Икона богородицы всем скорбящим радость

Молитва перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!

Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити.

Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши.

Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные

двенадцать монет

.

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу

(на списках с иконы монеты изображаются краской)

. Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв

(впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств)

. 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование —

23 июля (5 августа).

В настоящее время икона находится в

церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Образ Богородицы Всем скорбящим радость. История праздника

В наши дни распространено предание, что икона Божией Матери Всем скорбящим радость впервые прославилась как чудотворная накануне раскола, в 1688 году. Однако, несомненно, что этот чудотворный образ наши предки знали и почитали гораздо раньше. Сведений о происхождении образа Богоматери Всем скорбящим Радость сохранилось крайне мало. В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, при лаврской больнице, в храме во имя святителя Николы Чудотворца, находится очень древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». Правнук великого князя Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг.) и сын князя черниговского Давыда Святославича (1050-1123 гг.), Никола Святоша (ок.1080-1143 гг.), устроил святые ворота, а в 1107 году постригся в иноки в Киево-Печерской обители и сам нес послушание вратаря. Он стал первым из русских князей, принявших монашеский постриг. Здесь же князь-инок построил больницу и приставил к ней своего врача Петра. При больнице Никола служил больным около тридцати лет. К северу от святых врат, за двором лавры, находится основанный им же больничный монастырь с храмом во имя святителя Николы. В этой церкви и находится чудотворная икона Богородицы «Всем скорбящим Радость». Считается, что этот образ поставлен здесь самим благоверным князем.

Существует предание, что еще с древних времен нуждающиеся получали исцеление от пречистого образа Богородицы. Предание сообщает, что находившийся у ворот больницы вратарь несколько раз видел по ночам, как некая Женщина приходила в больницу, и заметил, что после всякого такого посещения кто-нибудь из больных получал здравие. Он принялся узнавать у больных, кто эта Женщина. Те же  отвечали, что и они видели, как Она приходила, а на вопрос, кто Она, получили от Нее ответ: «Я — скорбящим Радость». Тогда сторож решил проследить за таинственной Посетительницей. Однажды ночью он увидел, что мимо него прошла эта Женщина и зашла  в больницу, где лежал серьезно больной инок, уже приготовившийся к переходу в вечность. Сторож отправился  к болящему и на стене над умирающим монахом заметил в отблеске лунного сияния изображение Божией Матери. Только тогда  вратарь понял, что он удостоился увидеть Богоматерь. Он упал на колени и принялся горячо молиться Пресвятой Богородице. Больной инок тоже удостоился зреть Богородицу, которая даровала ему скорое исцеление. После видения он впал в глубокий сон, проспал несколько дней и пробудился совершенно здоровым.  

Помощь Божьей Матери

Богоматерь часто изображают рядом со словами молитв, способствующих улучшению ситуации в жизни людей. Образ сразу свидетельствует о помощи всем нуждающимся, вне зависимости от серьезности сложившихся обстоятельств:

  • открытие светлой радости и настоящей надежды;
  • защита от печалей;
  • преподнесение одеяния, трапезы;
  • чудесное и необъяснимое выздоровление больных;
  • исправление людей, которые оступились.

Неудивительно, что Божия Матерь находится рядом со многими людьми, нуждающимися в помощи и озарении судьбоносного пути настоящей радостью. Также ее окружают ангелы, являющиеся участниками-проводниками загадочных событий, способствующих преображению жизни многих людей. Заступница представлена на иконе по-особенному, что свидетельствует о ее значимом положении: полный рост, праздничная одежда, венец. На иконе также изображается Спаситель, благословляющий благие действия.

Интересуясь, как выглядит икона всех скорбящих радость, можно отметить разные вариации ее исполнения.

История иконы

Особенное событие произошло летом 1888 года, когда чудотворный список иконы начал приобретать особенную славу. Икона с грошиками, пребывавшая в Питере, нашла почитателей во многих российских городах. Тогда в городе на Неве произошел серьезный пожар, причиненной ударом молнии. Деревенская часовня Клочки, находившаяся на городской окраине, возгорелась. Люди потушили религиозный объект, отметив, к своему удивлению, что лик Божьей Матери просветлел после события, вновь стал новым. На иконе не удалось обнаружить даже малейшего следа копоти.

Перед пожаром находилась кружка, используемая для пожертвований. Однако кружка разбилась. Деньги рассыпались. Только к чудотворному образу каким-то чудесным способом присоединились 12 медных монеток.

Люди с многих уголков России узнали о чуде, после чего устремились в далекий Петербург к образу с грошиками. Как оказалось, образ на самом деле оказался чудесным.

Событие привело к появлению важного религиозного праздника, посвященного образу. Праздничная дата приходится на 5-ое августа

Икона с грошиками – это ценный источник чудес, когда люди все-таки получали чудотворные исцеления. Например, в 1890 году верующие отметили, как прихожанин Николай, страдающий эпилепсией, чудесным образом выздоровел. Как-то ночью больному приснились Богородица, Николая Чудотворца и услышал совет о том, что должна состояться поездка в старинную часовню, где произошел пожар. Высшие силы показали, что должно состояться исцеление. Николай поехал в часовню, не сообщая о своих планах близким людям. После этого больной приложился к таинственному образу, получив чудесное выздоровление.

Удивительное выздоровление было отмечено и у Веры, которой было 26 лет. Горловая чахотка привела к полной потери голоса. Врачи признали свое бессилие, отметив, что голос уже не сможет вернуться. Вера не смогла оставить все так, как было, поэтому она решилась на усердные молитвы и получение Божией помощи. Однажды девушке приснилось, что она должна пойти в известную часовню. Верующая отправилась в небольшую часовню и отслужила молебен. После возвращения домой девушка отметила чудесное восстановление голоса. Это также поспособствовало появлению особенного статуса иконы.

Исторические сведения гласят о дальнейшем развитии храма в Питере:

  • на месте сгоревшей небольшой часовни построили большой храм;
  • после революционных событий храм взорвали, но прихожане сумели сохранить икону;
  • в Великую Отечественную Войну икону хранили в Свято-Троицком храме, благодаря чему многие люди сумели найти утешение и воодушевление после пережитых трагических обстоятельств;
  • в Питере после военных событий удалось возродить Скорбященскую часовню, которая теперь относится к Свято-Троицкому Зеленецкому монастырю;
  • икона с грошиками хранится в своей часовне.

Такие испытания и важные исторические события поспособствовали тому, чтобы русский народ сроднился с чудотворным образом.

Как молиться перед иконой

Иконы и молитвы Богородице «Всех скорбящих радосте» нужны людям для того, чтобы им легче было оторваться сознанием от земных дел, желаний и вознестись над суетным миром на крыльях любви к Богу. Придя в храм, нужно подойти к иконе, перекреститься два раза и приложиться к святому образу. Затем вновь сотворить поклон и отойти в сторону, уступив место другим прихожанам храма. Все это проделать благоговейно и не суетясь.

Молиться в храме следует кратко, можно своими словами. Дома лучше воспользоваться молитвенными текстами, оставленными святыми. Они могут быть как на церковнославянском, так и на современном русском языке. Это нужно, чтобы подняться на более высокий духовный уровень, а не оставаться долгое время на одном и том же. Молитву «Всех скорбящих радосте», обращенную к Пресвятой Богородице, Она доносит до Своего Божественного Сына. И мы, поклоняясь Господу Иисусу Христу, одновременно поклоняемся и Его Пречистой Матери, просим Ее помощи и защиты.

Московская и Петербургская версия иконы

Московская версия является одной из самых почитаемых, ведь именно перед ней произошло первое чудо в далеком 1688 году. Череда исцелений больных людей продолжается и в наше время, что доказывает удивительную силу образа.

Петербургская версия – это явный конкурент Московской иконе. К счастью, обе иконы заслуживают внимания, так как каждое из двух изображений Богородицы дарит веру и надежду нуждающимся. Икона в Питере появилась в 1711 году благодаря царевне Наталии Алексеевне, но после этого знаменательного события образу пришлось пережить нелегкие времена. Однако икона все-таки уцелела.

В настоящее время обе иконы по-прежнему спорят, кто же является самым старшим из них. Многие исследователи отмечают, что первенство одерживает Москва. На самом деле правильный ответ относительно возраста не важен, ведь обе иконы и сделанные списки с них оказываются чудотворными. Самым важным, как и прежде, остается не возрастная категория исцеляющего религиозного предмета, а возможность использовать его силу по прямому назначению.

Интересно отметить, что петербургская икона приобрела название, свидетельствующее о необычном событии с грошиками 1888 года. Именно тогда часовня в Питере возгорелась. Оказалось, что уцелела только икона, причем к ней невидимым образом приклеились 12 медных монет. После этого образ получил название в народе – «Богоматерь с грошиками». Такой удивительной истории у московской версии не удается найти в истории, но череда чудесных исцелений и удивительной помощи продолжается издавна.

История появления Божественного образа

Лик Небесной защитницы был обретен абсолютно невероятным образом, и с той поры ее чудотворное действие, не переставая, удивляло православный народ. Каждый ее извод или список имел свидетельство и даже не одно.

О чем молятся иконе? В этом обличии Святая слышит всех своим вечно скорбящем о христианском народе сердцем, в особенности тех, кто столкнулся с суровыми тягостными испытаниями судьбы.

На святыне Богоматерь изображается держащей в руках хлеб и свиток. При этом Пресвятая Дева находится в центре, когда ее окружает огромное количество верующих людей, которые пребывают в состоянии отчаяния и скорби. А сверху от имени Царицы Небесной ангелы с небес даруют православным благодать.

Молитва Всех Скорбящих Радость иконе Божией МатериМолитва Всех Скорбящих Радость иконе Божией Матери

Само же изображение впервые было замечено в конце XVII века на Руси в Московской Преображенской церкви. Однако и по сей день доподлинно невозможно определить, откуда появилась святыня в этом соборе.

Чудотворным лик Богоматери стал в 1688 г., после того как Святая не дала погибнуть Евфимии. Смертельно больной сестре Московского Патриарха Иоакима приснился чудный сон, где сама Матерь Божья указала ей на свою икону и сказала, что нужно делать, что избавиться от тягостного недуга.

После сего явления на тот момент уже плохо ходячая Евфимия обратилась в храм с прошением принести святыню к ней домой и провести там с водосвятием молебен. Просьба смертельно больной женщины была исполнена и по окончанию служения сестра Патриарха оправилась от болезни и обрела крепкое здоровье.

История прославления чудотворного лика

Прославление святого образа свершилось в Москве в Преображенском храме в 1688 году. Здесь же, в северном пределе, икона хранится в настоящее время.

Чудо, благодаря которому икона прославилась, заключается в чудесно исцелении Евфимии, тяжело болящей сестры Московского Патриарха. Вдовица была при смерти, недуг быстро вел ее к смерти. Но женщина денно и нощно взывала к Царице Небесной, умполяла Ее об исцелении.

Однажды Евфимия услыхала незнакомый женский голос, вопрошающий о том, почему же она не прибегает к молению пред Целительницей всех. Страдалица набралась смелости и спросила, кто такая Целительница и где ее найти. Великий голос ответил, что в церкви Преображения Господня хранится образ Божией Матери «Всех скорбящих радость». Покоится он на иконостасе с левой стороны (обычно слева стоят во время богослужения женщины-прихожанки).

Важные статьи о православной вере:

Евфимии было указано призвать к себе клирика из этой церкви, да чтобы он и чудотворный Лик захватил с собой и совершил молебен с водосвятием пред иконой. После молебна женщине было обещано исцеление от недуга. Также голос поведал страдалице, чтобы та не забывала благодарить Спасителя за помощь и Его великие дела, прославляла Его Имя и исповедовала Его.

Взволнованная женщина узнала от родных, что указанный образ действительно покоится в Преображенском храме. Она упросила священника доставить святой Лик к себе в дом и отслужить водосвятный молебен, а после его совершения Евфимии было даровано долгожданное здоровье.

Летом 1888 года на окраине Санкт-Петербурга в деревянную часовню, в которой находилась икона «Всех скорбящих радость», ударила молния. После того как огонь был потушен, люди обнаружили, что в помещении сгорело абсолютно все, кроме иконы.

Лик Девы Марии остался целым и невредимым, он лишь немного потемнел от копоти, а вскоре посветлел и обновился.

Рядом с образом до воспламенения здания стояла специальная кружка, в которой собирались пожертвования от прихожан. Она во время пожара разбилась на мелкие осколки, деньги рассыпались по полу, но 12 медных грошиков намертво приклеились к иконе.

Позже на месте сгоревшей часовни был построен храм, а знаменитый образ с грошиками находится в нем и в настоящее время.

Количество свидетельств проявления благодати с Небес — яркое проявление заботы и попечительства Царицы Небесной над молитвенниками. Она помогает порой в самых тяжелых, кажущихся непоправимыми, ситуациях, излечивает от неизлечимых болезней.

Богородица призывает всех верующих христиан взывать в Небо о Ее святом предстательстве за себя родных и близких. Она Сама желает помогать нам, грешным людям, исцелять и утешать, даровать помощь. Недаром святой Лик во все времена воины брали с собой в походы, а купцы помещали ее на торговых лавках и молились о помощи в торговых делах.

Божия Матерь помогает в любых житейских вопросах:

  • облегчает душевные страдания;
  • помогает восстановить мир в семье;
  • заботится о детях;
  • оказывает помощь при интригах на работе и нападках начальства.

Совет! Перед Ликом «с монетками» нуждающиеся молят Царицу Небесную о даровании финансового благополучия.

До своего вознесения на Небеса Пречистая Дева Мария была обычным земным человеком, испытывала беды, проблемы и немощи, как и обычные люди. Ей было уготовано пережить страшную погибель на Кресте Своего Сына. Поэтому любая человеческая беда находит у Нее сочувствие, а содеянные грехи доставляют море душевных страданий.

Еще о Богородичных иконах:

При молении пред иконой «Всех скорбящих Радость» сердце молитвенника должно быть чистым, мысли искренними.

Молить Заступницу могут все нуждающиеся в Ее помощи:

  • больные люди;
  • матери, ожидающие своих детей с войны;
  • семьи, в которых случилась беда.

Нельзя забывать накладывать на себя Крестное Знамение: сложив большой, указательный и средний пальцы правой руки вместе, возложить их сначала на лоб, затем на живот, потом на правое и левое плечо поочередно.

Те же, кто крестится одним пальцем или всей пятерней, машет рукой в воздухе, приносят радость диаволу. Но Крест, наложенный с благоговением, устрашает темные силы и притягивает Небесную благодать.

Совет! При молении не всегда сразу человек получает просимое, но нельзя прекращать молитву. Просите с верой, непрестанно творя добро. Случается, что желаемое даруется через несколько месяцев или несколько лет. Результат моления всегда будет дарован по вере, доброте и искренности.

Чудесное обретение Святого Лика явило особую милость Божией Матери к России, а множество исцелений свидетельствуют о сочувствии Девы Марии к людским скорбям, в которые мы, люди, сами ввергаем себя. Стучать во врата Царства Божиего необходимо стучать всегда со страстным молитвенным усердием.

Наиболее известные списки церкви Воскресения Христова

Еще при жизни царевны Натальи был создан оклад, который впоследствии украшал копию иконы, привезенной из Москвы. Специалисты утверждают, что этот список в точности повторял первоначальную иконографию. Его судьба сложилась так. В 1847 году образ перевезли в Полоцк, в Спасо-Ефросиниевский монастырь, но уже без оклада. В Петербурге осталась копия, авторства П. М. Шамшина.

Позднее в 1858 году художник Федор Бронников пишет копию, размером 293,4 × 226,7 см. Ее иконография существенно отличалась от первоисточника. Автор дополняет сюжет иконы фигурами страждущих жертв. Образ был помещен на хорах церкви.

Третий список был создан в 1869 году. Он был выполнен в честь пятидесятилетней реконструкции храма. Автор копии, написанной на медной доске, Иван Тюрин.

Спустя некоторое время, церковь была капитально перестроена и переименована в честь почитаемой иконы, хранившейся в ней. Храм стал называться Скорбященским. Просуществовал до 1932 года. Когда большевики закрыли церковь, икона исчезла без следа. Достоверно неизвестно, перешла ли она в частное владение или уничтожена окончательно и безвозвратно.

Петербургская икона Богородицы

Однако перенесёмся в Петербург и проследим за той иконой, которую привезла сюда из Москвы родная сестра царя. Осталось так и невыясненным, оригинал это или копия, но, несмотря ни на что, и московская икона, и её петербургская сестра почитались в равной степени чудотворными. Это подтверждается тем, что, отправляясь в Прутский поход в 1711 году, царь приказал взять её с собой как залог небесного покровительства армии.

Царевна Наталья Алексеевна поместила привезённую ей икону в домовой церкви собственного дворца, который располагался на Шпалерной улице. В те годы там же находилось и знаменитое детище её брата ― Литейный двор, на котором отливались орудия для армии и якоря для флота. Там создавалась военная и экономическая мощь России.

Наталья Алексеевна не пожалела средств для святыни. Оклад иконы, выполненный из серебра и покрытый золотом, богато украсили фамильными драгоценностями. По установленной традиции, в него были помещены частицы мощей святых и прочие реликвии. Со временем благочестивая царевна устроила при своём дворце богодельню, к которой и отошла церковь после её кончины в 1716 году.

История происхождения

Прежде чем помолиться образу святой, надо ознакомиться с историей его происхождения. Считается, что впервые такая реликвия была создана в 83 году 17-го столетия. При создании иконы автор решил совместить сразу несколько иконографических типов. Именно из-за этого ему не удалось до конца завершить композицию. Однако несмотря на это, икона все равно стала чудотворной и прославилась своими чудесами.

Есть несколько копий образа Божией Матери. Знаменитой считается икона «Скорбященская Божья Матерь с грошиками» с 12 монетами, находящаяся в поселке Клочки около Санкт-Петербурга.

Особенности общепринятой иконографической традиции

С годами сложилась традиция изображать Богородицу в полный рост, стоящую в так называемой мандорле ― вертикальном овальном сиянии. Любопытный факт: подобное изображение характерно для христианского и буддийского искусств. В таком нимбе принято изображать фигуры Христа, Богородицы и Будды. В христианской иконописи часто встречается изображение Христа в мандорле на иконах «Преображение Господне» и «Второе пришествие», а в богородичной иконографии ― на иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Помимо Богородицы и фигур, страждущих недугами, вошло в традицию изображать на иконе ангелов, творящих акты милосердия от имени Царицы Небесной. Кроме того, можно встретить многочисленные изводы с изображениями святых, стоящих по правую и по левую сторону Богородицы. Несмотря на то, что икона «Богоматерь всех скорбящих радость» появилась после церковного раскола, причиной которого послужила известная реформа патриарха Никона, она весьма распространена у старообрядцев. Особенно много появилось её списков, выполненных в белорусском селе Ветке.

Иерусалимское чудо

Возле церкви города Иерусалим, посвященной Воскресению Христову, стоит часовня, которую называют «Темница Христова». Здесь в затемненной нише долгие годы находилась старинная, уже потемневшая от пожара и времени, икона «Скорбящая». На святом образе изображена Богоматерь с печально склоненным ликом и закрытыми глазами. На праздник Вербного воскресенья 1986 года Пресвятая Богородица, написанная на иконе, внезапно приоткрыла глаза, по лицу Ее потекли слёзы. Чудотворное знамение время от времени происходит до сегодняшнего дня: Дева Мария открывает глаза и снова опускает их, а по лику текут слёзы вместе с благовонным миро. Большое множество паломников устремляются в дорогу, чтобы лично увидеть это явление, но не каждому дано.

Иконы Скорбящей Богородицы

Среди иконографических изображений Пресвятой Богородицы важное место занимают образы, которые, по сути, являются разными трактовками пророчества Симеона о том, что Ей самой оружие пройдет душу. Действительно Мария всегда осознавала, что должна принять и пронести вместе с Мессией все Его боли, поругания, пережить Его мученическую смерть

Видя страдания Спасителя, Мария испытала сильнейшую боль, возможно, равную по силе с ударами кинжала в самое сердце. Предречение Симеона является эмоционально ярким моментом жизнеописания Приснодевы, поэтому этот сюжет нашел отражение в нескольких типах икон с различными преданиями, историями обретения, чудотворения, днями церковных празднований.

Такими иконописными типами, трактующими слова Симеона, представляются «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение». Типу «Семистрельной» специалисты относят Жиздринскую икону, еще известную под именем «Страстная» или, по словам Симеона, «И Тебе самой душу пройдет оружие». Память этого образа Православная Церковь отмечает 26 августа (по старому стилю – 13 августа). В отличие от других «Страстных» икон, на этой мы видим Богородицу не одну, на коленях Пречистой Матери лежит тело умершего Иисуса.

Некоторые исследователи говорят о схожести икон Скорбящей Богоматери с католическими образами, западноевропейскими Мадоннами

Например, привлекают внимание иконописные изображения, которые больше напоминают образцы религиозной живописи. Говорят, что католические корни икон «Скорбящая» тяготеют к юго-западным традициям Руси, как района, близкого к католическому миру

Икона «Богоматерь Скорбящая» была написана монахом на горе Афон в XIII веке. Образ был куплен Петром Севастьяновым во время первой экспедиции на Афон, а затем вывезен в Россию, где долго находился в личном собрании икон.

Тексты

Перед тем как приступить к зачитыванию молебна, рекомендуется ознакомиться с текстами молитв.

Тропарь

«Всех скорбящих Радосте, / и обидимых Заступнице, / и алчущих Питательнице, / странных Утешение, / обуреваемых Пристанище, / больных посещение, / немощных покров и заступнице, / Жезл старости, / Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: / потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы».

Кондак

«Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице, притецем, людие вси, священницы же и иноцы, мужие, и жены, и чада, здравии и болящии, в покаянии вопиюще и умильно глаголюще: Владычице, помози грешным рабом Твоим, яви яко Благая славу Твою, присно потщися умилосердитися на ны, испросити очищение душ и телес наших от Источника жизни нашея, Бога, Егоже родила еси, едина Благословенная».

Величание

«Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим».

Акафист

«Ра́­зум недоразуме́нный на­ходя́­щих на ны лю́­тых скор­бе́й ра­зу­ме́­ти и́щуще, к Те­бе́ при­бе­га́­ем, о Ма́­ти и Де́­во, уте­ше­ния тре́бующе. Ты же, Я́ко бла­га́я, нау­чи́ ны ра­зу­ме́­ти в них блага́го Сы́­на Тво­его́ милосе́рдое про­мыш­ле́­ние во спа­се́­ние душ на́­ших и очи­ще́­ние мно́гих со­гре­ше́­ний, да взы­ва́­ем Ти ра́­дост­но:

Ра́­дуй­ся, обу­ре­ва́­емых ти́­хое при­ста́­ни­ще; ра́­дуй­ся, сумня́щихся из­ве́ст­ное утвер­жде́­ние. Ра́­дуй­ся, еди́на Ма́­ти ми­ло­се́р­дия; ра́­дуй­ся, ско́­рая по­мо́щ­ни­це су́­щим в бе­да́х и на­па́с­тех. Ра́­дуй­ся, скорбьми́ гре­хи́ на́­ша очища́ющая; ра́­дуй­ся, печа́лию на́­ша не́­мо­щи ду­ше́в­ныя врачу́ющая. Ра́­дуй­ся, су́етныя ра́­дос­ти ми́­ра се­го́ презира́ти нас науча́ющая; ра́­дуй­ся, от ми́­ра к преми́рным ум наш возводя́щая. Ра́­дуй­ся, от люб­ве́ зем­ны́я к не­бе́с­ней Бо­жией любви́ нас привлека́ющая; ра́­дуй­ся, в са́мых стра­да́­ни­ях на́­ших уте­ше́­ние и бла­го­да́т­ную жизнь нам по­даю́­щая. Ра́­дуй­ся, обетова́ние благ ве́ч­ных; ра́­дуй­ся, Хо­да́­таи­це ве́ч­ныя ра́­дос­ти. Ра́­дуй­ся, Бла­го­да́т­ная Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, всех скор­бя́­щих Ра́­дос­те».

Канон

«Простри́ дла́ни Твоя́, и́миже все́х Влады́ку я́ко младе́нца прия́ла еси́, за мно́жество бла́гости; не оста́ви на́с, всегда́ наде́ющихся на Тя́, бо́дренною Твое́ю моли́твою и неисче́тною просты́нею уще́дри на́с, и пода́ждь душа́м на́шим милосе́рдие Твое́, во ве́ки источа́ющи: Тебе́ бо и́мамы, гре́шнии, Засту́пницу от находя́щих на ны́ бе́д и зо́л. Но, я́ко иму́щи милосе́рдия щедро́ты, ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий