Чудеса иконы богородицы взыскание погибших

Отрывок, характеризующий Взыскание погибших

«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков. «Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства. «Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества». Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее.

Спасение погибшего

В малазийском городе Адан жил епископ, у которого служил эконом по имени Феофил. Он хорошо выполнял работу и потому заслужил уважение.

Некто завидовал Феофилу и хотел занять его должность. Осуществить это стало возможным в момент назначения нового архиерея, который не знал Феофила и мог поверить любой лжи о нем. Епископ получил кляузу на помощника и выгнал того со службы.

Икона Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”

Феофил испытывал сильную обиду. Годы беспорочной службы прошли впустую. Он захотел отомстить обидчикам за унижение.

Но простому человеку было нечего противопоставить епископу. Феофил не знал, как поступить, и получил совет: попросить помощи у дьявола.

Он согласился отречься от Бога и подписал с дьяволом хартию.

В это время епископ разобрался в случившемся, понял, что поступил несправедливо. Он позвал эконома и предложил вернуться к службе.

Только тогда Феофилу стало ясно, насколько ужасно произошедшее. Он потерял аппетит и сон, хотел принести покаяние, но не мог обратиться к Господу, от Которого сам отвернулся. Тогда Феофил начал молиться Богородице, и просил «‎взыскать его от гибели»‎.

Богородица помогла Феофилу и избавила его от власти дьявола, забрав подписанную им хартию.

Икона, перед которой молился Феофил, получила название по словам произносимой им молитвы: «‎Взыскание погибших»‎.

Немного из истории появления Святого изображения

Псковский монастырь имеет на хранении Божественный образ, история появления которого довольно интересна, ведь именно блаженная Матрона Московская настояла и благословила на написание этой уникальной святыни.

Как-то раз Святая сказала матушке: «Мне все время снится один и тот же образ. Мама, просится к нам в церковь Царица Небесная». Блаженная дала благословение женщинам на сбор по всем деревням денег на святыню. Среди всех пожертвований один мужчина нехотя отдал рубль, а братец его и вовсе на смех кинул одну копейку.

Молитва перед иконой Богородицы Взыскание ПогибшихМолитва перед иконой Богородицы Взыскание Погибших

Когда жертвования принесли Матроне, она их перебрала и нашла ту самую копейку и рубль и после сказала: «Матушка отдайте им их обратно, а то они мне все деньги испортят».

Когда нужная сумма была собрана, изображение заказали написать художнику. Но перед этим Матрона спросила его, сможет ли он выполнить заказ и создать такой образ, тот ответил, что такое дело для него привычное.

Блаженная велела ему у Святых Христовых Тайн причаститься и исповедоваться, однако спустя некоторое время к Матроне пришел художник и сказал, что написать образ он не может. Проповедница же духовно ощутила, что есть у иконописца еще один не исповеданный грех. Сказав это, художник был очень потрясен и после этого снова отправился на причастие и покаяние к священнику, а также он попросил прощения у блаженной Матроны.

Затем Проповедница сказала: «Теперь иди, ты сможешь создать образ Святой» и иконописец действительно написал божественный лик, с которым Матрона не расставалась до самой смерти. В настоящее же время святыня находится возле мощей святой старицы.

Также следует отметить, что Чудотворный образ имеет и не менее интересную иконографию. Сама Богоматерь сплетенными руками придерживает младенца, нежно наклоняя к нему голову. Сын Божий стоя на коленях Святой, обнимает ручками и прижимается к ней своей щекой, а его ножки при этом выглядывают из под облачения.

Такой вид святыни является одним из наиболее редких ликов, на которых Богородица изображена с распущенными волосами, но также существует несколько разновидностей лика это Дева Мария с непокрытой и покрытой головой.

Молитва о помощи Казанской Божьей МатериМолитва о помощи Казанской Божьей Матери

Икос 8

Вся была еси со Христом, егда служаше Той роду человеческому, якоже божественный Лука повествует. Приидоша бо неции к Сыну Твоему, глаголюще: Мати Твоя и братия Твои вне стоят, видети Тя хотяще. Мним, яко Ты, всеблагая Мати, неотступно пребываеши и со всеми труждающимися во славу Божию, и восхваляющими Тя тако:

Радуйся, сущих во власти к торжеству добра наставляющая; радуйся, святителей правило веры и благочестия являющая.

Радуйся, пастырей ревностию о спасении душ чад духовных снабдевающая; радуйся, наставников совершенный разуме.

Радуйся, учащихся в науках преспеяние; радуйся, иноком и инокиням в борьбе с прилоги мира и плоти пособляющая.

Радуйся, судей святое зерцало правды; радуйся, врачей искусное врачевание больных.

Радуйся, земледельцев соработнице и благая помощнице; радуйся, всех труждающихся покою и надежное пристанище.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всеблагая Мати, взыскующая погибающих.

История образа

Первые упоминания о «Взыскание погибших» встречаются ещё в VI веке, когда в городе Адане в Малой Азии она избавила от вечной гибели инока Феофила. Инок был оклеветан и изгнан из дома архиерея. Он был обижен и вступил в союз с дьяволом, отвернувшись от Бога. Но позже он раскаялся и искренне воззвал к Богородице, назвав её «Взыскание погибших» – ведь он был на пороге духовной гибели. Небесная Царица услышала горячие молитвы Феофила, приняла его раскаяние и даровала прощение. От обязательств перед дьяволом инок был освобождён. После этого он посвятил служению Богу и был прославлен Церковью в лике преподобных.

Образ в России

Одна из самых древних икон «Взыскание погибших» в России упоминается в церковных записях ещё в 1548 году. Скорее всего, она была написана неким итальянским мастером, сейчас она хранится в Москве, в Храме Воскресения Словущего.

Известная чудотворная икона, написанная в 1707 году, ранее хранилась в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии. Эта икона прославилась в середине XVIII века, когда чудесным образом избавила от гибели крестьянина Феодота Обухова, очень благочестивого и тратящего много сил на украшение храма, который посещал.

Однажды ночью в пути его застала сильная вьюга, лошадь выбилась из сил. Понимая, что скоро погибнет, Обухов начал взывать к Пресвятой Богородице и дал обет сделать список иконы «Взыскание погибших» из болховского Георгиевского храма для церкви в селе Бор. В это время в соседнем селении некий крестьянин услышал, как кто-то сказал под окном: «Возьмите». Он вышел во двор и увидел лошадь с санями, а в них Обухова. Замерзающего внесли в дом и обогрели.

Когда он выздоровел, он немедленно заказал копию (список) иконы, которую принёс в дар своей церкви, иконописцу Гурову. Однако Гуров, по преданию, попросил очень большую плату за список. У Обухова столько денег не было, поэтому он ушёл. Но едва он вышел за дверь, как Гуров ослеп. Он понял, что это наказание Богородицы за жадность, поэтому согласился писать икону за столько, сколько предложит Обухов. Зрение немедленно вернулось!

Написанную икону Обухов передал церкви в селе Бор. К ней потянулись люди – поклониться и попросить заступничества. Почитатели иконы стали делать щедрые пожертвования. Этих пожертвований хватило, чтобы построить вместо бедной сельской церкви большой каменный храм. Ещё до начала строительства, церковному старосте приснилось место, где будет стоять святыня. Через некоторое время Священный Синод прислал указ, в котором определил именно это место под строительство нового храма.

Борская икона «Взыскание погибших» славилась своими знамениями и чудесами. В 1871 году её внесли в Серпухов, где началась эпидемия холеры, и она прекратилась. В это же время, немой неходячий мальчик, который жил в этом городе, начал говорить и поднялся на ноги. Серпуховцы в благодарность за это чудо преподнесли церкви в Боре Евангелие, которое содержало изображение иконы «Взыскание погибших» и запись об этом событии.

После этого образ ежегодно стали проносить торжественным крестным ходом из Бора в Серпухов. Эта традиция прекратилась только после того, как советская власть разрушила храм, а сама икона исчезла. Верующие продолжали поклоняться её копиям, которые бережно хранили, например списку в Троицком соборе. Но когда в 1961 году его закрыли, икону передали в историко-художественный музей, где она находилась в хранилище. И только в 1985 году в церковь Воскресения Христова под Серпуховом передали копию борской святыни.

А в 1996 году икону временно вернули прихожанам. Ей доставили из Высоцкого монастыря в Ильинский храм, сопроводив возвращение чудотворного образа праздником с колокольными звонами и церковными песнопениями. На центральной площади собралось множество верующих, иконе «Взыскание погибших» был прочитан акафист.

Окончательно святыня вернулась в 1997 году, когда музей передал её Высоцкому монастырю. Это был настоящий праздник для верующих, которым она теперь доступна в любой день.

Значение образа «Взыскание погибших» в православии

Современное значение слова «взыскание» имеет отличие от устаревшей формы, имевшей производные словообразования «взыскующий» (ум), «взыскующие» (познания Божественной истины). В названии образа Божьей Матери под «взысканием» подразумевается «спасение».

Христианские богословы считают, что первообраз Богородицы «Взыскание погибших» появился в VI веке. Монах Феофил поддался дьявольскому наущению и сошел с пути праведного. Но, осознав свое нравственное падение, стал слезно умолять Матерь Божию простить его прегрешения и умолить об этом Господа.

Царица Небесная явила свою милость раскаявшемуся христианину. В России известно несколько икон Богородицы под таким названием.

Каждая прославилась чудесными явлениями после искреннего, эмоционального обращения к Божьей Матери:

  • спасение крестьянина Обухова, застигнутого метелью в дороге, потерявшего ориентиры и замерзавшего вдали от жилья (XVII век);
  • избавление жителей на Харьковщине от холеры (XVIII век);
  • помощь московскому жителю, впавшему в нищету и отчаяние (XIX век).

Самые известные изводы иконы находятся в храмах и монастыре Москвы и Серпухова:

  • Воскресения Словущего;
  • Положения Ризы Господней;
  • Никольском;
  • Высоцком мужском монастыре.

Образ «Взыскание погибших» – это последний оплот для потерявших надежду на спасение души и тела в трагических обстоятельствах. Обращение к иконе дает надежду на прощение, милость Божью, духовное и нравственное возрождение.

Сохранившиеся святыни

На сегодняшний день в России сохранилось несколько древних списков «Взыскания погибших»:

  • в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве;
  • в Покровском храме в Мариенбурге в Санкт-Петербурге;
  • в Покровском кафедральном соборе в Самаре.

Московская икона «Взыскание погибших»

Храм Воскресения Словущего, в котором хранится этот образ, был возведён в середине XVII века. Он никогда не закрывался, в нём всегда проводились богослужения. «Взыскание погибших» – одна из главных икон храма. Она была пожертвована верующим, которому помог этот образ: его семья оказалась на грани разорения, умерла жена, поэтому он молился перед домашним образом, чтобы отвести беду, и Матерь Божия услышала его.

Сначала прихожанин передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах, но в 1812 году французские войска сравняли храм с землёй, а икону разрубили на части. Несмотря на повреждения, образ продолжал творить чудеса и исцелять больных. После войны храм восстановили, но работал он только до 1934 года, затем он был закрыт, а вся утварь и иконы были переданы в другие церкви и монастыри.

При перевозке образа «Взыскание погибших» на новое место снова начались чудеса: когда её хотели везти в Пименовскую церковь, кони не желали даже двигаться с места. Но как только её решили передать в Воскресную церковь на Малой Бронной, то тут же понеслись вскачь. Когда же и эту церковь уничтожили, икона нашла свою обитель в храме Воскресения Словущего.

Образ из Раковского монастыря

В церкви Покрова Божьей Матери в Мариенбурге находится копия, созданная в 1888 году монахинями из Раковского женского монастыря. Она была утеряна после Октябрьской революции, но вновь обретена в середине XX века – она использовалась как доска на пешеходном полу. Найденную таким чудесным образом икону передали в храм. В феврале 1994 года, накануне дня памяти этой иконы, она замироточила.

Считается, что это не первый случай мироточения Раковского образа Пресвятой Богородицы. Например, капли мира появились на руках и ликах Божьей Матери и Младенца в 1895 году во время освящения нового храма Свято-Троицкого монастыря. В обычное время эта святыня была тёмного цвета, но иногда из неё как будто шёл свет – это считалось хорошим предзнаменованием радостных событий.

Можно ли найти облик в Москве

Икона носит особое значение. Ей поклоняются во всех городах. В столице России аналог Борской вариации есть в храме Николы в Кузнецах. Можно помолиться известным ликам, найденным у простого москвича. Его семья оказалась в бедственном положении, и спасением стало чудо. Он хранил избавившую его от бед покровительницу в квартире.

Когда его жена покинула его, он стал пить, оказался нищим, а в его помои нуждались три дочери. Однажды ему стало ясно, что его дела печальны, но о детях позаботиться некому. Он принялся страстно молиться «Взысканию погибших», и вскоре все изменилось. Он перестал зависеть от вредного продукта, устроился на работу. Дочери же успешно нашли супругов.

Москвич испытал глубокую признательность. Ему стало ясно, чудотворный облик не может находиться в простой квартире. Он посетил храм Рождества Христова, где и оставил творение. В 1812 году на святыню напали французы. Остатки иконы – три части – оказались в куче хлама. Но и прошедший такие испытания, светлый образ творил чудеса.

Описание

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону «Взыскание погибших». И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: «Возьмите». Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Волхова Орловской губернии. С того времени Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы «Взыскание погибших».

Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме в честь «Воскресения Словущего» в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: «Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).

Также выпускается вариант этой иконы в виде складня. Подробности уточняйте, пожалуйста, у оператора при заказе. 

Молитвы

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших
глас 7
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших
глас 4
Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших
глас 6
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва 1-я
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я
Заступнице усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего, вопль мой и стенания усльппи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающего; помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я
О Пресвятая Владычице и Богородице, высшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте, подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим, разве бо Тебе, иного прибежища и помощи не имамы. Ты Едина еси радости нашея Ходатаица и яко Матерь Божия и Мати Милосердия, предстоя у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо, притекаяй к Тебе, посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне, в день погибели и печали, пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога

нашего. Аминь.

Иконография образа Богородицы Взыскание погибших

Икона Божия Матерь Взыскание погибших изображает Матерь Божью с младенцем Иисусом на руках. Ее голова чуть наклонена влево, а переплетенные руки держат Иисуса, который прижался к щеке матери.

В России матери в христианских семьях с любовью повествуют своим детям историю о том, как копия этой иконы была подарена церкви из села Бор Калужской области.

В один из дней в 1707 году житель села по имени Федот Обухов отправился на санях на литургию, посвященную празднику Крещения Господня. Поскольку была сильная пурга, крестьянин сбился с пути и оказался на краю большого оврага. Уставшая лошадь не пожелала сдвинуться с места.

Федот Обухов лежал в санях, чувствуя, как мороз пронизывает его, и единственным спасением была его горячая молитва: Матерь Божья, спаси меня, и я обещаю заказать для церкви в моем селе твою икону Богородицу Взыскание погибших.

В момент молитвы другой житель села услышал под своим окном как кто-то тихо произнес: Возьмите!. Он вышел из дома и огляделся кругом. Через какое-то время сквозь пургу он увидел сани, а в них наполовину замерзшего Федота.

Оправившись, Федот Обухов, как и обещал, заказал копию образа Богородицы Взыскание погибших в Георгиевской церкви города Болхов Орловской Губернии для приходской церкви в родном селе. Вскоре копия образа показала свою чудотворную силу и другим людям, находящимся в беде.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий