Значение 20 самых важных икон

О чем можно просить

Чаще всего к иконе Богоматери Милостивой обращаются с мольбой об исцелении от болезней для себя и своих близких. Женщины просят о даровании потомства и мира в семье. Богоматерь помогает при засухе и эпидемиях. Искренняя молитва творит настоящие чудеса.

О дожде в засушливые времена

Засуха – большая проблема для человечества. Она уничтожает урожаи и провоцирует голод и болезни. Во время проведения молебна о дожде, икону Богородицы выносят на вершину горы и открывают покрывало. Лик Пресвятой Девы при этом обращен к небу.

Помогает при зачатии младенца и излечении бесплодия

Очень часто случается, что супруги страстно хотят, но не могут зачать ребенка. Современная медицина тоже оказывается беспомощна. После бесчисленных попыток люди часто обращаются к вере. Образ Богородицы – символ безграничной материнской любви и гармонии с ребенком. Именно к ней часто обращаются женщины для избавления от бесплодия.

Об избавлении от глухоты и немоты, головных болей, кровотечений

Во все времена к иконе обращались люди за помощью в исцелении от недугов. Молитва – особая форма обращения к святым. Однако те, кто не может прибегнуть к словам молитвы в силу своей болезни – глухоты или немоты, могут обратиться к лику Пресвятой сердцем. Она также помогает успокаивать головные боли и останавливает кровотечения. Молиться Милостивой Богородице можно как в храме, так и дома.

О прекращении стихийных бедствий

Во время стихийных бедствий свершаются особые молитвенные обряды. Верующие обращаются к Богородице все вместе, что многократно увеличивает силу молитвы. Зачастую священнодействия во время стихийных бедствий включают в себя пост и покаяние верующих. Также по пострадавшим местам свершалось шествие с иконой.

О налаживании отношений в семье, прекращении ссор

В православии семья и отношения в семье имеют большое значение. Семейный очаг являет собой «малый храм». Для налаживания отношений в семье нужно регулярно обращаться к Богородице, как к Милостивой покровительнице. После ссоры молебен способен помочь осознать неправоту и принять правильное решение. Обращение к образу даже помогает избежать развода.

О прекращении безденежья

Обратиться к иконе Пресвятой Девы можно и в случае сложной финансовой ситуации. Если человек честно трудится, но не может выбраться из долгов и сложной ситуации – молитва перед «Милостивой» поможет ему.

О разрешении от напастей

Бывает, что в жизни настает черная полоса. В этом случае также нужно обратиться к вере. Божья Матерь может защитить от негатива, горестей и печали.

О спасении от эпидемий

Во время эпидемии, жители острова часто обращались к священнослужителям с просьбой принести чудотворную икону в селение. Люди верили в великую силу святыни. Одно присутствие иконы в деревне способно было остановить все беды.

Описание иконы

Автор иконы, к сожалению, неизвестен. Образ очень красив, по типу изображения – умиление. Младенец Иисус прижимается щечкой в лицу Своей Матери. Но в отличие от других икон такого типа, Он не обнимает Ее за шею левой рукой, а облокачивается на Ее правое плечо.

Стопы Богомладенца опираются на левую руку Пресвятой
Богородицы, которая держит белый платок. Правой рукой Она поддерживает Младенца
Христа. Пальцы десницы Иисуса сложены для благословения.

Под изображением Богоматери с Младенцем обычно изображается
на иконе гора, где было явление Пречистой. Также иногда на ней виден след стопы
Божией Матери. На других списках внизу и по бокам изображаются святые. Иногда
на головах Божией Матери и Христа надеты царские венцы. В монастыре икона стоит
в богатом золотом окладе.

Возможно, из апостолов не только Лука был иконописцем

— Принято считать, что первый образ Богородицы запечатлел евангелист Лука. Но ведь нет точных данных и документов, подтверждающих это?

— Точных данных не существует, потому что первое упоминание о том, что евангелист Лука был иконописцем, относится к VIII веку нашей эры, об этом упоминает святой Андрей Критский. А евангелист Лука, как мы понимаем, жил в I веке.

Доказывает ли это с какой-либо точностью, что евангелист Лука не был иконописцем? Нет, не доказывает, потому что нельзя исключить, что евангелист Лука был не только греческим врачом, но и художником.

Никаких документальных доказательств этого не существует. Но традиция сделала его иконописцем. Огромное количество икон связывается с его именем. По разным подсчетам порядка 800 разных изображений на Востоке и на Западе.

В частности, традиция приписывает Луке Владимирский образ Богоматери. Правда, это предание в русских источниках появляется только в XV веке. Здесь тоже можно понять желание верующих связать самые почитаемые, важные образы именно с древнейшим иконописцем. Возвести эти образы к древнейшим примерам, образцам, написанным самим евангелистом Лукой. И тем самым сделать сами эти образцы святыми.

Важнее не то, что эти образцы сделаны именно евангелистом Лукой. А то, что были древнейшие первообразы, которые породили все это многообразие типов изображения Богородицы с Младенцем и без Младенца, и они отсылают нас к ним.

Средневековые люди, глядя на образ Богоматери «Оранта» в алтаре Киевского собора Святой Софии, вполне вероятно, вспоминали об образах Влахернского храма в Константинополе.


Строгановский список Влахернской иконы Богоматери. Третьяковская галерея

Есть древнее предание о том, что другие апостолы тоже были иконописцами.

В частности, существует армянское предание о том, что один из древнейших образов, если не самый древний, образ Богоматери был написан апостолом Иоанном. Причем был написан на гробовой доске Богородицы. Эта икона хранилась в одном из армянских монастырей на протяжении столетий.

— Образов Божией Матери написано невероятно много, то ли 500, то ли 700. Все ли они вписываются в канон? Когда сложилось каноничное изображение Пресвятой Богородицы?

— Что мы понимаем под словом «канон»? Если мы под словом «канон» понимаем некую устойчивую схему, то это позднее явление.

Кульминация понимания канона как набора устойчивых схем складывается в XVIII веке, когда появляются своды Богородичных икон.

Своды Богородичных икон больше всего похожи на коллекции марок. Обычно в центре такого свода находится главный образ, выбранный по желанию заказчика. Его окружает много таких «марочек», имеющих устойчивую иконографическую схему. На одной такой иконе может быть написано, например, 120 небольших образов Богоматери. Такая формализация является довольно ярким признаком внутреннего кризиса в иконописи.

Так же, как и жесткая привязка того или иного типа иконы к разным видам помощи. Некоторые батюшки очень любят объяснять, что вот эта схема (этот образ) помогает от пьянства, другая при чадородии, третья от эпидемии…

Все эти явления с подлинной, древней византийской традицией мало связаны.

Что же было в древней традиции и как появляется то, что мы сейчас называем каноном, а именно разные типы изображений Богоматери?

Описание иконы Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевском монастыре

Зачатьевский лик Богородицы с младенцем на руках относится к иконописному типу Елеуса. Образ имеет ряд уникальных особенностей. Головы Богоматери и Бога-дитя обращены влево, а смиренный взор обращен к молящимся. Дева знает о миссии ее младенца. Материнская тревога и печаль сочетаются в отображенном лике с покорностью и принятием Божьей воли.

Икону «Милостивая», что находится в Зачатьевской обители, украшает нарядный оклад с многогранным тиснением, стразами и каменьями. Ажурным узором украшены и нимбы, свидетельствующие о святости и озаряющие головы Матери и Младенца.

Отличают икону подвесные кресты. На некоторых копиях распития также расположены по нижнему краю мафория. Интересной особенностью Зачатьевского образа является то, что при повороте головы Девы открывается одно ухо, а также видна прядь волос. Поэтому многие называют икону «Услышательница». Богородица слышит все искренние просьбы обращающихся к ней праведников.

Чудеса, совершенные Богоматерью через святой образ

Иконография:Боголюбская икона Божией МатериДатировки: XVII в.Иконописная школа или художественный центр:Ярославская школаПроисхождение: Из церкви Владимирской Богоматери (?) в Ярославле.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 36 см, ширина 23,6 смИкона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Икона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Ее нимб окружен ангелами. По сторонам от фигуры Богоматери сюжеты: ‘Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот’, ‘Рождество Богородицы’, ‘Моление о благополучном чадородии’, ‘Неблагополучные роды’.И-575. &copy Ярославский художественный музей.

Образ считается чудотворным, по двум причинам: он написан во исполнение воли Пресвятой Богородицы и славен многими чудесами, происходившими от него.

Особую славу Боголюбская икона Божьей Матери сникала многочисленными чудесами исцелений при моровых поветриях. В 1771 году г. Владимир постигло непреодолимое тогда бедствие, – эпидемия чумы. Остановить ее не могли. У людей была лишь одна надежда – на помощь Божию. Тогда, по просьбе народа и духовенства в город внесли древнюю чудотворную святыню. Городское начальство некоторое время колебалось, потому что местный лекарь, по вероисповеданию протестант, г-н Флейшер уверял, что большие скопления людей сейчас опасны, но вскоре, от отчаяния, сдалось.

22

Октябрь
1771 года

Боголюбская икона была торжественно внесена в городские пределы, совершены молебны и крестный ход. Из 200 заболевших почти все выздоровели (умерло трое), а в ноябре чума прекратилась. Лекарь был так впечатлен, что вместе со всей семьей перешел в православие.

Во Владимире же, в честь чудесного избавления, установилась благочестивая традиция крестных ходов с Боголюбской иконой.

По вере в Господа, от иконы чудеса совершались постоянно, многие из них записывались в специально заведенную для этого книгу, которая хранилась при монастыре. Владимирские епархиальные ведомости так описывают одно из исцелений:

Где находятся сама икона и особо почитаемые списки с нее

Икона хранится во Владимиро-Суздальском музее города Владимира (ул. Мира, 19). До этого она находилась в Успенском Княгинином монастыре, но была перемещена в музей ради лучшей сохранности святыни.

Пресвятая Богородица БоголюбскаяИконография:Боголюбская-Московская икона Божией МатериДатировки: XIX в.Материал: Дерево, маслоРазмеры иконы: высота 35,7 см, ширина 31 смИзображение Богородицы в рост. Самарский областной художественный музей

Она имеет множество списков, все они хорошо изучены, многие почитаются и сейчас. Чтимый   образ Божьей Матери Боголюбская-Московская (домонгольского периода) находилась в Москве, в Китай-городе, считается надвартницей, возможно из города Пронска. Она известна защитой от чумных поветрий 1771 года, за что снискала себе всенародное почитание. Кроме Спасителя и Богородицы, на иконе изображались и предстоящие святые угодники: святители Петр, Алексей, Иона и Филипп, – митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, святитель Василий Великий, св. апостол Петр, св. Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, мученица Параскева и преподобномученица Евдокия. Эту икону любил и чтил царь Пётр Первый.

Зимаровская икона — название происходит от имени села Зимарово в Рязанской области. Это список владимирской Боголюбской иконы. В тринадцатом веке была сломана (пострадала после нашествия татар) некий крестьянин нашел два обломка иконы в кустах, и, когда он поднес их друг-к другу, половинки срослись, немного неровно, одна чуть выше другой. Сейчас копия её находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В селе Городище Рязанской области, в храме св. Георгия хранится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы, знаменитый исцелениями уже в наше время.

Икона Боголюбская-Угличская так же, как и оригинал, получила известность благодаря чудесному избавлению от эпидемий, случившихся в 1654 году.

Юрьевская икона Богородицы была подарена Петром Первым своему стольнику Борису Мироновичу Батурину. В 1771 году по молитвам к ней была отвращена моровая язва. По наследству, икона в 1838 году поступила в приходский храм села Юрьевского, Боровского уезда, Калужской области. Широко известны и другие списки с чудотворной иконы Божией Матери Боголюбская, прославившиеся в разное время по милосердию Царицы Небесной.

О чем просят перед образом

Икона «Донская» с изображенной на ней Богородицей и святейшим Младенцем считается чудотворной. Ее освятил сам Всевышний. Христиане верят, что, помолившись перед святыней, искренне раскаявшись в грехах, люди могут попросить Пренепорочную Деву о милости. Ведь Богоматерь может упросить своего Сына не карать строго грешников, смилостивиться над ними и даровать им спасение. Перед иконой молятся, когда наступают тяжелые времена. Святейший образ помогает защитить страну от нападения врагов, одержать победу над неприятелем. Молитва к Богоматери обращает в бегство врагов, сохраняет жизнь воинам.

К Пренепорочной Деве обращаются за благословением перед началом нового дела. Богоматерь просят защитить людей во время путешествия. Верующие молятся, чтобы Божья Матерь избавила их души от греха, направила на путь праведный детей, поддержала стариков в старости. Богородицу просят помочь излечиться от болезней, смягчить злое сердце, даровать всем мир, покой и любовь. К ней обращаются, когда хотят примирить враждующих или оправдать оклеветанных. Верующие просят, чтобы Богоматерь прикрыла их своим покровом, защитив от огня, меча, злого умысла.

Как правильно молиться

Чтобы прочесть молитву, нужно уединиться, очистить разум от мыслей. К иконе лучше обращаться утром. Молиться Богородице можно своими словами, но не следует углубляться в подробное описание переживаний и ожиданий, многократно повторять одно и то же. Излишние подробности не помогут Святой Деве лучше понять желание просящего. Она слышит не слова, а видит написанное в душе, сокрытое даже от молящегося.

Важно держать помыслы чистыми и не желать обрести счастье через чужое несчастье. Поэтому пожелание об уходе из семьи чужого мужа или жены не сбудется, а то и вовсе навлечет гнев Божий

Святая Матерь Божья с цветком всегда будет защищать христианина, если повесить на шею ее маленькую серебряную или золотую икону-кулон. Нашейные иконки продают в церковных лавках. Изображения делают ювелиры на заказ. Икону-кулон из ювелирной мастерской нужно освятить в церкви.

В чем значение

Значение иконы Казанской Божьей Матери трудно переоценить для российского народа. Прежде всего, эта икона означает небывалую веру людей в божественное начало, в то, что высшие сущности помогут в самые трудные времена. Именно поэтому Богородица появилась в смутное, тяжелое время, во времена кровопролитных войн и сражений, эпидемий и болезней, забиравших тысячи человеческих жизней.

Перед иконой практически всегда молят не только о защите своей семьи, но и о своем народе. Издревле повелось, что во время сражений Божью матерь призывают защитить Родину от захватчиков.

Но кроме этого, она и защищает от врагов, дурного влияния жилище и членов семьи. Значение ее благоприятно и если повесить икону около кроватки младенца. Считается, что тогда он будет надежно защищен от злых духов. Но кроме этого, помогает Божья Матерь, как и любая женщина, в делах любовных. Если девушка хочет счастливо выйти замуж, родить ребенка, или же жена хочет возобновить качественные отношения с супругом, то стоит повесить икону у изголовья кровати. Положительные результаты этого не заставят себя долго ждать.

История появления

Интересна история этой святыни православного мира. Началась она в 12 веке, когда патриарх Византийского Царьграда преподнес в дар князю Юрию Владимировичу чудотворный образ  Богоматери. До середины 5 столетия она находилась в Иерусалиме. Считается, что автор, который написал икону, ученик Господа Иисуса Христа – апостол Лука.

Материалом для написания иконы послужила доска, взятая с трапезного стола святого семейства. Значит, она была освящена Самим Господом и Его Пречистой Матерью. Апостол Лука был врач и художник, но насколько бы не был талантлив человек, без помощи благодати Божией, создать такой шедевр, было невозможно. Когда Мария увидела образ, Она сказала: «Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя». Тем самым Богородица благословила икону, сотворив ее цельбоносной и чудотворной.

Многие чудеса проистекали от иконы, и народ стал почитать ее, рассказывая друг другу удивительные истории. Например, видели, как икона сама сошла со стены и повисла в воздухе. Это сочли знаком того, что образ желает пребывать в другом месте. В 1155 году Юрий Долгорукий выделил в пользование своему сыну Андрею город Вышгород.

Но князь Андрей задумал самовольно покинуть пределы Киева, а икону, находившуюся при монастыре, как особо почитаемую святыню, похитить и перенести в новые земли, как бы призывая туда благословение Божие. Подговорив священника и диакона, князь Андрей ночью унес икону и отправился в ростово-суздальские  земли.

Не доходя нескольких верст до Владимира, словно перед невидимой преградой, лошади остановились. И как не старались слуги сдвинуть их с места, ничего не получалось. Это явно был знак Божий. Князь слезно молился Пресвятой Богородице, каялся, считая случившееся  наказанием за похищение. А ночью ему явилась Сама Богоматерь. Она велела оставить святыню во Владимире.

Андрей Боголюбский построил собор Успения Богородицы и перенес в него икону, щедро украсив ее оклад. Именно с этого времени за образом закрепилась наименование Владимирской иконы. На севере Руси образ прославился многими чудесами, явив покровительство Божией Матери за наше Отечество.

В 1237 году на Русь вторглись кочевые и воинственные племена монголо-татар.  Страна была превращена в пепелище, а люди захвачены в плен. Дошла очередь и до Владимира, но защитить его не хватило сил и город пал.  Оставшиеся в живых, укрылись в соборе, но враги вбежали в храм и тех, кто там искал спасения, изрубили мечами, а чудотворную икону осквернили, сняв с нее богатые украшения. В летописях есть свидетельства о том, что хан Батый видел эту икону, долго смотрел на нее, но, не сумев выдержать взгляда Царицы Небесной, ушел.

Всего во Владимире икона пребывала два с половиной века, до того времени, пока Богородица не восхотела, чтобы Ее образ был передан в град Москву.

Произошло это не совсем обычно. Небесная Заступница спасла Русь от Тамерлана. В 1395 году у стен Москвы появился новый враг – эмир Тимур. Слухи о его жестоких завоеваниях и победах разнеслись по многим землям. После Куликовской битвы прошло всего 15 лет, и не было возможности победить физической силой столь мощного врага. Народ уповал только на милость Божию и покров Царицы Небесной. Москвичи знали о чудесной помощи Владимирской иконы и упросили жителей Владимира перенести ее крестным ходом в Москву. Святыню несли на руках две недели. Сплошное чувство покаяния царило в народе, а в устах и сердцах – мольба о помощи. И вот, 8 сентября, (все даты в тексте указаны по новому стилю), в момент сретения иконы, произошло чудо. Тамерлану во сне явилась в чудесном сиянии прекрасная Дева, окруженная сонмом ангелов, и повелела покинуть эти края. Пробудившись в страхе, Тамерлан собрал своих волхвов и узнал от них, что сверкающая Дева из его сна – Царица Небесная, хранительница русской земли и русского народа. Мнительный хан не стал испытывать судьбу. Его войска спешно покинули лагерь и отступили.

Через два года, на месте встречи чудесной иконы, был воздвигнут монастырь. Он получил название Сретенский. Сретение – означает «встреча». Ежегодно, 8 сентября, святыня переносилась из Успенского собора в  монастырь. Сейчас такой традиции нет. Икону не единожды переносили из Владимира в Москву и обратно, пока, наконец, не сделали список с иконы и не подарили владимирцам.

О чем можно просить перед образом

К цветочной Богородице обращаются с просьбами:

  • найти человека, подходящего для семейной жизни;
  • разрешить конфликт в семье;
  • сохранить семейное счастье;
  • защитить от плотских искушений на стороне;
  • побороть уныние.

Святой лик Божьей Матери с цветами помогает разрешить семейные, личные проблемы и сохранить красоту и молодость. Молитва иконе умиротворяет душу, освобождает от страха за будущее собственное и своих близких. Девушки, воспитанные в православных традициях, просят об удачном замужестве, о помощи с самоопределением, в поиске дела, которому посвятить жизнь. В старину невест благословляли перед образом в день свадьбы.

Икона Богородицы исполняет женские просьбы о семейном счастье, молодости и красоте. Но мужчинам тоже есть, о чем ей помолиться: об обретении верной и любящей жены, о сохранении семьи, освобождении от тревожных, навязчивых мыслей, плотских искушений, вразумлении и наставлении на праведный, честный путь. Иконе Божьей Матери с цветами молятся о примирении друзей, родственников. Ежедневная молитва защищает от недоброжелателей и неприятностей.

Тексты сильных молитв

В качестве примера можно воспользоваться следующими текстами.

Первая

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Вторая

Очень сильная молитва перед иконой — благодарственная. Она очищает сердце и наполняет дух добротой, очищает помыслы и притягивает все желаемое.

«Что Ти принесе́м, или́ что Ти воздади́м, о Преми́лостивая Госпоже́ Влады́чице, засту́пнице ро́да христиа́нскаго, за вся́ Твоя́ неисче́тная благодея́ния, я́же при́сно явля́еши всем призыва́ющим и́мя Твое́ и Твоея́ по́мощи прося́щим. Кто бо притека́яй к Те́бе посра́млен и неуслы́шан от Тебе́ отхо́дит, о премилосе́рдая Ма́ти? Ве́мы, Пречи́стая, я́ко за мно́жество грехо́в и беззако́ний на́ших не́смы досто́йни ниже́ и́мя Твое́ пресла́дкое нарещи́, не то́чию песнопе́ния от оскверне́нных усте́н Тебе́ приноси́ти, и удо́бее есть нам молча́ние люби́ти. Но да не яви́мся непа́мятливи и неблагода́рни пред Тобо́ю, дерза́ем приноси́ти Тебе́ сие́ коленопреклоне́нное славосло́вие: Ты же, премилосе́рдая Ма́ти, не возгнуша́йся прия́ти е, я́ко от избы́тка лю́бящих Тя серде́ц возноси́мое. Сама́ Ты, Влады́чице, благода́тию Твое́ю косни́ся серде́ц на́ших, да я́ко воск раста́явша, пролию́тся пред Тобо́ю в сле́зных благодаре́ниих и славосло́виих. Благодари́м Тя, Всепе́тая: не таи́м благодея́ний Твои́х, но велегла́сно возвеща́ем, да вси слы́шащии притека́ют к Тебе́, еди́ней непосты́дней Засту́пнице ро́да христиа́нскаго, и да немо́лчно славосло́вят Тя, Всепе́тую, во ве́ки веко́в. Ами́нь».

История происхождения Донской иконы

Донская икона Божьей Матери не один раз спасала Россию в трудные времена, помогала князьям и полководцам одержать победу в войне с захватчиками. За многовековую историю образ столько раз демонстрировал свою чудодейственную силу, что ни у кого из христиан не возникает никаких сомнений в ее божественности. Эта святейшая икона озарена Божьей благодатью, которая распространяется на всех верующих, молящихся перед ней.

С «Донской» связывают победу Дмитрия Донского в Куликовской битве. Существует легенда, будто казаки подарили этот образ князю перед битвой с татарами. Правда, многие историки опровергают такую версию, ведь в те времена казачества еще не существовало. Хотя христиане верят, что именно заступничество Пренепорочной Девы помогло российскому войску победить полчища татарского хана Мамая.

Какое-то время святыня хранилась в Симоновом Успенском монастыре, в 16 веке ее перенесли в Благовещенский Собор Московского Кремля. Некоторые историки предполагают, что образ хранился в Успенском коломенском соборе. Именно перед этой иконой молился сам Иоанн Грозный перед казанским походом. Позже святейший образ помог защитить Москву от татарского хана Казы II Гирея. В честь чудотворной силы, идущей от иконы, был возведен Донской Монастырь, для которого специально нарисовали копию с «Донской».

В конце 16 века этим образом благословили на царство Бориса Годунова. В 17 веке святыню взял с собой в поход князь Василий Голицын. В конце 17 века образ какое-то время хранился в покоях царевны Натальи Алексеевны, а потом икону вернули в Благовещенский собор. Когда в Москву пришли войска Наполеона, пропали драгоценные камни с оклада святейшего образа. В годы революции старинное изображение перенесли в Исторический музей. Начиная с 1930, икона хранится в собрании Третьяковской галереи. Церковью установлен праздник в честь святыни. Каждый год 1 сентября образ привозят в Донской монастырь и совершают перед ним праздничное богослужение.

Существует несколько версий касательно авторства иконы. Некоторые историки предполагают, что образ нарисовал сам Феофан Грек или кто-то из его мастеров. Есть версия, что икону написал Игнатий Грек. Возможно, святыня была создана сербским мастером моравской школы.

Каждый исследователь отмечает высокое качество работы, на которое были способны лишь некоторые художники того времени, например, Феофан или его ученики. Время создания — конец 14 века. Возможно, икона была заказана княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, в годы войны с захватчиками для того, чтобы помолиться и попросить Богородицу о заступничестве.

Иверская икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»

По легенде, этот образ был написан апостолом Лукой. Якобы еще при жизни Богородицы, с ее благословения, Лука создал от 3 до 70 ликов Матери.

Четыре удела было у Девы Марии – Иверия (Грузия), Афон, Киевская Русь, Дивеевская обитель. Туда она должна была нести слово Божие и проповеди. Не везде при жизни успела побывать Богородица. Но и после смерти она знамениями, видениями участвовала в распространении христианской веры.

Иверская икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» является символом защиты всех истинно верующих людей. Она предстает заступницей, хранительницей, утешительницей во всех бедах и напастях.

Иверская икона Пресвятой Богородицы находится в храмах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Орле. Есть она и в церквях Новгородской, Курской, Псковской, Тамбовской областей. Дни празднования приходятся на 25 февраля, 26 октября и на вторник Светлой Седмицы.

Существует множество письменных и устных свидетельств об исцелении после молитвы. Икона помогает найти в себе силы для покаяния, очищения. К ней приходят грешники в поиске праведной дороги, с просьбами о защите и утешении. Икона избавляет от телесных и душевных болезней. Перед ней можно молиться о сохранении дома от пожаров, наводнений и других катастроф.

Икона Пресвятой Богородицы «Вратарница» оставляет загадки и по сей день. В 1981 году греческим монахом был создан образ, списанный с оригинала. Икона оказалась мироточащей. Ее 1982 году привез в Монреаль (Канада) Иосиф Муньос Кортес. После акафистов, молебнов перед образом исцелялись тяжелые, неизлечимые заболевания (лейкоз, паралич). Икона возвращала людей к духовной жизни, избавляла от неверия. В 1997 году хранитель образа Кортес был убит. Икона исчезла.

История происхождения

Икона Божией Матери «Покрова» появилась после чуда, случившегося в Константинополе в X веке. Столица Византийской империи была в осаде у сарацин и, казалось, была обречена на уничтожение воинами ислама. Горожане возносили молитвы Господу о спасении во Влахернском храме, где хранилась риза и головной покров Богородицы.

Юродивый Андрей и преподобный Епифаний во время ночного богослужения увидели в церкви Богородицу в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Невидимая для других людей она молилась Господу перед престолом за них, обливаясь слезами.

После молитвы Царица Небесная сняла с себя покрывало и раскинула его над головами православных верующих. Омофор сиял, переливаясь, как огонь. После ее ухода из храма покров стал невидимым, оставив после себя ощущение Божьей Благодати. Андрей и преподобный Епифаний сообщили о своем видении прихожанам, что вселило в них уверенность в защите от врага. Сарацины вскоре сняли осаду и отступили от города из-за вихря, разметавшего их воинство.

История появления

Создание иконы стало чудом. Началось со снов. В селе, неподалеку от Тобольска, жила праведная вдовица Мария – женщина скромная, тихая и смиренная. Однажды во сне ей явилось необычное изображение Богоматери, и дивный глас велел ей построить в Абалаке храм, посвященный образу, с пределами Николая Угодника и Марии Египетской.

Знамение смутило Марию. По кротости своей, она не рискнула рассказать о явлении Небесной Царицы. Женщина страшилась, ибо опасалась прелести и бесовских искушений и, кроме того, считала себя недостойной чести исполнить веление Бога. Тогда, спустя некоторое время, ей вновь явились грозные видения Богородицы, велевшей исполнить указание.

Вдовица Мария не посмела ослушаться и рассказала об увиденном священнику. Весть дошла до архиепископа, который сразу велел построить храм. Местный крестьянин Евфимий, долгое время мучившийся от недуга, по совету юродивого, заказал написание иконы, явленной в видении Марии, кафедральному протодиакону. Во время работы мастера Евфимию становилось лучше и лучше. А когда образ освятили, крестьянин окончательно исцелился.

«Знамение» сразу была признана чудотворной. История создания, дальнейших исцелений и Божественной помощи, дарованной через нее, записаны в «допросных речах» вдовицы Марии и постоянно дополнялись.

Эти сказания содержат описание фактов, подтверждающих божественную природу образа. «Знамение» стало святыней, чрезвычайно почитаемой в Тобольске и во всей Сибири. Считается, что в 1665 году именно по молитвам православных перед реликвией Господь избавил местных жителей от ужасных ливней, грозивших неурожаем. В память об этих событиях каждый год образ торжественно переносили в Тобольск.

Христиане, благодарные заступничеству Богородицы, построили для иконы красивый каменный Знаменский собор, храм Николая Чудотворца и храм Марии Египетской. Позднее здесь основали мужской монастырь. Иноки и послушники занимались благим делом: учили детей местных народностей ремеслам, лечили жителей округи.

К великому сожалению, сохранить святыню не удалось. Чудотворный Семипалатинский список утратили в 1919 году, что также большая потеря не только для церкви, но и для науки. До наших дней дошли более поздние списки. Так, «Знамение» Абалакское-Скитское, созданное в конце XIX века, хранится в Красноярском музее.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий