Что за значение греха «лихоимство» и что о нём говорит православие?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ЛИХОИМСТВО»

Известно, что корень этого слова «лихва» уходит в глубокое прошлое и означает обычную взятку, вымогательство или взятие процентов под одолженные деньги.

Лихоимство – это желание получить то, что тебе не принадлежит, но под очень благовидным «соусом». Я беру взятку, понимая, что беру что-то, не имеющее ко мне никакого отношения, что-то, что даётся мне за ту или иную услугу, которую я мог бы оказать просто так. Получение богатства неблаговидными способами – это самое настоящее лихоимство, считающееся, пусть не смертным, но очень серьёзным грехом.

Не заработанные собственным трудом средства или подати, но берущиеся с лёгкостью от другого человека с целью обогащения, всегда считались дурными, бесовскими. Конечно, кражей такие действия не назовёшь, но «пахнет» такой метод обогащения довольно смрадно.

Этимология

В толковом словаре говорится, что слово «лихва» имеет праславянское происхождение, которое характерно также для:

древнерусского, старославянского, русского, украинского и болгарского «лихва»;
сербохорватского «ли̏хва»;
словенского lȋhva;
чешского lichva – «ростовщичество»;
польского и верхнелужского lichwa.

Слово является заимствованным из готского, где имеется существительное leiƕa, означающее «ссуда», «заем», а также глагол leiƕan, значение которого — «ссужать». С таким же значением есть и похожий глагол в древневерхненемецком, который пишется lîhan.

Продолжая рассматривать, что такое лихоимство, целесообразным будет обратиться к словам, близким по смыслу к «лихве».

Что такое скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство?

Здравствуйте, Елена!

Объяснения молитв есть в толковых молитвословах; кроме того поищите книгу «Как научиться понимать молитвы утренние, вечерние и ко Святому Причащению», там Вы найдете объяснения всех трудных мест. Привожу Вам выдержки из этой книги, где дается объяснения интересующих Вас слов:

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обмер, обвес, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло – например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов или использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденного – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» («Православный катехизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание «мшела» — корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. Примечание протоиерея Сергия Правдолюбова: Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» — поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд., или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников процентами, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишней работой, если во время голода продают хлеб по завышенной цене («Православный катехизис»). В широком смысле «лихоимство» означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении данное слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9,5; Еф. 4,19 и 5,3; Кол. 3,5).

Грех лихоимства и его опасность

Фото: Teni-istorii.ru

Лихоимством можно назвать процесс, нарушающий права и свободы человека, с целью получения больших материальных ценностей. Чтобы разобрать этот грех детальнее, стоит рассмотреть ряд действий, хорошо его характеризующих. Человеку можно приписывать грех лихоимства, если им выполняются следующие поступки:

  • получение заработка на чужой беде;
  • выдача денег другим под проценты;
  • использование чужого труда незаконно;
  • чрезмерно низкая оплата тяжелого, изнурительного труда.

По-другому, этот грех можно назвать жадностью или любостяжательством, а возникает он из-за чрезмерной любви к материальным благам. Именно погоня за большими финансовыми благами толкает людей на подлые поступки, которым очень сложно найти оправдание. Совершая этот грех, человек нарушает заповедь «Не укради», а чем больше человек занимается подобной деятельностью, тем глубже попадает в греховную бездну, выбраться из которой не так уж и просто.

Мшелоимство: что это за грех

Толкование

Значение этого слова можно трактовать двояко. В первом варианте оно восходит к древнерусскому слову «мшел», означающему «корысть», в иной интерпретации — «вещь», «имущество», и в церковном контексте современного языка его можно перевести как «корыстолюбие». Вымогательство и взяточничество — из этой же категории. Корыстолюбие классифицируется православной церковью как страсть, причем порочная, греховная, сродни сребролюбию.

Второй вариант более «приземленный». Его нередко ассоциируют с замшелостью, т.е. тем, что поросло мхом, замшело. Это может означать собирательство (чаще бессмысленное) старых, уже никому не нужных — замшелых — вещей, откладывание на всякий случай (как говорится, на черный день) продуктовых запасов.

Ярким образцом мшелоимца является гоголевский Плюшкин, занимавшийся накопительством всякого хлама ради самого этого процесса.

В «Православном молитвослове» в молитвах вечернего правила есть исповедание повседневных грехов, среди которых упоминается и мшелоимство.

Плюшкин — наглядный пример.

Молитвословы в прежние времена были составлены для монашествующих, и грех этот осуждался тогда, когда монах окружал себя красивыми или ценными вещами, собирая и накапливая их, хотя в обиходе они ему были совершенно не нужны. Не нужны они в таких масштабах и мирянину.

В чем же состоит грех? Ну собирает человек себе шмотки и никого при этом не обижает! А грешно это, с точки зрения церкви, по нескольким причинам.

  • Вещи должны использоваться для той цели, для которой они созданы, а не являться экспонатами «домашнего музея».
  • Приобретение лишних вещей — это уже угода своим слабостям.
  • Создание вещного культа — по сути это сотворение себе кумира, от чего предостерегает Библия.

Копить, хранить, беречь, коллекционировать — для этого ли создаются предметы обихода? Они должны «работать», иначе человек впадет в зависимость от них и, сам того не замечая, станет скупым, жадным.

Разновидностью греха мшелоимства является мздоимство. Что это за грех? Старинное слово «мзда» со вполне нейтральным изначальным значением все чаще употребляется с негативным оттенком, говорящим о продажности, подкупе.

Мздоимство — получение подарков, подношений с целью подкупа, откровенных взяток.

Этот вид мшелоимства со временем также превращается в коллекционирование подобных даров, любование ими и похвальбой перед знакомыми, а нередко и прямым выпрашиванием, если не вымогательством, того или иного предмета вожделения.

Страсть коллекционирования, по большому счету, то же мшелоимство. Человек отдает огромные деньги за какой-то «экспонат», который никто, кроме него, не увидит.

Мшелоимство — это вещизм.

Равным образом ко мшелоимцам можно отнести и заядлых шопоголиков, для которых шопинг — буквально смысл и цель жизни. Такие люди могут накупить столько обновок, что будут не в состоянии даже хотя бы однажды надеть их. И главное, что без них вполне можно обойтись.

Это своего рода идолопоклонство. Как, впрочем, и привычка к старым испытанным вещам (одежде, обуви).

Подводя итог сказанному, сей грех можно определить совершенно современным словом — вещизм. Его значение предельно прозрачно — патологическая любовь к вещам, порабощение ими. В этом случае временное и преходящее наносит ущерб заботе человека о его участи в Вечности.

Можно ли избавиться?

От любого греха при искреннем желании можно избавиться, покаявшись в нем на исповеди. Бороться со мшелоимством необходимо, развивая в себе противоположные добродетели:

  • бескорыстие,
  • забота о благах и дарах духовного плана, а не о тленных вещах,
  • милостыня,
  • милосердие к тем, кто нуждается,
  • нежелание накопительства, приобретения земных богатств, т.е. стяжания,
  • равнодушие к богатству,
  • щедрость.

Это что касается духовной составляющей. «Бытовая» же часть включает в себя умение расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается.

Не помешает частое планомерное проведение ревизии в доме, в закромах, где могут обнаружиться залежи ненужных вещей или продуктов.

Прежде чем решиться на какую-то очередную покупку, хорошенько взвесьте, так ли уж она вам необходима.

Хорошим шагом будет вместо спорной покупки, которая, не исключено, будет потом просто перекладываться с места на место, реально помочь кому-то, возможно, в самом магазине, купив для него нечто жизненно необходимое.

Хочется привести точку зрения иеромонаха Серафима (Калугина), согласно которой, миряне в идеале могут избавиться от этого греха, в прямом смысле отдав последнюю рубашку нуждающемуся. Но поскольку далеко не все к этому морально готовы, то достаточно поделиться хотя бы вещью, которая лежит у вас на полке мертвым грузом, а кому-то она действительно нужна.

Знакомьтесь: Мшелоимство — это грех, причем очень небезобидный

Даже неверующие люди обычно вполне осведомлены о смертных грехах. В конце концов, литература и кинематограф часто упоминают о них. Однако народ склонен забывать, что грехи не ограничиваются смертными – их гораздо больше семи, и грешными такие деяния считаются вполне обосновано.

Другое дело, что вред, наносимый ими, куда меньше и обычно наносится грешником самому себе, поэтому эти проступки считаются менее «важными». При этом все же такие провинности осуждаются церковью, и очень не зря.

Среди них фигурирует некое «мшелоимство» – это опять же грех, причем такой, который в первую очередь опасен для самого человека и его ближайшего окружения.

Что же значит это слово?

Происхождение его связано со старославянским словом «мшель». Толкований оно имеет несколько. Самое распространенное – вещь, но иногда трактуется и более широко, тогда оно обозначает имущество. Церковь подразумевает под этим словом в основном выгоду, корысть и прибыль.

Соответственно, можно сказать, что мшелоимство – это вещизм, зависимость от предметов, стремление их накапливать, собирать и ни в коем случае их не лишаться (любым образом: ни продажа, ни дарение, ни даже использование не подразумевается, ведь от последнего предмет приходит в негодность, и мшелоимец ею больше не обладает).

Разновидности греха

Самая простая и относительно безобидная церковью определяется как мздоимство. В этом варианте грешник берет взятки вещами (классические пример – «борзые щенки»). Дальше идет коллекционирование подарков, причем они хранятся, даже если абсолютно не нужны.

Человек начинает даже клянчить или вымогать сувениры у дарителей, пусть даже и получит какую-нибудь откровенную ерунду. Однако самый тяжелый вариант, когда мшелоимство – это тупое собирательство всего подряд, стаскивание в дом и хранение в нем всего, до чего человек может дотянуться.

В советские времена такое поведение носило название «синдром Плюшкина».

Изначально мшелоимство – грех, который ставился в вину монахам, собиравшим в кельях вещи, никак не соответствовавшие монастырскому уставу. Особенно это касалось объектов, не несущих прикладного значения, или излишне украшенных, вычурных предметов обихода. Однако с тех пор понятие мшелоимства несколько развилось и получило новые толкования.

А почему это грешно?

Духовные отцы приводят несколько причин, по которым такой порок причислен к грехам. Главной из них считается неупотребление вещей по прямому назначению. Ведь мшелоимство – это просто хранение собранных, купленных или подаренных предметов, которые были созданы с целью служения людям. Нарушение предназначения – это пренебрежение Господними указаниями.

Далее: вещи должны приобретаться в случае необходимости, а не ради удовлетворения болезненной склонности. А самое главное – человек привязывается к предметам, начинает служить им и своему пристрастию, хотя должен служить Богу.

Здесь уместно вспомнить про «не создай себе кумира», а такое безудержное накопление уже вполне подобно поклонению искусственно созданному идолу.

Порок или болезнь?

Современная медицина склонна считать, что мшелоимство – это одна из разновидностей психических заболеваний. Причем оно разделено на несколько подтипов. Один из них получил название патологического накопительства (силлогомания).

Пораженные этим заболеванием люди накапливают огромное количество вещей, которыми никогда не пользуются. Причем захламление помещения доходит до того, что его обитатели не могут ни передвигаться по дому, ни вести нормальную жизнь: все пространство забито какими-то предметами.

Дополнительным признаком этого ответвления патологии является бессистемное сваливание находок в кучу.

В медицине такой вариант мшелоимства называется «ониомания»

При ней человеку уже неважно, что, где и зачем покупать, лишь бы это делать. Зачастую покупки потом и не используются

Зато шопоголики могут говорить о них часами, при этом знают, в каких магазинах и в какое время бывают распродажи, а сами периодически удивляются, зачем они купили какую-то безделушку.

Понятно, мшелоимство – это не воровство, не убийство, не прелюбодеяние… Однако жить с человеком, отягощенным таким грехом, и некомфортно, и неспокойно, и очень накладно.

Страсть к богатству в православии

Что такое сребролюбие в православии? Это одна из восьми главных страстей. Сребролюбие — антипод любви. Не может человек любить кого-либо и что-либо, если он помешан на деньгах. Даже если такой человек внешне кажется набожным, ходит в храм, посещает святые места, какой толк от этого?

Приходит такой богомолец на службу, а у ворот храма нищий стоит. Человек делает вид, что не видит его и быстро проходит мимо. А в храме ни свечки не купит, ни записки за своих близких не подаст. Он воображает, что присутствуя на службе, молится за весь мир. А это не так. За весь мир молятся святые подвижники. На Афоне, к примеру, или на Валааме. Которые ночами в молитве пребывают, для отдыха на стул опираются. А мы? Какие мы молитвенники? Дай бог, раз в неделю, по воскресеньям в церковь выбираемся. И мимо нищих бегом пробегаем.

Почему многие беды происходят из-за денег? Не столько из-за их наличия, сколько от жадности до них. Потому, что сребролюбивый человек становится слеп. Он ничего не видит, кроме денег. Он ненавидит тех, кто по его мнению, хочет лишить его материальных благ. Если такому человеку указать на его погибельное состояние, он возненавидит того, кто это делает.

Это как случай с окном и зеркалом. Одному мудрецу задали вопрос, чем страшен грех сребролюбия. Он подвел спрашивающего к окну и попросил описать, что тот видит. Человек описал красивую осеннюю природу за окном. Тогда мудрец провел его к серебряному зеркалу и задал тот же вопрос. На что был дан ответ: я вижу себя. Мудрец улыбнулся и сказал, что всего несколько грамм серебра, а уже ничего не видишь, кроме себя.

Так и сребролюбивый человек. Он уже ничего не видит, кроме своих нужд в деньгах.

«Вещелюбие и мшелоимство горше сребролюбия»

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства

(т.е. излишества различных вещей), 

то эта немощь, по рассуждению святых отцов, 

горше и пребедственнее сребролюбия»

(Лев Оптинский)

Мшелоимство – греховный недуг (страсть) приобретения и/или накопления вещей излишних. Приобретаются они, собираются ли не нужды ради и/или их служения человеку, а просто чтобы было. Слово «мшель» означает прибыль или мзда, корысть.

Существует несколько видов страсти мшелоимства: взятки ценными вещами, любовь к подаркам, коллекционирование и просто собирание всякого хлама. От этой страсти не застрахован ни богатый, ни бедный человек. Многие пожилые люди подвержены страсти мшелоимства. Вещи, которые они хранят, давно не используются по назначению и ни кому не нужны. Но выбросить их жалко, поэтому дом превращается в склад различного хлама из старой и ненужной посуды, одежды, обуви.

Интересный факт
По мнению православного психолога Ирины Яковлевны Медведевой  мшелоимство  – это не только проблема духовная, но и психическая, сродни одной из форм такой психопатологии, как шизофрения. 

Современный шопоголизм – это тоже вышеупомянутый недуг. Людьми владеет страсть к приобретению все новых и новых вещей, из которых многие не будут использованы по назначению. Вещи будут висеть в шкафу без надобности.

Протоиерей Димитрия Беженарь упоминает и о существовании   мшелоимстваинтеллектуального. Когда в сознании человека хранятся ненужные воспоминаниякто, где, с кем, когда, зачем. И не просто хранятся, а постоянно мысленно перебираются, нарушают покой и сон, доставляют массу хлопот и потерю нервных клеток. И если мусор из вещей можно разгрести и без помощи заболевшего, то интеллектуальное мшелоимство лечится только им самим, с Божьей помощью.

По словам старца ПаисияСвятогорца

Интересное сравнение безмерной любви к вещам у святителя Тихона Задонского, он сравнивает ее с великим безумием. Как можно любить мертвое, бессмысленное и бесчувственное создание, которое в ответ любить не может. А потому и человеку   ненадобно любить вещь, а лишь Господа и ближнего своего. А если кто возразит: «ведь создано все для человека. Да, чтобы вещь служила человеку, а не наоборот.

С появлением различной техники, смысл которой – помогать людям, получился обратный эффект. Люди стали зависеть от телевизоров, компьютеров, айфонов, микроволновых печей, кофеварок и многого другого. Потакая своим прихотям, стали заложниками предметов, которые в жизни вечной не нужны. 

Чтобы избавиться от любой зависимости, в том числе от вещевой, нужно призвать на помощь Бога.«Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (Псалтирь 21:20). Ведь только Он один знает, какие намерения на благо, а какие на зло. 

«И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:11-13).

 Это интересно: Стяжательство: что это за грех

Скверный прибыток

«Фокусник». Иероним Босх

Скверноприбытчество – это разновидность страсти сребролюбия.   Дословнополучение прибытканеправедным путем, скверным, в виде преступной наживы. По словам апостола Павла:

Словосочетание «из постыдной корысти» в переводе на старославянский язык означает: «скверного ради прибытка». 

Примеров скверноприбытчества достаточно много. В 90-е годыкогда происходил передел собственности в России, скупали ваучеры за гроши, обманным путем забирали в собственность целые предприятия, оббирая народ. То, что было построено предками за десятилетия, присвоили за несколько месяцев.Скверное приобретение? Несомненно! 

В чем еще заключается скверноприбытчество

  • Обвес и обман покупателей – путем изменения показаний на весах.
  • Получение прибыли путем удовлетворения или разжигания греховных страстей    (причиняя людям зло) – вовлечение в азартные игры: казино, карты, игровые автоматы, ставки на выигрыш.
  • Мошенничество – подделка и/или использование   поддельных    документов,   дипломов, удостоверений, талонов на проезд…
  • Скупка краденного – телефоны, вещи, техника, золотые изделия по дешевке.
  • Тунеядство – согласно «Православному катехизису», если человек получает плату за то, что не исполняет или исполняет не должным образом и не приносит пользу, он словно крадет — и плату, и пользу.

Приобретение будет скверным и в том случае, если люди обогащаются, используя свой авторитет, служебное положение или, если это касается церкви, священный сан.

Обращаясь к коринфянам апостол Павел категоричен

Однако, в Евангелии от Луки, в притче о начальствующем мытареЗакхее,   Господь   говорит:

«ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:9–10).

Чем Закхей угодил Иисусу? Мытари часто пользовались своим положением и обогащались нечестным путем, грабя и обижая близких. Мытарь искренне осознал вину свою перед людьми, в покаянии решил отдать половину своего имения нищим и вчетверо воздать тем, кого обидел.

Значит и у скверноприбытчиковесть шанс на спасение.

Лихоимство — богатство любым путем

Лихоимство или лихоимания – разновидность страсти сребролюбия.   Страсть аналогичная любостяжанию, но в отличие от нее сопровождается безмерной алчностью к приобретению богатства путем коррупции, обмана, воровства, предоставления денег в долг под проценты, незаконного использования чужого труда, занижения оплаты труда или ее присвоения, наживы на чужой беде, спекуляции. 

Эпидемия коронавируса(завышение цен на лекарства и маски спекуляция) вскрыла нарыв в фармацевтической отрасли и показала насколько она подвержена лихоимству. В момент всеобщей трагедии, когда на кону находится здоровье и жизнь народа, фармацевтические компании, воспользовавшись ситуацией, наживались на болезни людей. 

Сюда же можно отнести работу ритуальных агентств, которые за свои услуги взимают с несчастных, горем убитых людей,очень высокую плату. 

Аналогичная ситуация с банкирами, которые под непомерно высокий процент выдают людям кредит и сажают их на многие годы в долговую яму. 

В Писании четко определен запрет на ростовщичество:

  • «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле» (Втор. 23:20).
  • «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (процентов)» (Исх. 22: 25).
  • «Не бери от него и прибыли и бойся Бога твоего;  чтоб жил брат твой с тобою» (Лев. 25: 36).

Запрет на ростовщичество и в правилах Святых Поместных и Вселенских Соборов.  Если мирянин отдает деньги в рост и живет от этого, то он отлучается от церкви, священнослужитель извергается из сана. Почему запрещено ростовщичество? Да потому, что благодаря ему появляется группа людей, которые сами своими руками ничего не производят, а процветают за счет других. Почему чужеземцу можно давать в долг? Потому что он – потенциальный враг, вернувшись на свою родину, он может объявить войну.

Это интересно: Значение греха ростовщичества

Такое ощущение, что Россия – полигон страстей и пороков. Страсти эти некогда чуждые русскому человеку, как нарушающие законы Божьи, ныне расползлись, словно змеи по всей земле русской. Можно обвинить в этом Западную цивилизацию, охваченную неудержимым стремлением к богатству любым путем. Ведь именно оттуда, по словам И.В. Киреевского:

Обогащение считалось делом греховным и неправедным. И чтобы покаяться за такой грех, богатеи щедро раздавали милостыню нуждающимся.

Причина российского лихоимства сегодня – потеря духовности в обществе, отсутствие веры и страха Божьего. 

По словам Иоанна Златоуста:

Лихоимца можно сравнить:

  • с врагом Божиим – за бесстрашное нарушение Божьих законов;
  • с врагом человеческим – за бесстыдное унижение и разорение людей;
  • с врагом себе – за погубленную душу.  

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блудникам и пьяницам чтобы спастись, нужно покаяться пред Господом. А лихоимец должен оставить свои грехи, вернуть то, что похитил, а если невозможно это сделать, то раздать похищенное и жить по законам Божьим, тогда жив будет, не умрет. Об этом сказано в Священном Писании в Книге пророка Иезекииля (Иез. 33:14–15).

Василий Великий дает поучения тем, кто имеет власть над людьми: 

На вопрос: «что мне делать, – я скоро увлекаюсь страстями?» Святитель Феофан Затворник отвечает:

По мнению протоиерея Дмитрия Николаевича Смирнова, чтобы излечиться от любого греховного недуга, нужно сначала осознать свой грех, свою ничтожность по отношению к пострадавшим людям. Потом искренне попросить Господа: «Боже мой, помоги мне укрепить мою решимость изгнать из сердца грех и начать жизнь с чистого листа».

Только просить нужно со смирением, покаявшись в своей греховности, так как гордый и самонадеянный человек будет посрамлен. Только призывая силу Божью, можно создать что-то духовное.

Милостивый Господь не желает гибели грешника и ждет его искреннего покаяния. Все в Его великой власти простить и помиловать. В истории христианства есть множество примеров, когда Господь прощал людям совершенные грехи и даже преступления.   Таковым был Георгий (Юрий) Святославович, князь Смоленский.

21

Декабря
1406 года

Будучи сильно пьяным, он убил князя Симеона, а жене его Иулианииотрубил ноги, руки и приказал скинуть ее в реку. Осознав содеянное, он всю оставшуюся жизнь провел в слезах и покаянных молитвах, был прощен и даже стяжал святость.

Мария Правдина 

Ненасытная наклонность

Лихоимство — что это за грех? Как понять, что такое? человек одержим лихоимством? Он демонстрирует ненасытную страсть к деньгам. Такое эффект, что ему всегда их мало, сколько бы не получал. Текущий человек теряет всякую совесть и может обобрать до нитки доверчивую бабушку, оставив ее вне пенсии. Лихоимца не трогают несчастья других людей, он и у ребенка малого заберет последнее. Лихоимцы в жизнь не не могут насытиться деньгами, им всегда мало чужого добра. Они готовы хотя (бы) убить, чтобы завладеть чужим достоянием.

Важно! Любая парадоксомания, кроме страсти к Богу, считается греховной. Эта страсть поражает душу человека, какой отступил от Бога и заповедей

Он сделал свой выбор в этой жизни — трендец души ради временного наслаждения. Человеку кажется, что он кончай жить вечно на земле, поэтому богатство ему пригодится. Нате самом деле никакое богатство не спало людей от смерти и наказания Божьего. Аппарат не понимают, что любые материальные блага на самом деле принадлежат Богу, а демоны не долее чем охраняют их на земле. Но демоны умеют хорошо колено)), поэтому внушают людям, что именно они являются хозяевами несметных сокровищ

Эта страсть поражает душу человека, какой отступил от Бога и заповедей. Он сделал свой выбор в этой жизни — трендец души ради временного наслаждения. Человеку кажется, что он кончай жить вечно на земле, поэтому богатство ему пригодится. Нате самом деле никакое богатство не спало людей от смерти и наказания Божьего. Аппарат не понимают, что любые материальные блага на самом деле принадлежат Богу, а демоны не долее чем охраняют их на земле. Но демоны умеют хорошо колено)), поэтому внушают людям, что именно они являются хозяевами несметных сокровищ.

Упражнения лихоимства в современном мире:

  • отнимают чужую имущество, пользуясь служебным положением;
  • присваивают чужой труд и пользуются его плодами;
  • непомерное беспокойство должников/заёмщиков процентами;
  • бессовестная эксплуатация чужого труда за дешево;
  • спекуляция и завышенные цены на продукты во время кризиса, войны, неурожая.

Обманутым демоном людям придется хоть в воду. Если другие грехи (блуд, пьянство, чревоугодие) прощаются сразу истечении (года) их искоренения, то с лихоимством намного сложнее: нужно вернуть людям награбленное. Во вкусе это сделать, если большую часть награбленного лихоимцы успели истратить? Есть второй путь покаяния — раздать награбленное нищим и остаться минуя копейки денег, чтобы покаяться. Сможет ли лихоимец сделать оный шаг? А ведь многие монахи отказывались от своих законных состояний и наследства из-за служения Богу в чистоте помыслов и с чистыми руками. На такой поступательное движение способен лишь тот, кто искренне служит Богу.

Итак, многостяжание

Накопительство, ненасытимость в обретении богатств, болезненное пристрастие к обилию имущества.

Антоний Великий утверждает, что этот грех рождается на почве забвения страха Божия и неправедной жизни. Многостяжательные люди забывают о том, что жизнь не вечна, а после смерти (которая одинаково ожидает и бедных, и богатых) душа берет с собой не имущество, а только дела свои, праведные и неправедные. Также любое сребролюбие может возникать от недостатка веры в Божью помощь, беспечности, тщеславия.

Церковь считает, что многостяжание постепенно отлучает человека от Всевышнего, постоянно отвлекая его от праведных мыслей заботой о бренных материальных вещах.

Как каяться в этом грехе

Мало просто читать определенную молитву — нужно взращивать в себе добродетели, по сути являющиеся противоположностью многостяжанию:

  • милосердие к бедным, готовность раздавать милостыню;
  • щедрость к родным и близким;
  • бескорыстие;
  • мысли о своей душе;
  • страх Божий и память о собственной смертности.

Самой же сильной добродетелью считается нерастяжание: это спокойствие, свобода духа, полноценно доверительные отношения с Господом, мягкость в сердце, мир в душе. Достигнуть такой добродетели можно не сразу, а только долгими христианскими трудами.

Чем раньше человек начнет искоренять этот грех, тем легче ему будет с ним справиться.

Бороться нужно не только с самим накопительством, но и с мыслями о нем (желанием иметь много вещей, попытками в собственной душе оправдать многостяжание).

К Господу можно обращаться такими словами, даже ежедневно:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий