Что такое икона и как относиться к священным изображениям

Православные иконы святых и их символика

Икона глубоко символична, многие особенности и детали изображения несут духовный, богословский смысл. Знание этих символов поможет глубже понять иконы и их значение. Например, святость праведника и Божественная слава Иисуса Христа на иконах передаются с помощью нимба – сияния вокруг головы.

Большие глаза у святого символизируют духовное созерцание Божественных тайн. Тонкие губы означают аскетизм, высокий лоб – глубокомыслие и мудрость, удлинённые пальцы – чистоту дел и благородство души. Молитва на иконе передаётся воздетыми руками святого, а его смирение – склонённой фигурой.

Понять православные иконы и их значение поможет и знание символичности различных цветов. Например, золотой цвет на иконе означает Божественную благодать, радость или же самого Бога. Белым цветом обозначается Божественный свет, чистоту, святость. Божьи угодники часто изображаются в белых одеждах, а ангелы и праведные души на иконах светятся белым светом. Вечность духовного мира в иконах передают с помощью небесной синевы. Также синий традиционно считается цветом Богоматери.

Иконы святых - что они означают и для чего нужныИконы святых — что они означают и для чего нужны

Цены на иконы

В каждой церковной лавке можно купить иконы. Цены на них могут быть разными. Самыми дорогими, конечно, являются старинные образы, которые сохранились на сегодняшний день. Многие из них хранятся в музеях или храмах. Такие иконы обычно не продают, только оценивают. К примеру, образы Апостолов Петра, Павла, Иоанна, Марка датируются XVI веком. Они оценены в 150 тысяч евро.

Также стоимость иконы будет зависеть и от ее оформления. Ведь даже образы, написанные в наше время, но оформленные дорогими материалами (золото, серебро, драгоценные камни), будут продаваться недешево. Ценовой диапазон их может начинаться с 2500 рублей. Стоимость будет зависеть от материалов.

Редкие же иконы можно приобрести в антикварной лавке или при распродаже частной коллекции. Трудно переоценить подобные иконы и их значение, так как для верующего человека они по-настоящему бесценны.

Где нельзя держать иконы дома?

Определенных правил нахождения в доме той или иной иконы нет. Для правильного размещения необходимо просто следовать здравому смыслу.

Поместите икону совершенно в любой комнате. Но в ванной комнате или в туалете икона, конечно же, будет неуместна.
Нельзя размещать образ около ТВ, магнитофона, персонального компьютера и прочей подобной техники

Все потому, что для совершения обряда молитвы необходимо сосредоточиться, а подобные элементы, даже если не будут работать, по привычки привлекут ваше внимание и станут отвлекать вас.
Не размещайте также лик там, где есть косметические средства, неподобающие книжки, игрушки, различные статуэтки. Около ликов не должны размещаться постеры с певцами, актерами, знаменитыми личностями.
Также не желательно размещать около икон картины либо репродукции, пусть даже они имеют религиозное содержание.


Размещайте иконы в подобающем месте

И самое главное, никогда не размещайте иконы возле каких-то снимков. И не имеет значения, кто на этих снимках изображен. Священники категорически запрещают это делать.

Икона с точки зрения истории

Появление икон датируется I веком от Р. Х. Считается, что первая из них была создана Лукой, который написал одну из частей Евангелия. По второй версии, самым старым образом является отпечаток лица Иисуса Христа, когда он приложился к полотенцу во время умывания.

Так или иначе, самые древние найденные изображения были датированы VI веком. Они были изготовлены в Византийской империи, которая оказала большое влияние на написание икон. В ней же, но значительно позже, были написаны каноны для написания образов.

История икон имеет разные периоды. Были и гонения, и расцвет, и изменения стиля написания. Каждый из образов отображает свое время, каждый уникален. Очень много икон, источавших миро, слезы, кровь, исцелявших больных в трудные времена. Они почитаются как величайшие святыни.

Иконопись в Древней Руси

Появление  древнерусских икон относится к знаменательному событию, связанному с крещением Руси, под руководством киевского князя Владимира Святославовича.

Первыми иконами на Руси являются работы великого  иконописца Феофана Грека. Приехав из Византии в Новгород, а затем в Москву, он стал главным основоположником всей отечественной иконографии. Среди его созданных произведений, самыми известными иконами киевской Руси, являются следующие работы:

Апостол Петр

Также среди самых признанных и наиболее почитаемых святынь являются иконы 15 века Андрея Рублева.

К числу наиболее признанных его произведений относят:

Икона святого преподобного Серафима Вырицкого

Нельзя не вспомнить и образ ещё одного угодника Божия, жившего в то же время, что и святой Лука. Икона преподобного Серафима Вырицкого хорошо известна большинству верующих. Подвиг его жизни заслуживает того, чтобы на нём остановиться отдельно. Родился он в 1866 году. В миру Василий Муравьёв, богатый предприниматель и счастливый семьянин, он всей душой обратился к Богу. На определённом этапе жизни он и его благочестивая супруга решили уйти от мира и каждый принял монашеский постриг, пожертвовав всё огромное состояние святым обителям, в которых они подвязались. В 1927 году он принял Великую схиму с именем Серафим. С этого времени начинается его труд старчества — высший монашеский подвиг.

В самые тяжёлые времена репрессий отец Серафим нёс людям слово Божьей правды. Когда же Господь послал ему тяжкий крест — болезнь, приковавшую его до конца дней к постели, он продолжал и тогда свои неустанные труды. Последние двадцать лет жизни он провёл в посёлке Вырица под Ленинградом, где пережил сталинский террор, оккупацию и послевоенные тяжёлые годы.

До конца своей земной жизни старец не прекращал окормления духовных чад. Этот мир он покинул в 1949 году. Перед его иконой принято молиться об исцелении от недугов, об избавлении от пьянства, о ниспослании душевного мира и спокойствия.

Вклад в иконописание

Восточно-христианский мир невозможно представить без иконописи Византии. Константинопольскими мастерами было положено начало создания особой техники написания икон как отдельного вида искусства. Византийская иконопись оказала мощное влияние на развитие древнерусской живописи и архитектуры. Святыни, признанные и почитаемые православными верующими на Руси, были созданы византийскими мастерами или написаны под влиянием от работ византийских мастеров.

Особенности полотен, созданных во время существования Византии, были бережно сохранены потомками и учтены при работе над современными произведениями искусства.

Святые мученицы за веру Христову

Среди прочих икон важное место занимают иконы святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, день памяти которых празднуется 30 сентября. В их именах выражен весь путь к Богу, включающий в себя веру в Святую Троицу, надежду на милосердие Божье и любовь к Богу и ближним

Эта икона считается покровительницей семьи и семейного счастья. К ней обращаются с просьбами о мире в семье, о здоровье детей и, в случае нужды, о даровании скорой беременности.

Святые мученицы помогают тем, кто страдает различными женскими болезнями, а также болезнями суставов рук и ног. Ещё важную помощь они оказывают всем, кто перенёс в жизни тяжёлую утрату, связанную с потерей близких людей. В данном случае молитва перед иконой возвращает душевный покой и несёт избавление от скорби.

История икон

К истории иконописи христианская церковь относится очень трепетно. Существует несколько красивых преданий относительно происхождения первых икон.

Одна из легенд гласит, что первым иконописцем был апостол Христа — Святой Лука. Именно он впервые нарисовал изображение Богоматери с младенцем на руках. Этой тематике посвящено множество произведений искусства в европейской культуре.

Существует также предание о восточном царе, который страстно возжелал иметь в своей коллекции изображение Христа. Но придворный живописец не смог воплотить на холсте лик Спасителя. Тогда Христос сжалился над мастером, вытер мокрое лицо куском полотна и отдал его рисовальщику. Так возник известный всему миру Спас Нерукотворный.

Первые исторически подтвержденные образцы христианской иконографии датируются IV веком. Это — росписи стен в римских катакомбах на библейскую тематику. Наиболее ранние сохранившиеся иконы в привычном виде небольших живописных изображений на деревянных досках созданы в VI веке.

В VII веке на Трулльском Соборе было принято важнейшее решение для иконописи. Высочайшим повелением запрещалось изображать Христа в символическом виде агнца (ягненка), дозволялось только рисовать его лик в подобии человеческом.

В VIII веке в христианском мире произошел серьезный раскол. В Византийской Империи возникло мощное движение — иконоборчество. Его сторонники называли почитание икон идолопоклонством и массово уничтожали религиозные изображения (росписи алтарей, фрески, мозаики, статуи и иконы).

Только в 843 году на Вселенском Соборе был принят догмат о почитании икон. В память об этом событии Восточная Церковь ежегодно отмечает Праздник Торжества Православия.

В Средневековье собственные школы иконописи были созданы практически во всех странах Европы. В России расцвет творчества иконописцев приходится на XIV-XV век. В этот период творили выдающие мастера:

  • Феофан Грек (1340 — 1410);
  • Андрей Рублев (1360 — 1428);
  • Дионисий (1440 — 1502);
  • Федор Зубов (1615 — 1689);
  • Гурий Никитин (1620 — 1691);
  • Симон Ушаков (1626 — 1686).

Упадок иконописи в Европе начинается с эпохой Возрождения, а в России значительно позже — в XVII веке. Живопись постепенно вытесняет иконы на задворки истории.

Интерес к иконописи возвращается только в начале ХХ века, но он носит выраженный научный и культурный характер. Иконы все чаще становятся предметами торгов на аукционах, они продаются на Западе за большие деньги. В России после 1917 года Советская власть ведет беспощадную борьбу с религией, произведения церковного искусства безжалостно уничтожают во время антирелигиозных компаний.

Сегодня искусство иконописи медленно возрождается, а шедевры старых мастеров украшают частные и музейные коллекции.

Самые известные иконы Божьей матери

Особое отношение в иконописи к женскому образу, а именно к Божьей Матери. Ее иконы очень почитаемы верующими, зачастую имеют чудотворную силу. Каждая из них имеет свое значение. Любые такие иконы (фото есть в статье) очень оригинальны.

  • Казанская икона Божьей Матери. Ее нашли 8 июля 1579 года на пепелище сгоревшего дома в Казани. Эта икона считается исцеляющей.
  • Иверская икона Божией Матери. Впервые о ней стало известно приблизительно в IX веке, когда произошло чудо, и из нее полилась кровь. После этого она была найдена на Афоне через 200 лет. Молитва перед этой иконой помогает во время тяжелых обстоятельств, для исцеления или увеличения плодородия почвы.
  • Тихвинская икона Божьей Матери. Считается, что ее написал евангелист Лука. Сейчас хранится в России.Эта икона очень почитаема среди матерей. Она помогает в молитве о детях, об их исцелении. Также молятся ей женщины, которые хотят стать матерями.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Одна из самых древних, датируется приблизительно XI веком. На сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Обращаются с молитвой к этой иконе во время войн, для укрепления веры. Также она помогает во время болезней (как душевных, так и телесных). Считается, что эта икона является хранительницей дома и защитницей в житейских делах.

Существуют еще и другие изображения Божьей Матери, которым молятся. Каждая икона – это особая защита и помощь этого женского образа в христианстве.

Значение икон в Православии

Иконы Православной церкви не стремятся к натурализму и детальности, изображения на них условны и просты. Их предназначение в том, чтобы через написанный образ мы обращались к Первообразу. Молясь перед иконой, христианин поклоняется и обращается не к расписанной доске, а к тому, кто на ней изображён. Молящийся духовно возносится к этой личности, соединяется с ней. Иконы святых являются напоминанием о высшем, духовном мире и служат проводником, окном в этот мир.

В “Добротолюбии” можно найти высказывание преподобного Феодора Студита о значении иконопочитания:

Благодать того, кто изображён на иконе, действует и на саму икону. Поэтому она является святыней, к которой следует относиться с благоговением. 

О ценности икон говорил преподобный Паисий Святогорец:

Приведём также цитату преподобного Иоанна Дамаскина из его “Слов против порицающих святые иконы”:

Икона имеет богословско-символическое и эстетическое значение, но она выполняет также миссионерскую, богослужебную функцию. Наряду с Евангелием и другими святынями иконы используются в богослужениях. Икона представляет собой проявление церковного предания, ведь иконопочитание основано на признании основных христианских догматов. Например, догмата о Боговоплощении.

В ветхозаветные времена было запрещено изображать невидимого и неописуемого Бога. Его написанный Образ был бы кощунственным плодом человеческого воображения. Но Сын Божий принял человеческий облик, стал одним из нас, и теперь мы можем свидетельствовать об этом в иконах. Поэтому иконопочитание также является одним из догматов Православной церкви.

Какие иконы должны быть в гостинной?

Гостиная является главным помещением каждого жилья. Здесь вы можете повесить следующие иконы:

  • Икону, на которой изображен Спаситель. Самая лучшая среди них является икона с изображением Господа Вседержителя
  • Икона, на которой изображена Богородица. В этом случае отдайте предпочтение Казанской Богородице


Казанская Богородица для гостинной

Лик с Господом расположите справа, а Пресвятую Богородицу – слева. Если в вашей семьи на каждый верует, тогда разместите икону в комнате верующего. Если не можете это сделать, тогда купите икону-складень. Ее можно устанавливать только во время проведения молитвы.

В чём помогает

«Заступницей усердной» называет Богородицу патриарх Ермоген, автор известного многим тропаря Казанской. Это – то, чем более всего прославлена икона.

Значение выражения «Державный покров»

Уже через несколько десятилетий Казанская стала известна как святыня, ограждающая страну от врагов.

  • Царствование Ивана IV ознаменовалось не только взятием Казани, но также страшной опричниной, казнями, поражением в Ливонской войне. А после царя Иоанна на его сыне Феодоре прервалась династия, наступило Смутное время, когда под угрозой оказалось само существование России. Тогда небольшая икона из Казани становится чтимым образом народного ополчения князя Пожарского и нижегородца Козьмы Минина, которое 4 ноября (н.ст.) 1612 г. освобождает Москву от польских интервентов.
  • Перед списком святыни молился Петр I накануне Полтавской битвы 8 июля 1709 г. Даже сама «баталия» произошла на память ее обретения. После этого у царя возникает идея строительства в новой столице, Петербурге, Казанского собора.
  • Замысел Петра реализован после Отечественной войны 1812 г. Тогда еще один список образа был особо почитаем в действующей армии. На праздник «матушки Казанской» выпал снег, ударил мороз. Для армии Наполеона это стало источником конца.
  • Известно о крестных ходах, совершавшихся со святыней во время блокады Ленинграда, случаи сохранения жизни в бою по молитве перед Казанской.

Все это побуждает считать, что через эту старинную икону Пречистая являет свою особую милость:

  • при тяжелых бедствиях;
  • во время военной агрессии;
  • воинам, защитникам Родины.

Одигитрия миссионеров и ученых

Еще одна черта Казанской связана с адресом ее явления: Казань была форпостом Русского государства в его продвижении на восток, на Урал, в Сибирь. Вместе с переселенцами на новую территорию попадали списки чудотворной святыни. Казанской посвящены храмы:

  • Иркутска (кафедральный собор, ныне разрушен);
  • Томска;
  • Илимского острога;
  • Читы;
  • Тельмы.

Именно поэтому образ особо почитают миссионеры, молясь перед ним об успехе проповеди.

Наконец, не без благословения Пречистой на сибирской территории стали распространяться образование, наука.

Интересный фактВ конце XIX в. из Казани в первый Сибирский университет в г. Томске приехали большинство профессоров. Понятно, что домовый храм первого за Уралом вуза посвятили Казанскому образу.

Краткое содержание просьб

Богородицу перед этой иконой просят также:

  • об исцелении болезней, особенно глаз; это связано с первыми чудесами от иконы, когда сразу по ее обретении прозрело несколько слепых;
  • о благополучии для семейной жизни: родители часто благословляют детей на брак именно Казанской иконой;
  • вообще при любых трудных ситуациях жизни.

История иконы — когда иконы появились?

Исследователи уверены, что первые иконы появились еще в первом веке и, возможно, при жизни Христа.

Тогда не было такой профессии или ремесла — иконописец. Люди наносили на стенах христианских катакомб символичные изображения, которые помогали помнить (и были призваны напоминать другим) о самом сокровенном, что было в жизни: память о священных Евангельских событиях. Либо они рисовали символы, которые обозначали собой вечную жизнь и стремление к ней.

Возможно, люди тогда не называли эти изображения иконами, но именно тогда зародился их смысл и суть. А еще позже — в VIII веке на седьмом Вселенском соборе — Церковь окончательно утвердила иконы, как неотъемлемую часть духовной и Церковной жизни.

Фреска на стене храма: Иисус Христос и его ученики.

Наиболее известные иконы Богородицы с названиями

В Афонских монастырях находится множество чудотворных икон Божией Матери. Они почитаются далеко за пределами Удела Богородицы. В монастыре Дохиар хранится образ Богоматери «Скоропослушница», почитаемого с 17 века. Нерадивый монах Нил, проходя мимо этой иконы, горящей лучиной коптил лик Пресвятой Богородицы. Когда в наказание он ослеп, то только после горячей молитвы к Божией Матери получил исцеление. Само название иконы «Скоропослушница» свидетельствует о скорой помощи Богоматери верующим.

Особым почитанием пользуется Иверская икона Божией Матери, называемая «Вратарница». В 9 веке она приплыла по морю к берегам горы Афон. С этим образом связана неоднократная помощь в защите Иверского монастыря от вражеского нападения. Существует предание, что в последние времена Иверская икона покинет Святую гору Афон. Это будет указанием для монахов оставить это место.

Икона «Взыскание погибших» связана с рассказом «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (6 век). Получив прощение тяжких грехов после молитвы у этого образа Богоматери, Феофил именовал Ее «Взыскание погибших». Существует немало сведений о помощи Божией Матери через этот чудотворный образ. Так, в 17 веке в Калужской губернии после молебна остановилась эпидемия холеры.

В 14 веке в Афонской обители Хиландар появилась икона «Троеручица». Сербские христиане, опасаясь осквернения образа при турецком нападении, привязали икону к спине осла. Животное самостоятельно пришло к воротам монастыря. В нижней части образа изображена человеческая рука (третья), не принадлежащая Богородице. Это был дар советника правителя Дамаска (Сирия). Советнику по ложному обвинению отсекли кисть руки. После молитвы перед образом Богоматери рука срослась. Икона «Троеручица» не раз спасала монастырь Хиландар от лесных пожаров (1945, 1947).

В 16 веке в монастырь Симонапетра (Афон) была принесена икона Божией Матери «Всецарица». Ее название свидетельствует о молитвенной силе Богородицы, исходящей от Её особой близости к Сыну и распространяющейся на всех христиан. По молитвам перед этим образом верующие получают исцеление при онкологических заболеваниях.

Суть именной иконы

На иконе по имени изображается образ тезоименного святого покровителя. Издревле на Руси каждый человек имел собственного покровителя и бережно хранил его лик. Тезоименный означает, имеющий то же самое имя. Согласно русской традиции каждому ребенку при крещении давали имя того или иного святого. Эта традиция не утратила актуальности и в наши дни.

Хотя, конечно, строго говоря, этим занимается не конкретно святой, а Господь, но святой тут воспринимается как своеобразный посредник.

Поэтому можно сказать, что именная икона – это личный посредник для связи с миром высшим, возможность всегда обратиться к Всевышнему. Ведь, как известно, святые люди собственным старанием сумели достичь лучшей связи с Господом и более чистой веры. Поэтому и молитвы святых в относительном смысле являются более ценными и ходатайство святого о вас перед Всевышним тоже имеет высокую ценность и может помочь во многих делах.

Имя, данное при крещении, становится определяющим на всю жизнь, влияет на формирование личности, объединяет вместе духовное и природное начало. Нередко сразу пишется и именная икона по имени, которая становится частью духовной практики. Но как узнать, какого покровителя выбрать. Это ответственный выбор, от которого зависит вся жизнь.

В чем помогает икона

Перед святым образом Царя принято молиться людям, занимающим какую-то руководящую должность. Искренние молитвы к Спасителю помогают руководителям принимать мудрые решения, с умом решать любые конфликтные ситуации. Христос вселяет в сердца верующих надежду на благополучный исход любого начинания.

Помолиться перед святейшим изображением «Царя царей» рекомендуется христианам, которые переживают за своих близких. Спасителя просят вразумить родных, оказавшихся в сетях бесовского заблуждения или присягнувших другой религии. Христиане верят, что искренние молитвы к Господу приведут их родных к православию.

Любой верующий, оказавшийся в безвыходной и тяжелой ситуации, может помолиться «Царю царей» и обязательно получит его заступничество и спасение. Святейшего Спасителя просят спасти душу от греха, исцелить недуг, а после смерти даровать вечную жизнь на Небесах. Господь помогает всем христианам, раскаявшимся в своих прегрешениях и живущим по заповедям Божьим.

Чем иконография отличается от классической живописи?

В западном подходе к сакральному искусству (например, эпохи Возрождения) художник чаще всего изображает свой предмет в чисто натуралистическом и репрезентативном стиле. Он использует те же приемы, что и для изображения светского предмета. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.

Но цель иконописца совершенно иная, так и другие его методы достижения этой цели. Иконография изображает святых не такими, какими они были в реальной жизни, а такими, какие они есть в вечности. Он передает свое видение небесного мира не через символы, такие как закаты с золотыми облаками или ангелами, играющими на арфах, а через мистические формы и цвета. Как пишет Контоглу: «Иконография выражается одухотворенными формами, абстрагированными от природных явлений, мира, который находится за пределами явлений, духовного мира».

Описанная как «богословие в цвете и линии», в иконографии традиционно используются особые художественные приемы и стилизация, чтобы донести духовный мир до зрителя. Одна из первых вещей, которые можно заметить, – это стандартизация форм святых людей. Увидев икону, мы сразу можем узнать, что это Христос, это святой Павел, это святой Николай и т. д. Обе формы Святых и состав событий из Евангелий являются фиксированными и архетипическими, хотя они будут немного различаться в зависимости от стиля иконописца.

Еще одной выдающейся особенностью иконографии является крайняя стилизация и ненатуралистическое изображение одежды фигур. Складки одежды изображены с помощью геометрических форм (овалов, прямоугольников, треугольников), демонстрирующих небесный порядок. Опять же, выбор цветов также часто фиксируется: синий для мантии Христа или верхней одежды, красный для туники или внутренней одежды; темно-красный для верхней одежды Девы Марии; и т. п.

Эта стилизация также появляется во всех элементах лиц и членов тела людей на иконе. Их лица не напоминают простых людей, но через стилизацию они показывают нам лица человеческой натуры, преобразованные в Божественное. Руки часто тонкие и выразительные, обычно в различных жестах благословения

Ореолы вокруг голов Христа, Девы Марии и Святых изображены в виде четко очерченного круга, обозначающего их святость и привлекающего наше внимание к их лицам

Даже сама природа преображается рукой иконописца. Здания, горы, деревья и животные обычно изображаются очень упрощенно, схематично, вместо того, чтобы пытаться передать фотографическое сходство.

Иконописец не останавливается на том, что использует технику для изображения духовно преображенной реальности. Он изменяет как время, так и пространство. События, происходившие в разное время, представлены в композиции одновременно, как если бы они происходили одновременно – например, это видно на изображении Рождества Христова, на рождественских иконах, например, где мы видим одновременно в одной иконе Богородицу с Младенцем, ангела, объявляющего о рождении Спасителя пастухам, и волхвов спешащих поклониться Мессии.

Иконописец также не придерживается систематического использования перспективы, чтобы создать иллюзию трехмерности. Вместо этого он часто использует перевернутую перспективу, чтобы показать, где объекты на переднем плане меньше, чем духовно более значимые объекты или люди позади них.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий