Как правильно обустроить домашний иконостас: советы и рекомендации

Символическое значение красного угла[править | править код]

Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Некоторые учёные[кто?

] связывали символичность с двоеверием, считая, что красный угол, как символ христианства, является противоположностью печи, как олицетворению языческой Руси.[неавторитетный источник? ]

В другой интерпретации, речь идёт, напротив, о логичном продолжении языческих традиций в православной России. Печь, священный очаг, ставилась в «нечистой» северной (т. н. «полуночной»)[источник не указан 2188 дней

] части дома для защиты от злых сил — чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки» (сравните с костром у входа в пещеру или хижину у первобытных людей).

В почитании красного угла прослеживались и древние языческие корни. В Древней Руси считалось, что именно там в определённые дни пребывают души предков. Покойника клали на стол и лавку головою к красному углу.

Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Комментарии

«n Orthodox spirituality, no separation between liturgy and private devotion »
Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством

По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти учёные видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию первых веков после официального принятия христианства и чуть ли не оппозицию «свет — тьма», где в роли «тьмы» выступает не север с его мифологическим злом, а языческая вера. Вряд ли можно с этим согласиться! Мистическое осмысление сторон света, как мы видели, было выработано нашими предками задолго до крещения Руси в конце X века. Кроме того, множество примеров свидетельствует, что смена официальной религии очень мало что изменила в традиционной культуре народа. Так что, скорее всего, христианские священные изображения просто сменили в Божьем углу более древние — языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.

Куда нельзя вешать иконы?

Еще один животрепещущий вопрос, ответ на которой предстоит дать в материале. Существуют ли запреты на размещение образов? Да, таковые имеются. В первую очередь, иконы нельзя ставить в закрытые книжные шкафы. Особенно нехорошо, если святые образа размещены рядом с любовными романами, детективами, книгами по эзотерике, фен-шую, иными оккультными литературными произведениями. В случае нахождения в шкафу православной литературы иконы можно размещать в нем.

Зачастую встречаются образа, стоящие на телевизорах (при наличии таковых старого образца). Это типичное неуважение к Спасителю, Матери Божьей и святым. Телевизор показывает много передач и фильмов достаточно греховного типа. Опять же, кино с эротическими сценами, сериалы, в которых употребляется мат, передачи, где «разбирают на косточки» личную жизнь известных людей. По большому счету, православные люди не должны смотреть это, не говоря уже о том, чтобы ставить иконы на телевизор.

То же самое относится к компьютерному столу и стене над ним. Лучше разместить образ в восточном углу комнаты наряду с остальными и перед тем, как сесть за компьютер, дабы поработать, помолиться перед иконами, попросить помощи в труде у Господа и Святых угодников Его.

Гладкие подмышки без бритья: способы удаления волос с помощью обычных продуктов

Только по мягкому месту: русский Домострой запрещал иначе наказывать детей

Сломанный ноготь — не беда: советы об обработке ногтей в домашних условиях

Еще один момент, просто на всякий случай. Размещение икон в ванной комнате и туалете совершенно недопустимо. Думаю, всем понятно, почему так.

Что касается нахождения образов на кухне, вариант довольно неплохой. Икона размещается над столом или в восточном углу помещения, а хозяева дома молятся перед едой и просят благословения пищи.

Внешний вид храмов.

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое.

Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь. Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Барабан световой — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава — купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание. Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. Куб — основной объем храма. Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма. Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу. Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания , ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов (продольная галерея со сводчатым потолком с опорой на колонны). Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли. Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель. Подклет — нижний этаж здания. Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы. Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику. Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней. Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний. Шатер — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века. Ширинка — прямоугольная впадина в стене. Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. Яблоко — шар на завершении купола под крестом. Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Убранство русской избы

В этой части урока мы узнаем, как нарисовать русскую избу внутри.

Создаем перспективу. Рисуем 2 прямоугольника — один в другом, и соединяем углы, как показано на рисунке. Размер и расположение прямоугольников зависит от того, какую комнату мы хотим получить в итоге.

Расставляем предметы. В русскую избе мы видим печь, скамью, полочки для посуды и других вещей , люльку, веретено и икону. Чтобы правильно расставлять предметы в перспективе нужно проводить линии параллельно основным, изображенным выше. Это не сложно, главное ровно провести линии и представить, как оно будет выглядеть в результате.

Добавляем в готовую комнату светотень. Представим, откуда падает свет и какая поверхность останется светлой. Посмотрим в каких местах будет падать тень от предметов. Чтобы показать деревянную поверхность внутри дома изображаем рельеф доски за счет тени.

Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах.

Эти изображения делились на два типа:

— Античный: Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Её лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках- Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом па голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии. — Византийский: Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений, сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма (хотя существуют храмы и с двухчастным делением). Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абсидой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконостасом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престолом.

В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой — солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря плошадку, затем следовала средняя часть храма, далее — его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору. В центре солеи устраивался полукруглый амвон, с которого обычно произносились проповеди.

Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

Разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базилика, в то время как в Восточной Церкви в V —  VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль.

Расположение красного угла

На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. В южнорусских районах Европейской России красный угол располагался между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. В традиционном жилище почти на всей территории России, за исключением южнорусских губерний, красный угол хорошо освещён, так как обе прилегающие стены имели окна.

Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.

Комментарии[править | править код]

«n Orthodox spirituality, no separation between liturgy and private devotion»
Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством

По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти учёные видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию первых веков после официального принятия христианства и чуть ли не оппозицию «свет — тьма», где в роли «тьмы» выступает не север с его мифологическим злом, а языческая вера. Вряд ли можно с этим согласиться! Мистическое осмысление сторон света, как мы видели, было выработано нашими предками задолго до крещения Руси в конце X века. Кроме того, множество примеров свидетельствует, что смена официальной религии очень мало что изменила в традиционной культуре народа. Так что, скорее всего, христианские священные изображения просто сменили в Божьем углу более древние — языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.

Как нейтрализовать негатив угла в доме?

Самое простое и красивое решение – украсить его вьющимися цветами. Либо большой вазон, либо подставку с несколькими горшками. Цветы примут на себя поток негатива, скапливающийся в углу и защитят помещение от ухода из него положительной энергии.


Негатив

  • Когда вы заметите, что растения начинают пропадать – уберите его в другое место для восстановления, а в угол поставьте другое.
  • Кроме того, именно в углу можно расположить всяческие этажерки и стеллажи, прибить полки. Этим вы закроете каналы, по которым утекает энергия.

Для нейтрализации отрицательного воздействия внешнего угла в доме декорируйте его шнуром, веревкой или просто ниткой. Таким образом вы дадите возможность потоку энергии стекать вниз и рассеиваться по полу, что прибавит позитивной энергетики всему помещению и людям, которые в нем находятся, улучшит настроение и самочувствие.

Литература

  • Угол / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 341–345. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Баранов Д. А., Баранова О. Г., Мадлеская Е. Л. и др. Русская изба: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПб, 2004. — 376 с. — ISBN 5-210-01589-0.
  • Кут // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Красный угол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ware, Timothy. The Orthodox Church. — London: Penguin Books, 1964. — ISBN 0-14-020592-6.
  • Л. В. Беловинский. Красный угол // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 319. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Сионская горница.

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница.

Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи, В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.

Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию — Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сионская горница — прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.

Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом», а у римлян «экусом».

По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

Христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях — базилики.

Особенности размещения иконостаса

При обустройстве домашнего иконостаса следует принимать во внимание не только то, где должен находиться красный угол в доме, а и еще некоторые особенности:

  • священные образы следует устанавливать таким образом, чтобы во время молебельного обращения их было видно верующему;
  • божницу лучше всего вешать где-то на уровне глаз или немного выше;
  • категорически запрещается развешивать возле святого угла предметы светского характера такие как, картины и фотографии;
  • перед тем как оформить красный угол в доме, необходимо удостовериться что он будет находиться как можно дальше от батареи, так как из-за регулярного воздействия повышенных температур древесина может ссохнуться и растрескаться;
  • по возможности молебельный угол не стоит располагать возле зеркал, где вас может быть видно во время произнесения молитв, дабы не отвлекаться на разглядывание себя в зеркале;
  • по желанию божницу можно украсить решником с вышивкой, а если вам позволяет место, то под ней можно разместить небольшой столик, где можно хранить емкость с освяченой водой, лампадки, православные христианские книги, которые используются при молитве и не только.

Комментарии

«n Orthodox spirituality, no separation between liturgy and private devotion»

Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством

По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти учёные видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию первых веков после официального принятия христианства и чуть ли не оппозицию «свет — тьма», где в роли «тьмы» выступает не север с его мифологическим злом, а языческая вера. Вряд ли можно с этим согласиться! Мистическое осмысление сторон света, как мы видели, было выработано нашими предками задолго до крещения Руси в конце X века. Кроме того, множество примеров свидетельствует, что смена официальной религии очень мало что изменила в традиционной культуре народа. Так что, скорее всего, христианские священные изображения просто сменили в Божьем углу более древние — языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.

Создаем свой красный угол

То, каким будет домашний иконостас, зависит только от хозяев дома. Однако не забывайте следовать следующим правилам:

  • Святые образы необходимо устанавливать вдали от техники (телевизора, компьютера и т.д.) — чем дальше от всего мирского, тем лучше.
  • Перед иконами должно быть достаточно места, чтобы молящиеся не чувствовали тесноты. А во время молитвы церковные книги (молитвословы, Евангелие) лучше класть на раскладной аналой (подставку).
  • Не следует расставлять иконы поодиночке на книжных полках, в шкафчиках, при этом заставляя эти образы другими мирскими предметами: сувенирами, картинками и т.д. Это категорически запрещено, так как тем самым мы проявляем неуважение к Богу. Ведь почему-то фотографии любимых и дорогих нам людей, особенно тех, кто покинул этот мир, многие ставят на самое видное место, не загромождая их лишними предметами. Так же следует поступать и с иконами, проявляя любовь и уважение к святым образам.

Красный угол в доме: где располагается?

Понятие «красный угол в доме» идет из старины. Раньше он был в каждом доме и представлял собой своего рода иконостас, т.к. именно там располагались иконы, на которые молилась семья. Его расположение обычно – южная или же юго-восточная часть избы, и обязательно на линии диагонали с печью. Иконы нейтрализовали всю негативную энергетику.


С иконами

Впрочем, красный угол в доме можно создать в любой современной квартире, разместив лики святых на шкафчике или высоком столике и оформив в соответствующем стиле. Почему столик должен быть высоким? Известно, что на образа можно смотреть только снизу вверх, поэтому и следует расположить их выше уровня глаз. Самое удачное место для красного угла в доме – восточная часть комнаты, а смотреть он должен на входную дверь, встречая своей силой возможный негатив, который стремится проникнуть именно через дверь.

Расположение «красного угла»

В русской избе выделяли специальное место, предназначенное для размещения «святого уголка». Традиционно оно располагалось по диагонали от печи. Иконостас оформляли возле входной двери либо в дальнем углу хаты. Одно условие соблюдалось неукоснительно – святое место должен быть в юго-восточной части жилища.

Наверняка у вас возникает логичный вопрос: в чем связь между печкой и «священным» углом? Чтобы получить на него ответ, придется немного покопаться в устройстве русской избы. Для наших предков дом являлся олицетворением всего мира. Пол и потолок выполняли роль неба и земли. Также были четыре стороны света (стены) и нижний мирок (погреб).

Древние славяне ассоциировали восток и юг с восходом солнца, жизнью, теплом. Север с западом в их представлении были неразлучны с холодом, смертью и закатом. По этой причине наши предки старались обустроить жильё таким образом, чтобы в него не проникли злые силы, идущие с западной или северной стороны.

А вот добро и тепло должно было беспрепятственно проникать в хату. Поскольку в те времена окон еще не существовало, то единственным отверстием, которое вело внутрь избы, была дверь. Во всех жилищах она повернута в сторону юга. Напротив неё устанавливали печь, т. е. на севере, откуда может пробраться зло и стужа.

Со временем место расположения входа изменилось, то есть для людей стало непринципиально, где находится дверь. А вот печка по-прежнему оставалась на севере. Красный угол обустраивали диагонально от источника тепла, на юго-востоке. Подобное расположение сохранилось и в наши дни.

Место для икон в доме

Красный угол в славянских странах — особое место в доме, где стоят иконы. Такое название для домашнего иконостаса используется уже много столетий. «Красный» со старославянского означает «красивый», «прекрасный», главный. Угол с иконами называли так, чтобы подчеркнуть значимость и святость этого места, оно было самым почётным в доме. Использовались и другие названия: святой угол, передний угол, божница, киот.

Красный угол в доме было принято обустраивать у восточной стены

Причём таким образом, чтобы вошедший в помещение человек в первую очередь обращал внимание именно на иконы. Войдя в дом, христианин сначала крестился и поклонялся иконам красного угла и только потом здоровался с хозяином

Сегодня в христианской среде возрождаются старинные традиции красного угла и совместной домашней молитвы. Но у недавно начавшего церковную жизнь человека могут возникнуть вопросы, в том числе где должен быть красный угол в доме. Эта статья поможет новоначальному православному в вопросах обустройства домашнего иконостаса.

Современный красный угол — домашний иконостас

Навигация по записям

Месторасположение домашнего иконостаса

Согласно православному канону домашнюю молельню обустраивают в юго-восточном углу комнаты, вдали от предметов быта и художественных произведений искусства. Если таковое невозможно, допускается расположение в других сторонах света. Святые образы обычно не вешают на стену, а размещают на полочках. При этом киоты должны стоять на вышитых рушниках или ажурных салфетках.

Рядом хорошо расположить цветочный букет (искусственный или живой), а по праздникам ставить святую воду, пасхальные яйца или раскладывать свежие травы. Во время келейной молитвы, по воскресеньям, а также православным празднествам принято зажигать церковные свечи и лампадки. Иконостас следует регулярно очищать от пыли, используя вместо обычной тряпочки мягкое перо.

Дома «красный угол» можно устроить в любой комнате, кроме ванной и туалета. Иконы допускается ставить даже на кухне. Чтобы они не запачкались, их располагают за стеклом кухонных шкафчиков. Чаще всего это лики Иисуса Христа, Святой Троицы или Богородицы, которым принято молиться перед началом трапезы. Если не получается сделать полочки, образа следует разместить на специально отведенной тумбе или столике, вдали от бытовых предметов. При этом ставить святыни друг на друга нельзя – их расположение должно быть раздельным.

Дома «красный угол» можно устроить в любой комнате

Часто верующие христиане не ограничиваются одним только иконостасом. Если в домашней молельне иконы должны обязательно стоять на опорах, то вне ее их можно вешать на стену. Например, у детской кроватки принято размещать образ покровителя ребенка, по имени которого тот крещен. Однако рядом не допускается наличие художественных картин, фотографий или других неканонических произведений искусства.

Красный угол — зачем молиться дома

Согласно Катехизису святителя Филарета Дроздова, молитва является возношением нашего ума и сердца к Богу. Без неё невозможно представить полноценную христианскую жизнь. Молитвой можно славить и благодарить Господа, выражать раскаяние и просьбы. Но в основе любой молитвы лежит любовь к Богу, стремление приблизиться к Нему, ощутить Его присутствие в своей жизни. Видя это стремление, Бог идёт навстречу молящемуся, дарует Свою Благодать, спасительную надежду.

Храм – это место богослужения, торжественной соборной молитвы, в которой участвуют и священнослужители, и миряне. Домашняя, келейная молитва является продолжением храмовой. Христиане читают дома утреннее и вечернее молитвенные правила, Последование ко Причастию, акафисты, каноны, молятся перед и после вкушения пищи.

Красный угол с иконами является местом для домашней молитвы. Чтобы узнать, как правильно расположить иконы в доме, нужно вспомнить об их значении. Иконы помогают верующему через написанный образ обращаться к Первообразу – Господу, Богоматери, святым или ангелам. Молящийся духовно возносится к изображённой на иконе личности, соединяется с ней. Икона является проводником, окном в высший, духовный мир.

В “Добротолюбии” можно найти высказывание преподобного Феодора Студита о значении иконопочитания:

Отношение к русской избе в русской народной культуре

Крестьяне относились к дому, как к живому существу. Изба считалась сокровенным местом, в котором человек мог выразить собственное представление о мире и жить по своим законам. По внешнему виду строения легко определить статус его владельца. В одном поселении невозможно было встретить две одинаковые избы.

Внутреннее убранство дома ассоциировалось с женщиной, ведь она наводила там порядок и следила за уютом. А вот внешнее пространство (двор, усадьба и т.д.) считалось мужским владением.

Одной из главных функций избы была защита. Изображение солнца под кровлей символизировало счастье и благополучие, рисунок льва считался оберегом от дурного глаза. Дом на Руси содержали в чистоте и порядке. Даже в семьях с большим количеством детей изба поражала красотой и уютом.

Где размещать образа

Иконы на кухне

На кухне принято размещать икону с изображением Тайной вечери. Молясь перед ней вы получаете благословение на приготовление пищи. Кроме этого, она приносит покой тому верующему, кто страдает от сильного грехопадения.

На кухне можно разместить и другие иконы: Богородицы, Спасителя, Святой Троицы. Кухня – это то место, где собирается вся семья. В каждой православной семье принято читать небольшие молитвы до и после трапезы, поэтому здесь должен быть хотя бы небольшой иконостас.

Над столом можно разместить лик Евфросина Палестинского. Данный святой живым побывал в раю. Он бескорыстно раздавал еду всем нуждающимся. Перед приемом пищи вы тоже можете возносить молитву этому святому, тогда ваша еда станет намного полезнее. Святой благословит пищу на столе.

В гостиной обязательно должна висеть икона, оберегающая дом и всю семью. Это может быть Казанская Богородица или лик Господа Вседержителя. Лик с Господом располагается справа, а Пресвятой Богородицы – слева.

Какие иконы можно располагать в прихожей

Ежедневно выходя из дома вы попадаете в мир обмана, разных соблазнов. Перед выходом надо помолиться небесному защитнику, попросить его, чтобы он направлял членов семьи к добрым людям, сделал путь легким и безопасным. Возвратившись домой благодарите Святого за заступничество. Повесьте над входными дверьми такие изображения святых:

  • Образ Покрова;
  • Иверской Пресвятой Богородицы;
  • Святой Троицы.

Выберите образ, который чтят все домочадцы.

Иконы для спальни

Если муж и жена живут в законном браке, обвенчались в церкви, то рекомендовано вешать образа:

  • Богородицы
  • Иисуса Христа
  • Целителя Пантелеймона
  • Николая Угодника
  • Спиридона Тримифунтского
  • Именные образа святых
  • Петра и Февронии – покровителей семейного счастья

Для образов выделите уголок на окне, где вместе с иконами можно поставить лампадку, церковные свечи.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий