Православные иконы: икона спаса вседержителя

Молитва Спасителю перед иконой

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Эта икона, как символ всего православия, должна обязательно быть в каждом доме как оберег и просто помощник.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спас Нерукотворный


Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов. Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Различие между иконописными изводами

Все известные иконы Господа Вседержителя отличаются друг от друга перстосложением, изображением Евангелия (оно может быть открытым или закрытым), вместо книги может быть свиток. Если Евангелие открыто, то чаще всего на странице начертаны слова: Придите ко Мне все страждущие и обремененные и Аз упокою Вы или Я есть свет миру. Благословляющая рука отведена в сторону, направлена внутрь или указывает на Евангелие.

Вышитый образ Господа Вседержителя

Часто вокруг нимба можно прочитать слова: «Иисус Христос Пантократор». Иногда слово Пантократор заменено на Душеспаситель или Селение живых. В ранних погрудных изображениях по периметру надписывали «Небо – Престол Мой, земля – подножие ног Моих» или текст из евхаристического канона «Свят, свят, свят Господь…»

Древнейшим из дошедших до нас изводов образа Господа Вседержителя является икона из Синайского монастыря. Датируется она приблизительно VI веком. Наиболее распространенной композицией является Спас на Престоле. Ее можно встретить еще в росписях римских катакомб.

Спас Вседержитель из Синайского монастыря – образ, давший развитие дальнейшей иконографии этого образа. Особое распространение он получил в послеиконоборческий период. Именно эту икону стали помещать в пространстве центрального купола – одном из важнейших мест в иконографической росписи храма. Основание купола – это символическое преддверие рая.

Еще один вариант образа Пантократора – Спас на Престоле. Христос изображен сидящим на троне, как Царь и Судия. Самый интересный извод этого изображения – Мануилов Спас. Считается, что образ этот когда-то написал римский император Мануил Комнин. От других иконописных типов образа Вседержитель отличается особым положением правой руки. Спаситель как бы указывает на раскрытое Евангелие.

Икона Господь Пантократор бисером

Существует предание, что когда Мануил писал эту икону, он серьезно повздорил с одним греческим священником. Ночью императору приснился Христос, который строго вычитывал его за вмешательство в церковные дела. Проснулся император от боли во всем теле, его кожа в некоторых местах была изранена.

Но самое чудесное – на недописанной иконе Христос изменил направление руки. Теперь Он указывал на строки Евангелия. С тех пор благочестивый император не позволял себе ставить светсткое выше церковного. Иногда этот извод называют еще Спас Золотая Риза за дорогой золоченый оклад, которым первоначально была украшена икона.

Другой, более традиционный для русской иконографии извод Спаса на Престоле – Спас в Силах. Здесь Господь Вседержитель изображается восседающим на троне в окружении ангелов – Небесных Сил. Символически иконография изображает Христа в Его Втором Пришествии.

История образа

Рис. 2. Икона Спаса Нерукотворного является первой иконой, которую нам оставил чудесным образом Сам Господь, обмакнув свой светлый Лик платом.

Точно не известно, когда появился образ Вседержи́теля. Известно лишь, что Его Лик был написан с образа Спаса Нерукотворного — первой иконы, которую, чудесным образом, оставил нам сам Господь Иисус Христос.

Образ этот был прославлен в IV веке, когда в катакомбах (первых христианских храмах) нашли несколько икон Спасителя, на которых Господь был изображён как отрок Эммануил, Добрый Пастырь и даже Орфей.

С IV века Господа стали изображать в виде Юноши в белых сияющих одеждах, окруженного святыми Апостолами. Чуть позже, в этом же веке, Его стали изображать в виде взрослого мужа с  бородой. Одна рука Спасителя держит Книгу, другую Он простирает к народу. С V века Господа стали изображать Царём.

В те времена появилось много еретических учений, которые не признавали Спасителя как Бога. Последователи этих учений считали Его человеком, на которого сошёл Святой Дух.

На Вселенских Соборах эти еретические учения были опровергнуты и утверждены Догматы нашей веры в виде молитвы «Символ веры». Из Символа веры мы знаем, что Господь Иисус Христос имеет в себе две природы: божественную и человеческую, Он является Богочеловеком.

В VIII  веке появились новые еретические учения, которые поддерживал император Лев III, будучи сам еретиком и иконоборцем. В эти времена последователей Христа преследовали, заключали и казнили, а иконы сжигали. Но Божией милостью, их победили и осудили святые отцы VII Вселенского Собора, а образ Господа Вседержи́теля ознаменовал истинность православной веры.

Рис. 3. Икону Господа Вседержи́теля часто размещают над куполом в центре храма.

Сейчас, по православной традиции, образ Господа Вседержи́теля размещается над куполом в центре храма, а также в центре иконостаса.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии, укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни. Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути. Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора  можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.

У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.

Икона Христоса Вседержителя (Пантократора) в доме

Несомненно, выбирая иконы для собственного жилища, следует руководствоваться своими желаниями. Изображение Спаса Вседержителя – необходимая часть духовной жизни христианина. В облике Отца Небесного милосердие, доброта, поддержка и напоминание о божьем суде – все, что помогает верующим преодолеть испытания и сохранить достоинство, обрести успокоение. Молитвы ко Вседержителю содержат просьбы о помощи и благодарность за милости.

Икона Иисуса Христа Пантократора не имеет строго определенного дня для почитания. Поэтому обращение через нее к Спасителю будет уместным в любое время, когда у человека появится необходимость поблагодарить или обратиться за помощью.

Обратиться к образу можно со словами «Отче Наш». Но существует и специальная молитва иконе «Господа Вседержителя». Сначала молящийся обращается к Всевышнему, сошедшему на землю для спасения грешников. Вера в силу Христа, его всемогущество и милость придают силы людям. Далее следует выражение благодарности Господу за то, что Иисус не оставляет их в трудное время. В завершение молитвы православный просит Бога простить вольные и невольные прегрешения, даровать прощение молящемуся, его близким и родным.

Молитвы образу Господа Вседержителя дарят утешение, силы, помогают избавиться от нечистых мыслей, моральных и физических ран. Вознося с чистыми помыслами молитвы иконе, верующие:

  • получают защиту от подлых и жестоких людей;
  • избегают обманов и разочарований;
  • ограждаются от бед и смерти;
  • достигают взаимопонимания, гармонии в отношениях с людьми и окружающим миром;
  • могут сохранить брак.

Такая икона оказывает положительное влияние на атмосферу в семейном доме. Она оберегает людей от непонимания, защищает детей от болезней и неприятностей. Иисус – лучший лекарь человеческих душ и тел. С любовью выбранный образ Иисуса Христа Вседержителя станет замечательным подарком к любому празднику близким и родным людям.

Икона "Господь-Вседержитель"Икона «Господь-Вседержитель»

Когда была создана первая икона Христа Вседержителя? Каким был представлен на ней Господь?

Точные ответы на эти вопросы навсегда скрыты от нас в далёком прошлом. Уже около 180 г. святой Ириней Лионский, лично знавший учеников апостолов, писал, что «плотский образ Иисуса неизвестен». По всей видимости, для людей, которые были рядом со Спасителем, Его вид не был примечателен, чтобы люди не удивлялись Его необычному виду, а, прежде всего, внимали Его учению и совершаемым Им чудесам. Вместе с тем, в IV в. блаженный Иероним рассуждал, что если бы Христос не имел во взоре и лице «чего-то небесного», то апостолы никогда не последовали за Ним.

Среди наиболее ранних сохранившихся памятников скульптуры, росписей катакомб и подземных храмов популярными были образы Спасителя в виде Доброго Пастыря — молодого человека в простой пастушьей одежде, несущего на плечах овцу. Такая иконография была известна античному искусству, однако приобрела новое значение по причине следующей притчи Спасителя: «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 14).

Христос-Пастырь в окружении овец, которые символизируют последовавших Его учению людей, паству, представлен в мозаиках V-VI вв. Наряду с этими изображениями, распространены были и образы Иисуса Христа в виде агнца, ягненка, что указывало на Его кротость, покорность. В катакомбах также найдены наиболее ранние сохранившиеся примеры изображения благословляющего Иисуса Христа с Евангелием в руках.

Сложившаяся в Византии иконография Пантократора станет известна на Руси сразу же после принятия христианства. Всемогущий Господь обращается к молящемуся: он благословляет правой рукой, а в левой держит книгу, символ Благой Вести. Значение надписи на книге, которую держит Вседержитель со временем возрастает. Если раньше это была книга-символ в богато украшенном окладе, то в XII в. в византийских памятниках Спаситель держит книгу распахнутую, с цитатой из Евангелия.

В XII-XIV вв. эпитет «Вседержитель» встречается не только на поясных изображениях Христа, но и на иконах, где Спаситель восседает на престоле. Они запечатлевают Господа во Славе и одновременно свидетельствуют о Нём как о Судие, Который будет вершить человеческие судьбы в последний день. На Руси образ Вседержителя, восседающего на троне, получит название «Спас на престоле». Такие иконы будут чрезвычайно распространены в XVI-XVII вв. в качестве центрального образа деисусного ряда иконостаса.

В монументальной живописи образ Вседержителя неизменно занимал пространство центрального купола. В храмовых росписях XVII в. Вседержитель часто представлен с открытым Евангелием. Художники сильно увеличивают размер книги, используют крупный шрифт для букв, но текст практически невозможно прочитать. Получалось так, что каждый христианин мог домыслить, с какими именно словами к нему обращается Господь.

Среди отличительных черт памятников этого времени следует назвать изменение благословляющего жеста Спасителя. В древних памятниках это было преимущественно двуперстие (два прямых пальца, поднятых вверх), символизировавшее две природы в Богочеловеке. Во второй половине XVII в. оно вытесняется более сложным жестом, при котором большой и безымянный пальцы соединены, мизинец выпрямлен, а указательный и средний пальцы перекрещены. Такое перстосложение называлось именословным, так как в нем визуально воспроизводились очертания первых букв имени Иисуса Христа — «IC XC».

В XVIII столетии в иконографии Вседержителя закрепляется новшество, появившееся под влиянием западноевропейского искусства. В руках Христа вместо Евангелия начинают изображать особый символ власти — державу, иногда вместе со скипетром. Исторически держава, представлявшая собою украшенный шар, была знаком отличия правителей Римской империи, символизировавшим мир и власть над ним.

Держава, увенчанная крестом, была одним из главнейших символов власти византийских императоров, а в конце XVI в. она вошла в состав царских регалий русских государей. Для тех икон, где Господь представлен с державой в руке, эпитет «Вседержитель» в буквальном смысле приобретает значение «Держащий весь мир».

Образ Христа был широко распространен и в произведениях средневекового декоративно-прикладного искусства. Мастера, работавшие в самых различных техниках, использовали те же иконографические схемы, что и иконописцы. Поясные и ростовые изображения благословляющего Спасителя присутствуют как на предметах, бытовавших в церковном обиходе, так и на предметах личного пользования.

Ссылка при копирование обязательна на сайтosampsone.ru

Возникновение иконописного образа

Существуют исторические сведения, что еще в III веке в Риме на катакомбах изображались первые образы Спаса на престоле. Это были прототипы будущей иконы, которые представляли пастыря или какого-нибудь святого. Уже позднее, в VII веке, на иконах появился образ Иисуса.

Тем не менее официально считается, что одна из первых икон с изображением Господа была написана в IV веке. Эта древняя икона сохранилась и дошла до наших дней. Сейчас она находится в Синайском монастыре. Ее очень почитают и бережно хранят. Она открыта для всех православных, которые хотят ей поклониться.


Иисуса Христа чаще всего изображают в полный рост

Очень интересна история обретения иконы Спаса, которую еще издавна трепетно почитали на Руси. По легенде икона появилась в 1352 году. Случилось это явление в результате серьезного пожара, испепелившего местную церковь, расположенную возле озера. Позднее, после образования пепелища на месте пожара, в центре которого стоял сильно обгоревший дуб, на горелых ветвях дуба была обнаружена икона. Это был образ Спаса Вседержителя. Впоследствии на этом месте обретения иконы возвели новый храм. При возведении храма пень дуба, на ветвях которого и был найден образ, был замурован в толстые стены этой церкви.

Особенности иконы Спаса Вседержителя

Существует много разных вариантов написания этой иконы. Иисуса Христа чаще всего изображают в полный рост. Иногда его можно увидеть восседающим на троне или изображенным по пояс. Тем не менее на всех изображениях Иисус Христос представлен в величественном и царствующем образе. Этот образ олицетворяет Верховного Судью, так как на долю Христа выпало судить и живых, и мертвых по мыслям и поступкам своим.

В отличие от других изображений Иисуса Христа, для рассматриваемой иконы характерно специфическое расположение рук. В левой руке Христос держит Евангелие или сверток. Правой рукой Всевышний благословляет обращающихся к нему.

Некоторые иконописцы изображают Евангелие в виде закрытой книги, а другие – наоборот представляют ее раскрытой. В раскрытом Евангелии написано только две буквы – альфа, обозначающая начало всего, и омега – последняя буква, символизирующая конец всего мироздания.

Дни празднования

У этой иконы нет дня празднования. Поэтому если возникло желание обратиться за помощью или принести благодарность нашему Спасителю, можно в любое время обратиться к этой иконе.

Место нахождения чудотворного образа

В каждом православном храме можно встретить одиночную икону Спаса Вседержителя. Образ «Пантократор» можно обнаружить над центральной частью церковного купола, а также в центре иконостаса.


Мозаика поздне-римского периода, церковь Санта Пуденциана, Рим


Роспись купола Корамского собора, Турция


Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)

Иисус в ортодоксальном богословии

Как и во всех христианских церквях, Христос в православном вероучении занимает центральное место. Это не всегда можно прочувствовать в практике современной Церкви, часто демонстрирующей косность и суеверия, сосредоточенные на культах святых и святынь. Но в своей теории и догматической доктрине православие — очень христоцентричная деноминация. Иисус, согласно ее посланию, — это второе лицо Святой Троицы — Всевышнего Бога, сотворившего весь мир. Три ипостаси единого Бога представляют Отца, Сына и Святого Духа, Второй из них — Сын — на рубеже эпох сошел на землю и по действию Святого Духа родился от земной женщины, приняв тем самым человеческую природу. Единая личность Христа, таким образом, соединяет в себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» две природы — божественную и человеческую. Поскольку он — Бог, то его также называют Господом. Будучи сам по себе безгрешным, Иисус взял на себя груз всех человеческих грехов, которые разделяют Творца и творение, и вознес их телом своим на крест. Будучи невинно осужден и распят, Христос искупил тем самым своей кровью человеческие грехи. На третий день он воскрес из мертвых, а на сороковой день после этого вознесся в занебесные сферы, где воссел по правую руку (метафорически выражаясь, ибо у Отца нет тела) от Бога-Отца, где с тех пор незримо и правит своей церковью и всем мирозданием. Таково вкратце православное вероучение об Иисусе Христе.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Господь Вседержитель: иконография образа

Для раннехристианского периода характерно аллегорическое изображение Спасителя. Это образ агнца (Евангелие от Иоанна, 1:29), рыбы (перевод с греческого акронима ИХТИС). После прекращения гонений на христиан в 4 веке широкое распространение получило изображение Спасителя в образе «Доброго Пастыря». Христос — это пастух, несущий на плечах заблудшую овцу.

Однако впоследствии постановлением Трулльского собора (692 год, Константинополь) запрещалось аллегорически изображать Иисуса. Собор требовал заменять символы прямым, конкретным образом. Чтобы глядя на икону, вспоминать земную жизнь Христа, Его крестные страдания за грехи человечества (Правило 82).

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

В чем помогает

Икона помогает от множества бед и напастей, среди которых можно выделить следующие:

  • греховные помыслы;
  • травмы, как духовные, так и физические;
  • ограждает от смерти и бед;
  • ограждает от обмана и разочарований;
  • защищает от подлых поступков и людской жестокости;
  • помогает в обретении гармонии, если ваш дух находится в смятении;
  • помогает сохранить брак;
  • устраняет недопонимание между людьми;
  • переводит затянувшиеся конфликты в мирное русло;

Избавление от греховных помыслов

На жизненном пути людям встречается множество соблазнов, которые ослабляют волю, заставляя задумываться о запретном. Молитва иконе «Господь Вседержитель» поможет восстановить внутреннюю гармонию, укрепив и закалив дух. Главное – делать все искренне и с душой. Тогда Господь обязательно услышит ваши молитвы и поможет в трудную минуту.

Помощи в духовных и физических травмах

Если вас или ваших близких мучают физические травмы – сходите в храм и попросите о помощи у иконы «Господь Вседержитель». Среди прихожан ходит много историй, когда истовая молитва ставила на ноги безнадежно больных людей. Истинная вера помогает в излечении не только физических, но и духовных недугов.

Ограждении от смерти и бед

Ежедневные молитвы перед иконой помогают отвести беду от дома, принося в семью мир и покой. Иисус Христос всегда помогал своим ближним и последователям, стараясь уберечь их от преждевременной смерти и прочих несчастий.

Отсутствие разочарований и обмана

Жизнь человека наполнена не только позитивными, добрыми моментами. Иногда за поворотом ждут суровые испытания, ниспосланные Господом для укрепления характера и веры. Если в вашей жизни наступила черная полоса, несущая одну неудачу за другой, попросите Иисуса Христа о помощи и заступничестве.

Защита от подлости и жестокости

Дьявол не дремлет, и его приспешники строят добропорядочным прихожанам козни, принося в жизнь подлость и жестокость. Не стоит отчаиваться и черстветь сердцем, ведь Господь всегда рядом. Он поможет в трудную минуту, протягивая руку помощи. Достаточно поверить в доброту и попросить Всевышнего оградить от несправедливого отношения.

Обретение гармонии

Каждый человек по-разному реагирует на жизненные обстоятельства, порой выходя из равновесия по любому маломальскому поводу. Другие, наоборот, долго терпят жизненные невзгоды, а потом в один миг срываются, пускаясь во все тяжкие. Не стоит доводить себя до подобной ситуации, тая на сердце нелегкий груз.

Достижение мира

С каждым годом вокруг появляется все больше стрессовых ситуаций, на почве которых разгораются нешуточные конфликты. Это происходит на работе, дома и даже на улице. Порой конфликты возникают из-за всякой мелочи, а погасить ссору не удается в течение долгих месяцев и даже лет. Для тех, кто устал от постоянных споров и хочет мира, хорошим решением будет сходить в храм или помолиться дома. Вы сами не заметите, как жизнь начнет налаживаться, а конфликтных ситуаций будет все меньше и меньше.

Сохранение брака

Прихожане часто просят у Вседержителя сохранить их брак, когда супружеские отношения со временем заходят в тупик. Порой стоит остановиться, попросить о помощи, и решение проблемы самой посетит ваши мысли. Главное – не отчаиваться и не принимать поспешных решений.

Достижение взаимопонимания

Недопонимание между людьми – серьезная проблема, из-за которой было разрушено множество судеб. Молитвы Вседержителю помогут найти компромисс, который будет устраивать обе стороны конфликта.

Обратите внимание! Не обязательно просить у иконы о каких-то конкретных вещах. Можно просто поделиться волнующими вас проблемами, из-за которых на душе не спокойно

Главное, чтобы слова шли от чистого сердца, и молящийся верил в Господа Бога.

Деисус

На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.

Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.

Ангельский Деисус — традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.

Добрый пастырь

На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.

Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.

Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.

Иконы Иисуса Христа

Как было сказано выше, чтобы запечатлеть святость Христа, было написано немало икон

Каждая из них считается важной для верующих. Ведь у каждого есть особо важные просьбы

Каждая икона Христа Спасителя обладает особой силой. Если разрешить духовный наставник, моление можно совершать и по фотоиконы.

«Христос С Хлебом И Вином»

Здесь Спаситель изображен с хлебом (телом Его) и вином (кровью Его). Мотив Евхаристий был реализован в 19 веке и до сих пор сохраняет значимость. Люди нередко приходят к иконе, желая попросить о наставлении на путь истинный. Эта икона Иисуса имеет не последнее значение в жизни православных верующих.

«Христос Виноградная Лоза»

Икона Спасителя представляет Иисуса в виде лозы, которая связана с каждым Его апостолом. Этот мотив показывает нам, что Господь един с нами через Сына Своего. Именно благодаря делам Христа, любовь вновь вернулась в мир и стала объединять людей в единой вере в Него.

«Христос В Терновом Венце»

Терновый венец –  это икона Иисуса Христа, символ страданий, которые прошел Сын Божий во искуплении грехов человечества. Он был готов к такому исходу, ведь об этом ему было сообщено свыше. С надлежащей покорностью, он не отказался от своей чаши страдания и преисполнился ее содержимым. Так или иначе, иконы Спасителя Христа в Терновом Венце высоко ценится католической церковью.

«Святая Вечеря Господня»

Суть Святой Вечери, которой посвящена икона Спасителя Иисуса Христа, состоит в том, что Сын Божий собрал вокруг себя 12 апостолов и поделился с ними тем, о чем думает и что достоверно знает. За этим событием следует Евхаристия, которая приобщила учеников Христа к небесному Царству, определило их дальнейшее служение. Образ Спасителя играет не последнее значение.

«Страшный Суд»

Иконография Христа имеет долгую историю. Страшный суд ждет каждого. Человечество – живые и мертвые – предстанет перед ликом Всевышнего в момент Второго Пришествия Христа. Это событие определит судьбу каждого: кого будет ждать верная жизнь, а кого вечные страдания за греховное существование.

«Сретение»

Под Сретением обычно понимают встречу представителя рода человеческого (Симеона Богоприимца) и лик Младенца. В этот момент случилось признание воли Господа о воплощении Сына Его на земле. Эта икона служит святыней для тех, кто желает получить исцеление. Если молитва действительно заслуживает внимания, Господь обязательно исполнит просьбу, какой бы тяжелой она ни была. Иконография Иисуса Христа отводит иконе не последнее место.

«Спас Смоленский»

Икона представляет сюжет, где Христос стоит со Священным Писанием, а подле него на коленях стоят Александр Свирский и Варлаам Хутынский. Ее написали в 16 веке и до сих пор православные верующие приходят к ней, чтобы получить долгожданное благословение.

«Спас Нерукотворный»

Считается, что Спас Нерукотворный (изображение Христа) – икона, принадлежащая небесам. Дело в том, что она образовалась в тот момент, когда Христос обтер платом свое лицо. Это воистину поразительное событие не может не создавать атмосферу загадочности и реальности божественного начала. Образ считается одним из самых популярных. Ежегодно к нему приходит множество христиан, желающих понять суть любви Его.

«Спас Вседержитель с Державой и Скипетром»

Обычно, Иисус изображается со Священным Писанием. Но здесь иконы Иисуса олицетворяют Его царскую власть на земле. Особые красные одежды, скипетр и держава – царские регалии. Икона дополнительно подчеркивает изображение и статус Сына Божьего и его права на земное правление.

«Икона Вседержителя»

Здесь у Спасителя в левой руке Библия, а вторая благословляет человечество. Сюжет во многом перекликается с характером Христа, его неземной любви к роду человеческому. Располагающийся над головой нимб означает неземное происхождение, потому что только ангелы, святые и Сын Божий имеют право носить нимб. На вопрос «в чем помогает икона?» ответить не сложно. Ее помощь выражается в поддержке нуждающихся людей.

«Распятие Господа Иисуса Христа»

Наверное, самый запоминающийся сюжет из земной жизни Христа. Здесь наступает финал земного пути Спасителя. Перед лицом человечества и Господа, тот принял все страдания и доказал свое небесное происхождение. Даже после бесчисленных истязаний, он не отказался от человечества, продолжал любить его всем сердцем. Икона служит для искупления грехов. Люди молятся ей, чтобы очистить свою душу от греха.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя — Бога — в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Икона "Господь-Вседержитель"Икона «Господь-Вседержитель»

Икона «Господь Вседержитель»Икона «Господь Вседержитель»

Икона Спас ВседержительИкона Спас Вседержитель

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий