Иван купала 7 июля 2020: традиции и обычаи праздника, зачем обливают водой

История появления праздника

Рождество Иоанна Крестителя отмечалось раньше 24 июня, однако в связи с переходом на новый стиль, новая дата пришлась на 7 июля, из-за чего утратился астрономический смысл праздника. Остались одни традиции. Праздник, который с самого начала имел языческий подтекст и посвящался чествованию языческого бога Купала. С принятием христианства на Руси праздник совпал по церковному календарю с Рождеством Иоанна Предтечи (Крестителя). В данной ситуации проявилось желание православной церкви искоренить народные традиции, выражающиеся в «бесовских гуляниях» и поклонениях «темным силам», затмив народные традиции почитанием христианского Святого.

Старинное название праздника не имеет точных данных об источниках. Название Ивана Купала сочетает в себе одновременно народные традиции и христианские ценности, став в результате славянским вариантом имени Иоанна Крестителя. С греческого Иоанн переводится как «купатель», поэтому велика вероятность, что и название праздника Ивана Купала стало плодом народного творчества и трактовки христианских понятий, связанных с омовением и очищением.

Впервые название праздника Ивана Купала официально появилось в Густынской летописи, в середине XVII века, хотя сам праздник отмечался у древних славян гораздо раньше. Ошибочная трактовка названия вызвала появление нового языческого божества у славян, на самом деле не имеющего ничего общего ни с историей возникновения праздника, ни с его настоящим названием. В реальности Купала стал фольклорным олицетворением Иоанна Крестителя, вобрав в себя одновременно народные традиции и христианские догмы. Долгие гонения церкви на саму идею празднования Ивана Купала, успеха не имели. Восточные славяне с завидным упорством продолжали отмечать любимый праздник, придав ему религиозную направленность. Желание отмечать Купалу именно в этот период и именно таким образом было связано, по мнению видных историков и языковедов, с желанием крестьян отдохнуть и развеяться накануне очередных жнив и уборкой урожая.

Привязка народного фольклора к православному христианскому празднику произошла в середине XVI века, когда на очередном церковном Соборе было принято решение ввести чествование христианских Святых в обиход. Значение и место Иоанна Крестителя в православной религии огромно. Именно Иоанн Предтеча пророчил появление Иисуса Христа, поэтому Иоанн Креститель является одной из наиболее значимых фигур в христианской церкви, наравне с Пресвятой Богородицей, стоящий перед Апостолами Христа. Суть праздника Ивана Купала. Традиции и обряды.

Праздник Ивана Купала, или Иванов день, как принято назвать этот день в обиходе, имеет множество красивых и интересных обрядов, каждый из которых символичен и является продолжением народных верований и поверий. Обряды на Ивана Купала связаны с народными гуляниями, во время которых происходит очищение водой, огнем и травами. Испокон веков в это день было принято купаться на утренней зорьке в открытых водоемах, смывая с себя всю нечисть и скверну, обретая душевное равновесие и покой.

Одним из главных атрибутов праздника является купальская ночь: время суток, когда происходит единение человека с природой, с божественными силами. Ночью народ пускался в пляски вокруг костров, совершая во время танцев ритуальные прыжки через костер, прохождение через горящие угли домашней скотины. Обычай был связан с очищением человека и домашней скотины от злых духов. Особенно любимым праздник слыл среди молодежи, которая собиралась в лесу вокруг костров, предпочитая предаваться веселью, дабы противостоять силам зла.

Помимо обрядов и ритуалов, в эту ночь было заведено проводить полумистические мероприятия, описанные в легендах и поверьях. Девушки и парни ночью гадали на своих суженых. Девушки также пускали в реку свои венки, а юноши старались найти в лесной чаще волшебный цветок папоротника, дающий силу и богатство. Гадание являлось одной из основных особенностей праздника, поэтому и в старые времена и сегодня девушки с особым трепетом ждут этого дня, надеясь узнать свою судьбу и обрести женское счастье.

Традиции и обряды Ивана Купалы

Ночь накануне праздника Ивана Купалы, с 6 на 7 июля, является его кульминацией. Она наполнена целым комплексом обрядов. Большая часть ритуалов связана именно с купальской ночью.

Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца — в бане, реке или озере. Ближе к закату на возвышенностях или у рек разжигались большие костры..

Один из главных атрибутов праздника — прыжки через пламя. В языческие времена считалось, что костер обладает целебной силой, а прыжки помогают очиститься: кто прыгнет через костер выше, у того будет самый счастливый год.

В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костер только «живым огнем» — добытый трением. Где-то огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге.

Хороводы вокруг костра водили всю ночь. Девушки выбирали юношей и прыгали с ними через огонь. Согласно поверьям, если во время прыжка руки не расцепятся — скоро быть свадьбе. Также девушки пускали на воду венки и следили — чей тонул, а чей уплывал. Далеко уплывший венок означал скорое замужество или долгую жизнь.

Один из главных элементов празднования — цветы и травы. На Иван Купалу девушки плели венки, а также искали цветок папоротника. Считалось, что этот мифический цветок дает тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности.

Цветок иван-да-марья символизировал магический союз огня и воды. Поверья гласили, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры.

На Купалу было принято умываться водой из колодца или росой. Люди верили: кто в купальскую ночь умоется росой, тот похорошеет и будет здоров весь будущий год.

Как сшить женскую рубаху для празднования ночи на Ивана Купала?

Возьмите для неё:

  • белую льняную ткань;
  • ножницы;
  • красную льняную ткань;
  • тесьму;
  • кружева.

Теперь посмотрите, какие детали вам понадобится сделать.

Женская народная рубаха состоит из нескольких элементов. Это:

  • 2 ластовицы;
  • подол;
  • рукава;
  • накладка на горловину;
  • косая бейка.

Сначала нужно сделать заготовку для верха рубахи. От полотна ткани шириной 150 см нужно отрезать столько сантиметров, какой у вас размер. Например, если 46, тогда это 46 см, если 52, тогда 52 см.

Теперь выкройте подол. Для этого также возьмите ткань шириной 150 см, отложите вниз такую длину, которая у вас от середины груди до низу. Оставьте 4 см на подгибку. Затем обработайте края изделия на машинке зигзагом или при помощи оверлока.

Теперь из остатков ткани вырежьте две ластовицы. Если ваш размер 48 и меньше, тогда одна сторона каждого квадрата 8 см. А если больше 48 размера, тогда это величина равна 10 см. Для обладательниц совсем пышных форм тогда каждый квадрат будет 12 на 12 см. Также зигзагом обработайте края этих заготовок.

Теперь нужно выкроить горловину. Поэтому возьмите деталь верхней части изделия, сложите её пополам ещё раз пополам. На углу сделайте один полукруг побольше, он станет вырезом горловины спереди. А полукруг поменьше превратится в вырез горловины сзади.

Если вы хотите сшить женскую рубаху на Ивана Купалы, следуя древним традициям, тогда вытащите лоскуток вырезанной ткани через внутреннюю часть рубахи, а не снаружи.

Вот такая заготовка получится. Это будет одновременно верхняя часть, два рукава и вырезы для горловины.

Пора выкроить косую бейку. В зависимости от размера она может быть от 50 до 60 см. Выкраивается по диагонали. Ширина этой бейки от 4 до 5 см.

Если вы хотите сделать вырез, чтобы было проще надевать рубаху, тогда в центре горловины спереди положите лоскут красной ткани, обработанный заранее оверлоком, Пришейте его сюда и прорежьте посередине.

Теперь подверните края этой красной детали, заколите их булавками и прошейте.

А полученной косой бейкой вы обработаете вырез горловины. Затем нужно будет присборить подол, пришить его к созданному лифу. При этом не забудьте сначала сшить боковины подола. Пришейте рукава.

Выполните нижнюю и верхнюю часть из разных материалов, взяв белую и красную материю. Тесьма может быть таких же тонов.

А оставшиеся обработанные квадратные лоскуты пришивают в районе подмышек. Сделайте это до того, как пристрочите рукава.

Из такой же тесьмы выполните пояс. Можно на его концы пришить бахрому. Украсьте женскую рубаху по своему усмотрению, опираясь на фотоподсказки.

Можно носить такую рубашку с поясом или без него. Если желаете, используйте для отделки ткань с вышивкой такого типа.

Перед тем как посмотреть сценарий праздника Ивана Купала, ознакомьтесь с действующими лицами. Костюм Лешего вы уже умеете делать. также несложно создать. Останется сделать одеяние для русалки, водяного, чтобы провести веселый праздник. Посмотрите, как шьются такие наряды для этих мистических обитателей водяного мира.

Обычаи и традиции

В современном мире почти не осталось людей, которые относятся к празднованию дня Ивана Купалы с особым почтением и вкладывают в него языческий смысл. Мы перестали верить в ведьм, чертей, призраков и леших, что было свойственно нашим предкам славянам. Обычаи этого торжества стали для нас развлечением.

Одним из самых популярных обрядов на ночь летнего солнцестояния был купальный костер. Для язычников он носит исконно мистический смысл. Считалось, человек, который перепрыгнет через костер, очистится от зла и скверны.

Издревле люди заготавливали большое количество хвороста и дров, чтобы костер полыхал до небес. В центр костра ставили кол, а на него насаживали череп коровы или лошади.

Молодые люди и дети танцевали вокруг олицетворения солнца, водили хороводы. Затем, когда костер иссякал, становился маленьким и безобидным, через него разрешалось прыгать.   

Обрядом было сжигать в догорающем костре ненужную одежду, старый хлам. Так славяне очищали свой дом для новых, более полезных вещей.

Существовала традиция купаться в ночь на Ивана Купалу. Вода приносила очищение, исцеляла от болезней. Девушкам она даровала красоту, а парням силу.

У язычников было поверье, что в день летнего солнцестояния детям можно без опаски купаться в озерах и реках, ибо вся нечистая сила ушла на шабаш.

На праздник девушки плели себе венки. Это любовный обряд, его совершали незамужние, чтобы узнать о будущей личной жизни.

Вечерами молодые красавицы убегали от потенциальных женихов к воде. Там они устраивали на венках свечки, зажигали их и пускали по воде.

Если венок уплывет далеко, то в этом году у девушки в жизни случатся кардинальные изменения, она найдет себе молодого человека или даже выйдет замуж.

Если венок плавает около берега, то на личном фронте все будет неизменно ещё целый год.

Приметы на Ивана Купала

  • В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
  • В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
  • В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло(кислоту), которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.
  • В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.
  • В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».
  • От воды, набранной из колодца или родника утром на Ива­на Купалу, проходят депрессии, раздражительность и т. п.
  • По поверьям, в купальскую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть.
  • Цветы и венки, сплетенные накануне Ива­на Купалы, вешали на ворота, окна, двери, а также двери надворных построек, как обе­реги.
  • Если вечером накануне дня Ивана Купалы идет дождь, то лето будет сырым, а год — голодным.
  • Если ночью небо звездное, а поутру обильная роса — будет хороший урожай огурцов и грибов.
  • Плохим знаком считать увидеть 7 июля змею — к потере близкого человека.
  • Если в доме на Ивана Купалу паука — скоро состоится большое радостное событие в семье — свадьба, рожденияе ребенка, приезд желанного гостя.
  • Если собрать 12 видов растений, то в семье обязательно скоро будет свадьба.
  • Если не запереть лошадей, то их может забрать нечистая сила.
  • Желания сбудутся, если накануне купальской ночи сорвать веточку папоротника и на нее повязать несколько коротких красных нитей, загадывая на каждую желание, а потом пустить по речке.
  • Если гости придут — к счастливым вестям.
  • Утром после праздника услышать крик петуха — к скорому выздоровлению.

Как проводить ритуалы и обряды на Ивана Купала в домашних условиях

Купальская ночь – это сочетание противоположных энергий – мужской и женской, Солнца и Луны, огня и воды. Такой день идеален для создания союза между противоположностями, а также хорош для воплощения в жизнь давних желаний. В Ивана Купала выполняют обряды, ритуалы и гадают. В такую ночь нет никаких запретов, как во многие другие праздники, усиливающие магические действия.

Считают, что особенно успешно проходят такие ритуалы и обряды:

  • на привлечение богатства;
  • привороты;
  • оздоровительные;
  • для повышения привлекательности;
  • на исполнение желаний.

Главная особенность Иванова дня – с 6 на 7 июля можно не только оздоровиться и действовать себе на благо, работая над счастьем с удачей, но также и проводить обряды с ритуалами, нацеленными на причинение вреда другим людям. Тем не менее, подавляющая часть тех, кто что-то пытается сделать – девушки, которые стремятся найти своего суженного и приворожить его.

Нередко возникает вопрос о том, можно ли наводить порядок в ночь с 6 на 7 июля? В это время не принято заниматься каким-либо тяжелым трудом и грустить. Такой праздник – это всегда веселье и радость, поэтому нельзя оставаться в одиночестве или злиться. Лучше потратить время на что-то интересное и повышающее настроение. А наводить порядок в доме категорически запрещено – все должно быть убрано еще накануне этой магической ночи.

История праздника Ивана Купала

Многие народы праздновали солнцестояния до появления крупных мировых религий. Восточные славяне не были исключением — они устраивали пляски и гадания в ночь перед самым длинным днём в году.

Иванов день получил своё окончательное название только после пришествия христианства. Под «Иваном» подразумевается Иоанн Креститель — именно его рождение 7 июля празднуют христиане. А слово «Купала» указывает на его действие — «купать», ведь во время крещения людей окунали в водоём для ритуального очищения.

Церковь долгое время боролась с празднованием Ивана Купалы, ведь этот день (и предшествующая ему ночь) связаны с огромным количеством языческих поверий и традиций — чего стоит хотя бы то, что Иванов день изначально был привязан к летнему солнцестоянию. Несколько веков церковники выпускали правила и комментарии, выступали с речами и всячески запрещали ночные увеселения, но всё же праздник выжил.

Современная православная церковь по-прежнему выступает против празднования Купалы. В 2013 году по просьбе РПЦ даже было запрещено проводить купальские обряды в Воронежской области.

Ночь на Ивана Купалу — популярный сюжет у русских живописцев

Суть празднования Ивана Купала на Руси

Праздник Ивана Купала, это день торжества солнца, история которого начинается в далеком прошлом. Раньше он отмечался через несколько дней после летнего солнцестояния (солнцеворота) двадцать четвертого июня. Это не случайно, ведь он посвящен буйству, торжеству природы. В начале двадцатого века у славян появился григорианской календарь. Тогда все даты немного сместились, и нетрудно просчитать, какого дня Ивана Купала – теперь это седьмое июля.

Важно

В христианской традиции день седьмого июля тоже имеет сакральный, мистический смысл. Он называется Рождество Иоанна Предтечи, а установлен в честь появления на свет долгожданного младенца у престарелых родителей. Мальчишка, рожденный в этот день, впоследствии прославится. Он станет тем самым Иоанном Крестителем, совершающим ритуал очищения водой в реке Иордане. Именно он будет тем, кто окрестил Иисуса Назаретянина, Спасителя для всего человечества.

Что отмечается и происхождение названия

У многочисленных славянских народов бытуют самые разнообразные обычаи и традиции на Ивана Купала. Причем более важным событием зачастую оказывалась ночь накануне, когда и происходило все наиболее интересное, необычное и мистическое. В эту ночь жгли костры на берегах водоемов, чтобы отметить единство стихий. Молодые девушки и парни скакали через огонь, чтобы очиститься от скверны. Названия этого торжества разнообразны. Большинство из них так или иначе имеют отношение к язычеству, но в основном – эти обозначения имеют явный христианский «подтекст».

  • Купала.
  • Ярилин день.
  • Кресь.
  • Лада.
  • Иванов день.
  • Иван Калдунски.
  • Иван чистый (цветной).
  • Сонцекрес.
  • Кокуй.
  • Купалле.
  • Колосок.

Отечественный филолог-славист, историк литературы и этнограф-исследователь Николай Гальковский еще в начале двадцатого века задавался вопросом о сути Ивана Купала. Он считал, что в современном варианте праздника тесно сплелись относительно новое христианство и древнее язычество. Однако многие более поздние специалисты с ним не согласны и считают, что не могло быть никаких дохристианских истоков. Ведь неизвестно ни его точное название, ни имя божества, которому этот день был посвящен. Неоязычники имеют на этот счет собственное мнение, называя «виновника торжества» Купалкой, Купайлой или просто Купом.

Если кратко, Иван Купала – собирательное христианско-народное название. В вольном переводе с греческого, а именно «в греках» мы получали основные знания, личное имя Креститель (βαπτιστής) будет звучать, как «погрузитель в воды», «купатель». Более того, православный термин kǫpati как раз и обозначает ритуальное, обрядовое омовение. Что же касается языческого бога Купала, то впервые о нем упоминает Густынская летопись в семнадцатом веке. Ученые считают, что это недоразумение, но достоверных данных нет. Скорее всего, докопаться до истины уже не получится.

Мнение церкви

Православная церковь, да и вообще все христианство, с особым осуждением относиться к разного рода языческим игрищам. Зажигание костров, массовые песни и пляски, странные обряды. Традиции и обычаи на Ивана Купала откровенно «попахивают» чем-то бесовским и сатанинским. Люди плетут венки, а потом в одних сорочках в исступлении носятся вокруг костров, перепрыгивая через огонь. На что это еще может быть похоже? Потому еще в седьмом веке нашей эры в канонах (правилах) Трулльского собора подобные действия называются нежелательными и даже запрещенными.

Интересно

В две тысячи тринадцатом году произошло беспрецедентное событие для новой и новейшей истории. По требованию русской православной церкви, назначенные и уже организованные гуляния Ивана Купала и Нептунова дня были запрещены в Россошанском районе. Несмотря на то, что Конституция РФ, а именно статья 14.1 определяет государство, как светское, запрет был приведен в действие. Это возмутило общественность, люди все равно собрались на праздник, но большинство забавных костюмов пришлось оставить дома.

Константинопольский патриарх двенадцатого века Михаил III Анхиальский отдал приказание раз и навсегда покончить с языческими обрядами. Но искоренить обычаи славян ему так и не удалось. На Руси, несмотря на явное осуждение церкви, поселяне цепко держались за них, не желая утратить свои корни и связь с ними. Советский философ и российский духовный деятель отец-иеромонах Иов Гумеров говорит, что это напрямую связано с предрассудками и суевериями, свойственными малообразованным людям.

Обряды, заговоры и ритуалы на деньги и богатство на Ивана Купала

В Купальную ночь грань между миром людей и миром духов истончается, и в древности на Руси верили, что для того, чтобы жить в достатке, надо проводить на Ивана Купала обряды, заговоры и ритуалы на деньги. О том, какие обряды в Иванов день нужно делать, чтобы стать богатыми, и сегодня могут рассказать народные целители и люди, занимающиеся «деревенской» магией. При этом они утверждают, что из-за особой силы Иванова дня и Купальной ночи даже неискушенный в магии человек может провести ритуал или прочитать заговор и достичь своей цели.

Практики и заговоры на Ивана КупалаПрактики и заговоры на Ивана Купала

Самый простой ритуал для привлечения денег на Ивана Купала такой:

  1. В полночь нужно прийти к любому природному водоему с стеклянной емкостью и набрать в нее воды
  2. В эту воду нужно сразу же положить монеты высокого достоинства, а еще лучше — золотые или серебряные коллекционные монеты, и оставить их в воде до рассвета
  3. На рассвете монеты нужно вытащить из воды и положить в копилку, где они и будут лежать весь последующий год и привлекать в дом деньги
  4. Воду, в которой были монеты, можно использовать для умывания или для полива домашних цветов, но ни в коем случае не выливать ее на улицу и не отдавать другим людям.

Простые ритуалы и тексты заговоров на деньги на Ивана Купала

Чтобы привлечь деньги в свой кошелек, на Ивана купала можно делать легкие ритуалы читать простые, но действенные заговоры. И самый легкий способ привлечь богатство в Иванов день заключается в том, чтобы выйти перед рассветом в поле, умыться росой из травы и прочитать такой заговор:

Еще один ритуал на деньги на Ивана Купала заключается в том, чтобы бросить в самый большой купальский костер горсть монет со своего кармана и произнести следующие слова:

Как надо читать Гоголя

Басаврюк (иллюстрация Надежды Рычок)

Расскажем вкратце о сюжетной основе повести. О проклятом цветке папоротника, за котором по наущению беса-Басаврюка отправился Петрусь, центральный персонаж «Вечера…», Гоголь приводит в 1-й редакции такое замечание, заимствованное им в сборнике малороссийских песен, изданном М. Максимовичем в 1827 году:

Впрочем, это примечание вполне согласуется хотя бы с афанасьевским:

Но нечистые силы хотят захватить цветок, ибо его владелец 

«Вечер накануне Ивана Купалы» (иллюстрация Виктории Самойленко)

Но по христианским понятиям, все тайные знания — от лукавого, хоть и подобны всеведению Адама до грехопадения. В народной культуре золото в земле — атрибут и дьявола, и подземного царства мертвых, поэтому клад и не даётся людям без жертвы, будь то кровь, жизнь или душа. Именно к этим языческим поверьям восходит и испытание-инициация главного героя повести Петруся, которое и становится сюжетной основой «Вечера накануне Ивана Купалы». 

Неслучайно бес-Басаврюк, искусивший Петруся, не поведал ему об обрядах-оберегах, захватив тем самым его душу целиком. После прохождения леденящей душу инициации в избушке ведьмы (обмен жизни брата возлюбленной Ивася на сундук с золотом и каменьями по наущению и «протекции» Басаврюка) Пётр становится «одержимым»: утратив память и свободу воли, он «как будто прикованный» сидит возле мешков с золотом, словно на границе двух миров. 

«Вечер накануне Ивана Купалы» (иллюстрация Виктории Самойленко)

Но ровно через год память возвращается и, будто удар молнии («огненный цветок» в повести несёт традиционный двойной смысл — и Господней кары, и наказания Перуна для язычников), уничтожает языческо-дьявольское наваждение вместе с жизнью отступника, обратив его в пепел и пар — то есть изначальный неодухотворённый хаос — «земной прах», из которого был создан Адам. 

Замолить грехи мужа горестная супруга отправится в освященное пространство монастыря, ценой молчания и здоровья (высохнет «как скелет», чтобы искупить «падение» и языческую одержимость Петра). 

Примечательно, что в 1-й редакции «Вечера накануне Ивана Купалы» демонические черты были не только у Петра, немногим лучше были и козаки, безучастные к Слову Божию даже в стенах храма: священник «мог видеть только широкие их пасти, которые они со всем усердием показывали в продолжение его речей». Не исключено, что эти пассажи ввёл в текст первый издатель «Отечественных записок» П. П. Свиньин. 

«Вечер накануне Ивана Купалы» (иллюстрация Надежды Рычок)

Но и в авторской редакции «Вечера накануне Ивана Купалы» показано, как вместо церкви козаки идут в шинок, где ищут веселья или забвенья. Шинок — место гиблое, ибо народ считал пьянство и загул бесовством. 

Именно в шинке и при шинкарке Петра искушает Басаврюк как «дьявол в человеческом образе», «бесовский человек». А в конце повести «земляным жителям» за их бесовские грехи тоже «не было покою от проклятого Басаврюка… даром, что отец Афанасий ходил по всему селу с святою водою и гонял черта кропилом по всем улицам…». Отсюда и финальные строки повести: 

Гадания накануне Ивана Купалы

Все гадания в это время так или иначе связаны с водой. На Руси в купальскую ночь в основном гадали девушки, загадывая на суженого или на будущую жизнь.

Для гадания традиционно использовали венки, которые девушки как бы невзначай роняли с головы в воду. Уплыл венок — скоро жених посватается; закружился на месте или расплелся — пока замужество не светит; утонул — быть беде: либо кто-то умрет, либо жених бросит.

Можно было бросить в воду камушек или монетку и считать круги на воде: четное — все будет хорошо, нечетное — удачи не видать.

Считалось, что девушка или пара, которая найдет ночью цветок папоротника, будет счастливой и богатой. Беда только, что папоротник не цветет, так что это гадание носило скорее ритуальный характер.

Кроме того, в ночь накануне Ивана Купалы в ходу были обычные девичьи гадания, традиционные для других гадательных периодов — перед Рождеством, Крещением или Троицей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий