Колесо сансары

Колесо сансары в буддизме

Основа учения о колесе сансары очень хорошо описана и
структурирована именно в буддизме. Там оно представлено в виде четких
причинно-следственных связей, который зависят от нашей кармы и реинкарнации.
Выход из замкнутого круга перерождений называется Просветлением. Согласно
Буддизму, существует много разных миров и существ, живущих согласно той карме,
которая у них накоплена. И в этой религии колесо сансары объединяет все эти
миры, а в них нет ничего постоянного и неизменного: все движется, меняется.
Круг перерождений изображается как тележное колесо, которое непрерывно
крутился, совершая обороты. В нем восемь спиц и ступица в центре.


Будда

Есть легенда, что первый рисунок его сделал Будда, выложив
рисовыми зернами на земле. Восемь спиц символизируют количество стадий
Восьмеричного пути истины, которое исходит от учителя.

Лама Гампона, живший на рубеже XI-XII, считал, что суть колеса
сансары – пустота. А значит все миры, которые имеются для перерождения, не
реальны: в них нет истины, смысла и больше похожи на облака в небе из-за своей
постоянной изменчивости. Потому – это бесплотная фантазия и ничего больше.

Вторая характеристика – иллюзорность. Все, что окружает нас
обман, иллюзия и не существует на самом деле. Количество образов колеса сансары
бесконечно, но все они не несут под собой никакой основы: возникая, они тут же
меняются.

Третий атрибут сансары – страдание. Его Гампона назвал самым
важным, но стоит отметить – буддисты в это слово вкладывают другой смысл,
нежели привыкли мы. Это не антипод слова «счастье», а любая активность ума,
нестабильность эмоций, все что порождает новые эмоции и переживания. Для
буддистов антиподом страдания в их понимании будет спокойствие, невозмутимость,
умиротворение. При этом эйфория и чувство удовольствия должны
отсутствовать.  Именно потому привычная
нам обыденная жизнь и называется страданием – наполненная эмоциями разного
толка, она даже близко не соответствует покою и душевному равновесию. Как
считал Гампона – даже любовь причиняет дискомфорт: мы боимся потерять объект
привязанности, испытаем негативные эмоции. Даже удовольствие окрашено в темные
тона.


Схема колеса сансары

Буддизм, в отличие от ведических текстов говорит, что живые
существа и целые миры возникают и умирают, действуя сообразно закону кармы.
Можно представить себе это движение сродни белочкам в колесе, которые постоянно
исчезают и появляются вновь без возможности покинуть колесо.

Цикл колеса называют Махакальпа, состоит она из 24 частей,
каждая делится на 20 кальп. Первая четверть поворота отвечает за создание мира,
вторая – за его стабильность, третья – за гибель, четвертая четверть – мир
становится невидимым — бардо, обрабатывается его общая карма и создается основа
для его нового возрождения. Иногда говорят «оборот колеса сансары» при смене
эпох, мироуправления, правителей.

Колесо сансары является основой буддистского учения о
перерождениях и учит как выйти из него. Это учение называется «Благородные
истины», всего их четыре. Создал их Будда Шакьямуни, когда достиг Просветления.

1. Дукха: страдания, боль — этими чувствами пронизана вся
жизнь.

2. Самудая: все страдания идут от желаний, которых много,
они бесконечны и неудовлетворимы.

3. Ниродха: чтобы перестать страдать нужно прекратить желать

4. Магга – чтобы получилось перестать желать, надо следовать
особому пути и применять соответствующие методики.

Колесо сансары в буддизме

Буддисты опровергают мысль о том, что мы рождаемся всего один раз и поэтому за эту жизнь нужно успеть попробовать все. Такая философия порождает хаос необузданных желаний, которые наносят вред, как самому носителю, так и окружающим.
Бесконтрольно выполняя свои желания, живое существо ввергает себя во вращение колеса сансары – круговорот рождения и смерти.
В центральной части колеса сансары буддистами символически указаны три сильнейших яда, которые отравляют жизнь – невежество свиньи, потребляющей все, что попадается ей на глаза; страстная привязанность петуха, находящегося в полной зависимости от наслаждений и неугасимая мстительная злоба змеи, пропитавшая все ее тело. Они постоянно кусают друг друга, причиняя тем самым страдания.
Далее находится темный и светлый круг благоприятной и неблагоприятной судьбы. Символически в черном круге показан человек нисходящий на самое дно обусловленности, отравленный всеми тремя видами ядов. В белой части круга указано восхождение благодаря просветлению и желанию избавиться от страданий.
Накопление тех или иных поступков приводит к рождению в различных измерениях восприятия реальности.
Это может быть высшее измерение богов, достигаемое благодаря исключительно благостному образу жизни и стремлению к просвещенности.
Чуть ниже на колесе сансары находится мир полубогов. Туда живое существо попадает, если оно занимает активную позицию добра. Это измерение высших райских планет, управителей всеми энергиями космического мироздания. Сюда же относятся планеты, находящиеся в структуре вселенной ниже Земли. Хотя они принадлежат асурам, то есть демоническим существам, благодаря могуществу, достигнутому суровыми аскезами условия жизни на них не хуже, чем на планетах полубогов.
Следом идет рождение в человеческой форме жизни, в теле животного и, наконец, в мире преисполненных жадности духов.
Внешний обод колеса сансары в буддизме описывает причинно-следственные связи поступков.Спицы в колесе сансары указывают на прожитые жизни, все воплощения живого существа, которые были за все время существования в материальном мире.
Держит колесо Ямарадж – Великий держатель законов жизни и смерти, повелитель адских планет. Он назначает вид искупления душам, которые жили по собственной прихоти.

Что такое сансара

Начнём с того, что такое самсара, после чего расскажем, в чём заключается её смысл и назначение.

Рассказать в двух словах, что такое сансара, достаточно сложно, так как это слово употребляется сразу в нескольких религиях (индуизм, джайнизм, сикхизм, буддизм).

Слово «сансара» («самсара») является санскритской транскрипцией. Дословный перевод — «прохождение» или «протекание». При этом данным словом в индуистских мировоззренческих текстах называют перерождение, переселение души (реинкарнацию). Получается, что сансара, проще говоря — это и есть перерождение.

Однако на процесс перерождения в индуизме влияет «карма». В процессе жизни человек совершает поступки, которые определяют его будущее. В конце одной жизни подводят итог, который влияет на перерождение, решая, будет оно «высокое» или «низкое». Также стоит представлять сансару не как одну реинкарнацию, а как бесчисленное количество, в котором одна жизнь подобна маленькой песчинке на большом песчаном пляже.

Карма — это последствия всех ваших действий, которые выражаются в воздаянии. Карма представляет собой совокупность праведных и неправедных поступков, которые вы совершили в каждой из своих жизней.

Закон сансары: основные постулаты

Индейцы внесли в свою философскую теорию перерождения элементы учения Будды — китайского верования. В это философское направление внедрили идеи буддистов о том, что сущность людей в перерождениях не изменяется. Изменяется их мировоззрение, восприятие мира и существование, если они будут делать правильные поступки. Когда человек делает людям подлые и плохие действия, в результате получит болезни, боль, унижение. Если поступает по отношению к другим правильно, делает добрые дела, получает радость, умиротворение.

Основные правила закона сансары (кармического закона):

  • человек своими поступками определяет себе качество жизни;
  • от добрых и плохих дел зависит дальнейшее перерождение — механизм бхавачакра.

Этот механизм имеет 12 основных звеньев, определяющих составляющие в понимании мира. Эти звенья имеют названия и обозначают структуру личности:

  1. Авидья — импульсы от кармы, которым человек должен следовать для выполнения своего предназначения.
  2. Виджаняна — у человека изменяется сознание в результате воздействия импульсов.
  3. Намарупы — внешность или психический облик, которые формируют сознание человека.
  4. Нама-рупа — субстанция, помогающая формировать шесть основных чувств.
  5. Аятана — ощущение сформированных чувств. К ним относят зрение, осязание, слух, вкус и ум человека.
  6. Спарша — научение человека в восприятии мира.
  7. Ведана — чувства человека, возникающие в ответ на ощущения.
  8. Тришана — желания, формирующиеся на основе уже возникших чувств.
  9. Упадана — человек становится привязанным к чувствам, он уже зависит от мыслей.
  10. Бхава — существование личности, появившееся на основе привязанности.
  11. Джати — перерождение человека, возникающее на основании перечисленных этапов.
  12. Смерть.

Закон показывает циклы, с которыми человек сталкивается, согласно этому философскому направлению. Любой поступок по сансаре, любая мысль или слово, обязательно оставят на карме свой след. Именно кармический след определяет, каким будет следующее перерождение.

Буддисты в ощущениях и мировосприятии пошли дальше — они отрицают любой след на карме для счастливого окончания жизни. По их мнению, настоящий буддист не должен «запятнать» свою карму следами. Человеку должно быть чуждо любое желание, чувство. При этом закон сансары обходит его, что приведет к нирване и вечному покою.

3 качества Сансары

Ее природа — Пустота. Течение времени делает все непостоянным. Любая форма, будучи рожденной, сразу начинает стремиться к разрушению. Но истина вечна и бессмертна. Ее нет в том, изменчиво. Все, что мы боимся потерять – не истинно.

Ее проявление — Иллюзия. Сознание, скитающееся по кругу Сансары не способно видеть целого. Но любое явление – только одна из возможных альтернатив. Все, что нас окружает – мы сами создаем в своем уме. А главная иллюзия ума – это отождествления себя с материальной невечной формой.

Ее характеристика – Страдание. В буддийской традиции антипод страдания – тихое блаженство от существования. Любые эмоции уводят ум из состояния гармонии и умиротворения, что толкает на разрушительные действия, рождающие Карму. Но действия, совершенные без привязки к желаниям позволяет выйти за ее пределы.

Иконография Колеса Сансары

Обычно Колесо Сансары изображают в виде древнего колесничего, который имеет восемь спиц. На каждой из них, содержится множество подробных иллюстраций о том, что же происходит с душой на всех этапах круговорота, и что самое главное, отвечает на вопрос: — «Как выйти из Колеса Сансары?».

В центре изображения нарисован круг с четырьмя окружностями, которые поделены на сегменты. В каждом из них иллюстрируется действие законов кармы.  Центральные фигуры круговорота – три существа, что отравляют человеческий ум, а именно:

  • Свинья – как символ невежества;
  • Петух – олицетворяющий привязанность и страсть;
  • Змея – затуманенная гневом и отвращением.

Эти три яда омрачают разум человека, заставляя постоянно перерождаться, накапливая и искупая свою карму.

Второй круг именуется Бардо. Он состоит из светлой и тёмной части, которые символизируют благие деяния и грехи. Если душа устремилась к добрым поступкам – она переродится в благоприятных мирах. Души полные грехов, попадают на тёмную сторону и направляются в адские миры.

Третий круг делится на шесть частей, по количеству шести типов миров: начиная от самых светлых и заканчивая тёмными и мрачными. В каждой из секций находится  изображение Будды или святого учителя дхармы – бодхиставы, который часто приходит в наш мир из сострадания к живым существам.

Классификация миров в буддизме

Мир богов (дэвов). Обитатели этого мира – боги. Они полны блаженства и не задумываются о законах кармы или последующих перерождениях. Дэвы считаются бессмертными, но и их путь не вечен. Когда жизнь божества близится к концу, оно испытывает горечь и страдания во много раз превышающие человеческие, так как понимает, каких удовольствий лишается.

Мир полубогов (асуров). Существа этого мира полны гордыни, зависти и ревности. Асуры, в отличии от дэвов (богов), не являются бессмертными, но обладают очень большой силой.

Мир людей. Мир, основанный на привязанности и любви. Люди не видят вещи такими, как они есть, но имеют возможность учиться и познавать новое.

Мир животных. Обитатели этого мира живут в неведении и тупости, отдавая предпочтение естественным нуждам. Животные, в отличии от людей, не помышляют о духовном. По причине отсутствия воли, обстоятельства всегда берут верх над ними, а жизнь полна страха и беспокойства.

Миры голодных духов (претов). Обитатели этого мира одержимы вечным вожделением и ненасытной жаждой. Преты – это призраки, которые вынуждены жить в муках из-за невозможности утолить все свои страсти и похоти. Их излюбленное место обитания – перекрестки и ограды домов (владений).

Мир адских существ (нараков). Очень жестокий мир, где рождаются существа, чей ум наполнен злобой, гневом и жаждой мести. Ады (жители адского мира) испытывают нескончаемые страдания и муки.

Не смотря на то, что миры расположены по кругу, перевоплотиться можно как сверху, так и снизу. Из мира людей можно взлететь в мир дэвов (богов) или рухнуть в ад.

Внешняя рамка Колеса Сансары состоит из двенадцати изображений, которые символизируют законы кармы в действии:

  • Первое изображение – человек со стрелой в глазу, как символ отсутствия четкого видения;
  • Второй сюжет – мастер за работой, олицетворяющий зачатие (рождение нового);
  • Тритий сектор – представляет обезьяну, которая символизирует беспокойство ума;
  • Четвёртая картинка – изображает двух людей в лодке, как осознание себя и будущей жизни;
  • Пятое изображение – жилище с шестью окнами, как символ шести чувств восприятия человека;
  • Шестой сюжет – пара, символизирующая рождение в проявленных мирах;
  • Седьмой сектор – изображает воду, пролитую на раскалённое железо, как ощущения ума: нейтральные, отвратительные или привлекательные;
  • Восьмое изображение – пьющий алкоголь человек, который олицетворяет возникновение пристрастий или антипатий, на основе полученных ощущений;
  • Девятый сюжет – обезьяна собирающая плоды, как символ правил поведения, которые создает ум (желать приятное, избегать плохого, игнорировать нейтральное);
  • Десятый сектор – представляет беременную женщину, как символ взаимосвязи подсознательных штампов поведения и кармических предпосылок для нового воплощения в мирах сансары;
  • Одиннадцатое изображение – рождение дитя, как результат действия кармы, образованной в предыдущей жизни;
  • Двенадцатый сюжет – изображает покойника, символизирующего бренность жизни и её окончание. Таким образом, колесо сансары дало оборот для живого существа.

И последний элемент иконографии Колеса Сансары – Яма. Он крепко держит в своих зубах и когтях весь круговорот, являясь божеством смерти и бренности жизни. Яма считается посмертным судьёй и владыкой адского мира. Будто в противовес этому суровому божеству, за пределами колеса стоит Будда, показывающий на Луну.

Невежество – «двигатель» сансары

Индуистский взгляд на жизнь в сансаре – это многократное повторение смерти и перерождения. Это понятие ассоциируется со страхом, потому что бессмертная джива живет в теле, которое должно постоянно умирать и возрождаться к жизни, наполненной угрозой страха или голода, болью печали и лишений. Тело и чувства удерживают душу привязанной к сансаре, пока она не сможет реализовать себя.

Невежество атмана называется авидьей. Истинная природа души скрыта от нее, авидья — это та сила, которая скрывает атман от дживы. Эта преграда может быть удалена путем  медитации, ритуалов и жертвоприношений.  Невежество — это то, что удерживает душу в бесконечном цикле перерождений и повторных смертей, скрывая истинную природу «я». Как только эта завеса будет снята, джива сможет вырваться из круговорота сансары. 

Бхавачакравизуализация сансары

 Хотелось бы остановиться на таком понятии, как бхавачакра. Это простое и наглядное воплощение «колеса сансары», выполненное в виде круга, который разделен на кольца и сектора. Каждый из фрагментов бхавачакры изображает определенный сюжет или сценку, иллюстрирующий путешествие дживы (души) из жизни в жизнь. 

У бхавачакры есть несколько названий: колесо бытия, колесо жизни. Эти картины относят к буддистской традиции, они демонстрируют суть учения Будды о сансаре.

Легенда говорит, что Будда Шакьямуни своими руками нарисовал самую первую бхавачакру, чтобы показать своим последователям и ученикам принцип колеса сансары. Дело в  том, что в те времена многие люди, интересовавшиеся учением о перерождении, были неграмотными, поэтому Сиддхартха Гаутама и придумал этот наглядный способ иллюстрации идеи сансары.

Как разорвать бхавачакру

Прежде всего нужно избавиться от трех ядов, которые неизменно отравляют сознание человека. Очистившись таким образом, нужно сосредоточиться на духовном развитии.

И речь не только о том, чтобы соблюдать все правила буддизма и не пренебрегать его канонами (что это?) – нужны определенные усилия для объективного самоанализа, который поспособствует разрушению причинно-следственных связей, замкнувших человека в колесе сансары. Как это делается:

  1. попытайтесь осознать, из-за чего вы оказались в круге страданий – какие поступки, помыслы или деяния были отравлены алчностью, невежеством или злостью;
  2. определите условия, при которых вы могли бы освободиться от бхавачакры и перейти в другой, лучший сегмент колеса;
  3. совершите необходимые действия – избавьтесь от недостатков, верните долги, извинитесь перед людьми, которых обидели, и т. д.;
  4. далее неуклонно следуйте восьмеричному пути, который подразумевает постоянное преодоление препятствий в виде невежества, привязанности, гнева, глупости, ревности, зависти, гордыни, заблуждения.

Возможно ли полностью разорвать сансару и достичь нирваны? Пожалуй, нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Верить или не верить – каждый решит для себя сам.

Так или иначе, мудрость Будды учит самому хорошему в жизни

Совсем не важно, разомкнется колесо или нет. Важно то, каким человеком ты будешь

Круг сансары напрямую связан с законами кармы. Нынешняя жизнь человека зависит от прошлой, а будущая – от нынешней.

Эта закономерность говорит о том, что если человек ведет праведную жизнь, то он сможет в следующей жить лучше – например, иметь более высокое положение в обществе. Если же сейчас человек не благочестив, живет неправедно, то следующая жизнь будет намного хуже. Это один из главнейших догматов буддизма.

6 миров Сансары

Закон Кармы работает в двух направлениях: он может вознести или низвергнуть. Эта дуальная направленность Колеса Сансары обозначена разделением второго круга на два сегмента противоположных цветов. Черный — символизирует упадок и духовную деградацию. Белый – развитие и духовную эволюцию.

Третий круг символа Колеса Жизни разделен на 6 сегментов, обозначающих 6 миров Универсума. 3 нижних мира пронизаны мучениями. К ним относятся сферы по соответствию с каждым ядом ума.

3 нижних сферы:

  • Инфернальная или адская сфера – обитель гнева и злости;
  • Сфера голодных духов – обитель вожделения и страсти;
  • Мир животных — проживающих свое воплощение в неведении.

Высшие сферы Сансары представлены тремя формами бытия, в которых преобладает счастье, однако, они также не лишены страданий.

3 высших сферы:

  • Воплощенные в качестве божества находятся в состоянии блаженства от существования, но им также свойственна гордость;
  • Полубоги или асуры наполнены энергией действия, но им присуща зависть и ревность;
  • Воплощенные в мире людей имеют равные пропорции печали и радости. Считается, что в этой реальности наиболее высокие шансы достичь просветления и стать Буддой, познав в равной степени оба аспекта бытия. Но люди также подвержены влиянию сомнений, эмоций и желаний. И потому путь эволюции – это всегда путь преодоления.

Держит Колесо Сансары в своих зубах владыка смерти и повелитель загробного мира — Яма.  Он олицетворяет Принцип Кармы – суровый и неподкупный. Его образ напоминает о том, что созданные причины всегда возвращаются закономерным следствием к душе, ее породившей.

Таково бытие в изменчивом мире форм. Но истина в том, что жизнь и смерть – лишь иллюзия, которая кажется реальностью. Потому просветленный Будда вынесен за пределы круга. Он наблюдает со стороны за круговоротом жизни и видит три его главных качества.

Теперь сансара наряду с законами кармы объясняет причины и следствия жизни человека.

Она служит базисной основой не только для буддизма, но и для сикхизма, индуизма и джайнизма, а также некоторых других учений и направлений. На бхавачакре строится все понимание мира, его механизмов и особенностей влияния на каждую жизнь.

Все, что случается в нашей жизни – включая то, что должно было произойти, но не произошло, – неизбежно влияет на событийность и состояние нашего будущего.

То есть любые наши поступки, высказывания (и даже намерения и мысли) – это первозданные инструменты и одновременно строительный материал, посредством которых мы создаем собственную реальность.

Копнув глубже, обнаруживаем такую закономерность: каждый из нас, совершая любое деяние или даже только допуская какие-то мысли, непременно ощутит на себе в будущем все последствия, связанные с этими актами.

Такова суть причинно-следственных связей: то, что сегодня происходит, – всего лишь результат прошлых поступков, а то, что ожидает нас в будущем, становится результатом настоящих действий и мыслей.

Это и есть карма – линия судьбы, способная распространяться на последующие жизни. А накопление кармы –это основополагающий закон сансары, подразумевающий страдания, на которые обречен каждый человек, подвергаясь бесчисленным перерождениям.

Больше этих страданий или меньше – зависит от особенностей кармы (хорошая она или плохая).

Хорошая будет у человека, который вел праведную жизнь, совершал благие поступки, допускал только благостные мысли, а причинами плохой кармы становятся нездоровые страсти, невежество, дурные мысли, причиненное другим зло.

Кстати, первые упоминания о карме встречаются еще во времена, предшествующие рождению Христа.

Сансара же (иногда ее называют самсарой), как нечто более значительное, как своеобразное суммирование кармических характеристик, в дословном переводе с санскрита означает «вечное блуждание» или «движение без остановки».

И если карму можно уподобить отпечатку или «генетическому коду» судьбы, которую каждый человек берет с собой в новую жизнь после перерождения (реинкарнации),

Сансара – это непосредственно круговорот жизни, смерти и перерождений.

По сути это состояние души в новом времени и в новом теле.

Состояние бардо

Тибетская книга мёртвых Бардо Тхёдол подробно описывает всё происходящее с душой человека после смерти – куда она попадает, что видит и как должна себя вести. Эти ценные сведения, по мнению тибетских мудрецов, могли помочь и направить в загробном мире всех, обладающих знанием, особенно тех, кто умер внезапно.

Внезапная смерть является самой неблагоприятной во всех религиозных традициях. Она может быть следствием несчастного случая или нападения бандитов. Такую смерть называют еще безвременной или злой – душа, оказавшись вырванной из привычного мира, испытывает огромное потрясение, ей угрожает опасность. Древние знания призваны уберечь от опасностей в загробном мире.

В западной культуре состояние бардо связывают с положением души после смерти и до момента рождения в новом теле. В буддизме это понятие имеет более широкий смысл, оно дословно означает «между двумя» или промежуточное состояние.

В учении Алмазного пути идет речь о шести бардо:

  • умирание – от болезни до смерти;
  • посмертный опыт – переход души в её изначальное состояние и устремление к новому воплощению;
  • рождение – от зачатия до появления на свет;
  • жизнь – от зачатия до смерти;
  • сон – от засыпания к пробуждению;
  • медитация – от погружения в медитативное сосредоточение до возвращения в реальный мир.

Состоянием бардо можно также назвать жизнь в ожидании чего-то, когда время ощущается как промежуток между событиями.

Основные сведения о колесе сансары

Сансара как религиозный термин возник в индуизме, но наибольшее распространение в мире получило буддистское трактование. Поэтому далее будет делаться упор на взгляд буддистов, хотя в целом он имеет много общего с индуистскими верованиями.

Многие знакомы в общих чертах с концепцией перерождения (реинкарнации). Вот только для простого человека кажется непонятным, почему буддисты считают вращение в колесе сансары не совсем приятным делом. Казалось бы, что вот ты родился, прожил хорошую (или не совсем) жизнь, умер, а затем вновь появился на свет.

Буддисты же считают, что «нахождение» души в сансаре связано со страданиями. Пусть иногда в некоторых жизнях человека и ждут счастливые отрезки пути. Но даже они рано или поздно приведут к страданию. Ведь мирское счастье вызвано определенным объектом (любимый человек, деньги, вещь и т. д.).

Рано или поздно близкий человек умирает, деньги заканчиваются и надо зарабатывать их дальше, а вещь изнашивается или ломается.

Закон Сансары

Совершив плохой поступок по отношению к какому-то человеку, виновный наказывается по справедливым законам Высшего Разума. Того Разума, который связан со всем живым отношениями любви. Обиженный человек желает, чтобы его враг испытал то же, что и он сам. По высшему закону справедливости это желание начинает исполняться. Через определённый промежуток времени пожелание беды, по тому же самому закону, возвращается к тому, кто ненавидит своих обидчиков. Это и есть закон Сансары на понятном для русского человека языке.

Закон высшей справедливости формирует судьбу всех живых существ в мироздании. Добро награждается, зло наказывается. При осознании вины и исправлении душа переходит на новый уровень существования, пока не покорится новой страсти или страданию.

Какую информацию можно получить с помощью реинкарнации

Считается, что нам не дано помнить о своих предыдущих жизнях и что вся информация о них тот час перекрывается в момент рождения человека. Обычно что-то из прошлых жизней помнят малые дети, но и у них все эти воспоминания со временем исчезают. Лишь после неординарных событий, вроде клинической смерти или удара молнии, у человека вдруг наступает иногда «просветление» — он видит себя в иной ипостаси и в другие времена. Можно «реанимировать» кое-какую информацию из прошлого с помощью так называемого регрессивного гипноза и других техник, да и то не у всех. Исключения из этого правила чрезвычайно редки. Тем более интересно, что вьетнамская девочка Хуэн помнит даже момент своего зачатия, а не только всю свою недолгую прежнюю жизнь.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий