Конфуций: жизнь и учение

Возникновение конфуцианства. Биография Конфуция

Конфуций – древний китайский мудрец и философ. Он родился около 551 г. до н.э. Матерью является Янь Чэенцзай. Она была только наложницей, а не женой. Отцом стал Шулян Хэ в возрасте 63 лет. Его предком был великий полководец императора. Изначально мальчика назвали Кун Цю.

Спустя полтора года, его отец ушел в мир иной. Поэтому детство мыслителя оказалось достаточно тяжелым. С юного возраста он работал. Огромным стимулом стало стремление вернуть великий, потерянный титул. Обязательно отводилось время на самообразование и философию.

При достижении подросткового возраста Конфуций пережил еще один удар – кончину матери. В возрасте 20 лет ему удалось добиться признания окружающих, он создал целое учение, получившее название конфуцианство. Оно повлияло на судьбу и общественность всего Китая.

Позднее под его руководством:

  • основали университет;
  • составили правила для каждого сословия;
  • открыли частную школу, где он сам преподавал уроки по литературе, религии, языку, рассказывал о политике, моральных ценностях.

В школу Конфуция шел набор всех людей, независимо от сословия, если они желали учиться.

В 44 года Конфуцию представилась возможность стать главой резиденции княжества Лу. Мужчина активно проявлял себя на посту, оказавшись достаточно грамотным политиком.

После ухода в отставку было принято решение доносить народу философское учение, заручившись поддержкой последователей. Идея состояла в том, чтобы проповедовать знания всем независимо от рода занятий, достатка, возраста.

В 60 лет Конфуций отправился на родину, где и пробыл до самой смерти. Оставшуюся часть жизни он провел в работе над Книгой Песен и Гимнов, а также изучая Книгу Перемен. Умер он в 73 года, причем заранее знал о приближающейся гибели.

Несмотря на то, что это был выдающийся человек, детально о нем самом практически ничего не известно. Но этот факт не мешает признавать его влиятельной фигурой по сей день, внесший немало в развитие Китая и его религию.

Суть конфуцианства – привнесение гармонии во все сферы жизни благодаря осознанию своего места в ней, взаимодействие с окружающими на основе высших ценностей – нравственности и морали, почтения к старшим. Понять это может каждый, но проникнуть в самые глубины верования сложно.

Стать последователем этой религии, принять всю ее философию решатся не все. Однако, во всем мире можно найти немалое количество тех, кто считает Конфуция великим мыслителем, человеком, давшим народу востока очень многое.

Также рекомендуем посмотреть подборку видео, которые закрепят знания и ответят на оставшиеся вопросы.

Кратко об идеях конфуцианства.

Идеи конфуцианства краткоИдеи конфуцианства кратко

Конфуций и конфуцианство (рассказывает востоковед Алексей Маслов).

Конфуций и конфуцианство (рассказывает востоковед Алексей Маслов)Конфуций и конфуцианство (рассказывает востоковед Алексей Маслов)

  • https://www.uznaychtotakoe.ru/konfucianstvo
  • https://religion.wikireading.ru/136784
  • https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01beef84c672acb5a62e9dbe

Этикет

Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например, почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. По Конфуцию вообще любое наше действие, будь то потребление пищи, приветствие, чистка зубов, распитие пива, все должно происходить не просто так, а в форме ритуала (или церемонии), то есть осознанно, не спеша, «с толком, с чувством, с расстановкой».

Этот принцип ритуализации повседневной жизни призван позволить людям лучше почувствовать саму жизнь, ее дух. Конечно, любой настоящий ритуал должен быть исполнен уважения (к себе, другим людям и природе) и достоинства. Символом «Ли» является огонь.

Что такое конфуцианство

Это направление в религии сформировалось в 551-230 годах до нашей эры. Основоположниками выступали трое людей, сформировавших особые доктринальные рамки. Ими были:

  • Конфуций;
  • Мэн-цзы;
  • Сунь-цзы.

Термин конфуцианство европейского происхождения. Он образован на основе латинизированной формы слов титул и фамилия. Имя основоположника религии трактуется как мудрый учитель Кун. Есть китайский аналог этой философии под названием жу-цзяо, которое переводится как учение просвещенных людей благовоспитанного общества.

Отталкиваясь от этих сведений, исследователи начали высказывать мнения, что конфуцианство – религия ученых. На самом деле, это не так. Это течение сложно признать исключительно верованием. Оно больше является укладом жизни, ее философией, способом мыслить по-особому, воспринимать мир с новой точки зрения.

Конфуцианство рассматривали в виде религиозно-философской науки, в которой есть место и для старинных традиций востока.

Воздействие на общество Китая оказалось величайшим, глубоким. Установленные принципы позволили сформировать уникальные ценности, создать житейскую мудрость, философию. С течением времени значимость для государства была уменьшена, но на протяжении двух тысячелетий философия и учение признавались главной доктриной Китая.

Философия Конфуцианства

Сам Конфуций стремился, чтобы как можно больше людей были образованными, грамотными и владели письмом и устной речью. Под словом образованность подразумевается, прежде всего, обучение нравственности и человеческой добродетели.

И конечно философия конфуцианства построена, прежде всего, на нравственности, а также преданности и искренности.

Здесь, если брать, например, искренность и честность, то эти принципы для китайских правителей были основополагающими. Так как именно они, по мнению Конфуция, позволили бы избежать многочисленных государственных переворотов, происходящих в Китае.

Согласно его учению Небо подарило человеку добрую природу, однако страсти омрачили ее и потому человеку нужно возвращаться к нравственности, чтобы она проявилась во всех его начинаниях.

Философия гуманизма в конфуцианстве ставит своей задачей победу над обычными человеческими страстями с помощью определенных правил поведения и возвращения к исконной добродетели, дарованной Небесами человеку.

Конфуций интересные факты. Биография конфуция интересные факты из жизни. Кто такой Конфуций

Человека, которого знают в Европе как Конфуция, в Китае всегда называли Кун Цю. Впрочем, особенности китайского произношения приводят к нескольким вариантам транскрипции: Кун Фу-Цзы, Кун Цзы или Цзы просто. Последнее, кстати, переводится как «учитель». Конфуций, биография которого является сейчас одним из авторитетнейших духовных источников для жителей Поднебесной, был величайшим древним китайским мыслителем, мудрецом и основателем философской системы, получившей его имя. В главных положениях этого учения лежали этические представления древних китайцев и естественная потребность человека в счастье и благополучии.

Конфуций: краткая биография

Этот человек родился приблизительно в 551 году до н. э. в современной провинции Шаньдун (тогда Цюйфу). Конфуций, биография которого изучена настолько внимательно, насколько позволяют это дошедшие до нас исторические источники, являлся потомком обедневшего аристократического рода. Отцом его был пожилой чиновник. С детских лет мальчик познал тяжелый труд и нужду. Однако любознательность, природное трудолюбие и стремление выбиться в люди подталкивали его к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

Конфуций, биография которого полна невзгод и тяжелых испытаний, в юности работал смотрителем государственных земель и складов. Однако уже в возрасте 22 лет он занялся тем, что впоследствии определилось как его призвание, — частным обучением. Нужно не забывать, что в Китае всегда высоко ценилась образованность. Продвижение по карьерной лестнице было немыслимо без сдачи специальных экзаменов. Вскоре молодой человек стал знаменит на всю Поднебесную. Образованная им была открыта для всех, вне зависимости от материального достатка или благородства происхождения. Конфуций, биография которого наполнена множеством притч и историй о взаимоотношениях учителя и учеников, не занимался никаким другим делом до весьма почтенного возраста. Только в 50 лет он попадает на государственную службу. Однако вскоре интриги вынуждают его покинуть это дело, после чего он целых тринадцать лет странствует по Китаю в сопровождении своих учеников. Во время путешествий он делал постоянные визиты правителям различных областей, донося до них собственное этико-моральное и политическое учение. Однако идеи Конфуция в те годы не были столь популярны, каковыми им предстояло еще стать впоследствии. В 484 году до н. э. он оседает в городе Лу. С этого времени великий мыслитель занимался лишь преподавательским делом.

Конфуций чиновник. Конфуций

Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ. Шу Лянхэ в момент появления Конфуция был уже немолод.

К тому времени у него уже было девять дочерей , что делало его очень несчастным. Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического рода. Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался сделать его своим наследником. Поэтому наследником должен был стать Конфуций. Когда мальчику было два года и три месяца (китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия), Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ, ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к ней, и, вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов, женщина вернулась в свой родной город.

Однако родители не согласились принять ее в дом, который она опозорила, выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех. Жили они очень замкнуто, однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со сверстниками. Несмотря на бедность, мать растила его достойным преемником знаменитого отца. Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать, которой в ту пору едва исполнилось тридцать восемь лет.

С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца и в соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества. Выполняя обязанности отца семейства, Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи, сначала управляющим складов, затем домашним слугой и учителем. Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости образованности.

Служил Конфуций до обретения зрелости, чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позднее он скажет: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».

К тридцати годам сложились и его основные этико-философские концепции, в основном касающиеся управления государством и обществом. Более четко сформулировав эти концепции, Конфуций открывает частную школу, появляются первые ученики, некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни. Желая использовать свои учения в практической деятельности, Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство. Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь Ином и, беседуя с ним, производит очень хорошее впечатление. Воспользовавшись этим, Конфуций добивается встречи с самим царем, и, разговаривая с ним, потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний, смелостью и необычностью суждений, интересностью взглядов, высказывает свои рекомендации по управлению государством.

Возвратившись в родное царство, Конфуций становится известным человеком. По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником. Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и, продвигаясь по служебной лестнице, занимает пост сычкоу (главного советника самого царя). На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его «добровольно» покинуть свой пост. После этого для Конфуция наступает пора странствий.

Долгие четырнадцать лет в окружении учеников он путешествует по Китаю, прославившись еще больше. Однако его желание вернуться на родину усиливается, и вскоре, при содействии одного из бывших учеников, Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек. К его помощи прибегают цари, многие из которых зовут его к себе на службу. Но Конфуций прекращает поиски «идеального» государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу. С целью сделать ее более доступной, Учитель назначает минимальную плату за обучение. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций умирает. Произошло это в 478 году до нашей эры.

Кто такой Конфуций

Это древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя – Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы – «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Цитаты Конфуция прочно вошли в современную жизнь.

До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон.

Конфуций считается также великим первоучителем всех китайцев, которые считают его совершеннейшим человеком, какой когда либо существовал; он для них воплощение добродетели, совершенства и мудрости. Никогда еще мудрец, не создавший нового учения, не пользовался таким огромным влиянием на народ, какое имел Конфуций на Китай. Его учение в ходу уже 2.400 лет и до сих пор еще ему продолжают следовать в его отечестве.

Учитель любил подчеркнуть, что он в своих идеях опирался на мудрость старины: “Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее”. И это действительно было так, в этом была сила Конфуция. Вместе с тем совершенно очевидно, что Конфуций интерпретировал и тем более применял нормы древности творчески, весьма продуманно, с учетом реальности, что и сделало его великим, а его учение – живым на протяжении тысячелетий.

Большего авторитета дальневосточная цивилизация не знала. В ее рамках Конфуций примерно то же, что Иисус для христианина или Мухаммед для мусульманина. Однако с существенной поправкой: если Иисус и Мухаммед всегда считались обожествленными и уж, во всяком случае, облеченными сакральной святостью посредниками между человеком и богом (а Иисус – даже ипостасью бога), то Конфуций был человеком – мудрейшим из живших, но все же только человеком, причем простым и доступным в общении, каким и должен быть учитель. И это вполне соответствует той роли, которую в истории Китая играло конфуцианство как специфический эквивалент религии.

Жизнь Конфуция в общем известна хорошо. Однако многим из числа его последователей и тем более поклонников она казалась не соответствующей величию мудреца. И биографию философа вскоре после его смерти начали “создавать” заново.

Сначала ее искажали оппоненты великого философа. Так, в трактате “Чжуан-цзы”, где это проявилось, пожалуй, наиболее рельефно, Конфуций был сознательно оглуплен и превращен в послушного ученика великого даоса Лао-цзы.

Позже поклонники и последователи Конфуция стали рисовать его такими красками, что мудрый учитель все явственнее превращался в грозного и практически всесильного администратора. Особенно выпукло это проявилось в специально написанной биографии Конфуция, помещенной в 47-й главе капитального труда “Шицзи” (“Исторические записки”), написанного знаменитым историком Сыма Цянем на рубеже II-I вв. до н. э.

Сыма Цянь не выдумывал деталей биографии мудреца, он лишь некритически отбирал их. Но результат говорит за себя: по мнению китайского исследователя Цзуй Ши (1740 – 1816 гг.), которое, кстати, разделяется и современными специалистами, 47-я глава лжива на 70 – 80%. Даже если считать эту цифру преувеличением, она не может не насторожить, особенно если иметь в виду и более поздние издания, ставившие своей целью создать мифологический облик Конфуция. Постараемся отсортировать плевы лжи от зерен правды.

Учение Конфуция

Конфуций жил в эпоху заката империи Чжоу. Авторитет императора уже не был таким сильным как раньше, вследствие чего власть оказалась в руках правителей разных царств. Следом за этим начались междоусобные войны, которые привели к падению уровня жизни простых граждан.

После кончины матери в 528 г. до н.э. Конфуций, следуя традициям траура, ушел в 3-летнюю отставку. За это время он исследовал древние труды и написал философский трактат о правилах отношений в построении гармоничного государства.

Когда мыслителю было около 44 лет ему поручили руководить резиденцией княжества Лу. В течение какого-то времени он исполнял обязанности начальника судебной службы. В тот момент биографии философ призывал чиновников наказывать подданных только в случае неповиновения, а во всем остальном – «объяснять народу их обязанности».

Недолго поработав в должности чиновника некоторых княжеств, Конфуций подал в отставку. Это было связано с тем, что он не мог смириться с новой политикой государства. Вместе с учениками мужчина отправился странствовать по китайским провинциям, по-прежнему пытаясь донести свои идеи местным правителям.

Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся обратно в Цюйфу, где прожил до конца своих дней. Он подолгу общался со своими последователями, трудясь над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и прочих трудов.

Из классического наследия самого Конфуция доподлинно доказана лишь одна его работа – «Весна и Осень». Биографы мудреца утверждают, что у него было примерно 3000 учеников, но достоверно известно только о 26.

По изречениям своего учителя последователи Конфуция составили книгу – «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Он сформулировал золотое правило этики, которое заключается в следующем: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Сравнение учений

Хотя временами конфуцианство и буддизм схожи в определенных аспектах, они различаются своими убеждениями, идеями, базой. Если кратко, то оба учения обходятся без такого понятия, как «бог», первое – более светское, тогда как последнее – духовное по своей природе. Они также расходятся в фундаментальных убеждениях.

Конфуцианцы посвящают свое время улучшению отношений с обществом и его нормами. Буддисты же сосредоточивают свою энергию на достижении «нирваны» или выхода за пределы круга жизни, а отношения с обществом улучшаются естественным образом в ходе этого процесса (имеется в виду в большей степени направление махаяна).

Буддийская карма учит осознавать причину и следствие своих поступков. Аналогично конфуцианство предполагает, что счастье основано на добрых делах. Кроме того, оба философских течения разделяют основную концепцию, согласно которой поощряется отказ от личного интереса ради других.

В обеих традициях центральную роль играет почитание старших. Уважение и преданность родителям и наставникам рассматриваются как первостепенные задачи для содействия миру во всем мире.

Будда и Конфуций озадачивались похожими вопросами. Вот только решения проблем были разными. Так, Конфуций считал, что ответ кроется в упорядоченном обществе, в то время как Будда полагал, что его можно найти с помощью личных усилий.

Образование в обоих учениях считается важнейшей частью жизни. Оно необходимо для правильного понимания, видения и просвещения человека. Обогащая себя знаниями, он осознает значение и ценность своей жизни.

Наши проблемы возникают из сложного комплекса причин и следствий. Но Будда сказал, что конечная причина страданий – наше собственное неведение относительно реальности. Оно заключается в том, что наш ум проецирует то, что невозможно, на нас самих, на всех и всё вокруг.

Будда увидел, что от всех проблем можно избавиться, устранив их причину – наше неведение, и больше никогда не сталкиваться с ними снова.

Проблемы прекращаются, когда мы устраняем неведение с помощью правильного понимания реальности. Для этого нужно в полной мере осознать, что все мы взаимосвязаны и зависим друг от друга. На основе этого мы развиваем равную любовь ко всем живым существам. Устранив заблуждения о том, как существуем мы сами и другие, мы способны приносить пользу и себе, и другим.

Уровни учения Будды

Далай-лама говорит о трёх уровнях буддизма:

  1. Буддийская наука об уме: как восприятие, мысли и эмоции работают с точки зрения личного опыта.
  2. Буддийская философия: этика, логика и буддийское понимание реальности.
  3. Буддийская религия: карма, ритуалы, молитвы, вера в прошлые и будущие жизни.

Буддийская наука дополняет современную нейробиологию, предоставляя обширную карту разнообразных когнитивных функций ума: от чувственного восприятия, концентрации, внимания, осознанности и памяти до позитивных и негативных эмоций. Укрепляя позитивные нейронные сети, мы можем усилить положительные способности своего ума.

В буддизме мы в первую очередь полагаемся на исследование, а не на веру. Поэтому научные открытия очень полезны для буддизма.— 14-й Далай-лама

На физическом уровне буддийская наука включает сложные медицинские системы, которые предлагают эффективные схемы лечения множества болезней. Что касается окружающего мира, буддизм предоставляет подробный анализ материи и энергии, который во многом совпадает с положениями квантовой физики. Кроме этого, он освещает такие вопросы, как происхождение, существование и разрушение вселенной, утверждая, что нынешней вселенной предшествовали бесчисленные вселенные без начальной точки отсчёта.

Буддийская философия рассматривает взаимозависимость, относительность и причинно-следственную связь. Она предоставляет подробную логическую систему, основанную на теории множеств и дебатах, и помогает понять, что наш ум создаёт ложные проекции.

Буддийская этика основана на правильном распознавании того, что полезно, а что вредно – как для нас, так и для окружающих.

Верующие мы или агностики, верим мы в Бога или в карму, принципам этики может следовать каждый.— 14-й Далай-лама

Буддийская этика подразумевает признание и поддержание основополагающих человеческих ценностей – любви, сострадания, мудрости, доброты, честности, щедрости, спокойствия, в сочетании с твёрдым намерением не вредить другим.

Буддийская религия рассматривает такие темы, как карма, прошлые и будущие жизни, механизм перерождения и освобождение от него, а также достижение просветления. Она включает практики прочтения текстов вслух, медитации и молитв. В буддизме нет единственной священной книги: в каждой традиции есть свои тексты, основанные на исходных учениях. Многие из текстов тибетской традиции вы найдёте в разделе «Классические тексты».

Молиться можно везде и в любое время, хотя многие предпочитают молиться в храме или перед алтарём у себя дома. Конечная цель молитвы – не исполнение желаний, а пробуждение своей внутренней силы, мудрости и сострадания.

Также в буддизме нет правил относительно пищи. Но многие учителя советуют ученикам по мере сил практиковать вегетарианство, а Будда учил своих последователей не пить алкоголь и не употреблять наркотики. Буддийская практика направлена на развитие осознанности и самодисциплины, которые мы теряем, когда напиваемся или ловим кайф.

В буддизме есть богатая монашеская традиция. Монахи и монахини держат сотни обетов, включая полный целибат. Они бреют головы, носят особые одежды и живут в монашеских обителях, посвящая жизнь обучению, медитации, молитве и совершению ритуалов для мирского сообщества буддистов. В наши дни многие миряне изучают буддизм и практикуют в буддийских центрах.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий