Козельщанская икона божией матери

О чем молятся Козельщанской иконе Божией Матери

Икона в свое время, прославилась в связи с историей исцеления дочери графа Капниста, которое произошло 21 февраля 1881 года. Девушка страдала от болезни ног и выздоровела только по молитве родственников именно этой иконе Божьей Матери.

Согласно историческим сведениям, Мария, которая уже потеряла всякую надежду на выздоровление, почувствовала себя намного лучше сразу после молитвы – и в итоге приехала к врачам уже совершенно здоровой, чем удивила и поразила все вокруг.

Именно с тех пор для многих верующих людей лик стал символом надежды на исцеление даже в самой, казалось бы, страшной жизненной ситуации, что связана с угрозой для жизни и здоровья человека. Поэтому приходя к иконе, люди чаще всего обращают к ней свои молитвы:

  • о здоровье физическом;
  • об исцелении душевном;
  • о помощи в решении вопросов, связанных с состоянием здоровья;
  • об обретении надежды;
  • о терпении и мудрости;
  • о сохранении семейного очага;
  • с просьбами о замужестве;
  • об усилении веры.

Молитва перед образом Богородицы даёт силы бороться и дарит надежду на спасение, а оно и есть сама жизнь. Днём памяти образа стал день, когда произошло первое чудо исцеления – 21 февраля. В это время люди приходят в храмы, дабы почтить икону и возвести ей слова благодарности за чудо спасения и исцеления.

День памяти

День почитания: 6 марта/21 февраля (по новому/по старому стилю). В високосный год праздник переносится на 5 марта.

Молитва перед образом Богородицы даёт силы бороться и дарит надежду на спасение, а оно и есть сама жизнь. Днём памяти образа стал день, когда произошло первое чудо исцеления – 21 февраля.  Дочь графа Капниста  страдала от болезни ног и выздоровела только по молитве родственников именно этой иконе Божьей Матери.

Согласно историческим сведениям, Мария, которая уже потеряла всякую надежду на выздоровление, почувствовала себя намного лучше сразу после молитвы – и в итоге приехала к врачам уже совершенно здоровой, чем удивила и поразила все вокруг.

Именно с тех пор для многих верующих людей лик стал символом надежды на исцеление даже в самой, казалось бы, страшной жизненной ситуации, что связана с угрозой для жизни и здоровья человека.

Молитва иконе Козельщанская

О Пресвятая Дево, Владычице Богородице, добропослушная Божественному Слову, Мати Пречистая от всех родов избранная, на небеси и на земли ублажаемая, приими и сие благодарение наше и всеблагоговейное поклонение чудотворней иконе Твоей юже яко многоцелебный источник Твоея благодати благоизволила еси явити стране нашей православней и святей обители сей. Архангельский глас вопием Ти, Чистая, Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь и Тобою с нами, предстательством Твоим и наступлением. На Небеси у Престола Всеблагаго Бога никтоже да изыдет отсюда упования своего тощ и неуслышан.

О, Пречудная и высшая всех тварей небесных и земных Богомати Дево, благодарне поминая преславная чудеса от святого образа Твоего дарованная, молим Тя, Всеблагая, не лиши от него и нас дивного знамения во спасение наше. Помяни щедроты Твоя древния, в судьбах Отечества нашего явленная, и да престанем вси от лукавств своих имидже прогневахом Тя в век сей мятежный удалением от любве еюже возлюби и возрасти нас Церковь святая.

О, Премудраянебесная началоводительнице ко спасению инокинь обители именем Твоим нареченной юже избрала еси в достояние Свое на месте сем Тобою благословеннем, яви ю пристанище тихое всем скорбящим и обремененным и чающим блаженныя вечныя жизни. Озари убо души наша светом Божественныя благодати Твоея, покрый нас от всякого зла, скорби и печали, огради от всякия напасти, клеветы человеческия и навета вражия.

Немощным и болящим здравие даруй, кающихся грешников прости и от плена страстей свободи, отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом богопознания просвети и святей Апостольстей Церкви причти. Молим Тя, умиленно, сохрани и помилуй пастырей Церкви Православныя и всех верных чад ея, утверди житие наше в мире, управи пути и советы наша в правде, во еже открытися в них Царству Христову; даруй нам кончину христианскую, безболезненну, непостыдную, мирну, Божественных Таин причастну, и Сама нам в час той предстани и спаси посреди мытарств воздушных от мрака и скорби лютыя; в страшный же день Суда сподоби ны стати одесную Сына Твоего Христа Бога нашего. Молим Тя, Дево Всепетая, призри благосердием Твоим на обитель сию и сохрани ю до века целу и неврежденну, да выну чистотою возвышается и славится в ней величество Единосущныя Троицы и Твое препетое и преблагословенное имя во веки.

О чём молиться

Козельщанскую икону Божией Матери многие воспринимают как источник исцеляющей Божественной силы. Поэтому, вознося ей свои молитвы, паломники молят:

  • об исцелении физических и душевных недугов:
    • болезней глаз;
    • нарушений в работе ног и рук;
    • проблем с опорно-двигательным аппаратом.
  • о разрешении любых, связанных со здоровьем проблем;
  • о ниспослании терпения, мудрости в делах и мыслях;
  • об обретении душевных сил;
  • о разрешении семейных неурядиц и сохранении семьи;
  • о нахождении любимого человека (удачном замужестве);
  • об укреплении в вере.

Обратившись к лику Пресвятой Девы можно получить новые силы для борьбы с жизненными неурядицами и надежду на спасение, а также исцелиться от самых страшных болезней. Но только тот, кто поистине верит в силу этого образа, может получить ответ от Небесной Царицы.

Чудеса святыни

В 1993 году после восстановления обители чудотворная икона вернулась в Козельщину. Первые чудеса начались сразу же еще по пути следования иконы в обитель. В г. Кременчуге, где она была выставлена для поклонения, получил исцеление мальчик с опухолью на ноге, которого готовили к операции.

23 февраля 1993 года, когда сестры монастыря вышли встречать образ, совершилось новое чудо: исцеление от болезни архимандрита Антония с Гомельской епархии, который был болен гриппом, но, невзирая на недомогание, все же приехал на торжество.

Как только он принял на руки чудотворный образ, то сразу же запел, хотя до того не мог даже разговаривать. Присутствовавшие при этом люди свидетельствовали, что архимандрит пел громче и лучше всех. Весной того же года приехавший с паломниками из Кировограда мужчина с экземой получил уврачевание от своего недуга после использования масла от лампады чудотворной иконы.

В 2007 году произошло еще одно удивительное событие. В главном храме не так давно обустроенного Мелитопольского мужского монастыря святого Саввы Освященного на стекле киота списка иконы Козельщанской Божией Матери отобразились лики Пречистой и Богомладенца. Киот был старый, и плотник должен был заменить его новым. Разбирая киот, он обнаружил отображение. После этого и икона, и стекло в отдельных киотах были помещены в храме для поклонения верующих. Отображения на стекле довольно четкие.

Чудесами исцеления москвичей, которые молились Козельщанской иконе сразу после первого явленного ею исцеления, не исчерпывается благодатная помощь, которую подает верующим сама Богородица через свой образ.

  • В 1941 году в разгар бомбардировок Москвы ни один снаряд не упал на больницу Святителя Алексия, митрополита Московского.
  • В сентябре одна из работниц больницы обошла ее территорию с иконой Божией Матери «Козельщанской». Этому образу Богородицы была посвящена и одна из церквей на больничной территории.
  • Одна из прихожанок этой церкви рассказывала историю о матери солдата, воевавшего на фронте Великой Отечественной войны. Женщина усердно молилась перед Козельщанской иконой Пресвятой Богородицы о здравии своего сына. И солдат не просто вернулся с войны, но и не получил ни одного ранения.
  • В непростые годы спасала Козельщанская Божия Матерь и от арестов: молитва жены перед этой иконой в 30-е годы избавила от репрессий одного из инженеров-авиаконструкторов Бориса Попова.

О многих чудесах, происходящих по обращению и молитве к этому чудотворному образу, можно узнать из монастырской книги, в которой ведется учет необычных случаев.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисусе Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кий ум постигнути возможет силу благодатных исцелений, исходящую от лика Твоего святаго, в Божественнем сем храме пребывающаго, слепец бо Иоанн, подобно евангельскому слепцу, верою крепкою и молитвою непрестающею взываше к Тебе, Многомилостивой Целительнице, да отверзутся очи его, и исцелен быв абие и узрев свет, умиленно возопи: слава силе Твоей, Господи.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Озари, Всепетая Дево, чистшая светлостей солнечных, слепотствующий ум наш разумом истиннаго Боговедения, да не погибнем люте во гресех наших: помыслы благочестия сердца наша просвети, да, спасшися Тобою, радостно возгласим: слава силе, слава и милосердию Твоему, Господи, Благодетелю Всеблагий.

Слава: Чудо бяше зрети, како инокиня обители сея, зело разслаблена, сподобися лобызати цельбоносную икону Твою, Мати Божия, во мгновение ока ощутив крепость телесную и совершенное здравие, со умилением вопияше: слава силе, слава снизхождению Твоему, Господи Премилостиве.

И ныне: Молим Тя, яже прежде век избранная в Матерь Господа, исцели разслабленныя грехом души наша, оживи росою покаяния сердечнаго и молитвы слезной, укрепи в сердцах рабов Твоих веру истинную и любовь нелицемерную, да сподобимся подвигом добрым подвизатися, веру непорочну соблюсти, житие мирно скончати, хваля Господа: слава долготерпению Твоему, Спасе наш.

Кондак 10

Спасти хотщи избранную Богом страну и прибегающия к Тебе
люди, дивно прославила еси, Богомати Пречистая, икону
Твою Козельщанскую промыслительными знаменьми милостей
Твоих всебогатых. Аще бо Ты не бы предстояла молящи о
нас, кто бы ны избавил от толиких бед, кто бы сохранил
ны до ныне свободны? Несть числа чудесем Твоим,
Всеблагая, не отступим, Владычице, от Тебе. Даруй ныне и
присно всем нам зрети своя прегрешения, открый в нас
источники слез, да омыем падение в бездны греховныя и,
познавше Твоего милосердия неизследимую бездну,
возстанем и поработаем, поюще к небесем прославльшему Тя
Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Чудесное исцеление

Однако родители Марии не сдавались. Они решили во что бы то ни стало вылечить свое чадо. В октябре того же года граф Владимир Иванович отправился с дочерью в столицу.

Он возил Машу к умнейшим профессорам, но они только разводили руками и ничего путного посоветовать не могли. Тогда Капнист решил обратиться за помощью к заграничным врачам. Тем более подвернулась отличная возможность: один такой доктор должен был в скором времени приехать в Москву. Владимир Иванович принял решение оставаться с дочерью в стольном граде и дождаться визита профессора.

Но тут девочка попросилась домой – себе на благо, как выяснилось позже. Отец отпустил дочь к матери в деревню до того момента, пока заграничный доктор не прибудет в столицу. Почти до конца зимы Мария находилась дома, ну, а 21 февраля 1881 года граф телеграфировал о приезде доктора и необходимости срочно покинуть родные пенаты. Графиня с тяжелым сердцем (она уже не надеялась на благополучный исход недуга) сообщила о предстоящей поездке Маше и добавила: «…Возьми Козельщанский образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь». Это был, к слову сказать, такой обычай в ту эпоху: при молитве чистить ризу образа, например, полотенцем.

Мария сделала так, как велела ей мать. Во-первых, потому что она воспитана была в христианской традиции, а во-вторых – так как уже не надеялась на помощь людей, а доверила всецело собственную судьбу в руки Бога и Пречистой Девы. Сразу же по завершении пламенной молитвы девочка ощутила необычайную силу в верхних и нижних конечностях. Бинты и уродливые башмаки, напичканные железками, полетели на пол, а Мария стала свободно передвигаться по комнате, не выпуская из рук Козельщанскую икону Божией Матери.


Страшная болезнь

Указанный выше человек, граф по происхождению, имел дочь Марию. В 1880 году с девочкой приключилась беда: на сырной седмице она внезапно почувствовала боль в ноге. Врач, которого вызвали к пострадавшей, диагностировал незначительную травму, наложил гипс и удалился восвояси. Организованный графом визит к харьковскому медику ничего нового не дал, кроме назначений: девочке были прописаны ношение специальной обуви с металлическими пружинами внутри, и теплые ножные ванночки. Все предписания родные больной исполняли в точности. Но вот уже и пост миновал, а болезнь не отступала.

Спустя некоторое время после пасхальных праздников то же приключилось и со второй ногой дочери графа Капниста. Причем, также произошло искривление нижней конечности без видимых на то причин. Снова последовали обращения к врачу, который дал прежние указания: надеть и на вторую ножку башмак с пружинами. А еще медик посоветовал немедля отправить ребенка на Кавказ. К сожалению, ни ношение ортопедической обуви, ни лечение на юге не дало положительных результатов, но еще более усугубило состояние Марии. Чувствительность не только в ногах, но и в руках девочки значительно ухудшилась, а скоро и вовсе почти исчезла. Только по всей длине позвоночного столба она присутствовала. Страшнее всего то, что медицинский осмотр выявил вывихи и в других частях тела: в левом бедре и плечевых суставах. Причина же странной болезни была абсолютно неизвестна…

Икона Божией Матери «Козельщанская». Историческая справка

Козельщанский образ Божией Матери
принадлежит к числу позднейших по времени прославления
(1881 г.) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых
чудотворных икон.

Святая икона эта, судя по характеру
письма – итальянского происхождения, была привезена в
Россию одной из придворных императрицы Елизаветы
Петровны (1741–1761 гг.). Владелица иконы вышла замуж за
писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на
Украину. В ХIХ в. она принадлежала роду Капнистов и была
их семейной святыней. Наименование чудотворного образа
происходит от названия имения графа Капниста в
Кобелякском уезде Полтавской губернии, где впервые было
явлено чудо. На иконе Пресвятая Богородица изображена с
покоящимся на Ее коленях Богомладенцем, Который в правой
руке держит крест. В левом нижнем углу иконы –
изображение чаши, около которой находится лжица.

Прославилась Козельщанская икона Божией
Матери при следующих обстоятельствах. В 1880 г. дочь В.
И. Капниста Мария тяжело заболела. Местный врач
определил лишь незначительный вывих ноги и наложил
гипсовую повязку. Тот же диагноз поставил и харьковский
хирург, к которому обратилась семья девушки. После Пасхи
Мария почувствовала нестерпимую боль и в другой ноге.
Больная была обследована в Москве, но даже именитые
врачи, среди которых были профессора Кожевников и
Корсаков, хирург Склифосовский, не могли помочь Марии и
порекомендовали обратиться к европейским знаменитостям
Гютеру и Шарко.

21 февраля 1881 года была получена
телеграмма о том, что профессор Шарко едет в Москву.
Мать, указывая на семейный образ Царицы Небесной,
сказала дочери: «Маша, возьми образ Божией Матери,
почисть его ризу и покрепче помолись пред нашей
Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно
совершить путь и излечить твою болезнь». Больная и сама,
потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила
на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта
издавна была известна как чудотворная, при этом
установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на
иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди
святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и
всю скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией
Матери. Усердная, пламенная молитва больной девочки была
услышана. Она сразу почувствовала жизненную силу в руках
и ногах и стала свободно ходить по комнате, продолжая
благоговейно держать в своих руках образ Пресвятой
Богородицы. Немедленно был приглашен приходской
священник и перед чудотворным образом был отслужен
благодарственный молебен.

Несмотря на чудесное исцеление Марии,
графиня поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла
с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении
быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться
сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда
перенесли икону.

Когда семья возвратилась домой, вся
окрестность уже знала о нескольких исцелениях от
Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в
Москве, и многие собрались для поклонения образу. С
разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа
Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в
специально устроенную временную часовню, где каждый день
с раннего утра не умолкали перед образом молебны и
акафисты.

В 1882 г. был построен храм, а
определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. при
Козельщанской Рождество-Богородичной церкви была
учреждена женская община, 17 февраля 1891 г.
преобразованная в женский монастырь в честь Рождества
Пресвятой Богородицы.

В советское время власти закрывали
монастырь дважды – в 1929 и 1949 гг. Но весна
возрождения пришла и в Козельщину – 6 марта 1990 года, в
день празднования чудотворной иконе Божией Матери, в
соборе прошло первое богослужение.
Рождество-Богородичный женский монастырь с Божией
помощью, покровительством Пресвятой Богородицы,
стараниями благотворителей стал постепенно
восстанавливаться из руин.

Чудотворный Козельщанский образ Божией
Матери возвратился в обитель 23 февраля 1993 года. И,
как и прежде, Пресвятая Богородица изливает через Свою
святую икону неиссякаемый поток милосердия и любви к
обращающимся к Ней с верою и молитвой.

Православный церковный календарь

Описание иконы

Козельщанская икона относится к иконописному типу одигитрия. Лик Божией Матери был написан на деревянной дощечке размером 30х40 см. Богомладенец на этой иконе изображён полулежащим. В правой руке он держит крест, а его взгляд обращён на молящегося. Голова Пресвятой Девы лишь слегка прикрыта усыпанным звёздами мафорием.

Козельщанская икона Божией Матери представляет собой образ итальянского письма неизвестного художника, время написания которого до сих пор не установлено. Богоматерь изображена в поясном виде в хитоне, усыпанном звездочками, сидящей у стола с Богомладенцем на коленях, Который держит в руке крест.

В 1880-х годах образ был украшен превосходной серебряной ризой.

Одним из наиболее характерных элементов композиции является дуэт из чаши и лжицы (маленькой ложечки, предназначенной для совершения таинства Причащения) расположенный на краю стола под правой рукой Богоматери. Эта незначительная деталь определённо имеет символическое значение, хотя само толкование может быть двояким.

С одной стороны, присутствует намёк на открытое Иисусом для людей таинство Причащения, которое может стать вратами для входа в царство Божие. Но если взглянуть иначе, напрашивается мысль о жертвенности Сына Божия, который отдал плоть и кровь свою для спасения рода человеческого.

Чтимые списки Козельщанской иконы

Паломники и сегодня стремятся попасть туда, где находится та самая чудотворная икона Козельщанской Божией Матери — к месту ее прославления в Козельщанский Богородице-Рождественский женский монастырь в поселке городского типа Козельщина Полтавской области. Однако в разных храмах и монастырях Православной Церкви можно найти чудотворные списки той самой прославленной иконы.

Один из них находится в Благовещенском храме города Мурома. Этот образ, вышитый на отрезе ткани, богато украшен бусами, крестиками и другими небольшими подарками прихожан. Все это убранство — благодарность верующих за услышанные прошения и чудесные исцеления.

Другой чтимый список с Козельщанской иконы находится в Успенском соборе города Хельсинки. Этот образ передал в помощь безнадежно больной Анне Кравотинской сам святой Иоанн Кронштадтский. По молитвам святого и благодаря чудотворной иконе больная исцелилась, после чего икону передали в Успенский храм в местечке Сорвали близ Выборга.

Во время Второй мировой войны образ перевезли в Хельсинки. Множество верующих преподносили Богородице скромные дары в качестве материального выражения благодарности за сотворенные чудеса. Скоро риза иконы оказалась украшена множеством подвесок, как и Муромская. В 2010 году вместе со всеми украшениями ее украли, но вскоре терзаемый угрызениями совести вор был найден.

Козельщанская икона Божией МатериКозельщанская икона Божией Матери

Свидетельства чуда

Остались воспоминания современников, написанные с её слов. Из них становится известно, что внезапно Маша почувствовала сильную боль в позвоночнике, настолько сильную, что в первый момент лишилась чувств. Когда сознание к ней вернулось, то девушку переполнило ощущение чего-то необычайного и сверхъестественного, происходящего с ней в те минуты. Она вдруг почувствовала тепло жизни в руках и ногах. Пропала боль в позвоночнике. Еще не веря себе, она радостно закричала, и на ее крик сбежались домочадцы.

Срочно привезли доктора, который снял с нее уже ненужные башмаки. Мгновение — и впервые за долгое время Мария сделала несколько неуверенных, но самостоятельных шагов.

Через несколько дней уже крепко стоящая на ногах девушка и её мать отправились в Москву, взяв с собой чудотворный образ. Московские врачи, повторно осмотрев девушку, констатировали полное выздоровление и заявили, что с научной точки зрения подобный феномен объяснения не имеет. Даже самые законченные скептики были вынуждены признать — произошло чудо.

Несчастье в семье графа

Следующий этап истории знаменитого образа относится к концу XIX века. Владельцем имения в это время был граф Владимир Иванович Капнист, к которому земли и усадьба перешли по дарственной от прежних владельцев. Семья Капнистов жила мирно и счастливо среди садов и полей Полтавщины, молясь образу Пречистой Божьей Матери и испрашивая её благословения. Но попустил им Господь испытание.

Однажды случилось несчастье. Дочь хозяина Мария, спускаясь по лестнице, случайно подвернула ногу. Этой, казалось бы, мелкой травме не придали значения. Когда же боль усилилась, обратились к местному врачу. Тот диагностировал вывих и наложил гипсовую повязку. Боль не утихала, и повреждённая нога заметно искривилась. Пришлось прибегнуть к помощи харьковского врача, более квалифицированного. Тот подтвердил диагноз и для лечения попытался использовать применявшийся в те годы башмак особой конструкции.

Однако, несмотря на принятые меры, состояние больной не улучшилось, но появились те же симптомы и в правой ноге. Такие же боли и сильное искривление. Харьковский врач распорядился надеть и на вторую ногу такой же башмак и везти Марию на Кавказ, надеясь на целебные свойства горного воздуха и минеральных вод.

Но кроме новых мучений, путешествие не принесло ничего. В скором времени болезнь перекинулась на руки девушки. Они потеряли чувствительность и перестали двигаться. В довершение бед появились сильные боли в позвоночнике. Мария стала полным инвалидом.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Божественная славо и красото небесе и земли, неисчерпаемое чудес море, заступнице и хранительнице рода христианскаго и святыя обители Твоея, приими недостойное сие, обаче благодарное от сокрушеннаго сердца возносимое к Тебе моление; яви нам до конца Матернее Твое милосердие: в скорби и напасти не остави нас сирых и в час смертный Твоим теплым предстательством причастники вечнаго блаженства сотвори, да, памятующе выну Твоя дивная о нас заступления, со всеми святыми не престанем воспевати Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангели и Ангели …» и 1-й кондак «Избранней Владычице …».

История чудодейственности Козельщанской иконы Божией Матери

У графа Капниста была дочь Мария, у которой случилась проблема с ногами. Местный врач признал вывих ноги и наложил повязку. Так как боль не проходила, девочку повезли в Харьков к хирургу, где для нее специально сделали башмак с железными пружинами. Это приспособление должно было помочь ей передвигаться. Действие происходило в Великий пост, который закончился, а Марии легче не стало.

После празднования Пасхи та же самая болезнь случилась и со второй ногой. Заболевание суставов у девочки вызывало неимоверную боль. Врачи ей сделали башмак с пружинами и для второй ноги, посоветовав отправиться на Кавказ, чтобы подлечиться. Чистый горный воздух и минеральные воды должны были дать необходимые элементы для здоровья. Но это не дало результата, а проблема только усугублялась.

Не зная, что предпринять, родители стали искать помощь у заграничных врачей. Такой лекарь должен был посетить Москву, но на это требовалось время. Мария плохо себя чувствовала и попросилась домой до его приезда. Вместе с ней уехала и ее мать. Когда они получили известие, что можно выезжать в Москву на осмотр, то сильно переживали. Это была последняя надежда. Перед поездкой мать дала дочери икону Божией Матери, сказав, чтобы она попросила у нее заступничества и удачной поездки.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется Духом просвещаем, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиют: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богоначальным мановением святая икона Твоя, Владычице, от лет древних хранимая, ныне, яко чаша, благодать Твою обильно изливающая, есть достояние обители Твоея, темже благочестно прославляюще Тя, Богородице, достойно величаем.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже древле волны морския и бурю уставила еси, Богородице, егда чудный образ Твой, шествоваше по Русскому морю ко брегу Отечества нашего, тако и ныне молим Тя, Богоневесто, укроти волны неверия, ересей и расколов, да Тя, Божию Матерь, исповедающе, Церковь во веки величает.

Слава: Из рода в род хранимая святыня – образ сей честный, молим Тя, Царице Преблагая, да будет во освящение и исцеление и спасение душ и телес наших, да Тя во веки величаем.

И ныне: Призри благосердием Твоим, Всепетая Дево, на люди Твоя, цельбоносному образу Твоему покланяющияся, яко же Тебе Самой, на нем изображенной, Матери Господней и Предвечному Младенцу Твоему, Егоже любовию объяла еси на пречистых руцех Твоих, моли, да сохранит обитель сию неврежденну, да Тя во веки веков величаем.

Фото: http://days.pravoslavie.ru/Images/ii2882&2406.htm

Как она выглядит и что означает

Создана икона в 16 веке в Италии, хотя славу чудотворной получила в Украине и России. По типу иконописи это Одигитрия (ниже я детально расскажу, что это значит). Икона написана не на холсте, а на небольшой дощечке.

В конце 19 века образ покрыли серебряной ризой.

Ее значение простое: Дева указывает на своего Сына, показывая людям путь, которым они должны идти — то есть Того, к Кому должна стремиться каждая христианская душа.

Также на этой иконе можно увидеть лжицу (ложечку для причащения) и чашу. Эта деталь рассказывает о таинстве Причастия, которому научил своих учеников (а стало быть, и всех людей) Сын Божий. С другой стороны, эта церковная утварь намекает на то, что причащение — это вкушение плоти и крови Христа, который принес Себя в жертву за все человечество.

Одигитрия — это какая икона

Правильнее сказать — тип икон. Это слово переводится как «Путеводительница». Считается, что впервые такую икону Богоматери написал Лука, апостол от семидесяти.

Такую икону часто сравнивают с Елеусой — «Милостивой» (это тоже икона Богоматери с Младенцем, но на таком образе Иисус уже прижимается щекой к Матери, показывая свою безграничную любовь к ней, а через нее — ко всему человеческому роду).

Какие Одигитрии считаются самыми почитаемыми? Чем такие образа отличаются в иконописи? Все это покажет данная табличка:

Кстати, Козельщанская икона отличается от большинства Одигитрий: тут Младенец не держит свиток или книгу, к тому же, благословляет людей не рукой, а крестом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий