Ильин день: что означает этот праздник и как его праздновать

Жизнь пророка Илии

Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Ях­ве или Ва­ал?

Лу­кас Кра­нах Млад­ший (1515–1586). Про­рок Илия и жре­цы Ва­а­ла (жерт­во­при­но­ше­ние Илии).

Ва­ал – это ха­на­а­ней­ский (фини­кий­ский) бог бу­ри, до­ждя, пло­до­ро­дия и физи­че­ской по­хо­ти. Культ Ва­а­ла и его су­пру­ги Астар­ты со­про­вож­дал­ся «свя­щен­ной про­сти­ту­ци­ей» (при­вле­кав­шей мо­ло­дых из­ра­иль­тян), изу­вер­ства­ми и ноч­ны­ми ра­де­ни­я­ми (как у неко­то­рых сек­тан­тов) в осо­бых ро­щах, во­круг огром­ных ка­мен­ных фал­ли­че­ских изо­бра­же­ний (по ев­рей­ски мац­це́бы – «вы­со­ты», как сму­щен­но пе­ре­во­дит этот непри­стой­ный тер­мин на­ша Биб­лия). По до­ро­гам сло­ня­лись же­но­по­доб­ные язы­че­ские жре­цы, мно­гие из ко­то­рых бы­ли скоп­ца­ми, и вы­со­ки­ми го­ло­са­ми рас­пе­ва­ли рит­мич­ные гим­ны, вво­див­шие слу­ша­те­лей в экс­таз.  

В это вре­мя и по­яв­ля­ет­ся в нрав­ствен­но по­ги­ба­ю­щем Из­ра­и­ле про­рок Илия. Он без­бо­яз­нен­но пред­ре­ка­ет страш­ную за­су­ху, по­сы­ла­е­мую Бо­гом для вра­зум­ле­ния бо­го­от­ступ­ни­ков (о ней сви­де­тель­ству­ют и фини­кий­ские тек­сты). Вско­ре пе­ре­сы­ха­ют по­след­ние ис­точ­ни­ки; царь и на­род убеж­да­ют­ся в право­те слов про­ро­ка и со­гла­ша­ют­ся с пред­ло­же­ни­ем Илии устро­ить меж­ду ним и слу­жи­те­ля­ми Ва­а­ла ре­ли­ги­оз­ное со­стя­за­ние, ко­то­рое долж­но зри­мо от­крыть со­мне­ва­ю­щим­ся ис­тин­но­го Бо­га.

Царь Ахав и мно­го­чис­лен­ные из­ра­иль­тяне, со­брав­ши­е­ся у го­ры Кармил (дав­шей позднее на­зва­ние муж­ско­му и жен­ско­му ка­то­ли­че­ским ор­де­нам), на по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го мо­ря, во­очию убеж­да­ют­ся в лож­но­сти Ва­а­ла. Ав­тор Кни­ги Царств не без юмо­ра опи­сы­ва­ет, как язы­че­ские жре­цы, ска­кав­шие во­круг жерт­вен­ни­ка весь день, гром­ко во­пив­шие и ко­лов­шие се­бя но­жа­ми, не смог­ли до­бить­ся от сво­е­го бо­га ни­ка­ко­го зна­ме­ния. На­про­тив, по мо­лит­ве Илии, в ко­то­рой он про­сил Бо­га явить Се­бя «в огне» и об­ра­тить серд­ца лю­дей, нис­пав­шее с небес пла­мя по­гло­ти­ло дро­ва и ле­жав­шую на них жерт­ву, – при­чём жерт­ву, обиль­но по­ли­тую во­дой, что ис­клю­ча­ло со­мне­ния в ис­тин­но­сти чу­да. На­род пал на ко­ле­ни и ка­ял­ся в сво­ем от­ступ­ни­че­стве, вос­кли­цая «Ях­ве (Гос­подь) – вот Бог!», а Илия тор­же­ство­вал по­бе­ду. Язы­че­ские жре­цы, раз­вра­щав­шие на­род, бы­ли каз­не­ны. Вслед за этим хлы­нул дождь, и за­су­ха от­сту­пи­ла (3Цар.18:20-40).

Возникновение праздника

День пророка Илии отмечают жители окрестностей горы Кармель — христиане, иудеи и мусульмане, которые почитают эту гору «святым местом» — на ней, согласно Священному Писанию, он скрывался, молился и победил жрецов Ваала.

Власть пророка Илии над дождём и засухой признавалась в Греции и на Ближнем Востоке, где зародился его крестьянский культ. Эти представления связаны со свидетельствами Библии:

В 968 году Лиутпранд Кремонский наблюдал в Константинополе театральные представления (мистерии) по случаю Дня огненного вознесения пророка Илии. Пышные празднования с участием императора и патриарха были установлены веком ранее Василием I Македонянином, особо чтившим пророка. По мнению С. А. Иванова, в его же правление (867—886 годы) была построена киевская церковь Илии-пророка «на ручае» — первый христианский храм на Руси, которым пользовались крещёные варяги и где они клялись соблюдать . По альтернативной версии, поскольку в других источниках этот храм не упоминается, речь скорее всего идёт о константинопольской «Новой церкви» (греч. Νέα Ἐκκλησία) в Большом дворце, где хранилась милоть (накидка) пророка. Возможно, место клятвы было обусловлено тем, что произошло это в Ильин день 944 года, и император (как и крещёные варяги-русь, служившие его телохранителями) участвовал там в торжествах.

По мнению некоторых исследователей, до принятия Русью христианства отмечался Перунов день, который затем стал называться Ильин день, вобрав многие дохристианские традиции[неавторитетный источник?]. Образ Ильи-пророка, благодаря сходству функций, органично заменил громовержца Перуна, почитавшегося, по свидетельству Прокопия Кесарийского, ещё древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, не являются славянской новацией. Об их широком бытовании ещё среди византийцев свидетельствует «Житие Андрея Юродивого», написанное не позднее X века. А. Н. Веселовский приводит мнение греческого исследователя Николая Полита, согласно которому на святого перешли некоторые черты Зевса (которому тоже поклонялись на горных вершинах) и Гелиоса (благодаря омонимии, наличию огненной колесницы и др.), хотя сам критикует последнюю точку зрения.

История даты

Ильин день – так чаще называют день памяти величайшего из пророков, служащих единому Богу. Он почитается не только христианами, но и представителями мусульманства, а также иудаизма. Согласно еврейской религии, пророк Илия спустится на грешную землю перед концом времен, а конкретнее – перед вторым пришествием Иисуса Христа. Это имя упоминается в священной книге исповедующих ислам – Коране, причем с уважением. В переводе с иврита оно означает «крепость Божья». И действительно, считается, что именно величайший из пророков подобно нерушимой стене охраняет исполнение Божьих заповедей и человеческих законов.

Этот святой суров, но справедлив. Несдобровать тому, на кого прогневается – образ Илии представлен, как разъезжающий на охваченной огнем колеснице, издающей невероятный грохот. Вы, конечно, уже догадались, в каких природных явлениях воплотились мощь и сила святого: это гром и молния. Не зря ведь Илье-пророку христиане испокон веков молятся о ниспослании дождя во время засухи и, наоборот, о прекращении затяжных ливней. И помощь приходит незамедлительно, если в сердце есть вера.

Невозможно не провести некую ассоциативную линию, соединяющую пророка Илию с языческим славянским богом Перуном. Этот бог-громовержец, точно так же в верованиях наших далеких предков носился по небесам в огненной колеснице и выполнял те же самые функции, что и христианский святой. Перун считался богом-воином, его оружие – молнии – защищали от любого зла. Страж небес пользовался большим уважением не только среди славянских язычников, но и у индоевропейских народов. Даже имя восточного аналога походит слегка на таковое отечественного – Парджанья.


С приходом на Русь христианской религии церковь сделала все возможное, чтобы выбить поскорее из мыслей народа языческие убеждения. С данной целью славянские праздники были полностью замещены христианскими. Так и 2 августа – Перунов день — превратился в Ильин. Это привело к тому, что два образа тесно переплелись и срослись в один.

Истоки праздника

Пророк Илия очень знаменит в православной традиции, и считается несгибаемым ревнителем веры в Господа. Честнейший святитель наставляет заблудшие души и покровительствует всем тем, кто искренне отдался вере.

Икона Житие пророка Илии

В подчинении преподобного служителя Господа находятся громогласные молнии и сильные дожди. К тому же он властен дарить плодородие обрабатываемым землям.

Дата торжества всегда неизменна, но может варьироваться в тех или иных христианских течениях. Католицизм вспоминает ветхозаветного пророка Илию 16 февраля, армянская церковь — в первый воскресный день после празднования Троицы. В исламе Илия считается небесным посланником и великим праведником, который вознесся к Отцу после своей кончины.

  • История празднования берет свое начало с окрестностей горы под названием Кармил («святое место»), где проживали христиане, иудеи и мусульмане. Согласно Евангельским текстам, здесь Илия молился и одержал победу над языческими жрецами Ваала. В окрестностях Греции и на Ближнем Востоке, славящимся культом крестьянства, народ признавал за пророком власть над дождевыми осадками.
  • Эти представления основаны на Библейском сюжете, в котором ветхозаветный пророк говорит о существовании Бога и демонстрирует Его могущество, наказывая население засухой до поры, когда в окрестностях перестанет править идолопоклонство. Молитвы святителя были настолько сильны, что не давали опуститься дождю на землю три с половиной года.

О днях почитания других праведников:

Почитание Илии на территории Византии началось в IX- X столетиях. Традицию празднования вознесения великого Божьего служителя на Небеса установил император Василий I, который чрезвычайно чтил этого святого. На торжествах демонстрировались театральные представления и различные увеселения.

Вознесение пророка Илия на огненной колеснице

Сразу после Крещения Руси ветхозаветный пророк чрезвычайно полюбился славянскому народу. Святитель органично вписался в новое религиозное течение государства и полноценно заменил бога-громовержца Перуна. В византийских и древнерусских представлениях Илия управлял небесной колесницей, пускал молнии в неверующих и преследовал ужасающего змия. В этот мифологический образ вложили и черты древнегреческого бога Зевса.

На заметку! По мнению некоторых исследователей, в конце IX столетия на Руси воздвигли храм в честь святителя. Сюда приходили крещёные варяги и давали честное слово соблюдать мирный договор 944 г. с Византией.

Альтернативная версия говорит о том, что этот собор находился в самом Константинополе и хранил в своих стенах накидку пророка Илии. Время клятвы совпало с торжествами, которые проходили в честь ветхозаветного святителя.

Из­ра­иль­ское цар­ство в IX ве­ке до н. э

Жизнь Илии (точ­нее – толь­ко го­ды его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния) опи­са­на в биб­лей­ских хро­ни­каль­ных 3-й и 4-й «Кни­гах Царств» и от­ра­жа­ет ре­аль­ный ре­ли­ги­оз­ный кон­фликт то­го вре­ме­ни. Он по­яв­ля­ет­ся в ис­то­рии уже зре­лым че­ло­ве­ком, так как о его про­ис­хож­де­нии из­вест­но лишь, что он – «фе­свитя­нин из жи­те­лей га­ла­ад­ских» (3Цар.17:1). Глав­ное де­ло про­ро­ка – борь­ба за ве­ру в ис­тин­но­го Бо­га, за со­хра­не­ние нрав­ствен­ных и со­ци­аль­ных за­ко­нов Мо­и­се­е­вой ре­ли­гии, из ко­то­рой воз­рос­ло поздне́е хри­сти­ан­ство. На это ука­зы­ва­ет и са­мо тео­фор­ное имя Илия («Мой Бог – Ях­ве»).

По­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (око­ло 931 до н. э.) его бле­стя­щая мо­нар­хия раз­де­ли­лась на два со­пер­ни­ча­ю­щих цар­ства – Из­ра­иль­ское (со сто­ли­цей в Са­ма­рии) и Иудей­ское, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го остал­ся Иеру­са­лим. Вско­ре Из­ра­иль, ис­пы­ты­вав­ший куль­тур­ную экс­пан­сию со сто­ро­ны вы­со­ко­раз­ви­тых со­се­дей – Си­рии и Фини­кии, ока­зал­ся под угро­зой пол­ной утра­ты сво­ей уни­каль­ной ре­ли­ги­оз­ной са­мо­быт­но­сти. Кри­зис до­стиг апо­гея в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка до н. э., ко­гда же­ной сла­бо­ха­рак­тер­но­го ца­ря Аха­ва (874–853) ста­ла фини­ки­ян­ка Ие­за­вель, дочь тир­ско­го ца­ря-жре­ца Еф­ваала (Ит­баала). Она стре­ми­лась пол­но­стью уни­что­жить бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея и сде­лать культ сво­е­го бо­га Ва­а­ла (Бе­ла) го­судар­ствен­ной ре­ли­ги­ей Из­ра­и­ля. По при­ка­зу этой фа­на­тич­ной языч­ни­цы ал­та­ри Ях­ве бы­ли раз­ру­ше­ны, а Его слу­жи­те­ли пе­ре­би­ты.

Христианские корни праздника

Пророк Илья, ярый ревнитель христианской веры, считается у православных христиан грозным, могущественным и щедрым святым, который распоряжается дождями, грозами и молниями, от него зависит будет ли земля плодородной, каков будет урожай, будет ли зима голодной или с запасами. Также этот святой наставляет заблудшие души на пути к истинной вере и защищает тех, кто верен Господу. В разных странах мира день почитания этого святого отмечается в разное время: католики чтят его память в феврале, армянские христиане в первое воскресенье после Троицы, в исламе для этого святого праведника (называемого мусульманами Ильяс), вознесшегося на небо, также отведено почетное место.

Родился человек под именем Илья (Элийя, Элийяху) в девятом веке до нашей эры в Иудейском Царстве, в городе Фесвия (Фисвы). Став взрослым он стал ревностным христианином, постоянно постился, молился и вел целомудренную и скоромную жизнь, удалившись от мирских соблазнов в пустынную местность. Чтобы вразумить царя Израиля Ахаву и направить его на путь истинной веры, отвергнув его от идолопоклонничества, Святому Илье приходилось совершать во славу Господа множество чудес: низводить «небесный огонь», воскрешать мертвых, разделять реку Иордан, призывать дождь. Когда он умер, как гласит предание, его тело было забрано на небеса огненной колесницей, которую везли четыре белоснежных коням, там теперь он ждет второе пришествие сына Божьего на Землю.

Этот святой почитался византийскими христианами с начала 10 века нашей эры, в Ильин день было принято устраивать празднества и театрализованные представления. Киевская Русь, принявшая христианскую веру из Византии, также стала почитать этого святого, который фактически заменил собою главного древнеславянского языческого бога дождя, грома и молнии Перуна, приняв на себя его полномочия и став новым громовержцем и стражем небесным. В современной России Святой Илья покровительствует представителям военного ремесла, он небесный заступник, помощи которого просят авиаторы и десантники. Один из самых первых православных храмов, воздвигнутых на киевской земле, Свято-Ильинская церковь, был назван именем этого святого.

Традиции на Ильин день

Раньше церковь занимала центральное место в жизни каждого человека. Потому церковные праздники были главными значимыми событиями. Празднование Ильина дня — не исключение. 

Традиция “братчина”

Важной традицией на Ильин день стало проведение общих трапез с закланием барана или быка, которые также известны под названиями  “быкобои” или «мольбы».Эта была жертва для урожая, семейного благополучия и плодовитости домашней живности

Обряд проводили мужчины. Жители близлежащих к церкви селений пригоняли к церковному подворью весь рогатый скот. Священник окроплял животных святой водой. После завершения святой обедни купленное на общественные деньги животное забивали. Жертвоприношение совершал самый уважаемый в селении человек. 

Для того, чтобы Илья-пророк дал ясную погоду во время жатвы и сенокоса, в жертву приносили не охолощенного красного быка. Заклание совершалось под колокольный перезвон специальным длинным жертвенным ножом

Мясо быка или барашка варили в общем котле и раздавали за символическую сумму каждому из присутствующих. Собранные деньги отдавали в церковь.Кровью жертвенного животного наносили мазки на лоб и глаза, а детям и на щеки, для того, чтобы людям передались сила и здоровье животного.

Традиции плодородия 

Сразу после праздника, в некоторых местностях даже в тот же день вечером, селяне приступали к жатве. Хозяйки вечером шли в поле, для того, чтобы сплести из трех колосьев или трех пучков колосьев символический крест, и оставить его на поле.

В первый день жатвы пекли хлеб, молились и, оставив этот хлеб с солью на столе, шли на работу в поле. Уборка хлеба сопровождалась обрядами и специальными песнями. Сжатые колоски несли в дом, и ставили в красный угол за иконами. На Спас — 19 августа — их обмолачивали, и обязательно сеяли в следующем году.

Считалось, что колоски обладают целебной силой. Из девяти ржаных колосьев плелся пояс. После того, как был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Этот обряд защищал от поясничной боли.

На поле обязательно оставляли небольшой несжатый участок, для того, чтобы поблагодарить Илью-пророка за урожай. Этот обряд называли “завивание бороды”. Колосья связывались пучком и пригибались к пашне, а под них клали кусочек хлеба, и говорили: “Вот тебе, Илья, борода — на будущее лето уроди нам ржи и овса”.

 Приметы про животных

Наши предки считали,, что вся нечисть спасается от молний Ильи-пророка, оборачивается не только в диких зверей, но и в домашних. Потому в этот день в дом не впускали и не выпускали ни одно животное, опасаясь оборотней. Ведь Илья мог поразить молнией тот дом, в котором находится дух тьмы.

В этот день крестьяне открывали охоту на лесных хищников. Они считали, что убивая лис и волков в этот день, уничтожали и нечистую силу, вселившуюся в них. Особенно хорошим знаком считалось завалить матерого волка.

Рыбаки выкидывали рыбу, пойманную во время грозы, если у нее были красные глаза. Они верили, что  в такую рыбу вселился бес.

Традиции, касающиеся домохозяйства

Традиции Ильина дня не обошли стороной и женские хлопоты. Женщинам в этот праздник не должны были ходит в огород: огурцы могли сгнить, а капуста стать мягкой. И тогда никаких заготовок из них не приготовить.

Но, в то же время, если выкопать в этот день молодую картошку, и приготовить ее, то урожай картофеля в этом году будет отменный.

Верить ли во все приметы на Ильин день, соблюдать ли традиции и обряды — каждый решает для себя сам. Но к традициям предков нельзя полностью игнорировать и относиться к ним с иронией. Возможно, прабабушки и прадедушки и не обладали той информацией, которая доступна сейчас, но они умели наблюдать и делать выводы. А это уже немало. И почему бы не применить такие знания на практике?

Задайте ваш вопрос внучке Анне здесь

История праздника

Ильин день ежегодно отмечается 2 августа. Дата является не переходящей, то есть каждый год она одна и та же. День памяти пророка Ильи всегда приходится на 2 августа. Он считается покровителем воинов. Почему и что нужно знать о святом?

Образ пророка Ильи представлен грозным стариком, разъезжающий на огненной колеснице по небу и беспощадно поражающим грешников громом и молнией. Однако этот святой всегда щедр к праведникам. Именно он тщательно следит за выполнением человеческих и божьих законов. Первая церковь, построенная на Руси, была посвящена Святому Илье.

Будущий пророк появился на свет в городе Фесвии за 9 веков до рождения Иисуса Христа. Его отцу в момент рождения Ильи было видение, в котором ангелы небесные пеленали и кормили малыша огнем. Это видение стало пророческим – ребенок вырос и стал светочем веры.

При жизни пророка в царстве Израильском правил Ахава, жена которого навязывала людям культ Астарты и Ваала. Илья пытался поставить царя на правильный путь и делал немало чудес. Но ничего не действовало, тот даже не испугался приближения трехлетней засухи и голода, которые предвещал пророк.

После трех лет голода Илья снова пытался вразумить израильтян. На горе Кармель он сделал жертвенник Богу. Полив дрова водой, пророк начал молиться. С небес сошел огонь и поразил не только жертву и дрова, но и камни с водой. Скоро начался ливень, который насытил высушенную землю. Пораженные увиденным израильтяне покаялись и вновь начали прославлять истинного Бога.

Христиане и иудеи считают, что пророка взяли живым на небо. Его ученик Елисей видел, как святой вознесся на небо в огненной колеснице.

По церковному преданию, пророк Илья будет предтечей страшного второго пришествия Христа на землю и, взяв во время проповеди телесную смерть, уже не только как пророк, но и как мученик, удостоится в лике святых еще большей чести и славы от Бога.

Народные традиции

В этот день соседние деревни устраивали совместные трапезы. На столе присутствовали мясные блюда и хлеб, который выпекали из свежесмолотой муки. Причем в этот праздник было принято раздавать еду малоимущим и бездомным, помогать обездоленным. Как правило, эти застолья перерастали в народные гулянья и ярмарки с хороводами, песнями и плясками: день Илии пророка был связан с завершением покоса сена и началом жатвы. Считалось, что именно в Ильин день заканчивается лето и начинается осень.

Между тем в сам праздник работать не позволялось, купание в водоемах также становилось запретным. Также в Ильин день было не принято отпускать домашних животных на улицу: их не выпускали из дома, чтобы в них не вселилась нечистая сила, которая ищет куда бы спрятаться от мечущего молнии «грозного святого».

К Ильину дню обычно начинали готовиться заранее. Например, было принято заранее заготавливать солому от первого снопа, чтобы покрыть ей крышу своего дома.

Запреты на Ильин день

В этот день запрещено купаться, потому что Илья катается по небу, и от быстрой езды одна лошадь опускает в воду подкову, после чего вода становится холодной.

Также нельзя ничего делать. Если возить или складывать сено – пророк Илья сожжет его.

Скот нельзя выгонять на пастбище – загрызут волки. И даже если удастся избежать опасной встречи с хищниками, разгневанный пророк может наслать на скот и пастуха молнию.

Поражает Илья своими стрелами и нечистую силу. Спасаясь, злые духи превращаются в зверей – кошек, собак, зайцев, лис, поэтому животных в Ильин день домой не пускают.

Приметы на Ильин день

Ильин деньИльин день
  • Дождь в Ильин день не предвещал ничего хорошего. К примеру, считалось, что если в этот праздник идет дождь с громом, то вскоре будет болеть голова. А вот если гром продолжительный, то здоровье в грядущем году будет слабое.
  • Накосить сена необходимо было до этого праздника, тогда и урожай в грядущем году будет хорошим, да и весь год будет удачным. Если же наоборот — после Ильина дня косить сено, то год будет неурожайным. А еще говорили:
  • Купаться запрещалось еще и потому, что наши предки считали, что именно с этого дня Илья воду холодит. Так часто приговаривали: “Олень в воду лапу обмакнул – вода в реках делается холодной”.
  • А вот запрет на работу пчеловодов обошел стороной. Более того, это даже приветствовалось. Считалось, что даже, если и попадет злой дух, то Илья его прогонит прочь.
  • На Ильин День делали заговоры на семена — тогда и урожай на следующий год будет качественным и объемным.
  • В этот день прислушивались к грому, если он глухой — то жди дождь, если звонкий, то будет ливень.

На правах рекламы

Новости СМИ

Новости партнеров

Новости партнеров

Литература

  • Ильин день / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 402–405. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Илья св. / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 405–407. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Веселовский А. Н. Избранное: Традиционная духовная культура. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — 624 с. — (Российские Пропилеи). — ISBN 978-5-8243-1279-9.
  • Дмитриев В., Дымченко Л. Основы религиоведения. — СПб.: СпецЛит, 2010. — 220 с. — ISBN 978-5-299-00491-5.
  •  (недоступная ссылка)
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Морозов И. А., Слепцова И. С., Островский Е. Б., Смольников С. Н., Минюхина Е. А. Духовная культура северного Белозерья: Этнодиалектный словарь. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. — 432 с.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Розе Т. В. Большой мифологический словарь. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. — 224 с. — ISBN 978-5-373-05295-5.
  • Васић О. Народне игре и забаве у Ужичкој Црној Гори // . Књ. 48, 1984. — Београд, 1984. — С. 359–409. (сербохорв.)
  •  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
  • Маринов Д. Жива старина. Книга перва: Верванията или суеверията на народа. — Руссе, 1891. — 189 с. (болг.)
  • Скуратівський В. Т. Дiдух. — К.: Освiта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
  •  (сербохорв.)
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий