10 самых известных космонавтов ссср и россии

Михаил Тихонравов (1900 – 1974)

Первая советская ракета на жидком топливе, которая взлетела в воздух в 1933 году, была построена по конструкции Михаила Тихонравова. Его «перу» принадлежат также первые ракеты с высотой полета до 40 километров и многоступенчатые пороховые ракеты для полета в стратосферу. Вот кто воистину сделал «маленький шаг» от Земли, но гигантский скачок для всего человечества — и России, в частности.

Проекты Тихонравова имеют прямое отношение к запуску первого искусственного спутника Земли, к полету Юрия Гагарина на орбиту, к первому в истории выходу человека в открытый космос; они лежат в основе многих космических кораблей, которые «вышли» из конструкторского бюро Сергея Королева.

Сам Тихонравов долгое время изучал возможность построить надежный летательный аппарат, машущий крыльями, — махолет. С этой целью он каждое лето, отправляясь с друзьями на лодках в путешествия, ловил птиц, тщательно их измерял и вел интересную статистику. Работы Тихонравова, «винтика» в точнейшем механизме советского ракетостроения, дали толчок первым экскурсиям людей за пределы земной орбиты.

Краткая биография

С того момента, как в 1959 году молодой военный летчик получил предложение от госкомиссии летать на новой технике, в его жизни начались крутые перемены. Он не догадывался, о каких летательных аппаратах идет речь, но согласился сразу. Им двигала жажда ко всему новому. А дальше события развивались, как в калейдоскопе:

1960 – Титов в первом отряде космонавтов. Он успешно прошел жесточайший отбор из более чем 3,5 тыс. кандидатов. Новые тесты и испытания, суровее уже перенесенных, он прошел с пятеркой других отважных парней. Началась подготовка к первому космическому полету. Их осталось двое – Герман Титов и Юрий Гагарин. Кто из них полетит, не было известно до самого конца. И лишь в день полета, 12 апреля, всех расставили по местам: Гагарин – летит, Титов – дублер.

  • 14 апреля 1960 – в Москве гремят салюты в честь первого в мире летчика-космонавта, а Герман Титов узнает, что он следующий. И продолжаются тесты и испытания.
  • 6 августа 1961 – на корабле «Восток-2» Герман Титов совершил свой полет, который продолжался 25 час 11 минут, стал космонавтом №2. Но он все равно первый, потому что это уже не 108 гагаринских минут, это более суток на орбите. А еще ему было всего 25. Космонавта моложе история не знает. По возвращении из космического полета Титов пишет докладную командованию. Это не простой отчет о выполненной работе. Это еще и грамотное обоснование ненужности, даже вредности слишком завышенных перегрузок, которым будущие космонавты подвергаются на тренировках, которые подрывают их здоровье без всякой пользы. Эта информация была услышана. Правительство внесло изменения в планы подготовки к полетам, и новые потенциальные космонавты тренируются в «людских» условиях.
  • 1966-1970 – в отряде космонавтов Титов вошел в группу летчиков-испытателей для работы над созданием летательного аппарата под названием «Спираль» (ЦПК шифровал новый орбитальный самолет «изделие-50»). Позже, в 1973 году, проект был закрыт. Но через много лет Герману Степановичу пришлось к нему вернуться – для создания «Бурана» требовались специалисты, имеющие опыт работы по «Спирали».
  • С 1973 – работа в Летно-испытательном институте у Микояна. Летчик-космонавт теперь испытывает самолеты: МиГи, Су, Яки и др.
  • 1968 – получен диплом Военно-воздушной академии Н.Е. Жуковского.
  • 1972 – Титов окончил Военную академию Генштаба.
  • 1972-1973 – назначен зам. начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения ГУКОС Минобороны СССР – именно здесь создавались ВКС.
  • 1973-1991 – заместитель, первый зам. начальника ГУКОС Минобороны СССР. Участвовал в разработке корабля «Маршал Неделин».
  • 1980 – защитил кандидатскую, спустя несколько лет докторскую диссертацию по военным наукам.
  • 1988 – присвоено очередное звание «генерал-полковник авиации».
  • Октябрь 1991 – Герман Титов – пишет заявление об отставке и выходит в запас. Он не понимал и не принял «перестройку». Даже отказался от должности начальника Академии им. Можайского в Ленинграде.
  • 1995 — избирается депутатом Госдумы два созыва подряд.
  • 1999 – генерал-полковник авиации в запасе возглавил Федерацию космонавтики России.
  • На 66-м году жизни 20 сентября 2000 г. Герман Степанович Титов скончался. Ушла живая легенда.

Сергей Королев (1906 – 1966)

Имя Королева стало нарицательным для основоположника практической космонавтики. Советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР был одной из крупнейших фигур 20 века в сфере освоения космоса, в частности, ракетостроения и кораблестроения. Он принимал непосредственное участие в пионерской разработке баллистических ракет, создании первого искусственного спутника Земли, подготовке к отправке первого человека в космос, запуске аппаратов на Луну, разработке лунных проектов и орбитальной станции. Его вклад в развитие советской — и общемировой — космонавтики сложно переоценить, поскольку под его руководством, можно сказать, не только стала первой и передовой космической державой, но и надолго вышла вперед на фоне ракетостроения. Деятельность Сергея Королева, ко всему прочему, обеспечила стратегический паритет. От запуска первого искусственного спутника Земли до первого космонавта — нигде не обошлось без Королева.

Джим Ловелл

Вполне возможно, что большинство людей, которые видят имя и знают его, представляют Тома Хэнкса, а не настоящего Джима Ловелла. Также вполне возможно, что если бы Ловелл был бы спортсменом, он считался бы крайне невезучим — из тех, кого никогда не выпустят на поле во время серьезной игры. Он был командиром миссии «Аполлон-13», которая встретилась с серьезными неполадками на пути к Луне, но вернулась в безопасности. Миссия была незавершенной, но Ловеллу так и не удалось осуществить свою мечту.

Ловелл был одним из первых трех человек, которые летали на Луну дважды — и ни разу не приземлялись на нее. Этот астронавт всегда будет «королем без короны».

Владимир Комаров

Владимир Михайлович родился 16 марта 1927 года. Его первый полет состоялся в октябре 1964-го и продолжался более 24 часов. После этого полета Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Космонавт погиб во время полета 24 апреля 1967 года (дублером был Юрий Гагарин). Основной парашют не раскрылся, «Союз-1» потерпел крушение. Об этих событиях рассказывал в интервью ТАСС Алексей Леонов: «Когда открылся парашютный люк и пошел вытяжной парашют, давление в контейнере было меньше, а давление в самом корабле 760. Так вот этим давлением деформировало контейнер, сжало, и оказалось, что даже при усилии 7 тонн парашют не могли вытащить. Мы на земле потом это моделировали. Недостаточная жесткость парашютного контейнера. И вот когда пошел запасной парашют, то он запутался. И так со скоростью 25 метров в секунду (80 километров в час) корабль ударился о землю. Деформировался и загорелся».


Владимир Комаров. (wikipedia.org)

Второй раз звание Героя Советского Союза Владимиру Комарову было присвоено посмертно.

Необходимость изучения космоса

Современные навигаторы, спутниковые антенны и телевидение кажутся обыденными и повседневными, но это стало возможным только благодаря исследованию космоса. Его энергия колоссальна, это огромный потенциал в развитии всех сфер жизни на планете. Ниже представлены наиболее важные аспекты в необходимости изучения Вселенной:

Прогнозирование погоды. Метеорологическая служба каждый день сообщает о погоде по всей стране. Проливные дожди, сильный снегопад, бушующий ветер или тихая безветренная погода — все это предсказывается по данным из космоса, благодаря чему можно вовремя принять меры по безопасности в случае экстренной необходимости.
Помимо планет, просторы Вселенной бороздят остатки когда-то существовавших звезд, кометы, астероиды, метеориты. Их траектория непредсказуема, а состав неизвестен

Свободное странствование на просторах Вселенной и вероятность их столкновения с Землей можно отследить при помощи специального оборудования в обсерваториях и вовремя предотвратить катастрофы мирового масштаба.
Изучение космоса важно для безопасности той или иной страны. Ракеты, торпеды или иное оружие может нанести ощутимый вред жителям или поселению в целом

Для предотвращения этого используют специальные спутники, следящие за космическим пространством и принимающие меры в случае атаки.

  • Астероиды богаты редкими драгоценными металлами: платина, золото, серебро. Современное оборудование позволяет их добыть, тем самым воздействуя на Землю в меньшем количестве и позволяя сохранить ее целостность.
  • Информация для самолетов, кораблей, автомобилей поступает непосредственно из космоса. Это позволяет проложить правильный маршрут и вовремя увидеть препятствие, мешающее движению.
  • Экологическая обстановка — одна из важнейших проблем в современное время. Отходы пластика, бытовой химии, производства металла занимают огромные площади на планете и наносят ощутимый вред окружающей среде и здоровью человека. Исследование космического пространства для утилизации отходов позволит решить эту глобальную проблему.

Эти важные составляющие имеют огромное значение для развития всех сфер деятельности человека. Пространство космоса уникально, необъятно и таит в себе много интересного. И изучить его необходимо.

Тихо Браге (1546 – 1630)

Тихо Браге был и астрономом, и богатым дворянином. В какой-то из моментов своей жизни ему принадлежал один процент от всех богатств Дании. Его значительные средства позволили ему сделать как большой научный вклад в астрономию, так и финансировать другие научные институты. Браге построил ряд институтов и обсерваторий. Его наблюдения в то время были весьма точными, со средней погрешностью 1,5. Позднее его данные будут полезны его ассистенту Иоганну Кеплеру, о котором мы еще поговорим. Примечательно, что Тихо прославился тем, что у него отсутствовала часть носа, которую он заменил золотым или серебряным протезом.

Отбор

4-го октября 1957-го года СССР запустила в космос первый искусственный спутник на одноименной ракете-носителе, которая в свою очередь была модификацией баллистической ракеты Р-7. Ввиду протекающей холодной войны между США и СССР, вторые не могли не отреагировать на успех советской космонавтики. Так началась многолетняя «космическая гонка».

К 1959-му году в амбарах советских конструкторских бюро уже был разработан первый космический корабль, под названием «Восток».

В январе-мае 1959-го года главами Советского Союза было принято решение о наборе первого отряда космонавтов для подготовки к пилотируемому полету на КК «Восток». Отбор возложили на плечи Вооруженных Сил Советского Союза. На медицинский осмотр направлялись летчики-истребители возрастом до 35-ти лет, ростом до 175-ти см и весом до 75-ти килограмм. Начало набора выпало на август 1959-го года.

Из рассматриваемых 3461 летчиков лишь 29 успешно прошли все инстанции: собеседование, амбулаторный медицинский осмотр, второе медицинское обследование, а также окончательное стационарное обследование.

11-го января 1960-го года согласно приказу ВВС была сформирована войсковая часть под номером 26266, которая позже была переименована в Центр подготовки космонавтов, или кратко – ЦПК.

Примерно в это же время был сформирован первый отряд астронавтов в США – «оригинальная семерка».

Члены отряда

К пилотируемому полету на корабле «Восток» было отобрано 20 человек, среди которых 9 лётчиков Военно-воздушных сил, 6 лётчиков Противовоздушной обороны и 5 лётчиков авиации Военно-морского флота. 14-го марта 1960-го года впервые была начата общая космическая подготовка для имеющихся кандидатов в пилоты. Однако, материальная база программы не позволяла проводить подготовку для такого количества претендентов, потому были отобраны шесть человек, которые сформировали приоритетную группу, проходящую подготовку первой.

Быковский Валерий Федорович – летчик-истребитель ВВС, 5-й космонавт СССР (9-й в мире). Совершил три полета: в 1963-м (КК «Восток-5»), в 1976-м (КК ««Союз-22»») и в 1978-м («Союз-31») годах.

Гагарин Юрий Алексеевич – летчик-истребитель морской авиации, 1-й космонавт мира. Совершил один полет: 1961-й год на корабле «Восток-1». Погиб в авиакатастрофе в 1968-м году.

Попович Павел Романович – летчик-истребитель ВВС, 4-й космонавт СССР (6-й в мире). Совершил два полета: в 1962-м (КК «Восток-4») и в 1974-м («Союз-14») годах. Скончался в 2009-м году от инсульта.

Нелюбов Григорий Григорьевич – летчик-истребитель морской авиации, космических полетов не совершал, т.к., несмотря на высокие успехи в отряде космонавтов, был исключен из отряда по причине дисциплинарного нарушения. Погиб в 1966-м году, под колесами поезда.

Николаев Андриян Григорьевич – летчик-истребитель Противовоздушной обороны, 3-й космонавт СССР и 5-й в мире. Выполнил два космических полета: 1962-м (КК «Восток-3») и в 1970-м («Союз-9») годах.

Титов Герман Степанович – летчик-истребитель Противовоздушной обороны, 2-й космонавт СССР и мира. Провел один космический полет, в 1961-м на КК «Восток-2». Дублер Юрия Гагарина. Самый молодой космонавт, выполнил полет в 26 лет. Скончался от сердечного приступа в 2000-м году.

Из оставшихся 14-ти отобранных кандидатов в космонавты, 11 были квалифицированы как космонавты ВВС, так как 2-е были отчислены по состоянию здоровья, а Валентин Бондаренко погиб в сурдокамере. Позже, из 11-ти космонавтов 3-е были отчислены за дисциплинарные нарушения, а один по состоянию здоровья. Таким образом, лишь оставшиеся семь человек участвовали в космических полетах.

Дольше других числился в отряде космонавтов Борис Волынов, который совершил 2 полета и был отчислен аж в 1990-м году.

Авария «Союз-11»

В тысячу девятисот семьдесят первом вследствие космического путешествия на аппарате «Союз-11» погибло 3 знаменитых астронавта и героя Союза ССР, а именно: Владислав Волков, Виктор Пацаев и Георгий Добровольский. Официальной первопричиной их смерти назвали разгерметизацию спускаемого аппарата при посадке «Союза-11».

Целью данного путешествия была доставка всего экипажа на орбитальную станцию «Салют-1», однако аппарат не смог произвести стыковку по причине неисправности узла для стыковки. Через пару дней началось возгорание и было принято решение возвращаться на Землю, однако осуществить задуманное не удалось. 28 июня корабль стал отделяться от станции «Салют-1» и двигаться в направлении дома, тем не менее связь была утеряна. 30 июня поисковая группа обнаружила погибших космонавтов СССР, различные мероприятия по реанимации не помогли. Позже установили, что Волков, Пацаев и Добровольский умерли от декомпрессионной болезни (наличие пузырьков воздухе в клапанах сердца). Позже инженеры учли большое количество катастрофических недочетов прежних неудачных космических путешествий.

Они не вернулись из космоса : Союз-1, Челленджер, Союз-11, Шаттл КолумбияОни не вернулись из космоса : Союз-1, Челленджер, Союз-11, Шаттл Колумбия

Николай Кибальчич (1853 – 1881)

Мало кто знает о судьбе этого гениального революционера конца 19 века, которому принадлежит идея первого ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. Этот оригинальный проект летательного устройства был разработан Кибальчичем 23 марта 1881 года, как говорят источники, незадолго до смертной казни через повешение, но (!) уже после того, как его арестовали и приговорили 17 марта 1881 года. Вместе с другими первомартовцами (группа из восьми народовольцев, участвовавших в подготовке и убийстве императора Александра II в марте 1881 года), Кибальчич был казнен 15 апреля 1881 года по новому стилю.

Примечательно то, что просьба инженера о передаче рукописи в Академию наук удовлетворена не была, и о проекте широкая общественность узнала лишь в 1918 году. Однако, в СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Кибальчичу, а его именем был назван кратер на Луне.

Сон в космосе

Всего за сутки экипаж МКС встречает 16 рассветов — Солнце встаёт и садится каждые полтора часа. Из-за этого спать космонавтам становится не комфортно. Поэтому специально для команды был разработан свой собственный часовой пояс, усредненный по времени между Москвой и Хьюстоном — двумя главными земными центрами управления полётами. Специальные защитные шторки на иллюминаторах погружают МКС в определённые часы во тьму, создавая иллюзию ночи.

Процесс сна в космосе проходит не так комфортно, как может показаться на первый взгляд. Даже искусственно созданная иллюзия ночи не может компенсировать отсутствие гравитации: космонавтам приходится спать пристёгнутыми, чтобы не парить во время сна в невесомости. Кроме этого, на МКС очень шумно из-за большого количества оборудования, всевозможных насосов, вентиляторов и фильтров. Но несмотря на все нюансы, в невесомости сон более спокойный, чем на Земле. А в некоторых случаях во время сна в невесомости космонавты даже избавляются от храпа.

Источники

  • https://rosuchebnik.ru/material/interesnye-fakty-o-zhizni-kosmonavtov-na-mks/https://historicaldis.ru/blog/43276035654/ZHizn-kosmonavtov-na-orbite?nr=1&utm_referrer=mirtesen.ruhttps://ria.ru/20081120/155541072.htmlhttp://galspace.spb.ru/orbita/13.htm

Дальнейшее освоение космического пространства

После полета Юрия Гагарина космонавты России и других стран активно осваивали космос. Во время полетов были получены уникальные данные о планете, проводились большие исследования влияния космоса на повседневную жизнь землян, были сделаны многие открытия в этой области.

Особый вклад в развитие этой области внесли космонавты СССР и России. Список и фото их представлены вашему вниманию:

  • Юрий Алексеевич Гагарин. Совершил полет двенадцатого апреля 1961 года, первый человек в космосе в истории человечества.
  • Герман Степанович Титов, полетевший 6 августа 1961 года. Первый космонавт, который провел сутки в невесомости.
  • Николаев Андриян Григорьевич, совершивший свой первый полет одиннадцатого августа 1962 года.
  • Попович Павел Романович. Полет состоялся 12 августа 1962 года. Это первый в мире полет двух кораблей (совместно с Николаевым А. Г.).
  • Быковский Валерий Федорович. Первый полет состоялся 14 июня 1963 года.
  • Калери Александр Юрьевич. Совершил полет 17 марта 1992 года в качестве бортинженера на корабле «Союз ТМ-24».

Этот список очень длинный, и это только его малая часть. На самом деле космонавтов очень много. Это еще раз показывает, что космос активно изучался в то время. Это внесло существенный вклад в развитие космонавтики и авиации.

Николай Пилюгин (1908 – 1982)

По предложению Сергея Королева Пилюгин стал с 1946 года главным конструктором автономных систем управления в НИИ и членом легендарного Совета главных конструкторов, учрежденного Королевым. Однако широкой общественности Николай Алексеевич был известен не только и не столько своими оборонными разработками, которым посвятил большую часть своего рабочего времени, а как «штурман космических трасс»: при его непосредственном участии были созданы системы управления ракетами-носителями, а также первое и другие поколения космических аппаратов для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета планет, для спутников Марса и других.

Примечательно также и то, что по окончании Второй мировой войны коллектив под руководством Пилюгина с энтузиазмом продолжил разработку отечественной баллистической ракеты Р-1, в основе которой лежала немецкая Фау-2. Пришлось идти непроторенным путем, изготавливать и отлаживать новые элементы заново и впервые. Но Пилюгин с задачей справился, и ракеты Р-1 имели более высокие летно-технические характеристики и более высокую точность попаданий, чем даже Фау-2.

Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки. К сожалению, с окончанием космической гонки и распадом Советского Союза освоение космоса (не только в России, но и в других странах) на государственном уровне приобрело только номинальное значение.

Но что будет завтра? Появятся ли новые Циолковские, Королевы, Кондратюки и Цандеры, которые будут не просто руками — силой мысли выводить людей за пределы Солнечной системы и дальше? Ответить на этот вопрос придется вам, дорогие читатели.

Валентина Терешкова

Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе, выйдя на орбиту Земли в июне 1963 года в нежном возрасте 26 лет. Ее взволнованный и живой голос транслировался для людей по всему миру: «Это я, Чайка!».

Образ высоко парящей чайки отлично подходил юной космонавтке, поэтому после полета она стала известна как «Чайка» для людей всего мира. Валентина Терешкова была обычной работницей хлопчатобумажной фабрики, которой удалось совершить нечто совершенно экстраординарное.

Как того требовала идея Советского Союза того времени, ее рейс показал миру, что в социалистическом государстве женщины могут добиться того же, что и мужчины, и даже достичь звезд. В реальности же, однако, три дня, проведенные Терешковой в космосе, были не более чем политическим трюком: в следующие 20 лет, до 1982 года, ни одной советской женщины в космосе больше не было.

Алексей Леонов

Живая легенда мировой космонавтики в этом году отметит 80 лет со дня рождения. А ведь выглядит – дай Бог каждому. Видимо, нахождение в невесомости имеет свои плюсы. Простой выходец из семьи кемеровских шахтёров проделал долгий путь, прежде чем стать всемирно известным космонавтом. Знаешь ли, космонавтам приходится проходить ну очень серьёзную подготовку, прежде чем им позволят бороздить космические просторы. А во времена Советского Союза при пресловутой гонке вооружений стать представителем своей страны в космическом пространстве было вдвойне сложнее.

Звёздный час Леонова пробил в 1965 году. Человек в космосе уже не был ни для кого новостью. Правда, этот человек был внутри корабля и находился там считанные минуты. А вот так, по-взрослому, чтобы, как в «Гравитации», выйти в открытый космос, – такого ещё не было. Полетел Леонов вместе с Павлом Беляевым в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого, казалось бы, обычного полёта, молодым космонавтам пришла в голову прекрасная мысль (а вернее, она пришла из ЦУПа): выйти в открытый космос. Как говорится, первый блин комом, так и первый вход человека в открытый космос едва не стал для Леонова роковым. Скафандр начал стремительно разбухать и увеличился до таких объёмов, что начал затруднять возвращение космонавта в корабль. Но советского офицера такими мелочами не испугать, поэтому Алексей Архипович не стушевался, сумел-таки стравить воздух из скафандра и вернуться в шлюз.

Но и на этом приключения Беляева и Леонова не закончились. Досталось и на голову командира корабля – товарища Беляева. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации, и он вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил неожиданную посадку в 180 км от Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. А так как тайга – местность суровая и труднодоступная, то уставшим от перегрузок и не привыкшим к невесомости космонавтам пришлось ещё два дня провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолёта. Невероятно сложный полёт, который мог стать для космонавтов последним, однако, вместо этого 12 минут 9 секунд в космосе, слава и почёт.

Так как космонавты летали не каждый год, то следующего полёта пришлось ждать целых 10 лет, и уже в 1975 году совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе, которую все знают по названию старых сигарет, «Союз – Аполлон».

Кстати, герой из первого отряда космонавтов (да-да, он вполне мог быть и первым космонавтом вместо Гагарина) очень любит рисовать, и даже выпустил 5 художественных альбомов и более 200 рисунков. Причём рисует всё: от портретов до пейзажей далёких галактик. Действительно, талантливый человек – талантлив во всём.

Статистика награждений

Всего, с по 1991 год, за 30 лет существования звания, оно было присвоено 70 космонавтам — 68 мужчинам и 2 женщинам (Валентине Терешковой и Светлане Савицкой).

Впервые звание «Лётчик-космонавт СССР» было присвоено Юрию Гагарину — первому человеку, совершившему космический полёт, сразу же по возвращении на Землю, 12 апреля 1961 года. В последний раз оно было присвоено космонавту Токтару Аубакирову, 10 октября 1991 года вернувшемуся из своего первого полёта в космос, всего за два месяца до распада СССР.

Среди награждённых данным званием самым молодым являлся Герман Титов, получивший его в возрасте 25 лет, а самым пожилым — Лев Дёмин, удостоенный чести стать лётчиком-космонавтом СССР лишь в 48 лет.

Старейшим по возрасту ныне живущим носителем звания «Лётчик-космонавт СССР» (и, соответственно, старейшим ныне живущим советским космонавтом) является Владимир Шаталов, родившийся в 1927 году. Старейшими по дате присвоения звания среди ныне живущих лётчиков-космонавтов СССР являются Валерий Быковский и Валентина Терешкова, совершившие свой первый космический полёт в 1963 году.

Двое носителей звания «Лётчик-космонавт СССР» погибли при выполнении служебных обязанностей, в результате аварийных ситуаций в ходе космического полёта. Это космонавты Владимир Комаров и Владислав Волков.

Всем награждённым данным званием также было присвоено звание Героев Советского Союза, причём 24 космонавтам оно было присвоено дважды. Космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков, кроме звания Героя Советского Союза, были также удостоены звания Героя Российской Федерации.

Пятерым последним космонавтам СССР почётное звание присваивалось указом президента СССР.

Марс Рафиков

Марс Рафиков родился в 1933 году в Киргизской ССР. Как и большинству детей тех лет, юному Марсу пришлось на себе испытать все трудности войны. Вместе с взрослыми он собирал хлопок, урожай, металлолом. После окончания боевых действий 14-летнего мальчика наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Он решил связать свою жизнь с небом и стал летчиком. В 1960 году его успехи заметили, и Марс Закирович стал одним из счастливчиков, отобранных для полета в космос. Рафиков отлично справлялся со всеми тренировками — другие члены первого отряда космонавтов были уверены, что он отправится в космос одним из первых. Однако в работу вмешалась личная жизнь — так считал сам Рафиков. Он собирался развестись с женой, о чем сообщил начальству. Руководители космической программы просили Рафикова сохранить семью, но тот был настроен решительно.

24 марта 1962 года Марса Закировича отчислили из отряда космонавтов. Официальной причиной для отстранения стало самовольное отлучение из части, однако сам Рафиков был уверен, что на решение начальства повлияла именно его неблагополучная семейная жизнь и нежелание искать компромисс.

После увольнения он вернулся к работе летчика. В разные годы Рафикову приходилось работать не только в регионах СССР, но и за рубежом. В 1980 году судьба привела его в Афганистан, где он служил в составе советской миссии авианаводчиком, за что позже был награжден орденом Красной Звезды. Даже после выхода на пенсию небо не отпускало Марса Рафикова — долгое время он работал в Алматинском аэроклубе.

Алексей Богомолов (1913 – 2009)

Алексей Богомолов был, возможно, первым из советских ученых, который понял необходимость создания больших и эффективных наземных антенн. Под его руководством в 1960–1965 годах были построены антенны с диаметром зеркала 32 метра, а затем и 64 метра. Они обеспечивали связь с межпланетными исследовательскими спутниками и аппаратами, которые изучали Солнечную систему и ее планеты. Без этих антенн научная информация автономных аппаратов «Венера-15», «Венера-16», «Вега», «Фобос» и других, возможно, затерялась бы на окраинах нашей системы. Более того, картографирование поверхности северного полушария Венеры и создание атласа ее поверхности было проведено именно силами аппаратов «Венера-15» и «Венера-16». Учитывая долгое и томительное ожидание, связанное с надеждами на цветущую поверхность этой, как оказалось, свирепой планеты, специально созданный Богомоловым космический радиолокатор был крайне необходим.

Работы Богомолова и коллектива под его руководством в сферах радиолокации, телевидения, передачи и хранения информации, а также повышения ее достоверности и точности, легли в основу создания уникальных комплексов траекторных и телеметрических измерений для ракетно-космической и авиационной техники.

Исаак Ньютон (1642 – 1727)

Работы Исаака Ньютона в области физики и математики стали неизмеримо важными для современных знаний о космосе. Его три универсальных закона движения легли в основу физики, а его работы в исчислении дали огромный толчок этой области. Ньютон доказал оба кеплеровских закона планетарного движения и гелиоцентрическую природу Солнечной системы. Также он разработал первый практический отражающий телескоп. Его работа в изучении гравитации сыграла важную роль в развитии будущих теорий в области астрофизики. Короче говоря, вся физика, которая помогает нам запускать полезный груз в космос и точно знать его поведение по прибытии в пункт назначения, началась с работ Исаака Ньютона.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий