещены половые отношения.

Буддизм, индуизм, восточные религии имеют определенные запреты для женщин в эти дни. Так в некоторых деревнях были и остаются специальные хижины, в которую при наступлении ритуальной нечистоты можно было отсылать девушек, и только по окончании менструации они могли покинуть ее.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий