Иерусалимская икона божьей матери: в чём помогает, где находятся её списки

Икона Пресвятой Богородицы Неувядаемый Цвет

Икону Пресвятой Богородицы Неувядаемый Цвет, которая пребывает в греческом монастыре на горе Фавор, знает весь православный мир.

Икона Пресвятой Богородицы Неувядаемый Цвет

Эту простую черно-белую бумажную литографию купил в середине 1950-х годов Георгий Назиракис, живший на острове Крит. Он вложил икону вместе со свечкой и ладаном в бутылку. В записке он написал, что хотел бы, чтобы икона оказалась на Святой земле, и просит молиться за него; но если по его недостоинству бутылку прибьет к берегам Крита или Греции, тогда пусть икону перешлют в монастырь на острове Тинос.

Три месяца спустя двое православных арабов из Назарета, оказавшихся в Яффе на морском берегу, заметили недалеко в море светящийся предмет. Опасаясь, что это плавучая мина, они стали бросать в него камнями; что-то треснуло, но не взорвалось, и тогда они вошли в море, подобрали бутылку и вынули из нее свернутую бумажную икону, записку, свечу и ладан.

Они не умели читать по-гречески и отдали все найденное священнику, который передал находку епископу в Назарете.

В 1958 году найденную икону поместили в православном храме в Назарете, где и начались бесчисленные чудеса Божией Матери. Когда в 1973 году её передали в греческий монастырь Преображения Господня на Фаворе, настоятель монастыря, игумен Иларион, разыскал на Крите Георгия Назиракиса.

Он был уже очень стар, жил аскетом, кормился только от трудов своих рук. Особенно обрадовало отца игумена, что Георгий Назиракис держался старого церковного календаря (Иерусалимская Церковь, как Русская Церковь, не приняла новый стиль). Георгий Назиракис умер в 2002 году, ему было больше ста лет. Отец Иларион, уже после смерти Георгия Назиракиса, ездил по всему Криту с рассказом о нем и о чудотворной иконе и очень огорчался, когда его просили: Только, пожалуйста, поменьше о чудесах — у нас все больше люди образованные.

Сейчас верующие едут к этой святыне со всего мира. Икона завешена приношениями — тут изображения частей рук, ног, фигурки всего тела. В раму иконы по всему периметру вставлены фотографии исцеленных. Тут же — письма о чудесах, дарованных Божией Матерью.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

глас 4 Богоpа́дованная Влады́чице,/ пpепpосла́вленная Ма́ти Щедpо́т и человеколю́бия,/ всеми́лостивая о всем ми́pе Хода́таице!/ Пpиле́жно pаби́ Твои́ ко Твоему́ пpедста́тельству пpибега́ем,/ и ко пpечу́дному о́бpазу Твоему́ со умиле́нием пpипа́дающе мо́лимся:/ моли́тву те́плую Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему сотвоpи́,/ о Всепе́тая Цаpи́це Богоpо́дице,/ да от вся́ких боле́зней и печа́лей нас Тебе́ pа́ди изба́вит,/ и от гpехо́в вся́ких свободи́в,/ Ца́pствия Своего́ Небе́снаго насле́дники ны пока́жет:/ ве́лие бо и неизpече́нное я́ко Ма́ти к Нему́ деpзнове́ние и́маши,/ и вся от Него́ испpоси́ти мо́жеши,// Еди́на во ве́ки пpеблагослове́нная.

Где повесить икону в своём доме

На Руси существует древняя благочестивая традиция размещать все иконы в доме в «Красном углу». Сейчас верующие также устраивают в своих домах и квартирах особые молитвенные уголки.

В доме можно устроить несколько таких уголков в разных комнатах: один большой и главный молитвенный угол, пред которым обычно собирается на молитву вся семья, и маленькие в других комнатах, за исключением ванной и туалета.

Рис. 9. Располагаются иконы обычно на специальных полочках, приобретённых в церковных лавках или сделанных своими руками.

Также можно иконы повесить на гвозди или просто расставить в открытом шкафу. Главное, чтобы кроме икон, церковных книг и утвари ничего другого там не было. Рядом с иконами также негоже размещать картины, плакаты, статуэтки и фотографии.

Иконы размещаются в особом порядке. В центре — икона Господа, слева Богородицы, справа можно поставить икону святого, которого особенно почитает семья.

Разместить иконы нужно в светлом и чистом месте, это может быть как угол, так и на стена (желательно, выходящая на Восток). Иерусалимскую иконы Богородицы можно разместить как в главном молитвенном углу, так и в любой другой комнате, по желанию.

Основные правила хранения и использования

Настоящий израильский светоч несет в себе силу Благодатного Огня, а потому обращаться с ним нужно бережно и уважительно. Священнослужители не советуют разделять факел на отдельные составляющие, однако строгих запретов на это нет. Свечки из пучка можно дарить родным или друзьям, как пасхальный подарок.

Как зажигать иерусалимские свечи

Поджигать факел допускается только с помощью спичек, при этом загореться должны все фитили. Поддерживать пламя слишком долго, до полного сгорания, нельзя. Использовать святыню нужно краткое время и только по великой нужде. Обычно это делают на Пасху, вспоминая земное житие Иисуса Христа, Его мученическую казнь, а потом чудесное Воскрешение.

Тушить огонь тоже следует правильно. Делают это пальцами или с помощью гасильника, а вот задувать пламя категорически запрещено.
Совет автора

Что делать, если свеча погасла

Ничего страшного в том, что факел погас, нет. Это может быть следствие сквозняков, внезапных порывов ветра или плохого качества фитилей. Некоторые люди приписывают такой случайности страшные суеверия, однако паниковать не стоит – достаточно просто поджечь уже поставленные светочи еще раз.

Где ставить свечи в церкви

Как правило, священнослужители не очень хорошо относятся к восковым изделиям, купленным в другом храме, однако по уставу Церковь не запрещает использовать таковые. Первую свечку принято ставить на центральный подсвечник, находящийся возле аналоя. Поджегши ее, следует осенить себя крестным знамением, а затем преклонить голову.

Дальше можно ставить свечи за здравие или за упокой перед любыми ликами, к которым есть нужда обратиться. Также принято зажигать пламя у святых мощей, если они находятся в стенах храма. Сколько вы зажжете светочей, значения не имеет, так как уставом не предусмотрено точное количество.

Ставить свечи за здравие или за упокой можно перед любыми ликами

Как молиться дома

Чаще всего иерусалимский факел зажигают для освящения дома. С одной свечой, вынутой из пучка, обходят жилое помещение по периметру, произнося при этом вслух «Отче наш». Правильно будет посетить все комнаты, пройтись по всем углам. Далее огонь устанавливают по центру зала или гостиной, где оставляют догорать до конца.

Подаренный сувенир из Израиля также служит для исполнения заветных желаний. Перед тем как огласить свою просьбу, необходимо поблагодарить Всевышнего за уже имеющееся, а только потом зажечь светоч перед святым образом

Прочитав молитву, следует сконцентрировать свое внимание на пламени и посидеть так с четверть часа, после чего затушить огонь. Делать это нужно ежедневно, до получения желаемого

Подаренный сувенир из Израиля служит для исполнения заветных желаний

Магические обряды со свечой

Православная Церковь отрицательно относится к магии и является большим противником использования религиозной атрибутики для подобных ритуалов. Однако практически все белые маги или экстрасенсы пользуются иерусалимскими свечами. Они снимают с их помощью сглазы, порчи, нейтрализуют проклятия. Также без этих факелов не обходятся обряды на укрепление здоровья, возвращение семейного благополучия или привлечение фортуны.

Тонкости хранения

Как уже говорилось ранее, факел сделан из натурального пчелиного воска. Чтобы свечи не испортились, их нужно правильно хранить:

  • установить температуру не ниже -15 °С и не выше +25 °С;
  • беречь от прямых солнечных лучей;
  • обернуть куском однотонной натуральной ткани светлого цвета;
  • лучше всего держать светочи рядом с иконами;
  • поблизости от святыни не должно находиться посторонних бытовых предметов.

История

Называлась также Сионской церковью.

Первым епископом Иерусалимской православной церкви считается апостол Иаков, брат Господень. Основание и становление Иерусалимской православной церкви описано в Евангелии и Деяниях апостолов, в них описывается основание церкви Иисусом Христом и проповедь апостолов, в результате которой произошло становление церкви.

После Иудейской войны —70 годов была разорена и уступила своё неформальное первенство Риму.

С IV века происходило постепенное восстановление. В 451 году постановлением IV Вселенского собора епископу Иерусалимскому дарован титул патриарха, а Иерусалимская церковь заняла пятое место во Вселенском православном диптихе, после Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской церквей (после Великой схизмы 1054 года стала на четвёртое место).

В VII веке пришла в упадок в связи с арабским нашествием.

С приходом крестоносцев в 1099 году происходило вытеснение православных из храмов и монастырей; патриархи Иерусалимские были вынуждены управлять церковью из Константинополя.

В XIII—XV веках Палестину заняли мамлюки, которые разрушали храмы, уничтожали духовенство с целью искоренить любое напоминание о христианстве. Особенно положение ухудшилось после падения Византии в 1453 году.

Турецкое завоевание Палестины в 1517 году положило начало относительно спокойному периоду в жизни Иерусалимской православной церкви. Под оттоманским господством православный патриархат закрепил свои позиции на Святой Земле и постепенно из крайне бедной церкви превратился во влиятельную силу. После того как в 1534 году патриарх Дорофей II Аталла снял с себя патриарший омофор, завершилась эпоха арабского патриаршества.

Первый Иерусалимский патриарх из числа греков, Герман I (1537—1579), завязал прямые отношения с царём Иваном Грозным. Когда власть перешла в руки патриархов-греков, материальное положение церкви стало улучшаться: появились деньги для ремонта ветхих зданий и драгоценная церковная утварь. Греки принялись расширять свои владения преимущественно за счёт других православных Церквей, скупая грузинские и сербские монастыри на Святой Земле.

С течением времени греки сумели не только окончательно закрепить за собой Иерусалимский патриарший престол, все архиерейские кафедры патриархата и Святогробское братство, но и завладеть теми святыми местами и монастырями, которыми ранее распоряжались арабы, грузины и сербы. Когда патриарх Феофан III (1608—1644) по решению иерусалимского кадия (судьи) отнял у Римской курии Святую Пещеру и Голгофу, католики подкупили иерусалимского пашу, который заключил Феофана в тюрьму (тот, подкупив евнуха, смог бежать в Константинополь). Патриарх Паисий (1645—1660) по приказу османских властей был также заключён в тюрьму, но уже по обвинению в изготовлении короны для московского царя (хотя это была всего лишь митра, привезённая им из Москвы и украшенная драгоценными камнями).

В 1672 году прошёл Иерусалимский собор, в котором приняли участие представители большинства (или, возможно, всех) православных церквей, включая самых авторитетных православных богословов этого времени, на котором были вынесены решения о составе канона Библии и об отношении к лютеранству. Этот собор считается христианскими историками важнейшим в поздней истории Православной церкви. На соборе присутствовали архиереи Русской православной церкви.

Отличительные черты

Икона по своей иконографии схожа с Грузинским образом, да и многие иконы написаны по ее подобию: Иверская, Казанская, Споручница грешных. Богоматерь показана в поясном изображении, десницей Она поддерживает Сына, Ее голова склонена. Богомладенец Ликом обращен к Матушке, в левой руке удерживает свиток, а правая поднята в благославляющем жесте.

Лицо Сына, повернутое к Матери, означает всеобъемлющую любовь и внимание к Ней. На иконе показан беззвучный диалог, единение Бога и человека

Полностью вобрав в Себя человеческую природу, Иисус так и остался Богом, одним из лиц Пресвятой Троицы. Но Царица Небесная стала для Сына проводником в мир людей. Ее душа пронзена множеством острых мечей в день распятия Сына, но Мать с достоинством прошла свой жизненный путь на земле.

Важно! И если каждый человек терпеливо и смиренно пройдет через все невзгоды, то его в конце жизни будет ожидать великая награда — вечность со Христом. Иерусалимский образ имеет несколько разновидностей:

Иерусалимский образ имеет несколько разновидностей:

  • на полях иконы изображены апостолы, святители, мученики, но они не являются частью композиции, а просто парят в воздухе слева и справа;
  • рядом с Марией предстоят Ее родители — святые праведные Иоаким и Анна.

Как молиться перед иконой и от чего оберегает такая молитва

Молиться перед иконой можно как в храме, так и дома.

Также нельзя считать икону оберегом, потому что икона сама по себе не является источником благодати, благодать и помощь даётся Господом через неё лишь искренне молящимся верующим.

Необходимо мысленно настроиться на молитву, осенив себя крестным знамением и поклониться. Перед иконой можно зажечь дома лампаду или поставить в храме свечу.

Важно в своих просьбах полагаться на волю Божию, повторяя слова: «Да будет воля Твоя, Господи». Далее обращаемся непосредственно к Богородице, прося Её молитв и помощи в нуждах

Молиться можно как своими словами, так и использовать составленные Церковью православные молитвы. Это могут быть акафист перед данной иконой или просто акафист Божией Матери, тропарь, кондак и молитвы. Важно читать эти молитвы с чувством смирения и покаяния, каждое слово должно пройти через сердце

Далее обращаемся непосредственно к Богородице, прося Её молитв и помощи в нуждах. Молиться можно как своими словами, так и использовать составленные Церковью православные молитвы. Это могут быть акафист перед данной иконой или просто акафист Божией Матери, тропарь, кондак и молитвы

Важно читать эти молитвы с чувством смирения и покаяния, каждое слово должно пройти через сердце

Молитва

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословенна и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Тропарь

Богорадованная Владычице, Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, Всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем, и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, Едина во веки Преблагословенная.

Кондак

Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши, можеши.

Рис. 8. Также, чтобы Господь услышал наши молитвы, необходимо иметь твёрдую веру в Господа, следовать Его заповедям, вести церковную жизнь, посещая регулярно Богослужения, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн.

Молитва иконе Божьей Матери «Иерусалимская»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя утеши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн причастницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Несмотря на чудотворную силу, которой обладает богородичный образ Иерусалимский, он не поможет в случае неверия. Чтобы молитвы были услышаны, недостаточно просто читать их перед иконой – необходимо жить по законам Божьим, регулярно ходить в церковь и никогда не сомневаться во всемогуществе Господа нашего Бога.

О чем просят перед иконой

Святой образ создавался, чтобы люди могли помолиться перед ним и попросить Всевышнего простить им прегрешения. Иерусалимская святыня помогает в тяжелую минуту, когда душу беспокоят тягостные раздумья. Помолиться перед иконой могут верующие христиане, которые верят в Бога и стараются жить по заповедям Божьим.

В каких случаях помогает образ:

  • во время болезни;
  • при бесплодии;
  • чтобы сохранить мир в семье;
  • для укрепления веры во Всевышнего;
  • при унынии;
  • чтобы наставить на путь истинный;
  • для сохранения достатка в доме;
  • когда нужна помощь в сложных жизненных ситуациях.

Молиться Богородице нужно всем сердцем. Человек должен искренне верить во Всевышнего. Обращаясь к Пренепорочной Деве, желательно прочитать молитву из молитвослова. Священные тексты специально написаны святыми старцами, которые знают, о чем можно просить Бога и как правильно к нему обращаться.

Существует поверье, что икона не один раз спасала людей от беды. В древние времена молитва перед святым образом остановила эпидемию чумы, холеры, а еще помогла воинам одержать победу в сражении. Были случаи, когда люди молились перед святыней и исцелялись от слепоты, паралича. Помолиться Иерусалимскому образу можно во время стихийных бедствий или при неприятностях на работе.

Измайловский список Иерусалимской иконы. Заступничество и помощь Божией Матери (+ фоторепортаж с праздничной службы)

27 Октября 2015   18:32

Об истории Иерусалимской иконы Божией Матери рассказал протоиерей Владимир Кутикин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове, где пребывает чтимый список с чудотворного Иерусалимского образа.

— Чем ваш приход отличается от других храмов Москвы?

— Его главная особенность в том, что храм в советское время не закрывался, богослужебная традиция не прерывалась.

Кроме того, здесь служили известные пастыри. Например, будущий Псково-Печерский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который в 1945 году здесь был рукоположен во иерея. Его духовные чада, каковых у нас на приходе осталось довольно много, помнят его и в день его рукоположения, 25 октября, собираются в храме, чтобы поучаствовать в особом поминовении. Здесь же служил известный в Москве священник Виктор Жуков.

— Духовные чада о. Иоанна Крестьянкина как-то отличаются от остальных прихожан?

— Да, серьезно отличаются своим, я бы сказал, духовным спокойствием и умиротворением. Строгостью отношения к духовной жизни, взвешенностью. Скрупулезным исполнением своих христианских обязанностей, то есть посещением храма, всех церковных праздников. Своим духовным настроем они подают пример и нам, приходским священникам.

— Почему Иерусалимская икона Божией Матери особо почитается верующими?

— По церковному преданию, Иерусалимская икона Божией Матери была написана самим евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Спасителя. В начале Х века Иерусалимская икона попала в Херсонес. Впоследствии икону дали как приданое византийской царевне Анне, когда она вышла замуж за святого равноапостольного князя Владимира. По указанию Ивана Грозного с иконы было сделано несколько списков, а оригинал был перевезен в Москву, где икона пребывала в Успенском соборе Кремля до войны 1812 года. В результате разорения Москвы французами чудотворный образ был утерян.

Икона, которая находится в нашем храме, это список 1679 года с той самой древней иконы. Список был сделан при царе Алексее Михайловиче (1645-1676), который особо почитал этот образ. Измайловский список был прославлен в 1771 году после морового поветрия, унесшего жизни многих москвичей. Перед этой иконой стали совершать ежедневные молебны, после которых икону обносили вокруг села. Благодаря заступничеству Божией Матери и попечением управителя села Ивана Савича Брыкина, расставившего вокруг села карантины и принявшего строгие меры в борьбе с эпидемией, чума миновала село Измайлово. С этого времени отмечается особое почитание чудотворной иконы Божией Матери «Иерусалимской» в селе Измайлове и Московском уезде.

— А где находится оригинал, написанный апостолом Лукой?

— Серьезных исследований истории Иерусалимской иконы Божией Матери не проводилось. Была одна статья в Журнале Московской Патриархии в пятидесятых годах. Над историей этой иконы также работал реставратор Виктор Васильевич Филатов. Он искал эту икону, в том числе за рубежом. Виктор Васильевич утверждал, что у него есть все основания считать, что икона хранится в Соборе Парижской Богоматери. Он даже направил во Францию запрос, но ответа так и не получил.

— Что для прихода сегодня значит этот образ?

— Возможность обратиться к Богородице через ее чудотворную икону и получить скорое исполнение прошений. Храм не ведет записи чудес, совершенных по молитвам перед этим образом, но люди приходят и рассказывают о таких случаях священникам. На моей памяти такие чудеса бывали, и не раз, особенно это касается болящих детей. Так, одна наша прихожанка рассказала мне, что ее сыну предстояла хирургическая операция на глазах. Она усердно молилась перед образом Пресвятой Богородицы. Прошло буквально несколько недель. Врачи еще раз проверили ее сына, и оказалось, что операция больше не требуется.

Измайловский список Иерусалимской иконы Божией Матери давно известен и чтим на Руси, и это не случайно. Есть пословица — к пустому колодцу за водой не ходят. Если вы посмотрите на мраморный пол перед иконой, то вы увидите, что он неровный — за долгие годы люди коленями протерли в полу углубление. Народ чувствует, где он получает заступничество и помощь.

***

25 октября 2015 года, в праздник иконы Божией Матери «Иерусалимская», праздничную Литургию в храме Рождества Христова в Измайлове возглавил управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Текст и фото: Кирилл Миловидов

Московская городская епархия

Известные списки иконы Иерусалимской Божьей Матери

Древний Софийский образ, послуживший основой для новгородских списков, утрачен, название иконы лишь указывает на иерусалимское происхождение прототипа. В Софийском соборе Константинополя, согласно летописям, до XV века также находился образ Богородицы, перенесенный из Иерусалима. В Царьграде, как о том повествуют исторические источники, находился и храм, освященный в честь Иерусалимской иконы Богоматери.

Вышивка бисером Иерусалимская Божья Матерь

Наиболее известным в пределах нашей страны является новгородский список иконы Иерусалимской божьей матери, датируемый началом XVI в. Находится он не в храме, а в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. До 1934 г. пребывал в частном собрании А.М. и А.В.Мараевых. Икона достаточно велика, 105,7 х 82,9 см, что косвенно утверждает предание об апостольском происхождении образа, ибо Евангелисту Луке приписываются создание исключительно масштабных, монументальных изображений Богоматери.

Икона Иерусалимская Божья Матерь – одна из известнейших в петербургской музейной экспозиции. Она изображена на обложке фундаментального исследовательского издания 1994 года, посвященного образу Богоматери в произведениях из собрания Русского музея.

С XVIII века образ был повсеместно известен в пределах нашего Отечества. Известные почитаемые списки находились в костромской Кривоезерской пустыни, церкви волынского села Онышковец, Крестовоздвиженском женском монастыре Подольской губернии. Последняя была передана в дар обители Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1855 году.

В подмосковном Измайлове в 1867 году жители сел Коломенское, Дьяково и Садовой слободы, прибегшие к чудотворной помощи святыни, были избавлены от начавшейся эпидемии холеры. В советский период последнее упоминание о крестном ходе с измайловским списком иконы относится к 1926 году.

Иерусалимская Матерь Божья чтима московскими староверами, находится в старообрядческой общине Покровского собора на Рогожском кладбище. В Иерусалиме, в храме, воздвигнутом над гробницей Божьей Матери, хранится почитаемая икона кисти русской монахини-иконописца, насельницы одного из Иерусалимских монастырей. Написана она около столетия назад благодаря видению Богородицы, повелевшей изобразить Ее именно такой, какой Она увиделась.

По неподтвержденным сведениям, пропавшая в Москве в 1812 году икона находится в столице Франции, хранится в Нотр-Дам де Пари, соборе Парижской Богоматери. В российской же столице и доныне остаются точные списки образа, наиболее чтимые –

  • в Успенском соборе, прямо за Патриаршим местом, с изображением на полях апостолов и мучеников.
  • в Измайловском храме Рождества Христова
    .

Храм в честь иконы Иерусалимской божьей матери построен в 1840-1846 годах в подмосковных Бронницах. Здесь также пребывает чудотворная икона, заступничеством которой местные жители были избавлены от морового поветрия холеры 1866 года. Празднование в честь этого события происходит ежегодно 12 августа. Список с чудотворной иконы Иерусалимская Божья Матерь находится в Троицком соборе города Подольска.

Иконы Иерусалимской Божьей Матери вышиты бисером с использованием янтаря, страз, жемчуга, канители, драгоценных и полудрагоценных камней. Лики написаны масляной краской на тонком холсте. Время на вышивку 2 месяца. Схемы и наборы для вышивки Иерусалимской Божией Матери не используются.

Иерусалимская икона на Руси

В 988 г. в Корсуни, греческой колонии Причерноморья, принял святое Крещение великий князь Руси – Владимир. Его путь к Христу не был простым: здесь и сомнения, и трудный личный выбор. Язычник, князь-воитель, любимец дружины, непросто воспринимал христианские истины. Но как знамение помощи Божией он получил из Константинополя дорогой подарок – Иерусалимский образ Богородицы. По-видимому, икону привезла ему нареченная невеста, византийская царевна Анна. Отправляясь на Русь, она взяла с собой образ на благословение как себе, так и Русской земле.

Возможно, одним из первых чудес Иерусалимской иконы на Руси стало преображение ее великого князя. Из язычника он стал христианином глубокой и сильной веры. Одним из первых дел Владимира по приезде из Корсуня домой стала посылка Иерусалимской иконы Новгороду. Новгородцы всегда противостояли Киеву в политической борьбе на Руси. Им-то, своим противникам, князь послал святыню, которая была так ему дорога –как благословение и примирение во Христе.

С тех пор Иерусалимский образ находился в соборе Св. Софии Премудрости Божией Новгорода, а северные области Руси особенно любили именно эту икону. Образ находился в Софии Новгородской четыре века.

Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира.

Интересный факт

В 1478 г. Новгород становится частью Московской Руси. Но и увозя из бывшей Новгородской республики вечевой колокол – символ независимости – «государь всея Руси» Иван III не тронул главную новгородскую святыню, подаренную Владимиром.

А вот Ивана IV Грозного почитание образа новгородцами не остановило. После печально знаменитого похода 1571 г. царь забрал святыню в столицу. В Кремле, в Успенском соборе, он установил ее на почетном месте, среди других святынь. Впрочем, из Новгорода царь не стал забирать красивый и богатый оклад, когда-то сделанный благочестивыми горожанами. Впоследствии новгородцы изготовили точную копию образа. Теперь в Софийском соборе под дорогим окладом находился список святыни.

Война 1812 г. и исчезновение образа

Когда в 1812 г. Москва была захвачена французским императором Наполеоном, войска его учинили грабеж русской столицы. Дело довершил знаменитый пожар. Тогда разорению подверглись многие храмы, утрачены святыни и реликвии. Пропала из разграбленного французами собора и Иерусалимская икона. Как свидетельствовали современники, образ увезли во Францию. Его отправили в знаменитый Нотр-Дам, Собор Парижской Богоматери.

В Святом Городе

Первым местом пребывания образа, очевидно, был Иерусалим. Но где был образ на протяжении первых трех веков истории Церкви, во время гонений, точно не известно. Предполагается, что местом его нахождения были христианские общины римской провинции Антиохии. Более ясно место пребывания святыни с IV в., когда прекращаются гонения на христиан, а Иерусалим восстанавливается после разрушения римлянами в 70 г.

Полезные материалы

В 330-е гг., при императоре Константине, в Святом Городе были обретены многие христианские реликвии: Крест Господень, Терновый венец Спасителя, найдено место Распятия Спасителя и Гроб Господень. На месте, где случились события, определившие весь ход истории мира, с 335 г. появился храм Воскресения Христова. Его закладка и строительство – дело матери императора, царицы Елены. Сюда переносятся многие христианские святыни. Считается, что так оказался здесь и образ кисти св. Луки.

Смиренная Мария

Одно из самых известных чудес в эти годы – обращение прп. Марии Египетской. Мария, ведшая жизнь, далекую от христианской, пришла на поклонение Кресту Господню. Но раз за разом неведомая сила не допускала ее войти в храм. Тогда-то грешница возопила с покаянием к Богородице, икона Которой была при входе. Пречистая не только приняла покаяние Марии, но и стала ее руководительницей на дальнейшем иноческом пути. Многие считают, что этой иконой была Иерусалимская.

В столице Византии

Шло время. На востоке Римской империи возникла новая столица – город Константинополь, затем образовалась Византийская империя. В отличие от Рима, имевшего языческое прошлое, «Новый Рим» строился как христианский град. Сюда со времен Константина Великого начали собирать христианские реликвии. Известно, что с 463 г. царь Лев Великий даровал своей столице чудотворный Иерусалимский образ Богородицы. Этот император особо почитал Пресвятую Деву: ведь, согласно сохранившемуся преданию, Она Сама благословила на царствование Льва, когда он был еще простым воином. Первое время святыня была в храме, называемом «Источник», на месте явления Богородицы будущему императору. Затем местом нахождения иконы стала Богородичная церковь во Влахернах.

Чудо при осаде Константинополя

В начале VII в. вновь записано чудесное знамение. Тогда Византийская империя постоянно сталкивалась с варварскими племенами, появившимися на ее северных границах. В 626 г. Константинополь осадили племена, которых византийский историк определяет как «скифов». Упоминается, что, кроме скифов в осаде участвовали воины разных племен, среди них были и славяне. Количество нападающих было огромно, силы защитников городе невелики. С последней надеждой народ бросился в храмы. Много молящихся было во Влахернской церкви.

7

Август

626 года

После десятидневной осады 80-тысячным войском начался решающий штурм столицы Византии.

Огромное количество варваров двинулись на город с моря и суши. Но штурм не просто провалился: врагов ожидал ужасающий разгром. Под стенами города количество убитых было таково, что язычники не сумели похоронить всех. А на море и вовсе произошло странное. Корабли нападающих атаковали византийские суда. Те начали поспешное отступление. Но внезапно варварский флот были разметан и потоплен, причем случилось это рядом с Влахернским храмом – местом пребывания чудотворной иконы.

Византийский историк Синкелл пишет: «Некоторые говорят, что наши воины были подвигнуты к отступлению не страхом перед противником, но что сама Дева, желая показать свою власть творить чудеса, приказала им притворно отступить, чтобы варвары потерпели полное крушение около Её святого храма, нашей спасительной пристани и тихой гавани — Влахернского храма Богородицы».

Достойно внимания и то, что среди осаждающих были славяне. Не тогда ли они впервые познали всемогущую силу христианского Бога? Пройдет чуть более 350 лет и чудотворный образ совершит путешествие на Русь.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий